Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
РЕЧИ.
ГРАДАЦИЯ
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь Слову жизнь дана.
Из древней тьмы веков, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
(И.Бунин)
Найдите в тексте стихотворения ИВС
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Градация – одно из ярких изобразительновыразительных
средств речи
Градация – (от лат. gradacio – постепенное возвышение, от
gradus – ступень, степень) – расположение слов, отрезков
предложений, целых предложений по степени нарастания
или ослабления их смыслового и эмоционального значения.
В стихотворении И.А.Бунина эмоциональносмысловое
значение идёт от слова гробницы к словам мумии и кости:
Гробницы – мумии – кости это восходящая градация;
Кости – мумии – гробницы – это нисходящая градация
Кроме указанных слов градацией являются слова слово речь
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Градацию могут составлять слова разных частей
речи
Имя существительное:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни, (1)
И палаты, и дворцы. (2) (Ф.Глинка)
Имя прилагательное:
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град первичный,
Коренной России град! (Ф.Глинка)
Глагол:
Люблю, обожаю, боготворю Москву!
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Практическая работа.
Прочитайте текст, найдите градацию, определите её вид.
Иван Шишкин – художник
народный. Всю жизнь он
изучал русский,
преимущественно
северный, лес. Русское
дерево, русскую чащу,
русскую глушь. Это его
царство, и тут он не
имеет соперников. Он
единственный.
(В.В.Стасов)
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Градация может быть в пределах не только одного
предложения, но и нескольких, близко расположенных:
… Я поплёлся со скрипкой домой. Именно поплёлся. Не
побежал. Не помчался. Не полетел, как на крыльях! Я
воображал, что буду радоваться, как только скрипка
окажется в моих руках, но почемуто не радовался. Не
ликовал. Какоето странное, сложное чувство овладело
мной. (Н.Носов)
Ветер революции только подул, а взбаламученное людское
море уже не могло успокоиться. Оно бурлило, кипело. Его,
как говорится, штормило. На городских площадях то и
дело проходили митинги… (Н.Носов)
Укажите вид градации
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Градация может как бы пронизывать целый текст и играть
важную роль в его композиции
Вспомним пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке».
Что просит старуха? Проследим, как меняется в связи с этим море.
Старуха просит
новую избу
Старуха просит
новое корыто
Ничего старуха
не просит
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
В обеих частях схемы – восходящая градация, показывающая, как
меняются желания старухи и как изменяется состояние моря: просьбы
старухи всё наглее, а возмущение моря всё сильнее:
Кем хочет стать старуха? Что происходит с
морем?
Старуха хочет стать владычицей
морскою, чтоб была золотая рыбка у неё
на посылках
Старуха хочет стать
вольною царицей
Старуха хочет
стать
столбовою
дворянкой
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Практическая работа.
Найдите градацию, определите её вид
Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Мелодия
росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по
вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в
лицо прохладными брызгами… (К.Паустовский)
Не хочу, сказал бы я царю, ни каменьев дорогих, ни золотой
кузницы, на всего твоего царства… (Н.Гоголь)
В сенат подам, министру, государю!.. (А.Грибоедов)
…Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё
солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень
резко рванул. Сплетёнными корнями деревья, прокалывая
друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали,
завыли, застонали… (М.Пришвин)