Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объём учебной нагрузки обучающегося (54 часа в неделю), он складывается из часов, отведённых на аудиторную работу обучающихся и часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Объём самостоятельной внеаудиторной работы составляет около 50% от часов аудиторной работы по каждой дисциплине.
Самостоятельная работа как форма организации обучения, возможна и необходима для получения любого образовательного результата.
Филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Самарский государственный университет путей сообщения» в г.Ртищево
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
по ОГСЭ.01. Основы философии
для студентов специальности
Базовая подготовка среднего профессионального образования
Разработчики: Н.А. Петухова,
преподавательФилиала СамГУПС в г.Ртищево
2016г.Рассмотрено и одобрено цикловой
комиссией общеобразовательных и
социально – экономических дисциплин
От «______» _____________ 2016 г.
Председатель ЦК ________________
Разработаны на основе рабочей учебной
программы по ОГСЭ.01. «Основы
философии» для студентов
специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте
(по видам) и Положения о
самостоятельной работе студентов от
2014г.
Зам. директора по УР
______________А.А. Елисеева
Утверждаю:
Разработчик: Н.А.Петухова, преподаватель
Филиала СамГУПС в г.Ртищево
Рецензент: Н.К.Бондарева, преподаватель
Филиала СамГУПС в г.РтищевоСодержание
1 Введение.
2 Тематический план
3 Содержание самостоятельных работ
4 Заключение.
5 Лист согласования.Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования в части требований к содержанию и уровню
подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный
объём учебной нагрузки обучающегося (54 часа в неделю), он складывается из
часов, отведённых на аудиторную работу обучающихся и часов внеаудиторной
самостоятельной работы студентов. Объём самостоятельной внеаудиторной
работы составляет около 50% от часов аудиторной работы по каждой
дисциплине.
Самостоятельная работа как форма организации обучения, возможна и
необходима для получения любого образовательного результата. Результатом
СР является подготовка студентами образовательных продуктов нескольких
уровней сложности:
первый уровень – составление на основе изученной информации разных
видов схем, таблиц, рассказов, тезисов, конспектов, резюме, аннотаций,
заданий для закрепления правил, вопросов к диалогу, докладов, рецензий на
статьи и работы, сочинений, примеров аналогий (из учебных дисциплин/из
жизненного опыта), планов (изучения темы, проверки гипотезы, занятий с
детьми, планов выполнения самостоятельной работы и др.), программ,
алгоритмов решения задач, памяток, сформулированных идей и версий, схем
связи изученных на занятиях понятий с изученными ранее по дисциплинам,
профессиональным модулям, диаграмм, графиков, «перевода» с языка одной
дисциплины, междисциплинарного курса (МДК) на язык другой дисциплины,
МДК, шкалы для описания объектов и явлений, заключений о причинно
следственных связях и т.д.;
второй уровень – преобразование, интерпретация информации и её
представление в форме конспекта занятия, сценария мероприятия,
киносценария, модели (игровой, объектной, математической), модели
решения профессиональной ситуации, способа объяснения учебной или
профессиональной задачи, критериев и/или способов оценки образовательного
результата, вопросов к проблемнопоисковой беседе, интервью, глоссария по
теме, карты путешествия по теме, инструкции к работе на основе правил,
способа аргументации, условия задачи, переформулированного закона,
правила и т.д.;
третий уровень – созданные на основе творческого преобразования
информации и решения учебнопрофессиональных задач (проект, рисунок,видеофильм, символ темы, понятия и др., презентация, рекламные материалы
и т.д.);
четвёртый уровень – самостоятельно сформулированные студентом
образовательные продукты, отражающие точку зрения преподавателя на
определённый вопрос, проблему (гипотеза и способ её проверки, план
действий, аксиома, закон, совет/вредный совет, определение, поговорка,
пословица, поучение, взгляд на объект (события) со стороны разных людей
(исторических деятелей, специалистов…), принцип построения структуры
(текста,
принцип
функционирования объекта, цель занятия (темы) с учётом его личной
значимости, сформулированные вопросы и др.).
профессионального объекта,
государства…),
Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.
для овладения знаниями: работа со словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными документами; учебноисследовательская
работа; работа с конспектами лекций; работа над учебным материалом
(учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с
материалами,
полученными по сети Интернет); конспектирование
текстов;ответы на контрольные вопросы; подготовка тезисов для выступления
на семинаре, конференции; подготовка рефератов и т.д.;
для формирования умений и компетенций: решение типовых задач и
упражнений; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей,
схем; выполнение расчётнографических работ; решение производственных
ситуационных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование
разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение
курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментальная и
конструкторская работа; упражнения на ПК и тренажёре и т.д.
для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектом лекции (обработка текста);
повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника,
дополнительной литературы, аудио и видеозаписей);
составление плана и тезисов ответа;
составление таблиц для систематизации учебного материала;
изучение нормативных материалов;
ответы на контрольные вопросы;
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование,
реферирование, конспектанализ и др.);
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии;
тестирование и др.
В рамках компетентностной модели задания на самостоятельную работу
должны носить деятельностный характер. Обучающимся в качестве задания
следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал.
Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный
материал, дать задание переработать, трансформировать его в определённого
рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на
некоторые знания и когнитивные умения.
Усвоение знаний при этом становится необходимым условием
(средством) решения конкретной учебнопрофессиональной задачи
(проблемы).Тематический план
Количество часов
Наименование разделов и тем
Основные понятия и предмет
философии
Философия Древнего мира и
средневековая философия
Философия Возрождения и Нового
времени
Современная философия
Методы философии и ее внутреннее
строение
Учение о бытии и теория познания
Этика и социальная философия
Место философии в духовной
культуре общества.
Итого
1
2
4
1
1
3
2
2
16Содержание самостоятельных работ
Самостоятельная работа № 1
Тема: Основные понятия и предмет философии
Задание: Работа с текстами – Платон «Антология Сократа», работа с
«философия»,
смысл понятий «логика»,
философским словарем:
«дискурсивность».
Методы контроля: устный опрос
• Критерии оценки: соответствие терминов теме;
• многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их
изучения
соответствии
спецификой
в
трактовки
дисциплины;
со
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
Форма отчёта: индивидуальная
Перечень литературы и Интернетресурсов:
1. Горелов А.А Основы философии:
учебное пособие для
студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2013. – 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРАМ, 2009.288 с. Профессиональное образование).
3. Канке
В.А.
Основы философии:
Учебник
для
студ.сред.спец.учеб.заведений. – М.: Логос.2003.288 с.
Дополнительные источники:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2006. Гриф Минобр.
2. Мир философии: книга для чтения. – М., 2005.
3. Франк С.Л. «Духовные основы общества». – М., 2006с.
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2007
Интернетресурсы
http://bibliofond.ru/
http://philosophy.wideworld.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ruphilosophy.livejournal.com/
http://scibook.com/Самостоятельная работа № 2
Тема: Философия Древнего мира и средневековая философия.
Задание: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учения о
первоначалах»
Методы контроля: письменная проверка.
• Критерии оценки: актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• соответствие оформления реферата требованиям.
Форма отчёта: индивидуальная
Перечень литературы и Интернетресурсов:
1. Горелов А.А Основы философии:
учебное пособие для
студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2009. – 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРАМ, 2009.288 с. Профессиональное образование).
3. Канке В.А.
студ.сред.спец.учеб.заведений.
Логос.2009.286 с.
Основы философии:
– М.:
учебное пособие для
Университетская книга;
Дополнительные источники:
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2006. Гриф Минобр.
5. Мир философии: книга для чтения. – М., 2005.
6. Франк С.Л. «Духовные основы общества». – М., 2006с.
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2007
Интернетресурсы
http://bibliofond.ru/
http://philosophy.wideworld.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ruphilosophy.livejournal.com/Самостоятельная работа № 3
Тема: Философия Возрождения и Нового времени
Задание: Составить сравнительную таблицу основных философских систем
ХVIIIХIХ вв.
«Отличие рационализм и эмпиризма как философских направлений»
реферат.
Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в ХIХ
в ?»
Методы контроля: письменная проверка, практическая проверка.
• Критерии оценки: соответствие содержания теме;
• логичность структуры таблицы;
• правильный отбор информации;
• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего,
сравнительного) характера изложения информации;
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
Форма отчёта: индивидуальная
Перечень литературы и Интернетресурсов:
1. Горелов А.А Основы философии:
учебное пособие для
студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2009. – 256 с (с христоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРАМ, 2009.288 с. Профессиональное образование).
3. Канке В.А.
студ.сред.спец.учеб.заведений.
Логос.2009.286 с.
Основы философии:
– М.:
учебное пособие для
Университетская книга;
Дополнительные источники:
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2006. Гриф Минобр.
5. Мир философии: книга для чтения. – М., 2005.
6. Франк С.Л. «Духовные основы общества». – М., 2006с.
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2007
Интернетресурсы
http://bibliofond.ru/
http://philosophy.wideworld.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ruphilosophy.livejournal.com/Самостоятельная работа № 4
Тема: Современная философия
Задание: Работа с текстами Э.Фром «Душа человека», В.С.Соловьев «Русская
идея»
Методы контроля: устный опрос.
• Критерии оценки: соответствие терминов теме;
• многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их
изучения
соответствии
спецификой
в
трактовки
дисциплины;
со
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Форма отчёта: индивидуальная
Перечень литературы и Интернетресурсов:
Горелов А.А Основы философии:
учебное пособие для
студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256
с (с христоматией).
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРАМ,
2009.288 с. Профессиональное образование).
Канке
В.А.
Основы философии:
учебное
пособие
для
студ.сред.спец.учеб.заведений. – М.: Университетская книга; Логос.2009.286 с.
Дополнительные источники:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2006. Гриф Минобр.
Мир философии: книга для чтения. – М., 2005.
Франк С.Л. «Духовные основы общества». – М., 2006с.
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2007
Интернетресурсы
http://bibliofond.ru/
http://philosophy.wideworld.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ruphilosophy.livejournal.com/Самостоятельная работа № 5
Тема: Методы философии и её внутреннее строение
Задание: подготовка эссе «Философская система нашего времени: основные
черты»
Методы контроля: письменная проверка.
• Критерии оценки: новизна, оригинальность идеи, подхода;
• реалистичность
существующего
оценки
положения
дел;
• полезность и реалистичность предложенной идеи;
• значимость реализации данной идеи,
подхода,
широта
охвата;
• художественная
выразительность,
яркость,
образность
изложения;
• грамотность изложения;
• эссе представлено в срок.
Форма отчёта: индивидуальная
Перечень литературы и Интернетресурсов:
1. Горелов А.А Основы философии:
учебное пособие для
студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2009. – 256 с (с христоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРАМ, 2009.288 с. Профессиональное образование).
3. Канке В.А.
Основы философии:
– М.:
учебное пособие для
Университетская книга;
студ.сред.спец.учеб.заведений.
Логос.2009.286 с.
Дополнительные источники:
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2006. Гриф Минобр.
5. Мир философии: книга для чтения. – М., 2005.
6. Франк С.Л. «Духовные основы общества». – М., 2006с.
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2007
Интернетресурсы
http://bibliofond.ru/
http://philosophy.wideworld.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ruphilosophy.livejournal.com/Самостоятельная работа № 6
Тема: Этика и социальная философия
Задание: подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»
Методы контроля: устный опрос, письменная проверка, практическая проверка.
• Критерии оценки: новизна, оригинальность идеи, подхода;
• реалистичность
существующего
оценки
положения
дел;
• полезность и реалистичность предложенной идеи;
• значимость реализации данной идеи,
подхода,
широта
охвата;
• художественная
выразительность,
яркость,
образность
изложения;
• грамотность изложения;
• эссе представлено в срок.
Форма отчёта: индивидуальная
Перечень литературы и Интернетресурсов:
1. Горелов А.А Основы философии:
учебное пособие для
студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2009. – 256 с (с христоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРАМ, 2009.288 с. Профессиональное образование).
3. Канке В.А.
Основы философии:
– М.:
учебное пособие для
Университетская книга;
студ.сред.спец.учеб.заведений.
Логос.2009.286 с.
Дополнительные источники:
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2006. Гриф Минобр.
5. Мир философии: книга для чтения. – М., 2005.
6. Франк С.Л. «Духовные основы общества». – М., 2006с.
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2007
Интернетресурсы
http://bibliofond.ru/
http://philosophy.wideworld.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ruphilosophy.livejournal.com/Самостоятельная работа № 7
Тема: Место философии в духовной культуре общества.
Задание: подготовка эссе «Философия и смысл жизни»
Методы контроля: устный опрос, письменная проверка, практическая проверка.
• Критерии оценки: новизна, оригинальность идеи, подхода;
• реалистичность
существующего
оценки
положения
дел;
• полезность и реалистичность предложенной идеи;
• значимость реализации данной идеи,
подхода,
широта
охвата;
• художественная
выразительность,
яркость,
образность
изложения;
• грамотность изложения;
• эссе представлено в срок.
Форма отчёта: индивидуальная
Перечень литературы и Интернетресурсов:
1. Горелов А.А Основы философии:
учебное пособие для
студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2009. – 256 с (с христоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРАМ, 2009.288 с. Профессиональное образование).
3. Канке В.А.
Основы философии:
– М.:
учебное пособие для
Университетская книга;
студ.сред.спец.учеб.заведений.
Логос.2009.286 с.
Дополнительные источники:
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2006. Гриф Минобр.
5. Мир философии: книга для чтения. – М., 2005.
6. Франк С.Л. «Духовные основы общества». – М., 2006с.
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2007
Интернетресурсы
http://bibliofond.ru/
http://philosophy.wideworld.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ruphilosophy.livejournal.com/
http://scibook.com/