Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"
Оценка 4.8

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физическая культура +1
Взрослым
29.05.2018
Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"
Данная методическая рекомендация предназначена для педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и учителей физической культуры, организующих обучение плаванию. В методической рекомендации подробно изложено - что такое прикладное плавание, для чего оно необходимо. В процессе обучения учащиеся приобретут жизненно необходимые знания, навыки и умения.
Метод.рек. Прикладное плавание.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «Центр развития творчества детей и юношества им.А.Матросова» «ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  Автор/разработчик Иванченко Любовь Викторовна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Ульяновск,  2018 Введение:                         Данные методические рекомендации   предназначены для педагогов дополнительного   образования,   тренеров­преподавателей   и   учителей физической культуры,   организующих обучение плаванию. В методических рекомендациях   подробно изложено – что такое прикладное плавание, для чего оно необходимо. В процессе обучения учащиеся приобретут жизненно необходимые знания, навыки и умения.           Умение плавать – жизненно необходимый навык для любого человека. Умеющий   плавать   уверенно   чувствует   себя   в   воде,   адекватно   оценивает ситуацию   и,   следовательно,   меньше   рискует   жизнью,   оказавшись   в   водной среде. Умение плавать особенно нужно людям, чья трудовая  деятельность связана  с  водной   средой,  а  также   военнослужащим   и   спасателям.  Хорошо плавать необходимо спортсменам, занимающимся греблей, парусным и водно­ моторным спортом, водным туризмом и серфингом.          Прикладное плавание  ­ это способность человека держаться на воде и производить   в   воде   жизненно   необходимые   действия   и   мероприятия. Прикладное плавание применяется для решения прикладных задач, таких как оказание   помощи   тонущему,   переправы   вплавь,   доставание   со   дна   и буксировка   каких­либо   предметов   и   т.п.   В   основе   прикладного   плавания лежит техника спортивных способов плавания, измененная в соответствии с условиями и адаптированная к решению задач прикладного плавания.          Основные цели прикладного плавания это: 1. Общее   повышение   работоспособности,   жизнерадостности   и   отдых   на воде. 2. Непосредственно закаливание. 3. Обеспечение гармоничного развития детей и подростков. 4. Профилактика болезней и лечение уже имеющихся болезней. 5. Другие цели. Прикладное плавание включает:  плавание спортивными, самобытными и комбинированными способами  плавания  ныряние и передвижение под водой  прикладные прыжки в воду  спасение тонущих и помощь уставшим пловцам  плавание в экстремальных условиях  преодоление водных преград. В прикладном плавании используются следующие способы  передвижения в воде: 1.       Спортивные способы плавания и их отдельные элементы: Брасс используется для транспортировки человека, буксировки груза,  ныряния, плавания в одежде, преодоления водных преград  Кроль на груди используется для того, чтобы быстро доплыть до цели,  преодоления значительных расстояний  Дельфин используется для ныряния. Кроль на спине и его отдельные элементы могут применяться при  отдыхе и транспортировке. 2. Самобытные ( не спортивные ) способы плавания Брасс на спине  можно использовать во время длительного отдыха. При  необходимости пловец может работать только ногами, освободив руки  для транспортировки предметов.  Плавание способом на боку используют для  помощи уставшему пловцу или транспортировки пострадавшего.  Плавание способом кроль на груди без выноса рук используют для  плавания в одежде. При плавании таким способом, голова приподнята  так, чтобы рот был выше воды. 3. Комбинированные ( составные )  способы плавания, например, ноги  кролем + руки брассом.                   В древней Греции самым не приспособленным к жизни считали того,  кто   не  умеет   читать   и   плавать.  Смысл   этих   слов  не   утратил   своего значения и в наше время. Так же как и читать, уметь плавать должен каждый, чтобы, если понадобится, спасти жизнь себе и товарищу, чтобы купаться в море, в реке, в озере.                  Систематические упражнения в воде гармонически развивают все основные   группы   мышц,   тренируют   сердце   и   лёгкие,   укрепляют   нервную систему человека. Долгое время плавание не было связано со спортом. Оно даже не входило   в   программу   древнегреческих   олимпийских   игр.   Лишь   середине прошлого века в ряде стран Западной Европы начали проводить соревнования по плаванию.                  Велико и прикладное значение плавания. В первую очередь это оказание помощи терпящему бедствие на водах: умение извлечь человека со дна или из глубины, в случае надобности освободиться от захватов тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимую доврачебную помощь. Прикладное плавание предусматривает также умение буксировать различные плавающие   предметы,   переправляться   вплавь   с   грузом   или   с   полной выкладкой, выполнять различные операции, связанные с работой под водой и многое другое.                 Что же нужно для того, чтобы стать хорошим пловцом ? Прежде всего   добиться   гармонического   физического   развития.   Оно   приходит   в результате систематических физических упражнений не только в воде, но и на суше.   Среди   них   особая   роль   принадлежит   ежедневной   утренней   зарядке, гимнастике,   ходьбе   на   лыжах,   гребле,   спортивным   играм.   Одновременно осваивается техника плавания. Далее будут рассмотрены различные виды плавания (спортивное массовое, зимнее, детское, курортное и т. д. ), с прикладной точки зрения. Массовое плавание для отдыха и повышения работоспособности Организованное пребывание в воде, при котором разносторонне применяются игровые и соревновательные формы из всех областей плавания, игры, ныряния и   прыжки,   обозначается   как   “массовое   плавание”.   Здесь   на   первом   плане стоят   :   общее   повышение   работоспособности,   жизнерадостности   и   отдых, повышение   сопротивляемости   за   счёт   влияния   солнца,   воздуха   и   воды. Соревнования   в   массовом   спорте   старше,   чем   нынешние   спортивные дисциплины. Они почти не ограничиваются предписаниями. Творческой силе и   находчивости,   включая   систему   проведения   и   способы   судейства, предоставляется полная свобода. В   массовом   плавании   можно   достичь   большого   воздействия   малыми затратами. В этом виде плавания могут применяться, например, следующие игры. Ныряние   по   дистанции. Незначительное   высовывание   отдельных   частей тела, за исключением лица, допускается. Самая длинная дистанция составляет 50 м. Измеряется расстояние от стартовой тумбы до места появления лица на поверхности   воды.   Для   того   чтобы   повысить   безопасность   спортсменов   в нырянии,   на   дистанции   требуется   оснастить   ныряющего   хорошо   видимым плавательным   предметом,  плавающим   на  поверхности   воды,  с  которым   он соединяется верёвкой. Ныряние   за   тарелками. На   дне   лежит   снабжённая   свинцовой   приставкой доска, на которой с помощью крюков с замками укреплены деревянные кегли. Ныряльщик имеет задание снять с крюков кегли. Когда все девять кеглей сняты,   он   поднимает   кегельную   доску   на   поверхность   воды.   Судейство ведётся по системе очков. Прыжки на дальность. После прыжка со старта соревнующийся старается проскользить   по   воде   как   можно   дальше.   Запрещается   любая   помощь   в продвижении   вперёд.   Лицо   остаётся   в   воде.   Измеряют   расстояние   от стартовой стенки до кончиков пальцев при выныривании лица. При равном расстоянии решает время. Разное. К   массовому   плаванию   относятся   также   многие   формы представлений и показательных выступлений, целый ряд игр и увеселений на снарядах и со снарядами, которые пользуются успехом у зрителей. Среди прочих сюда относятся игры “шибебалль” и “пашбол”, в которых две партии пытаются пробить или протолкнуть в ворота противника мяч, объём которого составляет 1,50 м и более. Техника. Технических   требований   в   массовом   плавании   очень   немного. Основными   требованиями   являются:   предотвращение   опасностей,   быстрое понимание и применение физиологических эффектов, возможность испытать радость и азарт. В связи с этим из всех областей спортивного плавания могут быть взяты и использованы простые формы упражнений. Формы   упражнений. Здесь   следует   упомянуть   о   богатстве   форм   и многообразии   упражнений.   Спортивное   плавание   бывает   представлено соревнованиями на коротких дистанциях всеми способами плавания, при этом возможно расширение этого арсенала с помощью плавания на боку, плавания “по   –   собачьи”   и   комбинаций   всех   видов.   Из   фигурного   плавания   можно заимствовать   плавание   “по   –   собачьи”   вперёд   головой   и   вперёд   ногами, плавание с поднятой ногой и т.д. Существует много вариантов плавания с мячом. Плавание   с   препятствием предоставляет   множество   возможностей для организации : плавание через резиновые камеры и буи с переворотом вперёд или назад, с лазанием, нырянием и прочим, плавание “с ложечкой для яиц”, плавание с зонтом, плавание со связанными руками или ногами. Нырятельные   упражнения. К   ним   относятся:   ныряние   по   дистанции, ныряние за тарелками, ныряние за кеглями и прыжки головой вниз. Обучение   плаванию.   Первый   этап. С   помощью   различных   упражнений обучающийся должен ознакомиться со свойствами воды; он должен узнать раздражители  в виде холода  и давления воды  и  научиться продвигаться в воде. В конце первого этапа обучающийся должен уверенно чувствовать себя в воде и уметь плавать. Это означает, что он должен двигаться в мелкой и глубокой воде, без страха прыгать в глубокую воду, ориентироваться там и с помощью   движений   рук   и   ног   при   достаточно   регулярном   дыхании проплывать определённые отрезки. Цель первого этапа, выходящая за рамки известного до сих пор “освоения в воде” , требует изучения следующих пяти основных плавательных навыков. Ныряние. Цель   заключается   в   том   ,   чтобы   уверенно   ориентироваться   и двигаться в воде с открытыми глазами; при этом новички должны научиться противодействовать   воздействию   воды   и   сдерживать   защитный   рефлекс глазного века. Прыжки. Необходимо достичь того, чтобы обучающийся прыгал в глубокую воду с высоты как минимум 1 м и выполнял прыжок вниз головой с бортика бассейна. После прыжка в воду сопротивление воды особенно ощутимо. Скольжение. Новички должны уметь после мощного отталкивания скользить по поверхности воды на груди или на спине 3 ­ 4 м. Овладение этим навыком представляет собой важнейший шаг от новичка к пловцу. После ознакомления со   статическим   действием  (плавание   без   движения)   занимающийся   должен прочувствовать динамическое действие; при этом воздействие воды из – за отталкивания усиливается. Продвижение. Освоение   этого   основного   навыка   наиболее   отчётливо показывает, что на первом этапе обучения следует стремиться к значительно более разносторонней подготовке, чем при прежнем обычном освоении в воде. В   данном   случае   цель   состоит   в   следующем:   с   помощью   рук   и   ног   при регулярном дыхании проплывать определённые отрезки, при этом к качеству движений не предъявлять никаких требований. Дыхание. Конечная цель при освоении этого основного навыка состоит в том, чтобы   уметь   регулярной   последовательности   производить   выдох   в   воду   и вдох над водой, чтобы постоянно обеспечивать организм кислородом. Методы. Суть   заключается   в   том,   чтобы   освоить   навсегда   вышеназванные пять   основных   качеств   в   кротчайший   срок.   Учебный   процесс   в   плавании никоим образом не отличается от общего моторного учебного процесса, то есть   3   фазы   обучения   –   общая   координация,   тонкая   координация   и стабилизация   движений   –   должны   быть   освоены   с   помощью   методов демонстрации,   упражнения   с   объяснением   и   исправлением   ошибок.   При комплексном   развитии   пяти   основных   качеств   необходимо   учитывать дидактические   принципы   (   прежде   всего   планомерность,   систематичность, доступность и закрепление. Техника плавания на боку, брассом на спине и кролем на груди без выноса рук Техника плавания на боку При плавании на боку выполняются асимметричные и поочередные движения руками и ногами. Исходное   положение   тела   —   пловец   лежит   почти   горизонтально   на левом или правом боку, часть лица в воде, одна рука (та, на котором боку находится пловец) вытянута вперед, другая прижата к туловищу, плечо ее над водой, ноги вытянуты (соответственно, одна выше другой). На протяжении плавательного   цикла   наблюдаются   колебания   туловища   пловца   вокруг продольной оси. В результате вращения туловища плечи могут отклоняться от вертикали (рис. 1). Движения ногами. При плавании на боку цикл работы ногами может быть разделен на следующие фазы: подготовительная, опорная и скольжение. Опорная   фаза   начинается   с   энергичного   разгибания   в   тазобедренном   и коленном   суставах.   С   началом   опорной   фазы   голень   выходит   из­за   бедра, образуя с направлением движения угол до 30°. Стопа поставлена в положение наибольшего   возможного   перемещения   в   тыльную   сторону.  Опора   на   воду осуществляется главным образом подошвенной стороной стопы. Рис. 1    Левая   нога   выполняет   подготовительное   движение   в   более   наклонной плоскости.   Угол   между   ней   и   поверхностью   небольшой.   Движение осуществляется за счет сгибания ноги в коленном и голеностопном суставах. Бедро   отклоняется   от   продольной   оси   тела   незначительно.   В   исходном положении  нога  согнута  в коленном  суставе   почти  полностью,  носок  ноги оттянут,   голень   и   стопа   развернуты   немного   внутрь.   Колено   в   исходном положении   несколько   опущено   вниз,   стопа   у   поверхности.   Во   время скольжения   ноги   вытянуты   вдоль   обтекающего   потока,   мышцы   ног расслаблены. Движения   руками.   При   плавании   на   боку   руки   также   выполняют разные по форме и содержанию движения. Цикл движения «верхней» руки может быть разбит на те же фазы, что и в плавании кролем на груди: фаза входа в воду, фаза захвата, опорная фаза, фаза выхода руки из воды и фаза проноса руки над водой. После   движения   над   водой   рука   входит   в   воду   под   острым   углом. Поверхность сначала проходит кисть, затем предплечье и плечо. Вход руки в воду   и   захват   сопровождаются   вращением   тела   вокруг   продольной   оси   в сторону   груди.  Пловец   стремится   быстрее   вынести   руку   в   положение   для начала   эффективной   части   гребка.   Этому   способствует   поворот   тела   в сторону руки. При гребке правая рука согнута в локте. Сгибание начинается во время наплыва. Кисть и предплечье перпендикулярны плоскости движений, локоть наружу. Опорная часть гребка выполняется  вдоль тела в плоскости, близкой к вертикальной.   В   первой   половине   опорной   фазы   пловец   удерживает   руку локтем наружу, во  второй половине локоть разворачивается назад. Вторая половина гребка сопровождается вращением тела вокруг продольной оси в сторону   спины.   При   этом   плечо   выходит   из   воды.   Опорная   часть   гребка завершается у линии таза. Затем рука движется к бедру и останавливается. Пауза после остановки как при медленном плавании и длинном скольжении. Во время проноса над водой рука полусогнута (примерно как при плавании кролем на груди), мышцы расслаблены. Цикл   движения   «нижней   руки   может   быть   условно   разделен   на следующие фазы: фаза захвата, опорная фаза, фаза выведения руки вперед. Фаза захвата выполняется прямой рукой. К концу фазы рука начинает сгибаться в локтевом суставе. Опорная фаза левой руки выполняется так же, как и в кроле на груди, только плоскость гребка по отношению к поверхности воды смещена примерно на 90°, так как пловец лежит на боку. Кроме того, во время гребка левой рукой положение пловца на боку зафиксировано. И он не может движением тела вокруг продольной оси содействовать его выполнению. Так же, как и в способе кроль на груди, рука во время гребка сгибается в локте. В фазе выведения левая рука сначала движется к туловищу, а потом вперед. Кисть разворачивается ладонью к туловищу. Далее рука в наиболее обтекаемом положении выводится вперед, при этом она разгибается в локте и разворачивается ладонью вниз. Согласование движений рук и ног. Во время гребка левой («нижней») рукой и движения над водой правой  («верхней») руки ноги вытянуты вдоль обтекающего потока. Далее при движении левой руки к туловищу и вперед правая   рука   выполняет  захват   воды   и   опорную   часть   гребка,   а   ноги совершают подготовительное движение. Опорная фаза правой руки совпадает с опорной фазой ног. Левая рука, уже   убранная   в   обтекаемое   положение,   окончательно   выводится   вперед. Далее   следует   скольжение,   продолжительность   которого   зависит   от   темпа движений   и   скорости   плавания.   При   скоростном   плавании   скольжение сводится   к   минимуму   и   наблюдается  в   момент   выполнения   фазы   захвата левой рукой и начала движения над водой правой руки. Согласование   движений   рук   и   дыхания. В   момент,   когда   левая («нижняя»)рука находится в горизонтальном положении, правая («верхняя») зафиксирована после гребка у бедра. При гребке левой рукой правая рука выполняет   движение   над   водой.   В   то   время   когда   правая   рука   начинает опорную часть, левая убирается в обтекаемое положение. Для вдоха голова поворачивается подбородком к правому плечу, когда правая   рука   завершает   гребок.  За  счет   обтекания   щеки   пловца   встречным потоком воды у рта, так же, как и в способе кроль на груди, образуется лунка, которая   облегчает   выполнение   вдоха.   При   плавании   с   паузой   вдох выполняется во время паузы. При беспрерывных движениях рук время вдоха совпадает   с  окончанием   гребка   правой   рукой   и   началом   ее   движения   над водой.   Выдох   выполняется   в   воду   на   протяжении   остальной   части плавательного цикла. Техника плавания брассом на спине В этом способе тело занимает горизонтальное положение на спине, руки и ноги вытянуты. Руки совершают одновременные и симметричные движения через стороны к бедрам. Во время проноса над водой кисти разворачиваются ладонями наружу. Ноги одновременно опускаются, сгибаясь в коленях, и отводя стопы в стороны, отталкиваются от воды, после чего сводятся вместе. Движение идет через   стороны   вверх.   Во   время   проноса   рук   над   водой,   ноги   делают подготовительное   движение.   Опорные   же   фазы   работы   рук   и   ног   почти совпадают. При небольшой интенсивности и амплитуде или работе одними ногами дыхание может быть свободное. Однако при более энергичной совместной работе   рук   и   ног   происходит   значительное   колебание   положения   тела,   и голова погружается в воду. Поэтому  перед началом проноса рук и началом подтягивания ног делается вдох, опорная фаза и скольжение — выдох. Техника плавания кролем на груди без выноса рук Данный способ во многом схож с техникой спортивного способа кроля на груди. Однако при той же работе ног руки выполняют укороченные гребки без выноса   из   воды.   Дыхание   также   отличается,   для   вдоха   голова   не поворачивается в сторону, как в спортивном способе, а приподнимается над водой, лицо смотрит вперед (рис. 2). Рис. 2  Другой   разновидностью   комбинированной   техники   может   быть   та   же самая работа ног и дыхания, как в способе кроль на груди без выноса рук, но движения рук выполняются как в способе брасс. Техника ныряния в длину и глубину Ныряние —   плавание   под   водой   без   поддерживающих   средств   и приспособлений.   Ныряние   часто   отождествляют   с   погружением,   однако термин «ныряние» больше подходит для активных действий пловца в воде в отличие,  например,  от   погружения  в  водолазном  костюме   или  погружения подводной   лодки   (батискафа).   Погружение   основано   на   изменении плавучести (ее уменьшении) за счет удельного веса погружаемого объекта и опусканию на дно под действием силы тяжести. Ныряние же предполагает мобильность   действий.   Упражнения   по   освоению   с   водой   также   содержат термин «погружение», причем преимущественно в статических вариантах. Ныряние в длину — перемещение пловца под водой преимущественно в горизонтальной плоскости на определенное расстояние. Ныряние   в   глубину —   перемещение   пловца   преимущественно   в вертикальной   плоскости   на   определенное   расстояние.   Причем   с   помощью плавательных   движений   это   будет   ныряние,   а   без   них,   скорее,   все­таки погружение. Особенностью   ныряния   является   задержка   дыхания   во   время интенсивной физической нагрузки, когда в организм не поступает кислород, столь   необходимый   для   работы   мышц   и,   главное,   мозга.   При   этом   в зависимости от нагрузки потребление кислорода организмом увеличивается до 1,5–2 л/мин. Охлаждающее действие воды тоже способствует увеличению потребления кислорода, вызывая кислородную недостаточность. В воде во время ныряния потребность сделать вдох некоторое время не ощущается.   Это   происходит   до   тех   пор,   пока   парциальное   давление углекислого   газа   в   крови   не   достигнет   величины,   необходимой   для возбуждения дыхательного центра. Но и в этом случае усилием воли можно подавить   потребность   сделать   вдох   и   остаться   под   водой.   При продолжительном   воздействии   углекислого   газа   на   дыхательный   центр   его чувствительность   понижается.   Поэтому   нестерпимая   вначале   потребность сделать вдох в дальнейшем притупляется. Появление потребности сделать вдох является для ныряльщика сигналом к всплытию на поверхность! Если же ныряльщик не всплывает, то по мере расхода   запасов   кислорода,   содержащегося   в   воздухе   легких,   начинают развиваться   явления   кислородного   голодания,   которые   быстротечны   и заканчиваются   неожиданной   потерей   сознания.   Кислородное   голодание   — наиболее частая причина гибели при нырянии. Длительность   произвольной   задержки   дыхания   у   взрослого   здорового человека   в   состоянии   покоя   в   среднем   составляет   40–55   секунд. Профессионалы­ныряльщики   могут   задерживать   дыхание   на   3–4   минуты   и более. Техника ныряния слагается из нескольких самостоятельных компонентов выполнения специальных приемов до и после ныряния, техники ныряния и погружения   в   воду,   изменения   глубины   и   направления   движения,   а   также способов передвижения под водой. Приемы, облегчающие задержку дыхания. Специальные приемы до и после   ныряния   обеспечивают   и   облегчают   длительную   задержку   дыхания. Перед нырянием или погружением в воду в течение примерно 1 мин нужно проделать гипервентиляцию легких—выполнить несколько глубоких вдохов и полных   спокойных   выдохов.   Это   способствует   выделению   из   организма углекислоты и тем самым ограничивает ее излишнее накопление в крови во время мышечной работы под водой при задержке дыхания. Непосредственно перед стартом ныряющий выполняет не слишком глубокий вдох. Продвигаясь под водой, пловец через некоторое время после задержки дыхания начинает испытывать желание сделать вдох. Для того чтобы облегчить это состояние, следует   выполнить   при   закрытой   ротовой   полости   два­три   глотательных движения и сразу после этого небольшой выдох. Эти действия уменьшают внутрилегочное давление и выводят излишки углекислоты из организма. Приемы,   облегчающие   погружение   в   воду. Ныряние   в   воду выполняется   ногами   или   головой   вниз   из   опорного   или   безопорного положения.   Ныряние   в   воду   головой   вниз   с   использованием   опоры выполняется   как   обычный   стартовый   прыжок.   Однако   ныряние   всегда отличает больший угла в воду чем при обычном старте. Наиболее простым способом   ныряния   в   воду   на   большую   глубину   является   прыжок   в   воду ногами вниз. При погружении головой вниз вначале следует приподняться из воды за счет гребка руками вниз и выполнить глубокий вдох, затем сделать группировку и пол­ оборота вперед за счет быстрого движения рук вперед, а головы вниз. Придав таким образом туловищу вертикальное положение головой вниз, надо резко выпрямить ноги, подняв их как можно выше над водой, и погрузиться в воду,   при   необходимости   выполняя   затем   движения   в   зависимости   от избранного способа ныряния (рис. 3). При погружении ногами вниз надо одновременно оттолкнуться от воды руками и ногами, выпрыгнуть повыше, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, выпрямить и соединить ноги. После того как тело погрузится в воду, оставляя   ноги   выпрямленными   и   соединенными,   согнуть   руки   и   делать энергичные гребки снизу через стороны вверх. Этот способ используется при погружении на небольшую глубину (рис. 4). В   обоих   случаях   делается   продолжительный   выдох,   обеспечивающий увеличение удельного веса тела и соответственно возможность погружаться. Для   более   глубокого   погружения   используется   другой   способ.   После того   как   тело   с   поверхности   воды   опустится   под   воду,   надо   быстро сгруппироваться и выполнять дальнейшее погружение головой вниз, помогая себе движениями руками избранным способом. Это уже будет ныряние.  Рис. 3 Рис. 4 Изменение глубины погружения и направления движения. Наиболее просты следующие приемы изменения глубины погружения: движение головы (вниз и вверх), сгибание в пояснице, изменение положения кистей рук. Способы   передвижения   под   водой. Наиболее   распространены следующие способы передвижения под водой: «торпеда», брассом на груди, комбинированный   способ   и   способ   на   боку.   Все   способы   являются производными техники плавания на поверхности с некоторыми изменениями, а также комбинацией элементов техники различных способов плавания. Способ  торпеда. Тело   пловца   вытянуто,  руки   впереди,  голова   между руками.   Передвижение   осуществляется   за   счет   выполнения   энергичных движений ногами, как при плавании кролем на груди.  Способ брасс. Существует три основных варианта использования брасса. Первый вариант. Из исходного положения (руки впереди, голова между руками)  руки   выполняют   длинный   гребок  до  бедер (в  горизонтальной   или вертикальной   плоскости),   после   которого   следует   короткая   пауза   (ноги вытянуты). Далее руки и ноги одновременно выполняют подготовительные, затем гребковые движения и т. д. Второй вариант. Руки выполняют гребок до бедер, затем следует пауза (ноги   выпрямлены).   Далее   руки   и   ноги   одновременно   выполняют подготовительные   движения,   после   чего   руки   остаются   впереди,   а   ноги выполняют гребок, после которого следует вторая, но короткая пауза и т. д. В третьем варианте применяется обычная техника брасса на груди. Способ  на боку. При   нырянии   этим   способом   происходят   следующие изменения в технике плавания: из исходного положения (тело лежит на боку, руки вытянуты вперед) обе руки одновременно выполняют гребок вниз–назад к   бедрам   (короткая   пауза).   Далее   руки   и   ноги   одновременно   выполняют подготовительные, затем гребковые движения и т. д. Комбинированный   способ. При   нырянии   этим   способом   руки выполняют   длинные   гребки   брассом   в   сочетании   с   попеременными непрерывными движениями ногами кролем. После гребка руками допускается незначительная пауза. Методические рекомендации Обучение нырянию в длину и глубину начинается, как правило, после освоения   всех   спортивных  способов   плавания.   При   изучении   техники ныряния вначале знакомятся с упражнениями на суше, затем их осваивают в воде. ЛИТЕРАТУРА  1 Багаутдинова,   Д.Ш.,   Кондикова   Т.В,   Костева,   И.А.   Образовательно­ методический   комплекс   как   средство   обеспечения   образовательного процесса  в учреждении дополнительного образования детей – детский оздоровительно­образовательный   центр.  Образовательно­методический комплекс в дополнительном образовании детей: методическое пособие/   по   плаванию.   Москва, 2 Белов   В.В.   Образовательная   программа   Министерство образования РФ  ОСТО, 2003 г.  3 Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования от разработки до реализации.  Практическое  пособие, 2­издание, Москва Айрис пресс. 2001 г.  4 Программе «Водная стратегия ВОСВОД на период до 2020 г.». 5 Волков   И.П.   Методические   рекомендации     для   тренеров.   Москва, Комитет РФ по ФК, 1993 г. 6 Волуйко   Т.П.   Развивающие   системы   сберегающих   здоровье   и физическое развитие детей.   Методическое пособие. Мин.образования УлГПУ, Ульяновск, 2004 г.  7 Горелов А.А.           Оздоровительное плавание. С.Петербург., Военный институт физической культуры, 2001 г. 8 Козлов   А.В.   Учебная   программа   по   плаванию   для   тренеров  ДЮСШ. Москва, Комитет РФ по ФК, 1993 г. 9 Крылова   А.В.Оздоровительная   закаливание   как   способ   повышения устойчивости   организма   к   неблагоприятным   внешним   факторам.. Мин.образования УлГПУ, Ульяновск, 2000 г.  10 Крылова А.В. Сила и здоровье.   Мин.образования УлГПУ, Ульяновск, 2001 г.  11 Кислов А., Панаев В. Программа по начальному обучению плаванию. Москва., ФиС., 2000 г. 12 Макаренко Л.П. Юный пловец. Пособие для тренеров. М., ФиС, 1995 г. 13 Русакова И.В. Физическая подготовка по плаванию. Военный институт физической культуры, 1999 г. 14 Сокунова   С.Ф.   Физические   упражнения   оздоровительной направленности для детей .  Мин.образования УлГПУ, Ульяновск, 2009  15 Фомина   А.И.   Физкультурные   занятия   и   спортивные   игры   .   Москва. Просвещение, 2003 г. 16 Образовательно­методический   комплекс   как   средство   обеспечения образовательного процесса  в учреждении дополнительного образования детей   –   детский   оздоровительно­образовательный   центр. Образовательно­методический комплекс в дополнительном образовании детей:   методическое   пособие/   Багаутдинова,   Д.Ш.,   Кондикова   Т.В, Костева, И.А.– Ульяновск: УИПКПРО, 2014.– 37 с.  17 Кодолов С.М.  Система контроля и  оценки результатов  деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17­24.  18 Сайт  plavaem.info ПРИЛОЖЕНИЕ Комплекс упражнений № 1, направленных на умение задерживать дыхание и переносить повышенное давление воды на суше 1.И.п. — стойка ноги врозь — глубокий вдох и медленный продолжительный выдох. Повторить 6­8 раз. 2. И.п. — стойка ноги врозь — глубокий вдох, сделать непродолжительную задержку дыхания (до 15 сек) и продолжительный выдох. Повторить 4–5 раз. 3. То же, постепенно увеличивая задержку дыхания. Повторить 2 раза. 4.   Глубокий  вдох,   продолжительная   задержка   дыхания   и   глотательные движения, не открывая рта. Повторить 2 раза. 5. То же, сочетая глотательные движения с небольшими выдохами. Повторить 2 раза. Данные   упражнения,  как   правило,  выполняются   во   вводной   части  урока  и чередуются  с   другими   упражнениями.   Вначале   они   выполняются   без движений,   стоя.   По   мере   ознакомления   сочетаются   с   ходьбой   и   бегом   на месте, с движениями рук. Далее их делают сидя на скамейке в согласовании с движениями ног кролем и брассом, сочетая задержку дыхания с движениями ног кролем, рук брассом и т. д. Комплекс упражнений в воде № 2 на умение задерживать дыхание и переносить повышенное давление воды 1.     Неглубокий   вдох,   погрузиться   в   воду   с   головой   и   выполнить продолжительный выдох. Повторить до 10 раз. 2.     Глубокий   вдох,   погрузиться   в   воду   и   сделать   энергичный   выдох. Повторить 2 раза, выполняя по 10–15 выдохов. 3.     Неглубокий вдох, погрузиться в воду, пробыв под водой не более 10 сек, выполнить небольшой выдох, затем снова задержать дыхание и пробыть под водой еще 5–10 сек. Повторить 2–3 раза. 4.     Вдох, погрузиться в воду, взяться руками за опору и задержать дыхание. Перед выходом из воды выполнить энергичный выдох. Повторить 2–3 раза, увеличивая время пребывания под водой до 20–30 сек. 5.     То же, выполняя глотательные движения. Повторить 2–3 раза. 6.     То   же,   чередуя   глотательные   движения   с   небольшими   выдохами. Повторить 2–3 раза. Упражнения   необходимо   изучать   на   мелком   месте,   постепенно увеличивая глубину погружения до 2–3 м. Вначале упражнения выполняются в опорном положении, затем в сочетании со скольжением. При погружениях обязательно открывать глаза. Дозировка упражнений и время пребывания под водой увеличиваются по мере освоения каждого из них. Например, на первом занятии выполняются все упражнения в объеме, указанном в первом пункте, и только на мелком месте. На последующих уроках увеличивается как число повторений, так и глубина погружения занимающихся.       Далее идет обучение технике погружений в воду. Правильное погружение во многом определяет успешное продвижение человека под водой. Наиболее простые   погружения   выполняются   из   опорного   положения.   Это   прыжки ногами   или   головой   вниз   с   бортика   бассейна,  стартовой   тумбочки,  лодки, берега; это отталкивания от борта бассейна или берега и т. д. Занимающиеся осваивают простые и стартовые прыжки до изучения ныряния. Их следует учить прыжкам в воду вниз головой под большим углом к поверхности воды, а ногами вниз  с большим вылетом вверх.    Погружения из безопорного положения (с поверхности воды) значительно сложнее.   Они   выполняются   ногами   и   головой   вниз.   Для   ознакомления   с техникой этих способов рекомендуются следующие упражнения. Комплекс упражнений на суше №3 для обучения технике погружения из безопорного положения 1.      Широкая стойка, руки в стороны, стопы разведены. Полу присед, сделав вдох, прыгнуть вверх, руки прижать к туловищу. Повторить 6–8 раз. 2.      То же, но во время полета руки быстро пронести перед грудью вверх. Держать. Повторить 6–8 раз. 3.      Руки   впереди.   Сделать   вдох,   руки   вниз­назад.   Одновременно наклониться   вперед,   опереться   руками   о   пол   и   поднять   одну   ногу   вверх. Держать (дыхание задержать). Повторить 3–4 раза.         Комплекс упражнений в воде № 4 для обучения технике погружения из безопорного положения  1.    Простые   прыжки   ногами   вниз   с   большим   вылетом   вверх,   руки   вверх. Погружаться до полной остановки или касания дна ногами. Повторить 5–6 раз. 2.    Стартовые прыжки под большим углом к поверхности воды (на глубоком месте). Повторить 6–8 раз. 3.    Находясь   в   воде   в   безопорном   вертикальном   положении   (за   счет попеременных   движений   согнутыми   ногами),   руки   у   поверхности, одновременно   оттолкнуться   от   воды   руками   и   ногами   (гребок   ногами брассом),   выпрыгнуть   как   можно   выше,   сделать   вдох,   руки   прижать   к туловищу.   Погружаться   до   полной   остановки   или   касания   дна   ногами. Повторить 5–6 раз. 4.    То же, но после выпрыгивания руки вверх. Повторить 5–6 раз. 5.    Скольжение на груди, руки впереди. Сразу после толчка сделать резкое движение   туловищем   вниз   (сгибание   в   пояснице),   ноги   вверх   повыше. Погружаться до полной остановки или касания дна руками. Повторить 4–5 раз. 6.    Находясь   в   воде   в   безопорном   вертикальном   положении,   руки   у поверхности,   последовательно,   за   счет   движения   ногами   и   руками, выпрыгнуть   из   воды,   выполнить   вдох,   сгруппироваться,   сделать   пол­ оборота   вперед   в   группировке.   Подняв   ноги   над   водой   повыше, погружаться до полной остановки или касания дна руками. Повторить 2–4 раза. При   нырянии   важно   соблюдать   правильное   направление   и   точно   выйти   к намеченному ориентиру. Комплекс упражнений на суше № 5 для обучения умению изменять глубину погружения и направление движения  1.     И.п. — стоя,  руки  вверх, голова  приподнята,  смотреть  вверх. Резкое сгибание рук в лучезапястных суставах. Повторить 6–8 раз. 2.     И.п.   —   стоя,   руки   вверх,   голова   приподнята,   смотреть   вверх.   Не наклоняясь, резкое движений головой вниз. Повторить 5–6 раз. 3.     И.п.   —   стоя,   руки   вверх,   голова   приподнята,   смотреть   вверх.   Резкое движение   головой   вниз   и   одновременно   сгибание   рук   в   лучезапястных суставах. Повторить 5–6 раз. 4.     И. п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Быстрый наклон туловища вперед до горизонтального положения. Повторить 5–8 раз. 5.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Наклоны туловища влево, вправо, назад. Повторить 5–8 раз в каждую сторону.   Комплекс упражнений в воде включает упражнения, выполняемые в сочетании со скольжением. Занимающиеся сразу после отталкивания (когда тело   движется   с   максимальной   скоростью)   последовательно   проделывают упражнения, которые они освоили на суше. Далее идет обучение способам передвижения под водой. Выбор способа передвижения под водой зависит от того, насколько успешно освоен тот или иной способ плавания. Однако занимающиеся должны изучать все известные способы передвижения.   Комплекс упражнений на суше № 6 для обучения передвижению под водой  1.  И.п. — сидя или лежа на скамейке (на спине), руки вверх. Движения ног кролем, задерживая дыхание. 2.  И.п. — лежа на скамейке на груди. Движения ног кролем и рук брассом (через  стороны до бедер), задерживая дыхание. 3.  И.п. — стоя, руки вверх. Движение рук брассом до бедер, пауза. Далее руки и одна нога выполняют подготовительные движения брассом. Затем из исходного положения стоя на одной ноге, руки вверх, гребок ногой, пауза и т. д. 4. И.п. — стоя, руки вверх. Подготовительное движение одной ногой брассом, затем одновременные гребковые движения рук и ноги, пауза. Далее руки и нога   выполняют   подготовительные   движения   и   без   задержки   снова одновременные гребковые движения рук и ноги и т. д. 5.  И.п. — стоя, руки вверх. Подготовительное движение на боку «верхней» ногой. Далее следуют одновременные гребковые движения рук (через одну сторону)   и   ноги,   пауза.   Затем   руки   и   нога   выполняют   подготовительные движения и снова одновременные гребковые движения и т. д. В воде выполняют все те же перечисленные упражнения. До начала занятий на воде с обучающимися проводится беседа, в которой им   еще   раз   напоминают   о   правилах   выполнения   гипервентиляции   перед нырянием, приемах, облегчающих ныряние, и др. Во   время   проведения   занятий   в   воде   длина   преодолеваемой   при нырянии дистанции и глубина погружения увеличиваются постепенно. Особое внимание   уделяется   дозировке   упражнений.   Например,   на   первом   занятии занимающиеся ныряют 1–2 раза всеми способами на расстояние не более 10 м. На   последующих   занятиях   можно   сочетать   ныряние   в   длину   избранным способом (2–3 раза по 10–15 м) с нырянием в глубину на 2–3 м (также не более 2–3 раз). Ныряние на расстояние 25 м и в глубину до 4 м (больше запрещается) разрешается выполнять не более 1 раза за занятие. Ныряние   необходимо   чередовать   с   дыхательными   упражнениями   и свободным плаванием. Все упражнения, связанные с пребыванием под водой, изучают в основной части занятия, на что отводится 20–25 % всего времени занятия. Во избежание травм и несчастных случаев при нырянии необходимо соблюдать следующие требования: 1.     К   занятиям   допускать   только   обучающихся,   прошедших   медицинский осмотр и имеющих разрешение  врача; 2.     На   занятиях   необходимо   строго   соблюдать   дисциплину.   Количество одновременно   ныряющих   на   дальность   и   в   глубину   не   должно   превышать количества   преподавателей, проводящих  занятие.  Очередная  группа  может начинать   упражнение   только   с   разрешения   преподавателя.   Свободные   от выполнения упражнений обучающиеся должны находиться на бортике или в воде на мелком месте. Нырять необходимо только с открытыми глазами; 3.     Старт при нырянии из опорных положений можно принимать лишь на глубокой части бассейна; 4.     Категорически   запрещается   выполнять   упражнения   в   воде   без разрешения преподавателя; Особое   место   в   методике   обучения   прикладному   плаванию   занимает обучение спасению тонущих. На занятиях по прикладному плаванию изучают подплывание   к   тонущему,   освобождение   от   захватов,   извлечение пострадавшего со дна, транспортирование, искусственное дыхание, меры по сохранению жизни пострадавшего, пользование спасательным инвентарем. Занятия, на которых учащихся обучают спасанию тонущих, проходят на суше   и   в   воде.   На   суше   с   ними   проводятся   беседы   по   предупреждению несчастных случаев на воде, их знакомят с наиболее характерными захватами и приемами освобождения от них, способами удержания пострадавшего во время   транспортирования,   способами   искусственного   дыхания.   В   воде занимающиеся изучают способы подплывания к тонущему, захваты и приемы освобождения  от них, а также транспортирование пострадавшего. Комплекс упражнений в воде № 7 для обучения технике спасения утопающих 1.     Плавание на ногах способом брасс на спине, кисти рук над водой. 2.     Плавание на ногах способом кроль на спине, кисти рук над водой. 3.     Плавание   на   ногах   способом   на   боку,   «верхняя»   рука   над   водой, «нижняя» выполняет гребок. 4.     Плавание   избранным   для   транспортирования   способом,   удерживая   в руках легкий предмет: плавательную доску, мяч и др. 5.     Захваты   и   приемы   освобождения   от   них   (вначале   на   мелком   месте   в опорном положении, затем на глубине). 6.     Плавание   избранным   способом,   транспортируя   мнимо   пострадавшего (постепенно увеличивая проплываемое расстояние). При   изучении   способов   транспортирования   тонущего   необходимо,   чтобы каждый   занимающийся   научился   свободно   транспортировать   своего товарища на расстояние не менее 50 м.

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему: "Прикладное плавание"

Методическая рекомендация на тему:  "Прикладное плавание"
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.