Методические особенности формирования читательской и естественнонаучной функциональной грамотности
Оценка 4.9

Методические особенности формирования читательской и естественнонаучной функциональной грамотности

Оценка 4.9
pptx
02.12.2021
Методические особенности формирования читательской и естественнонаучной функциональной грамотности
МО (1).pptx

Методические особенности формирования читательской и естественнонаучной функциональной грамотности»

Методические особенности формирования читательской и естественнонаучной функциональной грамотности»

«Методические особенности формирования читательской и естественнонаучной функциональной грамотности»

Яковлева Екатерина Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ «Перспектива»

Что такое функциональная грамотность?

Что такое функциональная грамотность?

Что такое функциональная грамотность?

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек
— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений».
[Образовательная система
«Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
<…> Ребенок <…> должен обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
способностью строить социальные отношения…;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку
своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].

Усиление внимания к формированию функциональной грамотности

Усиление внимания к формированию функциональной грамотности

Усиление внимания к формированию функциональной грамотности
Повышение уровня познавательной
самостоятельности учащихся
Формирование метапредметных результатов
Повышение интереса учащихся к изучению
математики и естественнонаучных предметов
Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися
Повышение эффективности инвестиций в образование
Улучшение образовательной среды в школе

Направления
совершенствования общего образования
в России

Содержательная и критериальная основа совершенствования и оценки качества образования

Содержательная и критериальная основа совершенствования и оценки качества образования

Содержательная и критериальная основа совершенствования и оценки качества образования

Через оценку качества образования система
образования настраивается на новые результаты.

ОЭСР 2030

Основные направления формирования функциональной грамотности

Основные направления формирования функциональной грамотности

Основные направления формирования
функциональной грамотности
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
2
9

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и…

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и…

Читательская грамотность

способность человека
понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.

Оценка читательской грамотности (исследование

Оценка читательской грамотности (исследование

Оценка читательской грамотности (исследование PISA)

Оценка читательской грамотности (Мониторинг формирования функциональной грамотности)

Оценка читательской грамотности (Мониторинг формирования функциональной грамотности)

Оценка читательской грамотности (Мониторинг формирования функциональной грамотности)

Находить и извлекать информацию

Интегрировать и интерпретировать информацию
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Использовать информацию из текста

ВИДЫ ТЕКСТОВ сплошные несплошные составные

ВИДЫ ТЕКСТОВ сплошные несплошные составные

ВИДЫ ТЕКСТОВ

сплошные несплошные составные

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:


- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Приёмы по формированию смыслового чтения «Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем» «Верные – неверные утверждения» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка

Приёмы по формированию смыслового чтения «Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем» «Верные – неверные утверждения» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка

Приёмы по формированию смыслового чтения

«Задай вопрос»
«Читаем и спрашиваем»
«Верные – неверные утверждения»
«Дневник двойных записей»
«Чтение с пометками»
«Ассоциативный куст»
«Ромашка Блума», «Кубик Блума»
«Приём тонких и толстых вопросов»
«Чтение с остановками»
«Дерево предсказаний»

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике.
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Эффективное введение ФГОС: реализация педагогических практик развивающего обучения внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности повышение квалификации учителей

Эффективное введение ФГОС: реализация педагогических практик развивающего обучения внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности повышение квалификации учителей

Эффективное введение ФГОС:
реализация педагогических практик развивающего обучения
внедрение новой системы учебных заданий и учебных
ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности
повышение квалификации учителей

Учебно-методические средства обучения:
технологии развивающего обучения
эффективные педагогические практики
учебные задания и учебные ситуации

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021