МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ СФЕРЫ УСЛУГ»
РАССМОТРЕНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Методическая комиссия общеобр. дисциплин |
Заместитель директора по УПР |
________________ Л.С. Агеева |
_________________ Л.А. Андрейчук |
«____»____________2019 г. |
«____»____________2019 г. |
Протокол №______
Методические рекомендации по выполнению
практических работ по ОДб.08 География
профессия 19.01.17 Повар, кондитер
Преподаватель А.А. Юткина
Макеевка, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Методические рекомендации……………………..……………………….3
3. Правила выполнения и оформления практических работ………………4
4. Перечень практических работ……………………………………………6
5. Инструкции по выполнению практических работ……………………...7
6. Список основной и дополнительной литературы……………………....22
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий сборник методических рекомендаций предназначен в качестве методического пособия при выполнении практических работ по программе дисциплины «ГЕОГРАФИЯ».
Уважаемые обучающиеся!
Дисциплина «География» изучается в течение 3 курса. В процессе обучения учебным планом предусмотрен дифференцированный зачет. Для получения допуска к зачету Вам необходимо в установленные сроки выполнить все задания по практическим работам.
Практическая работа студентов – это планируемая работа студентов, выполняемая в аудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая групповой характер.
Общий объём времени, отведённого на практические работы по дисциплине «География», составляет 6 часов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации предназначены для преподавателя с целью методического сопровождения процесса, введения и реализации требований государственных образовательных стандартов и оказания методического сопровождения разработки комплексного учебно-методического обеспечения учебных программ.
Отметка «5»
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обчающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена преподавателем или выбрана самими обучающимися.
Отметка «4»
Практическая работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные преподавателем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ü ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Студент должен выполнить практическую работу в соответствии с полученным заданием.
2. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе.
3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в рабочих тетрадях.
4. Отчет о проделанной работе должен быть оформлен в соответствии с требованиями к оформлению практических работ.
5. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу во внеурочное время, согласовав с преподавателем.
6. Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
· работа выполнена правильно и в полном объеме;
· студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
· отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.
7. Студент при выполнении работы должен соблюдать правила по технике безопасности в кабинете и требования по безопасности в аварийных ситуациях.
Оценки за практические работы будут отражены в журналах теоретического обучения.
Оформление отчетов по выполнению практических работ осуществляется в рабочих тетрадях по географии
От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату выполнения работы и далее посередине следующей строки номер практической работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему, цель. После строки «Ход работы» коротко поэтапно приводится описание практической работы (в соответствии с инструкцией по выполнению практической работы).
В конце каждой практической работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели практической работы).
Образец оформления
Дата выполнения работы Практическая работа №___ Тема:__________________________________________________ Цель работы:___________________________________________
Ход работы 1) Выполнение (ответы на вопросы) работы. · · ВЫВОД:__________________________
|
Перечень практических работ
Раздел 1. Общая экономико-географическая характеристика мира.
Практическая работа № 1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух стран или регионов мира (по выбору).
Практическая работа № 3. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Раздел 2. Регионы и страны мира
Практическая работа 1. Сравнительная характеристика промышленности ФРГ и Франции, Великобритании и Италии (по выбору).
Практическая работа 2. Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США: Севера, Юга и Запада.
Практическая работа 3. Составление комплексной экономико-географической характеристики Бразилии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
Опорные понятия:
Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая необходимые физические и психические способности, общеобразовательные и профессиональные знания, необходимые для работы в общественном хозяйстве.
Экономически активное население (ЭАН) – это население в возрасте от 17 – 70 лет, которое предлагает свою рабочую силу для производства товаров и предоставления услуг.
Безработные – это лица возраста 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней.
Уровень безработицы – это отношение количества безработных к численности ЭАН.
Возрастной состав населения – распределение населения по возрастным группам: младшего возраста – дети от 0 до 14 лет; среднего возраста – от 15 до 59 лет; пожилого возраста – от 60 лет и старше.
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости и смертности, соотношение которых определяет величину естественного прирост.
Ход работы
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Таблица №1
Страна |
Население (млн. чел.) |
Население младшего возраста (%) |
Население среднего возраста (%) |
Население пожилого возраста (%) |
Тип воспроизводства |
Часть ЭАН к общей численности населения |
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН |
Часть света (регион) |
1 |
2 |
3 |
4=100%-(3+5) |
5 |
6 |
7 |
8=4-7 |
9 |
Япония |
127 |
14 |
61 |
25 |
1 |
52 |
9 |
Восточная Азия |
США
|
307 |
21 |
|
16 |
|
51 |
|
|
Германия
|
82 |
14 |
|
25 |
|
49 |
|
|
Франция
|
62 |
19 |
|
20 |
|
46 |
|
|
Россия
|
140 |
15 |
|
19 |
|
50 |
|
|
Польша
|
38 |
15 |
|
19 |
|
49 |
|
|
Китай |
1338 |
20 |
|
12 |
|
57 |
|
|
Индия |
1166 |
31 |
|
9 |
|
39 |
|
|
Нигерия
|
149 |
41 |
|
6 |
|
32 |
|
|
Пример расчета для Японии:
Часть населения среднего возраста: 100% -
(14+25)% =61%
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН: (61-52)% = 9%.
Задание 2. Используя расчетные данные из табл.№ 1о части населения среднего возраста, постройте столбиковые диаграммы части населения в странах, которые сравниваются.
%
|
Страны
Задание 3.
Проанализируйте данные таблицы. Дайте качественную оценку социальных показателей в странах с разным уровнем развития.
Таблица №2
Страна |
гос. затраты на образование ( % к ВВП) |
Часть грамотных к количеству населения, % |
Часть населения, которая окончила высшие учебные заведения |
Гос. затраты на охрану здоровья (на 1 человека в дол. США) |
Качественная оценка трудовых ресурсов (образование, квалификация, здоровье и т.д.) |
Япония |
3,9 |
100 |
30 |
2067 |
Высокообразованная и грамотная нация, достаточное количество квалифицированных кадров, здоровые. |
США
|
5,6 |
95,7 |
60 |
3074 |
|
Германия
|
4,6 |
100 |
32 |
2548 |
|
Франция
|
5,9 |
98,8 |
20 |
2833 |
|
Россия
|
3,9 |
97,9 |
25 |
404 |
|
Польша
|
4,9 |
98,8 |
23 |
636 |
|
Китай
|
2,5 |
|
8 |
144 |
|
Индия
|
3,7 |
82 |
6 |
23 |
|
Нигерия
|
4,2 |
51 |
2 |
15 |
|
Задание 4.
Какая из выше сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите
причины, обусловливающие в этой стране более высокие: долю населения
трудоспособного возраста, уровень общей и профессиональной подготовки.
Учитывая то, что страны, которые вы рассмотрели,
относится к различным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше
обеспечены трудовыми ресурсами как количественно, так и качественно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух стран или регионов мира (по выбору)
Цель:
- закрепить понятие «ресурсообеспеченность»;
- сравнить ресурсообеспеченность двух стран или регионов мира (по выбору),
- дать оценку ресурсообеспеченности двух стран или регионов мира (по выбору).
Ход работы
Природные ресурсы — природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (минеральные), либо его запасами из расчета на душу населения (лесные, водные и др.).
Ресурсообеспеченность = (запасы)/(объем добычи) = количество лет
Ресурсообеспеченность = (запасы)/(количество населения) = запасы/1чел.
Уровни ресурсообеспеченности: высокий, достаточный, недостаточный.
Задание 1.
Проанализируйте данные об общемировой добыче и запасах полезных ископаемых. Рассчитайте балансовые и забалансовые запасы алюминия, меди и титана, запишите расчеты в тетрадь. Сделайте выводы.
«К сведению!»
Полезные ископаемые делятся на балансовые и забалансовые.
Балансовые — запасы, которые при данном уровне развития науки и техники могут быть извлечены из недр земли с достаточной эффективностью.
Забалансовые — запасы, которые на данном этапе с экономической точки зрения нецелесообразно извлекать из недр земли. С развитием науки и техники, с появлением новых, более прогрессивных технологий, забалансовые запасы могут быть переведены в категорию балансовых.
Таблица 1. Общемировая добыча и запасы полезных ископаемых в 2015г. (источник: Геологическая служба США)
Ресурс |
Добыча |
Балансовые запасы |
Забалансовые запасы |
Балансовые запасы при текущем уровне добычи, лет |
Забалансовые запасы ископаемых в целом при текущем уровне добычи, лет |
Цинк |
13,4 |
200 |
1900 |
15 |
142 |
Олово |
0,294 |
4,8 |
н/д |
16 |
н/д |
Хром |
27 |
>484 |
12000 |
>18 |
444 |
Золото, т |
3000 |
56000 |
н/д |
19 |
н/д |
Свинец |
4,71 |
89 |
2000 |
19 |
425 |
Серебро, тыс. т |
27,3 |
570 |
н/д |
21 |
н/д |
Никель |
2,53 |
79 |
130 |
31 |
51 |
Вольфрам |
0,087 |
3,3 |
н/д |
38 |
н/д |
Медь |
18,7 |
720 |
2100 |
||
Молибден |
0,267 |
11 |
19,4 |
41 |
73 |
Асбест |
2 |
Значительные |
200 |
… |
100 |
Цирконий |
1,41 |
78 |
н/д |
55 |
н/д |
Кобальт |
0,124 |
7,1 |
25 (ещё 120 на дне океанов) |
57 |
202 (1169 с учётом запасов на дне океанов) |
Железная руда, млрд. т |
3,32 |
190 |
800 |
57 |
241 |
Калийные соли |
38,8 |
3700 (К2О) |
250000 |
95 |
6443** |
Алюминий |
274 |
28000 |
75000 |
||
Титан |
6,09 |
790 |
2000 |
||
Платиноиды, т |
386 |
66000 |
100000 |
171 |
259 |
Графит |
1,19 |
230 |
800 |
193 |
672 |
Фосфориты |
223 |
69000 |
300000 |
309 |
1345 |
Сера |
70,1 |
Огромные |
605000 |
н/д |
8630 |
Торф |
27,6 |
12000 |
5-6 трлн. т |
435 |
>200000 |
РЗМ, тыс. т |
124 |
130000 |
н/д |
1048 |
н/д |
Цементное сырьё |
4100 |
Не ограниченные |
Не ограниченные |
Не ограниченные |
Не ограниченные |
Поваренная соль |
273 |
Не ограниченные |
Не ограниченные |
Не ограниченные |
Не ограниченные |
Нефть*** |
4361,9 |
- |
239400* |
- |
55* |
Газ, трлн.м3*** |
3538,6 |
- |
186900* |
- |
53* |
Уголь*** |
3830,1 |
- |
891531* |
- |
233* |
Задание 2.
2.1. По данным таблицы 3 рассчитайте ресурсообеспеченность нефтью (на 2016г.) двух стран (по выбору) с наибольшими ее запасами. Сделайте вывод.
Страна |
Запасы нефти, млрд т |
Добыча нефти, млн т |
Ресурсообеспеченность нефтью, лет |
Уровень ресурсообеспеченности |
Венесуэла |
46,6 |
115 |
405 |
высокий |
Саудовская Аравия |
36,7 |
497 |
|
|
Канада |
27,9 |
194 |
|
|
Иран |
21,7 |
195 |
|
|
Ирак |
20,2 |
240 |
|
|
Кувейт |
14,0 |
149 |
|
|
ОАЭ |
13,0 |
159 |
|
|
Россия |
14,1 |
510 |
|
|
2.2. Используя дополнительную информацию, напишите, как обеспечены нефтью различные регионы мира, группы стран.
Дополнительная информация
Около 2/3 мировых геологических запасов нефти сосредоточены в странах Ближнего и Среднего Востока, в том числе по состоянию на 1 января 2001 г. 25,4% в Саудовской Аравии, 11% — в Ираке, 9,2% — в Кувейте, 9,2% — в Иране и 9,0% в ОАЭ. На этот же регион приходится 9/10 прироста новых достоверных запасов за последние 30 лет.
Второе место в мире по объему геологических запасов нефти занимает Западное полушарие (15,2%), где они сосредоточены, прежде всего, в Венесуэле (7,0%), Мексике (3,9%), США (2,2%), Канаде и Бразилии (по 0,5%). Характерно, что разведанные запасы нефти в США в последние годы неуклонно снижаются, что, в частности, связывают с крайне высокой себестоимостью добычи нефти в США, предопределяющей невысокую активность нефтяных компаний в сфере поисково-разведочных работ. В то же время, в Венесуэле, только за последние 5 лет, они, напротив, возросли на 14%.
На третьем месте находится Африка, где сегодня сосредоточено около 6,8% всех мировых геологических запасов нефти. Ведущее положение на континенте занимают Ливия (2,9%), Нигерия (1,6%), Алжир (0,9%) и Ангола (0,5%).
Четвертое место в мире занимает территория бывшего СССР, где находится около 5,6% мировых запасов нефти, и прежде всего Россия (4,7%). Однако в связи с серьезным сокращением объема поисково-разведочных работ, разведанные запасы нефти в этом регионе с конца 80-х годов имели тенденцию к снижению, хотя в последнее время (2001—2002 гг.) наблюдается заметная тенденция к росту. Подробнее об этом будет сказано в следующей главе настоящей работы.
Далее следуют Азиатско-Тихоокеанский регион (4,1%) и Западная Европа (1,8%). В первом — ведущее положение занимает Китай (2,4% мировых и почти 57% региональных запасов), за которым следуют Индонезия (0,5%), Индия и Малайзия (по 0,4%). Эти три страны в 1996 — 2001 гг. уменьшили оценки своих запасов, при этом Индия сократила их почти на четверть.
В Западной Европе, где основные запасы принадлежат Норвегии (1,1%) и Великобритании (0,4%), за 1985—1995 гг. они уменьшились более чем на треть, но в 1995—2000 гг. отмечен существенный прирост — на 18%. Более 4/5 нефтяных запасов этого региона приходится на месторождения континентального шельфа Северного моря. Характерно, что в целом на континентальных морских шельфах сосредоточено около 1/5 части современных мировых запасов нефти, и их доля в последнее десятилетие имеет устойчивую тенденцию к росту, несмотря на относительно высокий уровень издержек по их добыче.
По имеющимся оценкам, более 3/4 мировых современных достоверных запасов нефти сосредоточено в странах — членах ОПЕК, и почти 9/10 — в государствах, которые относят к развивающимся, хотя некоторые из них, например, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, именно за счет доходов от нефти по размерам национального дохода на душу населения опережают даже промышленно развитые страны.
ОБЩИЙ ВЫВОД:
1) От чего зависит ресурсообеспеченность стран?
2) Зависит ли уровень развития страны от ресурсообеспеченности?
3) Как можно решить вопрос ресурсообеспеченности на современном этапе развития науки и техники?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Цель работы: формирование представления у учащихся о мировом хозяйстве, умений и навыков самостоятельной работы с ключевыми понятиями и терминами темы.
Задачи работы: развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Оборудование: учебник Е.В.Баранчикова «География», учебник Максаковский В.П География, 10 кл), интернет ресурсы.
Ход работы:
Задание 1. Что такое мировое хозяйство? Что способствовало формированию мирового хозяйства? Когда сформировалось мировое хозяйство?
Задание 2. Что такое международное географическое разделение труда (МГРТ)? Назовите причины МГРТ.
Задание 3. Что такое отрасли специализации территории (страны)? Определите отрасли специализации следующих стран
Австралия Германия Канада Саудовская Аравия Швеция Эквадор Япония |
горнодобывающая промышленность, добыча угля, нефтедобыча и нефтепереработка, черная металлургия, судостроение, производство электротехники, автомобилестроение, робототехника, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, зерновое хозяйство, овцеводство, выращивание бананов, выращивание цитрусовых, фиников |
Задание 4. Что такое транснациональные корпорации (компании) ТНК? Укажите вид основной продукции и национальную принадлежность ТНК
Adidas APPLE Audi BASF Bayer AG Bayerische Motoren Werke Binatone |
Boeing Bosch British Petroleum (BP) British Steel Cadbury Coca-Cola
|
Daimler Benz Danone Epson Erich Krause Exxon Ferrari FIAT Ford |
General Motors HEHST IBM KRUPP Mittal Still Nestle
|
Nokia OPEL PHILIPS Procter & Gamble Rolex Rolls-Royce
|
Schwarzkopf & Henkel Siemens Thomson TISSEN Volkswagen Volvo
|
Сделайте выводы о работе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Сравнительная характеристика промышленности ФРГ и Франции, Великобритании и Италии (по выбору).
Цель:
- Образовательная: составить сравнительную характеристику промышленности двух развитых стран Европы; выявить общие и отличительные черты в их отраслевой и территориальной структуре.
- Развивающая: развить умения анализировать полученные данные.
- Воспитательная: воспитать важность изучения географии, любознательность.
Оборудование: карты атласа, статистические данные, контурные карты «ФРГ», «Италии», «Франции», «Великобритании».
Опорные понятие:
Промышленность – совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве – производством потребительских товаров.
Ход работы
Задание 1.
Укажите две развитые страны Европы (ФРГ и Франция, Великобритания и Италия), сравнительная характеристика промышленности которых вы будите составлять.
_______________________________________________________________
Задание 2.
Добывающая промышленность (уровень обеспеченности собственными полезными ископаемыми, расположением основных районов добычи, зависит от заграничных поставок топливных и рудных полезных ископаемых).
Общее |
|
|
|
Отличие |
|
|
|
Задание 3.
Электроэнергетика (основные виды электростанций, их роль в производстве электроэнергии и ее особенности расположения).
Общее |
|
Отличие |
|
|
|
Задание 4.
Черная и цветная металлургия (значение и особенности распространения комплекса, смены в темпах развитии и размещение наибольших предприятий за последние десятилетия, наибольшие центры).
Общее |
|
Отличие |
|
|
|
Задание 5.
Машиностроение (значение и уровень развития основных подотрослей, виды продукции, особенности расположения наибольших центров).
Общее |
|
Отличие |
|
|
|
Задание 6.
Химическая промышленность (значение, основные виды продукции, особенности размещения наибольших центров).
Общее |
|
Отличие |
|
|
|
Выводы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: Сравнительная характеристика хозяйства экономических районов США: Севера, Юга и Запада.
Цель: Актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства США, составить сравнительную характеристику отраслевой структуры и специализации хозяйства главных экономических районов США: севера, Юга и Запада; развивать практические умения определять общие и отличительные признаки хозяйства районов, умении работать в контурных картах.
Оборудование: учебники, атласы, контурные карты США, таблицы.
Ход работы
Задание 1. Обозначьте на контурной карте: а) границы экономических районов; б) крупнейшие города; в) сельскохозяйственную специализацию экономических районов.
Задание 2. Определите отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства двух районов. Результаты оформите в виде таблицы.
Отрасль хозяйства |
Район: |
Район: |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Задание 3. Определите признаки сходства и различия районов, которые сравниваются. Результаты оформить в виде таблицы.
Признаки сходства |
|
|
|
Различия |
|
|
|
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№ 3.
Тема: Составление комплексной экономико-географической характеристики Бразилии.
Цель:
Образовательная: закрепить у обучающихся представление о ЭГП Бразилии; населении и особенностях отраслевой и территориальной структуре хозяйства; рассмотреть городские агломерации, роль страны в международном разделении труда.
Развивающая: закрепить навыки работы с картой и с источниками географической информации при составлении характеристики отраслей и районов; продолжить формировать практических умений обработки и анализа полученной информации.
Воспитательная: воспитать важность изучения географии, любознательность.
Оборудование: политическая карта Южной Америки, атласы, физическая карта Южной Америки, атласы, раздаточный материал.
Тип урока: применение полученных знаний.
Ход работы
Задание 1. Составьте комплексную экономико-географическую характеристику Бразилии.
Социально-экономический показатель |
Бразилия |
Столица |
|
Форма правления |
|
Площадь территории |
|
Численность населения |
|
Средняя плотность населения |
|
Городское население |
|
Этническая структура |
|
Религия |
|
Демографическая ситуация |
|
Уровень грамотности |
|
Уровень безработицы |
|
Наибольшие города |
|
Ведущая отрасль добывающей промышленности |
|
Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности |
|
Сельское хозяйство |
. |
Транспорт |
|
Процентный состав ВВП |
|
Экспорт |
|
Импорт |
|
Национальные праздники |
. |
Задание 2.
На контурную карту Бразилии нанесите основные географические объекты.
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК
ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. География. Учебник для студентов образовательных учреждений СПО. – М., 2016
Дополнительная литература
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. – М.: «Просвещение», 2016;
2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. С.Б. География. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2014;
3. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География 10-11 класс – М.: «Дрофа», 2011;
4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2009;
5. Шабанов А.Н. Страны мира – М.: Мир книги, 2004г
Интернет-ресурсы:
http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/
http://1сентября.рф/
http://FB.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://fb.ru/article/155030/goryachie-tochki-karta-goryachih-tochek-planetyi
http://apparat.cc/world/maps-conflict/
http://xreferat.com/112/1458-1-problema-izmeneniya-klimata-na-zemle.html
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.