МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
физическая культура +1
Взрослым
04.02.2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной программы. Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, образовательной программы: авторской, адаптированной и другое. Они отвечают на вопросы: что такое общеобразовательная программа, каковы к ней требования, классификация образовательных программ ДО, уровни программ, помогут избежать типичных ошибок при программировании.
методические рекомендации по доп. прогоаммам.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»  ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА                                                МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ                                                                                                                             Составитель: Богданова                                                  Лариса Федоровна,                                                                   методист МБОУ ДО «СЮТ»                                                                                                                     ГО г. Уфа 1 Методические   рекомендации   по   составлению   дополнительной общеобразовательной   программы.   Составитель   Богданова   Л.Ф.,   методист МБОУ ДО «СЮТ» г. Уфа. Уфа 2016 Данные   методические   рекомендации   призваны   оказать   помощь   коллективам   в   создании, педагогам   дополнительного   образования, образовательной  программы: авторской, адаптированной  и  др.   Они отвечают на вопросы: что такое общеобразовательная программа, каковы   к   ней   требования,   классификация   образовательных   программ   ДО, уровни   программ,     при программировании.    помогут   избежать   типичных   ошибок                                                                                                                                                        2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ........................................................................................................................  4 2. Общеобразовательная программа в системе дополнительного образования детей.5     3. Трудности в процессе программирования. Типичные ошибки в программах ........ 8 4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей:           1) Нормативно­правовой аспект…………………………………………………..12           2) Содержание дополнительной образовательной программы………….............13                 3) Структура программы дополнительного образования………………. …….....15           4) Образец титульного листа образовательной программы……………………..18 5.  Паспорт образовательной программы………………………………………………..19 6. Памятка по разработке учебно­методического комплекта ………………………….20 7. Список рекомендуемой литературы………………………………………………......21    3 ВВЕДЕНИЕ Главная   особенность   современной   социально­педагогической ситуации   состоит   в   интенсивном   обновлении   содержания   образования, утверждении   его   развивающих   начал,   что   декларируется   в многочисленных   документах   по   модернизации   российской образовательной системы. Данная ситуация предполагает, что и система дополнительного   образования   должна   перейти   в   новое   качественное состояние. В   настоящее   время   система   дополнительного   образования   детей Самарской области представляет собой: − особое   образовательное   пространство,   где   осуществляется специальная по   приобретению личностью индивидуального практического опыта с учетом признания за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении; учебно­воспитательная деятельность     систему   обучения   детей   тем   предметам   (циклам   предметов), которые   по   каким­либо   причинам   отсутствуют   в   государственном образовательном   естественнонаучной, физкультурно­спортивной,   туристско­краеведческой, социально­педагогической направленности).   художественной, (технической, стандарте    − образовательную   сферу,   гарантирующую   охрану   и   укрепление физического, здоровья воспитанников,   обеспечивающую   развитие   личности   с   учетом   ее индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, способностей, склонностей, ценностных ориентаций.   психического   и   социального   − введение   проектного,   модульного обучения,   что   способствует   не   только   внедрению     актуальных технологий, но и   значительно повышает процесс самореализации обучающихся;   коллективно­творческого, 4 − успешное   проведение   профессиональных   конкурсов   для педагогических   работников   образовательных   учреждений   всех типов и видов.  Необходимы новые программы, основанные на принципах развития содержания дополнительного образования, которые включают: − необходимость   формирования   у   школьников   целостного восприятия мира; − обращение   к   тем   проблемам,   темам,   областям   знаний,   которые являются   личностно   значимыми   для   детей   определенного возраста; − развитие   личностных   качеств,   способствующих   активизации познавательных интересов ребенка, его креативности; − опору на содержание основного образования; −      взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. Правительством   РФ   принято   несколько   важных   документов, затрагивающих проблемы образования, воспитания.   способностей   и   интересов, В Концепции модернизации российского образования на период до   подчеркнута   особая   роль   учреждений   дополнительного 2020г. образования   детей   как   одного   из   определяющих   факторов   развития склонностей,   социального   и профессионального самоопределения детей и молодежи. В перспективе востребованность   дополнительного   образования   детей   возрастет   еще   в большей степени в связи с введением профильного обучения в старшей школе,   необходимостью   совершенствования   профильной   и профессиональной   ориентации.   Данный   аспект   модернизации образования основан на содержательно­процессуальных изменениях его характера, на реализации компетентностно ­ ориентированного подхода. Соответственно   фиксируется   компетентностный   подход   в образовании.   И,   следовательно,   данный   подход   должен   отражаться   в программах дополнительного образования. Требуются   программы   разных   уровней   освоения   содержания предметной   деятельности   (ознакомительные,   базовые,   углубленного, профильного   уровней,   учебно­исследовательские),   взаимодействующие с   другими   программами     интегрированные), долгосрочные,   объемно­территориальные особенности.   отражающие (комплексные,   разные Данные   методические   рекомендации   призваны   оказать   помощь педагогам   дополнительного   образования,   коллективам   в   создании, образовательной   программы:   авторской,   адаптированной   и   др.   Они отвечают  на вопросы:  что такое  образовательная   программа, каковы  к ней требования, классификация образовательных программ ДО, уровни 5 программ, помогут избежать типичных ошибок в программировании. В методических   рекомендациях   приведены   варианты   структурных элементов   авторских   программ,   дан   список   литературы,   который поможет   в   создании   нового   поколения   образовательных   программ   для учреждения дополнительного образования детей.  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ   описание   педагогических   технологий, Целостная   общеобразовательная   программа   ­   это   нормативный документ,  определяющий   цели   и  ценности   образования   в  ДО;  учебный план,   применяемых   при осуществлении   общеобразовательной   программы   (педагогические технологии   понимаются   как   описание   процесса   достижения планируемых   результатов   обучения   и   как   совокупность   методов обучения),   педагогический   мониторинг   (систему   оценки,   учета, контроля, диагностических методик), обеспечивающих обоснование для коррекции;   материальные   и   финансовые   ресурсы,   необходимые   при реализации программы.  В   практике     классификации общеобразовательных программ дополнительного образования детей по различным признакам: выделяются следующие   1. По степени авторского вклада: типовая (примерная); модифицированная; адаптированная; авторская; экспериментальная. 2. По направленностям общеобразовательной деятельности:       ­ техническая; ­   художественная   (эстетико–художественные   и   декоративно­ прикладные); ­ туристско–краеведческая;             ­ физкультурно ­ спортивная;             ­ социально–педагогическая (военно­патриотическая);  ­ естественнонаучная (эколого­биологическая). 3. По уровню содержания: ознакомительный; базовый; углубленный; опережающий (для одаренных); учебно­исследовательский 6 предпрофильный. 4. По форме организации детских формирований: индивидуальные; групповые; массовые (фронтальные). 5. По способу реализации: эвристические; алгоритмические; программы как «маршрут путешествия». 6. По широте охвата и взаимодействию содержания деятельности: профильные;    многопрофильные (комплексные); интегративные (интегрированная); модульные. 7. По возрасту: для дошкольников; для младшего школьного возраста; для среднего школьного возраста;  для старшеклассников. 8.По степени профессионализации: общекультурный (или диагностический); специализированный; допрофессиональной подготовки.  9.По срокам реализации: краткосрочная   (программа,   реализуемая   в   учреждении   до   6 месяцев) ; среднесрочная (программа, реализуемая от 6 месяцев до 1года); долгосрочная (программа, реализуемая от одного года и более). 10.По масштабу: индивидуализированные   (программа,   сориентированная   на одного   обучающегося   в   зависимости   от   его   психологических, физиологических и других особенностей); программы детского объединения; учрежденческие; муниципальные; региональные; федеральные и др. 11.По контингенту обучающихся: общие; для одаренных; для социально незащищенных; коррекционные и др. 7 12.По степени реализации или полноте освоения: программа, реализованная частично; в основном; полностью. 13. По приоритетности целеполагания: (личностно­ориентированных) ; учебных   (обучающих,   учебно­исследовательских,   углубленного изучения отдельных предметов) ; развивающих   мыслительных способностей) ; профессионально­ориентированных подготовки), программах приобщения к культуре;   хобби­программах. (предпрофессиональной продуктивных,   (развитие креативных,     Любая   образовательная   программа   должна   содержать:   гипотезу   и концептуальное ее обоснование; цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах; разработанный   в   логике   замысла   учебный   план   с   кратким,   но убедительным описанием содержания занятий, характера заданий, форм организации   образовательной   деятельности;   описание   методики, способов и средств достижения программной цели; отработанный аспект обеспечения   необходимыми   ресурсами   (материальными,   техническими, кадровыми   и   пр.)   В   учреждениях   дополнительного   образования,   в   ДО школ,   в   клубах   по   месту   жительства,   в   социально­общественной деятельности   желательны   долгосрочные,   многоуровневые   комплексные и   интегрированные   программы,   охватывающие   широкий   спектр интересов детей.  Современный   уровень   образовательной   программы   предполагает: соответствие   современному   состоянию   науки;   направленность   на развитие   природных   особенностей   и   способностей   ребенка,   его интеллектуальной   и   эмоциональной   сферы   жизнедеятельности,   его социальной   адаптации;   установку   на   восприятие   целостного   образа мира,   психолого­педагогическое обоснование   целей,   задач   и   проектирование   учебно­воспитательного процесса; основные дидактические средства, обеспечение литературой и методическими пособиями.   функциональной   грамотности; ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ПРОГРАММАХ Составление   образовательной   программы   является   должностной обязанностью   педагога   дополнительного   образования.   К   работе   над образовательной   программой   приступают   педагоги,   имеющие   разный 8 уровень   знаний   и   практического   опыта.   У   каждого   педагога   свое отношение   к   создаваемому   творению,   но   есть   наиболее   типичные ошибки   и   трудности   в   программировании,   с   которыми   так   или   иначе сталкивается каждый из них. Проблемы в процессе программирования включают в себя проблемы правильного построения собственно процесса создания программы (т.е. логику   программы);   грамотного   определения   содержания   и   написания текста программы.  Педагог должен ответить для себя на следующие вопросы:  1.   Почему   возникла   потребность   в   создании   (модернизированной, авторской) образовательной программы (нет аналогов; курс совершенно новый;   существующие   программы   не   удовлетворяют;   имеющиеся программы не известны разработчикам). 2.   На   основании   чего   создана   предлагаемая   программа   (на основании   действующей   типовой;   на   основании   программы   вуза, гимназии,   лицея,   спецкласса,   образовательной   программы   другого педагога   и  т.  д.;   на   основании   только   собственных   подходов   и   опыта, которым аналогов нет). 3. В чем отличие разработанной программы от существующих, в чем ее особенность, оригинальность. В чем отличие от общеобразовательной программы в данной области. 4.   Какие   (конкретно)   иные,   новые   (по   сравнению   с   работой   по типовой   или   другой   программе)   результаты   будут   достигнуты   при работе   по   данной   программе   (более   высокий   уровень   знаний,   умений, навыков;   ценностных   ориентаций, креативности мышления; экономия времени и усилий).   развитие   мировоззрения, За   счет   чего   в   программе   предполагается   обеспечить   достижение желаемых результатов. Какие   особые   трудности   возможны   при   реализации   новой программы   и   как   предполагается   их   преодолевать,   предупреждать, компенсировать. 7.   Сопровождается   ли   данная   программа     учебно­методическим комплексом   (имеются   ли   пособия,   методические   разработки   для педагога и ребят и т.п.) и если нет, то как предполагается решать эту проблему. 8.   Какие   педагогические   технологии,   доминирующие   формы организации   занятий,   методы,   приемы,   средства   обучения   оптимальны для реализации данной программы. 9.   Требует   ли   программа   опытно–экспериментальной   проверки,   и если да, то как предполагается ее осуществить. Все это нужно осознать и сформулировать в преамбуле (во введении или пояснительной записке) программы. 9 Определенные   проблемы   для   педагога   вызывает   необходимость работы с общей педагогической и специальной литературой, а также с уже   существующими   программами   по   данному   профилю,  что   является важным   этапом   программирования.   Результатом   недостаточно профессиональной работы с литературой может стать следующее: утверждение,   что   аналогичных   программ   не   существует,   и   эта программа   является   уникальной   (рассматривается   педагогом   как авторская); переписывание   из   «чужой»   программы   всего,   что   нравится, забывание ссылок на источник информации; неадаптированность программы к себе; расширение   по   объему   настолько,   программа   становится   более похожа на методическое или учебное пособие, чем на образовательную программу. Процесс написания текста программы тоже может стать серьезной   Большинство   педагогов проблемой   для   педагога­практика. дополнительного   образования,   будучи   прекрасными   специалистами   в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической   подготовки   для   грамотного   изложения   содержания образовательной  программы. Некоторым   из  них трудно  согласиться  на какие­либо   изменения   или   дополнения,   предлагаемые   рецензентом. Здесь   требуется   помощь   методиста,   именно   ему   следует   «доводить» программу:   логически   выстроить,   отредактировать,   т.к.   методист «отвечает»   за   программное   обеспечение   учреждения   дополнительного образования детей. По результатам практической работы с педагогами можно отметить, что первоначальный текст многих программ имеет следующие типичные ошибки. Самую   первую   и   существенную   ошибку   делают   авторы   программ уже   в   пояснительной   записке.   Правильно   построенная   программа должна   начинаться   с   небольшого   обоснования:   с   определения   места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значения для   развития   личности   ребенка.   Многие   же   педагоги   либо   совсем пропускают это в своей программе, либо ограничиваются двумя ­ тремя предложениями или общими фразами. Однако именно здесь должна быть сформулирована концептуальная часть программы. Допускаются ошибки при формулировании целей и задач: − слишком большое или слишком ограниченное количество целей и задач   программы,   что   может   свидетельствовать   либо   об   их непродуманности, либо о формализме; − подмена   целей   задачами,   т.е.   путаница   между   процессом образовательной деятельности и ее результатом; 10 − выделение только узкопрофессиональных образовательных целей: возможна роли дополнительного   образования,   отношение   к   нему   только   как   к технологическому процессу; социально–педагогической   недооценка     − замена   целей   педагогическими   идеями   и   принципами   (например, целью   работы   детского   объединения   декларируется   создание условий для сознательного самоопределения учащихся); − слишком   широкое   обобщение   целей,   их   абстрагирование   от данного   вида   деятельности   (например,   «всестороннее   развитие личности ребенка»)   «научить − «размельчение»   задач   на   отдельные   технологические   части   крестом   полотенце, (например,   вышивкой ­ салфетку, гладью ­ скатерть, бисером ­ цветок»), либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов).   машинной вышивать     в (например, Цели   должны   быть   сформулированы   так,   чтобы   можно   было проверить   степень   их   достижения   (с   помощью   различных   средств педагогической диагностики), а в задачах мы должны различать пути их реализации     профессионально–ориентированной программе цель может быть такая: «подготовить ученика к дальнейшему обучению   по   специальности   «прикладная   физика»;   в   ознакомительной программе–«пробудить интерес к археологическому наследию как части общекультурных   ценностей   человечества   в   целом   и   родного   края   в частности»;   в   социально­технологической   программе ­ «развитие лидерских качеств до определенной степени» и т.п.). Чтобы правильно сформулировать   цели   (конечный   результат   работы   педагога),   можно представить нашего учащегося «на выходе». Но не просто как танцора, музыканта   или   художника,   а   как   целостную   личность:   с   развитыми творческими   способностями,   сформированными   профессиональными умениями   и   общечеловеческими   качествами.   Затем   охарактеризовать ребенка   личностным, профессиональным, общекультурным. После этого попытаться обобщить эти   описания   и   определить   цели   программы: развивающие (психологические   особенности   личности),   обучающие   (предметные), воспитательные.   Подобная   модель   личности   выпускника   пригодится   в одном из разделов программы: например, в пояснительной записке или в описании результатов обученности.   по   определенным   параметрам   ­ Чтобы определить задачи, в соответствии с поставленными целями, сначала   надо   назвать   все   необходимые   для   их   достижения – полное построение образовательного процесса. После этого сделать обобщение и сформулировать адекватное количество задач. 11 Важной   частью   программы   является   раздел   «Содержание деятельности», при написании которого педагоги допускают достаточно много   ошибок.   Одни   авторы   представляют   лишь   учебно­тематический план без какого­либо описания методики своей работы с детьми, другие процесс   учебно­воспитательной   работы   детского   объединения анализируют   слишком   подробно   (вплоть   до   ссылок   на   конкретные учебные   задания),   третьи   представляют   в   этом   разделе   лишь   учебную работу,   совершенно   игнорируя   воспитательную   часть   процесса дополнительного   образования.   Не   учитывается   общая   технология образовательного   процесса   в   детском   объединении.   В   этом     разделе программы надо описать процесс работы с детьми в целом (без излишней конкретики);   выделить   определенные   этапы   работы,   содержание   и формы   учебной   деятельности   на   каждом   из   них,   проводимую воспитательную   работу,   факультативные   занятия,   спецкурсы,   так   как она необходима для формирования общей развивающей среды детского объединения. Необходимо   обратить   внимание   и   еще   на   одно   обстоятельство: многие авторы при оформлении учебно­тематического плана программы путают его с календарным планом работы на конкретный учебный год. Имеют   место   ошибки,   связанные   с   прогнозированием   результатов работы   детского   объединения   (раздел   программы     «Прогнозируемые результаты»).   Эти   результаты   должны   быть   соотнесены   с   целями программы, быть реальными и проверяемыми, (т.е. в программе должен быть   заложен   механизм   проверки   уровня   достижения   обозначенного результата). Но это под силу далеко не каждому педагогу­практику, так как педагогическое прогнозирование является достаточно трудным даже для   профессионально   подготовленных   педагогов.   Поэтому   авторы программ   ограничиваются,   как   правило,   указанием   только   узко профессиональных   знаний,   умений   и   навыков,   получаемых   детьми. Результаты  же  развития  творческих  способностей  ребенка,  его личных качеств,   формирование   его   общей   и   профессиональной   культуры понятны   и   проверяемы   в   основном   педагогом   в   образовательном учреждении, но часто недоступны постороннему взгляду. Нормативно­правовой аспект Основными нормативными основаниями образовательной деятельности ДОУ,  с учетом которых составляются  образовательные программы, являются: Нормативно­правовая основа организации образовательного процесса  Международный уровень  1. Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН)  12 2. Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948г.  3. Декларация организации объединенных наций от 04.12.1986 г. «Декларация о праве на развитие»  4. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г.  5. Устав ООН и Устав ЮНЕСКО (ст.22, 23,24, 25,27, 28)  6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст.5,6)  Федеральный уровень  1. Конституция Российской Федерации (12.12.1993)  2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1­ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации"  3. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273­ ФЗ  4. Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.) (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2013 г.)  5. Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.)  6. Закон РФ «О некоммерческих организациях» (1995 г.)  7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)  8. Закон РФ «Об автономных учреждениях» (2006 г.) (с изменениями на 28 декабря 2013 года) (редакция, действующая с 10 января 2014 года)  9.   Закон   РФ   «Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.)  10.Закон   РФ   "О   физической   культуре   и   спорте   в   Российской   Федерации" (2007 г.) (ред. от 02.07.2013)  11.Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996 г.)  12.Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32­ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2012 г.), принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г.  13.Федеральный закон от 23.02.2013 № 15­ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия   окружающего   табачного   дыма   и   последствий   потребления табака"  14.Приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об   утверждении   порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"   15.Приказ   Минобрнауки   России   от   25.10.2013   №1185   "Об   утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам"  16.Приказ   Минобрнауки   России   от   14.06.2013   №462   "Об   утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" 13 осуществляющих   17.Приказ   Минобрнауки   России   от   10.12.2013   №1324   "Об   утверждении показателей   деятельности   образовательной   организации,   подлежащей самообследованию"  18.Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий"  19.Приказ   Минобрнауки   России   от   15.01.2014   №14   «Об   утверждении показателей   мониторинга   системы   образования»   (зарегистрировано   в Минюсте России 06.03.2014 N 31528)  20.Приказ Минобрнауки РФ от 13.07.2001 №2688 «Об утверждении порядка проведения   смен   профильных   лагерей,   лагерей   с   дневным   пребыванием, лагерей труда и отдыха»  21.Приказ Минобрнауки России от 12.05. 1997 года № 884«Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Образцовый детский коллектив»  22.Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима   рабочего   времени   и   отдыха   педагогических   и   других   работников образовательных учреждений».  23.Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, деятельность» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный № 32408)   24.Указ   "О   мерах   по   реализации   государственной   политики   в   области образования и науки" (07.05.2012 г.)  25.Указ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 гг."  26.Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28­02­484/16 «Требования к   содержанию   и   оформлению   образовательных   программ   дополнительного образования детей».  27.Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06­1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»  28.Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 30 июня 2005 г. №03­1230 «Об   организации   работы   в   образовательных   учреждениях   по   изучению   и использованию государственных символов России»  29.Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 12 марта 2003 г. №28­51­ 181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»   30.Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. "Об утверждении Правил   размещения   на   официальном   сайте   образовательной   организации   в информационно­телекоммуникационной   сети   "Интернет"   и   обновления информации об образовательной организации"  31.Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"  образовательную     14 32.Распоряжение   Правительства   РФ   от   25.08.2008   N   1244­р   (ред.   от 08.09.2010)   «О   Концепции   развития   образования   в   сфере   культуры   и искусства в Российской Федерации на 2008 ­ 2015 годы»  33.Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.)  34.Приоритетный национальный проект "Образование", принят Советом при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов от 16.03.2006 г.  35.Стратегия   государственной   молодежной   политики   в   Российской Федерации (2006 г.)  36.Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России (2009 г.)  37.Концепция   долгосрочного   социально­экономического   развития   РФ   на период   до   2020   года   (с   изменениями   и   дополнениями)   (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662­р)   38.Концепция   общенациональной   системы   выявления   и   развития   молодых талантов (2012 г.)  39.Концепция   развития   образования   в   сфере   культуры   и   искусства   в Российской Федерации на 2008­2015 годы  40.Концепция   федеральной   целевой   программы   «Развитие   физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 ­ 2015 годы» 41.Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011­ 2015 годы  42.Концепция   патриотического   воспитания   граждан   Российской   Федерации (одобрена   на   заседании   Правительственной   комиссии   по   социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)­П4 от 21 мая 2003 г.)  43.Концепция   федеральной   системы   подготовки   граждан   Российской Федерации   к   военной   службе   на   период   до   2020   года   (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134­р)  44.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на   2013­2020   годы»,   утвержденная   Постановлением   Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г. № 2148­р  45.Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013­2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №2567  46.Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта" на 2006­2015 годы  47.Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской Федерации на 2011 ­ 2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795  48.Санитарно­эпидемиологические   требования  к   устройству,  содержанию   и организации  режима  работы  образовательных  организаций   дополнительного 15 образования детей — СанПиН 2.4.4.3172­14, дата введения ­ 13 октября 2014 г.  49.Единый   квалификационный   справочник   должностей   руководителей, специалистов   и   служащих   (утвержден   Приказом   Министерства здравоохранения   и   социального   развития   Российской   Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н  50.Трудовой   кодекс   Российской   Федерации.  Часть   4,  раздел   XII,  глава   52 «Особенности регулирования труда педагогический работников», (статьи 333, 334.Федеральный   закон   от   30.12.2001   г.,   №   197­ФЗ)   с   последующими изменениями.  51.Постановление   Правительства   РФ   от  22.09.1999   г.   №1067,   изменения   и дополнения   от   1.02.2001  г.   №   79  «Список   должностей,   работа   в   которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» 52. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726­р) 53. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации   от   4   июля   2014   г.   N   41   г.   Москва  "Об   утверждении   СанПиН 2.4.4.3172­14   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству, содержанию   и   организации   режима   работы   образовательных   организаций дополнительного образования детей". Региональный уровень  Муниципальный уровень  Уровень учреждения  1. Устав  2. Положение об общем собрании трудового коллектива  3. Положение о Попечительском совете  4. Положение о Педагогическом совете  5. Положение о Методическом совете  6. Положение о Совете обучающихся  7. Положение о структурном подразделении  8. Правила поведения обучающихся  9. Положение о порядке приема и отчисления обучающихся  10. Положение о текущей, промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся  11.Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников  12. Положение о порядке обжалования действий (бездействий) лиц,  предоставляющих услугу  13.Коллективный договор  14. Положение об оплате труда работников  15.Правила внутреннего трудового распорядка  16.Положение об официальном сайте  16 17.Положение об обработке персональных данных  18.Положение о платных услугах  19.Положение об образовательной дополнительной программе  20.Положение о посещении учебных занятий участниками образовательного  процесса  21.Положение «Портфолио ­ форма оценки достижений ученика»  22.Положение об учебных кабинетах  23.Положение о конфликтной комиссии ОУ по вопросам разрешения споров  между участниками образовательного процесса  24.Положение об объединениях обучающихся  25. Инструкция о ведении журнала учета работы педагога дополнительного  образования в объединении  26. Договор о взаимоотношениях с учредителем. В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012   г.   N   273­ФЗ   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   утвержден Порядок  организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным общеобразовательным программам. Настоящий   Порядок   является   обязательным   для   организаций, осуществляющих   образовательную   деятельность   и   реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение   индивидуальных   потребностей   учащихся   в интеллектуальном,   нравственном   и интеллектуальном   развитии,   а   также   в   занятиях   физической   культурой   и спортом;   художественно­эстетическом, формирование   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение   духовно­нравственного,   гражданско­патриотического, военно­патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание   и   обеспечение   необходимых   условий   для   личностного развития,   укрепление   здоровья,   профессионального   самоопределения   и творческого труда учащихся; подготовку   спортивного   резерва   и   спортсменов   высокого   класса   в соответствии   с   федеральными   стандартами   спортивной   подготовки,   в   том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей­ инвалидов и инвалидов; 17 социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение   иных   образовательных   потребностей   и   интересов учащихся,   не   противоречащих   законодательству   Российской   Федерации, осуществляемых   государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.   пределами   федеральных   за Занятия   в   объединениях   могут   проводиться   по   дополнительным общеобразовательным   программам   по   6   направленностям   (технической, естественнонаучной, физкультурно­спортивной, художественной, туристско­ краеведческой, социально­педагогической). Дополнительные   программы   ежегодно обновляются,   с   учетом   развития   науки,   техники,   культуры,   экономики, технологий и социальной сферы.   общеобразовательные Содержание дополнительных общеобразовательных программ Пунктом   5   статьи   12   Закона   установлено,   что   содержание образования   в   конкретном   образовательном   учреждении   определяется образовательной   программой   (образовательными   программами), разрабатываемой,   принимаемой   и   реализуемой   этим   образовательным учреждением самостоятельно. Содержание   образования   является   одним   из   факторов экономического   и   социального   прогресса   общества   и   должно   быть ориентировано на: − обеспечение   самоопределения   личности,   создание   условий   для   ее самореализации;  − формирование   у   обучающегося   адекватной   современному   уровню знаний   и   уровню   образовательной   программы   (ступени   обучения) картины мира; − интеграцию личности в национальную и мировую культуру; − формирование   человека   и   гражданина,   интегрированного   в современное   ему   общество   и   нацеленного   на   совершенствование этого общества; − воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.  Ответственность   за   реализацию   не   в   полном   объеме образовательных   программ   в   соответствии   с   учебным   планом   и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона. Целями   и   задачами   дополнительных   образовательных   программ,   в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития 18 детей.   В   связи   с   чем,   содержание   дополнительных   образовательных программ должно: соответствовать: ­   достижениям   мировой   культуры,   российским   традициям, культурно­национальным особенностям регионов; ­ соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); ­   направленностям   дополнительных   образовательных   программ физкультурно­спортивной, (технической, художественной, туристско­краеведческой, социально­педагогической); естественнонаучной,     ­   современным   образовательным   технологиям,   отраженным   в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);   формах   и   методах   обучения   (активных   методах дистанционного   обучения»   дифференцированного   обучения,   занятиях, конкурсах,   соревнованиях,   экскурсиях,   походах   и   т.   д.);   методах контроля   и   управления   образовательным   процессом   (анализе результатов   деятельности   детей);   средствах   обучения   (перечне необходимого   оборудования,   инструментов   и   материалов   в   расчете   на каждого обучающегося в объединении). быть направлено на: ­ создание условий для развития личности ребенка; ­ развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; ­ обеспечение эмоционального благополучия ребенка; ­ приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; ­ профилактику асоциального поведения; ­   создание   условий   для     культурного   и профессионального   самоопределения,   творческой   самореализации Личности  ребенка, его интеграции в системе мировой  и отечественной культур;   социального, ­ целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; ­ укрепление психического и физического здоровья детей; ­ взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Структура программы дополнительного образования детей Программа   дополнительного   образования   детей,   как   правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист.       2. Пояснительную записку. 3. Учебный план. 4. Содержание изучаемого курса. 19 5.   Методическое   обеспечение   дополнительной   образовательной программы. 6. Календарный учебный график. 7. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы  дополнительного образования детей. 1. На титульном листе рекомендуется указывать: ­ наименование образовательного учреждения; ­   где,   когда   и   кем   утверждена   дополнительная   образовательная программа; ­ название дополнительной образовательной программы; ­   возраст   детей,   на   которых   рассчитана   дополнительная образовательная программа; ­ срок реализации дополнительной образовательной программы; ­   Ф.И.О.,     должность     (авторов)     автора     дополнительной образовательной программы; ­   название   города,   населенного   пункта,   в   котором   реализуется дополнительная образовательная программа; ­ год разработки дополнительной образовательной программы. 2.   В   пояснительной   записке   к   программе   дополнительного образования детей следует раскрыть: ­ направленность дополнительной образовательной программы; ­ новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; ­ цель и задачи дополнительной образовательной программы; ­   отличительные     дополнительной образовательной   программы   от   уже   существующих   образовательных программ;   особенности     данной   ­ возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; ­   сроки   реализации   дополнительной   образовательной   программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); ­ формы и режим занятий; ­   ожидаемые   результаты   и   способы   определения   их результативности; ­   формы     подведения   итогов   реализации   дополнительной образовательной   программы   (выставки,   фестивали,   соревнования, учебно­исследовательские конференции и т. д.). 3.   Учебно­тематический   план   дополнительной   образовательной программы может содержать: ­ перечень разделов, тем; 20 ­ количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Учебный план представляет собой таблицу с перечислением основных  разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В  таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих,  теоретических, практических). Название раздела Количество часов № п/п Всего Теория Практика           Для того чтобы распределить количество часов на каждый раздел,  необходимо знать количество часов всего курса в год. Количество часов курса в год рассчитывается по формуле: Количество часов в Количество неделю с одной * учебных недель в группой  году = Количество часов курса в год Всего в учебном году 36 учебных недель, значит, если количество часов с  одной группой в неделю составляет 4 ч., то в год количество часов будет  равняться 144 ч. (4*36=144). !!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебный план  составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы  разная, учебный план составляется отдельно для каждой группы. 4.   Содержание   программы     дополнительного   образования   детей возможно   отразить   через   краткое   описание   тем   (теоретических   и практических видов занятий). 5.   Методическое   обеспечение   программы   дополнительного образования детей: 21 методики   по или опытнической   ­   обеспечение   программы   методическими   видами   продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); ­ рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; ­   дидактический   и   лекционный   материалы, исследовательской исследовательской работы и т.д. работе,     тематика   6. Календарный учебный график. 7. Список использованной литературы. 22 Образец титульного листа общеобразовательной программы Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» городского округа город Уфа Республики Башкортостан          УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «СЮТ» ГО г. Уфы РБ _____________ М.Т. Романов «____» ______________2017г. развивающая программа  «Художественная гимнастика» Дополнительная общеобразовательная  Возраст детей  7­11  лет Срок реализации­1 год Программа принята на педагогическом совете № «____»__________2017 г.    Автор­составитель: ПДО Богданова Л.Ф. . 23 Уфа – 2017 г.  Паспорт ОП ДОД Паспорт общеобразовательной программы  размещается либо после  титульного листа, либо в пояснительной записке по следующей таблице: Паспортные данные ОП ДОД Уровни, направленности, типы, виды ОП ДОД Уровни содержания образования ОП ДОД Программа рассчитана на дошкольное, начальное общее образование ,  основное общее образование, среднее (полное) общего образования. Направленность (направленности) ОП ДОД технической, естественнонаучной, физкультурно­спортивной,  художественной, туристско­краеведческой, социально­педагогической (выбрать направленности характеризующие  ОП ДОД) № 1. 2. 3. общая 4. 4.1 Степень авторского  вклада 4.2 Объемам освоения  содержания 4.3 Особенностям  организации  педагогической  деятельности 4.4 Степени усложнения  теоретического  материала 4.5 Количеству  организации детей в  детских объединениях 4.6 Срокам реализации     программы Тип ОП ДОД Частная (локальная) Вид ОП ДОД по: индивидуальная типовая, адаптированная, экспериментальная,  авторская предметная, интегрированная, комплексная модульная, сквозная (другое) познавательная, специализированная,  исследовательская фронтальная  рассчитана на работу с группами  (подгруппами)  индивидуальная краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная 4.7 Масштабу реализации  программы (уровням  освоения содержания  Районная (или муниципальная), городская (или  муниципальная), окружная, областная  (региональная), федеральная,  24 и пределами  образовательного  учреждения) 4.8 Особенностям  контингента  обучающихся 4.9 Уровням организации  творческой  деятельности  обучающихся Степени реализации  программы 4.1 0 межрегиональная, международная Программа реализуется в ОУ ДОД (ООУ)  ___________ района (города, области) Для одаренных детей, корректирующая и др. Репродуктивная, репродуктивно­творческая,  эвристическая ­ частично реализованная программа ­ в основном реализованная программа ­ полностью реализованная программа Памятка по разработке учебно­методического комплекта к программе Все  программно­методические  материалы,  разрабатываемые  педагогом, должны   соответствовать   требованиям,   предъявляемым   к   дополнительным образовательным программам. Иметь четкую структуру, грамотно и логично излагать   материал.   Представляют   интерес   также   учебно­методические комплекты   с   большой   долей   авторского   вклада,   включающие   учебно­ методические пособия, рекомендации, тетради на печатной основе, опорные схемы, сборники, аудио­видеоматериал, словари, тематические папки и т.д. Помимо основных критериев, таких как исследовательский характер учебно­ методических   материалов,   их   новизна   и   актуальность,   теоретическая   и практическая   значимость,   обязательным   на сегодняшний день является использование инновационных технологий. Это ­ технологии проектной деятельности, здоровьсберегающие технологии (в том числе   арттерапевтические),   компьютерные,   коммуникативные   и   модульные технологии.   грамотное   изложение, Основное   содержание   курса   может   быть   представлено   как   в   виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная   программа,   Интернет­ресурсы   и   т.   п.).   Изложение   учебного материала   не   должно   opиентировать   педагога   на   чтение   лекций,   т.е.   его основная функция — предоставить учащемуся информацию для занятий в классе   (тексты,   материалы   для   обсуждения,   вопросы   для   дискуссий), самостоятельной   работы   по   освоению   курса,   для   выполнения   домашних заданий, подготовки творческих проектов. Содержание учебника должно учить школьников самостоятельно ставить и решать проблемы. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения,   когда   перед   учащимися   сначала   излагается   мотивирующая 25 проблема,   а   затем   предоставляются   сведения   о   путях   её   решения,   а   не готовый результат. Само решение при этом важно ясно сформулировать и сопоставить с поставленной ранее проблемой. Имеет значение и справочно­ методический   аппарат   учебника:  схемы  курса  и его   разделов,  рубрикация, словарь, контрольные, проблемные и творческие вопросы и задания, задания к иллюстрациям,   шрифтовые   выделения   (термины,   смысловые   акценты, примеры, интересные факты и т.п.). Оптимальная   форма   учебника,   например,   по   элективному   курсу   — самоучитель.   Здесь   важно   учесть   перспективы   «послешкольной»   жизни учебной   книги,   в   каком   качестве   она   может   быть   полезна   школьнику   по окончании школы (словарь, справочник, книга для чтения). Методические рекомендации разработки занятий Этот элемент учебно­методического комплекта должен способствовать качественной   подготовке   и   проведению   занятий   педагогом   и   учащимися. Методические рекомендации могут быть объединены с учебником: в такой книге и педагог, и ученик найдут необходимые для себя материалы.  Хрестоматия /Аннотированныйсписок литературы/. Подготовка хрестоматии необходима в том случае, когда курс основан на изучении  труднодоступных   оригинальных  текстов.  Если  же  рекомендуемая литература доступна, лучше подготовить аннотированный список литературы с   указанием,   при   изучении   каких   тем   следует   использовать   тот   или   иной источник. Рабочая тетрадь /Задания для самостоятельной работы учащихся/. Основная   функция   рабочей   тетради   —   не   столько   организовать воспроизведение материала учебника, но предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Иными словами, рабочая   тетрадь   —   это   задачник   и   практикум.   Задания   рабочей   тетради должны   обеспечивать   объяснение   материала   курса,   его   осмысление   и применение в практике. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Байкова   Л.А.   Подготовка   будущего   учителя   начальной   школы к диагностической деятельности // Педагогика. 2004. № 2. С. 40­48. 2. Буйлова  Л.Н.,  Кочнева   С.В.  Организация  методической  службы  учреждения дополнительного образования,ГИЦ Владос, М.:2001г. 3. Горбылева   А.Я.   Диагностика   результатов   образовательного   про цесса   в   4­летней   начальной   школе:общие   подходы//   Педагогическая диагностика. 2004. № 3. С. 116­127. 4. Дуганова   Л.П.   Профессиональное   совершенствование   педагога   в   процессе создания   образовательной   программы.//   Научно­методический   журнал «Внешкольник Оренбуржья» №3, 2007г. с.18­21. 26 5. Зверева   В.И.   Образовательная   программа   школы:   структура,   содержание, технология разработки. ОЦ «Педагогический поиск», 1998. 6. Из   опыта   работы   научно–методического   обеспечения   образовательного процесса. ­ С­П., ДДИЮТ Кировского района, 1997. 7. Ильина Т.В., Шинкевич И.В., Ушакова М.В. Педагогическое программирование в учреждении дополнительного образования. ­ Ярославль: Ярославский областной центр детей и юношества, 1996.  8. Каргина З. Подводная часть айсберга. Ж. «Внешкольник», №10, 1997, с.18 9. Ключ к успеху. Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного   округа   г.   Москвы.   Сб.1. ­ М.,   Восточное   окружное   управление Московского департамента образования. 10.Кушко А. За рамками традиционных программ. Ж. «Директор школы, №4,1998, с.67­71. 11.Лукина М.М. Основы деятельности методиста. ГУО Администрации Самарской области, ­ Самара: СГМЦДЮТ, 1997. 12.Методические   рекомендации   в   помощь   педагогу,   работающему   над образовательной программой. ­ Самара: СГМЦДЮТ, 1996. 13.Методические   рекомендации   по   проектированию   программ   педагогов дополнительного образования. ­ Оренбург: ОЦДЮТ, НПЛ «Поиск», 1996. 14.Методические   рекомендации   по   составлению   образовательных   программ учебного заведения.. Под  общей редакцией Кузнецовой Л.Е. ­ М.: Московский департамент образования, 1995. 15.Михайлычев   Е.А.   Поэтапная   диагностическая     деятельность   педагога   // Педагогическая диагностика. 2004. № 4. С. 22­54. 16.Мурзакова   О.Г.,   Маслов   А.Б.Что   нужно   знать   пелагогу   об   авторской программе.Ж.Дополнительное образование и воспитание,­М,2006,№2,с.12­15. 17.Параметры   и   критерии   оценки   дополнительных   программ   в   учреждении дополнительного   образования   детей.Рекомендации   в   помощь   методистам   и руководителям образовательных учреждений: ж. Дополнительное образование и воспитание, М.:2007,№7,с.13­17. 18.Педагогический   энциклопедический   словарь   /Гл.   ред.   Б.М   Бим­Бад.   ­   М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 19.Подобед   С.О.Проектирование   и   разработка   инновационных   программ дополнительного образования :  ж.Дополнительное  образование и  воспитание, М.:2006,№7,с.16­18. 20.Принципы   обновления   программного   обеспечения   в   учреждениях дополнительного   образования.   Тезисы   и   материалы   Всероссийской   научно­ практической конференции, ­ С­П., 1995г. 21.Сиденко А.С., Чернушевич В.А. Как стать автором педагогической разработки? Ж. «Школьные технологии», №6, 1996, с. 84. 27 22.Соколова   А.Н.,   Гончаров   С.А.   «Методические   рекомендации   «Организация психологического сопровождения образовательного процесса в УДОД», Самара, 2007. 23. Шинкевич   И.В.   Основные   понятия   педагогической   инноватики   (научно­ методический   аспект). ­ Ярославль:   Ярославский   областной   центр   детей   и юношества, 1996. 28

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018