Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Изобразительновыразительные средства речи
(Тропы).
МЕТАФОРА. МЕТОНИМИЯ. СИНЕКДОХА.
Большое значение в художественной, особенно поэтической
речи имеет семантическая словесная изобразительность и
выразительность, заключающаяся в том, что писатель (поэт)
использует слова в переносном, иносказательном смысле.
Такие слова называются тропами (от гр. tropos – оборот).
Наиболее часто встречаются в речи метафора, метонимия и
синекдоха.
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
МЕТАФОРА (от греч. metaphora – «перенос»)
употребление слова в переносом значении на основе сходства
в какомлибо отношении двух предметов или явлений.
• «Дворянское гнездо» орлиное гнездо. Прямое значение
слова гнездо – жилище птицы; переносное человеческое
сообщество.
• В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и
то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, в метафоре
остаётся лишь второе: крыло самолёта – крыло птицы.
• Определите, в каком из вариантов используется переносное
значение слова: нос корабля нос человека, весенняя заря –
заря жизни, льётся вода – льётся речь, шариковая ручка –
детская ручка, стальной шуруп – стальной характер,
тёмная комната – тёмный человек.
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Метафоры бывают
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Лексические метафоры
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Овеществляющие метафоры
Острый ум, твёрдый
характер, кислая
усмешка, живая речь,
тёмная личность и др.
Подошва горы, языки
пламени, серп месяца,
горлышко бутылки,
глаз светофора и т.д.
Цепь доказательств, ход
вещей, корень зла, камень
преткновения, крик моды,
перст судьбы, гвоздь
вопроса и пр.
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Практическая работа.
Найдите в предложениях метафоры, охарактеризуйте их.
• А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам. (С.Есенин)
• Свежак надрывается, прёт на рожон Азовского моря корыто.
(Э.Багрицкий)
• Но «Яблочко»песню играл батальон смычками страданий на скрипках
времён. (М.Светлов)
• И в воздухе за песней соловьиной разносится тревога и любовь.
(Ф.Тютчев)
• Уже утомившийся день склонился в багряные воды. (В.Жуковский)
• В этом поезде тысячью жизней цвели боль разлуки, тревоги любви.
(А.Блок)
• Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной. (С.Есенин)
• Разве хмурый твой вид передаст чувств твоих рудоносную залежь, сердца
тайно светящийся пласт? (Б.Пастернак)
• Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами.
(М.Цветаева)
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
МЕТОНИМИЯ – (с греч. meta «пере «через»; nimios –
«имя») переименование. Уподобление названия одного
предмета вместо названия другого предмета на основании
внешней или внутренней связи между ними.
• В предложении «Весь город уже спал, когда они приехали»
словосочетание «весь город спал» означает не то, что спали
все дома, образующие город, а то, что спали все люди,
живущие в этом городе.
• В обыденной речи метонимия встречается довольно часто:
чайник вскипел, лампа горит , съел три тарелки и т.д.
• По своему значению и способам связи метонимические
словосочетания подразделяются на несколько смысловых
групп, каждая из которых употребляется в определённой
речевой ситуации.
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Метонимическая связь может быть:
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Виды метонимии
Метонимия места
Метонимия времени
Метонимия средств (орудий, органов)
Метонимия признака
Метонимия принадлежности
Метонимия вещества
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Практическая работа.
Найдите в предложениях метонимические словосочетания,
охарактеризуйте их.
• Ему предложили портфель министра иностранных дел.
• На безобразия не следует закрывать глаза.
• Я приобрёл всего Хемингуэя.
• У этого писателя бойкое перо.
• Скульптор Микеланджело Буонароти особенно силён в мраморе.
• Попридержи свой язык, чтобы не получить неприятности.
• Это было тяжкое для страны времечко.
• Увы, все фрукты придётся вбросить: подмокли вагоны.
• Для лечения принимайте лекарство по одной столовой ложке три раза в
день.
• Кастрюля давно уже кипит.
• Хватит ли у Лондона сил провести Летнюю Олимпиаду?
• Белый дом выступил с разъяснением своей политики.
• Хочу, чтобы мне на юбилей подарили серебро.
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
СИНЕКДОХА – (от греч. synekdoche – «соподразумевание»)
– вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного
предмета на другой на основе количественного между ними
отношения. Синекдоха – выразительное средство типизации,
подругому – количественная метонимия.
• Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат… (С.Орлов)
• Разновидностью синекдохи является употребление
собственных имён в нарицательном значении:
• Сатира – это хорошо. Нам Гоголи и Щедрины нужны.
(Э.Рязанов).
• Драматургов сейчас много, а Шекспиров нет.
• Синекдоха, как и метонимия, имеет несколько видов.
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Виды синекдохи
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Практическая работа.
Определите синекдоху в предложениях:
• Белеет парус одинокий. (М.Лермонтов)
• И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)
• Медведь в этих лесах не водится. (А. Иванов)
• Под его командой был отряд в двести штыков. (Д.Фурманов)
• Студент теперь пошёл пытливый, требовательный. (А.Чехов)
• За последние годы в колхозе увеличилось количество голов скота.
• Американец русского никогда не поймёт. (М.Задорнов)
• Я этого наглеца и на порог не пущу. (А.Серафимович)
• Наш братпедагог сейчас в трудном положении.
• На заводе не хватает рабочих рук. (Ф.Гладков)
• Сердце сегодня нуждается в особом уходе и наблюдении. (Ак.Порханов)
• Мужик теперь нервный, озлобленный. (М.Шолохов)
• Русский солдат достоин восхищения и уважения.
• Сытый голодного не разумеет. (Пословица)
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Обобщение изученного.
Определите все известные вам средства выразительности в
указанных примерах.
• Сегодня сидишь вот – сердце в железе. (В.Маяковский)
• Мысль не застать её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
• То жизни луч из сердца ярко бьёт и золотит, лаская без разбора,
(М.Лермонтов)
всё… (А.К.Толстой)
• Как в апреле по ночам в аллее, и всё тоньше верхних сучьев дым…
• Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А.Пушкин)
• Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака.
(И.Бунин)
(С.Есенин)
• Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В
степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал
стеклянный стрёкот кузнечиков. (М.Горький)
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
(А.Пушкин)
• Дремлет на стене моей ивы кружевная тень… (Н.Рубцов)
• Чёрные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как
носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого
июльского лета… (Н.Гоголь)
• Воздушные эскадроны мух, поднятые лёгким воздухом, влетают
• Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом.
смело, как полные хозяева. (Н.Гоголь)
• Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи у наших ног в
гостиной без огней… (А.Фет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.