Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский – на - Амуре судомеханический техникум
имени Героя Советского Союза В.В. Орехова»
(КГБ ПОУ КСМТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине
ИНФОРМАТИКА
для профессий и специальностей
среднего профессионального образования
технического профиля
2019 г.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы у обучающихся по дисциплине «Информатика» для профессий и специальностей.
Состав.: Н.Е. Шерстюк – Комсомольск-на-Амуре: КГБ ПОУ КСМТ, 2019 г. – 16 с.
Настоящий документ содержит методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы у обучающихся по дисциплине «Информатика». Данное пособие может быть использовано обучающимися очной и заочной формы обучения.
Рассмотрено и рекомендовано на заседании научно-методического совета
Протокол № ___ от «___» _________ 2019 г.
Председатель __________ И.С. Лихтина, зав. методического отдела
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
4 |
РАЗДЕЛ.1 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
|
7 |
РАЗДЕЛ 2. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ |
11 |
РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ
|
13 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
|
16 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» предназначены для студентов первого, второго и тертьего курса для специальностей технического профиля базовой подготовки программы учебной дисциплины «Информатика»
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
· углубления, расширения, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
· формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу, а также всевозможные Интернет-ресурсы;
· развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· формирования практических (обще учебных и профессиональных) умений и навыков;
· развития исследовательских умений;
· выработки навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности;
· формирования общих и профессиональных компетенций.
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.
В соответствии с рабочим учебным планом, на самостоятельную работу студентов отводиться 100 ч.
В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.
В процессе выполнения самостоятельной работы студенты формируют:
- практические умения и навыки:
- учебные умения:
- специальные учебные умения:
Виды заданий для самостоятельной работы
1. Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка рефератов, докладов.
2. Для закрепления и систематизации знаний: создание презентации в MS Power Point.
Формы самостоятельной работы
1. Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
2. Исследовательская работа.
3. Защита рефератов по предложенной тематике
4. Защита презентаций по предложенной тематике
5. Доклады по заданной тематике
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально:
РАЗДЕЛ.1 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Презентация содержит от 1-до 18 слайдов. Первый слайд титульный, где прописывается тема и автор работы.
Правила шрифтового оформления:
1. Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
3. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы.
1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
2. Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
3. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
4. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции.
1. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
2. Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
3. Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
4. Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
5. Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
6. Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Текстовая информация
Графическая информация
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
Единое стилевое оформление
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКЛАДОВ
Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных учреждениях время доклада, как правило, составляет 5-15 минут.
Цели доклада.
1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.
(Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).
2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и
получить обратную связь.
План и содержание доклада
Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию убеждение, побуждение. В первой фазе доклада рекомендуется использовать:
• риторические вопросы;
• актуальные местные события;
• личные происшествия;
• истории, вызывающие шок;
• цитаты, пословицы;
• возбуждение воображения;
• оптический или акустический эффект;
• неожиданное для слушателей начало доклада.
Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчик поэтому длительность её минимальна.
Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но убедить слушателей в правильности своей точки зрения.
Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:
- обобщение;
- прогноз;
- цитата;
- пожелания;
- объявление о продолжении дискуссии;
- просьба о предложениях по улучшению;
благодарность за внимание.
Объем доклада должен быть от 4 до 8 страниц вместе со всеми формулами, рисунками, списком литературы и при соблюдении условий, оговоренных ниже. Рекомендуется набирать текст с использованием текстового процессора Microsoft Word for Windows (формат .doc или .rtf), соблюдая следующие правила:
поля: слева – 20 мм; снизу и сверху – 20 мм; справа – 10 мм;
шрифт Times New Roman, кегль 12;
первым элементом текста должно быть название доклада, набранное прописными буквами жирным шрифтом и выровненное по центру. Далее следует оставить одну пустую строку и указать автора/авторов доклада и на следующей строке/строках – названия представляемых авторами организаций, набранные курсивом, почтовый индекс и город. Два последних элемента также следует выровнять по центру;
основной текст должен быть отделен от названия организации одной пустой строкой и набран в одну колонку через единичный интервал;
абзацы основного текста должны быть выровнены по ширине и иметь абзацный отступ величиной 1,27 см;
следует избегать использования в тексте сносок и ссылок, оглавлений и указателей, концов страниц и разделов (то есть всего того, что можно обнаружить в меню Вставка MS Word), а также идущих подряд пробелов для форматирования текста;
· рисунки нужно вставить в документ, расположив их между абзацами (не поверх текста). Черно-белые рисунки искусственного происхождения (графики, диаграммы, схемы), в том числе снятые сканером, желательно сделать двухградационными (1 бит/пиксел);
· ссылки на литературу обозначаются цифрами в квадратных скобках [1], [2], ...
· список литературы должен быть озаглавлен «Список источников».
Текст необходимо тщательно проверить.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ
Реферат (от латинского Referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, содержания прочитанной книги и тому подобное; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре различных источников. Обычно целью реферата является — демонстрация знаний учащихся по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.
Реферат, как и любой документ пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами, в России — ГОСТов. Не обременяя вас различными стандартами, перечислим основные правила написания и оформления рефератов с примерами.
Выбор темы реферата
Тема реферата обычно выбирается из общего списка и согласовывается с учителем или преподавателем. Тема должна быть интересной ученику или студенту. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—5 источников.
Содержание и структура реферата
Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:
1. Определить и выделить проблему
2. На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему
3. Провести обзор выбранной литературы
4. Логично изложить материал
Рекомендуемая структура реферата
1. Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.
2. Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 12—15 страниц.
3. Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.
4. Список используемой литературы.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.
Оформление реферата
Текст и его оформление
Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5—2; размер полей: левого — 20 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.
Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: Заголовок главы — все прописные.
Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»:
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте, так [3, с. 55-56], либо внизу страницы1. Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word:
1Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
Приветствуется соблюдение правил типографики.
Титульный лист реферата, оглавление
Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.
Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по информатике).
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа. Еще ниже — ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. [ПРИЛОЖЕНИЕ 1]
Оформление списка используемой литературы
Список литературы должен быть свежим, источники 5—7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.
Источники указываются в следующем порядке:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основные источники
1. Колмыкова, Е.А. Информатика [Текст]: учеб. Пособие для студ.сред.проф.образования/Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. -4 –е изд., стре.-М.:Издательский центр «Академия»,2008.416с.,
2. Михеева, Е.В. Информатика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова -7-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2012, - 352 с.
3. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студ. Сред. Проф. образования / Е.В. Михеева. -5-е изд., сред. – М. : Издательский центр «Академия», 2017, - 384 с.
4. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. Пособие для сред. Проф. Образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. 256 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.