ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-методической работе _______________ Е.В.Щеглова «______» _____________2019г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для практических занятий и лабораторных работ
по дисциплине/междисциплинарному курсу
_________________ОДП .13 Математика_____________
по специальности / профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
__________________________1, 2 (1,2,3,4)______________________
(курс, семестр)
Санкт-Петербург
2019г.
ОДОБРЕНО
Кафедральной комиссией/
предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол от «__» _ ___ 201 г. №____
Председатель: Козлов О.В.
Методические указания рассмотрены
Методическим советом
и рекомендованы для утверждения
протокол № ___ от _______________ г.
Организация-разработчик: СПБ ГБПОУ «АМК»
Методические указания предназначены для использования обучающимися при выполнении заданий по практическим занятиям и лабораторным работам по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу ОДП.13 Математика по специальности/ профессии _15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики .
В методических указаниях предлагаются к выполнению практические работы, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины/ междисциплинарного курса.
Разработчик: преподаватель СПб ГБПОУ «АМК» преподаватель математики высшей категории Огур Л.И.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка. 4
2. Планирование практических занятий. 7
3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений. 8
4 Общие методические рекомендации по организации и проведению
практических занятий /лабораторных работ. 8
5. Практического задания. 9
Методические указания разработаны для практических занятий/лабораторных работ по учебной дисциплине/МДК _____ОДП.13 Математика____по специальности/ профессии __15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ___________ № _____.
В результате изучения учебной дисциплины/ МДК обучающийся должен:
уметь:
-анализировать сложные функции и строить их графики;
-выполнять действия над комплексными числами;
- вычислять значения геометрических величин;
-решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики;
-решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений;
- решать системы линейных уравнений различными методами.
знать:
-основные математические методы решения прикладных задач;
-основы интегрального и дифференциального исчисления;
-роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности.
Результатом освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины является достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
− сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
− понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
− развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
− овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
− готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
− использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
− выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
− целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
• предметных:
− сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
− сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
− владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
− владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
− сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
− владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
− сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
− владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
При разработке содержания практических работ учитывался уровень сложности освоения обучающимися соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций.
Методические указания по учебной дисциплине/ МДК имеют практическую направленность и значимость. Формируемые в процессе практических занятий умения могут быть использованы обучающимися в будущей профессиональной деятельности.
Выполнение обучающимся практических /лабораторных работ по ОДП.13 Математика способствует:
развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся;
воспитанию ответственного отношения к предмету.
Основными этапами практического занятия /лабораторной работы являются:
− проверка знаний обучающихся – их теоретической подготовленности к занятию;
− инструктаж, проводимый преподавателем;
− выполнение заданий, работ, упражнений;
− последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.
Методические указания включают:
− Планирование практических /лабораторных занятий;
− Общие методические рекомендации по организации и проведению практических работ/лабораторных занятий;
− Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
− Критерии оценки выполнения работ и степени овладения обучающимися запланированных умений (освоенных компетенций).
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Наименование практического/ лабораторного занятия |
Кол-во часов |
Раздел № 5 Повторение |
|||
1 |
Тема 5.1 Решение уравнений |
Практическое занятие № 1 |
2 |
2 |
Тема 5.2 Решение неравенств |
Практическое занятие № 2 |
2 |
3 |
Тема 5.3 Функции и графики |
Практическое занятие №3 |
4 |
4 |
Тема 5.4 Геометрия |
Практическое занятие №4
|
2 |
1. Критерии оценки выполнения заданий по практическим занятиям /лабораторным работам:
Оценка |
Требования к знаниям |
отлично |
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями, причем не затрудняется с ответом при видоизменении вопросов; имеет необходимые практические навыки выполнения заданий. |
хорошо |
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, не допуская существенных неточностей в ответе, в ходе выполнения практических заданий имеются незначительные погрешности, но в целом практические навыки по выполнению заданий сформированы. |
удовлетворительно |
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в выполнении заданий , необходимые практические навыки работ с не сформированы, большинство заданий выполнено с ошибками. |
неудовлетворительно |
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
Практические занятия/лабораторные работы по дисциплине /МДК проводятся в аудитории. Каждое практическое занятие/лабораторная работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности обучающихся к занятию.
Перед началом преподаватель ставит перед обучающимися задачи, проводит общий инструктаж по выполнению заданий (технике безопасности на рабочем месте).
В ходе выполнения заданий преподаватель направляет, консультирует обучающихся, проводит проверку знаний и умений, делает анализ выполнения задания. Занятие заканчивается оценкой работы обучающихся.
Практическое занятие № 1.
Решение уравнений
Цель занятия: Освоить решение уравнений
Задачи:
· учебная – научить решать уравнения
· воспитательная – воспитание аккуратности и внимательности при выполнении письменных работ
· развивающая – расширение кругозора, умение выделять главное в изученном материале
· сформировать У6,З3
Время на выполнение работы:
2час
Оборудование, технические средства и инструменты:
1. Тетрадь для практических работ
2. Таблицы
Ход практического занятия:
1. На основе исходных данных произвести необходимые расчеты.
2. Сделать выводы по рассчитанным данным.
3. Для выполнения данного задания необходимо изучить методы решения уравнений
Теоретический материал:
Виды уравнений
Практическая работа №1: Решение уравнений
1. Вычислите: .
2. Решить уравнения:
1) ; 2) -; 3) ;
3. Решить систему уравнений: .
4. Решить систему уравнений: .
5. Решите уравнения:
1) ; 2) .
6.Решите систему уравнений:
7.Решите уравнение: 3 sin2x + 10 cos x – 6 = 0.
8. Решите уравнение: 3x+1-2*3x-2=75
Итоговое выступление преподавателя/подведение итогов:
Оформление результатов работы
Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с решениями, пояснениями, результатами решения.
Ответить на контрольные вопросы.
Сформулировать выводы по результатам работы.
Сдать и защитить работу.
Список рекомендуемой литературы
Учебники и учебные пособия:
· Основные
1.Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. – М.: Издательский центр «Академия»
2.Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»
3. Дадаян А.А. Математика: учебник – 3-е изд. М.: Форум, (Профессиональное образование.).
Практическое занятие № 2.
Решить неравенства
Цель занятия: Освоить решение неравенств
Задачи:
· учебная – научить решать неравенства
· воспитательная – воспитание аккуратности и внимательности при выполнении письменных работ
· развивающая – расширение кругозора, умение выделять главное в изученном материале
· сформировать У6,З3
Время на выполнение работы:
2час
Оборудование, технические средства и инструменты:
1. Тетрадь для практических работ
Ход практического занятия:
1. На основе исходных данных произвести необходимые расчеты.
2. Сделать выводы по рассчитанным данным.
3. Для выполнения данного задания необходимо изучить способы решения неравенств.
Теоретический материал:
Способы решения неравенств
|
Практическая работа№2: Решение неравенств
1. Решить неравенства:
1) 2(1 – х) ≥ 5х – (3х + 2); 2) .
2. Решить неравенства:
1) ; 2) .
3. Решите неравенство: .
4. Решите систему неравенств:
5. Решите неравенство: .
6. Решите неравенство: 4x-2x+1-8>0
7. Решите неравенство: lg2x+2lgx >3
8. Решите неравенство: 2 cox -1≥0
Итоговое выступление преподавателя/подведение итогов:
Оформление результатов работы
Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с решениями, пояснениями, результатами решения.
Ответить на контрольные вопросы.
Сформулировать выводы по результатам работы.
Сдать и защитить работу.
Список рекомендуемой литературы
Учебники и учебные пособия:
· Основные
1.Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. – М.: Издательский центр «Академия»
2.Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»
3. Дадаян А.А. Математика: учебник – 3-е изд. М.: Форум, 2014. (Профессиональное образование.).
Практическое занятие № 3.
Функции и графики
Цель занятия: Освоить функции и построение графиков
Задачи:
· учебная – научить строить графики
· воспитательная – воспитание аккуратности и внимательности при выполнении письменных работ
· развивающая – расширение кругозора, умение выделять главное в изученном материале
· сформировать У1,З1
Время на выполнение работы:
4 час
Оборудование, технические средства и инструменты:
1.Тетрадь для практических работ
Ход практического занятия:
1. На основе исходных данных произвести необходимые расчеты.
2. Сделать выводы по рассчитанным данным.
3. Для выполнения данного задания необходимо изучить функции и построение графиков.
Теоретический материал:
Графики и функции.
Практическая работа №3: Функции и графики
1. Какой из графиков, изображенных на рисунках 1) – 4) задает функции
2. Найдите область
определения функции
3. По графику функции y = f(x) укажите а) область определения функции; б) нули функции; в) промежутки постоянного знака функции; г) точки максимума и минимума функции; д) промежутки монотонности; е) наибольшее и наименьшее значения функции; ж) область значений функции.
4.Среди заданных функций укажите чётные. 1) у = 2х2; 2) у =; 3) у= 5х;
|
5. Постройте график функции y = x2 – 2x + 1 и укажите ее свойства.
6. График какой функции изображён на рисунке?
7. График какой функции изображён на рисунке?
8. Построить график функции y=sin (x+π)
9. Построить график функции y=cos (x+ π/2)
Итоговое выступление преподавателя/подведение итогов:
Оформление результатов работы
Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с решениями, пояснениями, результатами решения.
Ответить на контрольные вопросы.
Сформулировать выводы по результатам работы.
Сдать и защитить работу.
Список рекомендуемой литературы
Учебники и учебные пособия:
· Основные
1.Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. – М.: Издательский центр «Академия»
2.Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»
3. Дадаян А.А. Математика: учебник – 3-е изд. М.: Форум, 2014. (Профессиональное образование.).
Практическое занятие № 4.
Геометрические преобразования
Цель занятия: Освоить геометрические преобразования
Задачи:
· учебная – научить геометрическим преобразованиям
· воспитательная – воспитание аккуратности и внимательности при выполнении письменных работ
· развивающая – расширение кругозора, умение выделять главное в изученном материале
· сформировать У3,З3
Время на выполнение работы:
2 час
Оборудование, технические средства и инструменты:
1.Тетрадь для практических работ
Ход практического занятия:
1. На основе исходных данных произвести необходимые расчеты.
2. Сделать выводы по рассчитанным данным.
3. Для выполнения данного задания необходимо изучить геометрические фигуры.
Теоретический материал:
Геометрические преобразования
Практическая работа №4 Геометрические преобразования
1. Написать обозначение прямых, отрезков, углов и плоскостей.
2. Сколько плоскостей можно провести через одну прямую, через две параллельные прямые, через две пересекающиеся прямые, через две скрещивающиеся прямые?
3. Прямые а и в параллельны прямой с. Как расположены между собой прямые а и в?
4. Две плоскости параллельны одной прямой. Параллельны ли они между собой?
5. У треугольника основание равно 18 см. Чему равна средняя линия треугольника?
6. Стороны основания трапеции равны 12 см и 7см. Чему равна средняя линия трапеции?
7. Даны две параллельные плоскости и не лежащая между ними точка Р. Две прямые, проходящие через точку Р пересекают ближнюю к точке Р плоскость в точках А1 и А2, а дальнюю в точках В1 и В2 соответственно. Найдите длину отрезка В1В2 , если А1А2 = 6 см и РА1 : А1В1 = 3 : 2.
Итоговое выступление преподавателя/подведение итогов:
Оформление результатов работы
Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с решениями, пояснениями, результатами решения.
Ответить на контрольные вопросы.
Сформулировать выводы по результатам работы.
Сдать и защитить работу.
Список рекомендуемой литературы
Учебники и учебные пособия:
· Основные
1.Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. – М.: Издательский центр «Академия»
2.Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»
3. Дадаян А.А. Математика: учебник – 3-е изд. М.: Форум, 2014. (Профессиональное образование.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.