Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

  • Иллюстрации
  • Контроль знаний
  • Образовательные программы
  • ppt
  • 14.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИВС. ГРАДАЦИЯ.ppt
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО­ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА  РЕЧИ. ГРАДАЦИЯ Молчат гробницы, мумии и кости, ­ Лишь Слову жизнь дана. Из древней тьмы веков, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. (И.Бунин) Найдите в тексте стихотворения ИВС
Градация – одно из ярких изобразительно­выразительных  средств речи  Градация – (от лат. gradacio – постепенное возвышение, от  gradus – ступень, степень) – расположение слов, отрезков  предложений, целых предложений по степени нарастания  или ослабления их смыслового и эмоционального значения.  В стихотворении И.А.Бунина эмоционально­смысловое  значение идёт от слова гробницы к словам мумии и кости:   Гробницы – мумии – кости  ­ это восходящая градация;  Кости – мумии – гробницы – это нисходящая градация  Кроме указанных слов градацией являются слова слово ­ речь
Градацию могут составлять слова разных частей  речи  Имя существительное: Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, (1) И палаты, и дворцы.  (2)   (Ф.Глинка)  Имя прилагательное: Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град первичный, Коренной России град!  (Ф.Глинка)  Глагол: Люблю, обожаю, боготворю Москву!
Практическая работа. Прочитайте текст, найдите градацию, определите её вид.  Иван Шишкин – художник  народный. Всю жизнь он  изучал русский,  преимущественно  северный, лес. Русское  дерево, русскую чащу,  русскую глушь. Это его  царство, и тут он не  имеет соперников. Он  единственный.  (В.В.Стасов)
Градация может быть в пределах не только одного  предложения, но и нескольких, близко расположенных:  … Я поплёлся со скрипкой домой. Именно поплёлся. Не  побежал. Не помчался. Не полетел, как на крыльях! Я   воображал, что буду радоваться, как только скрипка  окажется в моих руках, но почему­то не радовался. Не  ликовал. Какое­то странное, сложное чувство овладело  мной. (Н.Носов)  Ветер революции только подул, а взбаламученное людское  море уже не могло успокоиться. Оно бурлило, кипело. Его,  как говорится, штормило. На городских площадях то и  дело проходили митинги… (Н.Носов)  Укажите вид градации
Градация может как бы пронизывать целый текст и играть  важную роль в его композиции  Вспомним пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Что просит старуха? Проследим, как меняется в связи с этим море. Старуха просит  новую избу Старуха просит  новое корыто Ничего старуха  не просит
В обеих частях схемы – восходящая градация, показывающая, как  меняются желания старухи и как изменяется состояние моря: просьбы  старухи всё наглее, а возмущение моря всё сильнее: Кем хочет стать старуха? Что происходит с  морем? Старуха хочет стать владычицей  морскою, чтоб была золотая рыбка у неё  на посылках Старуха хочет стать  вольною царицей Старуха хочет  стать  столбовою  дворянкой
Практическая работа. Найдите градацию, определите её вид  Дагни впервые слушала симфоническую музыку.  Мелодия  росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по  вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в  лицо прохладными брызгами… (К.Паустовский)  Не хочу, сказал бы я царю, ни каменьев дорогих, ни золотой  кузницы, на всего твоего царства… (Н.Гоголь)  В сенат подам, министру, государю!.. (А.Грибоедов)  …Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё  солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень  резко рванул. Сплетёнными корнями деревья, прокалывая  друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали,  завыли, застонали… (М.Пришвин)