Авторская программа "Пути понимания текста"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проанализировать и обозначить эффективные пути формирования у обучающихся навыков понимания текста как ключевого компонента функциональной грамотности, а также показать, как развитие этих навыков способствует успешной учебной, социальной и повседневной деятельности учащихся.
Иконка файла материала Пути понимания текста. Жазира Курмантаевна. Рус.яз. СШ 15. Алатау.docx

Алматинская область

г.Алатау мкр.Ынтымак

ГКУ «Средняя школа № 15 имени Аль-Фараби»

 

 

 

  «Пути понимания текста»

Крошечные деловые люди с лупой, читая электронный бумажный документ.  Электронная бумага, технология электронных чернил, концепция дисплея с  низким энергопотреблением | Бесплатно векторы

Автор: Калдыбаева Жазира Курмантаевна –

 педагог-исследователь

 

 

 

 

2024-2025 учебный год

Пути понимания текста

            

Калдыбаева Жазира Курмантаевна

Учитель русского языка и литературы,

педагог-исследователь

ГКУ «Средняя школа № 15 имени Аль-Фараби»

г.Алатау, мкр.Ынтымак

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение
Значение понимания текста в современном мире.

2.     Актуальность темы
Почему важно развивать навыки чтения и анализа текста у школьников.

3.     Основные пути понимания текста
3.1. Лексическое понимание
3.2. Грамматико-синтаксический анализ
3.3. Контекстуальное понимание
3.4. Логико-смысловой анализ
3.5. Интерпретация и оценка

4.     Ожидаемые результаты
Образовательные и личностные достижения при формировании навыков понимания текста.

5.     Рекомендации для учителей
Методические приёмы, инструменты и формы работы на уроках.

6.     Заключение
Выводы и значение глубокого чтения в обучении и жизни.

7.     Использованная литература

«Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» М.М. Бахтин  

Цель:

   Проанализировать и обозначить эффективные пути формирования у обучающихся навыков понимания текста как ключевого компонента функциональной грамотности, а также показать, как развитие этих навыков способствует успешной учебной, социальной и повседневной деятельности учащихся.

 

Задачи:

1.     Раскрыть понятие функциональной грамотности и её составляющих.

2.     Обосновать роль понимания текста в структуре функциональной грамотности.

3.     Рассмотреть эффективные методы и приёмы работы с текстом на уроках и во внеурочной деятельности.

4.     Представить практические примеры заданий на развитие понимания текста.

5.     Оценить влияние данных методов на учебную мотивацию и результаты обучающихся.


Ключевые тезисы:

  • Функциональная грамотность — это способность применять знания в реальных жизненных ситуациях. Она включает читательскую, математическую, научную, финансовую, цифровую и креативную грамотность.
  • Понимание текста — основа функциональной грамотности. Без умения извлекать, интерпретировать, оценивать информацию из текста невозможно принятие обоснованных решений.

Одним из направлений в преподавании русского языка в современной школе является ориентированность на текст. В процессе работы с тестом формируются языковая и коммуникативная компетенции школьников, развивается дар слова, рождается «языковая индивидуальность ученика» (М.М. Бахтин).

По латыни слово «textus» означает «сплетение», «строение», «структура», «ткань», «связь», «связное предложение». Потому вместо слова текст иногда используется описательный оборот «словесная ткань».  Слово «помнит» своё изначальное значение, и в этом - проявление его живой сущности, его жизни.

Работа с текстом  - это праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, поиск истины. Приглашаю вас отправиться в путь к пониманию текста. 

Актуальность темы Мы живём в информационную эпоху, где ежедневно сталкиваемся с множеством текстов — в интернете, учебниках, книгах, социальных сетях. Умение понимать текст помогает не только лучше учиться, но и критически мыслить, отличать правду от лжи, анализировать и принимать обоснованные решения. Особенно важно развивать эти навыки у школьников, так как они формируют основу для дальнейшего образования и успешного общения в жизни.

 

 

Введение

Понимание текста — это сложный и многогранный процесс, который требует от читателя не только знаний языка, но и умения интерпретировать информацию, вчитываться в смысл и делать выводы. В нашем современном мире, где информация приходит из самых разных источников, умение правильно и глубоко понимать текст особенно важно.

Основные пути понимания текста

1.     Лексическое понимание

o    Чтение текста «по словам».

o    Понимание значений слов и выражений.

o    Уточнение непонятных слов по словарю или по контексту.

o    Пример: слово "метаморфоза" в тексте о бабочках можно понять как превращение гусеницы в бабочку. В литературном контексте, например, у Кафки, метаморфоза — это превращение человека в насекомое, что несёт философский смысл.

2.     Грамматико-синтаксический анализ

o    Анализ структуры предложений.

o    Понимание, кто действует в предложении, что происходит, когда и где.

o    Разбор частей речи и их функций.

o    Пример: в предложении "Мальчик, прочитав книгу, пошёл гулять" важно понять, что действие "прочитав" произошло раньше, чем "пошёл". Это помогает точно понять последовательность событий.

3.     Контекстуальное понимание

o    Осознание значения текста в зависимости от ситуации.

o    Учет времени, места, участников и обстоятельств.

o    Чтение «между строк»: поиск скрытых смыслов.

o    Пример: в рассказе Чехова "Хамелеон" контекст помогает понять, почему герой меняет своё мнение в зависимости от ситуации — это сатира на лицемерие и угодничество.

4.     Логико-смысловой анализ

o    Установление причинно-следственных связей.

o    Определение главной мысли, аргументации.

o    Умение формулировать выводы.

o    Пример: в басне Крылова "Стрекоза и Муравей" можно увидеть мораль: нужно трудиться заранее, а не полагаться на случай. Связь между действиями персонажей и их итогами показывает логическую структуру произведения.

5.     Интерпретация и оценка

o    Понимание авторской позиции.

o    Анализ стилистических средств (метафор, символов и т.д.).

o    Личная оценка текста: согласие или несогласие с автором.

o    Пример: в поэме "Мцыри" Лермонтова можно интерпретировать борьбу героя как стремление к свободе и независимости. Это отражает романтические идеалы поэта и вызывает у читателя эмоциональный отклик.

Ожидаемые результаты При изучении и применении различных путей понимания текста можно достичь следующих результатов:

  • Повышение уровня читательской грамотности.
  • Улучшение результатов по литературе и другим гуманитарным предметам.
  • Развитие аналитического и критического мышления.
  • Способность ясно выражать свои мысли устно и письменно.
  • Умение понимать тексты разного стиля и жанра: от художественной литературы до научных статей и новостей.

·         Итак, текст - это некий связный знаковый комплекс.

Толковый словарь Ожегова объясняет слово текст так: ТЕКСТ, -а,-м. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них).

 Тексты очень важно уметь читать, понимать, создавать.

3  Работа с заданиями.

·         Один из способов понимания текста- это нахождение ключевых слов.

 Предлагаю посмотреть хорошо известный м.ф. и вспомнить, что от понимания текста зависела жизнь мальчика.

·         --Прошу вас назвать ключевые слова, которые мальчик выделил логически и  тем самым сохранил свою жизнь. (Казнить нельзя)

·          Задание

·         А вот Виктор Перестукин получил телеграмму. О чём сообщается в ней?

·         ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ.

·         --Какие ключевые слова выделили бы вы? (Выезжает утром, Утром встречайте)

·         Задание

А теперь Виктор решил идти в поход. А мама оставила ему записку БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД

·         ·                    Как он поступит, прочитав записку? Какие главные слова выберет Виктор для принятия решения? (идти в поход)

·         Итак, при работе с деформированным текстом нам также помогают ключевые слова. Поиск ключевых слов – это первый шаг к постижению содержания текста. Именно ключевые слова содержат основную информацию текста, являются его опорой.

-Приглашаю энтузиастов для работы в группе.

·         У Вас фрагменты 2-х стихотворений А.Барто, соедините их и прочитайте.

·          

·         -----При соединении разрозненных частей текста нам тоже могут помочь ключевые слова. Поиском ключевых слов  активно занимаются участники групп.

·          

·         Вопрос к созданным группам: Какие слова помогли вам воссоздать тексты стихотворений? (Ключевые слова)

·         Задания группам.

·         Ситуация - Представьте, что вы ученики. На уроке математики вы должны решить следующие задачи

·          

·         5  Работа с залом:

·         Ситуация

·         -  Перед вами  - КВАДРАТ. Выберите три ключевых слова и составьте с ними текст из 2-3 предложений.

 С точки зрения психологии не только мы понимаем тексты, но и тексты помогают нам понять себя. В этих словах, которые каждый выбрал для себя, заключено ваше внутреннее состояние в данный момент. Текст помогает иначе воспринимать окружающую жизнь, природу, книгу, слово и самих себя, почувствовать гармонию мира.

·         Кто-то хочет рассказать о своём внутреннем состоянии, прочитав свой текст?

·         Проверка работы групп.

·         -Прочитайте тексты залу. Вы готовы объяснить смысл текстов? Какие слова помогли вам понять условия задач?

–А теперь мне хотелось бы всем вам предложить более сложное задание.

·          ---Как вы думаете , что имел в виду китайский философ  Лао Цзы, говоря о том, что мягкая «Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное»?   …..

·         -Что помогло вам понять это высказывание?

·         А вот мнение самого Лао Цзы:

·         -Лао Цзы считал, что «человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Твердое и крепкое -это то, что погибает, а нежное и слабое -это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое».

·         -Этот пример взят из части С экзамена по обществознанию.

·         Задание 

·         - При работе с текстом на своих уроках я обращаюсь к стихотворениям А.А.Фета.  Наблюдая за языком этих произведений, учащиеся приходят к выводу о том, что действительно с помощью существительных, которые являются главными в тексте,  можно передать все сущее в мире: и красоту окружающего мира в разных его проявлениях, и буйство чувств, и страсть, и внутреннее состояние человека и его отношение к миру внешнему, к другому человеку. 

·         Шепот, робкое дыханье. Трели соловья,

·         Серебро и колыханье  Сонного ручья.

·         Свет ночной, ночные тени, Тени без конца,

·         Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,

·         Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

  Рефлексия.

·         -А теперь я попрошу вас создать текст, используя только прилагательные, которые будут являться оценкой этому занятию.

 Итог.

·         Работа с текстом позволяет нам увидеть и почувствовать красоту слова мастера, определить нравственные ориентиры для себя и  для своего собственного жизненного пути.  Благодарю вас, коллеги, за совместную творческую работу.

Заключение  Понимание текста — это не просто прочтение слов. Это активный процесс мышления, анализа и интерпретации. Чем глубже мы умеем читать, тем лучше мы понимаем окружающий мир, литературу и даже самих себя. Развитие навыков понимания текста — важный шаг к личностному росту и успешному обучению в школе и за её пределами.

Рекомендации для учителей

      1. Развивайте у учеников привычку задавать вопросы к тексту.

      2. Используйте разные типы текстов: художественные, публицистические, научные.

      3. Вводите элементы дискуссии и ролевых игр при обсуждении прочитанного.

      4. Поощряйте ведение читательских дневников.

      5. Обучайте работать с контекстом, подтекстом и интерпретациями.

      6. Практикуйте написание мини-сочинений и эссе по текстам.

      7. Применяйте технологии и цифровые инструменты для анализа текста (например, интерактивные карты, онлайн-словари).

Использованная литература

      1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.

      2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л.: Просвещение, 1972.

      3. Зиндер Л.Р. Текст и его структура. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

      4. Курдюмова Т.Ф. Развитие читательской компетентности школьников. — М.: Просвещение, 2010.