Методические рекомендации родителям
Оценка 4.6

Методические рекомендации родителям

Оценка 4.6
Памятки
docx
классное руководство +1
2 кл
16.09.2017
Методические рекомендации родителям
СОДЕРЖАНИЕ: 1. «Родителям об отношении к ребенку». 2.«Советы родителям на каждый день». 3.«Как воспитать у детей интерес к чтению?». 4. «Родителям первоклассников». 5.«Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ. 6. Как бороться с обзыванием в классе. 7. Советы родителям агрессивных детей 8.Что делать, если ребенок дерется? 9.Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу 10. Как спасаться от приступов ярости? 11.Не хочу в школу. 12.Родительский гнев. 13.Если сдаете экзамен... 14.Как родителям преодолеть конфликт поколений 15.Ребенка дразнят в школе. 16.Как бороться с обзыванием в классе.советы родителям
Советы родителям.docx
МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» Методические рекомендации Советы  для родителей Учитель начальных классов Бардаенко Н.В. 2015год СОДЕРЖАНИЕ:  1. «Родителям об отношении к ребенку».  2.«Советы родителям на каждый день». 3.«Как воспитать у детей интерес к чтению?». 4. «Родителям первоклассников». 5.«Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ. 6. Как бороться с обзыванием в классе.  7. Советы родителям агрессивных детей 8.Что делать, если ребенок дерется?  9.Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу  10. Как спасаться от приступов ярости? 11.Не хочу в школу. 12.Родительский гнев. 13.Если сдаете экзамен... 14.Как родителям преодолеть конфликт поколений 15.Ребенка дразнят в школе. 16.Как бороться с обзыванием в классе.  МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» Методические рекомендации Советы  для родителей «Родителям об отношении к ребенку». 2015год «Родителям об отношении к ребенку» 1.      Необходимо помнить, что воспитание – это всегда отношения. Поэтому усилия  нужно направлять не только на ребенка или не на себя, но и на взаимоотношения с  ребенком. 2.      Важно принимать ребенка таким, какой он есть. 3.      Обязательно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей.  Главное – терпение и время, особенно в кризисные периоды жизни, среди которых особо выделяется подростковый возраст. 4.      Общение должно осуществляться без прямых средств воздействия (команд,  угроз, замечаний, нотаций, наказаний и т.д.). Просьба – лучшая форма делового  общения с детьми. 5.      Основной принцип семейного воспитания – не подчинение, а сотрудничество в  области общих целей. 6.      Основная потребность ребенка – это потребность в безопасности, которую  может обеспечить, прежде всего, семья. 7.      Реализуя семейное воспитание, необходимо гармоничные условия в семье. 8.      Главное условие семейного воспитания – атмосфера доброжелательности,  искренности, чуткости и внимания; участие родителей в делах детей, их  заинтересованность; наличие позитивных эмоций.  9.      Важно помнить, что культуру чувств можно воспитывать. 10.  Для ребенка необходима свобода, самостоятельность, независимость, его вера в  свой успех. 11.  В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. К ним относятся: болезнь или какое­либо недомогание; время приема пищи, время после сна или перед сном, во время игры, во время  работы; сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка,  неудача) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль; когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, ленью, с  подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние  старания; когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость,  неопытность – то есть во всех случаях, когда что­либо не получается; когда  внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, родителям  непонятны; когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким­то своим  причинам. 14.  Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих  успехах.                     МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» Методические рекомендации «Советы родителям на каждый день» 2015год «Советы родителям на каждый день» 1 совет      Изучите особенности своего ребёнка, признавайте и утверждайте чувство  собственного «Я» у ребёнка, подчёркивайте его значимость («Какой (ая) ты  молодец!»). Искренне восхищайтесь им, поощряйте его инициативу и  самостоятельность («Твоё предложение очень интересное»).   2 совет      Не стремитесь к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка. Не вмешивайтесь в его  занятия, с которыми он справляется сам. Чаще прислушивайтесь к советам ребёнка, учитесь у него, объединяйте свои усилия с усилиями ребёнка. Поддерживайте в нём  чувство его уникальности («Как хорошо, что ты у нас есть, ты самый родной наш  человек»). 3 совет      Вырабатывайте единый подход по отношению к ребёнку, несмотря на  присутствие различных стилей общения в семье среди взрослых. Это позволит  ребёнку ярко проявлять свой внутренний мир и чувствовать себя защищённым. 4 совет      Не вести общение друг с другом по стандартному «конфликтному сценарию» и  употреблять при этом запрещённые фразы типа: отстань от меня, как ты мне  надоел и др.  5 совет      Чаще употреблять в семейном общении доброжелательность, эмоциональные  выражения («С тобой мне так легко»…, «Я бы никогда не смогла сделать так же  хорошо как ты…»).   6 совет Постараться использовать в процессе общения с детьми компоненты культуры,  эффективного общения: любовь, уважение, вера, справедливость, отзывчивость.  7 совет      Устанавливать с детьми доверительные, искренние отношения. Использовать при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание.   8 совет      Правильно и умело общаться с ребёнком: стараться понять и принять его.  Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Я рада тебя  видеть, нам было очень скучно без тебя», «Всё у тебя получится».                                                  9 совет       Избегать повелительного наклонения: «Сделай», «Убери»,  оскорбительных  обращений, не повышайте голос, ничего не заставляйте делать насильно.   10 совет      Проявляйте к ребёнку интерес, сопереживайте ему и цените его, будьте  соучастником всякой его деятельности. Помогайте ему выдвигать ближние и  дальние цели своей жизни.  11 совет      Бережно прикасайтесь к внутреннему миру ребёнка, показывайте ему, что он очень  дорог и важен для вас.  МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» Методические рекомендации родителям «Как воспитать у детей интерес к чтению?» 2015год  «Как воспитать у детей интерес к чтению?» От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.  Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель,   а   ещё   лучше   —   читающий   вместе   с   ребёнком   родитель.   Пусть   дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.  Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную   жизнь,   или   жизнь   других   людей.   Поощряйте   дружбу   с   детьми   и взрослыми, которые любят читать.  Если   ваш   ребенок   делает   лишь   первые   шаги   в   мир   чтения,   радуйтесь   каждому прочитанному   им   слову   как   победе.   Не   привлекайте   его   внимания   к   ошибкам   в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги   ­   яркие,   с   крупным   шрифтом,   где   много   картинок   и   сюжет,   за   которым интересно следить.  Развивайте   воображение   вашего   ребенка   на   материале   книги.   Побуждайте   его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.  Разговаривайте   о   прочитанном   так,   чтобы   ребенок   чувствовал   себя   умным   и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если он что­то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.  Обращайте   внимание   детей   на   высказывания   выдающихся   людей   о   чтении.   Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для  школьника:  спортсменов,  актеров,  телезвёзд.  Поднимайте  престиж  книги  и чтения в сознании ребенка.  Если   ваш   ребенок   читает   в   свободное   от   школьных   занятий   время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в неё. Если на ваш  взгляд книга антигуманна, обсудите её с ребёнком, оцените её с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.  Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе.  Используйте для этого летнее время. Включайтесь в её чтение вместе с ребенком,  найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость.  Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально  подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему. МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» Методические рекомендации Советы для родителей первоклассников 2015год  «Родителям первоклассников» Большинство детей при поступлении в школу проходят период психологической  адаптации. При этом они часто становятся еще более рассеянными, чем обычно.  Что­то забывают, что­то теряют. Например, Вы приобрели для своего малыша  эксклюзивную школьную принадлежность, а он ее потерял, испортил, сломал … Вам  это безразлично? Возможно. Но ребенку­то, поверьте, нет! И начинать с подобной  неудачи его школьную жизнь вовсе неуместно. Пусть ручки, карандаши, ластики и т.д.  будут недорогими, но пусть их будет много. Потерял? Сломал? Ничего страшного.  Вот они лежат, в ящике. Впредь будь аккуратней… Маленькие психологические хитрости Младшие школьники любят, чтобы всего было много. То есть, самый лучший набор  карандашей – это тот, где карандашей больше всего. Самая лучшая шариковая ручка –  это набор шариковых ручек. Самый лучший ластик – серия ластиков с однотипными  картинками. И так далее. Кроме того, отправляя ребенка «в первый раз в первый класс», надо учитывать, что  даже очень хорошо подготовленный к школе ребенок попадает, в сущности, в чужой и  незнакомый ему мир. Портфельчик – это его собственность, вещь, принесенная из  ДОМА, поэтому надо постараться, чтобы, помимо сугубо школьных, функциональных  вещей, в ранце первоклашки лежало что­нибудь домашнее, родное. Например,  фотография мамы или сестренки, маленькая игрушка и т.п. Если к 1 сентября Вы дарите что­то не своему, а «чужому» первоклашке, поступить  следует очень просто: зайдите в хороший канцелярский магазин, посмотрите на  прилавок, вспомните свое детство и приобретите то, что Вам ­ ребенку очень­очень  хотелось бы иметь. Даже если Вы купите что­нибудь совершенно абсурдное в  контексте первого класса (например,  готовальню) – ничего страшного. Первоклашка и сам не знает, что ему понадобится, и будет страшно рад любой красивой вещи из «взрослого», школьного мира. А  готовальня пригодится. Со временем. Список – это святое Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее  подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс.  Список – это обязательно. Собственно подарки – это то, что приобретается сверх  списка. Для этого возраста обозначить подарок очень просто. Приходите,  вооружившись списком, на школьный базар, закупаете все необходимое. А потом  говорите ребенку: — Так, вроде все по списку купили. А теперь посмотри: что бы ты еще хотел – все­таки у тебя такое событие в жизни важное. Давай купим еще что­нибудь красивое… Первоклашка даже жадничать не будет – попросит, скорее всего, какую­нибудь яркую  мелочь. Купите обязательно. А праздник? А теперь о самом главном – на 1 сентября непременно подарите ребенку праздник.  Как он будет выглядеть – решать вам, вашей семье. Для кого­то это балет в Большом Театре или спектакль в театре Кукол, для кого­то – катание на аттракционах, для  кого­то просто торжественный семейный обед. Но праздник должен состоятся. И  решающее слово о том, каким ему быть, ­ у ребенка, виновника торжества. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в пятый класс. Один  раз в году – праздник школы. Все остальное – будни, нотации, дневники, двойки,  диктанты. Вы ведь хотите, чтобы Ваш ребенок любил учиться? Тогда напрягитесь,  возьмите отгул, забудьте, что жизнь тяжела, купите цветы и улыбайтесь! Ведь это  же так здорово – «первый раз в первый класс»!    Школьная форма Психологи установили, что, надевая новую одежду, ребенок чувствует себя новым  человеком, начинающим новую жизнь. Это важное условие посвящения в новый статус – статус школьника МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» Методические рекомендации «Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ. Советы родителям» 2015год Советы родителям»  Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество  баллов не является совершенным измерением его возможностей.  Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может  отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда  передается волнение родителей и, если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей  может эмоционально «сорваться».  Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.  Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи,  тем более вероятности допущения ошибок.  Наблюдайте за самочувствием ребенка никто, кроме Вас не сможет вовремя  заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка связанное с  переутомлением.  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из  домашних не мешал.  Обратите внимание на питание ребенка; во время интенсивного умственного  напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и  сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи  курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.   Помогите детям распределить темы подготовки по дням.   Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла  зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые  моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие  схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.  Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные  формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над  письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.   Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас  существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое  значение имеет подготовка ребенка именно по тестированию, ведь эта форма  отличается от привычных письменных и устных экзаменов.   Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка  ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет  навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что  придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не  носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен  отдохнуть и как следует выспаться.  Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: o пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем  содержатся, это поможет настроиться на работу, o внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная  ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам  уже «предугадывать» ответ и торопиться его вписать), o если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь,  чтобы потом к нему вернуться, o если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть  смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный  вариант.  И помните: самое главное — это снизить напряжение и  тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для  занятий. МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» Методические рекомендации Как бороться с обзыванием в классе 2015год Как бороться с обзыванием в классе  Наверное в каждом классе наиболее частой причиной обид и драк среди младших школьников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка­жертву, злорадно комментируют его рисунки, принадлежащие ему вещи, оскорбляют его близких (обсуждают его родных, дают им обидные прозвища). Последнее, пожалуй, ранит ребенка больнее, чем собственное прозвище. Основные причины обзывания детьми друг друга: 1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника). 2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих): ­ игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять); ­ провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов); ­ шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих); ­ самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, "поставить его на место", утвердить лидерскую позицию). 3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить  обидчика,особенно если не может ответить физически; так же  поступает от зависти). Бывает и так, что ребенок обзывается непреднамеренно, не со зла  ­ дразнящий не понимает, что другому обидно, он привык  отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные  черты, например, сравнивая с животными. Возможно, дома у него принято награждать друг  друга прозвищами, и это никого не обижает. Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти  невозможно, но бороться с ними необходимо. Педагоги и родители не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми  друг друга. Задача педагога ­ пресечь появление и использование  обидных прозвищ в классе.        МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» Методические рекомендации для родителей Советы родителям агрессивных детей 2015год Советы родителям агрессивных детей Что такое агрессивность? Слово "агрессия"  произошло от латинского  "agressio", что означает  "нападение", "приступ". В  психологическом словаре  приведено следующее  определение данного  термина: "Агрессия ­ это  мотивированное  деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред  объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),  приносящее физический и моральный ущерб людям или  вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные  переживания, состояние напряженности, страха, подавленности  и т.п.)". Причины появления агрессии у детей могут быть самыми  разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют  некоторые соматические заболевания или заболевания головного  мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание  в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид  доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от  груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей  формируются такие качества как тревожность,  подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И  наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость,  ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не  вырабатываются. На становление агрессивного поведения большое влияние  оказывает характер наказаний, которые обычно применяют  родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких  ситуациях могут быть использованы два полярных метода  воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и  у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие  агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям" не  устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в  своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет  проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло  порождает только зло, а агрессия — агрессию. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные  реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что  такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно  перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, "золотую середину", могут научить своих детей справляться с  агрессией. Портрет агрессивного ребенка Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского  коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.  Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно  принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в  ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде  всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно  реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому  не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к  нарушению детско­родительских отношений и вселяет в душу  ребенка уверенность, что его не любят. "Как стать любимым и  нужным" — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким  человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания  взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда  заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает. Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей:  "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...  стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не  успокаивается" до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не  вступят в драку" (1997, с. 105). Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается  ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со  стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых —  наказание. В действительности это порой лишь отчаянная  попытка завоевать свое "место под солнцем". Ребенок не имеет  представления, как другим способом можно бороться за  выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить  себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены,  любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.  Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей  подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком.  На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне  ответил: "У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он  ударит меня". По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких  намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту  ситуацию как угрожающую. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они  не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.  Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.  Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети  боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их. В ППМС­центре "Доверие" города Ломоносова был проведен мини­ опрос среди старших дошкольников, целью которого было  выяснить, как они понимают агрессивность. Вот какие ответы  дали агрессивные и неагрессивные дети (табл.4). Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в  палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество  реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще  всего это защитные реакции. К тому же дети не могут  посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое  поведение. Таблица 4. Понимание агрессивности старшими дошкольниками Вопрос  Ответы  Ответы неагрессивных агрессивных детей  детей  1. Каких люден ты  считаешь  агрессивными?  Маму и папу,  потому что они  ругаются, бьют,  дерутся (50%  опрошенных детей)  Индейцев, бандитов,  охотников, потому что  они убивают людей и  животных (63%  мальчиков, 80% девочек)  2. Как бы ты  поступил, если бы  встретился с  агрессивным  взрослым?  Начал (а) драться", "Ударил(а) бы"  (83% мальчиков,  27% девочек),  "Обрызгала,  испачкала бы" (36  % девочек)  Просто прошел(ла)  мимо, отвернулся(ась)"  (83% мальчиков, 40%  девочек), "Позвала бы на  помощь знакомых" (50%  девочек)  3. Как бы ты  поступил, если бы  встретился с  агрессивным  мальчиком  (девочкой)?  Стал(а) бы  драться" (92%  мальчиков, 54%  девочек), "Убежала бы" (36% девочек)  Ушел(ла) бы, убежал(а)" (83% мальчиков, 50%  девочек)  4. Считаешь ли ты  себя агрессивным?  "Нет" — 88%  мальчиков, 54 %  девочек "Да" ­ 12%  мальчиков, 46%  девочек  "Нет" 92% мальчиков,  100 % девочек. "Да" —  8% мальчиков  Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы  поведения у родителей. Как выявить агрессивного ребенка Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы  поставить "точный" диагноз и тем более "приклеить ярлык", а в  оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда  определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в  спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами  М. Алворд и П. Бейкер. Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)  Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что­либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные  действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко  раздражают его. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том  случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении  проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество  признаков агрессивности, необходима помощь специалиста:  психолога или врача. Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе  детского сада или в классе можно использовать специальную  анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П.,  Титаренко Т.М., 1992).  Критерии агрессивности у ребенка (анкета)  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем­то недоволен. 3. Когда кто­то причиняет ему зло, он обязательно старается  отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что­то  разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем­то, что окружающие  теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто­то над ним  подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что­то  плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать  все наоборот. 12. 13. Часто не по возрасту ворчлив. Воспринимает себя как самостоятельного и  решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. 17. Легко ссорится, вступает в драку. Старается общаться с младшими и физически более  слабыми. 18. 19. У него нередки приступы мрачной раздражительности. Не считается со сверстниками, не уступает, не  делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение  оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность —7—14 баллов. Низкая агрессивность —1—6 баллов. Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или  учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог  выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему  адаптироваться в детском коллективе. Как помочь агрессивному ребенку Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а  иногда в ответ на какое­либо, даже доброжелательное,  обращение "взрываются" и бушуют? Причин такого поведения может быть много. Но часто дети  поступают именно так потому, что не знают, как поступить  иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден,  и если мы предоставим им возможность выбора способов  поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и  наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия)  особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа  воспитателей и учителей с данной категорией детей должна  проводиться в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым  способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам  распознавания и контроля, умению  владеть собой в ситуациях,  провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к  эмпатии, доверию, сочувствию,  сопереживанию и т.д. Работа с гневом  Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое  сопровождается потерей контроля над собой.   К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам  внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки,  педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз  сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем  стать своеобразной "копилкой гнева". Кроме того, загнав гнев  внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует  необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на "подвернувшегося под руку" или на того, кто слабее и  не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не  поддадимся соблазнительному способу "извержения" гнева, наша  "копилка", пополняясь день ото дня новыми негативными  эмоциями, в один прекрасный день все же может "лопнуть".  Причем не обязательно это завершится истерикой и криками.  Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут "осесть"  внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам:  головным болям, желудочным и сердечнососудистым  заболеваниям. К. Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что  человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта,  невыраженный гнев может стать одной из причин таких  заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва  желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно,  это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто  мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев  приемлемыми, неразрушительными способами. Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате  ограничения свободы, то в момент наивысшего "накала страстей"  необходимо разрешить ребенку сделать что­то, что, может  быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое  зависит от того, в какой форме — вербальной или физической  выражает ребенок свой гнев. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и  обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика,  изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется  "оскорбленному". Если ребенок умеет писать, можно позволить  ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна  проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует  В.Оклендер. В своей книге "Окна в мир ребенка" (М., 1997) она  описывает собственный опыт применения такого подхода. После  проведения такой работы дети дошкольного возраста (6—7 лет)  обычно испытывают облегчение. Правда, в нашем обществе не приветствуется такое "вольное"  общение, тем более употребление бранных слов и выражений  детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не  высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не  успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в  лицо своему "врагу", провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых "зрителей". В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку. Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок,  который боится по тем или иным причинам вступать в открытое  противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и  другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не  играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина  замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой  конфликт, только он будет дольше "зреть" и охватит большее  количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер,  может помочь избежать многих неприятностей и будет  способствовать разрешению конфликтной ситуации. Пример Подготовительную группу детского сада посещали две подружки  — две Алены: Алена С. и Алена Е. Они были неразлучны еще с  ясельной группы но, тем не менее, без конца ругались и даже  дрались. Однажды, когда психолог зашел в группу, он увидел, что  Алена С., не слушая пытавшегося утихомирить ее воспитателя,  швыряет все, что подвернется ей под руку, и кричит, что всех  ненавидит. Приход психолога оказался как нельзя более кстати.  Алена С., которая очень любила заходить в психологический  кабинет, "дала себя увести". В кабинете психолога ей предоставили возможность самой  выбрать себе занятие. Сначала она взяла огромный надувной  молоток и изо всех сил стала бить им по стенам и по полу, потом  вытащила из коробки с игрушками две погремушки и с восторгом  стала греметь ими. На вопросы психолога о том, что же  произошло и на кого она рассердилась, Алена не отвечала, но на  предложение порисовать вместе с удовольствием согласилась.  Психолог нарисовал большой дом, и девочка воскликнула: "Я знаю,  это наш детский сад!" Дальнейшая помощь взрослого не понадобилась: Алена стала  рисовать и пояснять свои рисунки. Сначала появилась песочница, в  которой расположились маленькие фигурки — дети группы. Рядом возникла клумба с цветами, домик, беседка. Девочка рисовала все  новые и новые мелкие детали, как будто оттягивая тот момент,  когда надо будет нарисовать что­то важное для нее. Через какое­ то время она нарисовала качели и сказала: "Все. Больше рисовать  не хочу". Однако, послонявшись по кабинету, она снова подошла к  листу и подрисовала на качелях маленькую­премаленькую девочку.  На вопрос психолога, кто же это, Алена сначала ответила, что не знает сама, но потом добавила, подумав: "Это Алена Е.. Пусть  покатается. Я ей разрешаю". Затем она долго раскрашивала  платье своей соперницы, нарисовала ей сначала бант в волосах, а  потом даже корону на голове, объясняя при этом, какая Алена Е.  хорошая и добрая. Но потом художница внезапно остановилась и  ахнула: "Ах!!! Алена упала с качелей! Что же теперь будет?  Платье­то как испачкала! (платье закрашивается черным  карандашом с таким нажимом, что даже бумага не  выдерживает, рвется). Мама и папа будут ее ругать сегодня, а,  может быть, даже побьют ремнем и поставят в угол. Корона  свалилась, укатилась в кусты (нарисованную золотую корону  постигает та же участь, что и платье). Фу, лицо грязное, нос  разбит (красным карандашом закрашивается все лицо), волосы  растрепались (вместо аккуратной косички с бантиком на рисунке  появляется ореол из черных каракулей). Вот дурила, кто же с ней, с такой, играть теперь будет? Так ей и надо! Нечего командовать!  Раскомандоваласъ тут! Подумаешь, воображала! Я тоже умею  командовать. Пусть вот теперь идет мыться, а мы не такие  грязные, как она, мы играть будем все вместе, без нее". Алена,  вполне удовлетворенная, рисует рядом с поверженным врагом  группу детей, окруживших качели, на которых сидит она, Алена С.  Затем вдруг пририсовывает рядом еще одну фигурку. "Это Алена  Е.. Она уже вымылась, — объясняет она и спрашивает, — "Можно я уже пойду в группу?" Вернувшись в игровую, Алена С., как ни в чем ни бывало, присоединяется к играющим ребятам.Что же  произошло на самом деле? Вероятно, во время прогулки две  неразлучные Алены, как всегда, вели борьбу за лидерство. На сей  раз симпатии "зрителей" были на стороне Алены Е. Выразив свой  гнев на бумаге, ее соперница успокоилась и смирилась с  происходящим. Безусловно, в данной ситуации можно было воспользоваться и  другим приемом, главное, чтобы ребенок получил возможность  приемлемым способом освободиться от переполняющего его гнева. Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную  агрессию — поиграть с ними в игру "Обзывалки". Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения  педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что­то  приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу —  беспрепятственно провести занятие может так называемый  "Мешочек для криков" (в других случаях — "Стаканчик для  криков", "Волшебная труба "Крик"" и др.). Перед началом урока  каждый желающий ребенок может подойти к "Мешочку для  криков" и как можно громче покричать в него. Таким образом он  "избавляется" от своего крика на время занятия. После занятия  дети могут "забрать" свой крик обратно. Обычно в конце урока  дети с шутками и смехом оставляют содержимое "Мешочка"  учителю на память. В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество  способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели  лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике.  Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной  (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети  сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные  слова. В таких случаях нам также следует научить детей  справляться со своей физической агрессией. Воспитатель или учитель, видя, что дети "распетушились" и уже  готовы вступить в "бой", может мгновенно отреагировать и  организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу,  прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть  включены в одну команду или находиться в командах­соперницах.  Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства,  сопутствующие ему при выполнении задания. Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда  целесообразно. В таком случае можно воспользоваться  подручными средствами, которыми необходимо оборудовать  каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячи,  которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки,  которые разгневанный ребенок может пинать, колотить;  резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене  и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь  что­либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут  способствовать снижению эмоционального и мышечного  напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях. Понятно, что в классе во время урока ребенок не может пинать  консервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый  ученик может завести, например, "Листок гнева" (рис. 2). Обычно  он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое­либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными  ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа  в момент наибольшего эмоционального напряжения может  смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если  приступ гнева охватил ребенка во время урока. Однако чаще всего конфликтные ситуации возникают на  переменах. Тогда с детьми можно проводить групповые игры,  (некоторые из них описаны в разделе "Как играть с агрессивными  детьми"). Ну, а в группе детского сада желательно иметь  примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые  молотки, игрушечное оружие. Правда, многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с  пистолетами, ружьями и саблями, даже игрушечными.  Некоторые мамы не покупают сыновьям оружия вовсе, а  воспитатели запрещают приносить его в группу. Взрослым  кажется, что игры с оружием провоцируют детей на агрессивное  поведение, способствуют появлению и проявлению жестокости.  Однако ни для кого не секрет, что даже если у мальчиков нет  пистолетов и автоматов, большинство из них все равно будет  играть в войну, используя вместо игрушечного оружия линейки,  палки, клюшки, теннисные ракетки. Образ воина­мужчины,  живущий в воображении каждого мальчишки, невозможен без  украшающего его оружия. Поэтому из века в век, из года в год,  наши дети (и не всегда это только мальчики) играют в войну. И  кто знает, может быть, это и есть безобидный способ  выплеснуть свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно  запретный плод особенно сладок. Настойчиво запрещая игры с  оружием, мы тем самым способствуем возбуждению интереса к  этому виду игры. Ну, а тем родителям, которые все­таки  выступают против пистолетов, автоматов, штыков, можно  посоветовать: пусть попробуют предложить ребенку достойную  альтернативу. Вдруг получится! Тем более, что существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического  напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной. Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем­то острым его имя), разбить, смять ее,  расплющить между ладошками, а затем при желании  восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному  желанию может уничтожать и восстанавливать свое  произведение, и привлекает детей больше всего. Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам.  Рассердившись на кого­либо, ребенок может закопать фигурку,  символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом  месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой  целью дети часто используют маленькие игрушки из "Киндер­ сюрпризов". Причем иногда они сначала помещают фигурку в  капсулу и только после этого закапывают. Закапывая­раскапывая игрушки, работая с  сыпучим песком, ребенок постепенно  успокаивается, возвращается к играм в  группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир  восстанавливается. Небольшие бассейны с водой, размещенные в  группе детского сада, — настоящая находка  для воспитателя при работе со всеми категориями детей,  особенно с агрессивными. О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших  книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в  целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот  несколько примеров игр с водой , которые придумали сами дети. 1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики,  плавающие на воде. 2. Сдувать из дудочки кораблик.Сначала топить, а затем  наблюдать, как "выпрыгивает" из воды легкая пластмассовая фигурка. 3. Струёй воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из­под шампуня,  наполненные водой). Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными  детьми, которое условно можно назвать "работа с гневом".  Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к  агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство  гнева, тем выше вероятность проявления различных форм  агрессивного поведения. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных  эмоций  Следующим очень ответственным и не менее важным  направлением является обучение навыкам распознавания и  контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный  ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души  он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению,  такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а  тем более состояние окружающих. Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько  основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться,  что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие  эмоции. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний  можно использовать разрезные шаблоны, этюды М.И.Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой (1997),  а также большие таблицы и плакаты с изображением различных  эмоциональных состояний. В группе или классе, где находится такой плакат, дети  обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут  свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как  каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя. Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных  на плакате. Дети должны указать, в каком настроении  находятся забавные человечки. Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование.  Детей можно попросить сделать рисунки на темы: "Когда я  сержусь", "Когда я радуюсь", "Когда я счастлив" и т.д. С этой  целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в  различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок  сможет при желании подойти и завершить рисунок. Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в  нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого  ребенка понимать себя, и прежде всего — ощущения своего тела.  Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок  скажет, какое настроение у него в данный момент и что он  чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он  чаще всего определяет свое состояние так: "Сердце колотится, в  животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как  будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.". Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное  состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые  подает нам тело. Режиссер фильма "Денис­угроза" Дейв Роджерс много раз на протяжении всего действия обращает внимание  зрителей на скрытый сигнал, который подает главный герой  фильма — шестилетний Денис. Всякий раз, перед тем как  мальчишка созорничает, мы видим его беспокойные бегающие  пальцы, которые оператор показывает крупным планом. Затем  мы видим "горящие" глаза ребенка, и только после этого следует  очередная шалость. Таким образом, ребенок, если он верно "расшифрует" послание  своего тела, сам сможет понять: "Мое состояние близко к  критическому. Жди бури". А если ребенок к тому же знает  несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может  успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив  конфликт. Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального  состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае,  если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в  течение довольно длительного времени. Кроме уже описанных способов работы педагог может  использовать и другие: проводить беседы с ребенком, рисовать и,  конечно же, играть. В разделе "Как играть с агрессивными  детьми" описаны игры, рекомендуемые в подобных ситуациях, но  об одной из них хотелось бы рассказать подробнее. Впервые мы познакомились с этой игрой, прочитав книгу К. Фопеля "Как научить детей сотрудничать" (М.,1998). Она называется  "Камушек в ботинке". Сначала игра показалась нам довольно  сложной для дошкольников, и мы предложили ее учителям 1 — 2  классов для проведения во время внеклассных занятий. Однако,  почувствовав интерес ребят и серьезное отношение к игре, мы  попробовали поиграть в нее в детском саду. Игра понравилась.  Причем очень скоро она перешла из разряда игр в разряд  ежедневных ритуалов, проведение которых стало совершенно  необходимым для успешного течения жизни в группе. В эту игру полезно играть, когда кто­ то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то  есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем  окружающим. Это способствует снижению его эмоционального  напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что,  возможно, позволит сгладить ситуацию. Игра проходит в два этапа.  1 этап (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре.  Воспитатель спрашивает: "Ребята, случалось ли, что вам в  ботинок попадал камушек?" Обычно дети очень активно  отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок 6—7 лет имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся  своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило,  ответы сводятся к следующему: "Сначала камушек не очень  мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение  для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может  даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не  хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать  камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже  удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам  такую большую боль. Нам­то казалось, что там огромный камень  с острыми, как лезвие бритвы, краями". Далее воспитатель спрашивает детей: "Случалось ли, что вы так  и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали  ботинки?" Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих.  Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала,  происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы  внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным  камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида,  злость, — вот такие чувства испытывают обычно дети. Так  маленькая проблема становится большой неприятностью. 2 этап.   Воспитатель говорит детям: "Когда мы сердимся, чем­то   озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький  камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство,  вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если  оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут  проблемы, и немалые. Поэтому всем людям — и взрослым, и  детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.  Давайте договоримся: если кто­то из вас скажет: "У меня  камушек в ботинке", мы все сразу поймем, что вам что­то  мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не  чувствуете ли вы сейчас какого­то неудовольствия, чего­то  такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам,  например: "У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег  ломает мои постройки из кубиков". Расскажите, что вам еще не  нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: "У меня нет камушка в ботинке". Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный  момент, описывают свои ощущения. Отдельные "камушки", о  которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом  случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему  в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого  можно избавиться от "камушка". Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают  потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра  помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс.  Ведь если детей что­то волнует, это "что­то" не даст им  спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если  же дети получат возможность выговориться, "выпустить пар",  то можно спокойно приступать к занятиям. Игра "Камушек в  ботинке" особенно полезна для тревожных детей. Во­первых, если  ежедневно играть в нее, даже очень стеснительный ребенок  привыкнет и постепенно начнет рассказывать о своих трудностях  (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность). Во­вторых, тревожный ребенок, слушая рассказы  о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от  страхов, неуверенности, обид. Оказывается, и у других детей  такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не  хуже всех. Не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую  трудную ситуацию, можно разрешить совместными усилиями. А  дети, которые окружают его — совсем не злые и всегда готовы  прийти на помощь. Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и  говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию,  сопереживанию  Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.  Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого  человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей  чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже  представить себе не могут, что другим людям может быть  неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет  посочувствовать "жертве", его агрессия в следующий раз будет  слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в  процессе которой ребенок получает возможность поставить себя  на место других, оценить свое поведение со стороны. Например,  если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать  эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых  известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости  разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные  способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две  группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от  имени Котенка. Можно дать детям возможность самим  выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы  защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры  вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут  умение вставать на позицию другого человека, распознавать его  чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет  способствовать сплочению детского коллектива и установлению  благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие  ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в  коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную  тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная и терпеливая  работа в этом направлении поможет ребенку с большим  пониманием относиться к чувствам и поступкам других и  научиться самому адекватно относиться к происходящему. Кроме того, можно предложить детям организовать театр,  попросив их разыграть определенные ситуации, например: "Как  Мальвина поссорилась с Буратино". Однако прежде чем показать  какую­либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки  повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они  попытались поставить себя на место сказочных персонажей и  ответить на вопросы: "Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?", "Что чувствовала Мальвина, когда ей  пришлось наказать Буратино?" и др. Подобные беседы помогут детям  осознать, как важно побыть на  месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно  так, а не иначе. Научившись  сопереживать окружающим людям,  агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и  мнительности, которые доставляют так много неприятностей и  самому "агрессору", и тем, кто находится с ним рядом. А как  следствие — научится брать на себя ответственность за  совершенные им действия, а не сваливать вину на других. Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных  грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно,  конечно, сказать ему: "Ты — негодник! От тебя одни проблемы.  Ты всегда мешаешь всем детям играть!" Но вряд ли такое  заявление снизит эмоциональное напряжение "негодника".  Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком  случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах,  используя при этом местоимение "я", а не "ты". Например,  вместо "Ты почему не убрал игрушки?", можно сказать: "Я  расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны". Таким образом вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете  ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о  своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала  шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а  затем вызывает у него чувство доверия. Появляется  возможность для конструктивного диалога. Работа с родителями агрессивного ребенка Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель  должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может  либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам. Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом  установить не удается. В таких случаях мы рекомендуем  использовать наглядную информацию, которую можно  разместить в уголке для родителей. Приведенная ниже таблица 5 может послужить примером такой информации. Подобная таблица или другая наглядная информация может  стать отправным пунктом для размышления родителей о своем  ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти  размышления, в свою очередь, возможно, приведут к  сотрудничеству с воспитателями и с учителем. Таблица 5 Стили родительского воспитания (в ответ на  агрессивные действия ребенка)  Стратегия  воспитания  Конкретные  примеры  стратегии  Стиль  поведения  ребенка  Резкое  подавление  агрессивного  поведения  ребенка  Прекрати!"  "Не смей так  говорить"  Родители  наказывают  ребенка  Агрессивный  (Ребенок может прекратить  сейчас но  выплеснет свои  отрицательные  эмоции в другoe  время и в другом месте)  Почему  ребенок так  поступает  Ребенок  копирует  родителей и  учится у них  агрессивным  формам  поведения  Игнорирование  агрессивных  Родители  делают вид,  Агрессивный  (Ребенок  Ребенок  думает, что

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2017