Использование современных интерактивных средств становится сегодня неотъемлемой частью урока. Самым распространенным инструментом, поддерживающим динамичное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, является в настоящее время электронная интерактивная доска. В данной статье рассматриваются (на конкретных примерах) некоторые методические приемы использования возможностей программного обеспечения интерактивной доски на различных этапах урока истории и обществознания.
Методические приемы использования интерактивной доски на уроках
истории и обществознания
Алимова Оксана Анваровна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №4 г. КомсомольсканаАмуре
Любая интерактивная доска в процессе обучения может быть
использована:
как обычная доска (текущие записи учителя и ученика на уроке) – это
замена обычной работы в классе (электронной ручкой или
специальными водяными маркерами);
как демонстрационный экран (показ слайдов, фильмов) – это
применение принципа наглядности, а именно визуализации учебной
информации изучаемого объекта, процесса, явления;
как интерактивный инструмент – это продуманная заранее работа с
заготовленной в цифровом виде информацией (с использованием
общепринятого или специализированного программного обеспечения),
характеризуется незамедлительной обратной связью между
пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с
которым взаимодействует пользователь при помощи ИД.
Использование интерактивной доски на уроках истории,
обществознания обладает рядом преимуществ.
Учитель получил благодаря интерактивной доске возможность
управлять компьютерной демонстрацией:
1.
при объяснении нового материала учителю удобнее показывать на
доске, когда весь класс активно вовлечен в процесс наглядночувственного
восприятия явлений, процессов и объектов;
2.
интерактивная доска может использоваться не только для сообщения
новых знаний, но и на уроках контроля, закрепления, повторения, обобщения,
систематизации успешно выполняя все дидактические функции обучения;
3.
учащимся нравится работать с интерактивной доской, они с интересом
слушают объяснение учителя, концентрируют внимание на ответах своих
товарищей, с удовольствием сами отвечают у доски, тем самым доказывается
истинность древнего изречения «когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я
понимаю; когда я действую, я учусь»;
4.
можно работать с любыми электронными документами, картами,
плакатами, портретами, рисунками, схемами, диаграммами, графиками,
таблицами, аудио и видеоматериалами, мультимедийными обучающими
ресурсами;
5.
отпала необходимость беспокоиться за сохранность наглядных пособий,
в соответствии с целями урока можно проектировать различные задания.
Использование интерактивной доски разрешает делать надписи на карте
(выделять фронты, стрелками указывать направления боевых действий,подписывать даты, персоналии, перемещать и создавать объекты и т.д.). На
доске не жалко выделять, потому что в любой момент можно стереть, легко
исправить любую ошибку. Если необходимо, то можно сохранить сделанные
задания и на следующих уроках проанализировать их.
6. доска незаменима на уроках при изучении регионального компонента, она
поможет учителю организовать виртуальную экскурсию;
7.
богатыми возможностями располагает интерактивная анимация,
используемая для нагляднообразного раскрытия темы урока и помогающая
реконструировать события прошлого.
Интерактивную доску я использую на всех этапах урока (при изучении
нового материала, закреплении пройденного материала и при проверке
знаний).
ИД хорошо использовать при изучении вопросов хронологии. Например,
в 5 классе при обучении счету лет в истории. Эту возможность мне подсказал
учитель математики нашей школы, которая в своем выступлении на педсовете
демонстрировала работу с числовым лучом.
Используя инструмент «перо» можно на линии времени отмечать различные
периоды, даты, производить вычисления и т.д.Пример задания для 5 класса: Какой век шел после III века до нашей
эры? А перед ним?
Конкретный пример работы с линией времени по теме «Кавказкая
война» в 8 классе.Работа с картами. Это могут быть простые контурные карты, которые
можно просто отсканировать. Ученик, используя инструменты ИД (перо,
линия, матрица), может выполнять на контурной карте задания учителя.Это могут быть контурные карты, размещенные в сети Интернет.
Возможен вариант использования интерактивных карт (пример с картой по
Египту из Единой коллекции ЦОР).
При работе с ИД удобно выполнять задания на соотнесение. Здесь
вашему вниманию представлен самый простой вариант, когда достаточно
открыть любой документ Word и выполнить задание путем соединения
понятий и определений при помощи инструмента «линия».При выполнении следующего задания необходимо путем перемещения
прямоугольников с датами установить соответствие.
Используя метод перетаскивания получаем схему «Уровни научного знания».Выполняя задание на соотнесение, в данном случае мы еще проводим
работу с историческими портретами. В этом задании можно использовать
инструмент «перо» или метод перетаскивания.
В этом задании ученик, определив автора высказывания, должен
подписать его имя и номер высказывания в отведенном для этого месте.На данном слайде представлен вариант работы с понятиями и
изображениями. Учитель зачитывает описание того или иного рода русской
кавалерии. Ученик должен соотнести изображение с этим описанием.
Задание усложнено тем, что ученику надо выстроить логическую
цепочку из трех элементов: название тайного общества, программный
документ, автор.Задания на хронологию. Вашему вниманию представлено два примера. В
первом случае достаточно просто записать правильный ответ в виде
комбинации букв. Во втором случае методом перетаскивания выстраивается
правильная хронологическая последовательность.
Работа с текстом. Ученику необходимо вставить в текст пропущенные
слова. Подобные задания мы встречаем в блоке «В» ЕГЭ.Инструменты ИД позволяют нам работать с диаграммами, схемами,
таблицами, подписывая и дорисовывая необходимые сведения.
Вашему вниманию представлено задание из учебника по истории России для 8
класса.Работа со схемой. Ученику необходимо заполнить пустые ячейки
схемы.
Еще один вариант работы со схемой. Схема полностью заполнена, но в
ее построении учитель преднамеренно допускает ошибки. Задача ученика их
исправить.Вариант работы с интерактивной схемой «Качества предпринимателя»
(ЦОР из Единой коллекции).
Работа с таблицами. Предложенный мной вариант заполнения таблицы
(когда ученик расставляет заранее заготовленные варианты ответов)
позволяет, в первую очередь, экономить время на уроке. К тому же заполнять
таблицу от руки можно и без использования ИД.Решение кроссвордов. С использование ИД решение кроссвордов, шарад
и т.п. вещей становится доступным широкой публике.
Для проверки правильности выполненного задания достаточно только
открыть правильные ответы.Решать кроссворды можно открыв простой документ Word. В данном
случае вашему вниманию представлен кроссворд из заданий школьного тура
олимпиады по обществознанию.
Еще один вариант работы с изображениями. Ученику предлагается
подписать на изображении элементы готического храма. Вопрос наглядности
очень важен на уроках истории, особенно при изучении вопросов культуры.ИД эффективно использовать на уроках повторения пройденного
материала. В данном случае вам представлено задание за 5 класс по истории
Древней Греции. Ученикам даются изображения богов. В изображениях
допущены ошибки. Задача ученика: найти предмет, не соответствующий
данному богу. Правильный ответ спрятан за картинкой.Также мои ученики очень любят работать с интерактивными заданиями
из Единой коллекции ЦОР, которые позволяют автоматически производить
проверку правильности решения.
Использованная литература:1. Приемы педагогической техники и ИД. Серебреникова Г.В., учитель МОУ
СОШ №33 г.КомсомольсканаАмуре
2. Методические аспекты использования интерактивной доски на уроках
истории. Борисова О.А., Василевская Е.И. МОУ СОШ №112 г. Челябинска