Методические рекомендации по написанию доклада
Оценка 4.7

Методические рекомендации по написанию доклада

Оценка 4.7
docx
17.02.2021
Методические рекомендации по написанию доклада
МР_по написанию доклада.docx

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

для студентов

 

по подготовке  доклада

 

 

специальность среднего профессионального образования

 

15.02.08 Технология машиностроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.      Введение

 

2.      Общие положения  

 

3.      Тематика докладов

 

4.      Этапы работы над докладом

 

5.      Структура и содержание доклада

 

6.      Требования по оформлению доклада

 

7.      Составляющие воздействия докладчика на слушателей

 

8.      Формы контроля и критерии оценок

 

9.      Критерии оценки доклада

 

10.  Литература

 

       Приложения

1.                  Пример оформления титульного листа доклада

2.                  Пример оформления содержания доклада

3.                  Пример оформления списка используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Введение

Данная методика является рекомендацией по подготовке студентами докладов. Выполнение этой работы студентами осуществляется на различных этапах изучения курса дисциплины с целью закрепления и проверки знаний, их систематизации, углубления этих знаний, развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

 

2.      Общие положения

Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.

При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники.

В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.

К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

 

3.      Тематика докладов

 

    Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

 

4.      Этапы работы над докладом

                                                                                                      

    Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников). Составление списка использованных источников. Обработка и систематизация информации. Разработка плана доклада. Написание доклада. Публичное выступление с результатами исследования.

 

5.      Структура и содержание доклада

 

- титульный лист

- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);

- список использованных источников.

 

Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.

 

Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.

 

В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.

 

Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

 

Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».

 

6.      Требования по оформлению доклада

 

Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

- риторические вопросы;

- актуальные местные события;

- личные происшествия;

- истории, вызывающие шок;

- цитаты, пословицы;

- возбуждение воображения;

- оптический или акустический эффект; неожиданное для слушателей начало доклада.

Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.

Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для убеждения следует использовать:

-сообщение о себе - кто?

-обоснование необходимости доклада - почему?

-доказательство - кто? когда? где? сколько?

-пример - берём пример с …

-сравнение - это так же, как…

-проблемы - что мешает?

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:

-  обобщение;

-  прогноз;

-  цитата;

-  пожелания;

-  объявление о продолжении дискуссии;

-  просьба о предложениях по улучшению; благодарность за внимание.

 

Фазы доклада:

Информация

Объяснение

Обоснование

Доказательство

Пример

Проблемы

Сравнение

Заключение открытие

Фазы

Мотивация убеждение побуждение

Обратная связь

При общении следует помнить о правильной реакции (реплике) на задаваемые вам вопросы. Правильная реакция на вопрос:

- «Да».

- «Хорошо».

- «Спасибо, что вы мне сказали».

- «Это является совсем новой точкой зрения».

- «Это можно реализовать».

- «Вы попали в точку».

- «Именно это я имею в виду».

- «Прекрасная идея».

- «Это можно делать и так».

- «Вы правы».

- «Спасибо за Ваши указания».

- «Это именно и является основным вопросом проблемы».

 

7.      Составляющие воздействия докладчика на слушателей

 

1. Язык доклада (короткие предложения, выделение главных предложений, выбор слов, образность языка.

2.  Голос (Выразительность. Вариации громкости. Темп речи.)

3. Внешнее общение. Зрительный контакт. Обратная связь. Доверительность. Жестикуляция.

 

8.      Формы контроля и критерии оценок

 

Доклады выполняются на листах формата А 4, шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. На листах формата А 4 на первой странице оформляется титульный лист, в котором указывается название филиала сверху по центру, посередине страницы пишется заглавными буквами жирным начертание слово ДОКЛАД, ниже – по дисциплине: (название дисциплины), ниже по центру пишется тема. После темы оставляем два пробела и справа пишем: Выполнил (-а) студент (-ка).курса, специальности…..(код и наименование специальности), фамилия и инициалы автора, руководитель…(ФИО руководителя).

 

9.      Критерии оценки доклада

 

- актуальность темы исследования;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;

- соответствие оформления доклада стандартам.

По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

«Отлично» - объем доклада - 5-6 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями.

При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» -  объём доклада - 4-5 страниц, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно,  текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки. При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - объём доклада - менее 4 страниц, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

«Неудовлетворительно» - объем доклада -  менее 4 страниц, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений, текст напечатан неаккуратно, много опечаток.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

 

 

 

10.  Литература

 

1.                  Виноградова Н.А. Научно-исследовательская работа студента: Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы : Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева; Ред. А.В.Птухина; Рец. М.А.Пукинская. - 13-е изд.,стер. - М. : Академия, 2017. - 128с.

2.                  Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. - М. : Академия, 2012. - 96с.

 

 

 

 

Приложение 1

Пример оформления титульного листа доклада

 

Наименование учебного заведения

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

По дисциплине: _________________________________________________________

                                             (Наименование дисциплины)

              

Тема: __________________________________________________________________

 

Специальность:_________________________________________________________

 

Группа:________________________________________________________________

 

Выполнил:_____________________________________________________________

 

Проверил (а):

 

Преподаватель         __________________________

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    город

______________ год

 

 

 

 

Приложение 2

                Пример оформления содержания доклада

 

 

 

 

                                    Содержание

1.                  Титульный лист

2.                  Содержание

3.                  Введение

4.                  Основная часть

5.                  Заключение

6.                  Список используемой литературы

7.                  Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Пример оформления списка используемой литературы

 

 

1.                  М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Основы безопасности жизнедеятельности- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2015.- 366 с.: илл.

2.                  Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. - .: «МДС», 1998., - 272 с.: илл.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по подготовке доклада специальность среднего профессионального образования 15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по подготовке доклада специальность среднего профессионального образования 15

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2

Введение Данная методика является рекомендацией по подготовке студентами докладов

Введение Данная методика является рекомендацией по подготовке студентами докладов

Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада

Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей

ФИО руководителя). 1.

ФИО руководителя). 1.

Приложение 1 Пример оформления титульного листа доклада

Приложение 1 Пример оформления титульного листа доклада

Приложение 2

Приложение 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2021