Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Оценка 4.9
Памятки
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
16.12.2018
Актуальность проблемы медиабезопасности детей и подростков определяется еще и нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.
Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.
Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Пояснительная записка к брошюре.doc
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»
Методические рекомендации
по обеспечению медиабезопасности детей и подростков
«Кибербуллинг виртуальный террор»
Нефедова Е.А
Севостьянова Г.О.
Тарасова О.П.
г.о. Новокуйбышевск, 2018 г. Пояснительная записка
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита
физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также
человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиауслугах и электронных
СМИ – требование международного права.
Международные стандарты в области информационной безопасности детей
29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации №436ФЗ «
нашли отражение и в российском законодательстве.
О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» со всеми
изменениями и дополнениями устанавливает правила медиабезопасности детей при
обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции
на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также
информации, размещаемой в информационнотелекоммуникационных сетях и сетях
подвижной радиотелефонной связи.
Закон определяет информационную безопасность детей как состояние
защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией
(в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому,
психическому, духовному и нравственному развитию.
Принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию», направленный на защиту детей от разрушительного,
травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и
насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации,
способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка
искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.
Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства
массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных
требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио,
видео или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной
продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в
эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об
ограничении их распространения.
Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой
учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение
рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в
детских образовательных организациях. Актуальность проблемы медиабезопасности детей и подростков определяется
еще и нарастающим глобальным процессом активного формирования и
широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение
приобретает информационная безопасность детей.
Просвещение подрастающего поколения в части использования различных
информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования
информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной
среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.
Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного и
манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует
предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием
информационнотелекоммуникационных сетей.
Таким образом, медиабезопасность обеспечение государством информационной
безопасности граждан, защита физического, умственного и нравственного развития, а
также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиауслугах и
электронных СМИ.
Формы и методы просвещения детей, подростков и их родителей в области
медиабезопасности, формирования культуры использования ресурсов сети Интернет:
классные и информационные часы;
уроки;
факультативы;
лекции, семинары;
рефераты;
тематические вечера;
конкурсы, вечера вопросов и ответов;
диспуты, дискуссии;
родительские собрания;
индивидуальная работа.
Понимая особую значимость для подрастающего поколения информационной
безопасности, рекомендуется вести систематическую работу по просвещению всех
участников образовательного процесса. Эффективность просвещения детей и их
родителей в области медиабезопасности зависит от системности мероприятий,
организованных в образовательных организациях начиная с раннего возраста
воспитанников.
Методические рекомендации разработаны в помощь классным руководителям,
учителямпредметникам, педагогам дополнительного образования, всем тем, от кого
зависит информационная безопасность школьников. Рекомендации могут быть
использованы при подготовке родительских собраний, методических объединений
учителей, проведении уроков медиабезопасности, классных часов, семинаров. Цель – повышение медиаграмотности родителей, учащихся.
Задачи программы:
1. познакомить с нормативноправовыми документами по вопросам защиты детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
2. сформировать знания в области безопасности детей использующих Интернет, СМИ,
различные виды телекоммуникаций;
3. изучить технологии и средства защиты информации;
4. сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения
школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом;
5. формирование и расширение компетентностей работников образования в области
медиабезопасного поведения детей и подростков;
6.формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной
безопасности;
7.организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Соцсети опасность для жизни, физического, психического и нравственного
здоровья и полноценного развития ребенка
О том, что постоянное блуждание в социальных сетях влияет на детей не очень
благоприятно мы подозревали всегда. Однако, в современном мире выделяют
несколько основных опасностей, которые могут навредить вашему чаду при
бесконтрольном доступе в интернет:
1. Быстрое привыкание и формирование зависимости. Соцсети устроены
таким образом, что в них содержится достаточно много разноплановой
информации, здесь можно пообщаться с друзьями, похвастаться новыми
фотографиями, почитать новости, узнать о новой технике вязания и так далее.
Это приводит к тому, что подросток, попавший в соцсети, не может вырваться
оттуда долгое время и все время стремится возвращаться туда за новой
информацией;
2. Легкодоступные эмоции, полученные путем положительных оценок постов
отправителя, также формируют зависимость;
3. Информация в соцсетях подается несколько специфичным способом, путем
мелких заметок, фотографий, видео. Это приводит к тому, что мозг перестает
воспринимать более развернутый текст и анализировать прочитанное;
4. Легкодоступность соцсетей в телефоне становится причиной постоянного
желания узнавать все больше и больше не оценивая качество получаемой
информации. Мозг постоянно требует пищу для новых размышлений и получается так, что даже проехать в метро без доступа в интернет становится
крайне сложно;
5. Монотонное листание постов приводит к быстрому утомлению и усталости,
а иногда даже к стрессу;
6. Подмена полноценного общения приводит к притуплению реальных чувств
радости, страха, сострадания. В результате развивается отчуждение;
7. Отсутствие возможности размышлять и рассуждать на различные темы,
приходить к логическим выводам, принимать решения приводит к деградации и
явному снижению интеллекта.
Таким образом, если не акцентировать внимание на частоте использования соцсетей,
это приведет к видимым изменениям в поведении и ухудшению качества реальной
жизни.
Кибербуллинг или травля ребёнка.
Кибербуллинг (cyberbullying), подростковый виртуальный террор, получил
свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями:
агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать,
терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного
происхождения — быковать. Кибербуллинг часто неоправданно путают с моббингом,
или массовым травлей (от mob — толпа), хотя в действительности агрессивное
поведение, которое обозначается этими двумя понятиями, имеет различные социально
психологические механизмы.
Кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда,
которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в
чатах, социальных сетях, на webсайтах, а также посредством мобильной связи. Такое
многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и
базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).
Обычно агрессию взрослых, направленную на детей, не считают буллингом.
Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе
которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же —
психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит
к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие
буллинга.
Унижение или травля в интернете иногда оказывается для подростков и детей
более болезненной, чем побои после в школе и на улице.
Используя социальные сети интернет агрессоры распространяют унизительные и
порочащие фотографии, видео, пародийные картинки, слухи. Информация достигает большого количества пользователей. Киберагрессоры могут постоянно запугивать
своих жертв и шантажировать их.
Во многих случаях дети не могут определить, кто является источником этой
травли, но боятся их мести при обращении за помощью к родителям или другим
взрослых. Взрослые пока мало задумываются об опасностях широкой киберпрактики
своих детей, хотя о последствиях буллинга реального приходится слышать часто:
сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические
смерти. К сожалению, эти случаи часто сопровождаются беспомощностью взрослых:
«Не представляю, как это могло случиться», «Такой хороший был мальчик...»
Традиционное для бюрократической системы замалчивание проблемы, поиск ложных
мишеней для обвинения и отсутствие адекватного реагирования на подобные случаи
приводят к тому, что даже о реальном буллинге мы знаем недостаточно. А кибер
буллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне
реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы.
Признаки травли подростка.
Угрюмость, угнетенное состояние, плохое настроение, замкнутость, нежелание
идти на контакт с родителями – это верные признаки того, что у ребенка в жизни что
то не так.
Если ваш ребенок ищет любой повод, чтобы не пойти в школу или поменять
школу, при этом придумывает кучу изощренных отговорок, нужно обстоятельно
разобраться в ситуации. Банальное нежелание учиться не проявляется, как правило, в
постоянном «нытье».
Выделяют восемь основных типов буллинга:
1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами
между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети.
Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый
взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может
превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может
вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся
оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на
мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов
коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайниграх эту технологию
чаще всего используют гриферы (grieffers) — группа игроков, имеющих целью не
победу, а разрушение игрового опыта других участников. 3. Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой
информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный
характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются
рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные
«книги для критики» (slam books) с шутками про одноклассников.
4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо (impersonation) —
преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к
эккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо
создает свой эккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы
негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с
адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма.
5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее
распространение (outing & trickery) — получение персональной информации и
публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть
включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная
смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он
себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может
привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайнотчуждение
возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список
нежелательной почты или список друзей. Киберостракизм проявляется также в
отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.
7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации
нападения, избиения, изнасилования и т.д.
8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение)
— название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали
прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас
это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.
Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без
согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически.
Итак, кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического
вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных
сообщений, в чатах, социальных сетях, на webсайтах, а также посредством мобильной
связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить
человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в
группе). Обычно агрессию взрослых, направленную на детей, не считают буллингом.
Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены
особенностями интернетсреды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое
время.
Реальный буллинг — это ситуация в школьном дворе, где старшие или более
сильные дети терроризируют младших, слабых, он заканчивается, когда ребенок
приходит из школы домой. Кибербуллинг продолжается все время: информационно
коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных
подростков, и от кибернападок невозможно спрятаться. В отличие от реального
травли, для кибербуллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические
средства, время и желание когото терроризировать.
Анонимный враг может оставаться неизвестным, тогда жертва мучается
вопросами: за что? Почему именно я? Кто это делает со мной? Жертвы кибербуллинга
еще сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к
взрослым, так как опасаются дополнительного наказания — лишение привилегий
пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей
является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к
виртуальному пространству заставляет жертв кибербуллинга скрывать свою проблему
от взрослых.
Что делать взрослым для профилактики кибербуллинга, его прекращения или
преодоления его последствий?
Прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку и его виртуальным
практикам. Родители и дети имеют разные маршруты и предпочтения и в медиа, и в
интернете, однако, в отличие от правил дорожного движения, взрослые редко
рассказывают детям, что стоит и чего не стоит делать в виртуальном мире. Доступ к
виртуальному миру требует регулирования, введения четких правил пользования и
разъяснения, в каких случаях и какое поведение считается нормальным и будет
безопасным.
Важным элементом родительского контроля является расположение компьютера
в зоне общего пользования (гостиная, кухня), где, занимаясь параллельно собственными
делами, взрослые могут ненавязчиво наблюдать время от времени за реакциями
ребенка, когда он находится в интернете, а также будет легче контролировать время
работы с компьютером.
Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой
реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые она использует.
Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом или просмотра
smsсообщений расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается
его успеваемость в школе. Отслеживайте онлайнрепутацию ребенка — ищите его имя
в поисковых серверах. Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо сохранить
свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. Сохраняйте
спокойствие — вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то,
что он вам показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка. Не следует
преуменьшать значение агрессии против вашего ребенка, но и пугать также не следует:
нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не
наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание.
Проговорите с ребенком ситуацию и внимательно его выслушайте. Повторите
простейшие правила безопасности при пользовании интернетом, дайте советы по
дальнейшему предотвращению кибербуллинга.
Одноразовой беседы будет
недостаточно — медийный иммунитет, как и биологический, не формируется раз и
навсегда, а требует периодического обновления.
Вот несколько советов, которые стоит дать ребенку для преодоления этой
проблемы:
1. Не спеши выбрасывать свой негатив в киберпространство. Пусть ребенок советуется
со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Старшим детям
предложите правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться,
утолить злость, обиду, гнев.
2. Создавай собственную онлайнрепутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.
Хотя киберпространство и предоставляет дополнительные возможности
почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенок должен знать,
что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если
некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все
тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из
публичных действий участников и определяет онлайнрепутацию каждого —
накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию
легко, исправить — трудно.
3. Храни подтверждения фактов нападений. Если ребенка очень расстроило сообщение,
картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, а
старшим детям — сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы
посоветоваться со взрослыми в удобное время.
4. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше
игнорировать — часто кибербуллинг вследствие такого поведения останавливается на
начальной стадии. Опытные участники интернетдискуссий придерживаются правила:
«Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».
5. Если ты стал очевидцем кибербуллинга, правильным поведением будет: а)
выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве
предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте
некорректного поведения в киберпространстве.
6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть
возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто
отбивает у агрессора желание продолжать травлю.
7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам
отправителя систематически содержат угрозы или порнографические сюжеты. В этом
случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если
оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к
администратору для ее удаления.
И в заключении можно отметить, что полностью искоренить кибербуллинг, так
же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни,
невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление,
отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов.
Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им
внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибер
буллинг является особенно опасным. В некоторых случаях стоит поговорить с
психологом. Основная литература:
Евтеев Леонид.
Безопасность ребенка в Интернете.
Инновационная
образовательная сеть «Эврика» — Пермь, 2009.
Медиа и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Е.И. Кузьмин,
А.В. Паршакова. М.: МЦБС, 2013
Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность
Интернет»./Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А.,
Кривопалова И. В. Тамбов, ИПКРО 2012
Мурсалиева Г. Дети в сети. Шлем безопасности ребенку в Интернете / Галина
Мурсалиева – М: Издательство «АСТ», 2017. – 320с.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности,
компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего
образования. — М.: Google, 2013. — 165с.
Солдатова Г.В., Рассказова Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать,
наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. 2012. № 10. С. 26–33.
Солдатова Г.В., Рассказова Е.И., Лебешева М.И. Жестокий опыт // Дети в
информационном обществе. 2012. № 12. С. 26–35.
Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского
исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд
Развития Интернет, 2013. — 144 с.
Ресурсы сети Интернет:
1. http://www.nachalka.com/bezopasnost
2. http://detionline.com/helpline/rules/parents : Дети России онлайн
3. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf «Безопасность детей в интернете», брошюра
от microsoft
4. http://www.fid.su/projects/journal/ фонд развития Интернет
5. http://stopfraud.megafon.ru/parents/ безопасный интернет от Мегафона
6. http://www.mts.ru/help/useful_data/safety/ безопасный Интернет от МТС
7. http://safe.beeline.ru/index.wbp безопасный Интернет от Билайн
8. http://www.saferunet.ru/ Центр безопасного Интернета в России, горячая линия по
безопасному Интернету.
9. http://www.microsoft.com/ruru/security/default.aspx безопасный интернет от
microsoft
10. http://www.mvd.ru/userfiles/broshyura_k_01_02_2012.pdf брошюра МВД России
«Безопасный интернет»
Нормативные документы:
1.Федеральный закон
от 27.07.2006 г. № 152ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) "О
персональных данных" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с
01.09.2015 г.)
2. Федеральный закон
от 29.12.2010 г. № 436ФЗ "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию" (в ред. Федеральных законов от
28.07.2012 № 139ФЗ, от 05.04.2013 № 50ФЗ, от 29.06.2013 г. № 135ФЗ, от
02.07.2013 г. № 185ФЗ, от 14.10.2014 г. № 307ФЗ, от 29.06.2015 г. № 179ФЗ) 3.Федеральный закон
от 28.12.2010 г. № 390ФЗ "О безопасности" (в ред.
Федерального закона от 05.10.2015 г. № 285ФЗ)
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 02.12.2015 г. № 2471р
"Концепция информационной безопасности детей"
5.Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от
16.04.2007 г. № 200р "О внедрении системы контентной фильтрации доступа
общеобразовательных учреждений Самарской области к ресурсам сети Интернет"
6.Приказ департамента образования мэрии городского округа Тольятти от
16.02.2007 г. № 49 "Об информационной безопасности". (приложение 1. Правила
использования Интернет в образовательном учреждении; приложение 2.
Инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при
осуществлении контроля за использованием учащимися Интернет). Государственные органы и общественные организации, занимающиеся
проблемами защиты детей в киберпространстве:
Управление «К» МВД России – подразделение в составе Бюро специальных
технических мероприятий МВД РФ, занимающееся раскрытием преступлений в сфере
высоких технологий. Образовано в 1998 году. http://www.memoid.ru/node/Upravlenie_
%C2%ABK%C2%BB_MVD_Rossii
Юрисдикция Управления «К» распространяется на следующие виды преступлений
(История создания и основные направления деятельности, материалы официального
сайта МВД РФ):
противоправные действия в сфере компьютерной безопасности (неправомерный
доступ к информации, изготовление и распространение вредоносных программ,
мошенничества с электронными платёжными системами, распространение в Интернете
порнографических материалов с участием несовершеннолетних);
преступления в информационнотелекоммуникационных сетях (нелегальный
доступ к информации и незаконное использование ресурсов сетей сотовой и проводной
связи, Интернета, спутникового и кабельного телевидения);
незаконный оборот радиоэлектронных и специальных технических средств;
нарушения авторских прав, изготовление и распространение нелицензированного
программного обеспечения (ПО);
международные преступления в сфере информационных технологий.
С 2009 года количество обращений граждан в Управление «К» МВД России
возросло в 2 раза. Основной объем составляют заявления о фактах мошенничества и
распространения детской порнографии.
В 2010 году по материалам Управления «К» МВД России возбуждено более 12,5
тыс. уголовных дел, в том числе по фактам преступлений, совершенных в сети
Интернет http://www.mvd.ru/.
Фонд Развития Интернет http://www.fid.su/.
Целями создания Фонда являются: поддержка проектов, связанных с развитием
сети Интернет; содействие развитию глобальных информационных сетей; содействие
развитию правового обеспечения в Сети.
Фонд Развития Интернет открыл интернетсайт "Дети России Онлайн"
www.detionline.com, призванный обеспечить безопасное использование интернетом
детьми. На сайте Фонд представляет свои основные проекты, посвященные вопросам
социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а
также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде.
1 июня 2011 года, в День защиты детей, стартовал третий Всероссийский конкурс
сайтов для детей и юношества "Позитивный контент 2011"! Сайт конкурса:
www.positivecontent.ru. Соорганизаторами "Позитивного контента" стали компания
RUCENTER, Фонд Развития Интернет и Hosting Community. Главные задачи этого
конкурса найти наиболее качественные, интересные, образовательные и безопасные (как в техническом, так и в контентном смысле) сайты; а также поддержать (и как
следствие подтолкнуть к созданию новых) полезные и позитивные сайты, вовлекающие
детскую и молодежную аудиторию Рунета в активную жизнь, как в Сети, так и за ее
пределами. К участию в "Позитивном контенте 2011" приглашены интернетресурсы
для детей,
которые обладают познавательной,
коммуникационной или развлекательной
образовательной,
направленностью.
подростков и молодежи,
информационной,
Журнал "Дети в информационном обществе" – издательский проект,
осуществляемый Фондом Развития Интернет с 2009 года при научной поддержке
факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального института
развития образования Министерства образования и науки РФ.
Фонд Развития Интернет с 2007 года осуществляет всероссийские исследования по
проблемам восприятия и использования ИКТ детьми и подростками, их социализации в
развивающемся информационном обществе.
В настоящее время Фонд совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова и Федеральным институтом развития образования МОН РФ проводит
всероссийское исследование "Дети России онлайн" в 12ти регионах России на основе
методологии проекта EU Kids Online II.
РОЦИТ – общественная организация российской интернетотрасли, работающая с
1996 года. Направления деятельности РОЦИТ: популяризация, экспертиза и развитие
интернета в России.
Фонд развития сети Интернет "Дружественный Интернет" учрежден Центром
Анализа Интернет Ресурсов при активной поддержке ведущих участников интернет
индустрии. Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как
благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям.
Центр Безопасного Интернета (Национальный Узел Интернетбезопасности в
России) член Международной сети "горячих линий" по борьбе с противоправным
контентом INHOPE – http://www.detivrunete.ru/
Задачи программы «Безопасный Интернет»: создание «горячей линии» в сети
Интернет для выявления фактов распространения информации о нелегальной торговле
детьми, детской порнографией, иной противозаконной или вредной для детей
информации; оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации по
вопросам, связанным с борьбой с торговлей детьми и детской порнографией, а также с
распространением иной противозаконной или вредной для детей информации в сети
Интернет или сетях мобильной телефонной связи; проведение семинаров и
конференций по проблемам, связанным с борьбой с торговлей детьми и детской
порнографией, а также с распространением иной противозаконной или вредной для
детей информации в сети Интернет или сетях мобильной телефонной связи; создание и
поддержка информационных сайтов Программы в сети Интернет; сотрудничество с международными организациями, целями которых являются борьба с торговлей детьми
и детской порнографией, противозаконной и вредной для детей информацией в сети
Интернет и сетях мобильной телефонной связи.
По телефону 88002002400 предоставляются психологические консультации по
проблемам насилия и принуждения к сексуальной эксплуатации, а также помощь
жертвам подобных преступлений. Все консультации, а также звонок на телефонный
номер Линии помощи, бесплатны; консультации предоставляются круглосуточно.
Телефонная Линия помощи поддерживается партнерами Центра безопасного
Интернета в России.
Можно получить удаленную консультацию с помощью сайта безопасного Интернета.
Для этого на сайте Центра Безопасного Интернета предлагается с указанием Интернет
адреса сообщаемого ресурса сообщить о противоправном контенте в Интернете по
следующим рубрикам:
Сексуальная эксплуатация детей, детская порнография
«Завлечение» педофилами детей в Интернете
Расизм, национализм, ксенофобия, пропаганда сектантов
Киберунижение, оскорбления и травля в Сети
Пропаганда и публичное оправдание терроризма
Пропаганда насилия и преступлений в Интернете
Пропаганда наркотиков, их употребления
Мошенничество в Интернете, информация о вредоносных программах
Другие виды противоправного контента
Лига безопасного Интернета – крупнейшая и наиболее авторитетная в России
организация, созданная при поддержке Минкомсвязи РФ в январе 2011 года для борьбы
с опасным контентом во всемирной сети путем самоорганизации профессионального
сообщества,
участников интернетрынка и рядовых пользователей.–
http://www.ligainternet.ru/.
В Лигу безопасного интернета входят ведущие телекоммуникационные операторы,
ITкомпании, интернетресурсы и общественные организации.
Участниками Лиги являются все общественные организации, которые так или иначе
заняты проблемой безопасного Интернета: Фонд развития Интернета, Фонд
«Дружественный рунет», РОЦИТ со своим Центром безопасного Интернета в России.
Большая часть разработчиков программных продуктов родительского контроля также
присоединилась к Лиге». Попечительский совет лиги возглавляет министр связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щеголев. Учредитель Лиги
безопасного интернета Благотворительный фонд Святителя Василия Великого.
Лига занимается проблемами безопасности детей в сети. Среди них – масштабное
распространение детской порнографии, всплеск сексуального насилия в отношении
несовершеннолетних.
Линия помощи «Дети онлайн». Фонд «Дружественный Рунет», Фонд Развития Интернет, «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы» (ОАО «КОМСТАРОТС»,
LSE: CMST), крупнейший оператор интегрированных телекоммуникационных услуг в
России и СНГ, и «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), входящая в
Группу «КОМСТАРОТС», запустили в рамках Года Безопасного Интернета (2009 г.)
всероссийский общественный проект – интерактивная Линия помощи «Дети онлайн».
Это служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного
использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и
работников образовательных и воспитательных учреждений. Обратившись на Линию,
пользователи могут получить квалифицированную помощь специалистов по вопросам
безопасного пользования сетью Интернет и мобильной связью.
Линия помощи «Дети онлайн» начала работу в тестовом режиме 15 декабря 2009
года. В рамках реализации проекта «КОМСТАРОТС» как оператор дальней связи
выделил единый федеральный номер 88002500015 с возможностью совершения
бесплатных междугородных звонков по всей территории России (услуга «Бесплатный
вызов»), а МГТС предоставила рабочие места для операторов Линии в callцентре
крупнейшей в стране справочносервисной службы 009.
На Линии помощи «Дети онлайн» работают профессиональные эксперты –
психологи Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова. В режиме телефонного и онлайн консультирования специалисты
оказывают профессиональную психологическую и информационную помощь детям,
подросткам, родителям и педагогам по безопасному использованию интернета и
мобильной связи детьми.
Целевая аудитория: несовершеннолетние (до 18 лет) пользователи Интернета и
мобильной связи; родители; работники образовательных и воспитательных учреждений
(преподаватели, учителя, классные руководители, воспитатели).
Задачи проекта: психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с
опасностью во время пользования Интернетом и/или мобильной связью;
информационная и консультационная поддержка детей, подростков, родителей и
работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного
использования сети Интернет и мобильной связи детьми.
Обратиться на Линию помощи можно, позвонив на бесплатный федеральный номер
88002500015 (с 9 до 18 часов по московскому времени в рабочие дни) или отправив
письмо по электронной почте: helpline@detionline.org. Сайты Линии помощи:
www.detionline.com, www.detionline.org.
Корпорация Microsoft поддерживает усилия Евросоюза и входящих в него стран
участников по совершенствованию мер безопасности детей в Интернете и занимается
разработкой высокотехнологичных методов решения проблем безопасности и
защищенности в работе с компьютером.
Microsoft на своих вебсайтах информирует общественность – особенно родителей и
учителей – о мерах, помогающих обезопасить интерактивное пребывание детей в
Интернете. Например, сетевой сервис MSN 8 корпорации Microsoft включает в себя
«средства родительского контроля», позволяющие родителям ограничивать своих
детей в использовании Интернета и общении через него.
Microsoft поддерживает паневропейскую организацию INHOPE, расширяющую и укрепляющую связи между европейскими «горячими линиями» Интернета, созданными
смартпроцессором SIAP. Microsoft также продолжает осуществлять сотрудничество с
Интерполом и Международным центром защиты детей от эксплуатации и похищений
(ICMEC), предоставляя международную программу подготовки сотрудников
правоохранительных органов во всем мире, которые расследуют преступления против
детей, совершаемые с помощью компьютера.
Microsoft считает, что программные рейтинговые услуги являются полезным
средством повышения онлайновой детской безопасности. Например, проект INCORE
(Определение рейтинга европейского Интернетконтента) был совместной инициативой
государственного и частного секторов, реализованной Европейской Комиссией и
рекомендовавшей использование рейтинговой системы фильтрации содержания
(http://www.staysafeonline.com/).
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
• Европейская комиссия, Программа «Сейфер Интернет Плюс»:
http://europa.eu. int/information_society/programmes/iap/index_en. htm
• Рамочное решение Совета от 22 декабря 2003 г. о борьбе с сексуальной
эксплуатацией
детей и детской порнографией:
http://europa.eu.int/eurlex/pri/en/oj/dat/2004/L013/1_01320040120en00440048.pdf
•
Рекомендации Совета от 24 сентября 1998 г. о защите малолетних и
человеческого достоинства:
http://europa.eu.int/eurlex/pri/en/oj/dat/1998/l_270/L27019981007en00480055.pdf
• Решение Совета от 29 мая 2000 г. о борьбе с детской порнографией в Интернете:
http://europa.eu. int/eurlex/pri/en/oj/dat/2000/M 38/М 3820000609еп00010004.pdf
• Рейтинг европейского Интернетконтента:
http://www.icra.org/
• Федерация интерактивного программного обеспечения Европы:
http://www.eupolitix.com/EN/Forums/lnteractive+Software+Federation+of+Europe/hom
e.htm
• Паневропейская игровая информация:
http://www.pegi.info/
• Международный центр защиты детей от эксплуатации и похищений:
http://www.icmec.org/
•
Как защититься от интернетугроз. Памятка для школьников, учителей, родителей.
http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков «Кибербуллинг - виртуальный террор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.