Методическая разработка внеурочного занятия обряда В гостях в казачьей семье
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
25.06.2019
Методическая разработка обряда «В гостях в казачьей семье» входит в программу внеурочного занятия «Традиции и обычаи кубанских казаков» общеобразовательной общеразвивающей программы социально - педагогического направления.
Воспитание любви к малой родине должно начинаться с самого раннего возраста. Через уроки, внеклассные мероприятия, исследовательскую деятельность, кружковую работу формируются знания об истории Кубанского казачества, его традициях и особенностях культуры. Дети 9-11 лет легко воспринимают казачьи песни, сказки, историческое прошлое народа.
методическая разработка внеурочного занятия обряда В гостях в казачьей семье.docx
Методическая разработка внеурочного занятия
«В гостях в казачьей семье»
Апасова Ольга Николаевна, учитель
начальных классов МБОУСОШ№4,
Майкопского района
Пояснительная записка
Методическая разработка обряда «В гостях в казачьей семье»
входит в программу внеурочного занятия «Традиции и обычаи кубанских
казаков» общеобразовательной общеразвивающей программы социально
педагогического направления.
Воспитание любви к малой родине должно начинаться с самого
раннего возраста.
внеклассные мероприятия,
исследовательскую деятельность, кружковую работу формируются знания
об истории Кубанского казачества, его традициях и особенностях
культуры. Дети 911 лет легко воспринимают казачьи песни, сказки,
историческое прошлое народа.
Через уроки,
Цель методической разработки: изучение и сохранение
традиций, обычаев и народного фольклора Кубанского казачества.
Задача:
Обучающая:
знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными
особенностями;
Воспитательная:
воспитание чувства гордости за историческое прошлое наших
предков;
воспитание учащихся патриотами своей страны;
Развивающая:
развитие творческих способностей детей;
Оборудование: казачьи костюмы, прялка, стол, лавка, самовар,
домашняя утварь.
Новизна.
В данной методической разработке показана
историческая роль казачества на Кубани, жизнь и быт казаков, кубанский
народный фольклор.
Актуальность
методической разработки
обусловлена
необходимостью поиска путей возвращения человека в культуру,
воспитания гражданственности и патриотизма.
На внеурочных занятиях «Традиции и обычаи кубанских казаков»
ребята познакомились с семейными традициями и обычаями, музыкальным
фольклором кубанских казаков, календарными праздниками и обрядами.
Разучили песни, частушки, святки, колядки. Большое внимание было
уделено постановке обряда «В гостях в казачьей семье».
Методическая разработка обряда «В гостях в казачьей семье»
может быть использована для работы с детьми 911лет. Планируемые результаты методической разработки:
Воспитанники должны уметь:
включаться в исполнение обрядов с демонстрацией полученных навыков;
исполнить календарные, игровые, плясовые песни.
Воспитанники будут способны:
видеть мир через систему годового обрядового круга;
замечать проявления традиции в современном мире;
представить общую систему жизни человека в соответствии с годовыми
циклами обрядовых праздников.
Вступительная беседа
Учитель: «Как дерево не может жить без корней, так у человека
нет будущего без прошлого». Каждая семья должна знать свои корни,
многие из нас выходцы из казачьего рода.
Кубанское казачье войско было крупным казачьим объединением,
образованным в 19 веке на Кубани. Казаки воины, земледельцы
осваивали новые земли, защищали южные рубежи России. В 1862 и 1863
годах нашими предками были основаны станицы и хутора Майкопского
района. У казаков был свой быт, традиции, обычаи, фольклор. Особое
значение казаки придавали религии.
Высшим смыслом жизни казачества являлось воинское служение.
В лучших примерах верности, мужества, героизма черпали основы
нравственности, на них воспитывали новое поколение.
Сейчас мы вам покажем обряд « В гостях в казачьей семье».
(Дети в казачьих костюмах)
Казак 1: Могучие горы, степные просторы, приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы – всё это родная Кубань!
Казак 2: Дары свои щедро открыли нам недра, морями разлились хлеба.
Весёлые песни летят в поднебесье, открытая высь голуба…
Атаман: И нету красивее края в России, чем наша родная Кубань!
Казачка 3: Далеко далече, между синих речек,
Где на красных зорьках звенели камыши,
От петли татарской, да от ласки царской
Хутора попрятались во степной глуши.
Казачка 4: Мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной
славой. Земле, чья история вошла в летопись казачества.
Казачка 3: Сами казаки, говоря о себе, подчёркивали:
Атаман: Казаком нужно родиться!
Казак 1: Казаком нужно стать!
Казак 2: Казаком нужно быть!
Казачка 4: Живут казаки в станицах и хуторах.
Казачка 3: В казачьих семьях свято хранят и почитают традиции и
обычаи своих прадедов.
(стоит накрытый стол, на лавке сидят казачки, вяжут, прядут)
Атаман: Ну, что, друзья мои верные, пошли в гости ко мне! Казачка хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Если величать так на
пороге встречать.
Казачка 5: В казачьей хате всем места хватит.
(казаки входят в хату, садятся за стол, казачки подают
угощения)
Казачка 6: Живут казаки дружно, весело. Частушки, песни поют.
(исполнение частушек)
Пропоём мы вам частушки,
А ребята подпоют.
Пусть узнают все в округе,
Казачата как живут!
Мы с весёлой песней дружим,
Показачьи говорим.
Хорошо живём – не тужим,
Со сметаной хлеб едим!
Скачет по полю казак,
Притаился гдето враг.
Казак пули не боится,
Он быстрее ветра мчится.
Запрягай казак коня,
Дома ждёт тебя родня.
С врагом хватит воевать,
Лучше девок целовать.
Казак едет по селу,
Выбирает он жену.
Выстроилась девок рота,
Выйти замуж всем охота.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережём!
О кубанском родном крае
Песни звонкие поём!
Казачка 3: Женился казак и говорит молодой казачке:
Молодой казак: Если я пришёл домой и у меня папаха ровно на голове,
значит у меня хорошее настроение, можешь мне все рассказывать про
детей, про хозяйство …, а если папаха набок повёрнута (поворачивает
набок), лучше ко мне не подходи!
Молодая казачка: Хорошо! А если ты пришел домой, а я тебя вот так
встречаю (разводит руки), значит у меня тоже хорошее настроение…, а
если вот так (руки в боки), да мне все равно как у тебя папаха! (стук в дверь)
Казачкахозяйка: Кто там? Кто стучится?
Дети: Можно вам попосевать?!
Казачка хозяйка: Заходите в хату, посевайте, не стесняйтесь!
(дети посевают )
Сеем сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
Насеваем вам добра и душевного тепла.
Пусть пшеница колосится, гречка в поле уродится
И на пастбищах травы будет выше головы.
Сеем счастье в каждый дом, чтоб богатство было в нем.
Были все здоровы, живы, не грустили, не тужили.
Чтобы детский смех звучал, и надежный был причал.
Со старым Новым годом!
Казачка хозяйка: Ой, спасибо, ребятки, а чьи ж вы бутете?
(дети представляются)
Я сын казака (называет фамилию и имя отца);
Атаман: Знаем таких казаков: хозяйственные, сильные, смелые и в бою
первые!
(Детям дают угощения, они благодарят хозяев и уходят)
Казачка 4: Мирная жизнь казаков часто нарушалась военными сборами
(Звучит тревожный колокол, сбор казаков)
и походами.
Атаман: Казаки, в поход! (Казаки строятся, затем
присоединяются казачки, и все исполняют песню: «Едут по
дороженьке наши казаки»)
Казачья хата
Женился казак и говорит молодой казачке...
Список используемой литературы:
• Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского
казачества. Краснодар, 2003г. • Покладова Е.В. Музыка Кубани. Краснодар:Традиция, 2011г.
• Ратушняк В.Н. Родная Кубань.Страницы истории.ОИПЦ
"Перспективы образования", Краснодар, 2008г.
Методическая разработка внеурочного занятия обряда В гостях в казачьей семье
Методическая разработка внеурочного занятия обряда В гостях в казачьей семье
Методическая разработка внеурочного занятия обряда В гостях в казачьей семье
Методическая разработка внеурочного занятия обряда В гостях в казачьей семье
Методическая разработка внеурочного занятия обряда В гостях в казачьей семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.