Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Зауральский агропромышленный колледж
Методические указания
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки))
35.01.13 Трактористмашинист сельскохозяйственного
производства
35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы
23.01.03 Автомеханик Баймак – 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно структуры Государственного образовательного стандарта и в соответствии с
Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная
работа является одним из видов учебных занятий обучающихся. Учебным планом ППКРС
на самостоятельную работу обучающихся по учебной дисциплине Литература
предусмотрено 85 часов.
Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени,
отводимые на её выполнение находят отражение:
в рабочем учебном плане по каждой специальности;
в рабочих программах учебных дисциплин.
Функции самостоятельной работы:
информационнообучающая;
развивающая;
ориентирующая;
стимулирующая;
воспитывающая.
Цели обучения:
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как
науки;
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими
определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего
мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой
из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научнопопулярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе
проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и
интерпретации литературной и общекультурной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и
использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения
качества жизни;
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни
для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных
технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
При изучении литературы перечисленные выше цели дополняются решением задач
формирования гуманитарнонаправленной личности: развитие образного мышления,
накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их
связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.
Особенность изучения литературы заключается в проведении более глубокого анализа
предложенных для освоения произведений, в расширении тематики сочинений, эссе, в
целом, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм
творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).
К особенностям изучения литературы относится также углубленное изучение историко
литературного процесса, формирование представления о литературной эпохе, творчестве
писателя, привлечение внимания обучающихся к развитию литературы последних
десятилетий ХХ века.
2 Также обучение предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися
поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как
в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных
знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами
грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с
другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как
фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и
обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную
общественную культуру.
Программа дисциплины составлена с учетом необходимости проведения занятий по
развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и
т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных
преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти
виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают
развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у
обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует
позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.
Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного
процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему
следующую последовательность этапов проведения:
1. Планирование.
2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.
3. Методическое и материальнотехническое обеспечение самостоятельной работы.
4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.
Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной
внеаудиторной деятельности обучающихся предполагает:
изучение квалификационной характеристики специалиста;
анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;
подготовку перечня знаний, умений, которые должны быть сформированы у обучающихся
в процессе самостоятельной деятельности;
разработку методических рекомендаций для организации внеаудиторной
самостоятельной деятельности;
выработку критериев оценки самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося
являются:
уровень освоения обучающимся учебного материала;
уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
уровень сформированности общих знаний и умений;
оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Формы контроля обучающихся:
сочинения;
зачеты;
устные ответы;
доклады;
рефераты;
исследовательские работы;
конкурсы сочинений;
литературные викторины;
3 литературные турниры и т.д.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и
литературоведческих текстов);
– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке,
работа с электронными каталогами и интернетинформация);
– составление текстов для самоконтроля;
– составление библиографических карточек по творчеству писателя;
– подготовка рефератов;
– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций
одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением
актуального значения).
Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания
имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины,
индивидуальные особенности студентов, специальность.
Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов
разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной
самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
№ п/п
Тема
Количество
часов
Реферат на одну из тем по русской литературе XIX века.
Общая характеристика и своеобразие русской литературы на
рубеже XVIIIXIX вв.
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина (17991836).
Поэтический мир М.Ю. Лермонтова (18141841).
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе (1809
1852).
Социальнокультурная новизна драматургии А.Н. Островского
(18231886).
Прошлое и будущее России в Романе И.А. Гончарова (18121891)
«Обломов».
Особенности поэтики И.С. Тургенева (18181883).
Ф. И. Тютчев (1801873), его видение России и её будущего.
Поэзия А.А.Фета (18201892) как выражение идеала и красоты.
Художественный мир А.К. Толстого.
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова (18211877).
5
2
2
2
2
2
2
3
1
1
1
2
Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова (18311895). 1
4 Роль М.Е. СалтыковаЩедрина (18261889) в истории русской
литературы.
Отображение действительности в романе Ф.М. Достоевского
(18211881) «Преступление и наказание».
Мировое значение творчества Л.Н. Толстого (18281910).
Роль А. П. Чехова (18601904) в мировой драматургии театра.
Обзор зарубежной литературы.
Реферат на одну из тем по русской литературе XX века.
Общая характеристика культурноисторического процесса рубежа
XIX и XX веков и его отражение в литературе.
Творчество И.А. Бунина.
Творчество А.И. Куприна.
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала
XX в.
Творчество М. Горького.
Творчество А.А. Блока.
Литературный процесс 20х годов.
Творчество В.В. Маяковского.
Творчество С.А. Есенина.
Единство и многообразие русской литературы в 3040 гг.
Творчество М.И. Цветаевой.
Творчество О.Э. Мальденштама.
Творчество А.П. Платонова.
Творчество И.Э. Бабеля.
Творчество М.А. Булгакова.
Творчество М.А. Шолохова.
Литература русского Зарубежья.
Реферат на одну из тем по русской литературе XX века.
Поэзия и проза периода ВОВ.
Творчество А.А.Ахматовой.
Творчество Б.Л. Пастернака.
Творчество А.Т. Твардовского.
1
3
4
1
1
5
1
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
3
3
1
5
4
1
2
1
5 Тематика и проблематика, традиции и новаторство в
произведениях писателей и поэтов.
Поэзия 60х годов.
Творчество А.И. Солженицына.
Творчество В.Т. Шаламова.
Творчество В.М. Шукшина.
Творчество Н.М. Рубцова.
Творчество Расула Гамзатова.
Творчество А.В. Вампилова.
Русская литература последних лет (обзор).
Зарубежная литература (обзор)
ИТОГО
Темы рефератов:
ХIХ век
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
85
1. Социальнополитическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей
Великой французской революции на формирование общественного сознания и
литературного движения.
2. Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.
3. Московское общество любомудров, его философскоэстетическая программа.
4. Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.
5. К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в
развитии русской поэзии.
6. В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.
7. Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в
басенном творчестве И.А. Крылова.
8. Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
9. Творчество поэтовдекабристов. Особенности гражданскогероического романтизма
декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев, В.Ф. Раевский и
др.).
10. А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии
отечественной поэзии, прозы и драматургии.
11. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность»,
«К Чаадаеву», «Деревня»).
12. Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейнохудожественные особенности, отражение в
поэмах черт характера «современного человека».
13. Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее
отражение в конфликте и сюжете произведения.
14. Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).
6 15. Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и
толпа», «Поэт», «Поэту»).
16. Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…»).
17. Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман,
его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.
18. Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России»,
«Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).
19. Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.
20. Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.
21. Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие
поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М.
Языкова, Д.В. Веневитинова.
22. Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности
характера лирического героя.
23. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт»,
«Пророк»).
24. Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие
лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое
многообразие.
25. Социальнофилософская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика
добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.
26. «Герой нашего времени» как социальнопсихологический и философский роман
М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.
27. А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях
Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.
28. Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира.
А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.
29. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и
композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного
замысла произведения.
30. Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная
самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.
31. Познавательная, нравственновоспитательная и эстетическая роль русской
литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
32. Геополитика России: защита национальногосударственных интересов страны в
творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.
33. Размежевание общественнополитических сил в 1860е гг., полемика на страницах
периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в
общественном движении.
34. Публицистическая и литературнокритическая деятельность Н.Г. Чернышевского,
Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.
35. Н.Г. Чернышевский. Общественнополитические и эстетические взгляды.
Литературнокритическая деятельность Н.Г. Чернышевского.
36. Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социальнополитический и
философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного
эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.
37. Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».
38. Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социальнопсихологический и философский
роман.
7 39. «Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и
художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».
40. Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и
философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно
политической борьбы накануне и во время проведения реформ.
41. Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в
романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев,
М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».
42. И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое
своеобразие.
43. Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и
индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам
старины.
44. Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и
злободневность проблем, затронутых в его произведениях.
45. Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
46. Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О,
как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4
августа 1864 года» и др.).
47. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На
заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).
48. Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта
(«Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).
49. Общественнополитическая и культурная жизнь России 1870х – начала 1880х гг.
Формирование идеологии революционного народничества.
50. М.Е. СалтыковЩедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных
записок».
51. «Сказки» М.Е. СалтыковаЩедрина, их основные темы, фантастическая
направленность, эзопов язык.
52. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем
проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.
53. Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей
личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».
54. Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках
(«Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).
55. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система
образов.
56. Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».
57. Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь»,
«Дом с мезонином», «Попрыгунья»).
58. Новаторство чеховской драматургии.
59. Познавательная, нравственновоспитательная и эстетическая роль русской
литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
Конец ХIХ – начало ХХ века
1. Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.
2. Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.
3. А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в
повестях писателя.
8 4. Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.
5. Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.
6. Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои
университеты»
7. Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.
8. Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.
9. Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.
10. Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.
11. Романэпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского
характера в романе.
12. Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича,
«В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
13. Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.
14. Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.
15. Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О.
Мандельштама.
16. Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30х годов
А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.
17. Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.
18. М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских
рассказах».
19. Военная тема в творчестве М. Шолохова.
20. Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.
21. Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни
Турбиных», «Бег» и др.).
22. Роман «Другие берега» В.В. Набокова как романвоспоминание о России.
23. Ранняя лирика Б. Пастернака.
24. А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского
национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».
25. Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.
26. «Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом»,
«Раковый корпус».
27. Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века
длится день», «Плаха».
28. Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева
«Берег», «Выбор», «Игра».
29. Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.
30. Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.
31. Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В.
Крупина.
32. Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».
33. Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой»
прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.
34. Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б.
Ручьева, Л. Татьяничевой и др.
35. Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.
36. Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого и
др.
37. Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и
судьба».
9 38. Философскопритчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников»,
«Обелиск», «Знак беды».
39. Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.
40. Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин
двор».
др.
Поэзия 60х г.г. ХХ века.
1. Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит»,
«Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.
2. Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.
3. Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и
4. Социальнопсихологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки
старого Арбата», «Жестокие игры».
5. Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные
анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».
6. Условнометафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и
пустота».
7. Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.
8. Развитие жанра детектива в конце ХХ в.
Вопросы по произведениям для самостоятельной работы обучающихся
Вопросы к роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”
Вариант 1.
1. Где родился Евгений Онегин?
2. Писал ли Онегин стихи? Если писал, то какие?
3. Сколько лет Онегину в начале романа?
4. Закончите фразу: “Быть можно дельным человеком…”.
5. На каком языке написано письмо Татьяны Онегину?
6. Где состоялась дуэль Ленского и Онегина?
7. Через сколько лет (по вычислениям философических таблиц) в России изменятся
дороги?
8. Как далеко от Москвы была деревня Лариных?
9. Переведите на русский язык: “DU COMME IL FAUT”.
10. “И жить торопится и чувствовать спешит”. Какое отношение к роману имеет это
высказывание кн. Вяземского?
Вариант 2.
1. Кем был отец Евгения Онегина?
2. Какие книги любил читать Онегин?
3. Как зовут сестру Онегина?
4. Что такое сплин?
5. Какие вензеля на “отуманенном” стекле пальчиком писала Татьяна?
6. Как звали сестру Онегина?
7. Кто на дуэли выстрелил первым: Ленский или Онегин?
8. У кого из родных в Москве поселились Ларины?
10 9. Сколько писем Татьяне написал Онегин?
10. “О деревня!..” Какое отношение к роману имеет эта фраза древнеримского поэта
Горация?
Вариант 3.
1. Кто такой Monsieur L`Abbe?
2. В какой науке Онегин был настоящим гением?
3. В какой момент спектакля Онегин покидает театр?
4. Чем любила заниматься Татьяна?
5. Что такое “Вдова Клико” и “Бордо”?
6. Почему Ленский раньше уехал с именин Татьяны?
7. За кого вышла замуж Ольга Ларина?
8. Сколько лет Онегину в конце романа?
9. Где побывал Онегин, когда уехал из деревни?
10. “Нравственность в природе вещей”. Какое отношение к роману имеет эта фраза
Неккера?
Вариант 4.
1. Объясните, почему Пушкин называет Онегина лондонским dandy?
2. Что такое боливар?
3. В чьём кабинете есть фарфор, бронза, духи, гребёнки, пилочки, ножницы, щётки?
4. Каким образом вышла замуж мать Ольги и Татьяны?
5. Какой сон приснился однажды Татьяне?
6. Кто такие Пустяков, Гвоздин, Скотинины, Петушков, Буянов, Флянов?
7. Как Татьяна попала в дом Онегина?
8. Кто из героев “возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал”?
9. Сколько глав в романе Пушкина?
10. “Как не любить родной Москвы?”. Какое отношение к роману имеет эта фраза
Е.Баратынского?
Вариант 5.
1. Какую книгу читал дядя Онегина – “деревенский старожил”?
2. Чем заменил Онегин в деревне старинную барщину?
3. Где учился и откуда вернулся Владимир Ленский?
4. Как звали отца Ольги и Татьяны?
5. Кто такой Мартын Задека?
6. На какое предложение Ленского Онегин ответил, что всегда готов?
7. Куда отправились Татьяна с матерью после того, как уехала Ольга?
8. За кого вышла замуж Татьяна?
9. Сколько лет путешествовал Онегин?
10. “Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай”. Какое отношение к роману имеет это
высказывание Дж. Г. Байрона?
Вопросы к роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Вариант 1.
11 1. Сколько частей в романе Лермонтова?
2. Почему тяжёлую тележку четыре быка тянут шутя, а пустую шесть быков едва
подвигают с помощью осетин?
3. Кто такой Карагёз?
4. Как называл Печорин Бэлу?
5. У какой из героинь романа бархатные глаза?
6. Какая надпись была на серебряном кольце Грушницкого?
7. От кого и от чего спас Печорин княжну Мери на балу?
8. Кто такой Апфельбаум?
9. Назовите чин Вулича.
10. Что означает слово “фаталист”?
Вариант 2.
1. Кто такая Бэла?
2. Назовите чин Максима Максимыча.
3. Ради чего Азамат готов украсть сестру для Казбича?
4. Сколько тетрадей Печорина хранилось у Максима Максимыча?
5. У кого из героев романа есть Георгиевский солдатский крестик?
6. Кто такая Вера?
7. Любит ли Печорин музыку?
8. Как Грушницкий отомстил Печорину?
9. Какую страсть не таил Вулич?
10. Что означает слово “фаталист”?
Вариант 3.
1. Кто такой Максим Максимыч?
2. “Со мной был … – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу”. Какое слово
пропущено?
3. Что означает черкесское слово “кунак”?
4. Какой из приморских городов России самый скверный?
5. Причём здесь стакан?
6. Кто такой Семён Васильевич Г…в?
7. По какому поводу Грушницкий сменил солдатскую шинель на армейский пехотный
мундир?
8. Кто был секундантом Печорина на дуэли с Грушницким?
9. В чём суть пари между Печориным и Вуличем?
10.Что означает слово “фаталист”?
Вариант 4.
1. Кто из героев носил офицерский сюртук без эполет и черкесскую мохнатую шапку?
2. Почему Максим Максимыч не пьёт спиртное?
3. Почему долину назвали Чёртовой?
4. Умеет ли Печорин плавать?
5. Кто такой Вернер?
6. Назовите чин Грушницкого.
7. Куда едет Печорин вслед за Верой?
8. Какую дурную примету усмотрел Печорин перед дуэлью?
12 9. Кто выиграл пари: Печорин или Вулич?
10. Что означает слово “фаталист”?
Вопросы к поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”
Вариант 1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Как называется город, в который однажды въехала небольшая бричка Чичикова?
О ком в первую минуту можно сказать: “Какой приятный и добрый человек!”?
В доме какого помещика Чичикова встретили собаки, лающие на разные лады?
Какое отношение к Ноздрёву имеет слово “заклад”?
Почему у Прошки, мальчика из дворни Плюшкина, большие сапоги?
Кто такой капитан Копейкин?
Чем был болен Чичиков в то время, когда по городу расползались о нём слухи?
Кто были родители Чичикова?
Кто такой “князь Хованский”?
Сколько глав в поэме Гоголя?
Вариант 2.
1.
2.
3.
4.
Как зовут Чичикова?
Какое хобби было у Манилова?
У какой из героинь романа была фланель на шее?
В доме какого помещика в столовой стояли деревянные козлы, а два мужика, стоя
на них, белили стены?
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Каким образом Собакевич надул Чичикова, составляя реестр мёртвых душ?
В какой военной кампании участвовал капитан Копейкин?
Как все толки, мнения, слухи подействовали на прокурора?
Куда однажды отправился Павлуша Чичиков вместе с отцом на тележке, которую
тащила лошадкасорока?
Почему Чичиков любил французское мыло?
Какой эпиграф взял Гоголь для своей поэмы?
Вариант 3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Куда складывал Чичиков всё, что попадалось ему под руку?
Чего недоставало в доме Манилова?
Что разбудило Чичикова в доме Коробочки?
Чем потчевал Чичикова Ноздрёв?
Почему Ивана Антоновича называли кувшинным рылом?
Для чего капитан Копейкин отправился в Петербург?
Почему Чичикова не впустили в дом губернатора?
Какое умное наставление получил Павлуша при расставании с отцом?
Служа в каком государственном ведомстве, Чичиков был честным и неподкупным?
Какой эпиграф взял Гоголь для своей поэмы?
Вариант 4.
1.
2.
3.
4.
Кто такой Селифан?
Какие три предмета составляют основу человеческих добродетелей в пансионах?
Какой живности у Коробочки было вдоволь?
Каким образом Чичикову удалось спастись от гнева Ноздрёва?
13 5.
6.
7.
8.
9.
10.
В какие места Чичиков “собирается переправлять” купленных крестьян?
Здоров ли был капитан Копейкин?
От кого Чичикову удалось узнать слухи о себе?
Что купил себе Павлуша Чичиков на ту полтину меди, что оставил ему отец?
Каким образом Чичикова взяли под суд, конфисковали, описали всё, что у него
было?
Сколько глав в поэме Гоголя?
Вариант 5.
1.
2.
3.
4.
5.
Кто такой Петрушка?
Как зовут сыновей Манилова?
Кого Чичиков называет “крепколобой”, “дубинноголовой”?
Кто из персонажей носил фрак медвежьего цвета?
Кто в городе NN был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в
гостиный
училище?
двор наведывался, как в собственную кладовую?
К кому в Петербурге обратился капитан Копейкин за помощью?
Что предпринял Чичиков сразу после того, как узнал, что говорят о нём в городе?
На какие спекуляции время от времени пускался Павлуша, учась в городском
Как наказал Кифа Мокиевич своего сына за шалости?
Сколько глав в поэме Гоголя?
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Вариант 6.
1.
2.
3.
4.
Какой фрак считался у Чичикова нарядным?
По какому поводу Манилов сказал Чичикову: “Позвольте вам этого не позволить”?
Чем угощала Чичикова Коробочка?
Какого пола (мужского или женского) была фигура, которую увидел Чичиков при
въезде в имение Плюшкина?
5.
6.
7.
8.
Что “сожрал” Собакевич на обеде у полицеймейстера, пока все остальные гости
разговаривали?
О чём попросил капитан Копейкин важного вельможу в Петербурге?
Для чего понадобился Чичикову перед отъездом кузнец?
За что Павлуша Чичиков после окончания училища получил, кроме аттестата, книгу
с золотыми буквами?
9.
10.
Кто такой Кифа Мокиевич?
Какой эпиграф взял Гоголь для своей поэмы?
Вариант 7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Как называется деревня Манилова?
Что такое негоция?
Белокур или черноволос Ноздрёв?
Что сталось с семьёй Плюшкина?
Как зовут просто приятную даму и даму приятную во всех отношениях?
Почему важные граждане города NN не согласились с почтмейстером, когда тот
предположил, что Чичиков – это капитан Копейкин?
7.
8.
Как отнеслись к остановившейся бричке Чичикова те, кто шёл в похоронной
процессии за
гробом прокурора?
14 9.
10.
11.
Почему товарищи Павлуши Чичикова однажды сказали ему: “Эх ты, жила!”?
Кто такой Мокий Кифович?
Какой эпиграф взял Гоголь для своей поэмы?
Вариант 8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Какая постройка в имении Манилова была украшена надписью “Храм уединенного
размышления”?
Назовите чин Чичикова.
Почему автор называет Ноздрёва “исторической личностью”?
Сколько лет Плюшкину?
Кто в городе NN распустил сплетню о Чичикове, будто он собрался похитить
губернаторскую дочку?
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Что ответил Ноздрёв на вопрос, шпион ли Чичиков?
Какая примета о счастливом пути вспомнилась Чичикову, когда он покидал город ?
Каким образом Чичиков чуть не женился на дочери своего начальника?
Каким образом Чичиков разбогател, служа на таможне?
Сколько глав в поэме Гоголя?
Вопросы к драме А. Н. Островского “Бесприданница”
Вариант 1.
1.
2.
В каком городе происходит действие драмы “Бесприданница”?
Почему утренняя чашка чая по рецепту Вожеватова в 21,67 раза дороже бутылки
бургонского на столе у Карандышева?
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Почему австрийцы турок одолеть не могут?
Как сделать дорогой подарок, получив при этом выгоду?
Почему Лариса называет Вожеватова Васей, а не Василием Данилычем?
Сколько английских фраз знает Робинзон?
Кто в пьесе постоянно требует ванилю, сахару, рыбьего клею?
Кем был Карандышев на костюмированном вечере в драме “Бесприданница”?
Как отличить “Ласточку” от “Самолёта”?
Как починить треснувшую пробку от графина?
Вариант 2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Как, будучи бедным чиновником, сделаться мировым судьёй?
Кто для Ларисы является идеалом мужчины?
Кто такая Евфросинья Потаповна?
Что было налито в бутылке с надписью “киндербальзам”?
Какую роль сыграл в пьесе пистолет?
Как зовут содержателя кофейной на бульваре в драме “Бесприданница”?
Для чего на барже Паратова пушка?
Как за один день доехать из Бряхимова в Париж и вернуться обратно?
Кто из героев пьесы учится русскому языку у бурлаков, а французскому – у
английского лорда?
Какое приданое берёт за свою невесту Паратов?
10.
Вариант 3.
1.
2.
Как называет Хариту Игнатьевну Паратов?
Что такое регалия капустиссима?
15 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Какой романс поёт Лариса в драме “Бесприданница”?
Как пофранцузски звучит имя Паратова?
Кто моложе: Кнуров или Вожеватов?
Как на самом деле зовут Робинзона?
Что позволяет персонажам пьесы переходить на “ты”?
Почему Паратов считает, что в любви приходится плакать именно женщине?
Кто говорит: “Я вещь!”?
На берегу какой реки происходит действие пьесы?
Вопросы к “Истории одного города” М. Е. СалтыковаЩедрина
Вариант 1.
1. Какой период в истории освещает “Глуповский летописец”?
2. Кто из градоначальников отличился искусной стряпнёй макарон?
3. Как называли Дементия Варламовича Брудастого? Почему?
4. Какую роль в “Истории” играет горчица?
5. Как подействовало на Эраста Андреевича Грустилова “внутреннее слово”?
6. УгрюмБурчеев переименовал город Глупов в …?
7. Почему в Глупове при УгрюмБурчееве женщины имеют право рожать детей только
зимой?
8. Как должен выглядеть настоящий градоначальник?
9. Какова географическая особенность расположения города Глупова?
10. Кто из градоначальников обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с
души?
Вариант 2.
1. Какие два слова мог произносить Органчик?
2. Какая из градоначальниц основывала свои претензии лишь на том, что она два месяца
жила у какогото градоначальника в помпадуршах?
3. Какой проект сочинил Бородавкин?
4. Куда решил предпринять путешествие Фердыщенко?
5. Для чего нужны были оловянные солдатики Бородавкину?
6. Какую книгу сочинил Грустилов?
7. Сколько архивариусов вели летопись города Глупова?
8. Кто из градоначальников был греком?
9. Что необходимо было глуповцам, чтобы признать градоначальницей Клемантинку?
10. Насколько плодотворна была деятельность Семёна Константиновича Двоекурова?
Вариант 3.
1. Отчего глуповцы и за себя и за детей навсегда испугались во времена правления
Василиска Семёновича Бородавкина?
2. Сколько и какие были войны “за просвещение”?
3. Какие два подвига совершил УгрюмБурчеев?
4. Отчего именно “головотяпами” назывались головотяпы?
5. Кто из градоначальников был растерзан собаками?
6. Кто такой Иван Байбаков?
7. Как любил называть обывателей бригадир Пётр Петрович Фердыщенко?
16 8. В чём суть муниципии УгрюмБурчеева?
10. На какое переименование города Глупова надеялся сам СалтыковЩедрин?
Вариант 4.
1. Каких два праздника ввёл для глуповцев УгрюмБурчеев?
2. Кого, как настоящий прохвост, боялся УгрюмБурчеев?
3. С какого слова немудрого князя начались исторические времена?
4. Кто из градоначальников умер от обжорства?
5. Кто такая Ираида Лукинишна Палеологова?
6. Без поляков здесь не обошлось. Докажите.
7. Кто такие Алёнка и Митька Прокофьевы?
8. При каком градоначальнике начался золотой век Глупова: страхи рассеялись, урожаи
пошли за урожаями…?
9. Что значит восхищение начальством при УгрюмБурчееве?
10. Какие три науки рекомендуется изучать градоначальникам?
Вопросы к роману И. И. Тургенева “Отцы и дети”
Вариант 1.
1. Кто был отец братьев Кирсановых?
2. Кто это: “Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями”?
3. О ком Базаров сказал: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”?
4. Какая область искусства сблизила Аркадия и Катю?
5. Какие книги читает Евгений Базаров?
6. Кто была жена Николая Петровича и мать Аркадия?
7. Кто это: “Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными
волосами, с детскипухлявыми губками и нежными ручками”?
8. Кто и кого называл так ласково: “Енюша”?
9. За что Василий Иванович Базаров получил Владимирский орден?
10. О чём попросил отца Базаров перед смертью?
Вариант 2.
1. Кому принадлежит фраза: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”?
2. Что такое нигилизм, по мнению героев романа?
3. Чем Ситников соблазнил Базарова, приглашая того к Кукшиной?
4. Какие искусства привлекают Николая Петровича?
5. У кого был этот дом: “Великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с
оранжереями”?
6. Отчего Николай Петрович не пошёл на военную службу?
7. Кто это: “Человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький
галстух и лаковые полусапожки”?
8. Кто такая Фифи?
9. Что послужило поводом для второго приезда Аркадия к Одинцовым?
10. Какие книги читает Арина Власьевна Базарова?
Вариант 3.
1. С каким учёным званием вышел из университета Аркадий Кирсанов?
2. Какое кольцо однажды подарил Павел Петрович княгине Р.?
17 3. Кто такой Матвей Ильич Колязин?
4. Что послужило настоящей и выдуманной причиной дуэли между Базаровым и Павлом
Петровичем?
5. Как так случилось, что Базаров заразился тифом?
6. Какие отношения связывали Павла Петровича и княгиню Р.?
7. Как называется деревня Николая Петровича? Почему именно так?
8. Кому принадлежит фраза: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”?
9. Кто это: “Дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не
совсем опрятном платье, с крупными браслетами на руках и кружевною косынкою на
голове”?
10. “Базаров, сам того не подозревая, сделался жестоким тираном её души”. Чьей души?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные
смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете планконспект, сформулируйте названия пунктов и определите
информацию, которую следует включить в планконспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и
кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы,
конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только
ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте
условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками»,
подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания,
используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи
не забудьте вынести справочные данные на поля.
10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при
конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТРЕСУРСАМИ
18 (для подготовки сообщений и практических работ)
Среди Интернетресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной
работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы,
тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для
эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:
чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу
информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную
информацию,
правильно формулировать критерии поиска;
определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные
группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг,
материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);
давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные
сведения от информационного шума;
давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему
виду сайта, характеру подачи информации, её организации;
студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю
непротиворечивость.
Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую
или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство
граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и
защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве
и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями
Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере
компьютерной информации.
При работе с Интернетресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный
авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций,
студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные
авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических
сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы
последовательно в научном или научнопопулярном стиле. Это могут быть научные статьи,
тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на
некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко
указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К
таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные
студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте,
оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернетисточниками можно
работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это ещё и огромная библиотека,
где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное
количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Эссе прозаическое сочинение рассуждение небольшого объёма со свободной
композицией, изложенное в жанре критики, публицистики, свободной трактовки какой
либо проблемы.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную
преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть
согласована с педагогом). Цель написания эссе состоит в развитии навыков
самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
19 Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и
грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные
категории анализа, выделять причинноследственные связи, иллюстрировать понятия
соответствующими примерами, аргументировать выводы.
Оформление эссе.
1. Титульный лист.
2. Введение: изложение обоснования выбора темы. Важно грамотно сформулировать
вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе исследования.
3. Основная часть: данная часть предполагает изложение аргументации, анализ, исходя из
имеющихся данных, позиций по проблеме. В зависимости от поставленного вопроса анализ
проводится на основе следующих категорий:
причина следствие;
общее особенное;
форма содержание;
часть целое;
постоянство изменчивость.
4. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать
только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное материалом.
Совершено необходимый способ построения эссе — использование подзаголовков для
обозначения ключевых моментов аргументированного изложения.
Названия подзаголовков свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в
освещении темы.
5. Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области её
применения. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное
авторское утверждение. Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе
элемент, как указание области применения исследования.
Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе.
Доказательство – это совокупность логических приёмов обоснования истинности суждения
с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура доказательства: тезис
– положение (суждение), которое требуется доказать; аргументы – категории, которыми
пользуются при доказательстве истинности тезиса.
Классификация аргументов:
1. Удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные).
2. Определения – описание сущности понятий.
3. Законы науки и ранее доказанные теоремы.
4. Вывод – мнение, основанное на анализе фактов.
5. Оценочные суждения – мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или
взглядах.
Параметры оценки эссе.
1.Понимание учащимися главной мысли задания и ее развитие в своей творческой работе.
2.Убедительная аргументация своего мнения примерами и теоретическими обобщениями.
3. Круг источников информации, использованный в эссе.
4. Логическая стройность и завершённость рассуждений.
5. Языковые и стилистические достоинства текста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Подготовка реферата. Согласно Словарю иностранных слов, реферат – это краткое
изложение какойлибо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении
20 литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов
и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:
В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет
следующее:
почему он выбрал данную тему;
чем эта тема важна;
какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;
какие источники информации использованы, их краткая характеристика.
Основная часть реферата должна быть поделена на пункты или разделы.
В реферате перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на
них в тексте.
4. В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и
выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.
5. В конце оформляется список использованной литературы.
6. Объём реферата – 10 15 листов (формат А 4).
Критерии оценки:
соответствие нормам русского языка;
новизна исследования;
соответствие аргументов проблеме / теме;
соответствие структуры заданным стандартам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ
Композиция сочинения
Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и
заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как
ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную
роль в композиции сочинения.
Функция вступления ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той
проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения подвести итог,
обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:
изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего
желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено
восклицательными предложениями и походит на заклинание);
очень длинное, затянутое вступление.
При написании вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями
здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к
теме? С какой целью я все это пишу?» Следует помнить, что подобные вопросы задает себе
и преподаватель, читая сочинение.
Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его
произведении и начинаться «от сотворения мира». Вступление может вводить в тему и
анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе «Гроза» А.
Островского» начинается динамично: Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала
говорит о своей любви к свекрови, потом – к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в
любви и ласке, но в "темном царстве" никто не может дать ей желаемое».
Данное вступление можно расценить как удачное. Тема «Образ Катерины...» весьма
объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения,
21 отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит
время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому
появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор
называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему
христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с
людьми.
Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во
вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать
материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке. Такие
темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», «Тема судьбы в романе М.
Лермонтова «Герой нашего времени», можно разворачивать, исходя из собственной
интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его
составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ
героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие
характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение
других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией
произведения.
Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь
развить, доказать в дальнейшем изложении. Сочинение на тему «Человек и государство» в
«петербургской повести» А. Пушкина «Медный всадник» начинается подобным
образом: «Судьба маленького человека в таком государстве, как неколебимая Россия,
трагична. Государственная власть находится в постоянном конфликте со своими
подданными и не снисходит к судьбе отдельного гражданина».
Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть
представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента;
может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или
охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение
для последующего анализа текста.
Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило
бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.
Заканчивается сочинение заключением.
Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный
характер. Читающий сочинение преподаватель не должен сомневаться в его
необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.
В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в
основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной
цепочки доказательств. Как строится заключение в сочинении на тему «Тема судьбы в
творчестве М. Лермонтова»: «В своем сочинении я постарался показать многозначность
понятия «судьба» в творчестве М. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу
и древнему религиозному понятию «судьба», изменение этого отношения со временем – все
эти стороны я старался охватить в своей работе».
Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какието
десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным
будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения
к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И.
Тургенева «Отцы и дети»» может заканчиваться таким суждением: «Идеальные отношения
между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: «дети» продвигают жизнь
вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу «новое слово».
22 Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют
высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости,
интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же
проблема конфликт поколений. «Дети» отрицают жизненные идеалы «отцов», выросших
при социализме и строивших коммунизм, «отцы» не понимают «детей», выросших при
демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс».
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению,
его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных
восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть
подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего
мнения следует воздержаться.
Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в
аспекте, заданном темой.
Главное, чего следует избегать при написании основной части, – это пересказа
литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы,
подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является
недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.
Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная
для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать
подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на
минуту не упускать ее из виду.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Художественные тексты
Литература ХIХ в.
В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов.
Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь.
К.Н. Батюшков. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через
Неман. Странствия Одиссея. На развалинах замка в Швеции. Изречение Мельхиседека.
А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам.
Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы
сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19
октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт.
Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Дорожные
жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна.
Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя родословная. Клеветникам России.
Бородинская годовщина. Вновь я посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я
брожу… Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный
23 всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина.
История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.
М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино.
Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и
грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк.
Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.
Н.В. Гоголь. Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.
И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.
Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из
мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с
тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни –
молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои,
свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося…
Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час.
Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье…
Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти
Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь
имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям.
Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшкибаю. О муза, я у двери гроба… Коробейники.
Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому
на Руси жить хорошо.
Н.Г. Чернышевский. Что делать?
И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в
прозе (5–6 по выбору).
А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное
место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги.
Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.
М.Е. СалтыковЩедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы.
За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).
Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной
блохе).
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа...
Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской
женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь
день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не
понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…
А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье…
Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…
А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного
бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень!
Осыпается весь наш бедный сад… Потокбогатырь. Порой веселой мая. Против течения.
Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор
Иоаннович.
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.
Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть
Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. ХаджиМурат.
А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий.
Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья.
Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в
24 футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя
Ваня. Вишневый сад.
Литература конца ХIХ – начала ХХ в.
Л.Н. Андреев. Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда
Искариот. Рассказ о семи повешенных.
А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью…
Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы
бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны
ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество.
Реквием.
К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в
этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В
домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...
А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье.
Из окна вагона.
А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.
В.Я. Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым.
Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.
И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан
Франциско.
М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе.
Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать.
Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.
З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14
декабря 17 года. Чертова кукла.
Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро
Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.
Б.К. Зайцев. Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда.
А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет.
Суламифь.
В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер.
Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся.
Необычайное приключение… Окна РОСТА.
Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина –
родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.
Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери.
Чертовы качели.
А.Н. Толстой. Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин.
М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече
моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая
гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие.
Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма
воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.
И.С. Шмелев. Человек из ресторана. Пугливая тишина.
Литература ХХ в.
М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.
В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом.
Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый
марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся.
25 Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй
должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.
С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать
людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О
Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я
обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да,
теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я
спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты
меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен
ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг
мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
И. Бабель. Конармия.
А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.
М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А. Толстой. Петр Первый.
И. Шмелев. Лето Господне.
А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.
А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой,
пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились
тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он
любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение.
Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все
расхищено, предано, продано... Реквием.
Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня
в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На
Страстной. Доктор Живаго.
О. Мандельштам. Воронежские стихи.
В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь.
М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько
их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к
Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все
повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...
М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди.
Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство.
Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба.
Голубая книга.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок).
П. Антокольский. Сын.
А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…
К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1я книга).
А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий
Теркин. За далью – даль.
М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу
прифронтовом. Катюша.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Ю. Бондарев. Горячий снег.
В. Васильев. А зори здесь тихие.
26 В. Быков. Сотников. Знак беды.
В. Астафьев. Царьрыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царьрыба», «Сон о
белых горах» и др.). Прокляты и убиты.
В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик.
Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.
В. Белов. Привычное дело.
В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданнонегаданно.
Ю. Трифонов. Обмен.
В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.
Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.
Т. Толстая. Рассказы.
Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.
В. Ерофеев. Москва – Петушки.
С. Довлатов. Чемодан.
Н. Рубцов. Подорожник.
Д. Самойлов. Голоса за холмами.
И. Бродский. Часть речи.
Ю. Кузнецов. После вечного боя.
Г. Айги. Стихи.
Д.А. Пригов. Стихи.
Л. Рубинштейн. Стихи.
А. Арбузов. Жестокие игры.
В. Розов. Гнездо глухаря.
А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.
Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения:
Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий
краем моря».
Д. Андреев. «Роза мира».
В. Астафьев. «Пастух и пастушка».
А. Бек. «Новое назначение».
В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».
А. Битов. «Грузинский альбом».
В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».
А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».
К. Воробьев. «Убиты под Москвой».
В. Высоцкий. Песни.
Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».
В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».
Б. Можаев. «Мужики и бабы».
В. Набоков. «Защита Лужина».
В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная повесть».
Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».
Б. Окуджава. Поэзия и проза.
Б. Пастернак. Поэзия.
В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
В. Шаламов. «Колымские рассказы.
Поэзия 60–90х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д.
Пригов, В. Вишневский и др.).
27 РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru
Слова: поэзия Серебряного века
http://slova.org.ru
Стихия: классическая русская / советская поэзия
http://litera.ru/stixiya/
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://www.febweb.ru
Писатели и литературные произведения
Академик Дмитрий Сереевич Лихачев
http://likhachev.lfond.spb.ru
Белинский Виссарион Григорьевич
http://www.belinskiy.net.ru
Булгаковская энциклопедия
http://www.bulgakov.ru
Герцен Александр Иванович
http://www.gercen.net.ru
Гоголь Николай Васильевич
http://www.nikolaygogol.org.ru
Гончаров Иван Александрович
http://www.goncharov.spb.ru
Грибоедов Александр Сергеевич
http://www.griboedow.net.ru
Добролюбов Николай Александрович
http://www.dobrolyubov.net.ru
Достоевский Федор Михайлович
http://www.dostoevskiy.net.ru
Жуковский Василий Андреевич
http://www.zhukovskiy.net.ru
Лев Толстой и «Ясная Поляна»
http://www.tolstoy.ru
Карамзин Николай Михайлович
http://www.karamzin.net.ru
Крылов Иван Андреевич
http://www.krylov.net.ru
Куприн Александр Иванович
http://www.kuprin.org.ru
Лермонтов Михаил Юрьевич
http://www.lermontow.org.ru
Островский Александр Николаевич
http://www.ostrovskiy.org.ru
Некрасов Николай Алексеевич
http://www.nekrasow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич
http://www.aleksandrpushkin.net.ru
СалтыковЩедрин Михаил Евграфович
http://www.saltykov.net.ru
Толстой Лев Николаевич
http://www.levtolstoy.org.ru
28 Тургенев Иван Сергеевич
http://www.turgenev.org.ru
Тютчев Федор Иванович
http://www.tutchev.net.ru
Фонвизин Денис Иванович
http://www.fonvisin.net.ru
Чернышевский Николай Гаврилович
http://www.chernishevskiy.net.ru
Чехов Антон Павлович
http://www.antonchehov.org.ru
29
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.