МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка 4.8
Подготовка к тестированию
docx
русская литература
9 кл
12.03.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ  К ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Экзаменационная работа по литературе построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2. Часть 1 состоит из двух вариантов: 1) эпическое, драматическое, лиро-эпическое произведение; 2) лирическое стихотворение (басня). Каждое из первых двух заданий (1.1.1/1.1.2 или 1.2.1/1.2.2) позволяет оценить особенности восприятия, умение высказывать краткие оценочные суждения объемом 3-5 предложений (максимально 6 баллов).
1Статья_М.В.Либзяк.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ

К ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

М.В.Либзяк

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области  «Шахтинский педагогический колледж»

г.Шахты, marryska1@gmail.com

 

The experience of instructing students for the Russian State Exam (RSE) on literature methodological commentary how to write the composition (1.1.1/1.1.2) on the basis of «Methodological recommendations for assessment of the tasks of RSE with detailed answers in 2019» and demoversion of 2020

 

Libzyak M.V.

 

Экзаменационная работа по литературе построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2.

Часть 1 состоит из двух вариантов: 1) эпическое, драматическое, лиро-эпическое произведение; 2) лирическое стихотворение (басня). Каждое из первых двух заданий (1.1.1/1.1.2 или 1.2.1/1.2.2) позволяет оценить особенности восприятия, умение высказывать краткие оценочные суждения объемом 3-5 предложений (максимально 6 баллов).

Разберемся в понятиях «оценочные суждения», «оценочная лексика».  Оценочные суждения – 1. суждение, в котором выражается субъективное, эмоциональное отношение индивида к какому-то явлению вместо того, чтобы представить объективную характеристику последнего [2, 325].  Оценочные суждения строятся при помощи вводных конструкций: «считается, что», «по всей вероятности», «кажется», «думается» и других. Оценочная лексика - слова, в значении которых есть оценка, положительная или отрицательная, характеристика предмета, признака или действия.

В демоверсии 2020 года задания 1.1.1 – 1.1.2 сформулированы следующим образом: «…сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво)» [1, 7]. В «Методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом», сопоставлены действия эксперта, проверяющего сочинение, и действия обучающегося [3, стр. 22-27] представлены критерии оценивания, а также вопросы для экспертов. Сопоставим их с действиями обучающихся (таблица 1.)

Критерии оценки

Вопрос эксперта

Действия ученика

Соответствие ответа заданию

 

1.                 Отвечает ли выпускник на поставленный вопрос?

2.                 Есть ли в ответе искажения авторской позиции?

3.                 Позволяет ли ответ судить о знании и понимании текста произведения?

1.                 Выдели в вопросе ключевые слова (свойства натуры (характера); внутренний монолог).

2.                 Составь предложение с прямым ответом на данный вопрос.

3.                 Докажи свои утверждения, используя текст произведения. Выдели в тексте слова, которые подтверждают, что ты прав.

4.                 Сформулируй  авторскую позицию, приведи примеры из текста.

Привлечение текста произведения для аргументации

 

1.                 Приводит ли выпускник убедительные аргументы?

2.                 Опирается ли выпускник при аргументации на текст произведения?

3.                 На каком уровне осуществляется опора на текст?

4.                 Имеются ли в ответе фактические ошибки и в каком количестве?

1.                 Каждый тезис запиши отдельно и приведи к нему доказательство из текста.

2.                 Не пересказывай текст, а отвечай на вопрос: «Какие слова автора позволили сделать следующие выводы?» или «Какие поступки героя говорят о его качествах?»

5.                 Используй вводные слова и оценочную лексику: « я считаю, что…», «по моему мнению…», «во-первых», «таким образом».

Логичность и соблюдение речевых норм

 

1.                 Дан ли прямой связный ответ на вопрос?

2.                 Есть ли в ответе искажения авторской позиции?

3.                 Позволяет ли ответ судить о знании и понимании текста произведения?

4.                 Приводит ли выпускник убедительные аргументы, все ли тезисы аргументированы?

5.                 Опирается ли выпускник при аргументации на текст произведения и на каком уровне осуществляется опора на текст?

6.                 Имеются ли в ответе фактические ошибки и (при их наличии) в каком количестве?

7.                 Имеются ли логические ошибки и (при их наличии) каков их характер?

4.                 Имеются ли речевые ошибки и (при их наличии) каков их характер?

Составь связный текст из 5 предложений:

В первом предложении укажи автора и героя произведения. Во втором предложении сформулируй ответ на вопрос, данный в заданий. Во третьем и четвертом  приведи конкретные аргументы и факты, доказывающие твою правоту. Цитируй. В пятом сформулируй позицию автора и дай ей свою оценку. В шестом сделай вывод своим рассуждениям.

 

Таблица 1

Задание 1.1.1  Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

В вопросе выделяем два понятия: «свойства натуры» и «внутренний монолог». «Свойства натуры» - это проявление характера героя, внутренний монолог - художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух [4].

В представленном фрагменте текста обучающийся должен подчеркнуть следующие слова: «глядел очень внимательно», «пытался несколько раз с нею заговорить», «осмотрительно-охлаждённого характера», «любопытно бы знать»,  «двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове», «внутренно начал досадовать». Следуя представленному выше алгоритму, представим вариант написания развернутого ответа на вопрос:

«В поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой – личность неординарная». В представленном фрагменте читатель узнает об удивительных свойствах его натуры. Перед нами персонаж, предпочитающий осторожничать, обдумывать свои действия: «глядел очень внимательно», «пытался несколько раз с нею заговорить». Автор обращает внимание на любопытство персонажа, которое сдерживается его «осмотрительно-охлаждённым характером». Отрицательную характеристику Чичикова определяют размышления о выгоде: «двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове», «внутренно начал досадовать».  В том числе, герой сетует о  невозможности получить деньги  из-за собственной нерешительности. Ирония Гоголя заключается в том, что чрезмерная осторожность и расчетливость лишает Чичикова обычных человеческих радостей – знакомства с понравившейся девушкой. Таким образом, основными свойствами натуры персонажа является предпочтения разума чувствам, расчетливость, корысть.

Методический комментарий к указанному виду работы поможет обучающемуся точнее отвечать на поставленный вопрос, уметь видеть в тексте ключевые слова, отражающие не только характеристику героя, но и позицию автора.

Список литературы.

1.                 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по литературе.

2.                 Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

3.                 Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом / Авторы-составители: А.В. Фёдоров, Е.А. Зинина, Л.В. Новикова. – М., 2019.

4.                 Словарь литературоведческих терминов. - https://literary_criticism.academic.ru


 

5.                 Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ

Отвечает ли выпускник на поставленный вопрос? 2

Отвечает ли выпускник на поставленный вопрос? 2

Логичность и соблюдение речевых норм 1

Логичность и соблюдение речевых норм 1

В том числе, герой сетует о невозможности получить деньги из-за собственной нерешительности

В том числе, герой сетует о невозможности получить деньги из-за собственной нерешительности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2020