Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"
Оценка 4.7

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
1 кл—9 кл
19.01.2017
Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"
В методических рекомендациях описаны особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся. Концептуальная основа построения индивидуального образовательного маршрута определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) . Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога- тьютора - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов: • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; • возможностями удовлетворить образовательные потребности личности; • ресурсными возможностями школы
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся.docx
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся Морозова И.В., заместитель директора  МБОУ «СОШ №6» г. Старый Оскол "Мы ничему не можем научить человека.  Мы можем только помочь ему открыть это в себе".  Галилео Галилей. Современное   состояние   образования   характеризуется   интенсивным   поиском   наиболее эффективных   форм   образовательной   деятельности,   созданием   таких   условий   обучения   и развития   детей,   которые   способствовали   бы   максимальному   раскрытию   их   способностей   и отвечали  потребностям. Основная   идея   обновления   образования   состоит   в   том,   что   оно   должно   стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.  Очевидно, что при максимальном учете   индивидуальных   особенностей   ребенка,   для   формирования   комплекса   умений   его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании, идеальным может считаться индивидуализация образования.   Индивидуализация   обучения  –   это   с   одной   стороны   ­   организация   учебной деятельности,   при   которой     выбор   способов,   приемов,   темпа   обучения   обуславливается индивидуальными   особенностями   учащихся.   С   другой   ­   различные   учебно­методические, психолого­педагогические   и   организационно­управленческие   мероприятия,   обеспечивающие индивидуальный подход. Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование, индивидуализация образовательной деятельности в контексте предпрофильной подготовки, успешной  подготовки к сдаче   государственной итоговой аттестации учащихся 9­х и 11­х классов, в том числе для одаренных   детей,   и   детей,   попавших   в   трудную   жизненную   ситуацию,   осуществима   с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. Итак, так что же такое индивидуальный образовательный маршрут? Индивидуальный   образовательный   маршрут  определяется   учеными   как   целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции   субъекта   выбора,   разработки   и   реализации   образовательной   программы   при осуществлении   преподавателями   педагогической   поддержки   его   самоопределения   и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). В   нашем   понимании  индивидуальный   образовательный   маршрут   (ИОМ)  –   это программа   создания   образовательной   среды   развития   ребенка,   которая   создается   в сотрудничестве и взаимодействии педагога, учащегося и его родителей.   Индивидуальный   образовательный   маршрут   определяется   образовательными потребностями,   индивидуальными   способностями   и   возможностями   учащегося   (уровень готовности   к   освоению   программы),   а   также   существующими   стандартами   содержания образования.  Универсального   рецепта   создания   индивидуального   образовательного   маршрута     в настоящий момент нет. Способ построения ИОМа характеризует особенности обучения  ребенка и   развития   его   на   протяжении   определенного   времени,   то   есть   носит   пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении   ребенка,   что   позволяет   вовремя   корректировать   компоненты   педагогической деятельности. ИОМ,   Воробьевой,   по   мнению   С.В.   адекватен   личностно­ориентированной образовательной   деятельности,   но   в   то   же   время,   не   тождественен   ей,   так   как   имеет специфические   особенности.   Он   специально   разрабатывается   для   конкретного   учащегося. Причем   на   стадии   разработки   ИОМ   учащийся   выступает   как  субъект   выбора дифференцированного   образования,  предлагаемого   образовательным   учреждением   и   как заказчик   образовательных   услуг,   предъявляя   свои   образовательные   потребности, познавательные   и   иные   индивидуальные   особенности.   А   на   стадии   реализации   учащийся выступает как субъект осуществления образования.  Содержание   ИОМ   определяется   образовательными   потребностями,   индивидуальными способностями,   интересом   и   возможностями   учащегося   (уровнем   готовности   к   освоению программы)   и   его   родителей   в   достижении   необходимого   образовательного   результата, содержанием базовой образовательной программы.  Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:  осознанием всеми участниками образовательной деятельности необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения; осуществлением психолого­педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащимися; активным включением учащихся в деятельность по созданию ИОМ; организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.     Развитие   ребенка   может   осуществляться   по   нескольким   образовательным   маршрутам, которые   реализуются   одновременно   или   последовательно.   Отсюда   вытекает   основная   задача педагога­тьютора ­ предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов: особенностями,   интересами   и   потребностями   самого   ребенка   и   его   родителей   в достижении необходимого образовательного результата; возможностями  удовлетворить образовательные потребности личности; ресурсными возможностями школы.      установление   межцикловых, Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:   целевой  (постановка   целей   получения   образования,   формулирующихся   на   основе ­ государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);  ­  содержательный  (обоснование   структуры   и   отбор   содержания   учебных   предметов,   их систематизация   и   группировка,   межпредметных   и внутрипредметных связей);  ­ технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);  ­ диагностический (определение системы диагностического сопровождения);  ­ организационно­педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).  Анализ   методической   литературы   по   теме   «Составление   индивидуальных   образовательных маршрутов»   позволил   выделить   цели   применения   образовательных   маршрутов   на   разных уровнях получения образования: Автор Начальная школа Ямшинина  С.Н. Князева Т.Н. компенсация   трудностей   в   обучении   и   дальнейшее   успешное освоение предметного материала; повышение функциональной грамотности в предмете; Цели индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)   Основная школа Вишневская Л.Л. Галацкова И.А. Куприянова Г.В. Маркова В.Н. Осадчая Л.А. Тряпицына А.П. Александрова Е.А. Маскаева М.А. Рындак В.Г. Тряпицина А.П. Утепов М.Б.      осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе профессионального самоопределения; совершенствование в избранной сфере деятельности; повышение функциональной грамотности в предмете; развитие образовательной потребности в предметном обучении; организация деятельности одаренного подростка Средняя школа  организация обучения на базовом или повышенном уровне через выбор предлагаемых элективных курсов, профильных предметов; организация исследовательской деятельности в школе; становление личностных достижений школьников;    мотивирование и развитие рефлексии. Из разнообразия видов ИОМ, представленных в методической литературе, учитывающих возрастные   особенности,   активность   учащихся   и   набора   таких   факторов,   как   уровень психического   развития,   здоровье,   познавательный   профиль,   способности   и   образовательные потребности, мы остановились на классификации, разработанной И.А. Галацковой для работы с учащимися: ­ с опережающими темпами развития; ­с ослабленным здоровьем; ­с низкой учебной мотивацией; ­ одаренные учащиеся. В нашей школе работа педагогов­тьюторов охватывает все виды ИОМ    При   построении   индивидуального   образовательного   маршрута   Хуторской   А.В.   выделяет несколько этапов:  Этапы построения ИОМ Первый   этап. Диагностика   педагогом   уровня   развития   и   степени   выраженности личных качеств учащихся. На этом этапе проводится конкурс вопросов по темам учебного курса, тестирование, выбор заданий различного типа. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Диагностика:     образовательных потребностей и мотивов; предпочитаемых видов деятельности; начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений; особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учащимся и его родителями содержание, подлежащее усвоению; виды деятельности по усвоению учебного содержания; ожидаемые индивидуальные результаты; определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:     формы контроля. Второй этап. Фиксирование каждым учащимся, а затем и педагогом фундаментальных образовательных объектов. Знакомство с содержанием   учебного предмета в целом, темы, Каждый учащийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить. Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала): ­ определение индивидуальных целей; ­ отношение к выделенным проблемам; ­ определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д Четвертый этап. Выстраивание ИОМ. Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Учащийся с помощью педагога­тьютора  выступает в роли организатора своего образования: ­ формулировка цели, ­ отбор тематики,   ­ предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, ­ составление учебно­тематического плана, ­ отбор средств и способов деятельности, ­   выстраивание   системы   контроля   и   оценки   деятельности,   установление   сроков   освоения содержания. Создается индивидуальная программа обучения на определенный период  (занятие, тема, раздел, курс). Этап предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком. Пятый   этап. Деятельность   по   одновременной   реализации   ИОМ   учащихся   и   общей образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствии с основными элементами деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка Роль   педагога­тьютора   заключается   в   том,   чтобы   направить,   дать   алгоритм индивидуальной   деятельности   учащегося,   вооружить   его   соответствующими   способами деятельности,   поиском   средств   работы,   выделить   критерии   анализа   работы,   рецензировать, оценить деятельность учащегося. Учащиеся представляют образовательные объекты, способы работы с ними, демонстрируют, сопоставляют и обсуждают продукцию. Шестой   этап. Демонстрация   личных   образовательных   результатов   учащимися   и коллективное их обсуждение. Педагог­тьютор  демонстрирует идеальные «продукты» по данной теме: понятия, законы, теории   и   др.   Организуется   работа   по   выявлению   проблем   в   окружении,   элементы   которых получены учащимися в собственной деятельности. Осуществляется   через   взаимодействие: преподаватель   –   учащийся;   учащийся   –   другие учащиеся.  Формы взаимодействия: ­ дискуссии, ­ проблемные семинары, ­ творческие мастерские, ­ конференции и т.д. Седьмой   этап. Интеграция   с   другими   специалистами.  Разработчик   маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно­тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов. Необходимо отметить, что данный этап подвижен. Если педагог­тьютор работает с ребенком с ОВЗ, то на начальном этапе работы понадобиться помощь специалистов. Восьмой   этап. Рефлексивно­оценочный   этап.   Выявление   индивидуальных   и   общих образовательных продуктов деятельности (в виде схем, материальных объектов), фиксирование видов и способов деятельности. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной   деятельности   ребенка.   Каждый   учащийся   оценивает   свою   деятельность   и конечный продукт, уровень личных изменений. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности. Формы   подведения   итогов   используемых   в   индивидуально­образовательном   маршруте для   детей могут быть   разными.  Самооценку своей деятельности по ИОМ учащийся может провести по анкете самоанализа, а педагог­тьютор ­ опираясь на оценочные таблицы. Таким образом, составление индивидуальных образовательных маршрутов направлены в первую очередь на то, чтобы:  создать условия при которых каждый ребенок, используя свои познавательные возможности, сможет получать нужные знания; вызвать у учащихся желание активно добывать знания, развивать у учащихся познавательные мотивы; показать   учащимся   различные   способы   "добычи"   знаний,   обогатить   способами познавательной деятельности.    В   зависимости   от   возраста   школьников,   требующих   индивидуального   сопровождения, меняется и роль тьторов (педагогов) во взаимодействии с ним. Возраст Младший школьный возраст (1­5  классы) Характеристика основного вида ИОМ Тьютор   (педагог):  инициатор,   направляющий   в   построении   ИОМ школьника.   Формирует   цель,   ориентированную   на   содержание образования; задачи ИОМ определяются направленностью на создание первичной   знаниевой   основы   для   формирования   составляющих познавательной   компетенции;   осуществляет   отбор   форм,   видов, способов   деятельности;   формирует   и   поддерживает   мотивацию, определяет критерии достижения результата, осуществляет функцию контроля.  Учащийся:   получает   информацию   о   цели   и   содержании   ИОМ, требованиях к деятельности по реализации, собственных особенностях, действует под руководством педагога, анализирует под руководством педагога свои достижения. Тьютор   (педагог):  мотивирует   учащегося   к   овладению   знаниями   и навыками   по   построению   ИОМ,   раскрывает   цели   и   задачи   ИОМ, обоснование выбора форм, методов, приемов, видов деятельности через содержание образования. Учащийся:  применяет   полученные   знания   об   элементах проектирования  ИОМ в учебной  деятельности,  формулирует  цели и задачи ИОМ, самостоятельно осуществляет тренировочную разработку ИОМ, осуществляет пошаговое планирование и саморефлексию. Учащийся:  самостоятельно   определяет   цель,   ориентированную   на формирование   составляющих   специальных   компетентностей   в выбранной   области,   формулирует   задачи   ОИМ,     определяет приоритетные пути их достижения, осуществляет самоконтроль. Тьютор (педагог): сопровождает учащегося в процессе продвижения по   ИОМ,   отслеживает   результативность,   корректирует   отдельные элементы   шагов   ИОМ,   направляет   деятельность   по   расширению спектра способов деятельности. Подростковый   возраст(6­9 классы) Старший школьный возраст (10­11 классы) Анализируя взаимодействие педагога­тьютора  и учащегося на разных возрастных этапах,   позиции   роль   педагога   с   позиции     инициатора   ИОМ   к   мы   видим,   как   смещается   сопровождающего по ИОМ.  В  заключении   хотелось   бы  отметить,  что    с   учетом  акцентов,  расставленных  новыми образовательными   стандартами,   которые   позволяют   рассматривать   урочную   и   внеурочную деятельность   как   единое   пространство   образовательного   учреждения,   индивидуальные образовательные   маршруты   выступают   как   способ   реализации   всевозможных   форм   и   видов   Маршрутная   система   обучения   позволяет   реализовать   личностно­ деятельности. ориентированный   подход   в   образовании   детей,   который   максимально   учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволит создать такие психолого­педагогические условия, которые обеспечат активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности   на   основе   самообразования,   саморазвития,   самовыражения   в   ходе   овладения знаниями.

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"

Методические рекомендации "Особенности построения индивидуального образовательного маршрута учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017