Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Оценка 4.8

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Оценка 4.8
Иллюстрации +2
ppt
русский язык
9 кл—11 кл
14.02.2018
Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
ИВС. МЕТАФОРА. МЕТОНИМИЯ. СИНЕКДОХА.ppt

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Изобразительно­выразительные средства речи  (Тропы). МЕТАФОРА. МЕТОНИМИЯ. СИНЕКДОХА. Большое значение в художественной, особенно поэтической  речи имеет семантическая словесная изобразительность и  выразительность, заключающаяся в том, что писатель (поэт)  использует слова в переносном, иносказательном смысле.  Такие слова называются тропами (от гр. tropos – оборот).  Наиболее часто встречаются в речи метафора, метонимия и  синекдоха.

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
МЕТАФОРА  ­  (от греч. metaphora – «перенос») ­   употребление слова в переносом значении на основе сходства  в каком­либо отношении двух предметов или явлений. • «Дворянское гнездо»  ­ орлиное гнездо. Прямое значение  слова гнездо – жилище птицы; переносное ­ человеческое  сообщество. • В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и  то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, в метафоре  остаётся лишь второе: крыло самолёта – крыло птицы. • Определите, в каком из вариантов используется переносное  значение слова: нос корабля­ нос человека, весенняя заря –  заря жизни, льётся вода – льётся речь, шариковая ручка –  детская ручка, стальной шуруп – стальной характер,  тёмная комната – тёмный человек.

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Метафоры бывают

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Лексические метафоры

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Овеществляющие метафоры Острый ум, твёрдый  характер, кислая  усмешка, живая речь, тёмная личность и др. Подошва горы, языки  пламени, серп месяца,  горлышко бутылки,  глаз светофора и т.д. Цепь доказательств, ход  вещей, корень зла, камень  преткновения, крик моды,  перст судьбы, гвоздь  вопроса и пр.

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Практическая работа. Найдите в предложениях метафоры, охарактеризуйте их. • А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам. (С.Есенин) • Свежак надрывается, прёт на рожон Азовского моря корыто.  (Э.Багрицкий) • Но «Яблочко»­песню играл батальон смычками страданий на скрипках  времён. (М.Светлов) • И в воздухе за песней соловьиной разносится тревога и любовь.  (Ф.Тютчев) • Уже утомившийся день склонился в багряные воды. (В.Жуковский) • В этом поезде тысячью жизней цвели боль разлуки, тревоги любви.  (А.Блок) • Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной. (С.Есенин) • Разве хмурый твой вид передаст чувств твоих рудоносную залежь, сердца  тайно светящийся пласт? (Б.Пастернак) • Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами.  (М.Цветаева)

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
МЕТОНИМИЯ – (с греч. meta ­  «пере­ «через­»;  nimios –  «имя»)­ переименование. Уподобление названия одного  предмета вместо названия другого предмета на основании  внешней или внутренней связи между ними. • В предложении  «Весь город уже спал, когда они приехали»   словосочетание «весь город спал» означает не то, что спали  все дома, образующие город, а то, что спали все люди,  живущие в этом городе. • В обыденной речи метонимия встречается довольно часто:  чайник вскипел, лампа горит , съел три тарелки и т.д. • По своему значению и способам связи метонимические  словосочетания подразделяются на несколько смысловых  групп, каждая из которых употребляется в определённой  речевой ситуации.

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Метонимическая связь может быть:

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Виды метонимии Метонимия места Метонимия времени Метонимия средств (орудий, органов) Метонимия признака Метонимия принадлежности Метонимия вещества

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Практическая работа. Найдите в предложениях метонимические словосочетания,  охарактеризуйте их. • Ему предложили портфель министра иностранных дел. • На безобразия не следует закрывать глаза. • Я приобрёл всего Хемингуэя. • У этого писателя бойкое перо. • Скульптор Микеланджело Буонароти  особенно силён в мраморе. • Попридержи свой язык, чтобы не получить неприятности. • Это было тяжкое для страны времечко. • Увы, все фрукты придётся вбросить: подмокли вагоны. • Для лечения принимайте лекарство по одной столовой ложке три раза в  день. • Кастрюля давно уже кипит. • Хватит ли у Лондона сил провести Летнюю Олимпиаду? • Белый дом выступил с разъяснением своей политики. • Хочу, чтобы мне на юбилей  подарили серебро.

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
СИНЕКДОХА –  (от греч.  synekdoche – «соподразумевание»)  – вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного  предмета на другой на основе  количественного между ними  отношения. Синекдоха – выразительное средство типизации,  по­другому – количественная метонимия.  • Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат… (С.Орлов) • Разновидностью синекдохи является употребление  собственных имён в нарицательном значении: • Сатира – это хорошо. Нам Гоголи и Щедрины нужны.  (Э.Рязанов). • Драматургов сейчас много, а Шекспиров нет. • Синекдоха, как и метонимия, имеет несколько видов.

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Виды синекдохи

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Практическая работа. Определите синекдоху в предложениях: • Белеет парус одинокий. (М.Лермонтов) • И раб судьбу благословил. (А.Пушкин) • Медведь в этих лесах не водится. (А. Иванов)  • Под его командой был отряд в двести штыков. (Д.Фурманов) • Студент теперь пошёл пытливый, требовательный. (А.Чехов) • За последние годы в колхозе увеличилось количество голов скота. • Американец русского никогда не поймёт. (М.Задорнов) • Я этого наглеца и на порог не пущу. (А.Серафимович) • Наш брат­педагог сейчас в трудном положении. • На заводе не хватает рабочих рук. (Ф.Гладков) • Сердце сегодня нуждается в особом уходе и наблюдении. (Ак.Порханов) • Мужик теперь нервный, озлобленный. (М.Шолохов) • Русский солдат достоин восхищения и уважения. • Сытый голодного не разумеет. (Пословица)

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
Обобщение изученного. Определите все  известные вам средства выразительности в  указанных примерах. • Сегодня сидишь вот – сердце в железе. (В.Маяковский) • Мысль не застать её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.  • То жизни луч из сердца ярко бьёт и золотит, лаская без разбора,  (М.Лермонтов) всё… (А.К.Толстой) • Как в апреле по ночам в аллее, и всё тоньше верхних сучьев дым…  • Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А.Пушкин) • Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака.  (И.Бунин) (С.Есенин) • Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В  степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал  стеклянный стрёкот кузнечиков.  (М.Горький)

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"

Методические материалы по теме "Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи"
(А.Пушкин) • Дремлет на стене моей ивы кружевная тень… (Н.Рубцов) • Чёрные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как  носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого  июльского лета… (Н.Гоголь) • Воздушные эскадроны мух, поднятые лёгким воздухом, влетают  • Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом.  смело, как полные хозяева. (Н.Гоголь) • Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи у наших ног в  гостиной без огней…  (А.Фет)