Методические материалы для обществознанию по теме "Познание"

  • Видеоуроки
  • doc
  • 26.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал для подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию в одиннадцатом классе. Данный материал включает в себя термины по теме "Познание" , который может стать настольной книгой выпускника и методической поддержкой начинающих педагогов. Просто,доступно , понятно и очень эффективно.
Иконка файла материала 7познание.doc
Познание      ощущения, Познание   –  деятельность,   направленная   на получение   знаний.   Познавая,   человек  увеличивает свои   возможности   как   активного   творца деятельности.   Содержанием   процесса   познания является   получение   знаний,   т.е.   наполнение сознания образами предметов, представлениями об их   внутреннем   строении,   о   связях   и   отношении между предметами. Гносеология  –   наука,   изучающая   философские проблемы познания Объект   познания  –   то,   на   что   направлено познание.   Эта   та   часть   мира,   которая   познается субъектом познания. Субъект   познания  –   конкретный   носитель познавательной   деятельности.   Субъектами познания могут выступать отдельные люди, группы людей, общество в целом. Самопознание  –   когда   объектом   познания становится  сам человек, его внутренний мир. Уровни   и   ступени   познания:  чувственный   и рациональный Чувственное познание осуществляется с помощью органов чувств. Ступенями чувственного познания являются: восприятия, представления.  непосредственное   воздействие Ощущения   – предмета или явления на органы чувств человека. Ощущения   передают   только   отдельные   свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Восприятия  предмета на основе ощущений.  Представления  –  образы,   возникающие   в  памяти человека на основе старых ощущений и восприятий без   их   непосредственного   воздействия   на   органы чувств.  осуществляется   с Рациональное   познание помощью   разума.   Представляет   собой   процесс абстрактного   (отвлеченного   от   частных, несущественных   свойств   предмета)   размышления. Основными   ступенями   рационального   познания являются понятия, суждения и умозаключения.  Понятие – мысль, отражающие основные признаки, свойства   предмета   или   явления.   Понятие выражается с помощью слов или словосочетаний. Суждение  – форма мысли, в которой через связь двух   понятий   утверждается   что­либо   или отрицается. Умозаключение  –   процесс   получения   нового суждения на основе уже имеющихся, на основании логики. Абстрактное мышление  непосредственно связано с языком. –   создание   целостного   образа   вне     процесса Язык   –  это   система   знаков,   передающих информацию. Наибольшее значение  в человеческом обществе имеет вербальный язык. Вербальный   язык  –   это   система   звуковых, словарных и грамматических  средств, с помощью которых выражаются процессы мышления. Интуиция  – это способность прямого усмотрения истины. Интуитивное познание – непосредственное постижение   сути   вещей.   Интуитивное   познание происходит   чувственного ознакомления с предметом и вне обдумывания. Источники   познания:  сенсуализм,   рационализм, интуитивизм. Сенсуализм  –   направление   в   философии, утверждающее, что основным источником познания являются внешние чувства. Сенсуалисты полагают, что знания, получаемые с помощью внешних чувств, являются   первичным   источником   всех   других знаний (Эпикур, Т.Гоббс, Дж. Локк). Рационализм   –  направление   в   философии, утверждающее,   что   источником   истинных   знаний является   разум.   Чувства   могут   дать   лишь поверхностные,   внешние   знания   о   предметах (Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Гегель). Интуитивизм  –   направление   в   философии, утверждающее,   что   истинные   знания   достигаются путем   прямого   проникновения   в   сущность предметов   без   посредства   чувственного   опыта   и рассуждения,   т.е.   путем   интуиции   (Ф.Щеллинг, А.Шопенгауэр). Знания  –   результат   процесса   познания, представления о мире, или идеальные образы мира, находящиеся   в   сознании   людей.   Знания   могут соответствовать   действительности   (такие   знания называют   истинными),   могут   отличаться   или противоречить   действительности   (такие   знания называются заблуждениями или ложью). Истина    действительности. Объективная   истина  –   не   зависит   от   субъекта познания,   раскрывает   сущность   предмета   такой, какова она есть на самом деле. Субъективная   истина  –   всегда   зависит   от сознания познающего субъекта. Относительная истина – неполное, приближенное к точному  знанию,  которое может  дополняться  в процессе   дальнейшего   познания.   Относительные истины, сменяя, уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.  Абсолютная   истина  –   раз   и   навсегда установленное,   полное   знание,   которое   не   может быть изменено в ходе дальнейшего познания. Критерий   истины  –   это   то,   чем   определяется соответствия знаний действительности. Критерием истины является практика. соответствующее знание, –методы  основаны   Гипотеза  –   выдвигаемое   предположение, требующее   доказательств.   Гипотеза   –   это   всегда вероятное знание. Методы научных исследований. Важнейшую роль в научном познании занимает методология – учение о способах познания. Эмпирические   методы  основаны   на   опыте: наблюдение,   описание,   измерение,  сравнение, эксперимент. Наблюдение  –   отражение   предмета,   связанное   с фиксацией его свойств и качетсв. Моделирование  – метод исследования объекта на основе   построения   его   модели   (уменьшенной копии). Теоретические на рассуждениях.  К теоретическим  методам  относят логические   методы:   синтез,   анализ,   индукцию, дедукция, абстрагирование, отвлечение. Универсальные методы познания – метафизика –  это   способ   познания,   рассматривающий   все предметы   и   явления   во   всеобщей   связи   и   в развитии. Диалектика  –   это   способ   познания, рассматривающий   все   предметы   и   явлений   во всеобщей связи и развитии. Художественное –   познание окружающего   мира   с   помощью   художественных образов.   Признаки   художественного   познания: субъективность,   эмоциональность,   познание   мира через чувственный образ, переживания автора. Обыденное познание – познание, формирующееся стихийно, на основе жизненного опыта. Социальное   познание   –  познание,   в   котором объект   и   субъект   познания   совпадают   (общество познает   самого   себя).   Признаки   социального познания: совпадение субъекта и объекта познания, ограничение   эксперимента   как   способа   познания, субъективность   полученных   знаний,   сложность выявления закономерностей развития общества.   познание  –   направление   в   философии, Практика  –   целенаправленная   предметная деятельность по преобразованию действительности. Проблема границ познания – основной проблемой гносеологии является вопрос о том, возможно ли вообще истинное знание, т.е. может ли наше знание об   окружающей   действительности   совпадать   с деятельностью,   или   же   наши   знания     всегда отличаются   оттого,   что   есть,   т.е.   не   могут   быть истиной. Гностицизм  утверждающее о полной познаваемости мира. Агностицизм  –   направление   в   философии, утверждающее,   что   мир   познать   до   конца невозможно. Виды   познания:  обыденное,   художественное, религиозное, научное  рациональность, Черты   научного   познания: использование систематизированность, определенной   методологии   (набор   определенных методов познания), формализация (фиксируются в виде точных понятий, суждения и умозаключения), формулируются в виде принципов и законов. Уровни и формы научного познания.  Эмпирический   уровень  (от   греч.  empeiria  – опыт)   –   опытное   знание,   в   ходе   которого происходит   сбор     опытных   данных,   фиксация фактов,   их   первичная   систематизация,   создание понятий. Факт (от лат. Faktum – сделанное, совершенное) – объективно   существующее   событие   или   явление. Научный   факт   –   это   описание   факта   на   языке науки.   Научным   фактом   называют   знания   о единичном событии или явлении. Теоретический уровень  – происходит обобщение полученных понятий в категории; формулируются принципы и законы, создаются научные теории. Категории  –   это   предельно   общие   понятия,   в которых   отражены   наиболее   существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. С помощью категорий    формулируются   научные утверждения, из которых строятся теории. Научный   принцип   –  это   основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции.  Законы  –   это   существенные,   необходимые, многократно повторяющиеся связи в объективном мире. Научным законом называется формулировка объективно   существующих   необходимых   связей мира при помощи научных категорий и понятий. Теория   –  это   система   обобщенного   знания   о закономерностях   какой­либо существенных     Теория отдельной   части   действительности. направлена дальнейшей преобразовательной   деятельности   человека   – практики.  развитие на