Что такое функциональная грамотность?
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек
— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений».
[Образовательная система
«Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Функциональная грамотность
Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
<…> Ребенок <…> должен обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
способностью строить социальные отношения…;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку
своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].
Усиление внимания к формированию функциональной грамотности
Повышение уровня познавательной
самостоятельности учащихся
Формирование метапредметных результатов
Повышение интереса учащихся к изучению
математики и естественнонаучных предметов
Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися
Повышение эффективности инвестиций в образование
Улучшение образовательной среды в школе
Направления
совершенствования общего образования
в России
Читательская грамотность
способность человека
понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Оценка читательской грамотности (Мониторинг формирования функциональной грамотности)
Находить и извлекать информацию
Интегрировать и интерпретировать информацию
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Использовать информацию из текста
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Приёмы по формированию смыслового чтения
«Задай вопрос»
«Читаем и спрашиваем»
«Верные – неверные утверждения»
«Дневник двойных записей»
«Чтение с пометками»
«Ассоциативный куст»
«Ромашка Блума», «Кубик Блума»
«Приём тонких и толстых вопросов»
«Чтение с остановками»
«Дерево предсказаний»
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике.
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Эффективное введение ФГОС:
реализация педагогических практик развивающего обучения
внедрение новой системы учебных заданий и учебных
ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности
повышение квалификации учителей
Учебно-методические средства обучения:
технологии развивающего обучения
эффективные педагогические практики
учебные задания и учебные ситуации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.