Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО
Оценка 4.8

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
русский язык
11 кл
12.04.2019
Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО
Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПОпредназначены для преподавателей русского языка учреждений СПО . Необходимость подобной работы обусловлена тем, что в большинстве своём в учреждения СПО приходят дети с большими пробелами в знаниях, испытывающие затруднения в понимании и усвоении материала. Цель работы - оптимизация учебного процесса в работе с подобной категорией учащихся. Работа состоит из следующих разделов: - психофизические рекомендации по работе со слабоуспевающими; - формы и методы организации учебного процесса; - конкретные виды заданий, которые можно использовать на уроках при организации самостоятельной работы или при повторении различных разделов языка.
Методическое пособие.doc
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский – на –Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В.Орехова» Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО. г. Комсомольск – на – Амуре, 2018 Методические рекомендации «Формы и методы работы по русскому языку с  учащимися, испытывающими затруднения в обучении» предназначено для  преподавателей русского языка и литературы. Разработал: Белинская С.А. – методист, преподаватель литературы КГБ ПОУ  КСМТ. Рекомендации включают в себя пояснительную записку, психолого –  педагогическую характеристику учащихся,испытывающих затруднения в  обучении, а также различные виды упражнений, которые разработаны с учетом  психологических особенностей данной категории учащихся. Адрес: г. Комсомольск – на – Амуре, Комшоссе, 26. Т. 543445 Пояснительная записка. Методические рекомендации "Формы и методы работы по русскому языку с  учащимися, испытывающими затруднения в обучении" предназначены для  преподавателей русского языка  учреждений СПО . Необходимость подобной  работы обусловлена тем, что в большинстве своём в  учреждения СПО приходят  дети с большими пробелами в знаниях, испытывающие затруднения в понимании  и усвоении материала.        Цель работы ­ оптимизация учебного процесса в работе с подобной  категорией учащихся.         Работа состоит из следующих разделов:        ­ психофизические рекомендации по работе со слабоуспевающими;        ­ формы и методы организации учебного процесса;        ­ конкретные виды заданий, которые можно использовать на уроках при  организации самостоятельной работы или при повторении различных  разделов языка. Проблема управления процессом обучения на уроках русского языка особенно  остро встаёт при работе со слабыми учащимися, не имеющими достаточных  знаний, не умеющими применять их на практике, не владеющими необходимыми  для учебной деятельности приёмами сравнения, сопоставления, анализа,  отборка. Кроме того, их обычно отличает низкий темп усвоения знаний и  формирования навыков. Методика обучения языку в работе с такими детьми  должна строиться так, чтобы учесть особенности их развития. Решающую роль в  успешном обучении играет организация учебного процесса.                Вот наиболее важные моменты: * Спокойный, неторопливый темп преподнесение учебного материала, что  вызвано медленным усвоением его детьми. Такая работа требует много  времени для усвоения и закрепления материала. * Создание особой доброжелательности при опросе. * Снижение темпа опроса. *Разрешение ученикам пользоваться наглядными пособиями, планом или  алгоритмом, помогающими излагать суть материала. *Четкое и доступное объяснение нового материала. *Новая информация должна подаваться многосенсорно( 2­3 раза с опорой на  схемы, картинки и другой наглядный материал); *До тех пор, пока у учащихся не сложатся необходимые умения и навыки, не  следует требовать у них пересказа теоретического материала, когда в  процессе практической деятельности пойдет процесс становления понятий,  теоретические сведения будут усвоены сами собой. Хотелось бы напомнить о некоторых психофизических факторах, которые  необходимо учитывать в работе с такими детьми. * наиболее продуктивные дни – вторник,среда и пятница. Именно в эти дни  желательно объяснять сложный материал. *Пик концентрации внимания приходится на первые 15­20 и 25 ­35 минут  урока. Рекомендуется после первого пика проверять усвоение предыдущего  материала, создавать проблемную ситуацию, выполнять упражнения  репродуктивного характера. *Текст, написанный в столбик, считывается труднее, чем текст,  написанный более широким планом. * печатный текст с четко выраженными углами читается на 30% быстрее рукописного или со сглаженными углами. * Буква высотою в 1 см хорошо видна на расстоянии 4 женских или 3  мужских шагов. *33% ­ концентрация внимания на информацию, расположенную в правом  левом углу; 23%  в правом нижнем углу; 28% ­ в левом верхнем углу; 16% ­ в  левом нижнем углу. *Учащимся со сниженной работоспособностью лучше всего сидеть на  среднем ряду.    Чтобы организовать деятельность таких учащихся, необходимо работать  индивидуально, используя те формы работы, которые активизируют  познавательную деятельность учащихся, помогают овладеть необходимыми  навыками. Хотелось бы предложить некоторые виды работ, которые можно  использовать в работе с такими учащимися.    Урок начинаем с "жужжащего чтения". Учащимися предлагаются небольшие  тексты, на основе которых будет строится работа на уроке (это могут быть  специально подготовленные тексты или тексты из учебника). Такое начало активизирует учащихся, настраивает на рабочий лад, развивает навыки беглого чтения. После этого проводится запланированная работа по  тексту (она различна в зависимости от темы и целей урока), его списывание.  Преподаватель, просматривая работы, не исправляет ошибки, а отмечает,  предлагая ученику сверить свою запись с образцом. В работе с такими  учащимися используем различные виды диктантов.      Зрительные диктанты с приёмами кратковременного запоминания  предложений для повышения грамотности и развития зрительной памяти. Упражнения в составлении некоторых видов предложений по его началу  (или концу), составление предложений из отдельных слов, составление  предложений с дополнением недостающих слов ( перестрой предложение так,  чтобы смысловая связь была выражена правильно). Эти упражнения  активизируют представление учащихся о порядке и связи слов в предложении.     При формировании орфографических навыков уместно применять не только  методы сознательного применения правил, но и альтернативные приёмы  усвоения навыков правописания, например:    а) списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста;    б) приём " орфографическое чтение";    в) приём канографии (умышленно ошибочное написание. Например, "найди и  исправь ошибку"       В работе с данной категорией учащихся уместно использования справочного  материала ( см. Приложения), а также индивидуальных заданий, учитывающих  степень затруднения каждого учащегося. При работе у доски (или во время выполнения самостоятельной работы)  учащимися можно выдать примерный план ответа, наводящие вопросы, которые  помогают последовательно излагать мысли.        Хотелось бы более подробно остановиться на некоторых видах словарной  работы, с помощью которой можно наиболее продуктивно организовать работу  со слабоуспевающими учениками.   Словарный диктант с подсказкой. Практика показывает, что нередко учащиеся,  в целом зная правило , бывают не в состоянии принимать его на  практике, так как путают последовательность мыслительных операций,  упускают какие­то условия действия правила. Чтобы правило действовало,  необходимо направлять работу учащегося. Такую функцию и выполняет  "подсказка". Преподаватель называет слово, указывает,  в какой части этого  слова есть орфограмма, называет ряд "опознавательных" признаков этой  орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой, а затем  сами вставляют эту орфограмму в слово. Например: Вам надо решить, слитно или раздельно писать  не с именем прилагательным. Определите, есть ли в  данном примере противопоставление с союзом а?    Словарный диктант с грамматическим заданием. В связи с тем, что  основным принципом русской орфографии является морфологический,  орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в  области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Отсюда и  необходимость в грамматических заданиях, которые предлагается выполнить в   процессе словарной работы. Они являются своеобразной "путеводной" нитью,  помогающей выбрать правильное написание. Например при написании слов типа  ветошь, пейзаж предлагается определить род и определить падеж, написать со  словом его начальную форму.  Рассмотреть, разбавить ­ выделить приставку и  корень, определить с глухой или со звонкого согласного начинается корень.   Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта ­ формирование навыков самоконтроля. Контроль за применением правила ­  неотъемлемая часть его усвоение. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят  правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями,  находить ошибки, обосновать правильность написания. Например: учащиеся  пишут словарный диктант, причем преподаватель  называет параграфы, к  которым нужно обратится для самопроверки.   Словарный диктант по аналогии. Одним из важнейших условий успешного  овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость.  Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе  длительных тренировок. Одна из форм работы по данному направлению ­  словарный диктант с сопоставлением. Сравнение и сопоставление являются активными приёмами усвоение знаний. В  результате анализа и сопоставления учащиеся приобретают навыки  разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное в  сопоставляемых явлениях. Например, учащиеся записывают диктуемые слова и словосочинения, объясняют написания, обозначают орфограммы. После  этого проводится самостоятельная работа­ преобразование текста  диктанта в соответствии с заданием. Преобразование должно быть  связанно с изменением преобразовать в раздельное; написания нн в и т. д. Словарные диктанты с элементами игры. Игра обеспечивает  заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизацию их  деятельности, содействуют развитию памяти, мышлению. Предлагаем  некоторые виды игр. 1.   "Зоркий глаз". Кто найдёт в тексте больше слов с данной орфограммой? 2.    " Я работаю волшебником". Преврати имена нарицательные в имена  собственные. 3.   " Справочное бюро". Кто быстрее найдёт "адресата"? ( Развитие навыков  работы со словарем). Словарный диктант с ограничением. Найти одну " запретную" орфограмму и  во время диктант пропускать, не записывать ее. Такие виды работы держат  учащихся в постоянном напряжении, мобилизуют внимание. Можно также предложить задания типа: выписать из словаря слова на одну из  тем ( например, "труд": верстак, долото, инструмент, стамеска и т.д.), запомнить  их написание, а затем провести комментированное письмо этих слов. Выборочные диктанты. Из ряда предложений или из связанного текста  выписать только те предложения, в которых есть словарные слова (или слова на  повторяемые на уроке орфограммы). Составления вопросов, ответом на которые является словарные слова  (преимущество здесь отдаём профессиональной лексике).               Предлагаем задание следующего типа: 1.      Найдите   "потерявшийся слог":... нератор (генератор),... дел (шпиндель). 1.     Соберите слоги: ти, сан, метр (сантиметр), сун, ка, фор (форсунка). 2.      Найти выпавшие гласные: к­нст­т­ц­ (крнституция), ф­льц­в­н­  (фальцевание).                    Подобные задания позволяют заинтересовать учащихся, увеличить их  словарный запас, сформировать навык написания и правильного употребления  трудных слов.                  Особое значения в работе с такой категорией учащихся следует  уделять обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание  значений отдельных слов, осознание семантических связей между словами и  словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для  восстановления прогнозирования содержания текстов, выделения в них  существенного ( главной мысли, общего смысла). Для этого можно  использовать такие задания: *      Объясните значения слов подобрав к ним близкие по смыслу слова,  например, разбить сад ­разбить банку русский язык­ язык во рту. *   Найдите как можно больше значений слов (например, фигура­ в  геометрии, положение в движении, скульптурное изображение, в шахматах). *   Подберите как можно больше сходных по смыслу слов (жестокий,  бессердечный, безжалостный, беспощадный). * Вставьте на место пропусков недостающие слова ( несмотря на...час на  улице много народу, вчера как и ... стоит тёплая погода). *    Дополните словосочетания, вставив недостающие слова ( задорный .... (смех)). * Соберите рассыпанные слова, чтобы из них получились предложения (Трав,  у, кусиов, многих, и, деревьев, земля, глубоко, корни, уходят). *     Восстановите предложение ( а слышать о себе правду другого  необходимо; прежде чем совершить поступок; кто мне скажет правду обо  мне если не друг; подумай о том, что принесёт твоё поступок обществу). * Соберите пословицы из рассыпанных частей. * Сравните пословицы. * Подберите к данной пословице пословицу, близкую по смыслу.            На уроках с такими детьми целесообразно использовать такую форму  работы как списывание с учебника. Упражнения типа списывания ­ это  осложнённое списывание текста без пропусков букв и списывание текста, в  котором пропущенные буквы. В целях закрепления того или иного  орфографического правила упражнения типа осложнённого списывания и  диктанты различного типа (предупредительные, объяснительные,  выборочные), сопровождаемые орфографическим разбором, выполняются  параллельно: дома­ упражнения типа осложненного списывания, на уроке ­  диктанты различного характера. Хотелось бы сказать о последовательности  диктантов: вначале учащиеся пишут предупредительные диктанты, затем  объяснительные, выборочные, творческие, свободные.            При проведении предупредительного диктанта перед записью  отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение  отдельных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное  предложения или текст. Чтобы учащиеся более внимательно относились к  устному орфографическому разбору, преподаватель предлагает во время  диктанта непосредственно перед написанием слов письменно объяснить  соответствующие орфограммы  или все те орфограммы, которые разбирались,  или некоторые из них.         При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т. е.  рассуждение по поводу того, почему так надо писать, осуществляется после  записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико­  орфографический разбор слов с нужной орфограммой, преподаватель  предлагает письменно (путём условных сокращений и подчёркиваний) объяснить написание анализируемых слов ( без предварительного рассуждения). Это следующая ступень самостоятельности учащихся.       Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Они  способствуют тому, что преподаватель имеет возможность обучать учащихся  умению связывать правило словом, слово с правилом. Различие  в этих диктантах ­ в степени самостоятельности.        Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить  внимание на нужной орфограмме (орфограммах). При выборочной записи слов  или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующую орфограмму или  письменно или устно. Часто это объяснение сводится к классификации слов на  правило, например: в один столбик записываются существительные 3 склонения  с основной на шипящий (ветошь, глушь, дочь и т. д. ), в другой ­  существительные 1 и 2 склонения (рощ, сокровищ т. д ). Выборочный диктант  является одним из самых активных приёмов обучения орфографии.  Экономичный по времени, он даёт возможность приучить учащихся быстро  схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже   входе чтения преподавателя отбирать на слух нужное. Это следующая ступень  самостоятельности. Далее проводятся диктанты с изменением текста:  творческий и свободный.        При написании творческого диктанта учащийся по заданию преподавателя  вставляет в диктуемый текст определённые слова или изменяет грамматическую  форму диктуемых слов. При этом у учащихся вырабатывается навык  применения орфографических  правил в условиях, когда приходится думать о  содержании и грамматическом оформлении предложений.       При  свободном диктанте учащемуся приходится думать не только о  содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности  изложения мыслей.  Если учащийся письменно объясняет орфограммы,  то он так же, как и при  свободном диктанте, приучается применять орфографические правила в  условиях, приближённых к тем, когда приходится излагать свои мысли.  Такова система диктантов с учетом постепенного наращивания сложности. Хотелось бы несколько слов сказать о некоторых активных способах проверки  как домашнего задания, так и заданий, которые учащиеся выполняют  самостоятельно. 1. Выборочная проверка.  Это способ, требующий от учащихся умения   находить в записанных текстах языковые факты в соответствии с целевой  установкой преподавателя. Так, к примеру, преподаватель просит  прочитать слова с приставкой  ­при , объяснить соответствующую  орфограмму с помощью правила, а затем перейти к разбору слов с  приставкой –пре. При этом важно обратить внимание учащихся на то. Что  в безударном положении указанные приставки не различаются. И по этой  причине нужно знать и уметь применять на письме соответствующие  правила. По окончанию работы правило о правописании этих приставок  повторяется. При этом четко выделяются дифференцирующие признаки.  На основе которых в практике письма различаются эти приставки.    Известно, что в учебниках по русскому языку содержится немало  упражнений, при выполнении которых учащимся приходится работать над  рядом правил (над теми, которые повторяются на этом уроке и над теми,  которые повторялись ранее). В этом случае представляется возможным  в  ходе выборочной проверки не только организовать весьма результативную  работу по сопоставлению рассмотренных накануне орфограмм или  пунктограмм. Но и более углубленно повторить целый ряд орфографических  или пунктуационных правил.  При выполнении подобной работы можно  предложить учащимся составить перечень орфограмм (пунктограмм), над  которыми они в соответствии с условиями задания будут работать. Например, при повторении темы «Наречие» этот перечень может выглядеть  так: ­Слитное и дефисное написание наречий; ­ Правописание падежных окончаний имен существительных; ­Правописание чередующихся гласных в корне; ­Случаи написания приставки НЕ с прилагательными; ­Правописание падежных окончаний имен прилагательных; и т.д. В результате подобной работы у учащихся появляется своеобразный план, по  которому ведется на уроке. При этом сначала объясняются орфограммы на  недавно повторенные правила, а затем по плану, предлагаемому самими  учащимися, анализируются все остальные орфограммы. Важной составной  частью данного способа проверки является итоговая беседа, в ходе которой  выясняются причины ошибок и определяются способы их предупреждения       и исправления. В процессе подобной работы у учащихся развивается  орфографическая зоркость, а также умение самостоятельно определять  характер ошибок и находить средства для их преодоления.  2. Работа по аналогии. Учащимся предлагается выполнить задание, аналогичное  тому, которое выполнялось в ходе коллективной работы. По качеству выполнения  этого задания можно судить о глубине понимания пройденного материала. Весьма  желательно при этом давать учащимся дифференцированные задания, что обеспечит  индивидуальный подход к разным по степени подготовленности ученикам.  3. Проверка с помощью диктанта. Суть этого способа состоит в следующем.  Готовясь к уроку, преподаватель выписывает из упражнения, предложенного в  качестве самостоятельной работы, трудные в орфографическом отношении слова или  синтаксические конструкции, содержащие сложные случаи постановки знаков  препинания. Начиная урок, преподаватель диктует учащимся выбранные из  упражнения слова или предложения. По результатам этой диктовки можно судить,  насколько освоены учащимися навыки правописания, опирающиеся на недавно  повторенные правила. В группе, где большинство учащихся имеют слабую  подготовку, прежде чем начинать диктовку, необходимо разобрать все сложные  случаи правописания, которые встретятся в работе. Для контроля одного ученика  можно вызвать к доске (закрытой ее части). После выполнения работы учащиеся  сверяются с доской, исправляют имеющиеся ошибки. 4. Проверка с помощью консультанта. Для того, чтобы приучить учащихся  выполнять работу без ошибок, а допущенные ошибки своевременно исправлять, при  проверке заданий можно с успехом применять способ консультации.            Для этого преподаватель сообщает, что письменные работы будут проверены с  помощью консультантов. Причём отметки за работу преподаватель поставит гораздо  строже, чем это делается при оценки работ контрольного характера.            В связи со сказанным учащиеся будут предельно  внимательными во время  консультации, которую организует преподаватель. При этом используется способ обнаружения ошибки учащимися, обычно применяемый при написании диктанта  <<Проверяю себя>>.            Вначале учащимся предоставляется возможность внимательно перечитать  тексты и отметить все случаи написаний, в правильности которых они сомневаются.  Затем организуется беседа. Учащиеся задают вопросы о любом из случаев  сомнительных написаний. Преподаватель сам не торопится отвечать, а адресует  соответствующие вопросы группе, вовлекая тем самым всех учащихся в активную  мыслительную деятельность.           Каждый учащийся должен стремиться задавать вопросы, выслушивать ответы и  исправлять допущенные в работе ошибки.           Практика показывает, что подобные формы проверки являются весьма  эффективными во многих отношениях. Во­первых, они развивают орфографическую  и пунктуационную зоркость учащихся, во­вторых, повышает ответственность за  порученную работу и , наконец, дисциплинирует мышление и совершенствует волевые качества учащихся, приучая их настойчиво и терпеливо преодолевать трудности в  работе.           Хорошо развивает внимание, а значит, и улучшает мыслительную деятельность  такой вид работы как графическое письмо. Например, при повторении темы  <<Причастие>>, учащимся можно предложить при списывании текста  прилагательные заменить волнистой линией, а причастия ­ одной чертой (можно  также воспользоваться различными цветами). В работе с детьми, испытывающими  трудности в обучении рекомендовано широко применять различные виды  контрольного списывания ( с заданием и без заданий). Кроме того, необходимо на  каждом уроке работать над составлением алгоритмов ответов, всевозможных  памяток.  ПРИЛОЖЕНИЕ Задания для самостоятельной работы при повторении различных разделов языкознания.  Синтаксис и пунктуация . Упражнение № 1.  1.        Проверь себя. Знаете ли вы, какими частями речи, кроме глагола, может быть  выражено сказуемое? Прочитайте параграф. Спишите предложения, подчеркивая  грамматические основы. Над сказуемыми напишите, какой частью речи они  выражены. Сделайте вывод, закончив предложение: <<Сказуемое может быть  выражено...(чем?)>>. 2.        Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку при  помощи схем. 1.Труд­источник всякого богатства.         2.Самое дорогое у человека это жизнь.         3.Если ты удачно выбрал работу счастье само отыщет тебя.         4.Все зашевелилось, запело заговорило зашумело.         5.Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.         6.Небо легкое и такое просторное чистое. Проверочная карточка.         1.        В упражнении представлены различные способы выражения сказуемого. В  роли сказуемого может выступать:         ­глагол ( предложение 3,4 ).          ­имя существительное в именительном падеже (предложения 1,2 ).         ­краткая форма имени прилагательного (предложение 5 ).         ­прилагательное в полной форме (предложение 6).         2. Знаки препинания должны быть поставлены в предложениях 2  (сложноподчинённое предложение); 4, 5, 6, (однородные члены предложения); Упражнение №2. Измените предложения таким образом, чтобы они из повествовательных превратились в побудительное. Для этого глаголы в изъявительном наклонении замените глаголами  в повелительном наклонении. Перестроенные предложении запишите. Объясните  расстановку знаков препинания. Над обращениями поставьте букву о.          1. Учащиеся профессиональных училищ настойчиво овладевают знаниями,  готовятся пополнить ряды рабочего класса. 2. Молодое поколение все активнее  включается в борьбу за здоровый образ жизни. 3. Комсомольчане принимают участие  в озеленении родного города.         Упражнение рассчитано на закрепление навыка моделирования синтаксических  конструкций с глаголами повелительного наклонения, в которых, как правило,  используют обращение. Преподавателю необходимо проследить за правильной  расстановкой знаков препинания, напомнить, что обращение не является членом  предложения и грамматическая основа состоит только из сказуемого. Упражнение №3.          Вспомните, какие знаки препинания ставятся в предложениях, в которых при  однородных членах есть обобщающие слова. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.          1. Что­то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое, то  сердечная тоска.(Пушкин). 2. Все в тающей дымке холмы перелески. (Рыленков). 3. И  вдруг все ожило и леса, и пруды, и степи (Гоголь).         4. Кроме мальчишек баб и болтливых стариков у нас были враги более серьёзные  подводные коряги комары ряска грозы ненастье и прибыль воды в озерах и реках (Паустовский). 5. Посреди ночи стихло все шорохи листьев шорохи шагов голоса  птиц. (Сладков).  Проверочная карточка.         После обобщающего слова перед однородными членами ставится  двоеточие.  1. Что­то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгульеудалое, то сердечная  тоска. (Пушкин). 2. Все в тающей дымке: холмы, перелески. (Рыленков). 3. И вдруг  все ожило: и леса, и пруды, и степи (Гоголь).         4. Кроме мальчишек, баб и болтливых стариков у нас были враги более  серьезные: подводные коряги, комары, ряска, грозы, ненастье и прибыль воды в  озерах и реках (Паустовский). 5. Посреди ночи стихло все: шорохи листьев, шорохи  шагов, голоса птиц. (Сладков).  *        Однородные подлежащие выделены курсивом.  Упражнение № 4.         Выпишите вначале предложения, в которых союз и связывает однородные члены,  а затем­ простые предложения в составе сложного. Поставьте недостающие знаки  препинания.          1.     Еще светло перед окном в разрывы облак солнце блещет и воробей своим  крылом, в песке купаяся, трепещет. (Тютчев). 2. Оковы тяжкие падут темницы  рухнут­ и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут. (Пушкин).  3. Черемуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила. (Есенин). 4. Ручей волной гремучею все ветки обдаёт и вкрадчиво под кручею ей  песенки поет. (Есенин). 5. 4. ручей волной гремучею все ветки обдает и вкрадчиво под кручею ей песенки поет. (Есенин). 5. Носились тучи дождь шумел и молнии еще  сверкали и гром вдали еще гремел и ветры в дебрях бушевали (Рылеев). 6. Мне мать и сестры песни пели о незабвенной старине.(Рылеев). Проверочная карточка.         Предложения, в которых союз и связывает однородные члены­3,4,6.          Предложения, в которых союз и связывает простые предложения в составе  сложного­1,2,5.  Лексика и фразеология.          Упражнение №1.         В каждой из приведенных групп слов выделите <<третье лишнее>>. С каким  явлением лексики связано объединение слов в каждой группе?          1. Подтверждение, доказательство, исключение.         2. Лицемерие, легкомысленность, неискренность.          3. Беззаботный, беспечный, безразличный.         4. Стреляный воробей, тертый калач, калачом не заманить.          5. В поте лица, на одно лицо, не покладая рук. Проверочная карточка.         Лишними являются:         1.     исключение.         2.     легкомысленность.         3.     безразличный.         4.     калачом не заманить.         5.     на одно лицо.         Остальные пары слов и фразеологизмов в этой группе являются синонимами. Упражнение №2.          Вставив необходимые по смыслу предлоги, вы сможете прочитать  фразеологизмы. Какое правило вам необходимо повторить, чтобы не ошибиться в  написании этих фразеологизмов?         Спишите, объясните значение фразеологизмов.         1.Ни... какие ворота не лезет.2. Ни...коем члучае.3. Ни ...что на свете.4. Ни...что  не ставить.5. Ни... какие блага в мире.6. Ни...что не похоже.7. Ни... каким видом. Проверочная карточка.          Вы должны вставить следующие предлоги: 1. в. 2. в. 3. за. 4. во. 5. за. 6.  на. 7.  под.         Чтобы не ошибиться в написании этих фразеологизмов, нужно повторить  орфограмму <<Слитное и раздельное написание частиц не и ни>>         Упражнение №3.         Прочитайте фразеологические обороты. Объясните смысл каждого. К какому  словарю в случае необходимости вам придется обращаться? Выпишите сначала  фразеологизмы книжного стиля, а затем разговорного.         1. Расправить крылья.2. Проба пера. 3. Перейти Рубикон. 4. К шапочному  разбору. 5. Списать в тираж. 6. Всеми фибрами души. 7. Делать погоду. 8. Ждать у  моря погоды. 9. Пожинать лавры. 10. Вкушать плоды. Проверочная карточка.         Фразеологизмы книжного стиля:         Расправить крылья­ начинать проявлять в полной мере свои способности. Проба пера­первый литературный опыт.  Перейти Рубикон­сделать решительный шаг; совершить решительный поступок. (Для более глубокого понимания значения фразеологизма, преподаватель может  предложить учащимся вспомнить сведения по истории Древнего Рима или напомнить, что происхождением своим фразеологизм обязан названию реки Рубикон, которую в  49 году до н.э. перешел, вопреки воле римского сената, Юлий Цезарь. Это событие  послужило началом гражданской войны и привели к установлению В Риме империи).  Пожинать лавры – пользоваться плодами успеха. Вкушать плоды – пользоваться результатами совершенного, достигнутого,  сделанного.  Фразеологизмы разговорного стиля:          К шапочному разбору – к самому концу чего­либо.  Списать в тираж – отстранить, считая непригодным.  Всеми фибрами души – очень сильно.  Делать погоду – определить ход, течение чего­либо; оказывать или иметь решающее  влияние на что­либо.  Ждать у моря погоды – рассчитывать, надеяться на что­либо, не предпринимая  ничего, оставаясь пассивным.  Упражнение №4.         Спишите текст, укажите тип и стиль речи. Оформите свой ответ в виде связного  письменного рассуждения.  Текст №1.          Перышки у свиристелей были коричневато – розовые, крылья и хвост чёрные с  белыми, желтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как  будто лихо зачесанный к затылку.  (по Г. Скребицкому).  Текст №2. Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна  сова ловит за сутки в среднем четырех мышей.  (по С. Огневу).  Текст №3.         Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку,  срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной  стороны мякоть. Патом доставал зернышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко  бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.          Образец рассуждения.          Этот текст принадлежит к …..стилю …., так как …..(это отрывок из  художественного произведения, научной литературы, статьи и т.д; в тексте  используются следующие языковые особенности…..). Тип речи­…..  Фонетика и орфография.          Упражнение №1.         Прочитайте слова, укажите случаи озвончения и оглушения согласных.  Определите условия, при которых озвончаются  и оглушаются согласные.  Отблеск, отдых, сгоряча, сжечь, сдобный, молотьба, просьба, резкий, робкий, образ,  враг, уж.  Упражнение №2. Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает с написанием  (буквы не совпадают со звуками). Эти согласные подчеркните. Сберкасса, здесь, стон, отголосок, отказать, мягкий, изредка, кормушка, сбруя,  легкий.  Проверочная карточка. Должны быть выписаны слова: сберкасса, отголосок, мягкий, изредка, кормежка,  сбруя, легкий.         Упражнение №3.         Прочитайте. Сколько видов орфограмм здесь представлено? Что объединяет эти  виды орфограмм? Сгруппируйте слова по видам орфограмм.  Скол?кий,и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, отвес?ный, варе?ка, наез?ник,  ко(л,лл)екция, замер?ший, ровес?ник, искус?ный, чу?ствовать, че?ствовать, рю?зак,  вя?кий, уча?ствовать, ба(с,сс) ейн, фу?бол, телегра(м,мм)а, чудес?ный, ми(л,лл)иард,  окрес?ный, разве?ка, здра?ствуйте, профе(с,сс)ия, воскрес?ник, во?зал. Проверочная карточка.         В упражнение включены примеры на правописание согласных в корне слова.  Можно выделить три группы:  1.С непроверяемыми согласными: иллюстрация, территория, коллекция,  ровесник, чувствовать, рюкзак, бассейн, футбол, телеграмма, профессия,  миллиард, вокзал.  2. С проверяемыми согласными в корне слова: варежка, замерзший, вязкий,  разведка, скользкий.  3. С непроизносимыми согласными в корне слова: отвесные, наездник,  искусный, чествовать, участвовать, чудесный, чувствовать, окрестный,  здравствуйте, воскресник. Обратите внимание: в слове чувствовать непроизносимую согласную в нельзя  проверить, поэтому это слово выписываем дважды. К последней группе слов  относятся  так же слова, отсутствие непроизносимых  согласных в которых  проверяется подбором родственных слов, например:  участвовать – участие. Словообразование и орфография.       Упражнение№1 На какие правила пропущены буквы в данных словах? Распределите слова в два  столбика, в зависимости от орфограммы. Обозначьте орфограммы, над  которыми вы работали.          Б..гряный, изобр..тение, разм..хнуться, в..л..чина, экз..мпляр, к..нвейер,  ун..в..рс..тет, к..лометр, м..невреный, к.. росин, воздв..гать, поск..льзнуться,  задр..мать, непр..ктичный, тр..нсляция, изд..вать, т..п..графия. Проверочная карточка   В упражнении представлены слова с безударной гласной в корне, проверяемой  ударением ( изобретение – изобрел. Размахнутся размах, величина – великий,  воздвигать – воздвигнуть, возводить – возводит, поскользнуться – скользкий,  задремать – дрема, непрактичный – практика, издавать – издательств ) , и  непроверяемой ( все остальные).  Упражнение№2. Подберите к следующим словам однокоренные так, чтобы гласная в корне после  шипящего  стала безударной. Сделайте вывод, когда после шипящего в корне  буква е. 1. 2. 3.  Вечерка­ вечерний; расческа­ …….; жеваный­ …..; пощечина ­ ….;  прическа­ .. .  Пшенка ­ ..; щеголь ­ …; щелка ­ …; счет ­ …; челн ­ ..;  Бечевка ­ …; кошелка ­ …; печенка ­ …; решетка ­ …; черт ­ ... . Упражнение№3. Прочитайте слова. Почему в этих словах после шипящих в корне пишется о?  Запомните правописание этих слов. Изжога, крыжовник, мажор,  обжора, прожорливый, трещотка, трущоба,  чопорный, шов, шок, шомпол, шорох.      Запишите в тетрадь по памяти эти слова. Проверьте, какие слова  остались незаписанными. Допишите недостающие слова. Упражнение№4 Вспомните, от чего зависит выбор гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах  и окончаниях имен существительных и прилагательных. В случае затруднения  обратитесь к соответствующей странице учебника. Упражнения№5 Заполните таблицу данными ниже примерами. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. СУФФИКС. ОКОНЧАНИЕ. О Е Ш..пот, ш..лк, ш..л, ч..рствый, свеж..го, ж..лудь, чуж..ой, щ…тка, сосвеч..й, щ… лочь, крыж…вник, ркш…тка, лягуш…нок, руч…нка, хоро…го, деш…вый,  борц…м, ж..рнов, полотнищ..м, ш..рох, ш..в, врач…м, ж..сткий, глянц…вый,  сапож..к,кумач…вый, беж..вый, капюш..н, ключ..к, груш…вый, изж..га, овраж..к,  образц…вый, ситц…вый. Морфология и орфография.      Упражнение№1.      Прочитайте. Выпишите в два столбика прилагательные  с одной и двумя  буквами н. Обозначьте  орфограмму в выписанных словах. 1. Я не знал, что большая волна выносит на берег це(н,нн)ые камешки, и  терпеливо, шаг за шагом, обследовал песча(н,нн)ую отмель и свежий  намыв гальки.2. Утро было солнечное, безветре(н,нн)ое, но не жаркое.3.  Наконец мы оказались на уступке, заваленном огромными Каме(н,нн)ыми  глыбами.4. Я распластался возле нее на твердой  Каме(н,нн)ойглади, и  сосущая, ледя(н,нн)ая притягательность бездны исчезла, стало совсем  легко смотреть вниз.5. Но тут Витька с звери(н,нн)ой быстротой  нагнулся, нашарил что­то в воде, и, когда выпрямился, в  руке у него был  увесистый камень.6. Тяжело оседая, автобус въехал на деревя(н,нн)ый  мосток через ручей, границу Синегории .7. Витька сделал мне знак и с  силой швырнул через ручей серебря(н,нн)ую монету.8. Дядя Митя обожал детей, вечно возился с ними, одаривал свистульками и оловя(н,нн)ыми  солдатиками, добытыми в том же руднике.(Ю. Нагибин). Упражнение№2  Слитно или через дефис?           (Жилищно) бытовой, (журнально) газетный, (авиационно) спортивный, (красно)знаменным, (автомобильно) дорожный, (древне) русский,( аграрно)  индустриальный, (стале) литейный ,(трех) этажный, (азотно)водородный,  (атмосферо) устойчивый,(общественно) политический, (средне)суточный,  (отчетно) выборная кампания,(почтово) телеграфное агенство, (иссиня)черный,  (изжолта) красный. Проверочная карточка. Жилищно­бытовой, журнально – газетный, авиационно­ спортивный,  краснознаменный, автомобильно – дорожный, древнерусский, аграрно –  индустриальный, сталелитейный, трехэтажный, азотно – водородный,  атмосфероустойчивый, общественно – политический, среднесуточный, отчетно – выборная компания, почтово – телеграфное агенство, иссиня – черный, изжелта  – красный. Упражнение№3 Выпишите местоимения, которые пишутся: а) в одно слово,  б) в три слова, в)  через дефис. 1.      Каждое утро он получал около литра молока , что здесь не считалось  (н..)  (во) (что).2. Даже обыкновенные, (н..) (чем)не примечательные  дворняги скоро узнают  имена людей.4.Все затихло. Не слышно ни  трамвая, ни троллейбуса, ни гудков – (н..)(чего).5. Овцы из – за  перегородки потопали на него копытами, вроде бы угрожая, но и тут же и  успокоились, поскольку уточнили, что Бим не имеет (н..)(каких)  агрессивных намерений.6. (Что) (то) внутри  сосало, а он смутно  догадывался, что при такой сытости и хорошем обращении не было (чего)  то самого главного. Проверочная карточка. 1. Ничем, ничего, никаких. 2. Ни во что, ни на что. 3. Кто – то, что – то, чего – то, ничего – то. Упражнения№4             Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выпишите глаголы в  следующем порядке:1.с буквами е­и в окончание 1и 2 спряжения.2. с  тся и  ться; 3. С мягким знаком после шипящих в неопределенной форме и форме 2  лица единственного числа; 4. с гласными в суффиксах. Инт..рес?но заноч…вать в сов..ршенно (не)знакомом мест..! Утром, при свет.. со? нца, все покаж..т?ся совсем другим, чем вид..лось ночью: с восходом со?нца  придет?ся тебевсе зан..во открывать. Темные х..лмы, что угрюмо окружали ночью со всех сторон, Пр..вр..тят?ся при свет.. в веселые купы кустов. А то, что к..залось  д..лекими гребнями гор, вдруг обернет?ся ст..ной бли..кого леса. И так  всегда: словно л..жиш?ся спать в одном месте, а прсыпаеш?ся совсем в  другом!      В (не)знакомом месте невольно вслуш..ва..ш?ся больше обычного, а  потому и слыш..ш? больше, чем надо, ­ сам от себя гон..ш? сон. Утром вместе с т..мнотой разойдут?ся и страхи: откро..т?ся взору земля, тобой  еще не виденная. (Н.И. Сладков) Контрольное списывание.           Мы стали подплывать к другому, отлогому берегу. Белые, чистые  пески с грядами цветной гальки широко расстилались перед нами. Один  из гребцов соскочил в воду и крепко привязал лодку к причалу. Тут мой  язык уже развязался, и я с большим любопытством стал расспрашивать  обо всем.        С нами в лодке был ковер и подушки, мы положили их на сухом  песке. Мать боялось сырости и прилегла на них. Меня отец повел  набирать камешков, от которых я пришел в восхищение. В карте нашей  было много дорожных ящиков, один из них мать очистила и отдала в мое  распоряжение, и я с большим старанием уложил свои сокровища.                                    (По С. Аксакову). Задания. 1. 2. 3. 4.       Объясни правописание гласного звука в корне слова: прив..зал.       Подбери антонимы к этому слову.       Что можно сказать о слове, имеющем окончание –ешь?       Составь схему предложения и объясни знаки препинания в  последнем предложении первого абзаца.                                Найди ошибку! ­в рассуждении.       1.облако похож.. на коня – в безударных окончаниях кратких  прилагательных  в среднем роде единственного числа после  шипящих всегда пишется е.   2.чай горяч? – ь после шипящей пишется, потому что это  прилагательное мужского рода. 4. в бескрайн..й степи – в окончаниях прилагательных в женском роде  предложного падежа единственного числа после мягких согласных  пишется е.      ­ найди ошибки в образовании степеней сравнения  прилагательных. Запишите правильный вариант. 1. Байкал – самое глубочайшее озеро. 2. Это сумка тяжельше. 3. Он стал здоровше. 4. Они выполняли наиболее легчайшую работу. 5. Волга ширше Днепра. Допишите предложения, образуя сложное предложение и предложение с  однородными членами. 1.    Выглянуло солнце и ….. . 2.Прозвучал сигнал и …. . 3. Ракета взлетела и  … . Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст. А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан. Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду. В. Собственно головы у него, казалось, не было. АЛГОРИТМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА  УРОКАХ. Как расставить  знаки препинания. 1.Найди грамматические основы и установи, какое предложение простое  или сложное.      2.Если сложное, расставь необходимые знаки препинания между  простыми в составе сложного.   3.Проанализируй каждое простое предложение и расставь знаки  препинания внутри простого. Правописание НЕ с различными частями речи. 1.    Установить, какая перед вами часть речи. Алгоритм рассуждения для имени существительного, имени  прилагательного, наречия. Употребляется ли слова без Не? Нет – пишу слитно. Да – можно ли заменить синонимом без Не или близким по значению  выражением? Да – пишу слитно. Нет – раздельно. Особыми условиями раздельного написания являются наличие  противопоставления с союзом а и наличие зависимых слов далеко  не, вовсе не, ничуть не и т.д.      Алгоритм рассуждения для причастия. В полной или краткой форме? В полной. Есть ли при причастии зависимое слово? Да – раздельно.  Нет – слитно. В краткой – раздельно. Правописание Н и НН в различных частях речи. 1.     Установить, какая часть речи. Прилагательное. 2. Образовано от существительного или от глагола? От существительного. Н в суффиксах АН, ЯН, ИН. Исключения: деревянный,  оловянный, стеклянный. НН в суффиксах ЕНН, ОНН. Исключения – ветреный. От глагола (это же правило распространяется и на причастия). Есть ли одно из 4 условий? Наличие приставок (кроме НЕ). Наличие суффикса –ова(ева). Наличие зависимого слова. Образовано от бесприставочного глагола совершенного вида. Если есть одно из 4 условий – пиши НН.  Исключения: жеваный, кованый, названый, посаженый. В кратких прилагательных пишу столько Н, сколько в полных, от  которых они образованы. В кратких причастиях всегда Н. В наречиях на о – е пишу столько Н, сколько в прилагательных, от  которых они образованы.

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО

Методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы учреждений СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2019