МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
Взрослым
27.02.2018
МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Внеурочные мероприятия в техникуме – это важная часть учебно-воспитательного процесса. Тщательно подготовленные и хорошо проведенные, они формируют интересы, способствуют накоплению знаний, усвоению основных социально-нравственных понятий и норм, в том числе общечеловеческих ценностей, формируют элементы гражданско-патриотического сознания, расширяют кругозор студентов, развивают память, творческие способности, дают возможность научиться работать в команде, ощутить себя частью коллектива. Все это, безусловно, важно для формирования личности будущего специалиста.
Эх, дорожка фронтовая.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»                                                                          Областной конкурс на лучшую методическую                                                                          разработку внеклассного мероприятия                                                                          гражданско­патриотического воспитания                                                                          «Моя Родина – Россия!»                                                         МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА                                                       ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ                  «Эх, дорожка фронтовая!»                                                              Разработала                                                 Адучаева Галина Николаевна                                                                     преподаватель                                                                      1 квалификационной категории Р.п. Павловка                                                                                 2017 г.                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  1.1. Обоснование проведения мероприятия. Актуальность обращения на внеурочном мероприятии к теме развития военной колесной техники в России,  ее значения,  судеб военных шоферов и механиков­ водителей,   обусловлена   необходимостью   формирования   у   студентов­ автомехаников позитивного отношения к военной истории своей страны и своей малой родины и связи данной темы с их будущей профессией. Российская   молодежь,   как   и   общество   в   целом,   переживает   кризис ценностей:   разрушены   идеалы,   в   которое   верило   старшее   поколение.   В общественном   сознании,   и   особенно   в   сознании   молодежи,   образовался духовный вакуум, следствием которого стало распространение бездуховности, безнравственности,   забвение   исторических   истоков   Отечества   и,   вследствие этого, утрата патриотических чувств. Патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности студентов как в учебное, так и во внеурочное время. Развитие патриотизма   должно   осуществляться   системно,   мерами   политического, экономического,   социального,   духовно­идеологического,   информационно­ психологического, педагогического воздействия на основе общегосударственной идеи,   на   базе   существующих   и   прошлых   традиций.   Большая   роль   в   этом принадлежит направленности с элементами поисковой работы. внеклассным   мероприятиям     военно­патриотической Понятие   патриотизма   многогранно:   это   и   любовь   к   родным   местам,   и гордость за свой народ, и желание защищать его; это чувство сопричастности к новой   военной   истории   России   через   свою   профессию   механика­водителя. Образование должно предоставить возможность молодому поколению раскрыть свои патриотические чувства, формируя гражданина и патриота своей Родины. Внеурочные   мероприятия   в   техникуме   –   это   важная   часть   учебно­ воспитательного процесса. Тщательно подготовленные и хорошо проведенные, они   формируют   интересы,   способствуют   накоплению   знаний,   усвоению основных   социально­нравственных   понятий   и   норм, общечеловеческих   ценностей,   формируют   элементы     в   том   числе гражданско­ патриотического сознания, расширяют кругозор студентов, развивают память, творческие   способности,   дают   возможность   научиться   работать   в   команде, ощутить себя частью коллектива. Все это, безусловно, важно для формирования личности   будущего   специалиста.   Мероприятия,   посвященные   воинам­ автомобилистам,   дают   возможность   не   только   сообщить   историческую информацию,   но   и   поговорить   с   молодежью   о   качествах   личности, преодолевающей невероятные трудности на пути к поставленной цели, о жизни и подвиге во имя Отечества и будущих поколений. Примеры из жизни земляков – родных и близких, друзей и знакомых ­  способны вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять свое предназначение в жизни, сделать что­то нужное людям,   оставить   добрый   след   на   земле.     Обращение   к   биографии   героев­ односельчан, воспоминаниям ветеранов, архивным данным, книгам и фильмам о мировых и локальных войнах, полезно в любое время, но особенно эта тема становится актуальной в преддверии празднования Дня защитников Отечества и Дня   Победы.   Главное,   чтобы   все   не   свелось   к   назидательным   беседам   и машинальному   повторению   заученных   слов.   Воспитательные   цели   будут достигнуты   только   тогда,   когда   студенты   станут   главными   действующими лицами, заинтересованными в творческом подходе к подготовке и проведению встреч   с   участниками   военных   событий,   классных   часов,   внеклассных мероприятий.   Методическая   разработка   включает   в   себя   анализ,   план   и сценарий   внеурочного   мероприятия,   монтажи   из   стихов,   презентации, видеоролики, положения о конкурсах творческих работ, военной песни и боевых листков.   Дан   пример   содержания   благодарственных   писем   и   оформления помещения.  Указан список литературы и Интернет­ресурсов, использованных в подготовке мероприятия. Оформление: ­ плакаты, изображающие военную технику; ­ боевые листки; ­ эпиграф к мероприятию:    «Быть защитником – это призвание      И нелегкий, ответственный труд!» ­ выставка студенческих работ на темы «Военная наземная техника»;    «Эхо войны»; «Военная история моей семьи»; «Мой папа – бывший военный шофер»., «По пыльным дорогам Афганистана», «Мой друг­разведчик», «Служба по призыву», «Герои­односельчане» и др. ­ выставка фотографий. Оборудование:  компьютер,   мультимедийный   проектор,   музыкальный   центр,   презентация   о воинах­автомобилистах, презентация о военной технике, «Служба по призыву», видеоролик «Современная военная техника России»  , реквизит для проведения конкурса «На привале». Методические рекомендации: Проведению   внеурочного   мероприятия   предшествует   подготовительная работа со студентами. Внеурочное мероприятие проводится для студентов 1­3 курсов.   В   период   подготовки   мероприятия   студенты   готовят   презентации, видеоролики,   собирают   документы,   воспоминания,   фотографии,   подбирают стихи,   песни,   шоферские   байки,   пословицы,   репетируют   песни   о   военных водителях,   оформляют   актовый   зал.   Проводятся   конкурсы:   творческих   и поисковых   работ,   боевых   листков,   посвященных   воинам­автомобилистам; военной песни «На привале». Каждый конкурс оценивает жюри, которое состоит из   преподавателей   и   гостей.   После   окончания   мероприятия   проводится рефлексия   в   виде   блиц­опроса   по   заранее   подготовленным   анкетам,  которая позволит увидеть реакцию студентов на мероприятие.  Вопросы для рефлексии: 1. Какое   впечатление   произвело   на   вас   мероприятие   «Эх,   дорожка фронтовая»? 2. Что нового вы узнали? 1.2. Цели и задачи внеурочного мероприятия Цели обучения: ­   расширить   представления   студентов   о   военной   технике;   способствовать накоплению сведений об истории страны; ­   способствовать   обогащению   словарного   запаса   студентов;   формированию   и развитию культуры речи; ­   способствовать   формированию   у   студентов   умения   говорить,   слушать   и понимать   устную   речь,   обучать   навыкам   подготовки   и   проведения   устного выступления. Цели развития: ­ вырабатывать у студентов интерес к чтению, поиску новой информации; ­   развивать   у   студентов   речевые   способности,   способствовать   укреплению памяти; ­ вырабатывать навыки пользования Интернет­ресурсами; ­ способствовать формированию у студентов логического мышления. Цели воспитания: ­   формировать   у   студентов   чувство   патриотизма   и   гордости   за   свой   народ, воспитывать уважение, любовь к истории страны; ­ способствовать возникновению и закреплению у студентов интереса к будущей профессии водителя­автомеханика, формированию профессиональной гордости; ­ способствовать возникновению интереса к судьбам водителей боевой техники, сыгравших   значительную   роль   в   военной   истории   нашей   страны,   интереса   к службе в армии; ­ обратить внимание студентов на героев­автомобилистов в качестве примера для подражания; ­ вырабатывать у студентов усидчивость и внимание, творческую активность; ­   прививать   студентам   навыки   культуры   поведения   во   время   внеурочных мероприятий. Задачи: 1. Раскрыть   масштабность   и   значение   военной   наземной   техники   как составляющей военной мощи России. 2. Показать   связь   поколений   в   военной   истории   страны   через   поисковую работу в своем районе 1.3. Структура внеурочного мероприятия. Внеурочное   мероприятие   «Эх,   дорожка   фронтовая!»   состоит   из   следующих этапов: ­ вводный этап; ­ основной этап; ­ заключительный этап. Вводный этап                                                                (3 минуты) обеспечивает подготовку к основному этапу, отражает обеспечение мотивации и принятие студентами цели внеклассного мероприятия. Основной этап включает в себя:                            (1 час 10  минут) 1. «На полях сражений»: обзор военной наземной техники ХХ века. 2. «Во имя жизни». Подвиги военных шоферов. 3.   «На   привале».   Творческий   конкурс,   посвященной   воинам­автомобилистам (военные песни, сценки, стихи). Конкурс творческих, поисковых работ и боевых Данные конкурсы позволяют определить уровень знаний студентов листков. по военной истории России. 4.«Время выбрало нас». Современная военная наземная техника – преимущества перед зарубежными аналогами. Выступление студентов, отслуживших в армии водителями. Заключительный этап.                                                   (12 минут) Позволяет   определить   достижение   поставленных   целей,   подвести   итоги, наградить победителей конкурсов и активных участников. Информация итогов проведения   мероприятия   включает   в   себя:   количество   участвующих   в проведении мероприятия, число фактически проведенных этапов мероприятия, интеллектуальный, эмоциональный отклик студентов, который проявился как в процессе деятельности, так и по ее завершении. Организация   внеурочной   деятельности   не   ограничивается   получением   Гораздо   важнее   достижение   высоких количественных   показателей. воспитательных   целей:   нравственного   становления   личности   студентов, формирование   общественно   значимых   мотивов,   внутренних   стимулов, проявляющихся   в   повседневном   поведении   и   отношении   к   делам   и обязанностям. Данное   мероприятие   проводится     17   февраля   2017   года   в   актовом   зале технологического техникума р.п. Павловка. Зам. директора  Логинова Т.В                                  Преподаватели:   Абдулина   Н.С.,   Адучаева   Г.Н.,   Ахтямова   Н.М.,   Казакова Н.И., Мугттинов А.А. Гости: Галкин А.А. – участник войны в Афганистане; Степчев А., Фокин Е., Фокин   Д.,   Пинаев   А.­   выпускники   техникума,   бывшие   военнослужащие   – водители. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости! Ведущий 2: Здравствуйте! Ведущий 3: Здравствуйте! Ведущий 1: Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии, посвященном Дню Защитников Отечества!  Ведущий 2:  Наше мероприятие будет состоять из трёх частей. Первая часть называется «На полях сражений» и будет посвящена военной колесной  технике, участвовавшей  в войнах 20 века. Ведущий 1: Вторая часть – музыкальная. Это конкурс военно­патриотической песни   «На   привале»,   в   котором   прозвучат   песни,   посвященные   военным водителям. Ведущий 2: А в третьей части мы расскажем о наших современниках, наших студентах   и   выпускниках,   служивших   в   автомобильных   ротах,   водителями военных машин и танков.  Ведущий 1:  Итак, мы начинаем…   Играет музыка, слышится песня «Эх, дорожка фронтовая!» (Слайд  1)  1­й ведущий.  (Слайд 2)  Можно  сказать, что  с самого  рождения  автомобиль  находится на бессрочной   службе   в   армии.   Ведь   именно   ему   обязаны   своим   появлением броневики   и   бронеавтомобили   периода   первой   и   второй   мировой   войн, нынешние бронетранспортеры и другая боевая колесная техника. Правда, в современной армии автомобили в большинстве случаев выполняют прозаическую   повседневную   транспортную   работу   и   непосредственно   не участвуют в боевых операциях, предоставляя это специализированным машинам на их базе – броневикам. Самые обычные грузовики без какой­либо броневой защиты,   порой   даже   не   снабженные   средствами   повышенной   проходимости, тоже не раз «надевали» военную форму.  Вы знаете про легендарные реактивные многозарядные установки на шасси обычных грузовиков, называемые в народе «Катюшами». Но ими не ограничивается ряд автомобильной техники подобного назначения.   «Катюши»,   воздвигнутые   на   постаментах   в   память   о   минувшей войне, ­ лишь наиболее яркий символ боевого применения автомобиля. 2­й ведущий. Впервые   самоходную   колесную   машину   вывели   на   поле   сражения   англичане (слайд   3). Это произошло в 1899 г. во время войны с бурами в Южной Африке. Конструктор   Симмс   взял   за   основу   легкий   четырехколесный   одноместный автомобиль «Де Дион­Бутон», напоминавший два сочлененных и снабженных мотором велосипеда, и установил на нем спереди пулемет «Максим» ­ новинку тех   лет.   Именно   это   сооружение   положило   начало   рождению   новой   боевой единицы – «пулеметного автомобиля». В дальнейшем обычные автомашины с пулеметом на борту участвовали в различных боевых операциях. Они обладали неплохой по тем временам скоростью, а на наиболее мощных из них ухитрялись даже перевозить до взвода солдат. 3­й ведущий.  В России на белостокских маневрах 1897 г. и на курских 1902 г. применялось также   несколько   типов   автомобилей   с  бензиновыми   двигателями. (Слайд 4) Вовремя   русско­японской   войны   1904­1905   гг.   на   дальневосточном   театре военных   действий   при   штабе   главнокомандующего   русских   войск   генерала Куропаткина имелось 11 легковых машин, которые использовались для поездок высших офицеров. Позже   в   русской   армии   от   использования   единичных   автомобилей   стали переходить   к   созданию   специальных   автоподразделений.   Первыми   такими подразделениями   были   автомобильные   команды   при   железнодорожных батальонах, организованные в 1910 г.  1­й ведущий. (Слайд   4)  В   период   первой   мировой   войны   в   России   практически   не существовало  своей автомобильной  промышленности, кроме рижского  завода «Руссо­Балт»,   производственные мощности которого не могли удовлетворить все потребности фронта, тогда как ведущие капиталистические страны – США, Англия,   Франция,   Германия   –   имели   хорошо   развитую   автомобильную промышленность. Парк автомашин там был довольно внушительным, но роль их в армиях этих государств явно недооценивалась. Во всех армиях автомобилями пользовались для перевозки боеприпасов и прочих грузов. Пробовали строить самоходные   зенитные   установки,   однако   они   представляли   собой   обычные орудия, установленные на платформе грузовика. 2­й ведущий. Транспортные возможности автомобилей, как грузовых, так и пассажирских, в полной   мере   раскрылись   в   условиях   первой   мировой   войны  (слайд           5). Автомобили с их подвижностью, свободой в выборе трассы, высокой средней скоростью, способностью к маскировке от нападения с воздуха стали важным видом военного транспорта, а в отдельных случаях и незаменимыми боевыми единицами. Об этом напоминает стоящий в музее оружия в Париже среди танков легковой автомобиль – обыкновенный «Рено», модель 1910 г. (слайд     5). 3­й ведущий. (Слайд     5)  Почему   же   у   французов   старенький   «Рено»   возведен   в   ранг национального героя? В 1914 г. германская армия неудержимо двигалась к Парижу. Передовые отряды достигли реки Марны, приблизились к важной железнодорожной магистрали в нескольких   десятках   километров   от   столицы.   Оборона   города   не   была   7   сентября   положение   стало заблаговременно   обеспечена   войсками.   критическим.   Нужно   было   за   сутки   перебросить   на   Марну   вновь сформированную дивизию. Железная дорога могла перевезти не более бригады, для переброски пешком не хватало времени. И вот генералов, руководивших обороной, осенила идея – призвать на помощь парижские автомобили­такси.  1­й ведущий. (Слайд   6)  История   рассказывает   о   многих   военных     операциях,  в   которых участвовали легковые автомобили и автобусы, в разных европейских странах, в том   числе   и   в   России.   К   концу   первой   мировой   войны   в   армиях   стран, выступивших против Германии, числилось уже более 200 тысяч автомобилей. В   Российской   армии   стратегические   автомобильные   перевозки   почти   не применялись,   а   автопарк   в   большинстве   своем   был   укомплектован автомашинами   немецкого   производства.   Только   в   1916   г.   Россия   стала приобретать   технику   союзников,   в   основном   автомобили   ФИАТ,   «Уайт», «Паккард», «Берлье» и «Рено». 2­й ведущий. (Слайд     6)  В   1914   г.   были   испытаны   первые   четыре   российские   машины   с «противоаэропланными пушками». А уже в 1915 г. первые самоходные зенитные пушки успешно отражали налеты германских аэропланов. (Слайд   7)  В 1915 г. штабс­капитан Мгребов предложил защитить стальными листами   автомобиль   «Рено».   Защищенность   машины   Мгребова   выгодно отличалась   от   других   типов   броневиков:   пуля,   пробивавшая   вертикальный бронелист, скользила по наклонным плоскостям корпуса новой машины. 3­й ведущий. (Слайд     7)  В   том   же   году   Русский   офицер   Поплавко   разработал   на   шасси полноприводного   грузовика   «Джеффри»   бронеавтомобиль   оригинальной конструкции.   Форма   его   корпуса   позволяла   легко   разрушать   проволочные заграждения.   Практически   это   был   прообраз   танка,   который   должен   был двигаться перед наступающей пехотой, прокладывая ей путь. 1­й ведущий. (Слайд   бронеавтомобиля   началось   осенью   1914   г.   на   Путиловском   заводе.   Проект разработал начальник Офицерской стрелковой школы генерал­майор Филатов.  Проектирование   тяжелого   пушечно­пулеметного   8­11)  Машина предназначалась для усиления на поле боя подразделений пулеметных броневиков. Первый автомобиль этой серии, получивший название «Гарфорд», был готов к отправке на фронт 3 мая 1915 г. Главным его достоинством, за которое ему прощались все недостатки, считалась мощная пушка. Оставшиеся на территории России после первой мировой войны «Гарфорды» впоследствии участвовали в боях на всех фронтах гражданской войны. 2­й ведущий. (Слайд  12) К середине 20­х гг. Красная Армия располагала сотнями танков и бронеавтомобилей.   Все   эти   машины   были   иностранного   или   русского производства, оставшиеся от царской армии. Прошедшие гражданскую войну, к концу первой четверти ХХ в. они исчерпали свои ресурсы и устарели морально. Было принято решение о разработке новых отечественных бронеавтомобилей. В   конце   1927   г.   успешно   прошел   испытания   и   был   принят   на   вооружение Красной Армии бронеавтомобиль БА­27.  3­й ведущий.   13­14)  Затем   на   Горьковском   автозаводе   были   созданы (Слайд   бронеавтомобили Д­8 и Д­12, на основе которых в 1931 г. конструкторским бюро Ижорского завода были разработаны новые машины «ФАИ» и «ФАИ­М», которые были одними из самых массовых в армии СССР в предвоенное время и принимали  участие   во  всех   боевых  действиях, которые  велись   в 30­е  гг.  На фронтах Великой Отечественной войны они использовались вплоть до 1943 г. 1­й ведущий.  (Слайд     15­16)   Автотранспорту,   во   всех   крупных   сражениях   2­й   мировой войны,   принадлежало   решающее   значение.   С   помощью   автотранспорта,   его высокой подвижностью, стал возможным маневр силами и средствами на поле боя,   своевременная   доставка   оружия   и   боеприпасов.   К   началу   Великой Отечественной войны Красная Армия имела 272 600 автомобилей. Большая их часть   была   потеряна   в   первые   месяцы   войны.   Боевые   действия   заставили   в начальный   период   войны   в   очень   короткие   сроки   перебазировать   на   Восток более десятка заводов автомобильной промышленности. Автомобили приняли на себя главную тяжесть фронтовых перевозок и пронесли на себе по дорогам войны и раненых, и реактивные минометные установки, и боеприпасы, и хлеб для фронта.  2­й ведущий (Слайд 17­19)     Автомобиль стал основным средством военного транспорта и боевой   единицей.   За   1942   г.   автомобильная   промышленность   страны   при напряжении   всех   усилий   смогла   дать   только   32300   машин.   Союзники Советского Союза во 2­й мировой войне оказали существенную помощь с 1942 года, по Ленд­лизу, в СССР стала поступать автомобильная техника из США, Англии   и   Канады.   До   конца   войны   было   поставлено   в   СССР   401   000 автомобилей.   Большая   часть   полученных   машин,   с   передними   ведущими мостами,   обладала   высокими   скоростями   и   хорошей   по   тем   временам проходимостью. Правда, эти их качества могли быть реализованы только при использовании   хорошего   топлива   и   смазки   и   при   квалифицированном обслуживании и ремонте.  3­й ведущий. (Слайд 20­23) Десятки тысяч грузовиков, автобусов, тягачей, легковых машин поступили   в   армию   и   народное   хозяйство   в   качестве   трофеев.   Вместе   они образовали весьма пестрый парк, в котором была представлена продукция не только немецких, но и австрийских, чехословацких, итальянских, французских заводов. За   годы   войны   было   перевезено   145   миллионов   тонн   различных   грузов.   Без колесного   и   гусеничного   транспорта   победа   советской   армии   оказалось   бы невозможной. 1­й ведущий. (Слайд   24­26)  Опыт Великой отечественной войны убедительно показал, что успех боевых действий войск во многом зависит от эффективности системы и организации   их   технического   обеспечения.   Своевременное   техническое обслуживание,   эвакуация   и   ремонт   боевой   техники   и   вооружения   позволяли содержать их в состоянии высокой боеспособности, обеспечивали живучесть и ударную   силу   частей   и   соединений,   успешное   решение   боевых   задач. Восстановление боевой техники и вооружения в ходе операций, быстрый возврат их   в   строй   являлись   существенным   источником   восполнения   потерь   в материальной части. 2­й ведущий. (Слайд  27 ) Говоря о значении военной техники в годы Великой войны, нельзя не сказать об обороне Ленинграда.  Невиданные   трудности   и   страдания   пришлось   пережить   Ленинграду,   его жителям и защитникам  в блокадную зиму 1941­1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. 3­й ведущий. (Слайд   27) По безлюдным проспектам оглушительно звонко Громыхала на дьявольской смеси трехтонка. Леденистый брезент прикрывал ее кузов – Драгоценные тонны замечательных грузов. Молчаливый водитель, примерзший к баранке, Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки, Вез он сало и масло, вез консервы и водку, И махорку он вез, проклиная погодку. Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу. Был он худ. Был похож на голодную птицу. И казалось ему, что водителя нету, Что забрел грузовик на другую планету. Вдруг навстречу лучам – синим, трепетным фарам – Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром. А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито, Снег летел, как мука – плавно, медленно, сыто… ­ Стоп! – сказал лейтенант. – Погодите водитель. Я, ­ сказал лейтенант, ­ здешний все­таки житель. – И шофер осадил перед домом машину, И пронзительный ветер ворвался в кабину. И взбежал лейтенант по знакомым ступеням. И вошел. И сынишка прижался к коленям. Воробьиные ребрышки… Бледные губки… Старичок семилетний в потрепанной шубке… ­ Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!.. – И достал лейтенант свой паек из кармана. Хлеба черствый кусок дал он сыну: ­ Пожуй­ка, ­ И шагнул он туда, где дымила “буржуйка”. Там – поверх одеяла распухшие руки, Там жену он увидел после долгой разлуки. Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи. Но не знал лейтенант семилетнего сына. Был мальчишка в отца – настоящий мужчина! И, когда замигал догоревший огарок, Маме в руку вложил он отцовский подарок. А когда лейтенант вновь садился в трехтонку: ­ Приезжай! – закричал ему мальчик вдогонку. И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито, Он летел, как мука – плавно, медленно, сыто… Грузовик отмахал уже многие версты. Освещали ракеты неба черного купол. Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый – Лейтенант в том же самом кармане нащупал. Потому что жена не могла быть иною И кусок этот снова ему положила. Потому что была настоящей женою. Потому что ждала. Потому что любила. Грузовик по местам проносился горбатым, И внимал лейтенант орудийным раскатам, И ворчал, что глаза снегом застит слепящим, Потому что солдатом он был настоящим.  (Владимир Лифшиц. “Баллада о черством куске”) 3­й ведущий. (Слайд    29­30) Но «Со смертью рядом шло спасенье…». Для помощи жителям города   было   открыто   движение   по   ледовой   трассе   через   Ладожское   озеро. Дорога   жизни   вошла   в   историю   блокады   и  обороны   Ленинграда   как   пример мужества,   стойкости   и   несгибаемой   воли   к   Победе.   Во   время   Великой Отечественной войны Дорога жизни была единственной военно­стратегической транспортной магистралью, связывавшей с сентября 1941 по январь 1944 года блокадный   Ленинград   с   тыловыми   районами   страны.   По   Дороге   жизни   из осажденного   Ленинграда   проводилась   эвакуация   населения,   вывозилось оборудование   фабрик   и   заводов,   а   в   город   доставлялось   продовольствие, топливо, вооружение и боеприпасы. Первая колонна из 60 автомашин ГАЗ­АА – знаменитых «полуторок» отправилась по льду в Кобону за продовольствием 70 лет назад – 22 ноября 1941 года. Всего   же   по   водным   и   ледовым   трассам   Дороги   жизни   в   Ленинград   было доставлено   около   1,5   млн.   тонн   различных   грузов,   из   них   более   половины продовольствие. Дорога жизни спасла от смерти более миллиона ленинградцев. 1­й ведущий (Слайд  31)  Хорошо, когда современная молодежь, знающая о войне – и, о той, Великой, и об афганской, и о чеченской лишь понаслышке,  поет военные песни. Но ещё лучше, если бы они пели вместе с теми, кто пережил эти огненные годы, кто был свидетелем подвигов и побед народа.  2­й ведущий (Слайд  32) Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой   Отечественной   войны.   Они   звучали   буквально   с   первого   и   до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких   тем,   кто   оставался   у   станков   и   в   поле.   Они   нужны   были   солдатам первых   эшелонов,   отправлявшимся   на   фронт,   первым   призывникам   и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами,   публиковались   в   газетах,   выходили   отдельными   листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках. Они выражали чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.  3­й ведущий (Слайд   33)  Лучшие   песни,   те,   что   живут   долго,   становятся   народными, появляются   в   своё   время,   тогда,   когда   их   содержание   и   характер   отвечают общественной обстановке. Предлагаем послушать песни, которые рождены на дорогах войны. Песни, которые далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет, отзываются в сердце и памяти тех, кто поет или слышит знакомые напевы. Послушаем, насколько сильно, глубоко чувствуют ребята эти военные дороги. Начинается конкурс военной песни «На привале»     (слайды 34­35) 1­й ведущий. (Слайд       36­37)  Благодаря великому подвигу советского народа наши дети сегодня смеются, взбираясь на старые военные автомобили, на которых когда­то шли воевать советские солдаты. Не всякий подвиг может совершить,  Тем более – в потоке мирных дней,  Но всякий должен Родине служить,  Болеть душой и сердцем лишь о ней. В   послевоенное   время   продолжали   служить   своей   Родине   наши   земляки.   Где бы они не проходили службу, по каким дорогам им не пришлось водить свою боевую машину, с честью отдали свой воинский долг перед Родиной.   Честь вам и слава!! 2­й ведущий. (Слайд   46­47)  У   каждого   поколения   своя   война:   Великая   Отечественная, Афган, Нагорный Карабах, Чеченская. Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Великая Отечественная война ­ это славная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру, как мы сильны и, прежде всего, духом.  Здесь птицы не поют,  Деревья не растут,  И только мы плечом к плечу  Врастаем в землю тут.   Горит и кружится планета,  Над нашей Родиной дым.  И значит, нам нужна одна победа,  Одна на всех ­ мы за ценой не постоим.                                                 Б. Окуджава.  3­й ведущий (Слайд     48­49)   Но и в наше время война не закончилась. В горячих точках продолжают умирать российские солдаты и офицеры. Они защищают нас с вами. Они исполняют свой долг  Время выбрало нас, Закружило в афганской метели, Нас позвали друзья в грозный час, Мы особую форму надели. И в огне горных трудных дорог Своей кровью кропили походы, Не заметили в вихре тревог, Как минуты прессуются в годы. Верность, доблесть, отвага и честь – Эти качества не напоказ. У Отчизны героев не счесть. Время выбрало нас! Звучит песня «Афганистан», сопровождающаяся презентацией (Слайд 50) 1­й ведущий  Афганистан. Тревога и боль. Горечь потерь и радость возвращения. Никогда не утихающий плач матерей. Цветы у подножий памятников. Навсегда оставшиеся юными тысячи солдат и офицеров. Ордена и медали на груди тех, кто вернулся живым с той страшной и беспощадной войны. Это о них     спето сотни песен и рассказано множество стихотворений.      А что мы знаем об афганской войне, которая длилась десять долгих лет Сначала о ней говорили мимоходом. Заявила она о себе неизбывным горем и страданием, предстала в страшном, дотоле невиданном обличии. Как, почему и зачем это произошло? Как, почему и зачем шагнули советские воины на землю суверенного государства, чей народ испокон века был дружественен нам? 2­й ведущий  (Слайд  51­52)   25 декабря 1979 года в 15.00 часов по московскому времени начался   ввод   советских   войск   в   Афганистан.   И   только   спустя   10   лет,   15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. Это были десять лет боев, крови, подвигов, страха.    На истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков,   охране   грузов   проявились   лучшие   черты   наших   молодых современников, солдат и офицеров. Документальная   справка:   «…Потери   личного   состава   ограниченного   контингента   за   десять   лет   составили:   убито,   умерло   от   ран   –  13  тысяч   833 человека   из   состава   40­й   армии.   Ранено   ­   49   тысяч   985   человек,   стали инвалидами ­ 6 тысяч 759 человек, находятся в розыске 330, пропали без вести 312 человек. Кроме этого, военных советников – 180 человек, переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств – 882 человека». Потери техники и вооружения, по официальным данным составили:   147­ танков;   1.314 – бронемашин;   118 – самолетов;   333 – вертолета;   433 – орудий и минометов,   510 –инженерных машин,   1138 – радиостанций, командно­штабных машин,   11369 – автомобилей бортовых и бензовозов,  3­й ведущий (Слайд   53­54)      На   горных   заставах,   в   воздухе   и  на   земле,  в   Кандагаре   и Джелалабаде выполняли свой воинский долг наши земляки. Подвиг солдата – это достояние тех, на чьей земле он родился и вырос. На Павловской земле родились, жили и живут солдаты афганской войны. Это они попадали в засады и заживо   горели   в   танках.   Это   они   глотали   пыль   афганских   дорог   под перекрестным   огнем   пулеметов.   Это   они,   рискуя   собственной   жизнью, вытаскивали с поля боя раненых и в пылу неистовой злости отчаянно мстили за погибших друзей. Саперы и танкисты, летчики и десантники, водители и артиллеристы многое увидели и испытали там. И погибали там, вдали от Родины, несли тяготы и лишения и солдаты, и офицеры. Они все были воинами­афганцами.       Эстафета  мужества  передается  от  поколения к  поколению,  потому что  в основе подвигов лежат священные для каждого российского человека понятия: Родина,   дружба,   воинский   долг.   Герои   афганской   войны   не   какие­то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами. Они такие же, как все, солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты.      Мы, нынешнее поколение, должны знать имена героев – земляков, горячих патриотов Родины, страстно любивших жизнь.     1­й ведущий. (Слайд  55­56)  Галкин Александр Александрович, 1963 г.р. Из воспоминаний. «Призвали в армию 30 марта 1981 г. Привезли в г.Казань, переодели. Повезли в Туркмению   (г.Иолотань),   попал   в   мотострелковый   полк.   Полтора   месяца работали как строители, гаражи (боксы) для танков сооружали. Далее, отобрали всех   шоферов   и   отправили   в   Афганистан   г.   Шинданд   на   вертолетах.   Затем собрали   50   человек   и,   под   командованием   старшего   лейтенанта   Иващенко, повезли в г.Герат. Начали учить рыть окопы, выполняли хозяйственные работы; научили   включать   и   глушить   мотор   БТР.   Рота   была   многонациональная. Старший лейтенант Желтков на полигоне обучал солдат вождению БТР. Скоро нам   дали   свои   машины,   сформировали   бригаду.   Мы   начали   сопровождать колонны   с   продовольствием,   оружием,   топливом   через   г.Герат.   Отовсюду преследовали «духи». Первая   боевая   операция   (ликвидация   банд   в   кишлаке).   При   переходе   через речку заглохла машина – сгорело сцепление. На ночь оставили одного. Впереди – бой, а вокруг «духи». В этом первом бою полегло половина роты, многих ранило.   Солдаты   молодые,   толком   необученные.   Так   моя   служба   и   шла   в постоянной борьбе за жизнь. Сопровождение колонн, охрана моста через реку Герируд, караульная служба. 4 рейса был в сопровождении до г.Кандагар (2 рейса – водителем БТР и 2 рейса – пулеметчиком). 28 ноября 1982 г. «духи» нас обстреляли   и   прямым   попаданием   пробило   корпус   БТР.  Этот   бой   проходил недалеко от г.Кушки. Затем я получил другую машину БТР. Возвращение   на   Родину   тоже   было   мучительно.   В   Кабуле   погрузили   нас   в самолет. Поднялся  сильный ветер  и  самолет взлететь  не смог.  При боковом ветре  самолет мог разбиться о скалы. Так и просидели в самолете  до утра. Конечно,   было   страшно.   Мы   безоружные,   а   вокруг   враг.   Утром   вылетели   в Ташкент. Это было в июле 1983 г., а 15 июля я прибыл в г.Ульяновск, ступил на родную землю».   Мы   уверены   в   одном:   долг   солдата   –   служить   Родине.   В 2­й ведущий (Слайд     57)  неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от родного дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге,   воинскому   и   человеческому   долгу.  Возвращаясь   к   событиям   того времени,   напомним,   что   более     80     павловчан   принимали   участие   в   боевых действиях на территории Афганистана, среди них 23 выпускника павловского профессионального училища, большинство из них водители боевых машин. 3­й ведущий.   58­59)    В   память   о   погибших   в   Афганистане   воинах­ (Слайд   интернационалистах   и   других   локальных   войн   в   нашем   поселке   установлен обелиск ­  место, куда может прийти каждый и почтить память погибших. К счастью, сегодня живут и трудятся участники, герои Афганских событий. Сегодня,  мы   имеем   возможность   услышать   воспоминания   о   войне   участника боевых действий в Афганистане, ныне жителя села Старое Чирково, Галкина Александра Александровича. (Зрители аплодисментами приветствуют гостя. Он рассказывает о своей службе в Афганистане) Вопрос гостю:   Нам хотелось  бы узнать, какой урок из истории Афганской войны, по вашему мнению, должно вынести современное поколение россиян? 1­й ведущий  Несмотря на переоценку аспекта афганской войны, подвиг российских солдат остается чистым и достойным. Они нравственно безупречны. Они не струсили, не спрятались, вели себя так, как подобает воинам. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, и присяги.   Все мы долго будем переживать последствия Афганской и Чеченской войн. Никто не вернет нам погибших. Не вернет тех, кто так и не успел построить свой собственный дом, воспитать своих детей. Жестокая и нелепая чеченская  война стала трагедией для  всех нас. за мир   2­й ведущий (Слайд  60­61  )  Снежная дорога навевает тоску. Дуло автомата примыкает к виску. Кто­то тихо дремлет, кто­то шепчет во сне, Кто­то вспоминает о родной стороне. Кто повинен в том, что сотни русских ребят Трупами легли и до сих пор там лежат. Кто повинен в том, что тысячи матерей Смогут пережить своих родных сыновей. Чечня…  Мы возвратились домой. Чечня…  Те, кто остался живой. Чечня…  Залита кровью ты вся. Чечня…  И смех и слёзы ­ всё зря... Снежная дорога по чужой стороне. Снежная дорога по несчастной Чечне. Этот страшный сон нам не забыть никогда. И металла звон мы будем помнить всегда. Запах крови, смерти, тот ужасный позор. Ни Аллах, ни Бог нам не простят наших ссор. С болью по дороге снежной едем домой Те, кто чудом выжил, кто остался живой 3­й ведущий (Слайд   62­67)   Летят годы. Все дальше и дальше уходят от нас  день, когда прозвучал   первый   салют   в   честь   победы   над   фашистами   в   Великой Отечественной   войне.   Все   меньше   и   меньше     остается   очевидцев   реальных событий тех лет. Все   дальше   от   нас   и   афганская   война,   которая   унесла   тысячи   человеческих жизней. Становится историей война в Чечне. Многие матери лишились сыновей, жены   потеряли   мужей,   дети   остались   сиротами.   Война   все   меняла,   все переворачивала с ног на голову: рушились планы, судьбы, жизни людей. В   такое   время   человек   начинает   понимать   свою   значимость,   ощущать необыкновенный душевный подъем, старается сделать все, что только ему по силам, даже если это стоит жизни. Общее   горе   сплачивает   людей,   особенно   если   у   них   есть   любовь   к   своему Отечеству, искренний патриотизм, мужество, сила духа. Человек жив, пока жива память о нем. Сама жизнь воинов стала подвигом во имя Победы.  1­й ведущий  (Слайд  68) «Минута молчания» (слова Н.Ященко)  Давайте все минуту помолчим,  Помянем с болью тех, кто не вернулся. Идя в атаку сквозь огонь и дым. Давайте все минуту помолчим. Давайте все  минуту помолчим, Пусть слезы  навернутся на  ресницы. Фронтовикам  война доныне снится И те, кого ничем не воскресим Давайте все минуту помолчим… Давайте все минуту помолчим,                                                                                      мы жизнью им обязаны на свете                                                                                     ­ И сами мы , и даже наши дети Их подвиг не забыт, не повторим…                                                                              Давайте же минуту помолчим. ( Минута молчания) Начинается показ 1­го видеоролика (о Степчеве А.) 2­й ведущий (Слайд   69­72).  Мы рады, что в этот праздничный вечер, посвященном Дню защитников   Отечества,   с   нами   те,   кто   отслужил   в   армии,   был   военным водителем. Это студенты и выпускники нашего техникума. (Называются студенты и выпускники техникума, отслуживших в армии, все их приветствуют бурными аплодисментами) Это   праздник   тех,  кто   носит   погоны,  тех,  кто   носил   их   когда­то   или   будет носить их в будущем. И еще тех, чьи друзья или близкие носят или носили погоны. Конечно, – это всенародный праздник, потому что в России просто нет людей, которые бы не попадали под одну из этих категорий. Военнослужащие всегда   рядом   с   нами.   Пограничники   защищают   рубежи   нашей   необъятной Родины. Армия всегда была силой и гордостью России. Служба Отечеству была почетна, благодарна! Армия – школа мужества! Армия – школа жизни! Спасибо Вам, защитники Отечества. 3­й ведущий Дай Бог вам только счастья и тепла, Прямых дорог и дружбы ваших близких, Чтоб жизнь всегда прекрасною была, Чтоб тяготы и беды не нависли. И долгих лет вам, и хороших зим, И крепкого российского здоровья, И чтобы каждый, кто душой любим, Вам отвечал такою же любовью. 1­й ведущий Быть защитником – это призвание И нелегкий, ответственный труд! Пусть большие успехи и звания К Вам в ближайшее время придут! Чтобы все, что хотите, сложилось И в карьере удачно, и в жизни! Чтобы лучше и лучше служилось Вам на славу любимой Отчизне! Построение. На сцену приглашаются студенты и выпускники, отслужившие в Армии Вручение благодарственных писем бывшим воинам     Начинается показ 2­го ролика (Современная боевая техника) Заключение (Даянова З.К.) Сегодня мы говорили о военной технике России, о людях, служивших на этой технике, о долге, о чести, героизме и самопожертвовании в трудное для Родины время. Примеры из жизни земляков – родных и близких, друзей и знакомых – способны   вызвать   чувства   патриотизма   и   гордости,   желание   понять   свое предназначение в жизни, сделать что­то нужное людям, оставить добрый след на земле. Хочется верить в то, что данное мероприятие оставило след в душах не только тех ребят, которые занимались его подготовкой и проведением, но и тех, кто сегодня был в роли гостей и зрителей. Пролетают над землей года, Пролетят века, тысячелетия, Но ты помни человек, всегда Ты – звено в большой цепи бессмертия. Помни славу прежних дней страны, Ты ее продолжишь, без сомненья, Памятью о прошлом мы сильны, В этом гражданина назначенье. Будь достойным в череде великих дат, Славу прежних дней ты преумножишь, Как когда­то начинающий солдат, Ты сумеешь, выдержишь, ты сможешь! Подведение итогов Заключительное слово преподавателя: А   сейчас   мы   подведем   итоги   конкурсной   программы   сегодняшнего мероприятия. 1. Конкурс поисково­творческих работ «Эх, дорожка фронтовая!»      2. Конкурс военно­патриотической песни «На привале»: 3. Конкурс боевых листков, посвященный военным водителям: Кроме того, за активное участие в подготовке и проведении мероприятия, посвященного Дню защитников Отечества, грамотами и подарками (диски с фильмом «Брестская крепость») награждаются группы: Блиц­опрос студентов о впечатлениях от мероприятия.  Опрос проводится письменно  по заранее подготовленным анкетам. Ответьте на вопросы: Какое   впечатление   произвело   на   вас   мероприятие   «Эх,   дорожка фронтовая!»? Что нового вы узнали?                                           Список литературы 1. Барятянский М. Т­34. Лучший танк Второй мировой. М.: Издательство Эксмо. 2007. 2. Коломиец   М.,   Мощанский   И.   Танки   Ленд­лиза.   Издательство   ИЦ «Экспринт». 2000. 3. Марковский   В.,   Мильяченко   В.   Афганистан.   Война   разведчиков.   М.: Издательский дом «Экспринт», 2008. 4. Никольский   М.   Легкий   танк   М41.   М.:   Издательство   «Моделист­ конструктор», 2008. 5. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. М.: Военное издательство МО СССР, 1958. 6. Чечин   О.И.   Ради   тебя,   Ленинград!.   Из   летописи   «Дороги   жизни».   М.: Молодая гвардия», 1977. 7. Энциклопедия  «Оружие   и  технологии   России».  Военная   автомобильная техника. Т.16. Издательский дом «Оружие и технологии», 2010. 8. Альманах   «Истоки».   Выпуск   1.   Творческий   коллектив   Павловского технологического техникума. Р.п. Павловка, 2011. 9. Интернет ресурс. Википедия. Военная техника. 10.Интернет ресурс Википедия. Блокада Ленинграда. 11.Интернет ресурс Википедия. Афганская война. 12.Интернет ресурс Военно­исторический форум www.vit2ne.ru 13.afganw.blogspot.com

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018