Методические материалы для обществознанию по теме "Познание"
Оценка 4.7
Видеоуроки
doc
обществознание
11 кл
26.04.2018
Методический материал для подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию в одиннадцатом классе. Данный материал включает в себя термины по теме "Познание" , который может стать настольной книгой выпускника и методической поддержкой начинающих педагогов. Просто,доступно , понятно и очень эффективно.
7познание.doc
Познание
ощущения,
Познание – деятельность, направленная на
получение знаний. Познавая, человек увеличивает
свои возможности как активного творца
деятельности. Содержанием процесса познания
является получение знаний, т.е. наполнение
сознания образами предметов, представлениями об
их внутреннем строении, о связях и отношении
между предметами.
Гносеология – наука, изучающая философские
проблемы познания
Объект познания – то, на что направлено
познание. Эта та часть мира, которая познается
субъектом познания.
Субъект познания – конкретный носитель
познавательной деятельности.
Субъектами
познания могут выступать отдельные люди, группы
людей, общество в целом.
Самопознание – когда объектом познания
становится сам человек, его внутренний мир.
Уровни и ступени познания: чувственный и
рациональный
Чувственное познание осуществляется с помощью
органов чувств. Ступенями чувственного познания
являются:
восприятия,
представления.
непосредственное воздействие
Ощущения –
предмета или явления на органы чувств человека.
Ощущения передают только отдельные свойства
предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание.
Восприятия
предмета на основе ощущений.
Представления – образы, возникающие в памяти
человека на основе старых ощущений и восприятий
без их непосредственного воздействия на органы
чувств.
осуществляется с
Рациональное познание
помощью разума. Представляет собой процесс
абстрактного
(отвлеченного от частных,
несущественных свойств предмета) размышления.
Основными ступенями рационального познания
являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – мысль, отражающие основные признаки,
свойства предмета или явления.
Понятие
выражается с помощью слов или словосочетаний.
Суждение – форма мысли, в которой через связь
двух понятий утверждается чтолибо или
отрицается.
Умозаключение – процесс получения нового
суждения на основе уже имеющихся, на основании
логики.
Абстрактное мышление непосредственно связано
с языком.
– создание целостного образа
вне
процесса
Язык – это система знаков, передающих
информацию. Наибольшее значение в человеческом
обществе имеет вербальный язык.
Вербальный язык – это система звуковых,
словарных и грамматических средств, с помощью
которых выражаются процессы мышления.
Интуиция – это способность прямого усмотрения
истины. Интуитивное познание – непосредственное
постижение сути вещей. Интуитивное познание
происходит
чувственного
ознакомления с предметом и вне обдумывания.
Источники познания: сенсуализм, рационализм,
интуитивизм.
Сенсуализм
– направление в философии,
утверждающее, что основным источником познания
являются внешние чувства. Сенсуалисты полагают,
что знания, получаемые с помощью внешних чувств,
являются первичным источником всех других
знаний (Эпикур, Т.Гоббс, Дж. Локк).
Рационализм – направление в философии,
утверждающее, что источником истинных знаний
является разум. Чувства могут дать лишь
поверхностные, внешние знания о предметах
(Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Гегель).
Интуитивизм – направление в философии,
утверждающее, что истинные знания достигаются
путем прямого проникновения в сущность
предметов без посредства чувственного опыта и
рассуждения, т.е. путем интуиции (Ф.Щеллинг,
А.Шопенгауэр).
Знания
– результат процесса познания,
представления о мире, или идеальные образы мира,
находящиеся в сознании людей. Знания могут
соответствовать действительности (такие знания
называют истинными), могут отличаться или
противоречить действительности (такие знания
называются заблуждениями или ложью).
Истина
действительности.
Объективная истина – не зависит от субъекта
познания, раскрывает сущность предмета такой,
какова она есть на самом деле.
Субъективная истина – всегда зависит от
сознания познающего субъекта.
Относительная истина – неполное, приближенное
к точному знанию, которое может дополняться в
процессе дальнейшего познания. Относительные
истины, сменяя, уточняя друг друга, стремятся к
абсолютной истине.
Абсолютная истина
– раз и навсегда
установленное, полное знание, которое не может
быть изменено в ходе дальнейшего познания.
Критерий истины – это то, чем определяется
соответствия знаний действительности. Критерием
истины является практика.
соответствующее
знание,
– методы
основаны
Гипотеза
– выдвигаемое предположение,
требующее доказательств. Гипотеза – это всегда
вероятное знание.
Методы научных исследований. Важнейшую роль
в научном познании занимает методология – учение
о способах познания.
Эмпирические методы основаны на опыте:
наблюдение, описание, измерение, сравнение,
эксперимент.
Наблюдение – отражение предмета, связанное с
фиксацией его свойств и качетсв.
Моделирование – метод исследования объекта на
основе построения его модели (уменьшенной
копии).
Теоретические
на
рассуждениях. К теоретическим методам относят
логические методы: синтез, анализ, индукцию,
дедукция, абстрагирование, отвлечение.
Универсальные методы познания – метафизика
– это способ познания, рассматривающий все
предметы и явления во всеобщей связи и в
развитии.
Диалектика
– это способ познания,
рассматривающий все предметы и явлений во
всеобщей связи и развитии.
Художественное
– познание
окружающего мира с помощью художественных
образов. Признаки художественного познания:
субъективность, эмоциональность, познание мира
через чувственный образ, переживания автора.
Обыденное познание – познание, формирующееся
стихийно, на основе жизненного опыта.
Социальное познание – познание, в котором
объект и субъект познания совпадают (общество
познает самого себя). Признаки социального
познания: совпадение субъекта и объекта познания,
ограничение эксперимента как способа познания,
субъективность полученных знаний, сложность
выявления закономерностей развития общества.
познание
– направление в философии,
Практика
– целенаправленная предметная
деятельность по преобразованию действительности.
Проблема границ познания – основной проблемой
гносеологии является вопрос о том, возможно ли
вообще истинное знание, т.е. может ли наше знание
об окружающей действительности совпадать с
деятельностью, или же наши знания
всегда
отличаются оттого, что есть, т.е. не могут быть
истиной.
Гностицизм
утверждающее о полной познаваемости мира.
Агностицизм – направление в философии,
утверждающее, что мир познать до конца
невозможно.
Виды познания: обыденное, художественное,
религиозное, научное
рациональность,
Черты научного познания:
использование
систематизированность,
определенной методологии (набор определенных
методов познания), формализация (фиксируются в
виде точных понятий, суждения и умозаключения),
формулируются в виде принципов и законов.
Уровни и формы научного познания.
Эмпирический уровень (от греч.
empeiria –
опыт) – опытное знание, в ходе которого
происходит сбор
опытных данных, фиксация
фактов, их первичная систематизация, создание
понятий.
Факт (от лат. Faktum – сделанное, совершенное) –
объективно существующее событие или явление.
Научный факт – это описание факта на языке
науки. Научным фактом называют знания о
единичном событии или явлении.
Теоретический уровень – происходит обобщение
полученных понятий в категории; формулируются
принципы и законы, создаются научные теории.
Категории – это предельно общие понятия, в
которых отражены наиболее существенные
свойства, связи и отношения предметов и явлений.
С помощью категорий формулируются научные
утверждения, из которых строятся теории.
Научный принцип – это основополагающее
начало, исходный пункт теории или концепции.
Законы – это существенные, необходимые,
многократно повторяющиеся связи в объективном
мире. Научным законом называется формулировка
объективно существующих необходимых связей
мира при помощи научных категорий и понятий.
Теория – это система обобщенного знания о
закономерностях какойлибо
существенных
Теория
отдельной части действительности.
направлена
дальнейшей
преобразовательной деятельности человека –
практики.
развитие
на
Методические материалы для обществознанию по теме "Познание"
Методические материалы для обществознанию по теме "Познание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.