МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
история
Взрослым
29.10.2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История
Методические указания по выполнению практических работ разработаны согласно рабочей программы ОУД.05 История и требованиям к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессиям СПО: 13.00.00 УК ЭЛЕКТРО-ИТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) 15.00.00 УК МАШИНОСТРОЕНИЕ 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.25 Станочник (металлообработка)
ПР История ППКРС .docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История по профессиям  СПО: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по  отраслям) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.25 Станочник (металлообработка) 22.01.03 Машинист крана металлургического производства 22.01.08 Оператор прокатного производства 23.01.09 Машинист локомотива Л и п е ц к ­ 2 0 1 9 2 Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.05 История для профессий СПО 13.00.00 УК ЭЛЕКТРО­ИТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) 15.00.00 УК МАШИНОСТРОЕНИЕ 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.25 Станочник (металлообработка) 22.00.00 УК ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ 22.01.03 Машинист крана металлургического производства 22.01.08 Оператор прокатного производства 23.00.00 УК ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА 23.01.09 Машинист локомотива Организация­разработчик: ГОБПОУ «ЛПТ» Разработчики: Панина Татьяна Владимировна, Шеборова Людмила Викторовна преподаватели ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум» Рассмотрено на заседании ЦК общественно­гуманитарных дисциплин ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум» Председатель ЦК______________ Л. В. Шеборова Содержание Введение……………………………………………………………..…..5 Общие требования для студентов при выполнении практических     работ……………………………………………………………………...7 Система оценивания практических работ ……………………..…..7 Практическая работа №1  Первая мировая война глазами ее участников…………………....8 Практическая работа №2 Россия в годы революций и Гражданской войны…………….….13 Практическая работа №3 Пацифизм и политика «умиротворения» в Европе………….......17 Практическая работа №4 Советский вариант модернизации: успехи и издержки………....20 Практическая работа №5 Елецкая наступательная операция…………………………………24 Практическая работа №6 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны………30 Практическая работа №7 «Холодная война» и международные конфликты 1940­70­х гг..35 Практическая работа №8 Успехи советской космонавтики…………………………………...42 Практическая работа №9 СССР 60­80­е годы ХХ века………………………………………....45 Практическая работа №10 Советское общество в 1985­1991 гг. Перестройка в СССР….….48 Практическая работа №11 Политика «гласности»: достижения и издержки………………..51 Практическая работа №12 Экономические реформы 1990­х годов в России: основные этапы  и результаты…………………………………………………………53 Введение Методические указания по выполнению практических работ разработаны согласно  рабочей программы ОУД.05 История и требованиям к результатам обучения Федерального  государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее  – ФГОС СПО) по профессиям СПО 13.00.00 УК ЭЛЕКТРО­ИТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по  отраслям) 15.00.00 УК МАШИНОСТРОЕНИЕ 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.25 Станочник (металлообработка) 22.00.00 УК ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ 22.01.03 Машинист крана металлургического производства 22.01.08 Оператор прокатного производства 23.00.00 УК ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА 23.01.09 Машинист локомотива Практические работы направлены на овладение обучающимися следующими  результатами обучения: умения:  демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события  российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и  понимать роль России в мировом сообществе;  устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой  культуры;   определять место и время создания исторических документов;   проводить отбор необходимой информации и использовать информацию  Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности  современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;   использовать картографические источники для описания событий и процессов  новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;  знания:  знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из  раздела дидактических единиц;  определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,  процессов;  характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших  исторических событий;  представлять культурное наследие России и других стран;   работать с историческими документами;   сравнивать различные исторические документы, давать им общую  характеристику;   критически анализировать информацию из различных источников;   использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;  работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;   владеть основной современной терминологией исторической науки,  предусмотренной программой. Методические указания по выполнению практических работ содержат теоретические  основы, которыми студенты должны владеть перед проведением работ; рекомендации по  самостоятельному выполнению заданий практических работ.  Практические работы следует проводить по мере прохождения студентами  теоретического материала в следующей последовательности: ­ вводная беседа, во время которой кратко напоминаются теоретические вопросы темы,  разъясняется сущность, цель, методика выполнения работы; ­ самостоятельное выполнение заданий работы; ­ обработка результатов проделанной работы, оформление отчета; ­ защита практической работы в форме собеседования по методике проведения и  результатам проделанной работы. Обязательная аудиторная нагрузка по практическим работам приведена в таблице. Название практической работы Практическая работа №1 Первая мировая война глазами ее участников Практическая работа №2 Россия в годы революций и  Гражданской войны Практическая работа №3 Пацифизм и политика «умиротворения»  в Европе Практическая работа №4 Советский вариант модернизации: успехи и издержки Практическая работа №5 Елецкая наступательная операция Практическая работа №6 Коренной  перелом в ходе Великой Отечественной войны Практическая работа №7 Коли­ чество  часов 2 2 2 2 2 2 2 «Холодная война» и международные конфликты 1940­70­х гг. Практическая работа №8 Успехи советской космонавтики Практическая работа №9 СССР 60­80­е годы ХХ века Практическая работа №10 Советское общество в 1985­1991 гг. перестройка в СССР Практическая работа №11 Политика «гласности»: достижения и издержки Практическая работа №12 Экономические реформы 1990­х годов в России: основные этапы и результаты 2 2 2 2 2 Нагрузка на внеаудиторную самостоятельную работу студентов (оформление отчета ­  написание выводов, подготовка к защите работы) – 50% от аудиторной нагрузки. Общие требования для студентов при выполнении практических работ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Перед выполнением практической работы необходимо повторить теоретический  материал, используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую  часть работы.  Студенты обязаны иметь при себе линейку, карандаш, тетрадь для выполнения (для  оформления отчетов) практических работ. Результаты выполнения работы следует записывать четко и кратко, при необходимости в заранее подготовленные таблицы. Отчеты по практическим работам должны включать в себя следующие пункты:    название практической работы и ее цель; краткий порядок выполнения практической работы; далее пишется «Ход работы» и выполняются этапы практической работы, согласно  порядку (записываются требуемые теоретические положения, результаты работы,  заполняются требуемые таблицы), по завершении работы делается вывод При подготовке к сдаче практической работы, необходимо ответить на предложенные  контрольные вопросы. Если отчет по работе не сдан вовремя (до выполнения следующей работы) по  неуважительной причине, оценка за лабораторную работу снижается. При оценивании выполнения практической работы студентом учитывается следующие  Система оценивания практических работ показатели оценки: ­ качество выполнения практической части работы (соблюдение инструкций к работе,  грамотная работа со справочными материалами и др.); ­ качество оформления отчета по работе (оформление отчета в соответствии с  требованиями методических рекомендаций, правильность и четкость формулировки выводов по результатам работы); ­ качество и глубина устных ответов на контрольные вопросы при защите работы. Каждый показатель оценивается по 5­ти бальной шкале, за работу выставляется средний  балл по всем показателям. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. Первая мировая война глазами ее участников Цель практического занятия: 1. На основе учебников, документов, данных статистики усвоить новые знания о  причинах, ходе и итогах войны. 2. Систематизировать и закрепить исторический материал в ходе заполнения таблиц  3. Проанализировать и дать собственную оценку итогам и последствиям Первой мировой войны. Студент должен уметь:   проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса;  расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе  общественных отношений;  качественно выполнять задания;  представлять логическую цепь аргументов Инструкция по выполнению практической работы: 1. Заполните пропуски, перечислив страны. Первая мировая война порождена модернизационным кризисом, противопоставившим  блок лидирующих индустриальных держав: ______________________________  и догоняющих_______________________________________  2. Заполните таблицу: Блок Дата  образова ния Страны­ участницы Цели блока Планы блока 3. «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны,  причину эту они не найдут. Война началась не по какой­то одной причине, война началась по  всем причинам сразу»  Вудро Вильсон. Каковы были причины Первой мировой войны?  1___________________________________________________________________________ _________ 2___________________________________________________________________________ _________ 3___________________________________________________________________________ _________ ____________________________________________________________________________ ________ ____________________________________________________________________________ ________ Укажите повод войны. ____________________________________________________________________________ ________ 4.  Проанализируйте данные статистики 1914г. Оцените готовность России к войне. На чьей стороне был перевес сил? Сказалось ли это на ходе войны в 1914 г.? Вооружённые силы Центральных держав Страна Германия Австро­ Венгрия Итого Численность армии после  мобилизации (тыс. чел.) Лёгких  орудий 3822 2300 6122 484 310 794 0 4 4 Тяжёлых орудий  полевой артиллерии Самолётов 232 1688 168 1856 65 297 Вооружённые силы Антанты Страна Численность армии после  мобилизации (тыс. чел.) Лёгких  орудий Россия Великобритани я Франция Итого 5338 1000 3781 10119 684 122 336 114 8 6 0 34 Тяжёлых орудий  полевой артиллерии Самолётов 263 240 126 84 450 90 156 509 ____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________ 5. Заполните таблицу: Восточный фронт Западный фронт Параметры  сравнения Страны,  участвовавшие в военных действиях Основные  военные  операции (год,  операция,  результат) 1914 1915 1916 1917 1918 1914 1915 1916 1917 1918 6. Определите отношение социальных групп к войне: Марии Ивановне Борисовой.  Немец укрепил свои позиции и сидит в окопах, как барин говорит русским ­ не подходи близко; дела наши некрасивы, даже очень плохи, ужас надоело так страдать и мучиться на свете; живем на земле тоже очень плохо, нет на душу полоски земли, а у помещиков ­ глазом не окинешь, будто только для них одних Бог сотворил землю. В победу твердо не нужно верить, всем известно, что у нас единения нет и думать не нужно внутри России, что у немца нет ничего, а нам, защитникам родины, варят 3 фунта грибов на 250 человек. Вот так­то.  П.Борисов Алексей ЕрмолаевичДуранин, 9­я армия. Матрене Михайловне Безсолицыной. д.  Большая Безсолята Придется, должно быть, пострадать нашей России, и мы уже пострадали, да и еще этим страданиям   конца   не   видать.   Могли   бы   уже   с   нашими   доблестными   силами   с   крепкими сердцами   покончить   дело   с   немцем,   но   дело   осталось   в   следующем:   плохия   были   у   нас министры и представители Государственной думы. Они с вечера в театре, а утром долго спали, вот и все проспали, теперь у нас крыть нечем как теперь у нас спят кулаки богатыя мужики, а надо бы теперь не спать, а больше заботиться об действующей армии, а у нас идет вовсе не так у нас все грабят пока можно.  Из "Очерков русской смуты" А.И. Деникина «Войны   не   хотели,   за   исключением   разве   пылкой   военной   молодежи,   жаждавшей подвига;   верили,   что  власть   примет   все   возможные   меры   к  предотвращению   столкновения; мало­помалу, однако, приходили к сознанию роковой неизбежности его; поводы были чужды какой­либо   агрессивности   или   заинтересованности   с   нашей   стороны,   вызывали   искреннее сочувствие к слабым, угнетаемым, находились в полном соответствии с традиционной ролью России. Наконец, не мы, а на нас подняли меч… И потому, когда началась война, стих голос и тех, в которых таился страх, что уровень культуры и экономического состояния нашей страны не даст ей победы в борьбе с сильным и культурным противником. Войну приняли с большим подъемом, энтузиазмом. Офицерский корпус, как и большинство средней интеллигенции, не слишком интересовался сакраментальным   вопросом   о   «целях   войны».   Война   началась.   Поражение   принесло   бы непомерные бедствия нашему отечеству во всех областях его жизни. Поражение повело бы к территориальным   потерям,   политическому   упадку   и   экономическому   рабству   страны. Необходима победа.» местами     с   «Воззвания противника, написанные хорошим русским языком, братанье с противником,  и распространяемая в большом количестве экземпляров газета «Правда», приводят к тому, что  несмотря на то, что офицерский состав желает драться, влияния он не имеет. Наступление  является поэтому делом чрезвычайно  трудным.»_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________ 7.  Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы Из Мирного договора Советской России с Германией и её союзниками. Статья III Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие   раньше   России,   не   будут   более   находиться   под   её   верховной   властью: установленная линия обозначена на приложенной карте, являющейся существенной составной частью   настоящего   мирного   договора.   Точное   определение   этой   линии   будет   выработано русско­германской комиссией. Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро­Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением. Статья IV Россия сделает всё от неё зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции. Статья V Россия   незамедлительно   произведёт   полную   демобилизацию   своей   армии,   включая   и войсковые части, вновь сформированные теперешним правительством. Статья VI Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии.  Статья IX Договаривающиеся   стороны   взаимно   отказываются   от   возмещения   своих   военных расходов, т.е. государственных издержек на ведение войны, равно как и от возмещения военных убытков. 1. Дайте название договору и дату его  подписания_____________________________________________ 2. Какие территории по договору Россия теряла?  _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____ 3. Почему Ленин называл этот мир «похабным»? С какой целью он был заключен  большевиками? ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ Литература: Больных, А. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок. ­ М.: АСТ, 2002. Зайончковский, А. М. Первая мировая война. ­ СПб: Полигон, 2002. Лиддел, Гарт Б. Г. Правда о Первой мировой войне: [пер. с англ.]. ­ М.: Яуза:  1. 2. 3. 4. Эксмо, 2009. ­ 480 с. Первая мировая : [сборник] / [сост., предисл., вступ. ст. к док. и материалам и  коммент. С. Н. Семанова]. ­ М.: Мол. гвардия, 1989. 5. 6. Торопцев, А. П. Первая мировая война: кн. для школьников. ­ М.: Росмэн, 2000. Уткин, А. И. Первая мировая война. ­ М.: Алгоритм, 2001. Яковлев, Н. Н. Последняя война старой России. ­ М.: Просвещение, 1994. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№2 Россия в годы революций и Гражданской войны. Цель практического занятия: Продолжить работу над развитием умений, обучающихся анализировать, обобщать,  систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним. Студент должен уметь:       систематизировать исторический материал;  оценивать основные события и явления истории;  переводить информацию из одной знаковой системы в другую; проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку. Инструкция по выполнению практической работы: Задание 1. Творческая работа. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в России осенью 1917 года глазами  современника: Отождествите себя с представителем конкретного социального слоя российского  населения, возможно уточнив место рождения, род занятий, отношение к политике в целом. Глазами своего героя образно, эмоционально, достоверно описать ситуацию в стране (в  родном городе, на примере собственной семьи и т.п.). Объяснить причины кризисной ситуации (в экономике, политике, социальных  отношениях, армии и т.д.) адекватно мировоззрению своего героя. Использовать информацию учебника, документов и дополнительной литературы для  содержательности и убедительности своего ответа. Использовать приемы персонификации и стилизации (выбор оригинальной формы  изложения, употребление специальной лексики, выражение личностного отношения к  происходящему). Целостно, ярко и оригинально изложить свои мысли и чувства. Задание 2. Обучающимся предлагается подготовить сюжетный рассказ, воссоздающий главные  исторические факты и их детали образно, ярко, эмоционально, а также передать в сюжетном  повествовании внутренние, существенные признаки исторических событий Октября 1917 года. Основой сюжетного рассказа является хронологическая таблица вооруженного  восстания в Петрограде. Уместно ознакомить с документами II съезда Советов и акцентировать внимание на  формировании первого советского правительства – Совета Народных          Комиссаров. Схема 1. Совет народных комиссаров Председатель В.Н.Ульянов (Ленин) Высший исполнительный и распорядительный орган власти с правом законодательной  инициативы. Внутренних дел   По военным и морским делам Народные комиссариаты Просвещения (термин предложен Л.Д.Троцким)  Иностранных дел  Юстиции Финансов  Земледелия Продовольствия Труда Торговли и промышленности  по делам почт и телеграфа   национальностей Обучащиеся заранее готовят устные сообщения по персоналиям о В.И.Ульянове  (Ленине) и Л.Д.Троцком. Задание 3. При изучении вопроса о формировании большевистской диктатуры эффективно  составить логическую схему: 1917 год 1918 год Многопартийность Диктатура большевиков Логическая схема помогает наглядно проследить причинно ­ следственные связи и  закономерности между историческими фактами. Задание 4. Проблемное задание: была ли альтернатива диктатуре пролетариата в  России? Обучающиеся участвуют в обсуждении проблемы: Объясняют понятия «диктатура» и «демократия», их отличительные признаки. Приводят три и более доказательства, подтверждающих справедливость выбранного  суждения. Делают выводы. Преобразования системы управления страной: Составить хронологическую таблицу: Дата События Декреты об учреждении Совета Народных Комиссаров  (СНК) и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета  (ВЦИКа). Декрет о рабоче­крестьянской милиции. Декрет о Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). Декрет о Высшем Совете Народного Хозяйства. Декрет о создании Рабоче­крестьянской Красной Армии  (РККА) и Рабоче­крестьянского Красного Флота (РККФ). Важным моментом в раскрытии этого вопроса являются отношения большевиков с  другими партиями. Для ответа на 3 вопрос прилагается следующий фактический материал: 1 Общие показатели хозяйственного развития России с конца 19 века. Отрасль  Прирост, %. производства 1894 – 1895 гг. 1914 г. 1. Производство 30 104,5 248 сахара (млн.пуд.) 2. Производство хлопка (млн.пуд.) 3. Добыча  золота (пуд). 4. Добыча  нефти (млн.пуд) 5. Добыча  каменного угля  (млн.пуд). 6. Производство чугуна (млн.пуд.) 3,2 2576 338 466 73 15,6 3701 560 1983 254 388 44 66 326 248 В 1913 году по сравнению с 1900 годом увеличились расходы Главного управления  землеустройства и земледелия на 338% (39 и 135,8 млн.руб. соответственно) и доля расходов по Министерству народного просвещения в бюджете поднялась с 2,1% (1900 год) до 14,6% (1913  год) или на 475,4 %. 2. Уровень жизни рабочих в начале 20 века: В 1897 году был установлен 11,5 часовой рабочий день, однако 13­14 часовой рабочий  день оставался обычным явлением. Степень эксплуатации пролетариата в России была очень  высока: капиталисты забирали с каждого рубля, заработанного рабочим, в виде прибыли 68  копеек в обработке минералов, 78 копеек в обработке металлов и 96 копеек в отраслях  пищевой промышленности. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, жилища, страхование)  составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Детский труд использовался с 8­10 лет,  а с 15 лет дети начинали работать в горячих цехах. Для сравнения: факт – средний заработок  чернорабочего в США ( в пересчете на рубли) составлял 71 рубль в неделю при 56 часах  работы, а в России – 25 рублей в месяц при 65 часах. За 1900 – 1909 годы цены на хлеб и мясо  возросли на 30%, а зарплата только на 23%. В 1898 году зарплата рабочего в Москве составляла 12 – 20 рублей в месяц. Стоимость жилой каморки – 6 рублей в месяц. Недельное пищевое довольствие (в кг.) русского квалифицированного слесаря (семья из  трех человек): Чай – 0,04 Сахар – 1 Масло постное – 1,2 Масло – 0,1 Мясо – 1,4 Картофель – 4 Хлеб черный – 5,6 Белая мука и хлеб – 7,6 Сравните эти данные с современным недельным потреблением продуктов семьей из трех  человек.  Прочитайте документы 1. Постановление СНК о красном терроре (5 сентября 1918 г.) Обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью... необходимо  очистить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в  концентрационных лагерях; ...подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам. 2. Приказ Наркомата внутренних дел о заложниках (4 сентября 1918 г.) Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из  буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При  малейших попытках сопротивления или малейшем движении в белогвардейской среде должен  применяться безоговорочно массовый расстрел. Местные Губисполкомы должны проявлять в  этом направлении особую инициативу. 3. Из резолюции IX Совета партии эсеров “0 прекращении вооруженной борьбы против  большевиков” (июнь 1919 г.) В тупике гражданской войны, в который заведена Россия, две основные силы борются  друг с другом, взаимно друг друга питая: большевизм и реставрация. Из этого заколдованного  круга Россию может вывести только третья сила, крестьянство... Задача социалистов­ революционеров ­ слиться с трудовыми массами и объединить под своим руководством  назревающее сопротивление масс... Ответьте на вопросы:  1. Каковы причины (экономические, политические) гражданской войны и  иностранной интервенции?  Лидеры белого движения?  На какие социальные силы опирались в годы гражданской войны большевики?  Каковы причины политики «военного коммунизма»? Подумайте, имела ли эта  политика объективно вынужденный характер (в связи с трудностями военного времени)?  В какой мере ее можно рассматривать как сознательный курс большевиков на  реализацию коммунистических идей?  Какую политику в финансовой области проводили большевики в годы  2. 3. 4. 5. 6. гражданской войны?  гражданской войны?  В чем суть политики продовольственной диктатуры, осуществлявшейся в годы  Когда был составлен первый в советской истории единый план хозяйственного  развития страны? Что Вы знаете о его содержании? Был ли он реализован?  7. В чем, на Ваш взгляд, причины победы большевиков в гражданской войне?  Литература 1. Бордюгов Г.А., Козлов В.А."Военный коммунизм":ошибка или"проба почвы"?  //ИсторияОтечества: люди, идеи, решения: Очерки истории Советского  государства. М.,1991, с. 49­ 2. Бордюгов Г.А., Ушаков А.И.,Чураков В.Ю.Белое  дело:идеология,основы,режимывласти: Исторические очерки. М., 1998. 3. Гимпельсон Е.Г.Формирование советской политической системы.М., 1995. 4. Голдин В.И.Россия в Гражданской войне.Очерки новейшей  историографии(втораяполовина 1980­х – 90­ е гг.). Архангельск, 2000. 5. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 1983. 6. Иоффе Г.З.Революция и судьба Романовых.М., 1992. 7. История русской православной церкви. 1917­1990. М., 1994. 8. Литвин А.Л.Красный и белый террор в России. 1918 ­ 1922.Казань.: 1995. 9. Павлюченков С.А.Военный коммунизм в России:власть и массы.М., 1997. Ушаков А.И.,Федюк В.П.Гражданская война.Новое прочтение старых  проблем.//Исторические исследования в России: Тенденции последних лет. М., 1996. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№3. Пацифизм и политика «умиротворения» в Европе. Цель практического занятия: создать условия для обобщения и систематизации полученных обучающимися знаний, а  также способов деятельности с использованием технологии критического мышления. Студент должен уметь:  содействовать формированию умений устанавливать причинно­следственные связи,  определять основные закономерности исторического процесса,  обобщать и систематизировать факты.    Инструкция по выполнению практической работы: 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:                                                                                                                          Приложение.  Документы, материалы: Заявление У. Черчилля 21 сентября 1938 для прессы относительно Мюнхенского  соглашения Расчленение Чехословакии под давлением Англии и Франции равносильно полной  капитуляции западных демократий перед нацистской угрозой применения силы. Такой крах не  принесет мира или безопасности ни Англии, ни Франции. Наоборот, он поставит эти две страны  в положение будет становиться все слабее и опаснее. Одна лишь нейтрализация Чехословакии  означает освобождение 25 немецких дивизий, которые будут угрожать Западному фронту.  Кроме того, она откроет торжествующим нацистам путь к Черному морю. Речь идет о угрозе не  только Чехословакии, но и свободе и демократии всех стран. Мысль, как можно обеспечить  безопасность, бросив малую государство на съедение волкам, ­ роковая ошибка. Военный  потенциал Германии будет расти в течение короткого времени значительно быстрее, чем  Англия и   Франция смогут завершить мероприятия, необходимые для их обороны»   Вопросы к документу: 1. Почему У. Черчилль выступил против Мюнхенского соглашения? Какую он приводит  аргументацию? 2. Справедливы ли прогнозы У. Черчилля?   Вопросы и задания: 1.       Почему не было создано системы коллективного отпора агрессорам? 2.       Выясните причины возникновения политики "умиротворения". Охарактеризуйте  сторонников этой политики. 3.       Какими были последствия аншлюса Австрии и Мюнхенского соглашения? Оцените Мюнхенской сделке. безопасности. 4.       Почему политика «Умиротворения" потерпела крах? 5.       Сравните уровень консолидации сил агрессии и мощь системы коллективной  6.       Какова позиция СССР в отношении Мюнхенского соглашения? 7.      Составьте перечень действий правительств Англии и Франции, что можно отнести к проявлениям политики умиротворения.      2. Заполните таблицу «Международные отношения в 1920е­30е гг» Содержание Дата 1924 1925 1928 1930­1931 гг 1921 1935 1921 1923 1922 1930 1935 Событие План Дауэса Рейнский гарантийный пакт Пакт Бриана­Келлога Раппальский договор Коминтерн Афганистан Индия Иран Турция Египет Ирак Филиппины 3. Очаги военной опасности Государство­агрессор Дата, страна Япония Германия Италия Испания 1933­… 1935.. 4.Термины 1) Северный поход 2)политика умиротворения агрессоров 3) «Антикоминтерновский пакт» 4)Мюнхенское соглашение 5)Пакт о ненападении 6)блицкриг 7) странная война 8) Тройственный пакт 9) план Барбаросса 10) антифашистская коалиция 11) Атлантическая хартия Литература: 1. История. 11 кл. Учебник. Россия и мир в ХХ–начале ХХI в. Алексашкина Л.Н.,  Данилов А.А., Косулина Л.Г. ­ М., 2012. a. Батурин М. США и Мюнхен (из истории американской внешней политики 1937­ 1939); М: ИМО 1961. – 208 с. 2. Белоусова З. С. Франция и проблемы безопасности в Европе (1933­1935 гг.) //Новая и  новейшая история 1975 №4 с. 107­120. 3. Борисов А. Ю. Мюнхенская трагедия: /Размышления спустя полвека/; М: Знание 1988. –  64 с. 4. Внешняя политика Великобритании в новое и новейшее время: Межвуз. Сб. науч. Тр./  Моск. Гос. Пед. Ин­т им. В. И. Ленина; М: МГПИ 1988. – 163 с. 5. Демидов С. В. Англо­французские отношения накануне второй мировой войны (1936­ 1939); Рязань: Изд­во РГПУ 2000. – 182 с. 6. Демидов С. В. Европейская политика и дипломатия Великобритании в 1933­1939 гг;  Рязань: Изд­во РГПУ 2001. – 224 с. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№4. Советский вариант модернизации: успехи и издержки. Цель практического занятия: Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано  высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно  делать выводы.  Студент должен уметь:  проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса; расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе  общественных отношений; качественно выполнять задания; представлять логическую цепь аргументов     Инструкция по выполнению практической работы: Задание 1. Изучите тему по следующему плану: 1 Социально­экономические преобразования 1920­х ­1930­х годов. Форсирование  процесса индустриализации. 2 Цели, методы проведения ускоренной коллективизации. Ликвидация кулачества как  класса. 3 Культура, духовная жизнь в 1920­е ­1930 –е годы. 4 Советское общество к концу 30­ых годов. Ответьте на вопросы: Какие события послужили сигналом к свертыванию нэпа в конце 20­х годов? Какие альтернативы преодоления затяжного кризиса нэпа 1927­1928 гг. существовали?  Кто в руководстве ВКП (б) их представлял? Чем Вы можете объяснить победу сталинской альтернативы? Какие основные варианты перехода к регулируемой рыночной экономике были  использованы западными странами в 30­е годы? Какие события явились стимулом к поиску  путей такого перехода? Задание 2.  (устно или письменно, по заданию преподавателя). По материалам учебника составьте таблицу, заполнив графы: "Предпосылки  индустриализации", "Основные задачи индустриализации", "Социально ­ экономические  результаты индустриализации", "Социально­экономические последствия индустриализации". Аналогичную таблицу составьте по материалам, раскрывающим проблемы  коллективизации. Выявите взаимосвязь между процессами, протекающими в мире и в СССР в 30­е годы. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы: Как Вы понимаете сущность понятия «индустриализация»? Совпадает ли оно с оценками этого термина властями СССР в 30­е годы? Как Вы понимаете сущность понятия «коллективизация»? Можно ли считать различными понятия «коллективизация» и «политика сплошной коллективизации»? Что общего и в чем разница понятий «тоталитарный режим», «режим личной власти  Сталина», «командно­административная система», «политическая система победившего  социализма»? Что общего и в чем различие понятий: «пенитенциарная система», «система лагерей»,  «тюрьмы», «карательная система»? Задание 3. Подготовьтесь к дискуссии по вопросам: 1. Индустриализация в СССР: предпосылки, методы, последствия. 2. Коллективизация в СССР, ее результаты и последствия. 3. «культурная революция»: итоги, цена, последствия. 4. Советская модель тоталитаризма. 5. Эволюция внешней полигики СССР в 30­е годы.                                                                                                                      Приложение. 1.Из Конституции СССР 1936 г. Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов  депутатов трудящихся. Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение  гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых. Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а  также – в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и  служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся,  предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов. Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается  всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее  образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в  высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах,  машинно­тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и  агрономического обучения трудящихся. Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во  всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно­политической жизни является непреложным законом. Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления  социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний и митингов, г) свобода уличных шествий и демонстраций. 2. Из платформы «Союза марксистов­ленинцев» (М.Н. Рютин, 1932 г.) …(Союз) является частью ВКП(б) … будет лишь наиболее последовательно и  решительно выражать, и защищать эти интересы. Он не противопоставляет себя партии, а  противопоставляет лишь Сталину и его клике. …(Предлагаем) в области внутрипартийных отношений: 1. Ликвидацию диктатуры Сталина и его клики; 2.Назначение новых выборов партийных органов на основе подлинной внутрипартийной  демократии…         3.Решительное и немедленное возвращение партии по всем вопросам на почву ленинских  принципов.  В государственной области: 1. Немедленные новые выборы Советов и решительное действительное устранение  назначенчества;  2. Смену судебного аппарата. Введение строгой революционной законности;  3. Смену и решительную чистку аппарата ГПУ.  4. В области индустриализации: 5. Немедленное прекращение антиленинских методов индустриализации и игры в ленинизм  за счет ограбления рабочего класса и крестьян в деревне, за счет прямых и косвенных,  откровенных и замаскированных налогов и штрафов. Проведение индустриализации на  основе действительного и неуклонного роста благосостояния масс;  6. Приведение вложений в капитальное строительство в соответствие с общим состоянием  всех наличных ресурсов страны.  Вопросы и задания к документам: 1. Кого еще из лидеров т.н. «правого уклона» в ВКП(б) Вы знаете? Как сложилась их  судьба?  2. В литературе по­разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: 1) это была самая  демократическая конституция в мире на тот период, так как в ней впервые  предусматривались материальные гарантии социально­экономических прав граждан; 2)  демократическая по форме эта конституция была бездействующим Основным Законом,  носила декларативный характер, и т.д. Проанализируйте документ 5 и изложите Вашу  позицию по данному вопросу. Мотивируя свою позицию, ответьте на вопросы: Что, по  Конституции 1936 г., составляло политическую основу СССР? Кому принадлежала вся  власть в стране и какие права были гарантированы советским гражданам? Насколько  эффективным был механизм осуществления этих прав?  3. Какие обстоятельства стали причиной появления документа 2? Охарактеризуйте задачи  «Союза марксистов­ленинцев». Как сложилась судьба этой организации и ее лидера?  Известны ли Вам какие­либо еще факты противодействия сталинскому режиму в 1930­е  годы? Задание 4. Заполните таблицы: Таблица 1. Индустриализация в СССР Предпосылки Основные задачи Источники финансирования Социально­экономические и методы осуществления результаты Таблица 2. Коллективизация в СССР Предпосылки Основные Методы осуществления Социально­экономические задачи результаты Задание 5. Дайте определение понятий: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Административно­командная система  Культ личности  Индустриализация  Стахановское движение  Коллективизация  Система коллективной безопасности  Задание 6. Подготовьте сообщение: Исторические деятели: И.В. Сталин, В.М. Молотов, А.И. Рыков. Н.И. Бухарин, К.Е.  Ворошилов, С.М. Киров, 1.К. Орджоникидзе. В.В. Куйбышев, Г.Г. Ягода. П.И. Ежов. Л.П. Берия и др. Литература 1.История. 11 кл. Учебник. Россия и мир в ХХ–начале ХХI в. Алексашкина Л.Н.,  Данилов А.А., Косулина Л.Г. ­ М., 2012. Дополнительные источники: 2.Загладин Н.В. Всемирная история, 10­11 кл. ­ Москва, 2014. – 400с. 3. Россия в XX веке: Учеб.для 10­11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский,  Ю.А.Щетинов. – 9­е изд.­М.:Просвещение, 2010.­ 368с.;16л.ил,карт.:ил.  4. История России 1917­1940. Хрестоматия/Сост.В.А.Мазур и др.; под ред.  М.Е.Главадского. Екатеринбург, 2000. ­ 368с. Док.: стр.246­253. 5. Волкогонов Д.А., Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. М., 1989 6. Гордон Л.А., Клопов Э.В.Что это было:Размышления о предпосылках и об итогах  того,что случилось с нами в 30­40­е годы. М., 1989. 7. Жиромская В.Б. Демографическая история России в1930­е годы.Взгляд в неизвестное. М., 2001. 8. Ивницкий Н.А.Коллективизация и раскулачивание(начало30­х годов).М., 1994. 9 Реабилитация: Политические процессы 1930­50­х годов ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 Елецкая наступательная операция. Цель практического занятия: Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано  высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно  делать выводы.  Студент должен уметь:  проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса; расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе  общественных отношений; качественно выполнять задания; представлять логическую цепь аргументов Инструкция по выполнению практической работы: На основе анализа документов определите роль Елецкой операции в ходе Московской  битвы. Елецкая наступательная операция 6­16 декабря 1941 г.   Елецкая наступательная операция (06­16.12.1941) – операция Красной Армии против  вермахта в ходе контрнаступления под Москвой. CCCР задействовал в операции правое  крыло Юго­Западного фронта (маршал С.К.Тимошенко), Германия — группу армий  «Центр» (генерал­фельдмаршал Ф.фон Бок). Цель операции — окружение и уничтожение крупной группировки противника в районе  Ельца с последующим нанесением удара в тыл войскам 2­й танковой армии (генерал­полковник  Г.Гудериан). Само проведение операции стало возможным за счет новых свежих подкреплений,  прибывших в Красную Армию с Сибири и Дальнего Востока, а также провалу гитлеровского  блицкрига. СССР задействовал в операции 65.000 чел. (Германия — 20.000); также Советский  Союз добился значительного превосходства над противником в вооружении, примененном в  Елецкой операции.  Операция была подготовлена в кратчайшие сроки, в условиях чрезвычайно  холодной зимы. Оперативную группу войск фронта в период Елецкой операции возглавил  генерал­лейтенант Ф.Я.Костенко. Елецкая операция началась 6 декабря ударом группы генерал­майора К.С.Москаленко из состава 13­й армии (генерал­майор А.М.Городнянский) в обход Ельца с севера. Части 3­й армии (генерал Я.Г.Крейзер) атаковали противника с рубежа Ефремова. 7 декабря группа генерал­ лейтенанта Ф.Я.Костенко перешла в наступление южнее Ельца. 14 декабря состоялась встреча  двух советских групп и завершение окружения 45­й1(генерал­лейтенант Ф.Шлипер) и 134­й   (генерал­лейтенант Ф.фонКохенгаузен) немецких пехотных дивизий западнее Ельца, при этом  командир 13­й пехотной дивизии застрелился сразу после окружения. В течение 15 декабря  окруженные части двух немецких дивизий были раздроблены на несколько частей, а 16 декабря  уничтожены. В связи с разгромом в ходе операции частей вермахта начальник Генштаба  сухопутный войск Третьего Рейха Ф.Гальдер заметил: «командование войск на участке фронта  между Тулой и Курском потерпело банкротство». В результате проведения операции Красная Армия ликвидировала вдававшийся в  позиции СССР елецкий выступ, разгромив несколько дивизий противника; при этом 2­й  немецкой танковой армии было нанесено серьезное поражение. Советские войска освободили от фашистки оккупации свыше 400 населенных пунктов, в т.ч. города Елец (9 декабря) и Ефремов  (13 декабря). Разгром елецкой группировки противника существенно улучшило общее  положение как левого крыла Юго­Западного фронта, так и в целом Западного фронта (генерал  армии Г.К.Жуков). К 70­летию контрнаступления. Елецкая наступательная операция Древний, как сама Русь, город­воин и город­труженик Елец (град впервые упоминался в  летописи в 1146 году) вписал немало славных страниц в её историю. Он был важным опорным  пунктом, который преграждал путь врагу. Особенно знаменито в истории города битва лета  1395 года. Тогда на Русь шло войско грозного полководца и покорителя многих народов и  земель Тамерлана. После того как жители города отказались капитулировать, войско  Железного хромца сломило сопротивление ельчан и ворвалось в крепость. Все защитники и  жители были перебиты, в плен взяли только князя Фёдора и его бояр. Но после этого боя  войско Тамерлана отступило и не пошло вглубь Руси. Во время Великой Отечественной войны Елец вновь грудью встал на пути врага, который  пытался взять столицу СССР. В конце ноября 1941 года обстановка на этом участке советско­ германского фронта была очень сложной. Немцы 22 ноября захватили Ефремов, 26 ноября ­  Ливны, 3 декабря – Павелец и 4 декабря ­ Елец. Советские войска в результате тяжелых  оборонительных боев понесли значительные потери, нуждались в пополнении людьми и  техникой, отдыхе. Но, несмотря на это, красноармейцы и командиры упорно держались за  каждый оборонительный рубеж. Особенно жестокие бои шли за населенные пункты. Некоторые  из них по несколько раз переходили из рук в руки. Для стабилизации положения командование Юго­Западного фронта (командующий Маршал  Советского Союза Семён Константинович Тимошенко) ввело в сражение свежие силы, включая  вновь сформированные стрелковые, танковые и артиллерийские части. Эти меры помогли  стабилизировать линию фронта и подготовиться к контрнаступлению. Гитлеровцы начали в Ельце террор, расстреливали раненых красноармейцев, оставшихся в  городе. Многих из них жители спасли. Рискуя жизнью, они прятали раненых советских солдат,  так, учительница начальной школы №4 В.Ф. Ляшкова спрятала от немцев 33 раненых. В этом  благородном и опасном деле ей помогали ученики. Практически сразу началось партизанское  движение, партизаны убивали немцев, уничтожали линии связи, нападали на обозы. 6 декабря  партизанский отряд ворвался в Олыпанец и освободил наших пленных солдат. Партизаны  приняли активное участие в начавшейся 6 декабря Елецкой наступательной операции. Они  корректировали огонь артиллерии, налёты советской авиации, показывали обходные пути, с  помощью которых можно было обойти опорные пункты противника, помогали в освобождении  населённых пунктов. Перед освобождением Ельца партизаны убили в самом городе и его  окрестностях более сотни гитлеровцев. Планы советского командования. Силы сторон Верховное командование и фронт поставили перед командованием 13­й армии (командующий  генерал­майор Авксентий Михайлович Городнянский) и 3­й армии (командующий генерал­ майор Яков Григорьевич Крейзер) Юго­Западного фронта две основные задачи. Во­первых,  разгромить елецкую группировку вермахта (части 2­й немецкой армии) и этим помочь  наступающим войскам Западного фронта; во­вторых, прорывом армейской подвижной группы в сторону Хомутова и Верховья создать угрозу тылу 2­й танковой армии Гейнца Гудериана. По замыслу командования, главный удар советские войска должны были нанести из района  Тербуны, Борки, Натальевка в общем направлении на Никитское, то есть во фланг и тыл  группировке противника в районе Ельца. Одновременно в обход Ельца с севера наносился  вспомогательный удар из района Маслово, Рогатова в сторону Тросны, Никитского. Оба удара,  которые были направлены на Никитское, должны были привести к полному окружению и  ликвидации группировки врага.  Для этой операции были сформированы 2 ударные группировки. Предполагалось, что главный  удар нанесут силы подвижной ударной группировки Юго­Западного фронта генерал­лейтенанта Фёдора Яковлевича Костенко (группировку создали из резервов фронта). В группу вошли 1­я  гвардейская стрелковая дивизия генерал­майора И.Н. Руссиянова, 5­й кавкорпус генерал­ майора В.Д. Крюченкина, 34­я моторизованная бригада А. А. Шамнина и 129­я танковая  бригада под командованием П.М. Зыкова. В ней было около 20 тыс. человек, более 200 орудий  и миномётов, 82 станковых и 360 ручных пулеметов. Эту группировку смогли незаметно  сформировать и перебросить для удара, её появление стало для немцев полной  неожиданностью. Вспомогательный удар с севера в обход Ельца, для отвлечения немцев, должны были нанести  части 13­й армии генерал­майора A.M. Городнянского, там сформировали подвижную группу  войск под командованием генерала Кирилла Семёновича Москаленко. Надо отметить, что  состав 13­й армии был сильно обескровлен предыдущими боями, в неё входили 6 малочисленных стрелковых дивизий и одна кавдивизия, а также одна танковая бригада, где не  осталось ни одного танка. Всего в «армии» было около 19 тыс. человек. С рубежа города  Ефремова немцев готовилась атаковать 3­я армия генерала Я.Г. Крейзера. В начале контрнаступления советские войска имели небольшое преимущество в личном составе  (советские силы имели примерно 65 тыс. человек). Но в вооружении ­ в бронетехнике, орудиях  и миномётах, пулеметах ­ имели превосходство немцы. Фактически, по теории военного  искусства, Красная Армия не могла иметь успеха в наступлении. Наступление Завершив сосредоточение сил и подготовку к наступлению, 6 декабря в 10 часов 13­я армия  генерала A.M. Городнянского пошла в наступление. Против наступавших частей 13­й армии  действовала наиболее сильная группировка 2­й немецкой армии (командующий генерал  Максимиллиан фон Вейхс) в составе 3­х пехотных дивизий ­ 262­й, 134­й и 45­й. Гитлеровское  командование учитывало значительное оперативное значение Ельца, который был базой для  развития дальнейшего наступления на Задонск, Воронеж, Липецк. Именно поэтому для обороны города Ельца были выделены такие значительные силы. В течение 6 декабря части 13­й армии  генерала Городнянского вели жестокие бои на всем фронте. Ударная группа армии смогла  подойти к северо­восточной окраине города. Начались ожесточённые бои за город. 8 декабря  северный фланг войск армии освободил Хмеленец и вышел на шоссе Елец ­ Ефремов. 148­я  стрелковая дивизия вела уличные бои в центре Ельца, беря его квартал за кварталом. По  свидетельству очевидцев этих боев, город был окутан густыми облаками дыма и сотрясался от  постоянных взрывов. Схватки в городе продолжались и ночью. К утру 9 декабря 1941 года 148­ я дивизия освободила Елец. Большую помощь в освобождении города оказали 143­я и 307­я  стрелковые дивизии, которые охватили Елец с юга и севера. Днем 9 декабря город Елец был  полностью освобожден от гитлеровцев. Наши войска, не останавливая натиска, продолжили наступление в направлении на Казаки.  Немцы, не выдержав натиска советской армии, закрываясь арьергардами и ударами авиации,  которую спешно перебросили на этот участок фронта, начали отходить к рубежу реки Воргол.  Собираясь в районе Казаков и Мягкой построить два узла обороны, чтобы, опираясь на них,  остановить движение Красной Армии. Но решить эту задачу командованию немецкой армии не  удалось, рубеж обороны вермахта был прорван. 7 декабря в 7 часов пошла в наступление ударная группа генерала Ф.Я. Костенко. Главный удар группа наносила в направлении Никитского, навстречу соединениям 13­й армии. Часть группы ­ 34­я мотострелковая бригада ­ была брошена на Ливны для более глубокого охвата немецких  сил. В ходе ожесточённого сражения к концу 10 декабря были разгромлены главные силы 95­й и 45­й немецких пехотных дивизий, и советские войска вышли в тыл группировке противника в  районе Ельца, отрезав немцам пути отступления на запад.  Чтобы окружить отходившие основные соединения 34­го армейского корпуса, нашим войскам  надо было ускорить темп движения. Поэтому мотострелковой бригаде полковника А.А.  Шамшина и 1­й кавалерийской дивизии приказали взять рубеж «Хомутово – Верховье» и  захватить узел дорог в Верховье. Части кавкорпусаКрюченкина с утра 11 декабря продолжили  контрнаступление. Они прошли за день 30­40 км и 12 декабря вышли на линию железной дороги Елец ­ Орел. В этот же день кавалеристы дивизии после ожесточенной схватки заняли Шатилово, там было захвачено более 200 единиц автотранспорта. Кавалеристы также овладели  Россошным и к исходу дня вышли в район Орева. В это же день заняли Никитино. В Шатилово советскими кавалеристами был разгромлен штаб 34­го армейского корпуса.  Командир корпуса, по словам пленных немцев, бросил свои войска и сбежал на самолете. В  результате успешного броска соединений кавкорпусаКрюченкина тылы 45­й и 134­й немецких  пехотных дивизий разгромили, а пути отхода немецких подразделений на запад, которые попали в «котёл», были отрезаны. Части 1­ гвардейской стрелковой дивизии Руссиянова 13 декабря  захватили Измалково.  В «котёл» попали соединения двух пехотных дивизий вермахта (45­й и 134­й). Теснимые с  восточного направления соединениями генерала Москаленко, немцы сосредоточили все свои  силы у населенных пунктов Шатилово, Россошное и пошли на прорыв кольца, атаковав  кавалерийские части корпуса Крюченкина. Кавалерия, уже сильно измотанная после  нескольких дней непрерывных боев, не смогла выдержать удара технически более оснащенной  пехоты вермахта. Кавалеристы оставили Шатилово и Россошное, отошли на юго­запад и заняли  новую линию обороны на рубеже Верхняя Любовша, Зыбино, Щербачи. На следующий день, 14  декабря, немецкие подразделения продолжали свои отчаянные атаки, стараясь пробить себе  дорогу на запад. Немцы направили основные усилия на фланги кавкорпуса, стараясь обойти их  с севера и юга. Некоторые немецкие подразделения смогли выйти на коммуникации и прервали  снабжение кавалерийских частей. Кавалерия оказалась в очень тяжелом положении. Части были обескровлены и измотаны боями, боеприпасы, продовольствие и фураж кончались. От командования кавалерийского корпуса шли сообщения одно тревожнее другого:  «Противник, пытаясь вырваться на запад, обтекает фланги кавкорпуса»; через час: «32­я и 14­я  кавалерийские дивизии отрезаны от штаба кавкорпуса, а штаб 32­й дивизии отрезан от своих  полков. Штаб кавкорпуса связь с 32­й дивизией Г.А. Ковалева поддерживает только по радио  … с 14­й дивизией А.И. Белогорского связи вообще нет… управление нарушено…». Для  поддержки кавалеристов была срочно направлена 34­я моторизованная бригада, корпус также  пытались поддержать с воздуха. Немцы, понимая всю сложность своего положения, бросались в новые атаки.  15­го немцы совершили последнюю попытку прорыва, собрав все силы в ударный кулак. Немцы  ударили из района Россошенский в направлении на Кривец, атаку возглавлял командир 134­й  пехотной дивизии немцев генерал Кохенхаузен. Но кавалеристы выдержали и эту атаку,  противник был рассеян, немецкий генерал погиб. После этого организованное сопротивление  было сломлено, часть немцев сдалась в плен, другие разбежались по лесу. 16­го остатки  группировки были уничтожены или пленены. В итоге 134­я и 45­я пехотные дивизии вермахта  были фактически уничтожены. 18 декабря был восстановлен Брянский фронт. В него вошли 3­я, 13­я армии и свежая 61­я  армия. Его командующим был назначен генерал­полковник Я.Т.Черевиченко. Перегруппировав  и пополнив свои силы, Черевиченко повёл их в наступление. Во второй половине декабря армии Брянского фронта продвинулись на 30­110 километров. Но к концу декабря они были  остановлены хорошо организованным сопротивлением и контрударами немецких войск и  перешли к обороне. Значение операции Уникальность Елецкой наступательной операции заключалась в том, что в районе города Ельца  войска правого фланга Юго­Западного фронта без предварительной оперативной паузы сразу  перешли от обороны к контрнаступлению. Это было неожиданно для немецкого командования. В результате Елецкой операции советские войска продвинулись на 80­100 км, очистили от  немцев территорию площадью примерно 8000 кв. м, освободили от гитлеровцев восточную  часть территории Орловской области ­ Краснозоренский, Корсаковский, Новодеревеньковский  районы, то есть более 400 населенных пунктов. В том числе важный Елецкий железнодорожный  узел ­ город Ефремов. Уже в 7 часов утра 9 декабря 1941 года на железнодорожную станцию  Елец пришёл первый ремонтный поезд, а 10 декабря через город прошел первый воинский  эшелон. Таким образом, было в полной мере восстановлено железнодорожное сообщение между центром Советского Союза и его южными областями. Был ликвидирован елецкий выступ, стабилизирована линия фронта, нормализировано  положение на правом фланге Юго­Западного фронта. Войска фронта окружили и уничтожили 2  пехотные дивизии вермахта, нанесли сильный удар 2­й немецкой армии. Немцы потеряли под  Ельцом 16 тыс. человек убитыми и ранеными, в качестве трофеев было захвачено 226 орудий,  более 900 единиц автотранспорта, 319 пулеметов и много другого военного имущества.  Кроме того, Елецкая наступательная операция отвлекла на себя часть сил 2­й немецкой  танковой армии, оказав этим значительную помощь войскам левого крыла Западного фронта.  Были созданы благоприятные условия для разгрома немецких войск южнее Тулы. 1. История. 11 кл. Учебник. История. Конец Х1Х­ начало ХХ века.Загладин Н.В., Петров А.Ю. М.: ООО» Русское слово»,2014г. Литература: 2. История. 11 кл. Учебник. Россия и мир в ХХ–начале ХХI в. Алексашкина Л.Н.,  Данилов А.А., Косулина Л.Г. ­ М., 2012. Дополнительные источники: 3.Учеб.для 11кл.общеобразоват. учреждений. /Под ред. А.Н.Сахарова. ­6­е изд.­  М.:Просвещение, 2007­303с.:ил.,  4. Липчане – Великой Победе Составители: Шахов В.В., Шальнев Б.М.           Издательство "Гэлион".  Рязань. Липецк – 1995г 5.Дорогой славы и бессмертия г. Воронеж, Центрально­Черноземное издательство.  1966г. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№ 6. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Цель практического занятия: Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано  высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно  делать выводы.  Студент должен уметь:      проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса; расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений; качественно выполнять задания; представлять логическую цепь аргументов Инструкция по выполнению практической работы: Задание 1. Тест на установление хронологической последовательности «Коренной  перелом в ходе Великой Отечественной войны». Пронумеруйте события в том порядке, в котором они происходили, рядом укажите даты этих событий, относящихся к коренному перелому в ходе войны: Первое после начала войны выступление И.В.Сталина по радио. Уличные бои в Сталинграде. Контрнаступление советских войск под Москвой. Наступление советских войск под Харьковом и в Крыму. Начало блокады Ленинграда. Окружение группировки противника войсками Юго – западного и Сталинградского  фронтов в районе городов Калач и Советский. Приказ №227. Освобождение Киева. Начало героической обороны Брестской крепости. Танковое сражение у деревни Прохоровка. Задание 2. Подготовить устные сообщения о великих полководцах Великой  Отечественной войны: Г.К.Жуков К.К.Рокоссовский И.С.Конев А.И.Еременко К.А.Мерецков Л.А.Говоров Задание 3. Подготовить устное сообщение о подвиге Я.Ф.Павлова. Задание 4. Вопросы для размышления. Подумать и ответить: 1. Как вы думаете, почему немецкие войска уже в конце августа 1942 г. смогли выйти к  Волге, но им не удалось, несмотря на неоднократные попытки штурма осенью 1942 г., взять Сталинград? Размышляя над данной проблемой, ознакомьтесь с фрагментом  воспоминаний участника войны — бывшего заместителя директора по научной работе Музея обороны Сталинграда А. М. Бородина: «Евгений Вучетич хотел, чтобы на Мамаевом кургане были выбиты имена всех солдат и  офицеров, погибших в Сталинградской битве. Он думал, что это в принципе возможно, и  попросил меня помочь составить этот полный список. Я охотно взялся помочь... Кинулся в Подольский архив, в бюро потерь Генштаба Минобороны. Генерал­майор,  руководивший тогда этим бюро, рассказал, что такую задачу им уже ставил секретарь ЦК  Козлов. После года работы он вызвал генерала и спросил о результатах. Когда узнал, что  насчитали уже два миллиона, а работы еще на много месяцев, сказал: «Хватит!» — и работу  прекратили. Тогда я спросил этого генерала: «Так сколько же мы потеряли под Сталинградом,  хотя бы примерно?» — «Я вам не скажу». Для справки: общие потери немецкой армии в Сталинградской битве — 1,5 миллиона  человек. 2. В ходе Сталинградской наступательной операции наши войска окружили крупную (330 тысяч) группировку немецко­фашистских войск, чего не удалось сделать в Московской битве. Какие факторы, по  вашему мнению, определили возможность успеха данной операции? Изучите документы  германского командования. Из материалов отдела иностранных армий Востока от 6 ноября 1942 г.: «1. Главное направление будущих русских операций против немецкого Восточного  фронта все отчетливее вырисовывается в полосе группы армий «Центр». Однако еще не ясно,  намереваются ли русские, наряду с этим, провести крупную операцию на Дону, или они  ограничат свои цели на Юге по тем соображениям, что не смогут добиться успеха  одновременно, на двух направлениях из­за недостатка сил». 2.Из радиограммы командующего 6­й армией Паулюса Гитлеру 23 ноября 1942 г.: «Армия окажется в ближайшее время на краю гибели, если не удастся сосредоточить все силы и нанести поражение войскам противника, наступающим с юга и запада. Для этого  необходимо немедленно снять все дивизии из Сталинграда и значительные силы с северного  участка фронта. Неизбежным следствием этого должен быть прорыв в юго­западном  направлении, поскольку такими незначительными силами невозможно организовать оборону  восточного и северного участков фронта». 3.Из приказа Гитлера, полученного Паулюсом 24 ноября 1942 г.: «Войска 6­й армии временно окружены русскими... Личный состав армии может быть  уверен, что я предприму все для того, чтобы обеспечить нормальное снабжение армии и  своевременно освободить ее из окружения. Я знаю храбрый личный состав 6­й армии и ее  командующего и уверен, что все выполните свой долг». Как вы считаете, какое влияние на состояние немецкой армии и ход войны в целом  оказал Сталинград? Используйте приведенные ниже документы. 1.Из речи Гитлера в Мюнхене 9 ноября 1942 г.: «Сталинград наш!.. В нескольких домах  сидят еще русские. Ну и пусть сидят. Это их личное дело. А наше дело сделано. Город, носящий имя Сталина, в наших руках. И нот такой силы в мире, которая может нас сдвинуть с этого  места. Это говорю вам я — человек, ни разу вас не обманывавший, человек, на которого  провидение возложило бремя и ответственность за эту величайшую в истории человечества  войну. Я знаю, вы верите мне, и вы можете быть уверены, я повторяю со всей ответственностью  перед Богом и историей: из Сталинграда мы никогда не уйдем. Никогда!» 2.Из дневника В. Гофмана: «29 июля 1942 г. Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться долго не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград для наших армий не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка... сентября 1942 г. Сталинград — это ад! Счастливы те, которые получают только ранения, они, безусловно, будут дома и вместе с родными отпразднуют победу. декабря 1942 г. Лошадей уже всех съели. Я готов съесть кошку, говорят, у нее мясо  очень вкусное. Солдаты стали похожи на мертвецов или на обезумевших людей, ищущих что­ нибудь сунуть в рот. Они уже не прячутся от снарядов русских, нет сил ходить, сгибаться и  прятаться, будь проклята эта война!» Какие действия предполагал стратегический план Советского командования в 1942  году? Кто и когда возложил ответственность за поражение и отступление Красной Армии на  солдат и офицеров и приказал сформировать штрафные батальоны и роты, заградительные  отряды? Задание 5. Продолжить заполнять таблицу «Главные сражения Великой Отечественной  войны»: Название  сражения. Сталинградская  битва. Советские фронты и командующие. Военные  операции, ход  военных  действий. Цели проведения  действий. Результаты  военных  операций. Великая Отечественная война 1941— 1945 гг.  Приложение.  22 июня 1941 г. памятно нам как один из самых трагических дней в истории страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов.  Но силы были неравные. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами, дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии,   преданных   своей   стране,   Сталин   объявил   врагами   народа.   Они   были   оклеветаны   и расстреляны. Из пяти маршалов Советского Союза трое — А. И. Егоров, В. К. Блюхер, М. Н. Тухачевский — были уничтожены.  Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительством характера будущей войны. Тогда кавалерию продолжали считать главной военной силой и формировали кавалерийские части. Первые же бои показали, что лошадь не может противостоять грозному танку, а шашка — автомату. В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и по некоторым другим причинам советские войска несли огромные, неоправданные потери. По плану гитлеровских генералов война должна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОУД.05 История

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  по учебной дисциплине ОУД.05 История
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2019