Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"
Оценка 4.6

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Оценка 4.6
Документация +2
doc
физика +1
Взрослым
10.05.2018
Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"
Методические указания по выполнению практических работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена ПОАНО «ВМК» и составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 26.02.05 «ЭСЭУ» в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ЕН.04 Физика, утвержденной зам. директора по УВР от 2015 г. Методические указания подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе практических занятий по учебной дисциплине ЕН.04 Физика. Методические указания по выполнению практических работ предназначены для курсантов очной формы обучения Владивостокского морского колледжа.
метод.указ.мех.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации  Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация  «Владивостокский морской колледж» (ПОАНО «ВМК») Методические указания для курсантов по выполнению практических работ по дисциплине: ЕН.04 Физика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок» ПОАНО «ВМК» 2 Владивосток 2017 ПОАНО «ВМК» Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии Протокол №_____________ «______»____________2017г. Председатель ЦМК ______________ И. Б. Горовая 3 Утверждаю Зам. директора по учебно­ воспитательной работе __________  Л. А. Конищева «_____»___________2017 г. Методические указания по выполнению практических работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена ПОАНО «ВМК» и составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее –   ФГОС   СПО)   по   специальности   26.02.05   «ЭСЭУ»   в   соответствии   с   рабочей   программой учебной дисциплины ЕН.04 Физика, утвержденной зам. директора по УВР от 2015 г.  Методические   указания   подготовлены   с   целью   повышения   эффективности профессионального образования и самообразования в ходе практических занятий по учебной дисциплине ЕН.04 Физика.  Методические   указания   по   выполнению   практических   работ   предназначены   для курсантов очной формы обучения Владивостокского морского колледжа.  Методические   указания   включают   в   себя   учебную   цель,   перечень   образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы курсантов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.  Организация­разработчик: ПОАНО «Владивостокский морской колледж». ПОАНО «ВМК» 4 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Перечень практических занятий Общие требования к выполнению практических занятий Контроль выполнения практических занятий Практическое занятие №1  Практическое занятие №2 Практическое занятие №3 Практическое занятие №4 Список литературы стр. 4 5 6 7 8 14 18 22 26 ПОАНО «ВМК» 5 Пояснительная записка Основное назначение методических указаний – оказать помощь курсантам  в подготовке и выполнении  практических работ, а также облегчить работу преподавателя по организации и проведению практических занятий. Систематическое   и   аккуратное   выполнение   всей   совокупности   практических   работ позволит курсанту овладеть умениями самостоятельно ставить физические опыты, фиксировать свои   наблюдения   и   измерения,   анализировать   их   делать   выводы   в   целях   дальнейшего использования полученных знаний и умений. Целями выполнения  практических работ является: 1) обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных  теоретических знаний по конкретным темам дисциплины; 2)   формирование   умений   применять   полученные   знания   на   практике,     реализация   единства интеллектуальной и практической деятельности; 3)   развитие   интеллектуальных   умений   у   будущих   специалистов;   аналитических, проектировочных, конструктивных и др. 4) выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. Методические   указания   разработаны   в   соответствии   с   рабочей   программой   учебной дисциплины ЕН.04 Физика для курсантов специальности 26.02.05 «ЭСЭУ».   Перечень формируемых компетенций:  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать  собственную деятельность,  выбирать  типовые  методы и  способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   3.   Принимать   решения   в   стандартных   и   нестандартных   ситуациях   и   нести   за   них ответственность. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и   личностного развития. ОК  Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в  5. профессиональной деятельности. ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   в   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.   Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды   (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в   профессиональной деятельности. ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном (английском) языке. ОК   11.   Исполнять   воинскую   обязанность,   в   том   числе   с   применением   полученных профессиональных знаний (для юношей) ПОАНО «ВМК» 6 Перечень практических занятий. Раздел, тема Наименование практической работы Раздел 1. Основы электродинамики Электрический ток и его характеристики Решение задач с использованием законов  Ома и Джоуля­Ленца Раздел 2. Механика Динамика поступательного движения Механическая работа и мощность Тема 1.2. Постоянный электрический ток Тема 2.3. Динамика поступательного движения. Коли­ чество часов Форма контроля 2 2 2 2 Конспект, устный опрос Конспект, устный опрос Конспект, устный опрос Конспект, устный опрос ПОАНО «ВМК» 7 Общие требования к выполнению практических занятий Приступая,   к   выполнению   работ   учащийся   должен   ознакомиться   с   настоящими указаниями и рекомендованной литературой. Список литературы может быть общим для всех работ или конкретно к какой то работе. Если при изучении материала учащийся встречается с недостаточно понятными местами, то ему необходимо обратится за помощью к преподавателю. Перед   началом   работ   преподаватель   проводит   вводную   беседу   и   проверку   знаний учащихся теоретического материала. При   выполнении   работ   учащийся   должен   соблюдать   правила   техники   безопасности, правила санитарии и гигиены. лишние предметы были убраны; В том числе учащийся обязан: ­ организовать своё рабочее место так, что бы все необходимое было под руками, а все ­ при проведении работы не отвлекаться и не отвлекать других; ­ пользоваться исправным счётным оборудованием, а в случае обнаружения неисправных вилок, розеток и т.п. немедленно сообщить преподавателю; ­ следить за чистотой, не покидать рабочее место, не входить и не выходить из аудитории без разрешения преподавателя, не пользоваться мобильным телефоном во время занятий. Ознакомление с заданием и предварительная подготовка к работе. Практические   работы   проводят   согласно   учебному   плану   под   руководством преподавателя.  1.   Предварительная   подготовка   к   выполнению   практической   работы   состоит   в следующем:   Преподаватель   заранее   объявляет   о   предстоящий   практической   работе, информирует о содержании и целях работы, порядке ее подготовки и выполнения.  Преподаватель предлагает обучающимся самостоятельное (внеаудиторное) выполнение задания по подготовке к практической работе.  Обучающиеся   самостоятельно   изучают   главы   параграфов,   указанных   преподавателем, конспекты,   повторяют   теоретический   материал   к   заданной   теме,   в   тетрадь   выписывают необходимые термины, формулы и т. д..  2. Подготовка и проведение практической работы Преподаватель   подробно   инструктирует   обучающихся   о   ходе   предстоящей   работы: называет тему, цели, требования к выполнению работы, а также ­ о форме отчета, критериях оценки.  Преподаватель   выдает   бланки   заданий   обучающимся,   обучающиеся   приступают   к выполнению   работы:   читают   задание,   задают   вопросы,   в   тетрадь   записывают   решения, производят расчеты, оформляют ответы и т. д.. 3. Требования к выполнению практических работ.  Практические работы необходимо проводить с максимальной точностью. Обучающийся должен стремится к аккуратности, полноте записей, работа должна быть выполнена полностью, включая обработку результатов и письменный отчет (если это требуется по условию работы).  Отчет о работе составляется по каждой выполненной работе на основе записей в тетради, работа должна содержать: Наименование работы, ее номер, дату выполнения, цель работы. В зависимости от задания: расчеты, формулы, заполненные таблицы, графики пр. ПОАНО «ВМК» 8 Контроль выполнения практических занятий. Критерии оценки Требования   и   критерии   оценивания   знаний   учащихся   при   выполнении   практических работ. Каждая   практическая   работа   оценивается   в   5   баллов.   Неточность,   нечёткость   в освещении вопросов, а также одна   ошибка снижают максимальную оценку на 0,5 балла, одна логическая   ошибка   или   ошибка   по   сути   или   содержанием   данного   вопроса   ­   на   1   балл. Отсутствие   ответа   или   полностью   неправильный   ответ   оценивается   в   0   балов (неудовлетворительно) Оценка   «5»   ставится,   если:   работа   выполнена   верно   и   полностью;   в   логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок   (возможна   одна   неточность,   описка,   не   являющаяся   следствием   незнания   или непонимания учебного материала).  Оценка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны   (если   умение   обосновывать   рассуждения   не   являлось   специальным   объектом проверки); допущена одна ошибка или два­три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.  Оценка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках,   чертежах   или   графиках,   но   обучающийся   владеет   обязательными   умениями   по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы. ПОАНО «ВМК» 9 Раздел 1. Основы электродинамики. Тема 1.2. Постоянный электрический ток Практическая работа № 1 Тема: Электрический ток и его характеристики.  Цели занятия:  Образовательные:  сформировать   у   учащихся   понятия   силы   тока,   электрического напряжения   и   сопротивления,   расширить   представления   учащихся   об   области   применения электрического тока, ознакомить с научной деятельностью ученых: Ампера, Вольта, Ома. Развивающие:    развивать   у   учащихся   ключевые   компетенции,   а   именно:   способность выделять   главное   при   составлении   конспекта,   содействовать   развитию   у   учащихся   умения анализировать, систематизировать и сравнивать, развивать логику, учить моделировать процессы на компьютере. Воспитательные:  развивать   у   учащихся   коммуникативность   и   критичность,   используя работу   по   взаимопроверке,   воспитывать   внимание,   чувство   ответственности,   терпимости   к суждениям товарищей, развивать интерес к дисциплине Количество часов на выполнение практического задания ­ 2.  Методические указания по выполнению работы: Перед выполнением работы необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме.  Во   время   выполнения   работы   обучающийся   может   пользоваться   своим   конспектом   и справочным материалом. Знать:   что называется электрическим зарядом  закон сохранения электрического заряда  закон Кулона   смысл   понятий:   физическое   явление,   гипотеза,   закон,   теория,   вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна  Уметь:  приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний:  законов механики и электродинамики   применить определения к решению примеров. Краткие теоретические сведения. Электрический заряд. Электрический заряд – это физическая величина, характеризующая способность частиц или   тел   вступать   в   электромагнитные   взаимодействия.   Электрический   заряд   обычно обозначается буквами q или Q. В системе СИ электрический заряд измеряется в Кулонах (Кл). Свободный заряд в 1 Кл – это гигантская величина заряда, практически не встречающаяся в природе.   Как   правило,   Вам   придется   иметь   дело   с   микрокулонами   (1   мкКл   =   10–6 Кл), нанокулонами   (1   нКл   =   10–9 Кл)   и   пикокулонами   (1   пКл   =   10–12 Кл). Электрический   заряд обладает следующими свойствами: 1. Электрический заряд является видом материи. 2. Электрический заряд не зависит от движения частицы и от ее скорости. 3. Заряды могут передаваться (например, при непосредственном контакте) от одного тела к   другому.   В   отличие   от   массы   тела   электрический   заряд   не   является   неотъемлемой характеристикой данного тела. Одно и то же тело в разных условиях может иметь разный заряд. ПОАНО «ВМК» 4. Существует названных положительными и отрицательными.   два   рода   электрических   зарядов,   условно 10 5. Все   заряды   взаимодействуют   друг   с   другом.   При   этом   одноименные   заряды отталкиваются,   разноименные   –   притягиваются.   Силы   взаимодействия   зарядов   являются центральными, то есть лежат на прямой, соединяющей центры зарядов. 6. Существует   минимально   возможный   (по   модулю)   электрический   заряд, называемый элементарным зарядом. Его значение: e = 1,602177∙10–19 Кл  Электрический заряд любого тела всегда кратен элементарному заряду:  1,6∙10 –19 Кл. ≈ где: N –  целое  число.  Обратите  внимание,  невозможно существование   заряда,  равного 0,5е;   1,7е;   22,7е и   так   далее. Физические   величины,   которые   могут   принимать   только дискретный (не непрерывный) ряд значений, называются квантованными. Элементарный заряд e является квантом (наименьшей порцией) электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Закон   сохранения   электрического   заряда. В   изолированной   системе   алгебраическая сумма зарядов всех тел остается постоянной: Закон сохранения электрического заряда утверждает, что в замкнутой системе тел не могут   наблюдаться   процессы   рождения   или   исчезновения   зарядов   только   одного   знака. Из закона сохранения заряда так же следует, если два тела одного размера и формы, обладающие зарядами q1 и q2 (совершенно   не   важно   какого   знака   заряды),   привести   в   соприкосновение,   а затем обратно развести, то заряд каждого из тел станет равным: С современной точки зрения, носителями зарядов являются элементарные частицы. Все обычные тела состоят из атомов, в состав которых входят положительно заряженные протоны, отрицательно заряженные электроны и нейтральные частицы – нейтроны. Протоны и нейтроны входят   в   состав   атомных   ядер,   электроны   образуют   электронную   оболочку   атомов. Электрические   заряды   протона   и   электрона   по   модулю   в   точности   одинаковы   и   равны элементарному (то есть минимально возможному) заряду e. В нейтральном атоме число протонов в ядре равно числу электронов в оболочке. Это число   называется   атомным   номером.   Атом   данного   вещества   может   потерять   один   или несколько электронов, или приобрести  лишний  электрон. В этих случаях нейтральный  атом превращается   в   положительно   или   отрицательно   заряженный   ион.   Обратите   внимание,   что положительные   протоны   входят   в   состав   ядра   атома,   поэтому   их   число   может   изменяться только   при   ядерных   реакциях.   Очевидно,   что   при   электризации   тел   ядерных   реакций   не происходит. Поэтому в любых электрических явлениях число протонов не меняется, изменяется только число электронов. Так, сообщение телу отрицательного заряда означает передачу ему лишних электронов. А сообщение положительного заряда, вопреки частой ошибке, означает не добавление  протонов, а отнимание электронов. Заряд может передаваться  от одного тела к другому только порциями, содержащими целое число электронов. Иногда в задачах электрический заряд распределен по некоторому телу. Для описания этого распределения вводятся следующие величины: 1. Линейная плотность заряда. Используется для описания распределения заряда по нити: где: L – длина нити. Измеряется в Кл/м. 2. Поверхностная плотность заряда. Используется для описания распределения заряда по поверхности тела: ПОАНО «ВМК» 11 где: S – площадь поверхности тела. Измеряется в Кл/м2. 3.   Объемная   плотность   заряда. Используется   для   описания   распределения   заряда   по объему тела: где: V – объем тела. Измеряется в Кл/м3. Обратите внимание на то, что масса электрона равна: me = 9,11∙10–31 кг. Электрическое поле. По   современным   представлениям,   электрические   заряды   не   действуют   друг   на   друга непосредственно. Каждое заряженное тело создает в окружающем пространстве электрическое поле.   Это   поле   оказывает   силовое   действие   на   другие   заряженные   тела.   Главное   свойство электрического поля – действие на электрические заряды с некоторой силой. Таким образом, взаимодействие заряженных тел осуществляется не непосредственным их воздействием друг на друга, а через электрические поля, окружающие заряженные тела. Электрическое поле, окружающее заряженное тело, можно исследовать с помощью так называемого пробного   заряда –   небольшого   по   величине   точечного   заряда,   который   не производит заметного перераспределения исследуемых зарядов. Закон кулона. Точечным зарядом называют заряженное тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь. На основании многочисленных опытов Кулон установил следующий закон: Силы   взаимодействия   неподвижных   точечных   зарядов   прямо   пропорциональны произведению модулей зарядов и обратно пропорциональны квадрату расстояния между ними: где: ε –   диэлектрическая   проницаемость   среды   –   безразмерная   физическая   величина, показывающая, во сколько раз сила электростатического взаимодействия в данной среде будет меньше,   чем   в   вакууме   (то   есть   во   сколько   раз   среда   ослабляет   взаимодействие). Здесь k – коэффициент   в   законе   Кулона,   величина,   определяющая   численное   значение   силы взаимодействия зарядов. В системе СИ его значение принимается равным: k = 9∙109 м/Ф. Силы   взаимодействия   точечных   неподвижных   зарядов   подчиняются   третьему   закону Ньютона, и являются силами отталкивания  друг от друга при одинаковых знаках зарядов и силами   притяжения   друг   к   другу   при   разных   знаках.   Взаимодействие   неподвижных электрических   зарядов   называют электростатическим или   кулоновским   взаимодействием. Раздел электродинамики, изучающий кулоновское взаимодействие, называют электростатикой. Закон Кулона справедлив для точечных заряженных тел, равномерно заряженных сфер и шаров. В этом случае за расстояния r берут расстояние между центрами сфер или шаров. На практике   закон   Кулона   хорошо   выполняется,   если   размеры   заряженных   тел   много   меньше расстояния между ними. Коэффициент k в системе СИ иногда записывают в виде: где: ε0 = 8,85∙10–12 Ф/м – электрическая постоянная. Опыт   показывает,   что   силы   кулоновского   взаимодействия   подчиняются   принципу суперпозиции:   если   заряженное   тело   взаимодействует   одновременно   с   несколькими заряженными телами, то результирующая сила, действующая на данное тело, равна векторной сумме сил, действующих на это тело со стороны всех других заряженных тел. ПОАНО «ВМК» 12 Запомните также два важных определения: Проводники – вещества, содержащие свободные носители электрического заряда. Внутри проводника   возможно  свободное  движение   электронов   –  носителей   заряда  (по  проводникам может протекать электрический ток). К проводникам относятся металлы, растворы и расплавы электролитов, ионизированные газы, плазма. Диэлектрики   (изоляторы) –   вещества,   в   которых   нет   свободных   носителей   заряда. Свободное движение электронов внутри диэлектриков невозможно (по ним не может протекать электрический   ток).   Именно   диэлектрики   обладают   некоторой   не   равной   единице диэлектрической проницаемостью ε. Для   диэлектрической   проницаемости   вещества   верно   следующее   (о   том,   что   такое электрическое поле чуть ниже): Электростатическое поле обладает важным свойством: Работа сил электростатического поля при перемещении заряда из одной точки поля в другую   не   зависит   от   формы   траектории,   а   определяется   только   положением   начальной   и конечной точек и величиной заряда. Аналогичным   свойством   обладает   и   гравитационное   поле,   и   в   этом   нет   ничего удивительного,   так   как   гравитационные   и   кулоновские   силы   описываются   одинаковыми соотношениями. Следствием   независимости   работы   от   формы   траектории   является   следующее утверждение: Работа   сил   электростатического   поля   при   перемещении   заряда   по   любой   замкнутой траектории равна нулю.   обладающие   этим   свойством, Силовые   поля, называют потенциальными или консервативными. Свойства проводника в электрическом поле 1. Внутри проводника напряженность поля всегда равна нулю. 2. Потенциал   внутри   проводника   во   всех   точках   одинаков   и   равен   потенциалу поверхности проводника. Когда в задаче говорят, что «проводник заряжен до потенциала … В», то имеют в виду именно потенциал поверхности. 3. Снаружи от проводника вблизи от его поверхности напряженность поля всегда перпендикулярна поверхности. 4. Если  проводнику сообщить заряд, то он весь распределится  по очень тонкому слою   вблизи   поверхности   проводника   (обычно   говорят,   что   весь   заряд   проводника распределяется на его поверхности). Это легко объясняется: дело в том, что сообщая заряд телу, мы передаем ему носители заряда одного знака, т.е. одноименные заряды, которые отталкиваются. А значит они будут стремиться разбежаться друг от друга на максимальное расстояние из всех возможных, т.е. скопятся у самых краев проводника. Как следствие, если из проводника удалить сердцевину, то его электростатические свойства никак не изменятся. 5. Снаружи проводника напряженность поля тем больше, чем кривее поверхность проводника. Максимальное значение напряженности достигается вблизи остриев и резких изломов поверхности проводника. Усвоение новых знаний.  Вот и первая характеристика электрического тока. Она называется сила тока. Обозначается I. Измеряется в Амперах. Вычисляется по формуле: I= q/t . Ампер является одной   из   основных   единиц   и   определяется   по   силе   взаимодействия   двух   параллельных проводников с током. Названа так в честь французского учёного А. Ампера. Сила тока равна 1 амперу, если через поперечное сечение проводника за время равное 1 секунде протекает заряд, равный 1 Кл:1А=1Кл/1с. ПОАНО «ВМК» 13 Для измерения слабых токов используется 1мА и 1мкА, а сильных – 1кА. Ток от 0,05А до 0,1 А является опасным для жизни человека. Силу тока измеряют специальными приборами – амперметрами. Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, в котором надо измерить силу тока, ''+'' к ''+'' источника, ''­'' к ''­'' источника тока. (Демонстрация опыта измерения силы тока в цепи). На схеме Амперметр обозначается + ­ Для того чтобы электроны пришли в движение необходимо приложить внешнюю силу. Преподаватель:  Что является в реке такой внешней силой? (разница давлений). А как называют эту разницу давлений по­другому? Давайте посмотрим видеосюжет. Как вы считаете, что изменилось? (Напор) Характеристика   электрического   тока   будет   называться   напряжение.   Напряжение характеризует источник тока, создающий электрическое поле, которое и действует на электроны в проводнике с определённой силой. Величина,   равная   отношению   работы,   совершаемой   электрическим   полем,   к   модулю перемещаемого заряда, называется напряжением на данном участке цепи. Обозначается U. Измеряется в Вольтах, в честь физика А. Вольта  Вычисляется по формуле U= A/q 1Вольт равен электрическому напряжению на участке цепи, где при протекании заряда, равного 1 Кл, совершается работа, равная 1Дж: 1В= 1Дж/1Кл.  Для измерения больших напряжений используют 1кВ, малых – 1мВ. Напряжение в сухих помещениях выше 42В и выше 12В ­ в сырых, является опасным для жизни человека.  Прибор   для   измерения   напряжения   называется   вольтметр.   Клеммы   вольтметра подключают   к   началу   и   концу   того   участка,   напряжение   на   котором   надо   определить   (т.е. параллельно), ''+'' к ''+'' источника, ''­'' к ''­'' источника тока. (демонстрация опыта измерения напряжения на электрической лампе). На схеме Вольтметр обозначается + ­ Преподаватель:   Как вы считаете,  в горной реке  камни помогают или  препятствуют скорости течения? (Препятствуют) Подобно камням ведут себя ионы в узлах кристаллических решёток проводников, мешая движению электронов. Т.к. ионы заряжены “+”, а электроны “­”, электроны при своём движении притягиваются к ионам. В проводнике возникает электрическое сопротивление. Свойство   проводников   ограничивать   силу   тока   в   цепи,   т.е.   противодействовать электрическому току, называют электрическим сопротивлением. Сопротивление обозначается буквой R, измеряется в Омах в честь немецкого учёного Г. Ома,   открывшего   закон,   связывающий   основные   электрические   характеристики.   За   1   Ом принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1А. 1Ом= 1В/1А Небольшие сопротивления измеряют в мОм, большие в кОм и МОм. Разные проводники обладают разным сопротивлением из­за различия в строении. Мы познакомились с характеристиками электрического тока. «Электрический ток в различных средах». 1. Заполните таблицу: Проводящая среда Носители электрического заряда Вольт ­ амперная характеристика (ВАХ) Применение Металлы Полупроводники Вакуум Газы Электролиты ПОАНО «ВМК» 15 Раздел 1. Основы электродинамики. Тема 1.2. Постоянный электрический ток Практическая работа № 2 Тема: Решение задач с использованием законов Ома и Джоуля­Ленца.  Цели занятия:   Учащиеся должны обобщить знания по вопросу выделения тепла при прохождении тока по проводнику на уровне понимания; оценить свои умения применять знания о законе Джоуля ­ Ленца;  формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать изученный материал.  повторить элементы знаний: мощность тока, работа тока, закон Джоуля­Ленца, КПД источника тока;  выработка умения работать в группе (развитие коммуникабельности).  воспитывать   умение   слушать,   воспринимать   чужие   идеи,   оценивать,   доносить   и систематизировать информацию, выделять главное, умения говорить ясно, четко, кратко; развивать  практические  навыки  работы с  приборами,  умение работать в группе;   уметь уважать чужую точку зрения и аргументировано защищать свою,  развивать умение задавать вопросы. Количество часов на выполнение практического задания ­ 2.  Методические указания по выполнению работы: Перед выполнением работы необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме.  Во время выполнения работы обучающийся может пользоваться своим конспектом и справочным материалом. Знать:   что называется электрическим зарядом  закон сохранения электрического заряда  закон Кулона  закон Ома  закон Ку  смысл   понятий:   физическое   явление,   гипотеза,   закон,   теория,   вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна  Уметь:  приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний: законов механики и электродинамики   применить определения к решению примеров. Краткие теоретические сведения. ЭДС, или электродвижущая сила, как ее принято называть во многих учебниках, представляет собой такую физическую величину, которая характеризует работу каких­ либо   сторонних   сил,   присутствующих   в   источниках   постоянного,   либо­же   переменного тока. Если говорить об замкнутом проводящем контуре, то следовало бы отметить то, что в случае   с   ним,   ЭДС   будет   равняться   работе   сил   по   перемещению   единичного ПОАНО «ВМК» 16   на         а   только положительного заряда вдоль вышеупомянутого контура. Путают электродвижущую силу и   напряжение   —   не   просто   так.   Как   известно,   два   этих   понятия,   на   сегодняшний день, измеряются в вольтах. При этом, об ЭДС мы можем говорить на любом участке цели, ведь по сути дела — это удельная работа сторонних сил, которые действуют не во всем контуре, участке. Отдельного   внимания   с   вашей   стороны,   заслуживает   то,   что у   ЭДС   гальванического элемента, предусматривается работа сторонних сил, работающих во время перемещения единичного положительного заряда от одного полюса к совершенно другому. Работа этих сторонних сил, напрямую зависит от формы траектории, но не может быть выражена через разность потенциалов. Последнее обуславливается тем, что сторонние силы — не являются потенциальными.   Несмотря   на  то,   что  напряжение,   представляет   собой   одно   из   самых незамысловатых понятий, многие потребители до конца не понимают того, что оно собой представляет.   Если   этого   не   понимаете   и   вы,   то   считаем   должным   навести   для   вас некоторые примеры. определенном каком­то, Возьмем для наглядности обыкновенный резервуар с водой. Из такого резервуара, должна   будет   выходить   обыкновенная   труба.   Так   вот,   высота   водяного   столба   или давление,  простыми словами  и будет представлять собой  напряжение,  в то время, как скоростью потока вода, будет являться электрический ток. Ввиду вышесказанного, чем больше   будет   предусматривается   воды   в   баке,   тем   большим   будет   его   давление   и напряжение, соответственно. Главные отличия ЭДС от напряжения Электродвижущей   силой,   называют   напряжение,   которое   согласно   своему определению,   является   отношением   работы   сторонних   сил,   касательно   перенесению положительного заряда непосредственно к самой величине этого заряда. Напряжением, в свою   очередь,   считается   уже   отношение   работы   электрического   поля,   касательно перенесения   так   называемого   электрического   заряда.   Так,   к   примеру,   если   в   вашем автомобиле предусмотрен аккумулятор, то его ЭДС всегда будет равна 13 Вольтам. Ну а вот если  к  вышеупомянутому прибору  вы  при  включенных  фарах  присоедините   еще и вольтметр   —   прибор,   предназначающийся   для   измерения   напряжения,   то   последний показатель   окажется   гораздо   меньшим,   чем   13   Вт.   Такая,   возможно   несколько странноватая тенденция, обуславливается тем, что в аккумуляторе, в качестве сторонних сил,   воспринимается   именно   действие   химической   реакции.   При   этом,   в   автомобиле предусмотрен   также   и   генератор,   который   во   время   работы   двигателя   вырабатывает простой электрический ток. Ввиду вышесказанного, мы и можем говорить об основных отличительных особенностях ЭДС и напряжения: 1. ЭДС будет зависеть от самого источника. Ну а вот если говорить мы будет об напряжение, то его показатель, напрямую зависит от того, что подключение и какой ток сейчас течет по цепи. 2. ЭДС   —   это   физическая   величина,   которая   нужна   для   того,   чтобы характеризовать работу некулоновских сил, а напряжение характеризует работа тока, касательно перемещения заряда последним. 3. Понятия эти являются разными еще и потому что электродвижущая сила, предназначается для магнитной индукции, в то время, как напряжение, чаще всего используется по отношению к постоянному току. ПОАНО «ВМК» Закон Ома и Джоуля­Ленца. 17 Закон   Ома   для   участка   цепи:   (Сила   тока   в  проводнике   прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника).  ­ электрическая проводимость. Сопротивление проводника зависит от его размеров, формы, а также материала из которого   он   изготовлен.   Для   однородного   линейного   проводника:  удельное электрическое сопротивление. ,   где  ­ Подставим   в закон Ома для участка цепи:  , где    ­ удельная электрическая   проводимость.   Т.к.  дифференциальной форме.  и  ,   то  . Это   закон   Ома   в Согласно опытным данным:   Рассмотрим   неоднородный   участок   цепи   1­2,   где   действует   ЭДС.   ЭДС .   Работа   сил, обозначим  совершаемая при перемещении заряда Q0 на участке 1­2 равна:  .(1) По закону сохранения энергии работа равна теплоте, выделившейся на участке. За время t в ,   а   приложенную   на   концах   разность   потенциалов   ­  . проводнике   выделяется   теплота  .   (2).   Из   (1)   и   (2) получаем  , откуда:  Ома для неоднородного участка цепи). . Это обобщенный закон Ома (закон Закон Джоуля­Ленца: Рассмотрим неподвижный однородный проводник, к концам которого приложено . При этом .(1) Если сопротивление проводника равно R, то, по закону напряжение U. За время dt через сечение проводника протекает заряд  работа равна:  Ома:  тока   (2).   Из   (1)   и   (2)   следует,   что   мощность . Т.к. проводник неподвижен, то  (3). Из (1), (2), (3) следует:  . Сопротивление проводников. Понятие об электрическом сопротивлении и проводимости Любое   тело,   по   которому   протекает   электрический   ток,   оказывает   ему определенное   сопротивление. Свойство   материала   проводника   препятствовать прохождению через него электрического тока называется электрическим сопротивлением. Электронная   теория   так   объясняет   сущность   электрического   сопротивления металлических   проводников.   Свободные   электроны   при   движении   по   проводнику бесчисленное   количество   раз   встречают   на   своем   пути   атомы   и   другие   электроны   и, ПОАНО «ВМК» 18 взаимодействуя с ними, неизбежно теряют часть своей энергии. Электроны испытывают как бы сопротивление своему движению. Различные металлические проводники, имеющие различное атомное строение, оказывают различное сопротивление электрическому току. Точно   тем   же   объясняется   сопротивление   жидких   проводников   и   газов прохождению электрического тока. Однако не следует забывать, что в этих веществах не электроны, а заряженные частицы молекул встречают сопротивление при своем движении. Сопротивление обозначается латинскими буквами R или r. За единицу электрического сопротивления принят ом. Ом есть сопротивление столба ртути высотой 106,3 см с поперечным сечением 1 мм2 при температуре 0° С. Если,   например,   электрическое   сопротивление   проводника   составляет   4   ом,   то записывается это так: R = 4 ом или r= 4ом. Для   измерения   сопротивлений   большой   величины   принята   единица,   называемая мегомом. Один мегом равен одному миллиону ом. Чем больше сопротивление проводника, тем хуже он проводит электрический ток, и,   наоборот,   чем   меньше   сопротивление   проводника,   тем   легче   электрическому   току пройти через этот проводник. Следовательно, для характеристики проводника (с точки зрения прохождения через него   электрического   тока)   можно   рассматривать   не   только   его   сопротивление,   но   и величину, обратную сопротивлению и называемую, проводимостью. Фронтальный опрос 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Что такое сторонние силы?  Что такое электродвижущая сила? Назовите характеристики источника тока.  Как формулируется закон Ома для полной цепи Что такое короткое замыкание? Что такое ветвь и узел электрической цепи? Какие цепи называются разветвлёнными ? сформулировать первое правило Кирхгофа: сформулировать второе правило Кирхгофа  Что позволяют определять правило Кирхгофа  Правила техники безопасности.  Осторожно!   Электрический   ток!   Убедитесь   в   том,   что   изоляция проводников   не   нарушена.   Оберегайте   приборы   от   падения.   Не   допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. Раздаю   оценочный   лист   ученика   и   «электрончиков»   ,введем   единицу   измерения «Электрон», по мере накопления этих единиц, в конце занятия сможем выявить активных учащихся, своих «электронов» нужно вкладывать в ёмкость владельца ,которые находятся на столе. Задания группам. I группа 1.К источнику тока с ЭДС  =12 В присоединена нагрузка. Напряжение U на клеммах источника стало при этом равным 8 В. Определить КПД источника тока.( 67%) ε 2.Какую работу совершит ток силой 3 А за 10 мин при напряжении в цепи 15 В? (27кДж) ПОАНО «ВМК» 19 II группа 1.Источник тока, реостат и амперметр включены последовательно. ЭДС источника 2 В, его внутреннее сопротивление 0,4 Ом. Амперметр показывает силу тока 1 А. С каким КПД работает источник тока? (80%) 2. Напряжение на концах электрической цепи 4 В. Какую работу совершит в ней электрический ток в течение 3мин при силе тока 1,5А? (1080Дж) III   группа  1. Аккумулятор   с   ЭДС   6   В   и   внутренним   сопротивлением   2   Ом питает   резистор сопротивлением  8  Ом.  Какое  количество  теплоты выделяется   в резисторе за 1 ч? (10368Дж) 2. ЭДС источника тока равна 1,6 В, его внутреннее сопротивление 0,5 Ом. Чему равен КПД источника при силе тока 2,4 А? (75%) ПОАНО «ВМК» 20 Раздел 2. Механика Тема 2.3. Динамика поступательного движения. Практическая работа № 3 Тема: Решение задач с использованием законов Ома и Джоуля­Ленца.  Цель   занятия:  Экспериментальная   проверка   основных   уравнений   и   законов поступательного движения тела на специально сконструированной для этого лабораторной установке – машине Атвуда Количество часов на выполнение практического задания ­ 2.  Методические указания по выполнению работы: Перед выполнением работы необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме.  Во время выполнения работы обучающийся может пользоваться своим конспектом и справочным материалом. Знать:   что называется поступательным движением  закон сохранения электрического заряда  закон Кулона  закон Ома  закон Джоуля­Ленца  смысл   понятий:   физическое   явление,   гипотеза,   закон,   теория,   вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна  Уметь:  приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний: законов механики и электродинамики   применить определения к решению примеров. Краткие теоретические сведения. Экспериментальная установка  Машина Атвуда   (рис. 3) состоит из легкого блока  Б, через который переброшена нить с двумя равными грузами на концах (масса обоих грузов одинакова и равна m). Грузы могут двигаться вдоль вертикальной рейки со шкалой  Ш. Если на правый груз положить небольшой   перегрузок,   грузы   начнут   двигаться   с   некоторым   ускорением.   Кольцевая полочка  П1,   которая   может   закрепляться   в   любом   положении,   предназначена   для свободного прохода груза и для снятия перегрузка. Для приема падающего груза служит полочка П2. Машина Атвуда может быть электрифицирована, т. е. снабжена электромагнитной муфтой­пускателем и автоматическим секундомером. Трение   в   машине   Атвуда   сведено   к   минимуму,   но   для   возможно   полной компенсации сил трения масса правого груза делается немного больше массы левого (с помощью дроби или пластилина). Операция балансировки, выполняется с таким расчетом, чтобы грузы не перевешивали друг друга, но от легкого толчка вниз правого груза вся система приходила в равномерное движение. (При расчетах можно считать массы грузов одинаковыми). ПОАНО «ВМК» 21 Рис. 4. Схема машины Атвуда  Для выполнения работы машина Атвуда должна быть установлена   строго   вертикально,   что   легко   проверить   по параллельности шкалы и нити. Кроме того, в тех опытах, где используется кольцевая полочка, положение ее должно быть отрегулировано так, чтобы грузы проходили через кольцо не касаясь   его,   а   перегрузок   легко   снимался   и   оставался   на полочке.  Теория    Второй закон Ньютона для каждого из тел системы в предположении невесомости блока и отсутствия трения дает где Т1,2 – силы натяжения нити, m – масса каждого груза, Dm – масса перегрузка, а – ускорение системы.       ,               (1.2)    В проекциях на вертикальную ось ОY  получаем соотношения                                        (1.3)      Отсюда, так как Т1 = Т2, ускорение движения системы равно                                   Из этого выражения видно, во­первых, что ускорение не зависит от времени, что доказывает равноускоренный характер движения грузов. Во­вторых, видно, что изменять ускорение можно, меняя массу перегрузка Dm.  .                            (1.4)     В случае равноускоренного движения скорость грузов v и их перемещение  DS  за время  t определяются уравнениями                                             (1.5) Задача 1.  Материальная точка движется по плоскости  ХОУ  согласно уравнениям х=2+7t+2t2 (м) и у=3–t+2t2 (м). Определить модули скорости и ускорения точки в момент времени t = 4 с. Примеры решения задач Дано: х=2+7t–2t2 у=3–t+2t2 t = 4 с υ – ? а – ? Решение ПОАНО «ВМК» 22 Модули скорости υ и ускорения а определяются выражениями ,  где υх и υу , ах и ау – соответственно проекции вектора скорости и ускорения на ось ОХ и ОУ. Проекции вектора скорости на оси координат определяются через производную по времени от соответствующей координаты, т.е. ;  . В момент времени t = 4 с проекции и модуль скорости точки равны  (м/с);  (м/с);  Проекции вектора ускорения на оси координат определяются через производную по (м/с).  времени от соответствующей проекции скорости, т.е. (м/с2);  (м/с2).  В момент времени t = 4 с модуль ускорения точки равен (м/с2). Задача   2.  Материальная   точка   движется   по   плоскости  ХОУ.   Её   движение . А = 0,5 м/с2; В = 2 м/с.  . Определить через 1 с после начала движения: описывается уравнением  Найти зависимость  1. 2. 3. Дано: модуль скорости; модуль тангенциального и нормального ускорения; модуль полного ускорения. А = 0,5 м/с2 В = 2 м/с t = 1 с υ – ? аn – ? аτ – ? а – ? Решение Вектор скорости  определяется через производную по времени от радиус­вектора , т.е. т.е. , где  – проекция вектора скорости на ось ОХ; –проекция вектора скорости на ось ОУ. Модуль скорости υ в момент времени t = 1 с равен (м/с). Вектор ускорения   определяется через производную по времени от скорости   , где 2А = ах – проекция вектора ускорения на ось ОХ. ПОАНО «ВМК» 23 Ускорение точки  характеризуется только одной составляющей вектора вдоль оси ОХ, т. е. оно направлено по оси ОХ и равно а = ах = 2А = 2∙0,5 = 1(м/с2). Как   видно   из   рисунка   (треугольник   ускорений),   модуль нормального и тангенциального ускорения равен ;  . Определим из треугольника скоростей в момент времени t = 1 с sin α и cos α (м/с2);  ;  (м/с2). . Задача   3.   Тело   массой  плоскости,   составляющей   угол   движется   вверх   по   наклонной с   горизонтом,   под   действием   силы ,   как   показано   на   рисунке.   Определите   ускорение,   с   которым движется тело, если коэффициент трения скольжения равен 0,2. , ,  Дано:  а ­ ?  Решение  Согласно второму закону Ньютона ,  ? Запишем уравнение в проекции на ось Ох .  и на ось Оу . Сила трения скольжения равна . Подставим это выражение в уравнение в проекции на ось Ох . Откуда  Задача 4. Диск массой  m  = 0,5 кг и диаметром  d  = 40 см вращается с угловой скоростью w0 = 150 с­1. При торможении он останавливается в течение времени Δt = 10 с. Определите среднюю величину тормозящего момента сил.  3,27 м/с2. Решение Среднее угловое ускорение при равнозамедленном вращении диска определяется выражением . Средняя величина момента силы относительно оси Z равна ,  где  ­ момент инерции диска относительно оси Z. Тогда  (Нм) ПОАНО «ВМК» 24 Раздел 2. Механика Тема 2.3. Динамика поступательного движения. Практическая работа № 4 Тема: Механическая работа и мощность.  Цель   занятия:  Развивать   у   учащихся   ключевые   компетенции,   а   именно: способность выделять главное при составлении условия задачи, содействовать развитию у учащихся   умения   анализировать,   систематизировать   и   сравнивать,   развивать   логику, коммуникативность   и   критичность,   используя   работу   по   взаимопроверке,   воспитывать внимание,   чувство   ответственности,   терпимости   к   суждениям   товарищей,   развивать интерес к дисциплине. Количество часов на выполнение практического задания ­ 2.  Методические указания по выполнению работы: Перед выполнением работы необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по теме.  Во время выполнения работы обучающийся может пользоваться своим конспектом и справочным материалом. Знать:   что такое мощность  закон Кулона  закон Ома  смысл   физических   величин:  скорость,   ускорение,   масса,   сила,   импульс, работа,  механическая   энергия,   внутренняя   энергия,  средняя   кинетическая энергия частиц вещества, элементарный электрический заряд   смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, электромагнитной индукции; Уметь:  приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний: законов механики и электродинамики   воспринимать   и   на   основе   полученных   знаний   самостоятельно   оценивать информацию,   содержащуюся   в   сообщениях   СМИ,     Интернете,   научно­ популярных статьях  приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний: законов механики и электродинамики  применить определения к решению примеров. Краткие теоретические сведения. Кинетическая и потенциальная энергия. Потенциальной   энергией   называется   энергия,   которая   определяется   взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела. Потенциальной энергией, например, обладает тело, поднятое над Землей, потому что энергия тела зависит от взаимного положения его и Земли и их взаимного притяжения. Потенциальная энергия тела, лежащего на Земле, равна нулю. А потенциальная энергия этого тела, поднятого на некоторую высоту, определится работой, которую совершит сила тяжести при падении тела на Землю. Огромной потенциальной энергией обладает речная ПОАНО «ВМК» 25 вода, удерживаемая  плотиной.  Падая вниз, она совершает работу, приводя в движение мощные турбины электростанций. Потенциальную энергию тела обозначают символом Eп. Так как Eп = A, то Eп = Fh или Eп = gmh Eп – потенциальная энергия; g – ускорение свободного падения, равное 9,8 Н/кг; m – масса тела, h – высота, на которую поднято тело. Кинетической   энергией   называется   энергия,   которой   обладает   тело   вследствие своего движения. Кинетическая энергия тела зависит от его скорости и массы. Например, чем больше скорость падения воды в реке и чем больше масса этой воды, тем сильнее будут вращаться турбины электростанций.        mv2  Ek = ——           2 Ek – кинетическая энергия;  m – масса тела;  v – скорость движения тела. В природе, технике, быту один вид механической энергии обычно превращается в другой: потенциальная в кинетическую и кинетическая в потенциальную. Например, при падении воды с плотины ее потенциальная энергия превращается в кинетическую. В качающемся маятнике периодически эти виды энергии переходят друг в друга. Закон сохранения энергии в механике. Если   тела,   составляющие замкнутую   механическую   систему,   взаимодействуют между собой только посредством сил тяготения и упругости, то работа этих сил равна изменению потенциальной энергии тел, взятому с противоположным знаком:  A = –(Eр2 По   теореме   о   кинетической   энергии   эта   работа   равна   изменению   кинетической – Eр1). энергии тел (см.     §1.19):    Следовательно    или Ep2. Ek1 + Ep1 = Ek2 +  Сумма   кинетической   и   потенциальной   энергии   тел,   составляющих   замкнутую систему и взаимодействующих между собой посредством сил тяготения и сил упругости, остается неизменной. Это утверждение выражает закон сохранения энергии в механических процессах. Он является следствием законов Ньютона. Сумму E = Ek + Ep называют полной механической энергией. Закон сохранения механической энергии выполняется только тогда, когда тела в замкнутой   системе   взаимодействуют   между   собой   консервативными   силами,   то   есть силами, для которых можно ввести понятие потенциальной энергии. ПОАНО «ВМК» 26 Пример   применения   закона   сохранения   энергии   –   нахождение   минимальной прочности легкой нерастяжимой нити, удерживающей тело массой m при его вращении в вертикальной плоскости (задача Х.      Гюйгенса). Рис. 1.20.1 поясняет решение этой задачи. Закон   сохранения   энергии   для   тела   в   верхней   и   нижней   точках   траектории записывается в виде:  Обратим   внимание   на   то,   что   сила   натяжения   нити   всегда   перпендикулярна скорости тела; поэтому она не совершает работы. При минимальной скорости вращения натяжение нити в верхней точке равно нулю и, следовательно, центростремительное ускорение телу в верхней точке сообщается только силой тяжести:  Из этих соотношений следует:  Центростремительное   ускорение   в   нижней   точке   создается   силами  направленными в противоположные стороны:   и    Отсюда следует, что при минимальной скорости тела в верхней точке натяжение нити в нижней точке будет по модулю равно  F = 6mg. Прочность нити должна, очевидно, превышать это значение. Очень   важно   отметить,   что   закон   сохранения   механической   энергии   позволил получить связь между координатами и скоростями тела в двух разных точках траектории без   анализа   закона   движения   тела   во   всех   промежуточных   точках.   Применение   закона сохранения   механической   энергии   может   в   значительной   степени   упростить   решение многих задач. В   реальных   условиях   практически   всегда   на   движущиеся   тела   наряду   с   силами тяготения, силами упругости и другими консервативными силами действуют силы трения или силы сопротивления среды. Сила трения не является консервативной. Работа силы трения зависит от длины пути. Если между телами, составляющими замкнутую систему, действуют силы трения, то механическая энергия не сохраняется. Часть механической энергии превращается во внутреннюю энергию тел (нагревание). При любых физических взаимодействиях энергия не возникает и не исчезает. Она лишь превращается из одной формы в другую. Этот   экспериментально   установленный   факт   выражает   фундаментальный   закон природы – закон сохранения и превращения энергии. Одним   из   следствий   закона   сохранения   и   превращения   энергии   является утверждение о невозможности создания «вечного двигателя» (perpetuummobile) – машины, ПОАНО «ВМК» 27 которая могла бы неопределенно долго совершать работу, не расходуя при этом энергии (рис. 1.20.2). История хранит немалое число проектов «вечного двигателя». В некоторых из них ошибки   «изобретателя»   очевидны,   в   других   эти   ошибки   замаскированы   сложной конструкцией   прибора,   и   бывает   очень   непросто   понять,   почему   эта   машина   не   будет работать.   Бесплодные   попытки   создания   «вечного   двигателя»   продолжаются   и   в   наше время. Все эти попытки обречены на неудачу, так как закон сохранения и превращения энергии «запрещает» получение работы без затраты энергии. 1. 2. 3. 4. 5. 6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА  Сформулируйте определение работы? Какой буквой обозначается? В каких единицах измеряется? При каких условиях работа силы положительная? отрицательная? равна нулю? Какие силы называются потенциальными? Приведите примеры? Чему равна работа, совершаемая силой тяжести? силой упругости? Дайте определение мощности. В каких единицах измеряется мощность? ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Автомобиль массой 1000 кг, двигаясь равноускоренно из состояния покоя, за 10 с 1. отъезжает на 200 м. Определите работу силы тяги, если коэффициент трения равен 0,05.  2. кВТ. С какой скоростью движется трактор?  Трактор при вспашке преодолевает силу сопротивления 8 кН, развивая мощность 40 ПОАНО «ВМК» 28 Список литературы Основные источники: 1. Трофимова Т.И. , Фирсов А.В. «Физика», М., издательский центр Академия, 2010г 2. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005. 3.  Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005. 4. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001. 5.Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003. 6.Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003. 7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003. Дополнительные источники: Φ .,   Орлов   В.А.   Экспериментальные   задания   по   физике.   9—11   классы: 1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.   2.   Кабардин   О. учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001. 3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006. 4. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002. 5. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"

Методические указания для курсантов (студентов) по выполнению практических работ по физике СПО специальности "ЭСЭУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018