МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2
|
|
|
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
социально - гуманитарной направленности
«Риторика»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Составитель программы:
Луцык О.В., педагог дополнительного образования
Сургут, 2024
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Риторика» социально - гуманитарной направленности является модифицированной и составлена на основе авторской программы по развитию речи для 1-4 классов Т.Н. Соколовой с учетом возраста и уровня подготовки детей.
Программа ориентирована на учащихся 6-7 лет общеобразовательной школы, рассчитана на базовое изучение предмета, реализуется в течение учебного года (9 месяцев). Количество часов в год –28 / 1часа в неделю.
Возраст первоклассника имеет огромные потенциальные возможности для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Программа включает следующие разделы:
1. Речь и её значение в жизни. Техника речи. Слово.
2. Предложение и словосочетание.
3. Текст.
4. Культура общения.
Реализация программы способствует формированию коммуникативных компетенций младших школьников в основных видах речевой деятельности (произношении, говорении, чтении и письме), а также пополнению лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)ПРОГРАММЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГОБЮДЖЕТНОГООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯГИМНАЗИИ№2
Названиепрограммы |
«Риторика» |
Направленностьпрограммы |
социально - гуманитарная |
Уровеньпрограммы |
базовый |
Ф.И.О. автора (разработчика) / составителя программы |
Педагог – Луцык Оксана Владимировна Уровень образования – высшее. Винницкий государственный педагогический институт им. Н. Островского по специальности «Педагогика и методика начального образования», 1987г., учитель начальных классов
Профессиональная категория–высшая.
Соответствие образования профилю – педагог дополнительного образования по профилю.
|
Годразработки / модификации |
2024год |
Где, когда и кем утвержденадополнительная общеобразовательнаяпрограмма |
утверждена директором МБОУ гимназии№2 Лемешевой И.В. в 2024 году |
Информация о наличиирецензии |
Рецензия отсутствует |
Цель |
Повышение уровня языкового развития речи, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, усвоение норм родного языка. |
Задачи |
Обучающие: · формировать умения работать с информацией (читать, писать, слушать, анализировать, оценивать); Развивающие: · развивать критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности); · развивать интеллектуальные, коммуникативные способностиличности; · развиватьтворческое воображение; |
|
Воспитательные: · воспитатьтворческуюличностьсактивнойгражданскойпозицией; · формировать адекватную самооценку, самообладание,выдержку,воспитатьуважениек чужомумнению; · воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. с воспитанием вежливости. |
Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы |
Личностныерезультаты: · осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; · осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; · оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; · объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. Метапредметныерезультаты: · формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); · пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; · отличать подробный пересказ от краткого; · знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; –пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; · реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; · при выполнении некоторых заданий осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; · делать выводы и обобщения в результате работы в группе. Предметныерезультаты: · характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; · определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; · планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; · осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; · уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; · оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; · анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; · продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; · определять тему, основную мысль несложного текста; · определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); · подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); · анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; · разыгрывать диалоги, сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; · давать оценку невежливому речевому поведению. |
Срок реализации программы |
2024-2025 учебныйгод (октябрь – май) |
Количество часов в неделю, год |
1 час в неделю, 28 часов в год |
Возраст учащихся |
от 6-7 лет |
Формы занятий |
• групповые учебно-практические и теоретические занятия; • комбинированные занятия; • - интеллектуальные игры и конкурсы; |
Методическое обеспечение (применяемые методики, технологии) |
- собственные методические разработки; - лекционный материал для занятий; - мультимедийные презентации. Форма занятий, предусмотренных программой: беседы, практикумы, «круглый стол», встречи с интересными людьми, дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, подборка, анализ и обработка информации, подготовка материалов для печати в прессе, методы формирования общения. Методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемный, игровой, диалоговый, проектный (создание, издание газеты); экскурсии. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
- демонстрационноеоборудование(электронная доска – 1 шт.); - компьютер с доступом в сеть Интернет – 1 шт.; - звуковыеколонки – 2 шт.
|
Направление дополнительного образования: социально - гуманитарное
Наименование образовательной организации: МБОУ гимназия №2
Срок реализации программы: 2024-2025учебныйгод (9 месяцев)
Составитель: учитель начальных классов, педагог дополнительного образования О.В. Луцык
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Риторика» разработана на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" (Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования".В ред. Постановления Правительства ХМАО - Югры от 01.02.2019 N 16-п).
6. Локальные документы ОУ.
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Актуальность программы:
Дети овладевают родной речью в процессе общения. Но ритм нашей жизни не всегда позволяет родителям целенаправленно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Рабочая программа по курсу «Риторика» составлена с целью развития коммуникативных умений, обучения младших школьников эффективному общению в разных ситуациях, решению разных коммуникативных задач.
Новизна программы:
ü Данная программа разработана для учащихся начальной школы с учётом интересов, потребностей данного возраста.
ü Курс направлен на развитие образной, яркой логично построенной речи, что необходимо в современной жизни.
ü Особое внимание в программе уделяется практическим заданиям, которые направлены на развитие культуры речевого поведения.
Направленностьобразовательнойпрограммы:социально –гуманитарная.Дополнительнаяобщеобразовательнаяпрограмма«Риторика»направленанаформированиесмелого, умелого, успешного, эффективного общения. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Понятия и инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Уроки риторики предполагают особый стиль общения учителя с учениками – стиль, который вызвал бы у них желание слушать, говорить, читать и писать. Дети могут высказывать разные мнения и суждения. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным мнением к человеку, т.е. с воспитанием вежливости.
На уроках риторики особое место уделяется практике – риторическим задачам, играм, риторическому анализу. Второклассники учатся оценивать свои и чужие высказывания, а также создавать подробные пересказы, объявления, рассуждения с примерами, правилами в объяснительно – доказательной части, описания, этикетные диалоги.
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности программы:
· Программа построена на принципах доступности, системности и преемственности. Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий всего курса в начальной школе.
· Программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность ее содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом.
· Сохраняется главный методический принцип – работа ученика – читателя над текстом при последовательном усложнении содержания и видов работы.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста – 6-7 лет (1 класс).
Количество обучающихся в группе: 10-14 человек.
Сроки освоения программы: программа рассчитана на один год обучения (9 месяцев).
Объем программы / количество часов: 28 часов
Режим занятий:1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Форма обучения: очная.
Цель программы: Раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.
Повышение уровня языкового развития речи, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, усвоение норм родного языка.
Обучающие:
· формировать умения работать с информацией (читать, писать, слушать, анализировать, оценивать);
· научить правильной речи,
Развивающие:
· развивать критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности);
· развивать интеллектуальные, коммуникативные способностиличности;
развиватьтворческое воображение;
Воспитательные:
· воспитатьтворческуюличностьсактивнойгражданскойпозицией;
· формировать адекватную самооценку, самообладание,выдержку,воспитатьуважениек чужомумнению;
воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. с воспитанием вежливости.
Основныеформыиметодыпроведениязанятий:теоретические и практическиезанятия,работавмалыхгруппах,самостоятельная работа,индивидуальныеконсультации.
Формы аттестации/ контроля: контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощьютестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся всоревновательной обстановке.
№п/п |
Наименование раздела,темы |
Количество часов |
Форма аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика (интерактивные занятия) |
|||
1 |
Общение |
12 |
2 |
10 |
Групповая/ тест |
2 |
Текст. Речевые жанры. |
16 |
2 |
14 |
Групповая/ тест |
|
Итого |
28 |
4 |
24 |
|
СОДЕРЖАНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ)ПРОГРАММЫ
Первый блок – «Общение» (12 часов)даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Текст. Речевые жанры»(16
часов) – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
ОБЩЕНИЕ (17 ч).
Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. (16 ч.)
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Практика. Работа с текстом, иллюстрациями. Итоговый контроль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностныерезультаты:
· осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
· осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
· оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
· объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметныерезультаты:
· формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
· пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
· отличать подробный пересказ от краткого;
· знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
–пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
· реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
· при выполнении некоторых заданий осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
· делать выводы и обобщения в результате работы в группе.
Предметныерезультаты:
· характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
· определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
· планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
· осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
· уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
· оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
· анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
· продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
· определять тему, основную мысль несложного текста;
· определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
· подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
· анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
· разыгрывать диалоги, сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
· давать оценку невежливому речевому поведению.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Количество учебных недель: 28
Количество учебных дней: 28
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – октябрь – декабрь
2 полугодие – январь – май
№п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во ча сов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
Общение (12 часов) |
||||||||
1. |
Октябрь |
01 |
11:20 – 11:55 |
Беседа |
1 |
Для чего люди общаются. Понятие о риторике |
Кабинет113 |
текущий |
2. |
Октябрь |
08 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная работа |
1 |
Учимся вежливости. |
Кабинет113 |
текущий |
3. |
Октябрь |
15 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная работа |
1 |
Удивляемся, радуемся, огорчаемся. |
Кабинет113 |
Текущий |
4. |
Октябрь |
22 |
11:20 – 11:55 |
Практика, групповая работа |
1 |
Давайте договоримся |
Кабинет113 |
текущий |
5. |
Ноябрь |
12 |
11:20 – 11:55 |
Практика, групповая работа |
1 |
Говорим – слушаем, читаем – пишем. |
Кабинет113 |
текущий |
6. |
Ноябрь |
19 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Устная речь. Громко–тихо.Быстро–медленно. Узнай по голосу. |
Кабинет113 |
текущий |
7. |
Ноябрь |
26 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Правила разговора по телефону. |
Кабинет113 |
текущий |
8. |
Декабрь |
03 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
|
Кабинет113 |
текущий |
9. |
Декабрь |
10 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Рефлексия. |
Кабинет113 |
текущий |
10. |
Декабрь |
17 |
11:20 – 11:55 |
Беседа |
1 |
Прощаемся в разных ситуациях общения. |
Кабинет113 |
текущий |
11. |
Декабрь |
24 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Правила вежливого поведения во время разговора. |
Кабинет113 |
текущий |
12. |
Январь |
14 |
11:20 – 11:55 |
Беседа |
1 |
Благодарим за подарок, услугу. |
Кабинет113 |
текущий |
Текст. Речевые жанры (16 часов) |
||||||||
16 |
Январь |
21 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Текст – что это такое?
|
Кабинет113 |
текущий |
17 |
Январь |
28 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
О ком? О чём? (Тема текста). |
Кабинет113 |
текущий |
18 |
Февраль |
04 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Заголовок. |
Кабинет113 |
текущий |
19 |
Февраль |
11 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Разные заголовки. |
Кабинет113 |
текущий |
20 |
Февраль |
18 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Извинение.
|
Кабинет113 |
текущий |
21 |
Март |
04 |
11:20 – 11:55 |
Беседа |
1 |
Очень важные слова |
Кабинет113 |
текущий |
22 |
Март |
11 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Знакомые незнакомцы. |
Кабинет113 |
текущий |
23 |
Март |
18 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Ключ к тексту (основная мысль текста). |
Кабинет113 |
текущий |
24 |
Март |
25 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная работа |
1 |
Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. |
Кабинет113 |
текущий |
25 |
Апрель |
01 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная работа |
1 |
Как построен текст. |
Кабинет113 |
Текущий |
26 |
Апрель |
08 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Как построен текст. Рефлексия. |
Кабинет113 |
Текущий |
27 |
Апрель |
15 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Обращение. |
Кабинет113 |
Промежуточный |
28 |
Апрель |
22 |
11:20 – 11:55 |
Практика, самостоятельная и групповая работа |
1 |
Праздник русской речи. |
Кабинет113 |
текущий |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма занятий, предусмотренных программой: беседы, практикумы, ролевые игры, выполнение творческих заданий, подборка, инсценирование, методы формирования общения,лекции, работа в малых группах, самостоятельная работа, индивидуальные консультации.
Формы аттестации/ контроля: осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- демонстрационноеоборудование(электронная доска – 1 шт.);
- компьютер с доступом в сеть Интернет – 1 шт.;
- звуковыеколонки – 2 шт.
Программноеобеспечение:
Платформа: ОС Windows(актуальная версия).
ФОРМЫАТТЕСТАЦИИУЧАЩИХСЯ
Положительный результат обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которыетесно связаны между собой и дополняют друг друга. Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует,советует,направляетучащихся.Учащиесяучатсяанализироватьсвоиработы.Большаячастьзанятийотводитсяпрактической работе, по окончании которой проходит обсуждение и анализ. Применяются индивидуальная и групповаяформаконтроля.
Методыопределениярезультата:
- педагогическоенаблюдение;
- оценкапродуктовтворческойдеятельностидетей;
- беседы, опросы, анкетирование.Формыопределениярезультата:
- просмотрпромежуточныхиконечныхрезультатоввыполнения творческих работ;
- выполнениезаданийиихпредставлениепопройденнымразделампрограммы;
- конкурсыивыставкитворческихработ;
Дляопределениярезультативностиосвоенияпрограммыиспользуютсяследующиевидыаттестацииучащихся:
- входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса, проводится сцельюопределенияуровня развития детей;
- текущийконтроль–оценкакачестваусвоенияучащимисяучебногоматериала,отслеживаниеактивностиучащихся;
- промежуточныйконтроль–оценкакачестваусвоенияучащимисяучебногоматериалапоитогамучебногопериода;
- итоговыйконтроль–оценкауровнядостиженийучащимисяпозавершенииосвоенияпрограммысцельюопределенияизмененияуровняразвитиядетей,ихтворческихспособностей:заключительнаяпроверказнаний,умений,навыков.
В объединении проводится систематическая работа по аттестации воспитанников в три этапа:
1 этап (входнойконтроль)–сентябрь.Организацияипроведениетестированиявоспитанниковучебныхгруппна началоучебного года.
2 этап (промежуточныйконтроль)–декабрь.Проведениеаттестациивоспитанниковвформетестовпотеоретическим знаниям и практическим умениям в рамках изучаемых разделов программы.
3 этап (итоговыйконтроль)–май.Проведениеитоговойаттестацииучащихся.
Формыотслеживанияификсацииобразовательныхрезультатов:журналпосещаемости, результаты тестирований, выполнение творческих работ.
Формыпредъявленияидемонстрацииобразовательныхрезультатов:ответынаконтрольныевопросы.
МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение:
1. Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс: учебник: в 2 ч. / Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, 2012.
2. Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе. 1 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей / Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, 2012.
- разработки игр, кроссвордов,тестов;
- конспекты занятий;
- лекционный материал для занятий;
- памятки для обучающихся по разделам;
- компьютерные ресурсы;
1. Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс: учебник: в 2 ч. / Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, 2012.
2. Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе. 1 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей / Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, 2012.
3. Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей» методическое пособие, Издательство: РОСТкнига, 2023
4. Т.Н. Соколова «Школа развития речи» методическое пособие, Издательство: РОСТкнига, 2023
5. Т.Н. Соколова «Школа развития речи» рабочая тетрадь в 2-х частях, Издательство: РОСТкнига, 2023
6. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык» рабочая тетрадь в 2-х частях, Издательство: РОСТкнига, 2023
7. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», Издательство: АСТ, 2023
8. О.А. Михайлова «Словарь синонимов и антонимов русского языка», Издательство: АСТ, 2023
1. Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей» рабочая тетрадь в 2-х частях, Издательство: РОСТкнига, 2023
2. Т.Н. Соколова «Школа развития речи» рабочая тетрадь в 2-х частях, Издательство: РОСТкнига, 2023
3. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык» рабочая тетрадь в 2-х частях, Издательство: РОСТкнига, 2023
4. Интернет-ресурсы:
5. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
6. 2. Официальный сайт «Школа 2000». – Режим доступа: http://www.sch2000.ru
7. 3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
8. 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
9. 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
Приложение 1
Во
всех видах контроля у учащихся проверяются следующие умения и навыки, связанные
с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе
(вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить
наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание
уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности
и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую
деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных
произведений, их жанров и особенностей, проверяется сформированность осознания
общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы,
соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные
особенности героев.
Основныеформыпроверкиуровнязнаний,уменийинавыков:
· тестовыйконтроль,представляющийсобойпроверкууровняусвоениятеоретическихзнаний;
· задачи,направленныенапроверкууменийиспользоватьприобретенныезнаниянапрактике;
· диаграммы;
· промежуточныйконтрольпредусматриваетопрос в тестовой форме.
Оценкавыполненногозаданияпроводитсяпоследующимпараметрам:
· правильностьвыполнениязадания;
· вариативностьвыполнениязадания;
· соблюдениянормывремени.
Выразительное чтение художественных произведений
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2.Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4.Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Высокий уровень - выполнены правильно все требования.
Средний уровень - не соблюдены 1-2 требования.
Низкий уровень - допущены ошибки по трём и более требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2.Подбирать правильную интонацию.
3.Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Высокий уровень - выполнены правильно все требования.
Средний уровень - не соблюдены 1-2 требования.
Низкий уровень - допущены ошибки по трём и более требованиям.
Пересказ
Высокий уровень - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Средний уровень - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Низкий уровень - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Тест
Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.
Высокий уровень - ученик набрал 9-10 баллов;
Средний уровень - ученик набрал 6-8 баллов;
Низкий уровень - ученик набрал 5 и менее баллов.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
Высокий уровень - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Средний уровень - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
Низкий уровень - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
Классификация ошибок и
недочетов:
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена,
перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова
и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Все результаты заносятся в индивидуальную карту учащегося освоения программы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.