МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ
К ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
М.В.Либзяк
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
г.Шахты, marryska1@gmail.com
The experience of instructing students for the Russian State Exam (RSE) on literature methodological commentary how to write the composition (1.1.1/1.1.2) on the basis of «Methodological recommendations for assessment of the tasks of RSE with detailed answers in 2019» and demoversion of 2020
Libzyak M.V.
Экзаменационная работа по литературе построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2.
Часть 1 состоит из двух вариантов: 1) эпическое, драматическое, лиро-эпическое произведение; 2) лирическое стихотворение (басня). Каждое из первых двух заданий (1.1.1/1.1.2 или 1.2.1/1.2.2) позволяет оценить особенности восприятия, умение высказывать краткие оценочные суждения объемом 3-5 предложений (максимально 6 баллов).
Разберемся в понятиях «оценочные суждения», «оценочная лексика». Оценочные суждения – 1. суждение, в котором выражается субъективное, эмоциональное отношение индивида к какому-то явлению вместо того, чтобы представить объективную характеристику последнего [2, 325]. Оценочные суждения строятся при помощи вводных конструкций: «считается, что», «по всей вероятности», «кажется», «думается» и других. Оценочная лексика - слова, в значении которых есть оценка, положительная или отрицательная, характеристика предмета, признака или действия.
В демоверсии 2020 года задания 1.1.1 – 1.1.2 сформулированы следующим образом: «…сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво)» [1, 7]. В «Методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом», сопоставлены действия эксперта, проверяющего сочинение, и действия обучающегося [3, стр. 22-27] представлены критерии оценивания, а также вопросы для экспертов. Сопоставим их с действиями обучающихся (таблица 1.)
Критерии оценки |
Вопрос эксперта |
Действия ученика |
Соответствие ответа заданию
|
1. Отвечает ли выпускник на поставленный вопрос? 2. Есть ли в ответе искажения авторской позиции? 3. Позволяет ли ответ судить о знании и понимании текста произведения? |
1. Выдели в вопросе ключевые слова (свойства натуры (характера); внутренний монолог). 2. Составь предложение с прямым ответом на данный вопрос. 3. Докажи свои утверждения, используя текст произведения. Выдели в тексте слова, которые подтверждают, что ты прав. 4. Сформулируй авторскую позицию, приведи примеры из текста. |
Привлечение текста произведения для аргументации
|
1. Приводит ли выпускник убедительные аргументы? 2. Опирается ли выпускник при аргументации на текст произведения? 3. На каком уровне осуществляется опора на текст? 4. Имеются ли в ответе фактические ошибки и в каком количестве? |
1. Каждый тезис запиши отдельно и приведи к нему доказательство из текста. 2. Не пересказывай текст, а отвечай на вопрос: «Какие слова автора позволили сделать следующие выводы?» или «Какие поступки героя говорят о его качествах?» 5. Используй вводные слова и оценочную лексику: « я считаю, что…», «по моему мнению…», «во-первых», «таким образом». |
Логичность и соблюдение речевых норм
|
1. Дан ли прямой связный ответ на вопрос? 2. Есть ли в ответе искажения авторской позиции? 3. Позволяет ли ответ судить о знании и понимании текста произведения? 4. Приводит ли выпускник убедительные аргументы, все ли тезисы аргументированы? 5. Опирается ли выпускник при аргументации на текст произведения и на каком уровне осуществляется опора на текст? 6. Имеются ли в ответе фактические ошибки и (при их наличии) в каком количестве? 7. Имеются ли логические ошибки и (при их наличии) каков их характер? 4. Имеются ли речевые ошибки и (при их наличии) каков их характер? |
Составь связный текст из 5 предложений: В первом предложении укажи автора и героя произведения. Во втором предложении сформулируй ответ на вопрос, данный в заданий. Во третьем и четвертом приведи конкретные аргументы и факты, доказывающие твою правоту. Цитируй. В пятом сформулируй позицию автора и дай ей свою оценку. В шестом сделай вывод своим рассуждениям.
|
Таблица 1
Задание 1.1.1 Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
В вопросе выделяем два понятия: «свойства натуры» и «внутренний монолог». «Свойства натуры» - это проявление характера героя, внутренний монолог - художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух [4].
В представленном фрагменте текста обучающийся должен подчеркнуть следующие слова: «глядел очень внимательно», «пытался несколько раз с нею заговорить», «осмотрительно-охлаждённого характера», «любопытно бы знать», «двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове», «внутренно начал досадовать». Следуя представленному выше алгоритму, представим вариант написания развернутого ответа на вопрос:
«В поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой – личность неординарная». В представленном фрагменте читатель узнает об удивительных свойствах его натуры. Перед нами персонаж, предпочитающий осторожничать, обдумывать свои действия: «глядел очень внимательно», «пытался несколько раз с нею заговорить». Автор обращает внимание на любопытство персонажа, которое сдерживается его «осмотрительно-охлаждённым характером». Отрицательную характеристику Чичикова определяют размышления о выгоде: «двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове», «внутренно начал досадовать». В том числе, герой сетует о невозможности получить деньги из-за собственной нерешительности. Ирония Гоголя заключается в том, что чрезмерная осторожность и расчетливость лишает Чичикова обычных человеческих радостей – знакомства с понравившейся девушкой. Таким образом, основными свойствами натуры персонажа является предпочтения разума чувствам, расчетливость, корысть.
Методический комментарий к указанному виду работы поможет обучающемуся точнее отвечать на поставленный вопрос, уметь видеть в тексте ключевые слова, отражающие не только характеристику героя, но и позицию автора.
Список литературы.
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по литературе.
2. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
3. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом / Авторы-составители: А.В. Фёдоров, Е.А. Зинина, Л.В. Новикова. – М., 2019.
4. Словарь литературоведческих терминов. - https://literary_criticism.academic.ru
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.