Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Оценка 4.7
Книги
docx
администрации +1
Взрослым
08.05.2018
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции разработаны в помощь педагогам дополнительного образования. В них представлены виды методической продукции. Подробно рассмотрен каждый вид продукции и требования, предъявляемые к ней. Дана технология разработки и структура каждого вида методической продукции на примерах готовых методичек.В брошюре представлены рекомендации по технологии создания методической продукции
рекомендации к созданию метод.продукции.docx
201
6
Методические
рекомендации
по технологии
создания
методической
продукции
Методические материалы адресованы
руководителям, методистам и педагогам
дополнительного образования.
Составитель: Пристинская О.В..,
методист МКУ ДО «Дом детского творчества»
г.Новопавловска Пояснительная записка
На современном этапе развития общество предъявляет всё новые требования к результатам
деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности.
Необходимость обеспечения качественной реализации образовательных программ активизировала
поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного
процесса и качества подготовки специалистов. Интенсивно обновляется содержание образования,
технологии обучения, формы организации учебного и воспитательного процессов. В связи с чем
значительно возрос интерес педагогов к проблеме программнометодического обеспечения
образовательного процесса, как совокупности систематизированных материалов (текстовых и
нетекстовых),
познавательной,
исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности в интересующем их направлении
самоопределения и самореализации. В свете новых требований педагоги дополнительного
образования должны знать методические основы проектирования таких образовательно
методических комплексов, уметь их разрабатывать и адаптировать к реальным условиям учебного
процесса.
обеспечивающих успех детей в их самостоятельной,
Цель данных методических рекомендаций – оказать педагогам помощь в разработке
методических материалов, которые являются обязательным компонентом образовательно
методических комплексов и необходимым условием обеспечения образовательновоспитательного
процесса в УДОД.
Задачи:
Познакомить педагогов с классификацией методической продукции и её назначением.
Осветить вопрос содержания, структурного строения методических материалов.
Дать педагогам рекомендации, советы по разработке некоторых методических материалов.
Любая работа, проделанная педагогом, приобретает реальное значение только тогда, когда с
ее результатами получают возможность ознакомиться другие люди. Поэтому важным этапом
деятельности является ее оформление. Если педагог хочет, чтобы о его опыте узнали коллеги, он
должен иметь в виду, что в данном случае он выступает в новом качестве – как автор. Авторская
разработка вещь сугубо индивидуальная, продукт творческой деятельности педагога, поэтому его
деятельность подчиняется несколько иным закономерностям и требованиям. Необходимо
объяснить коллегам четко, что изменяет его опыт в традиционной практике, какова
результативность его педагогической деятельности. В чем заключаются его идеи и подходы.
Требования к оформлению методической разработки возрастают, если преподаватель
намерен представить ее на экспертизу (в методический совет, в аттестационную комиссию, в
экспертный совет). Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и, не имея
возможности задать лично интересующие их вопросы, ищут ответы в самом тексте. Поэтому она
должна быть предельно ясной и содержать в себе ответы на все возможные вопросы экспертов.
Данные методические рекомендации помогут педагогам получить обобщенные и
систематизированные представления об организации деятельности по созданию методических
материалов. Условием успешного использования предлагаемых рекомендаций является стремление
личности к самосовершенствованию: необходимо постоянно отчитываться перед самим собой,
чтобы определить свои дальнейшие перспективы.
В методических рекомендациях представлены различные виды методической продукции,
адресованные методистам и руководителям учреждений дополнительного образования, педагогам –
организаторам, специалистам по дополнительному образованию детей.
Виды методической продукции
Деятельность педагога дополнительного образования,
руководителя
образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения. Методически обеспечить
какойлибо вид деятельности – это означает: вовремя прийти на помощь реализатору этой
деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на
возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической,
воспитательной, образовательной деятельности.
методиста,
С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация,
учебнометодические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и
способствующие более эффективной реализации программнометодической,
научно
экспериментальной, воспитательной, организационномассовой, досугово – развлекательной
деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Как вид деятельности, методическое обеспечение это процесс, направленный на
создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи
различным
категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение,
формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методическая продукция – это документы, подробно регламентирующие организацию
учебного процесса, устанавливающие порядок, логику, акценты и собственно содержание учебного
материала, это один из способов выражения и распространения методических знаний.
Методическая продукция очень разнообразна. Совокупность методической продукции
составляет информационнометодический фонд (методическую копилку). В зависимости от вида
методическая продукция решает разные задачи:
излагает сведения, подлежащие распространению;
разъясняет приемы и методы;
обобщает ценный педагогический опыт;
объясняет цели и порядок действий;
излагает методику организации различных мероприятий;
показывает возможные формы проведения дел и т.д.
Существует несколько способов ее классификации, например: по периодичности, по
адресату, по характеру информации, по инновационному потенциалу, по функциональному
назначению.
Классификация методической продукции по функциональному назначению:
1. Информационнометодическая.
2. Организационнометодическая.
3. Прикладная методическая продукция. 4. Научнометодическая продукция.
5. Учебная (образовательная) продукция.
Информационнометодическая продукция.
Назначение информационнометодической продукции состоит в том, чтобы, используя
различные ее виды:
А) изложить сведения, подлежащие распространению;
Б) проанализировать передовой педагогический опыт;
В) разъяснить, как применять и внедрять педагогический опыт и инновационные
педагогические технологии и т.д.
К информационнометодической продукции относятся:
1) аннотация;
2) бюллетень;
3) газета;
4) газетное издание;
5) вестник;
6) информационнометодическая выставка;
7) листовка;
8) листок;
9) буклет;
10) плакат;
11) методический информационный справочник;
12) методический комментарий;
13) методическое описание;
14) описание передового педагогического опыта работы;
15) портфолио;
16) рекомендательный библиографический список (указатель);
17) реферат;
18) реферативное издание;
19) реферативный журнал;
20) реферативный сборник;
21) рецензия;
22) свободный реферат;
23) сборник материалов;
24) словарь.
Аннотация – краткая характеристика содержания книги, методического пособия,
1.
разработки.
В ней раскрывается назначение предлагаемого материала. В ней обязательно указывается,
кем и где может быть использован этот методический материал. Данный вид применяется при
подготовке к личной аттестации, для самообразования.
2. Бюллетень – регулярно публикуемые краткие официальные материалы.
Выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических
работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т.д. В бюллетене публикуются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность
образовательных учреждений. Специфической особенностью этого вида методической продукции
является официальный характер материалов, включаемых в бюллетень.
3. Газета – периодическое текстовое листовое издание, содержащие официальные материалы,
оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования, а также
литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.
В газете используются различные жанры. Событийная информация публикуется в виде
заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения – в виде очерка, зарисовки,
фельетона, памфлета.
Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного
процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников,
повышения их квалификации.
4. Газетное издание – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного
материала установленного формата.
5. Вестник – выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в
котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического
характера, нормативные правовые акты.
6. Информационнометодическая выставка – наглядная форма ознакомления читателей с
новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой педагогический
опыт работы, и других видов методической продукции.
Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются
методические материалы (например, она может рассказывать об опыте работы того или иного
педагогического коллектива или педагога). В зависимости от времени действия выставка может
быть временной и постоянной, в зависимости от расположения – стационарной, передвижной или
выездной.
В структуре методической выставки имеется:
название, отражающее ее тему и назначение;
адресат;
разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф);
аннотации литературы.
7. Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех
страниц.
8. Листок – периодическое или продолжающее текстовое листовое издание объемом не более
четырех страниц, содержащее общественнополитическую, научную или производственную
информацию.
9. Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь
ширмообразно или иным способом. 10. Плакат – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала
любого формата, отпечатанного с одной стороны, и предназначенное для экспонирования.
Плакат инструктивнометодический – вид методической продукции, используемый в том случае,
если содержание методического материала невозможно раскрыть только в словесной форме.
Это плакатсхема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические
изображения. Информация, помещенная на плакате, должна точно раскрывать суть вопроса и
название плаката.
Требования к плакату:
Плакаты выполняются типографским способом, фотоспособом или просто нарисованы
художником.
Если плакат выполняется художественным способом, желателен не белый фон в качестве
основного, а неяркий цветной – голубой, зеленый, коричневый, более насыщенные тона.
Текст нужно или печатать большими буквами на ПК, или писать черной тушью
каллиграфическим шрифтом, можно пользоваться трафаретом или фломастером. По всему
периметру плаката следует обязательно оставлять поля не менее 37 см.
Плакат информационный – позволяет ознакомиться с предстоящими мероприятиями или
итогами выполненной работы. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому
размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут
также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об
адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений УДОД и т.д.
Методический информационный справочник – сборник вопросов и ответов на
11.
злободневные проблемы по организации и содержанию работы.
12. Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если
после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные
стороны анализируемого события.
13. Методическое описание – путем простого изложения подробно сообщается об интересном
событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести.
Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции.
Требование к методическому описанию – подробное описание и разъяснение события, действия.
Предположим, методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты»: подробное
описание состава команд игроков (название команд, возрастной состав, психологический настрой
на предстоящую игру и т.д.); поэтапное описание разминки – приветствия капитанов двух команд,
личное впечатление методиста от увиденного приветствия, возможные замечания, корректировки и
т.д.; подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры
«Дебаты».
14. Описание передового педагогического опыта – включает:
наименование опыта, указание автора или группы авторов, или образовательное учреждение,
адрес;
обоснование актуальности опыта и его значение для повышения уровня учебно
воспитательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский (усовершенствованный:
модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов, приемов, средств
обучения и воспитания) и др.);
теоретическая база опыта (сущность опыта), его технология (система конкретных действий,
форм, методов и приемов работы);
ведущая педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;
результативность;
возможность применения данного опыта в массовой практике (ресурсы внедрения).
15. Портфолио – собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или
достижения в какойлибо деятельности.
16. Рекомендательный библиографический список (указатель) – библиографический список
(указатель), назначение которого – помочь читателю в выборе литературы для углубленного
изучения темы и расширения познаний в какойлибо области.
17. Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные
фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с
документом и определения целесообразности обращения к нему.
Реферат – краткое изложение в письменной форме литературных данных (книг, статей,
научных работ), которые отражают точку зрения автора и дополняются имеющимися
практическими данными по этому вопросу.
Реферат – самая объемная из всех работ описывающего характера. Это итог углубленной
самостоятельной работы над определенной темой.
Требования к реферату.
Реферат должен:
отражать точку зрения автора на рассматриваемую проблему и накопленный результативный
опыт;
по характеру информации носить информационноаналитический или пропагандистский
характер;
привлекать внимание к актуальным темам и проблемам.
не должен содержать поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал.
Описательноинформационный стиль реферата используется в том случае, если задача
состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где
квалификационный читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный
характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его
обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала.
Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки
по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать и структурировать
материал; обобщать и делать выводы.
Примерная структура реферата: тема, автор, занимаемая должность, место работы;
введение – содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности;
описание предмета, цели и задач предстоящего исследования; описываются методики и
технологии исследования);
теоретическая часть – содержит анализ концептуальных положений по избранной
проблеме; анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые
аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т.д.);
практическая часть – включает авторские разработки, описание позитивных и негативных
результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и
т.д. Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.
заключение – содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования;
библиография;
приложения – прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и
педагогической деятельности.
При работе над рефератом следует обратить внимание на следующие моменты:
Заглавие реферата может отличаться от названия статьи или монографии, однако в любом
случае в начале его даются библиографические сведения о книге или статье.
Затем объявляются тема и цель работы. Обязательно излагается, доказывается точка зрения
автора, позиция относительно данной темы.
Приводятся также выводы, оценки, предположения, принятые или отвергнутые автором
первичной работы.
В реферате допускается свободное изложение материала книги, но не следует забывать, что
точность и краткость важные его достоинства.
Все термины, встречающиеся в первичном тексте, обязательно разъясняются в специальных
сносках или непосредственно в работе. Цитаты подтверждают выдвинутые положения,
однако не стоит перегружать ими реферат. Используются только общепринятые сокращения
и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста.
В текст реферата могут быть внесены иллюстрации и таблицы в том случае, если это
помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала.
Важным требованием реферата является его стилевое единство. Объем работы определяется
содержанием книги или статьи.
Не стоит забывать, что в данном случае реферат является информационной моделью
первичного материала, поэтому по своему содержанию и форме он в значительной степени
зависит от него.
18. Реферативное издание – непериодическое или периодическое информационное издание,
представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, составляющих
реферат.
19. Реферативный журнал – периодическое реферативное издание.
20. Реферативный сборник – периодическое или продолжающее реферативное издание,
выходящее в виде сборника. 21. Рецензия – критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку
авторского оригинала или вышедшего в свет издания.
22. Сводный реферат – реферат, составленный на основе двух и более исходных документов.
23. Сборник материалов (тезисов докладов) научнопрактической, методической конференций,
семинаров, круглых столов – собрание методических материалов разных авторов,
представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов. В структуру
сборников материалов входят обычно:
вступительный очерк (обращение организаторов мероприятия к участникам, вступительное
слово редактора сборника и т. д.);
материалы докладов (статьи) по секциям конференции;
решение (резолюция) или рекомендации, выработанные по итогам работы участников
мероприятия.
24. Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний,
фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными
данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих
прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).
Организационнометодическая продукция
Назначение этого вида методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка
организации и проведения массовых мероприятий, раскрытии методики образовательно
воспитательного процесса в творческих объединениях.
К организационнометодической продукции относятся:
1) письма;
2) инструкции;
3) методические записки;
4) памятки;
5) положения;
6) методические рекомендации;
7) методические разработки;
8) тематическая папка;
9) образовательная программа.
Рассмотрим каждый из названных видов методической продукции.
1. Инструктивнометодическое письмо – методическое издание, содержащее конкретные
указания и разъяснения, вытекающие из нормативного правового акта вышестоящей
организации.
Как правило, такое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной
или нескольким категориям работников. Руководителям ОУ направляются региональные
инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивнометодическое письмо для
соответствующих категорий педагогических работников.
Этот документ определяет круг функций и виды деятельности педагога или коллектива
образовательного учреждения по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более
полно содержание инструкций, приказов, положений, однако, без разъяснения частных методик и
рекомендаций.
Примерная схема инструктивнометодического письма следующая:
название, адресат;
вступительная часть, обосновывающая необходимость разъяснения данного вопроса:
приводятся отправные нормативные документы; делается анализ, сложившийся ситуации;
формулируются выводы;
изложение инструктажа: цель и задачи деятельности, ее содержание, обязанности
непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения. Здесь же
могут быть освещены отдельные методические аспекты (алгоритм действий, направленный
на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.);
заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивнометодического
письма;
автор.
2. Инструкция – это:
1)
нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов
государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов,
указов, постановлений и распоряжений Правительства и актов вышестоящих органов
государственного управления;
2) собрание правил, регламентирующих производственнотехническую деятельность.
3) пошаговая последовательность действий, операций (например, при описании условий
дидактических игр).
3. Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато
(планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы:
решению, каких задач способствует данная методическая работа;
кому адресована;
на основании каких документов и фактов составлена;
система изложения материала.
4. Памятка – брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для
выполнения какойлибо деятельности.
Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг
обязанностей, перечень советов.
Требования к оформлению.
памятка невелика по объему, обычно не более одного машинописного листа,
имеет точного адресата в виде краткого обращения или простого названия,
изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам. 5. Положение о массовом мероприятии – документ, регламентирующий порядок организации и
проведения всероссийских или региональных массовых мероприятий в системе дополнительного
образования детей.
Методические рекомендации – комплекс предложений и указаний, способствующих
6.
внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какойлибо проблемы
педагогики (Полонский В.М.).
7. Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь
проведению какоголибо мероприятия, (в том числе учебного занятия в системе
дополнительного образования детей), сочетающее описание последовательности действий,
отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
В учреждении дополнительного образования детей к методическим разработкам относятся
разработки отдельных занятий, сценарные разработки различных мероприятий (вечеров,
праздников, интеллектуальных игр и т.д.) и др.
8. Тематическая папка – вид методической продукции, которая включает в себя различные
методические материалы. Она объединяет:
нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения в
определенном направлении;
методические рекомендации;
разработки и сценарии массовых мероприятий;
материалы из опыта работы;
библиографию;
дидактический материал.
В каждом образовательном учреждении накапливается большой фонд методических
материалов. Методисты создают тематические папки по всем образовательным направлениям,
существующим в конкретном учреждении.
Например: тематическая папка по экологобиологической направленности может содержать:
должностные инструкции методистов, курирующих данную направленность;
положения о проведении научнопрактических конференций,
конкурсов юных
исследователей природы, экологобиологических олимпиад, творческих конкурсов эколого
биологической направленности, конкурсов методических разработок занятий и мероприятий
данной тематики и др.;
метод. рекомендации по проведению праздника: «День птиц», «Праздник Урожая»,
экологических акций: «Помоги зимующим птицам!», «Ёлочка, ёлочка – зелёная иголочка» и
др.;
методические разработки занятий, экскурсий, технологические карты практических работ и
др.;
сценарные планы и сценарии праздников, конкурсов, досуговоразвлекательных
мероприятий;
метод. рекомендации по проведению инновационных форм занятий по эколого
биологической направленности в УДО;
диагностические и обучающие методики для педагогов экологического отдела. 9. Образовательная программа – это нормативный документ, отражающий концепцию
педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным
обеспечением,
специальным содержанием, методами и технологией достижения
гарантированных положительных результатов. Это – индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности,
обученности, прогнозируемый педагогом – разработчиком.
Прикладная методическая продукция.
Прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий,
более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции:
1) деловая игра;
2) графическая информация (диаграмма, график);
3) картотека;
4) каталог;
5) сборник упражнений;
6) сценарий;
7) дидактические материалы;
8) тематическая подборка материалов и др.
Рассмотрим каждый из вышеназванных видов более детально.
1. Деловые игры – методы имитации принятия управленческих решений в различных
производственных ситуациях путем игры по заданным правилам.
Деловые игры могут использоваться руководителями курсов повышения квалификации
педагогических кадров для активизации слушателей, а администрацией – как средство оценки
деловых качеств сотрудников для их аттестации и должностных перемещений.
2. Графическая информация – информация, создаваемая при помощи наглядных графических
образов, раскрывающих содержание графического документа.
При составлении отчетов часто используются графики и диаграммы. График позволяет
наглядно проследить рост изменения какоголибо явления и дать сравнительную характеристику.
Общие требования, предъявляемые к вычерчиванию графиков:
графически представляют только основные результаты сводки или анализа, на которые
необходимо обратить внимание;
каждый график должен иметь рациональные размеры, которые удобны для вычерчивания и
чтения;
расположение и оформление графиков должно способствовать их чтению, размеры графика
не должны быть больше формата страницы работы;
график лучше всего располагать в тексте сразу после ссылки на него;
график надо оформить так, чтобы наиболее существенные стороны и связи были ясно
отличимы от менее существенных;
целесообразно применение различных цветов, способов обозначения и шрифтов.
Диаграмма – чертеж, наглядно иллюстрирующий какиелибо величины.
Диаграммы подразделяются на линейные, столбиковые (гистограммы) и секторные. Картотека – совокупность организованных определенным образом карточек с
3.
зафиксированными на них данными.
Картотека – систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или
направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.
Картотеки могут быть разного вида:
методической литературы,
газетных и журнальных статей,
методических разработок и рекомендаций,
описаний передового педагогического опыта,
диапозитивов (диатека),
видеотека,
фонотека,
игр,
поговорок,
цитат,
интересных людей,
новых поступлений и т.д.
Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенным
схемам:
А. Код №… Название книги, статьи, кассеты и др.; автор; краткая аннотация – о чем, что
полезного можно использовать в работе; выходные данные (издательство, год); место
нахождения данного издания (библиотека, отдел, дом).
Б. Код (буква алфавита, с которой начинается фамилия); фамилия, имя, отчество,
должность, место работы, телефон; чем интересен, полезен (круг умений, знаний,
которыми владеет человек); домашний адрес, телефон.
В. Код (буква алфавита, с которой начинается фамилия); автор опыта (фамилия, имя,
отчество, должность, стаж педагогической работы); почтовый адрес и телефон
учреждения; тема опыта; сроки его практической реализации; кем изучен и оценен данный
опыт; где и в какой форме представлено его развернутое изложение.
На обратной стороне карточки необходимо давать краткое описание опыта:
педагогические идеи, лежащие в его основе; содержание, формы, методы и средства
работы, представляющие наибольший интерес; показатели результативности работы.
По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в
картотеку, либо просто линейный текст, либо папкускоросшиватель с подборкой материалов. В
современном мире всё большее распространение получают картотеки, выполненные в электронном
виде.
4. Каталог – нормативнопроизводственное, справочное или рекламное (информационное)
издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов (книг,
методической продукции и т.д.).
Имеет целью предоставить информацию о существующих изданиях, видеофильмах,
фонозаписях по определенному вопросу. В зависимости от описанных в каталоге объектов и его
цели различают следующие виды каталогов: каталоги выставки, издательский, книготорговый,
номенклатурный, музейный, промышленный, библиотечный. По форме каталоги могут быть карточными; блоккарточными, состоящими из отдельных карточек, скрепленных по краям
зажимами; книжными (сборник, брошюра) и электронными.
Схема описания книги, фильма и т.д.:
1) название;
2) автор;
3) выходные данные: год издания, издательство;
4) краткая аннотация.
5. Сборник упражнений – издание, содержащее методический материал для обучения актива:
упражнения, ситуации, задачи по различным проблемам образования детей.
Методические задания оформляются в виде брошюры или карточек, отдельных листов.
6. Сценарий – подробная запись праздника, массового мероприятия.
Самый распространенный вид методической продукции.
В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты стихов,
поэтических произведений, песен и т.д. В ремарках даются сценические указания: художественное
оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.
Примерная схема сценария:
титульный лист (указывается автор);
название праздника, мероприятия (например, сценарий праздника «День птиц»);
адресат;
цель, задачи;
участники, реализующие сценарий, действующие лица;
полный текст выбранного сценария;
использованная литература.
Требования к оформлению сценария:
текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а ремарки ближе к левой.
сценарий снабжается методическими советами по подготовки и проведению, ремарками.
Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква к букве, а
разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.
Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного
действия:
церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (например: открытие, закрытие,
награждение, вручение наград, призов участникам).
Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на
которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования
(расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).
театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении.
Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного
хода, игровых ролей.
возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных
людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной
части праздника; атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и
результатом успешного воплощения сценарного замысла.
Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками
переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими/всеми участниками», «через
рассказ».
7. Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование
которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и
осознанно усваивать учебный материал.
Дидактические материалы могут стать существенными помощниками в понимании
изучаемого предмета, приобретении детьми новых знаний, умений, навыков. Их можно использовать
в качестве способа предъявления обучающимся заданий для проверки усвоения знаний по
конкретным темам; средства самостоятельной работы в учебной группе; способа подведения итогов
учебной, поисковой, творческой, исследовательской деятельности обучающихся.
Изначально дидактические материалы формируются в минимальном наборе и усечённой
конфигурации, что позволяет не затенять содержание начальных шагов преподнесения учебного
материала. Будучи жестко подчинёнными целям и задачам учебного процесса, они непрерывно
модифицируются и тем самым усиливают свою роль, выполняя ряд функций. В числе таких
функций: нормативноприкладная, прогностическая, преобразовательная.
Виды дидактических материалов:
демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты,
схемы, графики, чертежи и т.д.);
раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных
учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера:
наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);
модели и макеты;
тесты;
носителях.
игры.
Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных
Требования к дидактическим материалам.
ориентация на обучение с опережением (учебный материал должен быть сложнее того,
которым ребенок может легко овладеть; следует учитывать принципиальное положение Л.С.
Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает
вперед развития и ведет развитие за собой»);
увлекательность содержания;
вариативность форм и способов подачи материала;
нацеленность на развитие творческих способностей (этому способствует разнообразие видов
деятельности, а также ориентация обучающихся на то, чтобы все задания выполнялись ими
самостоятельно).
Технология создания и применения дидактических материалов.
1. Определение целей обучения: педагог должен, прежде всего, для себя, ответить на вопрос:
для чего, для каких целей он создает тот или иной дидактический материал. Поводом для актуализации могут послужить проблемы учащихся при усвоении того или иного материала,
опережение в развитии, выстраивание межпредметных связей и т.п.
2. Отбор содержания учебного материала – один из ключевых моментов создания
дидактических материалов. Педагог, находясь в контексте образовательной программы,
должен выбрать такой аспект учебного материала, который бы позволил более эффективно
донести содержание до каждого ребенка, обеспечив быстрое восприятие за счет
максимальной наглядности и доходчивости. Для этого сначала необходимо осуществить
анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания.
Затем следует определение области применения и цели использования дидактических
средств в системе занятий.
3. Разработка средств контроля знаний и способов их применения. Средства контроля знаний
при применении дидактических материалов находятся в прямой зависимости от
образовательных целей, поставленных при их разработке. Если дидактический материал
разработан с целью закрепления, проверки или коррекции знаний и навыков, то и средства
контроля должны адекватно отражать их динамику, например, в виде индивидуальных карт и
т.п. Если же дидактический материал служит для проведения исследований и ресурсом для
создания новых творческих работ учащихся, то средства контроля могут быть
опосредованными.
4. Включение дидактических материалов в образовательный процесс предполагает ряд этапов
(апробация, корректировка, применение), а иногда и создание определенных условий для
более эффективного использования. Так, например, методика применения дидактических
материалов может предполагать активную работу учащихся в малой группе в диалоговом
режиме, чему будет способствовать специфическое оборудование помещения, расположение
детей за «круглым столом», использование мозаичного раздаточного материала с учебной
информацией и заданиями, требующего коллективного решения и т.д.
8. Тематическая подборка материалов – подбор текстового и наглядноиллюстративного
материала по определенному разделу программы или отдельным темам. Данный вид
методической продукции создаётся в целях накопления материалов для написания методических
рекомендаций, разработок массовых мероприятий.
Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий,
рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и т.д. на определенную тему.
Помещается материал в папку для бумаг, скоросшиватели, альбомы, конверты.
Научнометодическая продукция
К данным методическим материалам относятся:
1) тезис;
2) статья;
3) методическая тема.
1. Тезис – положение или утверждение.
Тезисы повторяют, сжато формулируют прочитанное. Они передают суть содержания книги,
статьи, доклада и позволяют обобщить материал. Процесс составления тезисов дает возможность
глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.
Тезисы принято подразделять на:
простые – чаще всего состоят из цитат, обнаруживаются при первоначальном ознакомлении
с текстом;
основные – формулируются обычно самостоятельно, создаются на базе простых, путем их
обобщения, переделки и исключения;
сложные – включают в себя первые два вида.
Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план,
который полезно приложить к тезисам.
Рекомендации по изложению тезисов:
в тезисах может быть изложена одна или несколько идей разработанных автором;
тезис должен четко и кратко, но содержательно раскрывать основное положение
исследования;
в тезисах не должно быть пространных выражений, много цифр и таблиц;
при составлении тезисов не приводите факты и примеры;
сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского
суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность;
по нормативу объем не больше страницы.
2. Статья – самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей
по актуальным проблемам.
Методическая тема (проблема) – конкретное направление, связанное с изучением и
3.
разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического
исследования.
Выбор методической темы обусловлен:
личным практическим педагогическим опытом педагога (методиста);
потребностями субъектов взаимодействия;
спецификой деятельности.
Этапы работы могут быть следующие:
выбор и обоснование темы;
определение целей и задач;
составление плана;
отбор форм и методов работы над темой;
накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме;
экспериментальная проработка материала;
конструирование опыта;
выпуск методической продукции;
определение значения наработанного;
определение сферы его применения.
Учебная (образовательная продукция).
Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические
работники могут стать авторами учебников, пособий и других изданий подобного рода. 1. Учебник – учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины
(предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве
данного вида издания.
2. Пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник,
официально утвержденное в качестве данного вида издания. Этот вид методических материалов
представляет собой описание содержания деятельности, поэтапное воспроизведение технологии
изготовления чеголибо, обучение определенному виду деятельности. В зависимости от
предполагаемой аудитории и целевого назначения пособия можно разделить на:
1) Учебнонаглядное пособие – учебное издание, содержащее иллюстративные материалы
в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы,
альбомы и др.)
2) Учебнометодическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике
преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.
Данный вид пособия может быть использован как обучающимися, так и педагогами.
3) Методическое пособие – издание, в котором раскрывается методика выполнения какой
либо деятельности, порядок операций, процессов, действий и предназначено главным
образом для педагогов, то есть для тех, кто обучает.
4) Учебное пособие ориентировано на обучающегося (будь то ребенок или взрослый). Оно
может включать как некоторые советы по организации образовательного процесса, которыми
может воспользоваться сам обучающийся, так и иллюстративный материал, необходимый
для обучения (теоретическая информация, обязательные и дополнительные тексты,
упражнения схемы, таблицы, иллюстрации и др.)
o Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат,
способствующий самостоятельной работе учащегося над усвоением учебного
предмета.
o Самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чеголибо без
помощи руководителя.
o Хрестоматия – учебное пособие, содержащее литературнохудожественные,
исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект
изучения дисциплины.
o Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения,
способствующие усвоению пройденного.
К практикуму относится задачник.
В учреждениях дополнительного образования экологобиологической направленности при
организации методического сопровождения образовательной деятельности педагоги и методисты
нередко работают со специализированными видами учебных пособий, связанными с эколого
биологической направленностью дополнительного образования. Это могут быть определители,
атласы и экологобиологические справочники.
Определитель содержит диагностические ключи для идентификации различных групп
организмов. В биологической литературе последних лет используются ключи разных типов:
дихотомические (алгоритм определения построен на альтернативном рассмотрении двух признаков
объектов) и политомические (по ним определение ведется на основании сравнения комплекса признаков). В некоторых региональных ЭБЦ и СЮН есть опыт разработки определителей по флоре
и фауне своего региона.
Обычно определители имеют следующую структуру:
общая характеристика данной группы (биологического таксона), подробное описание
морфологических признаков, имеющих диагностическое значение;
региональная география, биогеография изучаемой группы;
диагностические ключи таксонов разного ранга;
приложения с иллюстрациями тотальных объектов или признаков;
список литературы.
Атлас служит для наглядного определения организмов по графическим изображениям. Он
представляет собой альбомсправочник с многочисленными иллюстрациями; нередко выполняет
вспомогательную роль при пользовании определителем.
Экологобиологический справочник содержит краткую аннотированную информацию о
различных изучаемых организмах. Как правило, в такие аннотированные списки входят следующие
сведения: русское и латинское название таксона, основные характерные морфологические и
диагностические признаки, ареал, особенности биологии и экологии, замечания по систематике.
Справочник по экологическим особенностям региона содержит информацию по разным разделам
экологии (региональная экология, урбоэкология, охрана природы в регионе, синэкология,
социальная экология, энергетика, транспорт, биоразнообразие и другие аспекты устойчивого
развития региона). Технология разработки методической продукции
Процесс создания и оформления методических материалов трудоёмок и проходит в
несколько этапов:
1. Выявление проблемы и постановка вопроса, отражающего педагогическое затруднение.
2. Выявление возможных путей разрешения проблемы и выдвижение гипотезы.
3. Изучение уже имеющегося опыта по данной проблеме, сбор методического материала.
4. Определение вида методической продукции.
5. Формулировка цели создания методической продукции.
6. Авторская корректировка путей решения отраженной проблемы.
7. Трансформация (преобразование) данных предложенных в методическом материале в
соответствующую цели и виду методическую продукцию.
8. Написание и оформление методической продукции.
Любая методическая продукция по структуре состоит из:
Титульного листа
Аннотации и сведений об авторе
Пояснительной записки
Содержания
Списка литературы (если литература не включена в содержание)
Приложения (если это необходимо).
Дидактический материал может быть представлен в виде иллюстраций, диаграмм, таблиц и
других нетекстовых материалов, обязательно имеющих первых три структурных элемента.
1. На титульном листе должны быть обозначены:
Пояснения к отдельным элементам структуры
учредитель организации (учреждения), название учреждения (в порядке нисходящей
подчиненности);
Ф.И.О. автора;
название (с пометкой о виде методической продукции – «Методические рекомендации» или
«Методическая разработка»);
город и год.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о цели,
адресате, предназначении, рассматриваемых вопросах, первоисточниках или образовательных
программах, в рамках которых предполагается реализовать данную методическую продукцию.
Внизу приводятся сведения об авторе: Ф.И.О, должность и место работ», научная степень
или квалификационная категория, рабочий телефон.
3. Пояснительная записка содержит следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данной методической продукции, ее значимости для
организации досуга или образовательного процесса; определение цели составления методической продукции, которая должна быть согласована с
целью соответствующей программы, а также концептуальными основаниями деятельности в
системе дополнительного образования;
краткое обоснование методов и форм работы с детьми (если таковые освещаются в данной
методической продукции) и ожидаемого результата с точки зрения психофизиологических
особенностей возраста учащихся;
сравнительный анализ с существующими методическими разработками в данной
образовательной области, определение особенностей и новизны.
4. Содержание оформляется в соответствии с видом методической продукции.
5. Список литературы составляется в алфавитном порядке и определенной последовательности.
6. Приложение включает материалы, необходимые для организации образовательного процесса с
использованием данной методической продукции, но не вошедшие в ее содержание.
Рекомендации по созданию и оформлению
методических рекомендаций
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции.
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную
информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какойлибо темы, проведения
занятия, мероприятия и содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик,
выработанных на основе положительного опыта.
Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим
коллективам, педагогам в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного
педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного
педагогического коллектива, педагога.
Задача данного вида методической продукции – рекомендовать наиболее эффективные,
рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в
том числе к мероприятию).
Особенности методических рекомендаций:
обобщенный и более теоретический характер (представляется обобщенная методика,
пригодная для конкретизации в других ситуациях);
разрабатывается на основе изучения или обобщения опыта педагогов или проведенного
исследования;
в них обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких
конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике;
должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям,
методистам, педагогаморганизаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно
этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить:
цель работы;
содержание соответствующее поставленной цели;
адресат (указать, кому адресованы рекомендации);
дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо
пользоваться для улучшения образовательновоспитательного процесса. Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими
методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе в
конкретных объединениях или в учреждении в целом.
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:
1) Выбор актуальной темы.
2) Изучение литературы по избранной теме.
3) Составление плана.
4) Накопление фактического материала.
5) Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и
рекомендаций.
6) Распределение содержания работы по разделам.
Структура методических рекомендаций.
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
титульный лист;
аннотацию;
сведения об авторе (авторах);
пояснительную записку;
содержание;
список рекомендуемой литературы по данной теме;
приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
название учреждения (в порядке нисходящей подчинённости);
фамилия, имя, отчество автора;
название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
название города;
год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
сути рассматриваемых вопросов;
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать
настоящая работа – например, педагогам дополнительного образования, руководителям
структурных подразделений, заместителям директоров по воспитательной работе,
педагогаморганизаторам и т.д.);
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе
какого опыта разработаны данные методрекомендации);
возможных сферах применения предлагаемого вида методической продукции (в каких
областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы,
квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь
целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких
образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия,
методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации
соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и
кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать
методическую помощь педагогампрактикам, организаторам воспитательной работы с
детьми по вопросам …; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятия и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических
рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом
организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных
мероприятий по разным дисциплинам; может способствовать повышению мотивации
обучаемых и т.п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими
подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными
вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых
мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебноисследовательской работы,
изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических
рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно
произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать
по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
дать советы по решению:
организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить
этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников,
распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально
техническому обеспечению (Интернетресурсы);
финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного
мероприятия),
кадровому обеспечению (требования к экспертам);
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида
деятельности (исходя из имеющегося опыта);
предостеречь от типичных ошибок.
Текст структурного элемента «Содержание» пишется сложноподчиненными предложениями,
с широким использованием различных глагольных форм, подробно, в научном стиле (но
допускается и использование художественного стиля, если это необходимо для описания примеров
действия или диалогов игры).
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке,
в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида
деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок
«Содержание». В числе приложений могут быть:
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
тестовые задания;
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий;
отдельные разработки;
планы исследования чеголибо;
примерные формы отчетов о выполнении задания;
методики описания или создания чеголибо;
описание форм контроля;
памятки и т.д.
Рекомендации по созданию и оформлению
методических разработок
Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход
проведения учебного занятия, мероприятия.
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы
обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и
воспитания применительно к конкретной теме занятия или мероприятия, теме (разделу)
дополнительной образовательной программы.
Методическая разработка – это комплексная форма, включающая в себя не только
рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, но и
методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок, описание творческих заданий,
схемы, рисунки и т.д.
Данный вид методической продукции помогает лучше понять теоретические идеи и
практические возможности рекомендованного материала.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой,
представляющей собой:
разработку конкретного занятия, мероприятия;
разработку серии занятий;
разработку темы (раздела) дополнительной образовательной программы;
разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
разработку общей методики преподавания предметов;
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; разработки, связанные с изменением материальнотехнических условий преподавания
предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому,
прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной
педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цель методической разработки.
3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной
теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко
определить ее цель. Например, цель может быть следующей:
определение форм и методов изучения содержания темы;
раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы дополнительной
образовательной программы;
описание видов деятельности педагога и обучающихся;
описание методики использования современных технических и информационных средств
обучения;
осуществление связи теории с практикой на занятиях;
использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить
сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и
методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных
технических и информационных средств обучения.
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ,
описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в
общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны
обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материальнотехнические условия
осуществления учебновоспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных
форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как обучать». 10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе
(карточки задания, планы занятий или мероприятий, инструкции для проведения лабораторных
работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общая структура:
1. Титульный лист
2. Аннотация.
3. Оглавление.
4. Введение.
5. Основная часть.
6. Заключение.
7. Список использованных источников.
8. Приложения.
Титульный лист методической разработки оформляется по примеру методических
рекомендаций.
В аннотации (до 10 предложений) кратко указывается какой проблеме посвящается
методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
На 2 листе внизу помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место
работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
Оглавление оформляется в стандартной форме с обязательным указанием страниц.
Понятие «Оглавление» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными
буквами. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать
их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в
тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под
другом. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого
заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце
оглавления.
Оглавление может быть помещено вначале методической разработки – после титульного
листа, или в конце методической разработки – после списка литературы.
Во введении раскрываются:
актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и
каково ее место в содержании образования);
новизна методической разработки;
цель методической разработки;
условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы
реализована в практике образования);
трудоемкость, ограничения, риски.
Рекомендуемый объем до 2 страниц машинописного текста.
При разработке основной части учитываются:
специфика методической разработки (в соответствии с видом разработки);
существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее
специфики (например, требования к разработке занятия; требования к разработке темы (раздела)
дополнительной образовательной программы и пр.); замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть
структурирована и разделена на составляющие части).
Рекомендуемый объем не менее половины общего объема работы.
Рекомендации к методической разработке темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
характеристика темы;
планирование изучение темы;
рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
Образовательные цели и задачи темы;
Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
Знания и умения, которые обучающиеся должны получить или совершенствовать;
Место и роль темы в образовательной программе;
Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и
межпредметные связи;
Дается дидактический анализ содержания материала;
Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той
методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической
разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
1. Продумать методику преподавания темы.
2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторнопрактические занятия, экскурсии,
формы контроля и т.д.
3. Выделить основные вопросы, которые обучающиеся должны прочно усвоить.
4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
Рекомендации к методической разработке учебного занятия.
В основной части можно выделить следующие разделы:
Описание (конспект) учебного занятия.
Методические рекомендации по проведению занятия.
Дидактический материал к занятию (можно не выделять в виде приложений).
Список литературы (источников) для обучающихся.
Список литературы для педагогов.
Схема конспекта учебного занятия
1. Тема учебного занятия
2. Тип занятия:
ознакомления с новым материалом;
закрепления изученного;
применения знаний и умений;
обобщения и систематизации знаний;
проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированное занятие
3. Форма проведения занятия (традиционное, интегрированное, игровое и.т.д.)
4. Цель занятия
5. Задачи:
Образовательные – изучить, научить, повторить, закрепить, отработать…
Воспитательные – воспитать внимание, аккуратность, ответственность…..
Развивающие развить навыки, способности, личностные качества, умение работать
самостоятельно
6. Методы и педагогические технологии обучения: опрос, беседа, самостоятельная работа,
рассказ, игра и др. .
7. Деятельность учащихся на уроке: практическая работа, лабораторная работа,
самостоятельное изучение, творческое задание, проектная деятельность, поисковая и.т.д.
8. Средства обучения: таблицы, инструменты, приборы, макеты, ТСО, дидактический
материал, репертуар, музыкальный и художественный материал и.т.д….
9. Предварительная работа
10. Ход занятия
Требования к структуре урока:
Соответствие структуры урока целям, содержанию, специфике построения, возрастным
особенностям учащихся
Четкость структуры урока, выделение этапов
Рекомендации к методической разработке мероприятия
Основную часть методической разработки можно оформить по следующей схеме:
1. Название разработки.
2. Название и форма проведения мероприятия.
3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия,
предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия
для проведения, осуществления.
4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы
музыкальных произведений, используемых в сценарии).
5. Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений).
6.Сценарный план, ход проведения мероприятия.
7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на
авторов и названия источников с указанием страниц.
8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие,
варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для
закрепления полученного результата и т. п.).
В заключении приводятся:
основные выводы по теме разработки (это не просто перечень полученных результатов, а их
итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы.
Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов); информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена
профессиональному сообществу;
информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с
указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола
заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в приложении.
Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.
Список литературы
оформляется в стандартной форме в соответствии с
библиографическими требованиями.
Список использованных источников должен содержать 1015 наименований (включая
Интернетресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий
теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Приложения формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае
принятия автором решения об иллюстрации методической разработки приложениями
рекомендуется:
приложения пронумеровать;
указать название каждого приложения;
каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово
например
которое обозначается соответствующей арабской цифрой,
«Приложение»,
«Приложение 1».
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них
в тексте обязательны).
Требования к оформлению текста методической разработки
При оформлении методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к
оформлению текста:
формат А 4;
поля: верхнее, нижнее, правое, левое 2 см.;
номера страниц арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный
лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;
шрифт Times New Roman;
высота шрифта 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);
красная строка 5 знаков;
междустрочный интервал одинарный;
выравнивание текста по ширине страницы.
Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер
иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных
точкой.
Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и
подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами.
Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается
заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст
отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в
конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется
начинать с нового листа. Количество и объем разделов не лимитируется.
Общий объем методической разработки должен составлять не менее 20 листов
компьютерного текста. Если методическая разработка представляет собой разработку одного
занятия или мероприятия, то не менее 10 листов. Пример оформления методической разработки
Название методической разработки (на титульном листе).
1. Аннотация.
2. Введение.
3. Основная часть. Название основной части.
Раздел 1. Название раздела.
1.1.
Название подраздела.
1.2.
Название подраздела.
1.3. …
1.4. …
Раздел 2. Название раздела.
Название подраздела.
2.1.
2.2.
Название подраздела.
2.3. …
2.4. …
Раздел 3. Название раздела.
(Внимание!
Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла).
4. Заключение
5. Список литературы
6. Оглавление
7. Приложения
Приложение 1. Название.
Приложение 2. Название.
Рекомендации по созданию и оформлению статьи Статья – самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих
мыслей по актуальным проблемам.
Этапы работы над статьей:
четкое определение темы, ее анализ, составление плана, тезисов;
работа над первым вариантом статьи по плану или по тезисам;
завершение работы, совершенствование и исправления.
Прежде чем приступить к написанию статьи, нужно ответить на следующие вопросы:
к какому выводу необходимо подвести материал?
что будет составлять содержание этой работы?
для чего пишется статья?
Структура статьи включает три части:
1. Вводная часть: обоснование темы, ее актуальность, главный тезис.
Возможные пути раскрытия:
ретроспективный обзор затрагиваемой темы;
обоснование необходимости рассматриваемой темы с позиции сегодняшнего дня;
объяснение основных понятий;
изложение ошибок, предрассудков, связанных с этой темой или проблемой.
2. Основная часть: аргументация доказательства или факты, подтверждающие данный тезис (от
частного к общему или от общего к частному).
Главной задачей этой части является ответ на вопрос: сможет ли соответствующим образом
подготовленный специалист повторить Ваше исследование, базируясь на прочитанном? Поэтому
постарайтесь достаточно детализировано описать все этапы исследования.
3. Выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис:
оформление основной мысли в виде тезиса или формулировка вывода.
Характерные недочеты в оформлении текста:
отклонение от темы, подмена ее другой;
неоправданно большая вступительная часть, нечеткость или отсутствие выводов;
неумение выделять абзацы;
речевые и стилистические ошибки.
Во время работы по совершенствованию написанного текста необходимо ответить на
вопросы:
соответствует ли содержание теме?
каков основной тезис статьи и подчинены ли ему все части работы?
пропорциональны ли части по отношению друг к другу?
есть ли нарушение логики?
соответствует ли работа требованиям научного стиля?
есть ли речевые ошибки, и какова общая грамотность статьи? Рекомендации по оформлению статьи
Титульный лист
содержит:
название статьи, которое должно быть по возможности кратким (обычно не более 10 слов) и
отражать предмет исследования, ни в коем случае не результат;
фамилии и инициалы авторов;
полное название учреждения и отдела, в котором выполнялась работа;
колонтитул (сокращенный заголовок) для помещения вверху страниц в журнале.
Резюме печатается на отдельной странице, оно должно быть структурированным:
а) цель исследования;
б) материалы и методы;
в) результаты;
г) заключение.
Объем резюме должен быть не более 200250 слов.
На этой же странице помещаются ключевые слова (от 3 до 10 слов), способствующих
индексированию статьи в информационнопоисковых системах.
Текст
– объем оригинальной статьи, как правило, не должен превышать 810 страниц.
Таблицы и диаграммы сделают полученные результаты наглядными и соответственно более
понятными читателю, хотя они не должны просто дублировать текст. Подписи к рисункам и
описание деталей на них под соответствующей нумерацией необходимо представить на отдельной
странице. Место, где в тексте должны быть помещены рисунок или таблица, отмечается на полях
страницы квадратом с номером рисунка или таблицы. Каждая таблица должна печататься на
отдельной странице через два интервала и должна иметь название и порядковый номер
соответственно первому упоминанию ее в тексте. Все разъяснения, включая расшифровку
аббревиатур, надо размещать в сносках. Необходимо указать статистические методы,
использованные для представления вариабельности данных и достоверности различий. Подписи к
иллюстрациям печатаются на отдельной странице через 2 интервала с нумерацией арабскими
цифрами соответственно номерам рисунков. Подпись к каждому рисунку состоит из его названия и
«легенды» (объяснения частей рисунка, символов, стрелок и других его деталей).
Список литературы
(библиография) – обязательно через 2 интервала должны быть указаны
научные статьи, которые Вы использовали в своей работе. Вам могут отказать в публикации при
отсутствии последних. В списке все работы перечисляются в порядке цитирования. Порядок
составления списка следующий: авторы, название книги или статьи, выходные данные. В
библиографическом описании книги (после ее названия) приводятся город (где она издана), после
двоеточия – название издательства, после точки с запятой – год издания. В библиографическом
описании статьи из журнала (после ее названия) приводятся сокращенное название журнала, год
издания, затем после точки с запятой номер отечественного журнала (для иностранных журналов
номер тома, в скобках номер журнала), после двоеточия помещаются цифры первой и последней
(через тире) страниц. Рекомендации по созданию и оформлению
методического пособия
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий
значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий
рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты,
способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по
профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки
современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и
методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и
практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных
типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и
методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какойлибо
отдельной
ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какойлибо
отдельной
ДОД.
4.
формы работы и
методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду
учреждений
ДОД.
5.
формы работы и
методики дополнительного образования детей в какомлибо отдельном учреждении ДОД.
области
рассматривающие содержание,
рассматривающие содержание,
Методические пособия,
Методические пособия,
направленности
предметной
Типовая структура методического пособия включает:
Введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую
конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать
педагогам и методистам использование данного пособия;
Теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с
отсылкой к соответствующим работам) научнопедагогическое обоснование содержания пособия,
характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе
дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими
чертами;
Практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал,
содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и
методик работы в ДОД;
Дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы,
таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал. Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые
нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу
или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который
желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными
задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее
полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Литература
1. Буйлова Л.Н.,
Организация методической службы учреждений
дополнительного образования детей; издательство «Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2001г.
Кочнева С.В.
2. Виды методической продукции. Справочник. – Ярославль, 1995.
3. Кульневич С.В. Иванченко В.Н. Дополнительное образование: методическая служба.
Практическое пособие для руководителей ОДОД, методистов, педагогов – организаторов,
специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. –
Волгоград: Учитель, 2005г.
4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
5. Словарьсправочник терминологии в дополнительном образовании детей / Сост.: Л.Н.
Буйлова и др. – М., 2002
6. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/metodicheskie
rekomendatsiipotemevidy
7. http://rozadorzhievna.ucoz.ru/load/rabota_s_pedkadrami/osnovnye_vidy_metodicheskoj_produkcii
_i_osobennosti_ikh_razrabotki/81010
8. http://www.patriotvrn.ru/metodkopilka/977vidymetodicheskoiprodukcii
9. http://www.pandia.ru/text/77/216/4749.php
10. http://nsportal.ru/shkola/materialykattestatsii/library/metodicheskierazrabotkirekomendatsii
11. http://cdtyaya.ucoz.ru/index/oformlenie_obobshhennogo_pedagogicheskogo_opyta/019
12. http://cdtyaya.ucoz.ru/index/sovety_metodista/018
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Методические рекомендации по технологии создания методической продукции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.