Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Оценка 4.9

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Оценка 4.9
Памятки
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
16.12.2018
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Актуальность проблемы медиабезопасности детей и подростков определяется еще и нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию. Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Пояснительная записка к брошюре.doc
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Новокуйбышевский нефтехимический техникум» Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг ­ виртуальный террор» Нефедова Е.А Севостьянова Г.О. Тарасова О.П. г.о. Новокуйбышевск, 2018 г. Пояснительная записка Обеспечение   государством   информационной   безопасности   детей,   защита физического,   умственного   и   нравственного   развития   несовершеннолетних,   а   также человеческого   достоинства   во   всех   аудиовизуальных   медиа­услугах   и   электронных СМИ – требование международного права.  Международные   стандарты   в   области   информационной   безопасности   детей 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации №436­ФЗ «   нашли отражение и в российском законодательстве.     О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»  со всеми изменениями  и дополнениями  устанавливает  правила   медиа­безопасности детей  при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на   любых   видах   носителей,   программ   для   компьютеров   и   баз   данных,   а   также информации,   размещаемой   в   информационно­телекоммуникационных   сетях   и   сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон   определяет  информационную   безопасность   детей  как   состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.  Принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,  направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия   в   общедоступных   источниках   массовой   информации,   от   информации, способной   развить   в   ребенке   порочные   наклонности,   сформировать   у   ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.  Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио­, видео­   или   кинохроникальной   программы   должны   содержать   знак   информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир   радиопрограмм,   телепрограмм   они   должны   сопровождаться   сообщением   об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях. Актуальность  проблемы медиабезопасности детей и подростков определяется еще   и   нарастающим   глобальным   процессом   активного   формирования   и широкомасштабного   использования   информационных   ресурсов   особое   значение приобретает информационная безопасность детей.           Просвещение   подрастающего   поколения   в   части   использования   различных информационных   ресурсов,   знание   элементарных   правил   отбора   и   использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.           Медиаобразование   выполняет   важную   функцию   защиты   от   противоправного   и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению   криминальных   посягательств   на   детей   с   использованием информационно­телекоммуникационных сетей. Таким образом, медиабезопасность ­ обеспечение государством информационной безопасности граждан, защита физического, умственного и нравственного развития, а также   человеческого   достоинства   во   всех   аудиовизуальных   медиа­услугах   и электронных СМИ.        Формы   и   методы  просвещения   детей,   подростков   и   их   родителей   в   области медиабезопасности, формирования культуры использования ресурсов сети Интернет: ­ классные и информационные часы; ­ уроки; ­ факультативы; ­ лекции, семинары; ­ рефераты; ­ тематические вечера; ­ конкурсы, вечера вопросов и ответов; ­ диспуты, дискуссии; ­ родительские собрания; ­ индивидуальная работа. Понимая   особую   значимость   для   подрастающего   поколения   информационной безопасности,   рекомендуется   вести   систематическую   работу   по   просвещению   всех участников   образовательного   процесса.  Эффективность   просвещения   детей   и   их родителей   в   области   медиабезопасности   зависит   от   системности   мероприятий, организованных   в   образовательных   организациях   начиная   с   раннего   возраста воспитанников. Методические рекомендации разработаны в помощь классным руководителям, учителям­предметникам, педагогам дополнительного образования, всем тем, от кого зависит   информационная   безопасность   школьников.   Рекомендации   могут   быть использованы   при   подготовке   родительских   собраний,   методических   объединений учителей, проведении уроков медиабезопасности, классных часов, семинаров. Цель – повышение медиаграмотности родителей, учащихся. Задачи программы: 1. познакомить с нормативно­правовыми документами по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; 2. сформировать знания в области безопасности детей использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций; 3. изучить технологии и средства защиты информации; 4. сформировать   навыки   по   профилактике   и   коррекции   зависимого   поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом; 5. формирование и   расширение   компетентностей   работников   образования   в   области медиабезопасного поведения детей и подростков; 6.формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности; 7.организации просветительской работы с родителями и общественностью. Соцсети ­ опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка О том, что постоянное блуждание в социальных сетях влияет на детей не очень благоприятно   мы   подозревали   всегда.   Однако,   в   современном   мире   выделяют несколько   основных   опасностей,   которые   могут   навредить   вашему   чаду   при бесконтрольном доступе в интернет: 1. Быстрое   привыкание   и   формирование   зависимости.   Соцсети   устроены таким   образом,   что   в   них   содержится   достаточно   много   разноплановой информации,   здесь   можно   пообщаться   с   друзьями,   похвастаться   новыми фотографиями, почитать новости, узнать о новой технике вязания и так далее. Это приводит к тому, что подросток, попавший в соцсети, не может вырваться оттуда   долгое   время   и   все   время   стремится   возвращаться   туда   за   новой информацией; 2. Легкодоступные   эмоции,   полученные   путем   положительных   оценок   постов отправителя, также формируют зависимость; 3. Информация   в   соцсетях   подается   несколько   специфичным   способом,   путем мелких заметок, фотографий, видео. Это приводит к тому, что мозг перестает воспринимать более развернутый текст и анализировать прочитанное; 4. Легкодоступность   соцсетей   в   телефоне   становится   причиной   постоянного желания   узнавать   все   больше   и   больше  не   оценивая   качество  получаемой информации.   Мозг   постоянно   требует   пищу   для   новых   размышлений   и получается так, что даже проехать в метро без доступа в интернет становится крайне сложно; 5. Монотонное листание постов приводит к быстрому утомлению и усталости, а иногда даже к стрессу; 6. Подмена   полноценного   общения   приводит   к   притуплению   реальных   чувств радости, страха, сострадания. В результате развивается отчуждение; 7. Отсутствие возможности размышлять  и рассуждать на различные темы, приходить к логическим выводам, принимать решения приводит к деградации и явному снижению интеллекта. Таким образом, если не акцентировать внимание на частоте использования соцсетей, это   приведет   к   видимым   изменениям   в   поведении   и   ухудшению   качества   реальной жизни. Кибербуллинг или травля ребёнка. Кибербуллинг   (cyber­bullying),  подростковый   виртуальный   террор,   получил свое   название   от   английского   слова   bull   —   бык,   с   родственными   значениями: агрессивно   нападать,   бередить,   задирать,   придираться,   провоцировать,   донимать, терроризировать,   травить.   В   молодежном   сленге   является   глагол   аналогичного происхождения — быковать. Кибер­буллинг часто неоправданно путают с моббингом, или   массовым   травлей   (от   mob   —   толпа),   хотя   в   действительности   агрессивное поведение, которое обозначается этими двумя понятиями, имеет различные социально­ психологические механизмы. Кибер­буллинг   —   это   нападения   с   целью   нанесения   психологического   вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web­сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). Обычно агрессию взрослых, направленную на детей, не считают буллингом. Кибер­буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого   —   шутки,   которые   не   воспринимаются   всерьез,   на   радикальном   же   — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга. Унижение или травля в интернете иногда оказывается для подростков и детей более болезненной, чем побои после в школе и на улице. Используя социальные сети интернет агрессоры распространяют унизительные и порочащие фотографии, видео, пародийные картинки, слухи. Информация достигает большого   количества   пользователей.   Киберагрессоры   могут   постоянно   запугивать своих жертв и шантажировать их. Во многих случаях дети не могут определить, кто является источником этой травли,   но   боятся   их   мести   при   обращении   за   помощью   к   родителям   или   другим взрослых. Взрослые пока мало задумываются об опасностях широкой кибер­практики своих   детей,   хотя   о   последствиях   буллинга   реального   приходится   слышать   часто: сообщения   о   травмах,   нанесенных   сверстниками,   попытки   суицидов   и   трагические смерти. К сожалению, эти случаи часто сопровождаются беспомощностью взрослых: «Не   представляю,   как   это   могло   случиться»,   «Такой   хороший   был   мальчик...» Традиционное для бюрократической системы замалчивание проблемы, поиск ложных мишеней для обвинения и отсутствие адекватного реагирования на подобные случаи приводят к тому, что даже о реальном буллинге мы знаем недостаточно. А кибер­ буллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы. Признаки травли подростка. Угрюмость, угнетенное состояние, плохое настроение, замкнутость, нежелание идти на контакт с родителями – это верные признаки того, что у ребенка в жизни что­ то не так. Если ваш ребенок ищет любой повод, чтобы не пойти в школу или поменять школу,   при   этом   придумывает   кучу   изощренных   отговорок,   нужно   обстоятельно разобраться в ситуации. Банальное нежелание учиться не проявляется, как правило, в постоянном «нытье». Выделяют восемь основных типов буллинга: 1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между   двумя   и   более   людьми,   разворачивается   обычно   в   публичных   местах   Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания. 2. Нападки,   постоянные   изнурительные   атаки   (harassment)   —   повторяющиеся оскорбительные   сообщения,   направленные   на   жертву   (например,   сотни   sms   на мобильный   телефон,   постоянные   звонки),   с   перегрузкой   персональных   каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн­играх эту технологию чаще   всего   используют   гриферы   (grieffers)   —   группа   игроков,   имеющих   целью   не победу, а разрушение игрового опыта других участников. 3. Клевета (denigration)   —   распространение   оскорбительной   и   неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные «книги для критики» (slam books) с шутками про одноклассников. 4. Самозванство,   перевоплощение   в   определенное   лицо   (impersonation)   — преследователь   позиционирует   себя   как   жертву,   используя   ее   пароль   доступа   к эккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает   свой   эккаунт   с   аналогичным   никнеймом   и   осуществляет   от   имени   жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма. 5. Надувательство,   выманивание   конфиденциальной   информации   и   ее распространение   (outing   &   trickery)   —   получение   персональной   информации   и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась. 6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным   в   группу.   Исключение   же   из   группы   воспринимается   как   социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести   к   полному   эмоциональному   разрушению   ребенка.   Онлайн­отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной   почты   или   список   друзей.   Кибер­остракизм   проявляется   также   в отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма. 7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д. 8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) —   название   происходит   от   случаев   в   английском   метро,   где   подростки   избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически.  Итак,   кибер­буллинг   —   это   нападения   с   целью   нанесения   психологического вреда,   которые   осуществляются   через   электронную   почту,   сервисы   мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web­сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). Обычно агрессию взрослых, направленную на детей, не считают буллингом. Различия   кибербуллинга   от   традиционного   реального   обусловлены особенностями   интернет­среды:   анонимностью,   возможностью   фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Реальный буллинг — это ситуация в школьном дворе, где старшие или более сильные   дети   терроризируют   младших,   слабых,   он   заканчивается,   когда   ребенок приходит из школы домой. Кибер­буллинг продолжается все время: информационно­ коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных подростков,   и   от   кибер­нападок   невозможно   спрятаться.   В   отличие   от   реального травли, для кибер­буллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические средства, время и желание кого­то терроризировать. Анонимный   враг   может   оставаться   неизвестным,   тогда   жертва   мучается вопросами: за что? Почему именно я? Кто это делает со мной? Жертвы кибер­буллинга еще   сильнее,   чем   жертвы   реальных   нападок,   боятся   обращаться   за   помощью   к взрослым,   так   как   опасаются   дополнительного   наказания   —   лишение   привилегий пользоваться   компьютером   или   мобильным   телефоном,   что   для   многих   родителей является   логическим   выходом   из   подобной   ситуации.   Страх   потерять   доступ   к виртуальному пространству заставляет жертв кибер­буллинга скрывать свою проблему от взрослых. Что   делать   взрослым   для   профилактики   кибербуллинга,   его   прекращения   или преодоления его последствий? Прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку и его виртуальным практикам. Родители и дети имеют разные маршруты и предпочтения и в медиа, и в интернете,   однако,   в   отличие   от   правил   дорожного   движения,   взрослые   редко рассказывают детям, что стоит и чего не стоит делать в виртуальном мире. Доступ к виртуальному   миру   требует   регулирования,   введения   четких   правил   пользования   и разъяснения,   в   каких   случаях   и   какое   поведение   считается   нормальным   и   будет безопасным.  Важным элементом родительского контроля является расположение компьютера в зоне общего пользования (гостиная, кухня), где, занимаясь параллельно собственными делами,   взрослые   могут   ненавязчиво   наблюдать   время   от   времени   за   реакциями ребенка, когда он находится в интернете, а также будет легче контролировать время работы с компьютером.  Следует   внимательно   выслушивать   впечатления   ребенка   от   общения   с   новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые она использует.  Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом или просмотра sms­сообщений расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается его успеваемость в школе. Отслеживайте онлайн­репутацию ребенка — ищите его имя в поисковых серверах. Если   ваш   ребенок   стал   жертвой   кибербуллинга,   необходимо   сохранить свидетельства   этого   события.   Сделать   копии   полученных   сообщений.   Сохраняйте спокойствие — вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он вам показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка. Не следует преуменьшать значение агрессии против вашего ребенка, но и пугать также не следует: нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте   и   не   ограничивайте   действия   ребенка   в   ответ   на   его   признание. Проговорите   с   ребенком   ситуацию   и   внимательно   его   выслушайте.   Повторите простейшие   правила   безопасности   при   пользовании   интернетом,   дайте   советы   по дальнейшему   предотвращению   кибер­буллинга.   Одноразовой   беседы   будет недостаточно — медийный иммунитет, как и биологический, не формируется раз и навсегда, а требует периодического обновления. Вот   несколько   советов,   которые   стоит   дать   ребенку   для   преодоления   этой проблемы: 1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер­пространство. Пусть ребенок советуется со   взрослыми,   прежде   чем   отвечать   на   агрессивные   сообщения.   Старшим   детям предложите правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев. 2. Создавай собственную онлайн­репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя   кибер­пространство   и   предоставляет   дополнительные   возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенок должен знать, что   существуют   способы   узнать,   кто   стоит   за   определенным   никнеймом.   И   если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное   становится   явным.   Интернет   фиксирует   историю,   которая   состоит   из публичных   действий   участников   и   определяет   онлайн­репутацию   каждого   — накопленный   образ  личности  в  глазах  других  участников. Запятнать   эту  репутацию легко, исправить — трудно. 3. Храни подтверждения фактов нападений. Если ребенка очень расстроило сообщение, картинка,   видео   и   т.д.,   следует   немедленно   обратиться   к   родителям   за   советом,   а старшим   детям   —   сохранить   или   распечатать   страницу   самостоятельно,   чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время. 4.   Игнорируй   единичный   негатив.   Одноразовые   оскорбительные   сообщения   лучше игнорировать — часто кибер­буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет­дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор». 5.   Если   ты   стал   очевидцем   кибер­буллинга,   правильным   поведением   будет:   а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б)   поддержать   жертву   —   лично   или   в   публичном   виртуальном   пространстве предоставить   ей   эмоциональную   поддержку,   в)   сообщить   взрослым   о   факте некорректного поведения в кибер­пространстве. 6.   Блокируй   агрессоров.   В   программах   обмена   мгновенными   сообщениями   есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю. 7.   Не   стоит   игнорировать   агрессивные   сообщения,   если   письма   неизвестного   вам отправителя систематически содержат угрозы или порнографические сюжеты. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная   информация   размещена   на   сайте,   следует   сделать   запрос   к администратору для ее удаления. И в заключении можно отметить, что полностью искоренить кибер­буллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно.   Но   это   не   значит,   что   взрослые   могут   игнорировать   это   явление, отстраняться   от   защиты   своих   детей   и   регулирования   подростковых   конфликтов. Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер­ буллинг   является   особенно   опасным.   В   некоторых   случаях   стоит   поговорить   с психологом. Основная литература: Евтеев   Леонид.   Безопасность   ребенка   в   Интернете.   Инновационная образовательная сеть «Эврика» — Пермь, 2009. Медиа и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. М.: МЦБС, 2013 Методические   рекомендации:   Методика   организации   недели   «Безопасность Интернет»./Авторы  составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В. ­ Тамбов, ИПКРО 2012 Мурсалиева Г. Дети в сети. Шлем безопасности ребенку в Интернете / Галина Мурсалиева – М: Издательство «АСТ», 2017. – 320с. Солдатова   Г.,  Зотова   Е.,  Лебешева   М.,  Шляпников   В.  Интернет:   возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. — М.: Google, 2013. — 165с. Солдатова Г.В., Рассказова Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. 2012. № 10. С. 26–33. Солдатова   Г.В.,   Рассказова   Е.И.,   Лебешева   М.И.   Жестокий   опыт   //   Дети   в информационном обществе. 2012. № 12. С. 26–35.  Цифровая компетентность  подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с. Ресурсы сети Интернет: 1. http://www.nachalka.com/bezopasnost   2. http://detionline.com/helpline/rules/parents :  Дети России онлайн  3. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf   ­ «Безопасность детей в интернете», брошюра от microsoft  4. http://www.fid.su/projects/journal/ ­ фонд развития Интернет  5. http://stopfraud.megafon.ru/parents/ ­ безопасный интернет от Мегафона  6. http://www.mts.ru/help/useful_data/safety/ ­безопасный Интернет от МТС  7. http://safe.beeline.ru/index.wbp  ­ безопасный Интернет от Билайн  8. http://www.saferunet.ru/  ­ Центр безопасного Интернета в России,  горячая линия по безопасному Интернету.   9.   http://www.microsoft.com/ru­ru/security/default.aspx   ­   безопасный   интернет   от microsoft  10.   http://www.mvd.ru/userfiles/broshyura_k_01_02_2012.pdf   ­   брошюра   МВД   России «Безопасный интернет» Нормативные документы:   1.Федеральный   закон     от   27.07.2006   г.   №   152­ФЗ   (ред.   от   21.07.2014   г.)   "О персональных   данных"   (с   изменениями   и   дополнениями,   вступающими   в   силу   с 01.09.2015 г.)        2. Федеральный закон     от 29.12.2010 г. № 436­ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей   вред   их   здоровью   и   развитию"   (в   ред.   Федеральных   законов   от 28.07.2012   №   139­ФЗ,   от   05.04.2013   №   50­ФЗ,   от   29.06.2013   г.   №   135­ФЗ,   от 02.07.2013 г. № 185­ФЗ, от 14.10.2014 г. № 307­ФЗ, от 29.06.2015 г. № 179­ФЗ) 3.Федеральный   закон     от   28.12.2010   г.   №   390­ФЗ   "О   безопасности"   (в   ред.   Федерального закона от 05.10.2015 г. № 285­ФЗ)      4.Распоряжение  Правительства Российской Федерации       от 02.12.2015 г. № 2471­р   "Концепция информационной безопасности детей"      5.Распоряжение   министерства   образования   и   науки   Самарской   области  от 16.04.2007   г.   №   200­р   "О   внедрении   системы   контентной   фильтрации   доступа общеобразовательных учреждений Самарской области к ресурсам сети Интернет" 6.Приказ   департамента   образования   мэрии   городского   округа   Тольятти  от 16.02.2007 г. № 49 "Об информационной безопасности".  (приложение  1. Правила использования   Интернет   в   образовательном   учреждении;   приложение   2. Инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися Интернет). Государственные   органы   и   общественные   организации,   занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве: Управление   «К»   МВД   России   –   подразделение   в   составе   Бюро   специальных технических мероприятий МВД РФ, занимающееся раскрытием преступлений в сфере высоких технологий. Образовано в 1998 году. http://www.memoid.ru/node/Upravlenie_ %C2%ABK%C2%BB_MVD_Rossii Юрисдикция Управления «К» распространяется на следующие виды преступлений (История  создания и основные  направления деятельности,  материалы  официального сайта МВД РФ):       противоправные действия в сфере компьютерной безопасности (неправомерный доступ   к   информации,   изготовление   и   распространение   вредоносных   программ, мошенничества с электронными платёжными системами, распространение в Интернете порнографических материалов с участием несовершеннолетних);        преступления   в   информационно­телекоммуникационных   сетях   (нелегальный доступ к информации и незаконное использование ресурсов сетей сотовой и проводной связи, Интернета, спутникового и кабельного телевидения);     незаконный оборот радиоэлектронных и специальных технических средств;     нарушения авторских прав, изготовление и распространение нелицензированного программного обеспечения (ПО);     международные преступления в сфере информационных технологий.   С   2009   года   количество   обращений   граждан   в   Управление   «К»   МВД   России возросло в 2 раза. Основной объем составляют заявления о фактах мошенничества и распространения детской порнографии. В 2010 году по материалам Управления «К» МВД России возбуждено более 12,5 тыс.   уголовных   дел,   в   том   числе   по   фактам   преступлений,   совершенных   в   сети Интернет http://www.mvd.ru/. Фонд Развития Интернет  ­ http://www.fid.su/. Целями   создания   Фонда   являются:   поддержка   проектов,   связанных   с   развитием сети Интернет; содействие развитию глобальных информационных сетей; содействие развитию правового обеспечения в Сети.   Фонд   Развития   Интернет   открыл   интернет­сайт   "Дети   России   Онлайн" www.detionline.com,   призванный   обеспечить   безопасное     использование   интернетом детьми. На сайте Фонд представляет свои основные проекты, посвященные вопросам социализации   детей   и   подростков   в   развивающемся   информационном   обществе,   а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде. 1 июня 2011 года, в День защиты детей, стартовал третий Всероссийский конкурс сайтов   для   детей   и   юношества   "Позитивный   контент   ­   2011"!   Сайт   конкурса: www.positivecontent.ru.   Соорганизаторами   "Позитивного   контента"   стали   компания RU­CENTER, Фонд Развития Интернет и Hosting Community. Главные задачи этого конкурса ­ найти наиболее качественные, интересные, образовательные и безопасные (как в техническом, так и в контентном смысле) сайты; а также поддержать (и как следствие подтолкнуть к созданию новых) полезные и позитивные сайты, вовлекающие детскую и молодежную аудиторию Рунета в активную жизнь, как в Сети, так и за ее пределами. К участию в "Позитивном контенте ­ 2011" приглашены интернет­ресурсы для   детей,   которые   обладают   познавательной,   коммуникационной   или   развлекательной образовательной, направленностью.   подростков   и   молодежи,   информационной, Журнал   "Дети   в   информационном   обществе"   –   издательский   проект, осуществляемый   Фондом   Развития   Интернет   с   2009   года   при   научной   поддержке факультета   психологии   МГУ   имени   М.В.   Ломоносова   и   Федерального   института развития образования Министерства образования и науки РФ. Фонд Развития Интернет с 2007 года осуществляет всероссийские исследования по проблемам восприятия и использования ИКТ детьми и подростками, их социализации в развивающемся информационном обществе. В настоящее время Фонд совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова   и   Федеральным   институтом   развития   образования   МОН   РФ   проводит всероссийское исследование "Дети России онлайн" в 12­ти регионах России на основе методологии проекта EU Kids Online II. РОЦИТ – общественная организация российской интернет­отрасли, работающая с 1996 года. Направления деятельности РОЦИТ: популяризация, экспертиза и развитие интернета в России. Фонд   развития   сети   Интернет   "Дружественный   Интернет"   учрежден   Центром Анализа Интернет Ресурсов при активной поддержке ведущих участников интернет­ индустрии. Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Центр   Безопасного   Интернета   (Национальный   Узел   Интернет­безопасности   в России) ­ член Международной  сети "горячих  линий" по  борьбе с противоправным контентом INHOPE – http://www.detivrunete.ru/ Задачи   программы   «Безопасный   Интернет»:     создание   «горячей   линии»   в   сети Интернет для выявления фактов распространения информации о нелегальной торговле детьми,   детской   порнографией,   иной   противозаконной   или   вредной   для   детей информации;   оказание   юридической   помощи   гражданам   Российской   Федерации   по вопросам, связанным с борьбой с торговлей детьми и детской порнографией, а также с распространением иной противозаконной или вредной для детей информации в сети Интернет   или   сетях   мобильной   телефонной   связи;   проведение   семинаров   и конференций   по   проблемам,   связанным   с   борьбой   с   торговлей   детьми   и   детской порнографией, а также с распространением иной противозаконной или вредной для детей информации в сети Интернет или сетях мобильной телефонной связи; создание и поддержка информационных сайтов  Программы в сети Интернет; сотрудничество  с международными организациями, целями которых являются борьба с торговлей детьми и детской порнографией, противозаконной и вредной для детей информацией в сети Интернет и сетях мобильной телефонной связи. По телефону 8­800­200­24­00 предоставляются психологические консультации по проблемам   насилия   и   принуждения   к   сексуальной   эксплуатации,   а   также   помощь жертвам подобных преступлений. Все консультации, а также звонок на телефонный номер   Линии   помощи,   бесплатны;   консультации   предоставляются   круглосуточно. Телефонная   Линия   помощи   поддерживается   партнерами   Центра   безопасного Интернета в России. Можно получить удаленную консультацию с помощью сайта безопасного Интернета. Для этого на сайте Центра Безопасного Интернета предлагается с указанием Интернет­ адреса   сообщаемого   ресурса   сообщить   о   противоправном   контенте   в   Интернете   по следующим рубрикам: Сексуальная эксплуатация детей, детская порнография «Завлечение» педофилами детей в Интернете Расизм, национализм, ксенофобия, пропаганда сектантов Киберунижение, оскорбления и травля в Сети Пропаганда и публичное оправдание терроризма Пропаганда насилия и преступлений в Интернете Пропаганда наркотиков, их употребления Мошенничество в Интернете, информация о вредоносных программах Другие виды противоправного контента   Лига   безопасного   Интернета   –   крупнейшая   и   наиболее   авторитетная   в   России организация, созданная при поддержке Минкомсвязи РФ в январе 2011 года для борьбы с опасным контентом во всемирной сети путем самоорганизации профессионального сообщества,   участников   интернет­рынка   и   рядовых   пользователей.– http://www.ligainternet.ru/. В Лигу безопасного интернета входят ведущие телекоммуникационные операторы, IT­компании, интернет­ресурсы и общественные организации. Участниками Лиги являются все общественные организации, которые так или иначе заняты   проблемой   безопасного   Интернета:   Фонд   развития   Интернета,   Фонд «Дружественный рунет», РОЦИТ со своим Центром безопасного Интернета в России. Большая часть разработчиков программных продуктов родительского контроля также присоединилась   к   Лиге».   Попечительский   совет   лиги   возглавляет   министр   связи   и массовых   коммуникаций   Российской   Федерации   Игорь   Щеголев.   Учредитель   Лиги безопасного интернета ­ Благотворительный фонд Святителя Василия Великого. Лига занимается проблемами безопасности детей в сети. Среди них – масштабное распространение   детской   порнографии,   всплеск   сексуального   насилия   в   отношении несовершеннолетних. Линия   помощи   «Дети   онлайн».   Фонд   «Дружественный   Рунет»,   Фонд   Развития Интернет,   «КОМСТАР   —   Объединенные   ТелеСистемы»   (ОАО   «КОМСТАР­ОТС», LSE: CMST), крупнейший оператор интегрированных телекоммуникационных услуг в России   и   СНГ,   и   «Московская   городская   телефонная   сеть»   (МГТС),   входящая   в Группу «КОМСТАР­ОТС», запустили в рамках Года Безопасного Интернета (2009 г.) всероссийский общественный проект – интерактивная Линия помощи «Дети онлайн». Это   служба   телефонного   и   онлайн   консультирования   по   проблемам   безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений. Обратившись на Линию, пользователи могут получить квалифицированную помощь специалистов по вопросам безопасного пользования сетью Интернет и мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» начала работу в тестовом режиме 15 декабря 2009 года.  В  рамках   реализации   проекта  «КОМСТАР­ОТС»  как   оператор  дальней   связи выделил   единый   федеральный   номер   8­800­25­000­15   с   возможностью   совершения бесплатных междугородных звонков по всей территории России (услуга «Бесплатный вызов»),   а   МГТС   предоставила   рабочие   места   для   операторов   Линии   в   call­центре крупнейшей в стране справочно­сервисной службы 009. На   Линии   помощи   «Дети   онлайн»   работают   профессиональные   эксперты   – психологи   Фонда   Развития   Интернет   и   факультета   психологии   МГУ   имени   М.В. Ломоносова.   В   режиме   телефонного   и   онлайн   консультирования   специалисты оказывают   профессиональную   психологическую   и   информационную   помощь   детям, подросткам,   родителям   и   педагогам   по   безопасному   использованию   интернета   и мобильной связи детьми. Целевая   аудитория:   несовершеннолетние   (до   18   лет)   пользователи   Интернета   и мобильной связи; родители; работники образовательных и воспитательных учреждений (преподаватели, учителя, классные руководители, воспитатели). Задачи проекта: психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью   во   время   пользования   Интернетом   и/или   мобильной   связью; информационная   и   консультационная   поддержка   детей,   подростков,   родителей   и работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи детьми. Обратиться на Линию помощи можно, позвонив на бесплатный федеральный номер 8­800­25­000­15 (с 9 до 18 часов по московскому времени в рабочие дни) или отправив письмо   по   электронной   почте:   helpline@detionline.org.   Сайты   Линии   помощи: www.detionline.com, www.detionline.org.   Корпорация Microsoft поддерживает усилия Евросоюза и входящих в него стран­ участников по совершенствованию мер безопасности детей в Интернете и занимается разработкой   высокотехнологичных   методов   решения   проблем   безопасности   и защищенности в работе с компьютером. Microsoft на своих вебсайтах информирует общественность – особенно родителей и учителей   –   о   мерах,   помогающих   обезопасить   интерактивное   пребывание   детей   в Интернете. Например, сетевой сервис MSN 8 корпорации Microsoft включает в себя «средства   родительского   контроля»,   позволяющие   родителям   ограничивать   своих детей в использовании Интернета и общении через него.    Microsoft поддерживает паневропейскую организацию IN­HOPE, расширяющую и укрепляющую связи между европейскими «горячими линиями» Интернета, созданными смарт­процессором SIAP. Microsoft также продолжает осуществлять сотрудничество с Интерполом и Международным центром защиты детей от эксплуатации и похищений (ICMEC),   предоставляя   международную   программу   подготовки   сотрудников правоохранительных органов во всем мире, которые расследуют преступления против детей, совершаемые с помощью компьютера. Microsoft   считает,   что   программные   рейтинговые   услуги   являются   полезным средством повышения онлайновой детской безопасности. Например, проект INCORE (Определение рейтинга европейского Интернет­контента) был совместной инициативой государственного   и   частного   секторов,   реализованной   Европейской   Комиссией   и рекомендовавшей   использование   рейтинговой   системы   фильтрации   содержания (http://www.staysafeonline.com/).   ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ •   Европейская комиссия, Программа «Сейфер Интернет Плюс»: http://europa.eu. int/information_society/programmes/iap/index_en. htm •      Рамочное   решение   Совета   от   22   декабря   2003   г.   о   борьбе   с   сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией: http://europa.eu.int/eur­lex/pri/en/oj/dat/2004/L013/1_01320040120en00440048.pdf •      Рекомендации   Совета   от   24   сентября   1998   г.   о   защите   малолетних   и человеческого достоинства: http://europa.eu.int/eur­lex/pri/en/oj/dat/1998/l_270/L27019981007en00480055.pdf •   Решение Совета от 29 мая 2000 г. о борьбе с детской порнографией в Интернете: http://europa.eu. int/eur­lex/pri/en/oj/dat/2000/M 38/М 3820000609еп00010004.pdf •   Рейтинг европейского Интернет­контента: http://www.icra.org/ •   Федерация интерактивного программного обеспечения Европы: http://www.eupolitix.com/EN/Forums/lnteractive+Software+Federation+of+Europe/hom e.htm •   Паневропейская игровая информация: http://www.pegi.info/ •   Международный центр защиты детей от эксплуатации и похищений: http://www.icmec.org/ •      Как   защититься   от   интернет­угроз.   Памятка   для   школьников,   учителей, родителей. http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018