Программа внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Для детей 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Автор – составитель: Панаѐтова О.И.
Пояснительная записка
Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из больных мест нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.
Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учѐт в преподавании многофункциональности самого языка.
Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.
Цель программы Занимательная лингвистика - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.
Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют это сделать. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Внеклассная работа по русскому языку помогает восполнить этот пробел, т.к. она побуждает узнавать что-то новое о русском языке, развивать самостоятельность учащихся, их творческую инициативу.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.
На каждом занятии данного факультативного курса мною используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.
Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.
В этой связи, данный факультативный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков (в частности немецкого и английского), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.
Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.
Главная задача данного курса – содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через
совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества; помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему, убедить ребят в необходимости постоянного совершенствования своего орфографического мастерства.
Данная цель достигается через: знакомство с основными разделами языкознания, совершенствование навыков лингвистического анализа, знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними, уточнением и обогащением словарного запаса, проведение интегрированных уроков.
В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведѐт к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.
Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков на развитие ребѐнка, для создания условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую активность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку.
Курс “Занимательный русский язык” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Новизна внеурочной деятельности задаѐт тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения. Внеурочная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.
Изучение курса «Занимательный русский язык» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ учебной деятельности у младших школьников;
• развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
• расширение и углубление программного материала;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Курс «Занимательный русский язык» ставит следующие задачи:
1. Работать над совершенствованием общего языкового развития младших школьников.
2. Закрепление умения правильно произносить, различать, классифицировать звуки по заданному основанию.
3. Строить устное речевое высказывание.
4. Действовать по алгоритму.
5. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
6. Углубить знания учащихся об истории развития литературного языка; о закономерностях развития языка; о тесной связи его истории с историей развития народа.
7. Формирование норм поведения в классе, норм коммуникативного взаимодействия.
Данная программа предназначена для учащихся 1 – 4 класса, рассчитана на 135 часов. 1 год - 33 часа, 2 год - 34 часа, 3 год - 34 часа, 4 год - 34 часа. Рекомендуется
проводить занятия 1 раз в неделю. Программа направлена на закрепление умений и навыков, полученных на уроках русского языка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словарного запаса младшего школьника, совершенствование фонематического слуха.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательный русский язык” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого занятия обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательный русский язык” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;
• мотивационная основа учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Внеурочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов первого уровня. Приобретение школьниками знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, о способах действий.
Ученик научится:
• проговаривать последовательность действий;
• слушать и понимать речь других;
• осуществлять анализ языковых единиц с выделением существенных и несущественных признаков;
• проводить сравнение и классификацию звуков речи по заданным критериям;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (из букв - слово, из слов - предложение, из предложений - текст);
• действовать но алгоритму, принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Ученик получит возможность научиться:
• действовать по предложенному учителем плану в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• оценивать правильность выполнения действия;
• учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию;
• оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, использовать речь для регуляции своего действия;
• владеть диалогической формой речи, учитывать правило в планировании и контроле своего действия.
К концу первого года обучения дети должны |
|
Знать (теория) |
Уметь (практика) |
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим) |
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко – буквенный анализ слов |
Признаки гласных и согласных звуков |
Распознавать твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах |
Буквы русского алфавита |
Правильно писать слова с сочетаниями жиши, ча-ща, чу-щу, чк-чн |
|
Делить слова на слоги |
|
Переносить слова по слогам |
|
Писать с большой буквы имена и фамилии |
|
людей, клички животных, названия городов, деревень, сѐл, рек, озѐр, морей, стран |
|
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы |
|
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом |
К концу второго года обучения дети должны |
|
Знать (теория) |
Уметь (практика) |
Признаки гласных и согласных звуков |
Выполнять звуко – буквенный анализ слов |
Буквы русского алфавита |
Распознавать твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах |
Состав слова |
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова |
|
Проверять и правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце |
|
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делал? что сделал? |
|
Делить слова на слоги |
|
Переносить слова по слогам |
|
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы |
|
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом |
|
Составлять текст по вопросам учителя |
К концу третьего года обучения дети должны |
|
Знать (теория) |
Уметь (практика) |
Правила правописания слов с изученными орфограммами |
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова |
|
Писать правильно слова с удвоенными согласными |
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола) |
Определять род, число имѐн существительных и имѐн прилагательных |
|
Определять число, время глаголов |
Главные члены предложения |
Разбирать предложение по членам предложения |
|
Обозначать на письме интонацию перечисления |
Состав слова. Образование слов |
Разбирать слова по составу |
|
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно |
К концу четвѐртого года обучения дети должны |
|
Знать (теория) |
Уметь (практика) |
Звуки и буквы. Алфавит |
Производить фонетический разбор |
Правила правописания слов с изученными орфограммами |
Писать слова с изученными орфограммами |
|
Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами |
|
Различать омонимы, синонимы, антонимы |
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия, предлога) |
Различать падежи. Ставить правильные падежные вопросы к разным частям речи |
|
Правильно писать падежные вопросы к разным частям речи |
|
Правильно писать падежные окончания имѐн существительных, имѐн |
|
прилагательных, местоимений |
|
Определять время глаголов. Различать типы спряжения глаголов. Отличать глаголыисключения |
|
Правильно писать НЕ с глаголами |
|
Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы |
|
Производить морфологический разбор слова |
Главные и второстепенные члены члены предложения |
Обозначать на письме интонацию перечисления |
|
Писать и разбирать предложения с однородными членами |
|
Производить синтаксический разбор предложения |
Состав слова. Образование слов |
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно |
|
Разбирать слова по составу |
Формы проведения итогов реализации:
1 класс – Игра «В стране выученных уроков»
2 класс – грамматическое домино, игра «Что? Где? Когда?».
3 класс – интеллектуальный марафон.
4 класс – творческая гостиная.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Необычные игры. |
1 |
|
1 |
2 |
Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). Грамматические сказки о звуках и буквах. |
1 |
1 |
|
3, 4 |
Гласные звуки. Грамматическая сказка «Кто важнее?» |
2 |
1 |
1 |
5, 6 |
Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах). Дидактические игры, упражнения. |
2 |
1 |
1 |
7, 8 |
Согласные звуки. Звонкие и глухие. Дидактические игры, головоломки. |
2 |
1 |
1 |
9 |
Согласные звуки. Составление рассказа, сказки на заданный согласный. |
1 |
1 |
1 |
10 |
Согласные звуки. “Грамматическое домино”. |
1 |
|
1 |
11 |
Игра – путешествие «Обобщение изученного материала». |
1 |
|
1 |
12-13 |
Слог. Грамматические сказки. Перевѐртыши. Домино. |
2 |
1 |
1 |
14 |
Добрый “волшебник” – Ударение. Дидактические игры, головоломки. |
1 |
|
1 |
15-16 |
Заколдованные буквы. Сказка «Страна ошибия». |
2 |
1 |
1 |
17-18 |
Мягкий знак ищет слова. Дидактические игры, головоломки. |
2 |
1 |
1 |
19 |
Весѐлые рифмы. Анаграммы |
1 |
|
1 |
20-21 |
Слог. Весѐлые рифмы. |
2 |
1 |
1 |
22 |
Буквы. Звуки и буквы. |
1 |
|
1 |
23-24 |
Слово. Лексическое значение слова. Загадки-складки «Доскажи словечко» |
2 |
1 |
1 |
25 |
Слово. Ребусы. |
1 |
|
1 |
26 |
Слово. Лексическое значение слова. Пословицы. |
1 |
1 |
|
27 |
Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”. |
|
|
|
28 |
Предложение. |
1 |
1 |
|
29-30 |
Порядок слов в предложении. Деформированные предложения. |
2 |
|
2 |
31-32 |
Текст |
2 |
1 |
|
33 |
Итоговое занятие. Игра «В стране выученных уроков» |
1 |
|
1 |
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Повторяем жителей страны слов – звуковичками (звуками). |
1 |
|
1 |
2-3 |
Игра “Грамотный регулировщик”. (Звукобуквенный анализ слов). |
2 |
1 |
1 |
4 |
Сюжетная игра “Сказание о Ролане”. Слово – имя собственное. |
1 |
|
1 |
5 |
Игра – сказка “Пропавшие имена”. |
1 |
|
1 |
6 |
Собираем слова. |
1 |
|
1 |
7-8 |
Игры Деда Буквоеда. |
2 |
|
2 |
9 |
Викторина «Интересные буквы и звуки» |
1 |
|
1 |
10-11 |
Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?” |
2 |
1 |
1 |
12 |
Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. |
1 |
1 |
|
13 |
Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”. |
1 |
1 |
|
14 |
“Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). |
1 |
|
1 |
15-16 |
Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда! |
2 |
1 |
1 |
17 |
“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите). |
1 |
|
1 |
18 |
Играем в загадки. |
1 |
|
1 |
19 |
Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением). |
1 |
1 |
|
20-21 |
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. |
2 |
1 |
1 |
22 |
Звонкие и глухие “одиночки”. |
1 |
1 |
|
23 |
Из чего строятся слова? |
1 |
|
1 |
24 |
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму. |
1 |
|
1 |
25 |
Суффикс – работяга |
1 |
|
1 |
26 |
Играем в прятки. Как растут слова. Родственные слова. |
|
|
|
27 |
Приключения в стране “Имя существительное”. |
1 |
|
1 |
28 |
Приключения в стране “Имя прилагательное”. |
1 |
|
1 |
29 |
Дружба имени существительного с именем прилагательным. |
1 |
1 |
|
30 |
Здравствуй, глагол! |
1 |
1 |
|
31-32 |
Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. |
2 |
1 |
1 |
33 |
Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя). |
1 |
|
1 |
34 |
Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?» |
1 |
|
1 |
3 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?” |
1 |
|
1 |
2 |
“Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” |
1 |
|
1 |
3-4 |
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Незаменимый мягкий знак. |
1 |
|
1 |
6 |
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. |
1 |
|
1 |
7 |
Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). |
1 |
|
1 |
8 |
Волшебник “Ударение”. |
1 |
|
1 |
9-10 |
Из чего же, из чего же состоят слова? |
2 |
|
1 |
11 |
Новые друзья корней – приставки. |
1 |
|
|
12-13 |
В стране парных звонких и глухих согласных. |
2 |
1 |
1 |
14 |
В стране одиноких согласных. |
1 |
|
1 |
15-16 |
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). |
2 |
1 |
1 |
17 |
Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). |
1 |
|
1 |
18 |
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). |
1 |
|
1 |
19 |
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). |
1 |
|
1 |
20 |
Слова – части речи. |
1 |
|
1 |
21 |
Имя существительное – часть страны Речь. Составляем ребусы. |
1 |
|
1 |
22 |
Имя существительное. Составляем крос- |
1 |
|
1 |
|
сворд. |
|
|
|
23 |
Как у существительных род появился. Дидактические игры, головоломки. |
1 |
|
1 |
24 |
Сказка о падеже. Этимология названий падежей. |
1 |
1 |
|
25 |
Имя прилагательное – часть страны Речь. |
1 |
1 |
|
26 |
Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). |
1 |
|
1 |
27 |
Глагол – часть страны Речь. |
1 |
|
1 |
28-29 |
Глагол и его друзья. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. |
2 |
1 |
1 |
30 |
А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. |
1 |
|
1 |
31-32 |
Редактирование. Предложение. Игры «Наведи порядок», «Замени слово», «Собери предложения» |
2 |
|
2 |
33 |
Творческая мастерская. Сочиняем стихи. |
1 |
|
1 |
34 |
Итоговое занятие. «Интеллектуальный марафон» |
1 |
|
1 |
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? |
1 |
|
1 |
2 |
Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными). |
1 |
|
1 |
3 |
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? |
1 |
|
1 |
4 |
Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. |
1 |
1 |
|
5 |
Как морфология порядок навела. (О частях речи). |
1 |
1 |
|
6 |
Имя существительное – часть страны Речь. Составление кроссворда. |
1 |
|
1 |
7 |
Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). |
1 |
1 |
|
8 |
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Интеллектуальный клуб Знаек. Заседание первое |
1 |
|
1 |
9 |
Слова с противоположным значением. (Антонимы). Интеллектуальный клуб Знаек. Заседание второе |
1 |
|
1 |
10 |
Слова – тезки. (Омонимы). Интеллектуальный клуб Знаек. Заседание третье |
1 |
|
1 |
11 |
Хорошо ли ты знаешь имя существительное? |
1 |
|
1 |
12 |
Словарное богатство родного языка. Игра “Лексическое лото” |
1 |
|
1 |
13 |
Имя прилагательное – часть страны Речь. |
1 |
1 |
|
14 |
Очень занимательное – имя прилагательное. |
1 |
1 |
|
15 |
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? |
1 |
|
1 |
16 |
Универсальные заменители. (Назначение местоимений). |
1 |
1 |
|
17 |
Глагол – часть страны Речь. |
1 |
1 |
|
18 |
Сказка о глаголе, о спряжении глагола. |
1 |
|
1 |
19 |
Глагол и его друзья. |
1 |
1 |
|
20 |
Глагол – настоящий богач среди частей речи. |
1 |
|
1 |
21 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). |
|
|
1 |
22 |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! |
1 |
|
1 |
23 |
Откуда появились глаголы – исключения? |
1 |
|
1 |
24 |
Игра – путешествие «Хорошо ли ты знаешь глагол?» |
1 |
|
1 |
25-26 |
В царстве наречий. |
2 |
1 |
1 |
27-28 |
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц. |
2 |
1 |
1 |
29 |
Хорошо ли ты знаешь части речи? |
1 |
|
1 |
30 |
Угадай-ка. (Виды текстов: описание, повествование, рассуждение) |
1 |
1 |
|
31 |
Составление рассказа по картине «На реке» |
1 |
|
1 |
32 |
Блокнот трудных орфограмм. |
1 |
|
1 |
33 |
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. |
1 |
|
1 |
34 |
Итоговое занятие. Работа творческих групп. |
1 |
|
1 |
1 класс
Раздел 1. Звуки и буквы
Теория
Учащиеся учатся слушать и различать звуки речи и другие звуки (звуки города, звуки природы). Нахождение в словах согласных звуков, анализ звуков в слове, классификация звуков по звонкости-глухости, классификация звуков но твердости- мягкости.
Работа по разграничению понятий «гласные звуки» и «буквы гласных звуков», «согласные звуки» и «буквы согласных звуков». Определение буквы, обозначающей заданный звук, замена буквы в словах при образовании нового слова
(смыслоразличительная функция буквы).
Практика
Нахождение в словах гласных звуков. Побор слов, начинающихся с заданного звука.
Под руководством учителя распределяются на группы, определяют способ деятельности в группах, распределяют обязанности, запоминают и воспроизводят слова, начинающиеся со звука..., составляют и рассказывают сказку, рассказ, оценивают результаты деятельности групп.
Выделение в слове ударных – безударных слогов, составление слов на заданный слог.
Составление слоговой модели слова с указанием ударного слога.
Раздел 2. Слово и предложение Теория.
Обращение к семантической стороне языка. Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различие). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Оформление предложения.
Практика.
Учащиеся подбирают недостающие буквы в словах, определяют лексическое значение слова. Составление предложений по опорным словам. Составление предложений с заданным словом, устанавливание порядка слов в предложении. Моделирование предложений.
Раздел 3. Развитие речи Теория.
Овладение текстом (его восприятие, воссоздание или воспроизведение, создание собственных высказываний).
Практика.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера. Восстановление деформированного текста.
2 класс
Раздел 1. Звуки и буквы
Теория
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы.согласные твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие. Слог, ударение.
Практика
Нахождение в словах гласных звуков. Побор слов, начинающихся с заданного звука. Выделение в слове ударных – безударных слогов, составление слов на заданный слог.
Составление слоговой модели слова с указанием ударного слога.
Раздел 2. Слово и предложение
Теория
Слово как единство звучания и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия – глаголы. Крылатые слова и выражения. Оформление предложения (знаки препинания в конце предложения).
Практика
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделает? что делал?
Раздел 3. Развитие речи
Теория
Составление текста по вопросам учителя. Уметь правильно списывать, сравнивать написанное с образцом. Знакомство с сочинением как с видом письменных работ.
Практика
Составление сказки о царевне Несмеяне.
3 класс
Раздел 1. Звуки и буквы
Теория
Звуко – буквенный анализ слова, постановка ударения. Чередование согласных звуков в корнях слов. Развивать умение видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами (правописание5 безударной гласной в корне, непроизносимые согласные, удвоенные согласные).
Практика
Произведение звуко – буквенного анализа. Нахождение в словах огфограммы.
Раздел 2. Состав слова
Теория
Повторить понятия «корень слова», «приставка», «суффикс», «окончание». Роль окончания в слове, в предложении. Различение приставок и предлогов. Практика
Разбирать слова по составу.
Раздел 2. Слово и предложение
Теория
Части речи. Имя существительное: общее значение, род и число имѐн существительных, падеж, склонение. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имѐн прилагательных по родам, числам и падежам. Глагол: общее понятие. Употребление глаголов с другими частями речи. Части слова. Окончание. Корень слова. Суффикс. Приставка. Различение приставок и предлогов.
Признаки предложения. Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложении. Главные и второстепенные члены.
Практика
Знать признаки частей речи. Определять род, число, падеж у существительных; определять род и число у имѐн прилагательных. Знать части слова. Уметь подбирать родственные слова. Разбор предложения по членам предложения.
Раздел 3. Развитие речи
Теория
Обогащение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи. Работа над структурой текста: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение). Развитие связной устной речи.
Практика
Составление и запись предложений и небольших текстов, свободные диктанты.
4 класс
Раздел 1. Слово
Теория
Слово и его лексическое значение (омонимы, синонимы, антонимы). Слово в словаре и тексте. Части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение) и их признаки. Основные признаки частей речи. Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее. Спряжение глаголов. Написание частицы «не» с глаголами.
Практика
Знать признаки частей речи. Определять род, число, падеж у существительных; определять род и число у имѐн прилагательных.
Раздел 2. Предложение
Теория
Простое и сложное предложение. Главные и второстепенные члены.
Практика
Разбор предложения по членам предложения.
Раздел 3. Развитие речи
Теория
Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков.
Практика
Составление рассказа по картине «На реке».
Литература для учителя:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”,
1991 г
13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Литература для ученика:
1. Волина В. В, Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
2. Волина В. В, Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.:АСТ,1996.
3. Волина В. В, Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург: ТОО «АРГО», 1996.
4. Нефедова Е.А., Узорова О. В.Справочное пособие о русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 2006
Приложение 1
Игра «В стране выученных уроков».
Цели: обобщение и углубление знаний учащихся по темам: «Алфавит», «Звуки речи»,
«Ударение».
Задачи:
• в игровой форме повторить материал, изученный на уроках русского,
• способствовать обогащению словарного запаса детей;
• развивать устную речь учащихся, фонематический слух школьников;
• развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
• воспитывать любознательность, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: касса букв и слогов, орфографический словарь, карточки со словами
«ФОНЕТИКА», «ОРФОЭПИЯ», карточки со словами, пословицами, флажок, жетоны.
Содержание занятия:
Вступительное слово. Русский язык - один из самых интересных школьных предметов. Сегодня мы с вами окажемся в самом центре шумного веселья в мире грамматики, узнаем, как играют буквы и звуки в прятки, жмурки, позабавимся маскарадом звуков.
Русский язык не прост в изучении, имеет множество правил, орфограмм и упражнений. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В страну выученных уроков», вспомним, что такое АЛФАВИТ, ЗВУКИ РЕЧИ, УДАРЕНИЕ.
Класс делится на команды (можно разделить учащихся по колонкам).
Знакомство с правилами игры.
Команда, которая ответила на первый вопрос, имеет право ответа на следующий. Команда, давшая правильный ответ, получает флажок. В случае ошибки флажок передаѐтся следующей команде. За правильные ответы участники команд получают жетоны. В конце игры количество жетонов подсчитывается. Победительницей считается команда, получившая большее количество жетонов.
УРОК 1. АЛФАВИТ.
Викторина.
1) АЗБУКА – это слово вам всем хорошо известно. Появилось оно тысячу лет тому назад из названий двух первых русских букв. Из каких букв?
(Буква А называлась «аз», а буква В –«буки». Из этих названий «аз» и «буки» и получилось русское слово «азбука»).
2) Сколько букв в алфавите?
3) Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?
4) Какие буквы никогда не бывают в начале слова?
5) Каких букв больше, гласных или согласных?
6) Чего в русском языке больше, звуков или букв?
7) В чѐм разница между словами «алфавит» и «азбука»?
(Слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая - «вита».)
Игра «Прочитай без запинки».
Задание: правильно назвать буквы.
Игра «Что пропало?»
Подготовленные ребята читают стихотворение-загадку Б. Заходера. Будьте внимательны.
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице, А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, Очень просят всех ребят С ними подружиться.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прикатили на еже,
З, И, К, Л, М, Н, О – дружно вылезли в окно.
П, Р, С, Т, У, Ф, Х – оседлали петуха
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья.
Учащиеся называют «пропавшие» буквы: Ё, Й, Ь, Ъ, Ы.
Что такое алфавит? Для чего нужен алфавит?
Алфавит надо знать, так как по алфавиту располагаются слова в словарях, справочниках, книги на полках в библиотеке, по алфавиту составляются списки людей, книг, городов и т. д.
Игра «Найди своѐ место».
На доске - карточки со словами:
СДАЧА
САМОВАР
СЛОВО
СВЁРТОК
СИГНАЛ
Задание: расположить слова в алфавитном порядке.
«Одна буква – новая пословица».
Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?
Машу маслом не испортишь.
Лес рубят - кепки летят.
Знает мошка, чьѐ мясо съела.
УРОК 2. «ЗВУКИ РЕЧИ».
- Ребята, кто поможет слову найти слог «ФОНЕ( )КА? Что изучает эта наука?
(Фонетика - наука о языке, в которой изучаются звуки речи.)
- Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)
Игра «Произнеси правильно».
Мама мыла мылом Милу.
У пенька опять пять опят.
Два щенка, щека к щеке, щиплют щѐтку в уголке.
Свинья тупорыла полдвора изрыла.
- На какие две группы делятся все звуки?
- Какими гласными обозначается мягкость согласных звуков?
Игра «Посчитай-ка».
На доске записано предложение. Одна команда подсчитывает все мягкие согласные звуки, вторая – все твѐрдые согласные, а третья - все гласные.
Повторенье – мать ученья.
- Молодцы! Кто объяснит пословицу?
УРОК 3. «УДАРЕНИЕ».
В русском языке орфоэпия тесно с ударением. «Орфоэпия» - значит «правильное произношение, правильная речь».
- Продолжите фразу: «Ударение всегда падает на … (гласный звук).
Игра «Ударение - волшебное превращение».
Задание: измените место ударения так, чтобы получилось новое слово, и запиши его рядом с данным. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Каждой команде даются слова:
1. ХЛОПОК, ПОЛКИ, СТОИТ, СУШУ.
2. ЗАМОК, ПОТОМ, ДОРОГА, СТРЕЛКИ.
3. КРУЖКИ, МУКА, ПЛАЧУ, СОЛЬЮ.
«Правильно или нет?» Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Прочтите предложение и ответьте на вопрос: «Когда данный результат сложения можно считать правильным?»
- Итак, какую роль играет ударение в слове?
(Оно помогает точно выражать смысл каждого слова.)
Подведение итогов. Награждение команд.
- Молодцы, ребята! Вы показали отличные знания. Спасибо за игру. «Великое русское слово»
Цель: Познакомиться с многообразием слов русского языка и их значением.
Учиться правильно употреблять слова, выражать свои мысли, настроение.
Научиться работать индивидуально и в группах.
Привить любовь к изучению русского языка.
На доске слова И.С.Тургенева:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
это клад, это достояние, переданное нашими предками»
Ход занятия:
- Язык, на котором мы с вами говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах мира, потому что он красивый и мелодичный.
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию» - говорил замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский.
- И я сейчас посмотрим, сможете ли вы угадать, о чем говорится в четверостишии, которое я вам прочитаю.
Игра «Когда это бывает?»
Голубые, синие Лес и поле в зелени,
Небо и ручьи. Синяя река,
В синих лужах плещутся Белые, пушистые
Стайкой воробьи…. (Весна) В небе облака. …(Лето)
Золотые, тихие Лес и поле белые,
Рощи и сады, Белые луга,
Нивы урожайные, У осин заснеженных
Спелые плоды….. (Осень) Ветки как рога…. (Зима)
- Молодцы, вы угадали времена года, а я ведь прочитала вам всего несколько слов… - Ребята, а вы знаете, какие бывают слова? (разные: веселые, грустные, маленькие, большие, вежливые)
- Назовите вежливые слова (спасибо, здравствуйте, пожалуйста, будьте добры) - Много разных слов в русском языке, но вы назвали самые добрые, очень хорошие слова.
Всегда используйте их в своей речи.
- В устной речи слова складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками.
- Как называются эти знаки?
Поможет вам загадка (если дети затрудняются ответить):
Черные, кривые,
Встанут в ряд – заговорят. (Буквы)
- А вот еще загадка: На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей…… (Алфавит)
- А почему в загадке говорится о 33-х богатырях? ( Потому что в алфавите 33 буквы)
- Сколько из них гласных букв? (10) - Сколько согласных?
- Что мы составляем из букв? (слоги и слова)
Физкультминутка под музыку:
- Я произношу слова и слоги. Если я называю слово - наклон вправо, слог – влево. (ре, он, ол, бе, зима, гра, ночь, ѐл, ѐж, ду, дул, де, день, весна, ве, ро, рот, ре, речь, дом, свет, ум)
- А теперь, если слово начинается на гласный – руки поднимаем вверх, если на согласный – приседаем.
(свет, обед, звук, орѐл, лес, яблоко, день, утка, ѐлка, иголка, пятѐрка)
- Молодцы, танец получился. Похлопайте себе.
-Вы хорошо знаете гласные и согласные буквы, а вы знаете, что буквы могут заблудиться? К нам пришла телеграмма:
«Помогите! Буквы заблудились» (Игра)
Неизвестно как случилось, Только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница - Очень странные дела Начали твориться...
Слова на доске:
Там ползет зеленый лук (жук) лук - жук
С длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном. цапель - капель
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась…
На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры. крысу – крышу
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей). врачей – грачей
Миша дров не напилил,
Печку кепками (ветками) топил кепками – ветками
- Молодцы, помогли буквами встать на свои места.
- Как называются эти слова? (слова читают вслух)
- Правильно, рифма. Мы с вами и стихи писать научились.
- Назвали предметы все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку
Физкультминутка:
Мелкие шажки – 1, 2, 3
Легкие прыжки – 1, 2,3
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3
Мягкая посадка – 1, 2, 3
- А теперь – внимание! Начинаем соревнование
1)-За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Все задания, которые вынесены на доску, также раздаются на листочках каждому ученику.
1 команда 2 команда 3 команда
«Точка» «?» «!»
2) Найдите ошибки и назовите слово правильно (дети поднимают руки и выходят к доске).
Т Л Л
СВЕГ
СТУР СТОР
С Г Г
ФАМОЛЕТ
МАРАЗИН ПУЛОВИЦА
3) Исключите из слова по одной букве, чтобы получилось новое слово.
КРОТ ( КРОТ)
ПЛУГ ГРОЗА
ШАРФ
КОРКА СПОРТ
4) Добавьте к слову одну букву, чтобы получилось новое слово.
РЫБА(К) ЕЛ(Ь) МЕЛ(Ь)
5) Если останется время – разгадайте ребусы
7 я Я ц 100ю
СЕМЬЯ ЗАЯЦ СТОЮ
Сразу на доске ставятся баллы за каждое задание.
- «Ура!» (хором)
- Все вы вместе молодцы! А как поработал каждый из вас, я узнаю чуть позже, когда проверю ваши работы.
- Молодцы, ребята! Вы сегодня были находчивыми и умелыми.
Игра «Доскажи словечко»:
Кто шагает с сумкой книг? Долгожданный дан звонок,
Утром в школу ….. ученик (хором) Это кончился…… урок (хором)
- Если на уроке сегодня было интересно, похлопайте в ладоши.
- Что расскажете своим родителям, бабушкам и дедушкам об уроке?
- отгадывали загадки
- играли
- вспомнили алфавит, гласные, согласные
- помогали буквам, которые заблудились
- проводили конкурсы
- придумывали новые слова
- разгадывали ребусы
- Прежде, чем пойти на перемену, оцените свою работу, только честно. Прикрепите свой магнит к человечку.
кому было трудно |
кто чувствовал себя |
кому все было |
справляться с заданием |
не очень уверенно на уроке, |
понятно и легко |
|
в чем-то сомневался |
на уроке |
Заседания в интеллектуальном клубе Знаек.
Цель: познакомить с такими явлениями в русском языке, как синонимия, антонимия, омонимия; расширить словарный запас детей, учить точному употреблению слов в речи; развивать мышление, речь, логику, воображение; воспитывать любовь и уважительное отношение к языку;
Заседание первое: «Синонимы»
В стране Языкознании, где правила царица Лексика, жили-были разные слова. Много было слов, со счѐту можно сбиться, и или они то там, то здесь, по всей стране раскиданы. Бродили они по дорогам страны, как неприкаянные, невесѐлые и недружелюбные. И решила тогда царица порядок навести в своей стране, мир устроить, слова подружить. Позвала она главного волшебника страны, Языковеда, и велела ему построить города и поселить там слова разные, но так, чтобы жили дружно, весело, правилам и законам подчиняясь.
И решил Языковед, что первый город должны были занять слова очень близкие по значению, почти родственники, объединил он их под флагом Синонимики, дал название этому городу - «Друзья».
Посреди второго города текла река Антоновка, и поселил мудрый Языковед там слова по разным еѐ берегам, потому что ссорились и ругались слова постоянно. Дал он название этому городу «Спорщики».
И пришли к мудрому Языковеду оставшиеся слова –подданные страны
Лексикологии. Взглянул на них мудрец и решил, что в газах у него двоится, потому что были они вроде одинаковые, похожи как близнецы, но в то же время разные, как незнакомые люди. И придумал тогда Языковед поселить их всех в одном городе «Двойников», но только на разных улицах, напротив друг друга, чтобы хоть как-то их различать. И дал названия улицам: Омонимы, Омографы, Омофоны и т.д.
С тех пор стали все слова жить в мире и согласии: каждое слово в своѐм городе, на своей улице, в своѐм доме. И найти их теперь стало совсем легко и просто. Надо лишь было знать, каким являлось слово: другом, спорщиком или двойником.
Итак, перед вами слова из трѐх городов. Познакомьтесь с ними поближе.
1. Если ты правильно подберѐшь слова, близкие по значению данным, то вторые буквы придуманных слов «скажут» тебе, как называются «слова – друзья». а)Осмотрительный - … б) Главный - … Опрятный - … Мощный - …
Наблюдательный - … Иноземный -… Громадный - … Смышлѐный - … Умелый - … Занимательный - ..
Могучий - … Аккуратный - …
Ёмкий - … Кроткий - …
Мокрый - … Скорый - …
2. Подбери в рифму синонимы к словам, данным в скобках:
Луч скользит весѐлой рыбкой, За окном звенит капель. Кто же, кто глядит с улыбкой Утром к сыну в (кроватку).
Просыпаюсь утром рано;
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (гимнастику) Н. Шевляков О чѐм мы не мечтали!
Какой не вѐлся спор!
До ночи на привале
Потрескивал (огонь) Б. Раевский
Иголка и нитка – Большие дружки!
Смотри, получились
Какие (шов) Е Благинина
Вѐз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели (кушали) И. Демьянов
3. Найди синонимы, подчеркни их.
. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
Ходит вокруг да около Ум за разум заходит.
Остался цел и невредим.
4. Придумай синонимы с удвоенными согласными
Больничный лист … Вид плавания …
Скорый поезд. … Специальность …
Помещение в школе … Дачная пристройка …
Предмет в школе … Игра на люду …
Обучение животных …. Асфальтированная дорога …
День недели … Съезд …
Змеиный дом … Движение вперѐд …
5. Из группы слов выберите синонимы, разделите их на 6 групп:
Большой, маленький, простой, сложный, говорить, молчать, понятный, заткнуться, громоздкий, лясы точить,, тяжеловесный, небольшой, портативный, набрать в рот воды, непонятный, доступный, болтать, неподъѐмный примитивный, зашифрованный, закодированный, непостижимый, общаться, компактный, беседовать, массивный, разговаривать, кричать, шептать, произносить слова.
Заседание второе «Антонимы»
1. Если ты правильно подберѐшь слова, противоположные по значению данным, то вторые буквы придуманных слов «скажут» тебе, как называются «слова – спорщики».
а) Бракованный - … б) Общительный - … Равнодушный - … Провал (в театре) - …
Вечерний - … Новый - …
Толстый - … Молодой - …
Скучный - … Северный полюс - …
Слабый - … Грязный - …
Глупый - … Трусливый - …
Низкий - … Медленный - …
2. Прочитайте и закончите каждое предложение
«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», - говорит …
«Завтра погуляю, а сегодня поучусь», - говорит …
3. Найдите антонимы, отметьте их попарно разными цветами:
У прохожих на виду Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко.
А телѐнок - озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыплѐнок - тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котѐнку всѐ равно:
Кислое? – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок!
(Г. Сапгир)
4. Вставьте антонимы в пословицы
Будет день – будет и … |
Мир строит, а …. разрушает. |
Помни добро, а зло … |
Смелый побеждает. а трус … |
Новых друзей наживай, а … не теряй. |
Труд кормит, а лень… |
В кривом глазу и … криво |
Ласточка день начинает, а соловей |
Больше думай, … говори. |
Человек от лени болеет, а от труда … |
Век долог, да час … |
Лето собирает, а зима … |
За добрым находишься, … само найдѐт. |
У короткого ума … язык. |
5. Найдите к каждому устойчивому сочетанию (фразеологизму) в левой колонке антоним в правой :
1)Держать ухо востро. 1) У чѐрта на куличках
2)Сидеть сложа руки. 2) Воды в рот набрать.
3) Отбиться от рук. 3).Сесть в калошу
4) Во всю Ивановскую (кричать) 4) Своим горбом жить
5)Сидеть на чужой шее. 5) Воды в рот набрать
6). Лясы точить. 6) Не покладая рук
7) Рукой подать. 7) Навострить уши
8) Пропустить мимо ушей 8) Держать в ежовых рукавицах
9) Не ударить в грязь лицом 9) Ворон считать
6. Подберите к словам синонимы и антонимы (чем больше, тем лучше) , Впишите их в таблицу:
слова |
синонимы |
антонимы |
Родина |
Отчизна |
Чужбина |
Друг Храбрый Работать
Правда Опрятный Говорить
Радость Прилежный Веселиться
Молодость Замкнутый Бежать
Прохлада Трудолюбивый Врать
Заседание третье: «Омонимы»
1. Если ты правильно отгадаешь слова, одинаковые по написанию, но разные по значению и впишешь их в кроссворд, то вторые буквы скажут тебе, как называются слова-двойники.
Девушка из Польши / весѐлый танец |
|
* |
|
|
|
|
|
большая змея / детская игрушка из бумаги |
|
* |
|
|
|
||
военный корабль / компьютерный экран / помощник учителя в 19 в |
|
* |
|
|
|
|
|
день пути (устаревшее) / нижняя стенка основания сосуда |
|
* |
|
|
|
|
|
розыгрыш в лотерее / количество экземпляров печатного издания |
|
* |
|
|
|
||
палочка с волосом для скрипки / верѐвка для связки гончих собак |
|
* |
|
|
|
|
|
ласковое название мыши / составляющая компьютера |
|
* |
|
|
|
|
2. О какой мушке говорится? А какую мушку вы ещѐ знаете?
Села мушка на ружьѐ –
Не спугнуть ничем еѐ.
Дали выстрел. Дали сто!
Всѐ сиди, и – хоть бы что. (А. Шибаев)
3. Найдите и подчеркните попарно слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Объясните данные слова синонимами или определениями.
1) Суслик выскочил из норки 2) Девчонка с длинною косой
И спросил у рыжей норки: В полях, не скошенных косой.
- Где вы были? Ох, скосит розовую кашку,
- У лисички. Своим козлятам «сварит» кашку.
- Что вы ели там? (по Г. Сапгиру)
- Лисички! (Я. Козловский)
4. Отгадай «Загадки – омонимки»
1) Он хоть с рогами, всѐ равно, 6) Этим словом день недели назовѐм
Его «забьют» и в домино. И окружение, в котором мы живѐм
2) Его имеют пиджаки, 7) Ею травы косят,
Бывает он и у реки. В ней и бантик носят 3) Есть всегда он у людей, 8) Резвый лошадиный скок.
Есть всегда у кораблей. Место, где берут песок.
4) Короткая мужская стрижка, 9) Этот птичий тесный дом
И зверь колючий, даже слишком. Есть всегда во всѐм живом.
5) Растѐт на дереве она 10) На весах был очень мал,
Или на лбу у пацана. В паровозе крупным стал.
5. Ответь на вопросы:
1) Какая гусеница не годится для танка?
2) Из какого лука нельзя стрелять?
3) В каких лесах нельзя заблудиться?
4) Из какого крана не льѐтся вода?
5) Из каких ноготков нельзя собрать букет?
6) Какой кистью не выкрасишь стену?
7) Какую соль не кладут в суп?
8) Каким ключом нельзя отвернуть гайку 9) По какому мостику нельзя перейти речку?
10) Какой губкой нельзя мыться?
11) Какой башмак не наденешь на ногу?
12) Какую раковину не найти на дне моря?
13). Всегда ли ѐрш на уху годится?
14) Какой гладью не вышивают?
15) В какой печи не пекут калачи?
16) Какого зайца не встретишь в лесу?
17) Из какого меха не сошьѐшь воротник?
18) Какую вилку не возьмешь в руки?
19) По каким полям не пройти, не проехать?
20) Из какой утки не приготовишь обед? 21) Каким гребнем не расчешешь голову?
22) Из какого полотна не сошьѐшь рубашку?
23) На каком горне не сыграешь побудку?
24) Какой лопаткой не выкопаешь грядку?
25) Какой журавль никогда не летает?
26) Какую ноту не сможет взять ни один певец мира?
27) Какой овсянки не услышишь пение?
28) Какую кроху не склюѐт воробей?
29) У какого рака не клешней?
30) На какой липе весной не распускаются почки?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.