МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
Оценка 4.6
Домашняя работа
doc
астрономия
Взрослым
18.07.2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД. 18 Астрономия разработаны для обучающихся в СПО по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. В рекомендациях даны задания для выполнения 7 внеаудиторных работ различных типов, всего внеаудиторная нагрузка составляет 20 часов.
Метод рекомендации по самостоятельным работам по астрономии.doc
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«КаменскУральский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД. 18 Астрономия
для специальностей
44.02.01 «Дошкольное образование» и
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
г. КаменскУральский
2018 2 3 РЕКОМЕНДОВАНО
Научнометодическим советом ГБПОУ
СО «КаменскУральский педагогический
колледж»
Протокол №_5__
от "21" июня 2018 г.
Председатель Научнометодического
совета _____________ Н.В. Коурова
Разработаны в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном
образовании и на основании Положения об
организации самостоятельной работы в колледже
и методических рекомендаций об организации
самостоятельной работы в условиях реализации
ФГОС, утвержденных Научнометодическим
ГБПОУ СО «КаменскУральский
педагогический колледж»
СОГЛАСОВАНО
Директор
М.В. Вислобокова
"22" июня 2018 г.
ОДОБРЕНО
Учебнометодического объединения
Протокол №7 от "14" июня 2018 г.
Руководитель УМО:
____________/Л.П. Темерева/
Автор:
М.В. Вислобокова
"___" ____________20__ г.
4 СОДЕРЖАНИЕ
16
31
33
4
10
11
открытие и
Пояснительная записка
Перечень видов самостоятельной работы
Самостоятельная работа №1. Связь астрономии с
другими науками.
Самостоятельная работа №2. Время и календарь.
Самостоятельная работа №3. Созвездия Млечного
Пути.
Самостоятельная работа №4.
применение закона всемирного тяготения.
Самостоятельная работа №5. Природа малых тел
Солнечной системы.
Самостоятельная работа №6. Отличие физических
переменных звезд от стационарных.
Самостоятельная работа №7. Сравнение прошлых
представлений о строении Вселенной в
геоцентрической и гелиоцентрической системах
мира с современными.
Самостоятельная работа №8. Подготовка к уроку-
конференции «Одиноки ли мы во вселенной?»
Приложение.Интернет-ресурсы по астрономии для
любых видов работ
39
44
46
51
53
5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной
работы по дисциплине ОУД. 18 Астрономия предназначены для обучающихся
по специальностям укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогика:
44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании.
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в
выполнении самостоятельной работы по дисциплине ОУД. 18 Астрономия.
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение
следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании
фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем,
строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах
Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение
небесных тел принципами определения местоположения и времени по
навыками практического использования
астрономическим объектам,
компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном
пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием
различных источников информации и современных информационных
технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни;
6 формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно
физикоматематических знаний для объективного анализа устройства
окружающего мира на примере достижений современной астрофизики,
астрономии и космонавтики.
Содержание программы «Астрономия» направлена на достижение
студентами следующих результатов:
Личностных:
Л 1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
Л 2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
Л 3. готовность к служению Отечеству, его защите;
Л 4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
Л 5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
Л 6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
7 находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л 7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной,
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
общественно полезной,
учебно
Л 8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
Л 9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
Л 10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
Л 11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно
оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
Л 12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
Л 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
Л 14. сформированность экологического мышления, понимания влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
Л 15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
•
Метапредметных:
8 М 1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
М 2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
М 3. владение навыками познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
М 4. готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
критически оценивать и интерпретировать
источниках информации,
информацию, получаемую из различных источников;
М 5. умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
М 6. умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
М 7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
М 8. владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
М 9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания
9 совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметных:
П 1. сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной, пространственновременных масштабах
Вселенной;
П 2. понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
П 3. владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической
терминологией и символикой;
П 4. сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии;
П 5. осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой
области.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся являются:
уровень освоения учебного материала;
уровень умения использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
уровень умения активно использовать электронные образовательные
ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на
практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;
10
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять
главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее
решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные
возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и
аргументировать ее.
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы,
задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых
задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению
и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной
информации по изучаемым вопросам, приведено учебнометодическое и
информационное обеспечение.
11 ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
наименование
Номер
и
темы
Тема 1.
Астрономия,
её значение и
связь с
другими
науками
Тема 2.
Практические
основы
астрономии
Тема 3.
Строение
Солнечной
системы
Тема 4.
Природа тел
Солнечной
системы.
Тема 5.
Солнце и
звезды
Тема 6.
Строение и
эволюция
Вселенной
Сроки
(№
недели)
1
Наименование
(содержание)
самостоятельной
работы
Взаимосвязь
астрономии с
другими науками
Время и календарь
(Ответить
на
вопросы)
Выписать названия
ярких созвездий,
по
которым
проходит
Млечный Путь.
Открытие и
применение закона
всемирного
тяготения (составить
конспект по
предложенному
тексту).
Природа малых тел
Солнечной системы
(подготовить устное
сообщение).
Пояснить
принципиальное
отличие физических
переменных звезд от
стационарных.
Сравнение прошлых
представлений о
строении Вселенной
в геоцентрической и
гелиоцентрической
системах мира с
современными.
Кол
во
час
Коды
формируемых
компетенций
Форма
контроля
Индивидуальный
проверка
письменной
работы
обучающегося
Взаимоконтроль
Индивидуальный
проверка
письменной
работы
обучающегося
Индивидуальный
проверка
письменной
работы
обучающегося
комбинированный
фронтальный
групповой
Л 10
М 3
М 4
П 4
Л 9
М 3
М 4
М 5
М 8
П 1
П 3
М 3
М 4
П 1
П 5
М 8
П 3
М 4
М 5
М 8
П 1
П 2
П 4
М 3
М 5
М 8
П 1
П 2
П 3
Л 7
М 3
М 5
М 8
П 1
П 2
П 3
П 4
П 5
2
2
2
3
3
2
4
12 Подготовка к уроку
конференции
«Одиноки ли мы во
вселенной?»
2
М 3
М 5
М 8
П 1
П 2
П 3
П 4
П 5
Самоконтроль
13 Самостоятельная работа №1
Наименование: Связь астрономии с другими науками
Цель работы:
1) систематизация и закрепление полученных теоретических знаний;
2) формирование самостоятельности мышления.
Коды формируемых компетенций: Л 10, М 3, М 4, П 4
Задание. Представьте графически (в виде схемы, таблицы, интеллекткарты)
взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность
астрономии как науки и уникальность ее предмета.
Используя информационные источники, представьте информацию в одном из
видов:
1.
Таблицей называется перечень цифровых или информационных данных, которы
Составьте таблицу
е располагаются в определённом порядке по графам, столбцам и т. д.
Табл цаии
(из лат. tabula — доска) — способ структурирования данных.
Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.
Наука
математика
Философия, литература
география
...
...
...
2.
Составьте схему
Связь с другими
науками
Чтобы рассчитать орбиту
планеты,
надо
произвести вычисления
Планеты называли по
именам древнеримской
мифологии:
Венера
богиня
красоты,
Нептунбог моря, Марс
бог войны...
На планетах и спутниках
есть моря и кратеры
Пример выполнения
Таблица 1
Самостоятельность
астрономии
Для
расчетов
необходимо применять
определённые формулы
Астрономы не связывают
название планеты с ее
свойствами и явлениями,
которые происходят на
ней.
Они отличные от того,
что мы видим на Земле
14 Схема (греч. schema –
наружный вид) фигура; форма, набросок, образец, обобщенный образ.
В философии Канта схема – это
метод, необходимый для того, чтобы сделать наглядным абстрактное понятие
при помощи замещающих его наглядных представлений.
Пример выполнения
Схема 1
Астрономия
изучает движение небесных
тел,
их природу,
происхождение и развитие
Физика (от греческого
"природа") это наука об
окружающем нас
мире. Физика описывает все:
механику, электричество,
магнетизм, оптику…
Химия – это наука о веществе.
Химия исследует строение и
свойства вещества, а также
происходящих с ним изменений.
Биология изучает все аспекты
жизни, в частности, структуру,
функционирование, рост,
происхождение, эволюцию и
распределение живых организмов
на Земле
Используя законы физики,
астрономия рассчитывает
движение небесных тел. Но не
все законы физики действуют в
вакууме, в других условиях
Свойства веществ на Земле
отличаются от свойств веществ
на других небесных тедах
На других небесных телах могут
присутствовать формы жизни,
отличные от земных форм.
Составьте интеллекткарту
3.
Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в
виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от
центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие
части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст,
таблицы, графики и схемы.
Как составить интеллект-карту:
1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите
его альбомно, то есть горизонтально. Именно такое
расположение наиболее комфортно для изображения
радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров,
минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет
15 разделить информацию на блоки или ранжировать по
важности. Все это облегчает восприятие информации,
улучшает качество запоминания за счет сохранения
визуальной картинки и активного подключения правого
полушария.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную
тему. Желательно использовать крупные буквы, а также
изобразить схематично или рисунком главную идею карты.
Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого
полушария,
что способствует быстрому запоминанию
составленной интеллект-карты
АСТРОНОМИЯ
Рисунок 1
4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них
обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг
центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере
ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление
визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-
карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие,
пока
Каждое понятие
имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте
процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет
быстро расти.
это Вам необходимо.
16 Рисунок 2
Какие основные правила составления интеллект-карт?
используйте радиантную структуру (от центра к
периферии), отражающую иерархию понятий. Именно эта
организация информации дает самый важный эффект
интеллект карт — ассоциативность и многомерность
пользуйтесь цветами, чтобы выделять главные и
второстепенные моменты. Цвет — тоже важен для смысла. Вы
можете разделять цветом важное и неважное, более крупные
и мелкие идеи, использовать разные цвета для разных сфер
или иным образом пользоваться цветами
пишите только ключевые слова вместо фраз и
предложений. Чем более емким будет Ваше ключевое слово,
тем легче Вам будет запомнить всю интеллект-карту и тем
проще будет само составление интеллект-карт
как можно чаще рисуйте вместо слов (графические
формы, пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки). Все это
повышает качество восприятия и запоминания интеллект-
карты
обобщенные блоки информации объединяйте либо
цветом, либо обводкой, либо легким фоном для лучшего
восприятия
проявляйте творчество и вырабатывайте свой стиль
оформления. Основываясь на правилах вы можете создать
свой особенный стиль интеллект-карт, который станет самым
комфортным для Вас.
Рисунок 3
17 Формы контроля
Индивидуальный (проверка выполнения письменной работы).
Критерии оценки за самостоятельную работу
«5» определена взаимосвязь астрономии с не менее чем с 5 науками
(отличными от приведенных примеров), подчеркнута самостоятельность
астрономии как науки и уникальность ее предмета в каждом примере.
«4» определена взаимосвязь астрономии с не менее чем с 4 науками
(отличными от приведенных примеров), подчеркнута самостоятельность
астрономии как науки и уникальность ее предмета в каждом примере
«3» определена взаимосвязь астрономии с не менее чем с 3 науками
(отличными от приведенных примеров), подчеркнута самостоятельность
астрономии как науки и уникальность ее предмета в каждом примере.
«2» определена взаимосвязь астрономии с 2 науками (отличными от
приведенных примеров), подчеркнута самостоятельность астрономии как науки и
уникальность ее предмета в каждом примере или
определена взаимосвязь
астрономии с не менее чем с 35 науками (в том числе и с приведенными
примерами), не подчеркнута самостоятельность астрономии как науки.
Учебнометодическое и информационное обеспечение
Основные источники:
1) ВоронцовВельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс [Текст]:
учебник / Б.А., ВоронцовВельяминов, Е.К. Страут. Москва: Дрофа, 2017,
238 с.
Дополнительные источники:
1) Кононович, Э.В. Общий курс астрономии. [Текст]: учебное пособие для
ВУЗов / Э.В. Кононович, В.И. Мороз. Москва, Эдиториал УРСС, 2004. –
544 с.
2) Шимбалев, А.А, Астрономия [Текст]: учебное пособие для 11 класса / А.А
Шимбалев, И.В. Галузо, В.А.Голубев. Минск, Аверсэв. 2009. 216 с.
3) Шимбалев, А.А, Хрестоматия пол астрономия [Текст]: учебное пособие для
учреждений, обеспечивающих среднее образование/ А.А Шимбалев, И.В.
Галузо, В.А.Голубев. Минск, Аверсэв. 2005. 272 с.
Интернет – ресурсы:
1) http://razvitieintellecta.ru/intellektkartychtoyetotakoekaksost/
2) http://oplib.ru/astronomiya/view/4365_svyaz_astronomii_s_drugimi_naukami_pr
akticheskoe_znachenie_astronomii
3) http://mydocx.ru/1128951.html
4) http://www.alleng.ru/d/astr/astr001.htm
18 19 Самостоятельная работа №2
Наименование: Время и календарь
Цель работы: развитие умений и навыков по выделению основной мысли,
формулированию вывода, четкого ответа на вопрос.
Коды формируемых компетенций: Л 9, М 3, М 4, М 5, М 8, П 1, П 3
Основной теоретический материал
Что такое время?
Течение времени – совершенно естественное явление. Время идет, все вокруг
меняется, происходят разные события. Именно поэтому о времени с точки
зрения физики, в первую очередь, стоит говорить в контексте событий.
Если бы вокруг ничего не происходило, понятие времени не имело бы
традиционного смысла. Другими словами, без событий времени не существует.
Время – мера того, как меняется окружающий мир. Время определяет
длительность существования объектов, изменение их состояний и процессы,
протекающие в них.
В системе СИ время измеряется в секундах и обозначается буквой t.
Как люди измеряли время?
Для измерения времени нужны какиелибо повторяющиеся с одинаковым
периодом события. Например, смена дня и ночи. Солнце каждый день встает на
востоке и садится на западе, а Луна каждый синодический месяц проходит весь
цикл фаз освещенности солнцем — от тоненького серпа полумесяца до
полнолуния.
Синодический месяц – время от одного новолуния до другого. За синодический
месяц Луна совершает оборот вокруг Земли.
Древним людям ничего не оставалось, как привязать отсчет времени к
движению небесных тел и событиям, связанным с ним. А именно – к смене дней,
ночей и сезонов года.
В году 4 сезона и 12 месяцев. Именно столько раз за весну, лето, осень и зиму
Луна меняет свои фазы.
По мере развития прогресса методы измерения времени совершенствовались,
появились солнечные, водяные, песочные, огненные, механические, электронные
и, наконец, молекулярные часы.
Часы FCS 1
Часы FOCS 1 в Швейцарии измеряют время с погрешностью хода около одной
секунды за 30 миллионов лет. Это очень точные часы, но через 30 миллионов
лет их все же придется «подвести».
20 Почему в часе 60 минут, в минуте – 60 секунд, а в сутках – 24 часа?
Сразу оговоримся, что изложенное ниже во многом является личными
предположениями автора, сделанными на основе исторических сведений. Если у
наших читателей появятся уточнения или вопросы, мы будем рады видеть их в
обсуждениях.
Древним народам нужна была какаято основа, чтобы строить свои системы
счисления. В Вавилоне за такую основу было взято число 60. Второе очень
важное число – 12.
Именно благодаря шестидесятеричной системе счисления, придуманной
шумерами и позже распространившейся в Древнем Вавилоне, окружность
содержит 360 градусов, градус – 60 минут, а минута – 60 секунд.
Когдато самой короткой единицей измерения времени был день. Древние
вавилоняне были сильными математиками и решили разбить день на более
мелкие части.
День содержит 12 часов или 360 минут. Также полный день, как и год, можно
представить в виде окружности, содержащей 360 градусов. Возможно,
число 360 в данном контексте взялось оттого, что в году 365 дней, и эту цифру
просто округлили до 360.
Второе важное число – 12. Скорее всего использование этого числа связано с
количеством оборотов Луны вокруг Земли за год.
Самая большая единица измерения времени
Самая большая единица измерения времени – кальпа.
Кальпа является
понятием из индуизма и буддизма. Она равняется примерно 4,32 миллиардам
лет, что совпадает с возрастом Земли с точностью до 5%.
Как в голову древним индуистам пришли такие цифры? Ответа на этот вопрос
мы не знаем, но вся система как будто говорит нам, что тогда люди знали о
Вселенной немного больше, чем мы.
Представление о времени
Рисунок 4
21 Кальпу в индуизме еще называют «днем Брахмы». День сменяется ночью,
равной ему по продолжительности. 30 дней и ночей составляют месяц, а год
состоит из 12 месяцев. Вся жизнь Брахмы – 100 лет, по прошествии которых
мир погибает вместе с ним.
Если перевести сто лет Брахмы в наши традиционные годы,
получится 311триллионов и 40 миллиардов лет! Нынешнему Брахме 51 год.
Вывод: если все это правда, то беспокоится не стоит — Вселенная будет
существовать еще долгое время.
Кальпа – самая большая единица измерения времени согласно книге рекордов
Гиннеса.
Первые часы
Сначала было достаточно палочки, на которой каменным топором можно делать
зарубки и тем самым отсчитывать прошедшие дни. Но это скорее был
календарь, а не часы.
Первые и самые древние часы – солнечные. Их действие основано на изменении
длины тени предметов по мере того, как солнце движется по небосводу. Такие
часы представляли собой гномон – длинный шест, воткнутый в землю.
Солнечные часы применялись в Древнем Египте и Китае. О них было
доподлинно известно уже в 1200 году до нашей эры.
Рисунок 5
Солнечные часы в Китае
Затем появились водяные, песочные и огненные часы. Работа этих механизмов
не была привязана к движению небесных светил. Долгое время водяные часы
были главным инструментом для измерения времени.
Первые механические часы были изготовлены китайскими мастерами в 725 году
нашей эры. Однако широкое распространение они получили относительно
недавно.
22 В средневековой Европе механические часы устанавливались в башнях соборов
и имели только одну стрелку – часовую. Карманные часы появились только
в 1675 году (изобретение запатентовал Гюйгенс), а наручные – намного позже.
Первые наручные часы были исключительно женским аксессуаром. Они
представляли собой богато украшенные изделия, точность хода которых
отличалась огромными погрешностями. У уважающего себя мужчины не могло
быть и мысли о том, чтобы носить наручные часы.
Современные часы
Сейчас механические или электронные часы есть у каждого. Они измеряют
время с относительно небольшими погрешностями. Однако самыми точными
часами в мире являются атомные часы. Их еще называют молекулярными или
квантовыми.
Биг Бен — одни из самых знаменитых башенных ча
Рисунок 6
сов
Как мы помним, для определения единицы времени необходим какойто
периодический процесс. Когдато самой короткой единицей был день. То есть
единица измерения время была привязана к периодичности восхода и заката
солнца. Потом минимальной единицей стал час, и так далее.
С 1967 года, согласно международной системе СИ, определение одной секунды
привязано к периоду электромагнитного излучения, возникающего при переходе
между сверхтонкими уровнями основного состояния атома Цезия133. А
именно: одна секунда равна 9 192 631 770 таким периодам.
Время в физике
На данный момент не существует определенной и единой концепции
определения времени в физике.
В классической механике время считается непрерывной, априорной и ничем не
определяемой характеристикой мира.
Для измерения времени используется какаялибо периодическая
последовательность событий. В классической физике время инвариантно
23 относительно любой системы отсчета. То есть во всех системах события
происходят одновременно.
Как найти время в физике? Простейшая формула, определяющая связь между
пройденным путем, скоростью и временем, известна каждому школьнику и
имеет вид:
Это формула времени для равномерного и прямолинейного движения.
Здесь t — время, S — пройденное расстояние, v — cкорость.
Приведем цитату Стивена Хокинга, физика, написавшего краткую историю
времени.
Нам приходится принять, что время не отделено полностью от
пространства и не независимо от него, но вместе с ним образует единый
объект, который называется пространствомвременем
Также в релятивистской физике время перестает быть инвариантом и можно
говорить об относительности времени. Другими словами, ход времени зависит
от движения системы отсчета.
Это так называемое релятивистское замедление времени. Если часы находятся в
неподвижной системе отсчета, то в движущемся теле все процессы происходят
медленнее, чем в неподвижном. Именно поэтому космонавт, путешествующий в
космосе на супер скоростном корабле, практически не постареет по сравнению
со своим братом близнецом, оставшимся на Земле.
Рел Рисунок 7
Помимо релятивистского существует гравитационное замедление времени. Что
это такое? Гравитационное замедление времени – изменение хода часов в
гравитационном поле. Чем сильнее поле гравитации, тем сильнее замедление.
Вспомним о том, что секунда – это время, за которое атом изотопа цезия
совершает 9 192 631 770 квантовых переходов. В зависимости от того, где
находится атом (на земле, в космосе, вдали от любого объекта или у черной
дыры) секунда будет иметь разные значения.
24 Поэтому и время процессов, связанных с данной системой отсчета, будет
отличаться. Так, для наблюдателя у горизонта событий Шварцшильдовской
черной дыры время практически остановится, а для наблюдателя на Земле все
произойдет почти мгновенно.
Название «календарь» произошло от латинского «сalendarium», что
переводится как «долговая книга». С помощью календаря происходит отсчет
длительных временных отрезков, в основу расчета которых положено
перемещение наблюдаемых с Земли космических объектов, например Луны,
Солнца, ну и, конечно, Земли.
В календаре, который используется в настоящее время, неделя определяется
как промежуток времени, состоящий из 7 суток. Но раньше, некоторые
календари предусматривали деление не на недели, а на декады. Такое
построение было принято в Египте и Франции. Древний календарь индейцев
Майя предусматривал недели, которые состояли из 13ти или 20ти дней.
ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ
Происхождение семидневной недели
Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких
(трех, пяти, семи и т.д.) дней, встречаются у многих народов древности. В
частности, древние римляне вели счет дням "восьмидневками" торговыми
неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н; семь дней такой
недели были рабочими, восьмые базарными.
связан
с
и,
повидимому,
Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия (37 ок.
100 г. н.э.) читаем: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни
одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться
от работы на седьмой день". Откуда же "пошла есть" эта семидневная
неделя?
Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего
Вавилона
изменением фаз
Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет
29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней
продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти,
примерно столько же от первой четверти до полнолуния и т.д.
Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение
"исключительности" числа семь. В свое время древневавилонские астрономы
обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь
"блуждающих" светил, которые позже были названы планетами (от греческого
слова "планэтэс", которое и означает "блуждающий"). Предполагалось, что эти
светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в
таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В
Древнем Вавилоне возникла астрология верование, будто планеты влияют на
25 и
людей
отдельных
судьбы
народов.
Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на
звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если
это расположение светил повторится. Само же число семь количество планет
стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов
древности.
Название дней недели
целых
первым
9м,
16м,
23м
шестым
Юпитер и т.д.
Меркурий и седьмым
Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили
представление, будто каждый час суток находится под покровительством
определенной планеты, которая как бы "управляет" им. Счет часов был начат с
субботы:
ее
часом управлял Сатурн, вторым Юпитер, третьим Марс, четвертым Солнце,
пятым Венера,
Луна.
После этого цикл снова повторялся, так что 8м, 15м и 22м часами "управлял"
Сатурн,
В итоге
получилось что первым часом следующего дня, воскресенья, "управляло"
Солнце, первым часом третьего дня Луна, четветого Марс, пятого Меркурий,
шестого Юпитер и седьмого Венера. Соответственно этому и получили свое
название
недели.
Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в
календари
На
латинском, русском и английском языках они выглядят так:
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье Dies Solis день Солнца Sunday
Сегодня почти все народы мира пользуются солнечным календарем,
практически унаследованном от древних римлян. Но если в своем нынешнем
виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли
вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь "хуже
было некуда". А все вероятно потому, что, как заметил римский поэт Овидий
(43 г. до н.э. 17 г. н.э.), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды...
Monday
Tuesday
Wednesday
Thursday
Friday
Saturday
день
день
Veneris
Марса
Меркурия
Юпитера
Mercurii
Jovis
Dies
Dies
Dies
Венеры
Сатурна
Dies
Луны
Martis
Lunae
Западной
Saturni
Европы.
Dies
народов
день
многих
день
день
Dies
дни
день
Древнеримский календарь
Сельскохозяйственный календарь
Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ
по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой
календарь
звездного неба.
Едва ли не главным "ориентиром" при этом был восход и заход (утренний и
годичным изменением вида
с
26 то
семена
станут
начнется
непогода,
звездного скопления Плеяды,
вечерний)
которое в Риме
именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и
с фавонием теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3 4
февраля по современному календарю). По свидетельству Плиния, в Риме "с
него начинается весна". Вот несколько примеров проведенной древними
римлянами "привязки" полевых работ к изменению вида звездного неба:
"Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают
лозы... Между весенним равноденствием и восходом Вергилий (утренний восход
Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы, рубят иву, огораживают
луга, следует сажать маслины".
"Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что
если
гнить...
От фавония до восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы,
производить обрезку в виноградниках ".
(Варрон.
1963 г.).
Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми
невероятными
следовало
удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не
виден ("тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц"), а на поле не
будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в
первую четверть фазы Луны.
Согласно Плинию, "всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда,
если их делать, когда Луна на ущербе". Поэтому тот, кто решил стричься когда
"Луна прибывает", рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья
на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву
грозила гниль.
Месяцы и вставные дни
Остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н.э. В
указанное время год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с
таким распределением дней в них:
Сельское хозяйство.
Изд.
АН СССР,
предрассудками.
луга
Так,
Мартиус
Квинтилис
Новембер
Априлис
Секстилис
Децембер
Майус
Септембер
Януариус
Юниус
Октобер
27
31
31
29
29
29
29
31
29
29
29
31 Фебруариус 28
Это
дней.
число
нечетное
Мерцедонии речь
пойдет
О добавочном месяце
ниже.
Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря
имели
объясняется
суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа
счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого
числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого
первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога
войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил
название Априлис от латинского aperire раскрывать, так как в этом месяце
раскрываются почки на деревьях или от слова apricus "согреваемый Солнцем".
Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался
богине земли Майе, четвертый Юниус богине неба Юноне, покровительнице
женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с
их положением в календаре:
Квинтилис
шестой, Септембер
седьмой, Октобер восьмой, Новембер девятый, Децембер десятый.
Название Януариса предпоследнего месяца древнеримского календаря
происходит,
"вход",
"дверь". Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий,
считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и
закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей по числу
месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали
его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее,
вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. И, наконец, 12й месяц был
посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит,
повидимому, от februare "очищать", но, возможно и от слова feralia. Так
римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По
истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд (lustratio populi)
пятый, Секстилитис
слова janua
как
полагают,
от
28
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 18 Астрономия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.