Программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия с учителем начальных классов" по развитию и формированию устной и письменной речи (3 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа для учащихся с ТНР , обучающихся по адаптированной программе Вариант 5.1
Иконка файла материала программа 1 Рогозина.docx

Пояснительная записка

 

Программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем начальных классов» по развитию и формированию устной и письменной речи для  обучающейся в общеобразовательной учреждении разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (вариант 5.1)

• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.

• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),

• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ».утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014. 18.05.2015,31.12.2015).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом, Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

Уставом Школы,

• С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихсяс ТНР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования:

Обеспечение достижения выпускником НОО планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной

общеобразовательной программы начального общего образования

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи программы коррекционной работы

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований.

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное  и  неправильное  произнесение  звука;  умение  правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение  речевого  потока  посредством  пауз,  логического  ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита(умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность  психофизиологического,  психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение  принимать  решения  в  области  жизнеобеспечения;  владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;

-  овладение  социально­бытовыми  умениями,  используемыми  в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;

- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции

речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение  и  устойчивая  мотивация  к  активному  использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;

- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мирена основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активного взаимодействие с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;

-  дифференциацию  и  осмысление  адекватно  возрасту  своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса(с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Эти  требования  конкретизируются  в  соответствии  с  особыми образовательными потребностями обучающихся.

 

Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

• через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);

           в рамках внеурочной деятельности, в форме специально организованных  индивидуальных занятий  (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции нарушений устной речи,  коррекции и  профилактике  нарушений  чтения  и  письма,  препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям);

в  рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости;

Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности (позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающейся с ОВЗ (ТНР).

 

По АООП НОО (вариант 5.1) в коррекционно-развивающей области выделены  часы следующих коррекционных курсов:

* Коррекционно-развивающие занятия по развитию и формированию устной и письменной речи - 2 час, включающих восполнение возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету русский язык, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы, овладения орфографическими навыками.

* Логопедические коррекционно-развивающие занятия: с целью формирования навыков письменной речи - 1 час по развитию графомоторных навыков и с целью коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова - 1 час по формированию звуковой стороны речи;     

* Коррекционно-развивающие занятия  с  психологом  -   1   час  с  целью развития   и коррекции психических  процессов.

 

План коррекционно-развивающих занятий

на 2022-2023 учебный год

 

Направление

Формы организации

Название

Кол-во часов в неделю

Коррекционно-развивающая область (вариант 5.1)

Индивидуальная

Коррекционно-развивающие занятия по развитию и формированию устной и письменной речи

2

Индивидуальная

Логопедические коррекционно-развивающие занятия

2

Индивидуальная

Коррекционно-развивающие занятия с психологом

1

Итого:

5

 

 

Развитие и формирование устной и письменной речи

Требования к уровню подготовки обучающейся – 3 класс

         Обучающаяся должны знать:

-доступное определение терминов «слово», «словосочетание», «предложение»;

-доступное определение термина «текст», его основные особенности;

-названия и последовательность времен года, характеристику основных сезонных изменений в природе, название осенних, зимних, весенних и летних месяцев;

-профессии работников школы, людей, работающих на транспорте и в сфере торговли, занятых в сельском хозяйстве;

-названия и краткую характеристику 7-8 видов деревьев, кустарников, цветковых растений, комнатных растений;

-названия и краткую характеристику игрушек, учебных принадлежностей, предметов оборудования школы, елочных украшений (по 5-6);

-отличительную характеристику 5-6 домашних животных и птиц, а также обитателей живого уголка, их образ жизни, основы ухода;

-отличительную характеристику 7-8 диких животных и птиц, их образ жизни, места обитания;

-сходство и различия диких и домашних, зимующих и перелетных птиц;

-названия и характеристику основных видов транспорта (по 5-6), сезонных игр и развлечений, видов спорта (по 4-5);

-обобщение понятия: овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, насекомые, рыбы, сезонная одежда и обувь, их характеристики;

-имя, отчество и фамилию свои и родителей, свой возраст, день рождения, домашний адрес, номер телефона;

-названия родного города, государства, столицы, символики государства, рек (по 3-4), озер, крупных городов на территории России.

-правила поведения в классе и в школе, в гостях и дома, за столом;  режим дня школы;

-названия и назначение предметов санитарно-гигиенического ухода, правила личной гигиены;

-основы безопасного поведения в школе, в транспорте, на улице, в домашних условиях, при использовании электрических приборов и газового оборудования, при половодье, таянии льда на реке, ледоходе, оттепели и таянии сосулек, на водоеме, в лесу.

         Обучающаяся должна уметь:

-выделять и называть части некоторых предметов;

-распределять названия предметов по группам;

-пользоваться правильной грамматической формой слова в зависимости от ее значения в составе предложения;

-составлять предложения по моделям;

-выделять предмет, признак предмета и действие в предложении;

-различать вопросы кто? и что? как вопросы о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросы что делает? и что делал? Как вопросы о действии, осуществляемом в настоящем или прошедшем времени;

-образовывать формы множественного числа существительных с окончаниями –ы(-и),        -а(-я) и глаголов настоящего и прошедшего времени;

-составлять и употреблять в речи предложения (3-5-членные) со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол);

-различать окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту);

-различать окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного

-выделять из предложений слова, обозначающие признаки предметов;

-распространять словосочетания и предложения словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?;

-согласовывать прилагательное с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа;

-формулировать вопросы;

-слушать рассказ (читаемый текст); воспроизводить содержание текста, сказки по иллюстрации;

-составлять с помощью учителя устный рассказ с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией;

-пересказать знакомую сказку или рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя);

-составлять по картинке или серии картинок определенное количество предложений (4-6), объединенных общей темой, или небольшой рассказ с соблюдением логики развития сюжета;

-описывать предметы по цвету, размеру, назначению, месторасположению.

 

Содержание.

1. Понятие о языке. Культура речи.

Общие сведения о языке. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и ихиспользование в речи.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические правописания).

Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и литературными нормами современного русского литературного языка.

2. Фонетика, графика и орфоэпия.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Соотношение звука и буквы. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Основные нормы произношения и ударения.

3. Звукопроизношение.

Соблюдение темпа и ритма речи, пауз, интонации, логического ударения. Развитие движений органов артикуляционного аппарата, артикуляционные уклады различных фонем. Формирование правильных артикуляционных укладов дефектных фонем.

Формирование правильного звукопроизношения. Различение звуков по артикуляционным признакам.

4. Лексика, морфология и морфемика.

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Активный и пассивный словарный запас.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи.

Основные способы образования слов.

5. Грамматика.

Согласование слов в словосочетаниях и предложениях. Правильное употребление предлогов. Правильное употребление падежных окончаний имён существительных.

Правильное употребление числовых форм имён существительных. Согласование имён существительных и имён прилагательных в роде, числе и падеже. Согласование существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени 3-го лица.

Использование местоимений в предложениях. Распространение простых предложений второстепенными членами. Связь предложений по смыслу при составлении текста.

6. Синтаксис и работа с текстом.

Единицы синтаксиса русского языка.

Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные. Понятие текста, основные признаки текста (смысловая цельность, связность). Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли. Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение).

Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения.

Овладение различными видами чтения.

Создание устных текстов разных стилей и жанров, переработка текста.

 

 

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

по развитию и формированию устной и письменной речи  (3 класс)

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Дата по плану

Дата факт.

1

1

Текст. Предложение. Устное составление текста о Дне знаний

2.09

 

2

1

Текст. Предложение.

6.09

 

3

1

Предложение по цели высказывания.

8.09

 

4

1

Предложение по цели высказывания.

13.09

 

5

1

Предложение. Слово. Чтение предложений с различной интонацией

15.09

 

6

1

Предложение. Слово

20.09

 

7

1

Предложение. Связь слов в предложении.

22.09

 

8

1

Предложение. Распространение предложений, главные и второстепенные члены предложения

27.09

 

9

1

Предложение. Словосочетание. Запись словосочетаний

29.09

 

10

1

Работа с деформированным текстом

4.10

 

11

1

Работа с деформированным текстом

6.10

 

12

1

Работа с деформированным текстом

11.10

 

13

1

Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.

13.10

 

14

1

Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.

18.10

 

15

1

Окончание.

20.10

 

16

1

Суффиксальный способ образования слов.

25.10

 

17

1

Суффиксальный способ образования слов.

27.10

 

18

1

Суффиксальный способ образования слов.

8.11

 

19

1

Приставки.

10.11

 

20

1

Предлоги. Разучивание стихов ко Дню матери

15.11

 

21

1

Дифференциация предлогов и приставок.

17.11

 

22

1

Рассказ по сюжетным картинкам, с опорой на вопросы

22.11

 

23

1

Пересказ с опорой на вопросы

24.11

 

24

1

Составление и запись предложений с опорой на сюжетную картинку

29.11

 

25

1

Составление предложений с прилагательными и наречиями

1.12

 

26

1

Правописание безударных гласных в корне.

6.12

 

27

1

Имя существительное. Составление небольшого рассказа о погоде

8.12

 

28

1

Имя существительное. Одушевлённые имена существительные

13.12

 

29

1

Имя существительное. Неодушевлённые имена существительные. Составление небольшого рассказа о транспорте

15.12

 

31

1

Имя существительное. Разучивание стихов к Новому году

20.12

 

32

1

Изменение существительных по числам

22.12

 

33

1

Род имён существительных.

27.12

 

34

1

Род имен существительных

29.12

 

35

1

Составление текста по картинкам

10.01

 

36

1

Склонение существительных.

12.01

 

37

1

Склонение существительных.

17.01

 

38

1

Составление предложения с заданными словосочетаниями

19.01

 

39

1

Пересказ по опорным словам

24.01

 

40

1

Составление предложений

26.01

 

41

1

Работа с деформированным  текстом

31.01

 

42

1

Составление рассказа по опорным словам

2.02

 

43

1

Рассказ о профессиях родителей

7.02

 

44

1

Пересказ по опорным словам.

9.02

 

45

1

Работа с деформированным текстом

21.02

 

46

1

Рассказ «Моя любимая игрушка»

28.02

 

47

1

Родственные слова.

2.03

 

48

1

Формы слова

7.03

 

49

1

Имя прилагательное

9.03

 

50

1

Изменение имён прилагательных по числам

14.03

 

51

1

Изменение имён прилагательных по числам

16.03

 

52

1

Имя прилагательное. Словосочетание

21.03

 

53

1

Имя прилагательное. Словосочетание

30.03

 

54

1

Имя прилагательное. Словосочетание

4.04

 

55

1

Изменение прилагательных в единственном числе по родам

6.04

 

56

1

Изменение прилагательных в единственном числе по родам

11.04

 

57

1

Текст-описание

13.04

 

58

1

Составление текста-описания

18.04

 

59

1

Глагол. «Спортивные игры» - словарь глаголов

20.04

 

60

1

Глагол. «Спортивные игры» - словарь глаголов

27.04

 

61

1

Изменение глагола по числам и временам.

2.05

 

62

1

Изменение глагола по числам и временам. Чтение стихов о Великой Отечественной войне

4.05

 

63

1

Изменение глагола по числам и временам.

11.05

 

64

1

Изменение глагола по числам и временам.

16.05

 

65

1

Текст-рассуждение

18.05

 

66

1

Составление текста-рассуждения

23.05

 

67

1

Составление текста по сюжетным картинкам

25.05

 

68

1

Итоговое занятие. Викторина «Части речи»

30.05

 

 

 

 

Используемая литература:

1.     Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи обучающихся начальной школы. М. Национальный книжный центр. 2015. 320 с.

2.     Лалаева Р.И., Венидиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. М. – Изд-во Союз СПб, 2011. 219 с.

3.     Кобзарева Л.Г., Резунова М.П. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. Воронеж. 2014

4.     Сборник рабочих программ «Школа России». Методические пособия для учителей начальных классов


 

5.