Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Зауральский агропромышленный колледж
Утверждаю:
И.о. директора
______ А.Р. Валеев
«___»______2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» БАЙМАК – 2019
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____
от __________ 20__
председатель ПЦК ООД:
___________ Р.А.Кашкаров
Составлена в соответствии с примерной
программой общеобразовательной учебной
дисциплины «Русский язык и литература.
Литература» для ПОО, рекомендованной
Федеральным государственным автономным
учреждением «Федеральный институт развития
образования» (ФГАУ «ФИРО») утвержденным
Протокол №3 от 21 июля 2015г.
Регистрационный номер рецензии 377 от
23июля 2015г. ФГАУ «ФИРО» по
профессии
35.01.13 «Трактористмашинист
сельскохозяйственного производства»
Зам. директора по УПР:
____________ А.Р.Валеев
Организация разработчик: Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Зауральский
агропромышленный колледж
Разработчики:
Ю.Я.Абдрахманова – преподаватель русского языка и литературы
Э.М.Буранбаева преподаватель русского языка и литературы
Рецензенты:
З.Ю.Султанова – преподаватель башкирского языка и
литературы ГБПОУ ЗАПК
Л.Х.Аралбаева – преподаватель русского языка и
литературы БФ УТЭК СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебной дисциплины Русский язык.
3. Место учебной дисциплины в учебном плане.
4. Результаты освоения учебной дисциплины.
5. Содержание учебной дисциплины.
6. Тематическое планирование.
7. Характеристика основных видов деятельности обучающихся.
8. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
программы учебной дисциплины Русский язык. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык
предназначена для изучения русского языка в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС СПО) на
базе основного общего образования при подготовке, специалистов
23.01.03 «Автомеханик»
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины Русский язык, и в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования
в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профес
сионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06259).
Содержание программы Русский язык направлено на достижение
следующих целей:
формирование функциональной грамотности и всех видов
(языковедческой),
лингвистической
(языковой,
языковых,
речемыслительных,
совершенствование общеучебных умений и навыков
орфографических,
•
обучаемых:
пунктуационных, стилистических;
•
компетенций
коммуникативной, культуроведческой);
•
совершенствование умений обучающихся осмысливать
закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать
языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых
ситуациях;
•
дальнейшее развитие и совершенствование способности и
готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору
профессии;
навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС,
ППССЗ). Программа учебной дисциплины Русский язык является основой
для разработки рабочих программ, в которых профессиональные
образовательные организации, реализующие образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения СПО на базе
основного общего образования, уточняют содержание учебного
материала, последовательность его изучения, распределение учебных
часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов),
индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки
осваиваемой профессии 23.01.03 «Автомеханик».
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины Русский язык в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения СПО на базе
основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения,
что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие
языковой и лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций.
коммуникативной,
В реальном образовательном процессе формирование указанных
компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды
компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по
овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности
(слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной
и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления
единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной
целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства
для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией;
адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее
содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные
высказывания разной жанровостилистической и типологической
принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой)
компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и овладения основными нормами русского
функционировании;
литературного языка;
совершенствования умения пользоваться
различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса
и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и
истории народа, национальнокультурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета,
культуры
межнационального общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения СПО на базе основного общего
образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования. Это выражается через содержание
обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер
практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы
студентов.
социальноэкономического
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического,
естественнонаучного,
профилей
профессионального образования русский язык изучается на базовом
уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей
СПО гуманитарного профиля профессионального образования русский
язык изучается более углубленно как профильная учебная дисциплина,
учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи,
связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и
социализации личности.
Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины
предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки
обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных
стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в
соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность
примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы
«Язык и речь», «Функциональные стили» и др., в увеличении доли
самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой
деятельности (подготовки и защиты рефератов, индивидуальных
проектов).
При углубленном изучении русского языка у студентов формируются
умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи,
углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение
придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии
с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно
рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении,
изобразительновыразительные средства языка и др.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех
дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех,
которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной
дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и
духовного развития студентов, включает перечень лингвистических
понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на
особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной
реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет
разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание,
повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному
усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при
изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины Русский язык
предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отноше
нию к содержанию курса русского языка на ступени основного общего
образования. В то же время учебная дисциплина Русский язык для
профессиональных образовательных организаций СПО обладает
самостоятельностью и цельностью.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом
выделен материал, который при изучении русского языка контролю не
подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык
завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках проме
жуточной аттестации студентов в процессе освоения СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ).
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина Русский язык является частью учебного предмета
Русский язык обязательной предметной области «Филология» ФГОС
среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения
СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина Русский язык изучается в общеобразовательном цикле учебного плана СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина Русский язык
входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего
общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО
соответствующего профиля профессионального образования.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины Русский язык обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности,
накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка
и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием,
чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа
языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской,
проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы,
средств
и
коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения
русского языка;
массовой информации,
информационных
• предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка
и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительновыразительных
возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко
культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в
развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанровородовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания; сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной
работы
Аудиторные
занятия.
Содержание
обучения
Введение
Язык и речь.
Функциональные стили
речи
Фонетика, орфоэпия,
графика, орфография
Лексикология и
фразеология
Морфемика,
словообразование,
орфография
Морфология и
орфография
Синтаксис и пунктуация
Итого
Подготовка рефератов,
сообщений
индивидуального проекта
с использованием
информационных
технологий и др.
Всего
Количество часов
Профили профессионального образования
технический, естественнонаучный,
социальноэкономический
Профессии СПО
2
18
10
14
12
28
30
114
57
171 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
Русский язык в пределах освоения СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
•
по профессиям СПО технического, естественнонаучного и
профессионального
социальноэкономического
образования — 171 час, из них аудиторная (обязательная) нагрузка
обучающихся, включая практические занятия, — 114 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 57 часов;
профилей
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка
(всего)
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
лабораторные и практические
работы
Самостоятельная работа
обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме
экзамена
171
114
104
10
57 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание
обучения
Введение
Язык и речь.
Функциональные
стили речи
Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
• Извлекать из разных источников и преобразовывать инфор
мацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка
и культуры;
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь
языка, культуры и истории народа — носителя языка;
анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
• составлять связное высказывание (сочинениерассуждение)
в устной или письменной форме;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение
языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• определять тему, основную мысль текстов о роли русского
языка в жизни общества;
• вычитывать разные виды информации; проводить языковой
разбор текстов; извлекать информацию из разных
источников (таблиц, схем);
• преобразовывать информацию; строить рассуждение о
роли русского языка в жизни человека
• Выразительно читать текст, определять тему,
функциональный тип речи, формулировать основную
мысль художественных текстов;
вычитывать разные виды информации;
характеризовать средства и способы связи предложений в
•
•
тексте;
• выполнять лингвостилистический анализ текста;
определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою
точку зрения по проблеме текста;
• характеризовать изобразительновыразительные средства
языка, указывать их роль в идейнохудожественном
содержании текста;
• составлять связное высказывание (сочинение) в устной и
письменной форме на основе проанализированных текстов;
определять эмоциональный настрой текста;
• анализировать речь с точки зрения правильности, точности,
выразительности, уместности употребления языковых
средств;
• подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых
художественных произведений;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания
разной функциональной направленности с точки зрения
соответствия их коммуникативным задачам и нормам
современного русского литературного языка;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
•
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно
научную тему;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с
речевым этикетом отдельных народов России и мира;
• различать тексты разных функциональных стилей (экстра
лингвистические особенности, лингвистические
особенности на уровне употребления лексических средств,
типичных синтаксических конструкций);
• анализировать тексты разных жанров научного (учебно
научного), публицистического, официальноделового
стилей, разговорной речи;
• создавать устные и письменные высказывания разных
стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад;
интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность,
заявление; рассказ, беседа, спор);
• подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;
осуществлять информационную переработку текста,
создавать вторичный текст, используя разные виды
переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат,
аннотацию, рецензию) Содержание
обучения
Фонетика,
орфоэпия, графика,
орфография
Лексикология и
фразеология
Морфемика,
словообразование,
орфография
Морфолия и
орфография
• извлекать необходимую информацию из
• Аргументировать различие лексического и
Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов (на уровне учебных
действий)
• Проводить фонетический разбор; извлекать
• извлекать необходимую информацию из
• проводить операции синтеза и анализа с целью
• объяснять особенности употребления лексических
необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника;
мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать ее в различных видах
деятельности;
• строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы; определять круг
орфографических и пунктуационных правил, по
которым следует ориентироваться в конкретном
случае;
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.
д.;
орфоэпических словарей и справочников;
опознавать основные выразительные средства
фонетики (звукопись)
грамматического значения слова; опознавать
основные выразительные средства лексики и
фразеологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их;
средств в текстах научного и официально
делового стилей речи; извлекать необходимую
информацию из лексических словарей разного
типа (толкового словаря, словарей синонимов,
антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников,
в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности;
переносном значении слова (метафора, эпитет,
олицетворение)
• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
явление, извлекать его из текста;
• проводить морфемный, словообразовательный,
этимологический, орфографический анализ;
• извлекать необходимую информацию по
изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
• характеризовать словообразовательные цепочки и
словообразовательные гнезда, устанавливая
смысловую и структурную связь однокоренных
слов;
словообразования в художественной речи и
оценивать их;
морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;
объяснения правописания и лексического
значения слова
явление, извлекать его из текста, анализировать с
точки зрения текстообразующей роли;
• проводить морфологический, орфографический,
пунктуационный анализ;
• извлекать необходимую информацию по
изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить
• познавать основные виды тропов, построенных на
• использовать этимологическую справку для
• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
• опознавать основные выразительные средства
• извлекать необходимую информацию из рассуждения с целью анализа проделанной
работы;
• определять круг орфографических и
пунктуационных правил, по которым следует
ориентироваться в конкретном случае;
• проводить операции синтеза и анализа с целью
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.
д.; подбирать примеры по теме из художественных
текстов изучаемых произведений;
лингвистическую тему в устной или письменной
форме; анализировать текст с целью обнаружения
изученных понятий (категорий), орфограмм,
пунктограмм;
• составлять монологическое высказывание на • извлекать необходимую информацию из
мультимедийных словарей и справочников по
правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма; определять роль слов разных
частей речи в текстообразовании
• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
Синтаксис и
пунктуация
• составлять синтаксические конструкции
• проводить операции синтеза и анализа с целью
•
• извлекать необходимую информацию по
явление, извлекать его из текста, анализировать с
точки зрения текстообразующей роли, проводить
языковой разбор (фонетический, лексический,
морфемный, словообразовательный, этимологи
ческий, морфологический, синтаксический,
орфографический, пунктуационный);
комментировать ответы товарищей;
изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить
рассуждения с целью анализа проделанной
работы; определять круг орфографических и
пунктуационных правил, по которым следует
ориентироваться в конкретном случае;
анализировать текст с целью обнаружения
изученных понятий (категорий), орфограмм,
пунктограмм;
(словосочетания, предложения) по опорным
словам, схемам, заданным темам, соблюдая
основные синтаксические нормы;
обобщения признаков, характеристик, фактов и
т.д.; подбирать примеры по теме из
художественных текстов изучаемых
произведений;
текстообразовании; находить в тексте
стилистические фигуры;
лингвистическую тему в устной и письменной
форме по теме занятия;
мультимедийных словарей и справочников по
правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма;
синтаксических конструкций;
лингвистическую тему в устной или письменной
форме;
разными смысловыми отрезками; определять роль
знаков препинания в простых и сложных
предложениях;
предложения по схемам
• производить синонимическую замену
• составлять монологическое высказывание на
• составлять схемы предложений, конструировать
• определять роль синтаксических конструкций в
• составлять связное высказывание (сочинение) на
• извлекать необходимую информацию из
• пунктуационно оформлять предложения с
8.Учебнометодическое и материальнотехническое
обеспечение программы учебной дисциплины Русский язык.
8.1. Материальнотехническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет
«Русский язык и литература»
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся, рабочее место преподавателя, учебнопланирующая документация, рекомендуемые учебники, дидактический материал,
раздаточный материал.
8.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и
литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М.,
2014.
подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М.
Русский язык: учебник для
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М.,
2014.
5. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый
уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М.,
2014.
6. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред.
проф. образования. —
М., 2014.
7. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод.
пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
8. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11
классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
9. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
10. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по
русскому языку. — М.,
2011.
11. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского
языка. — СПб., 2003.
12. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая
правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2е
изд., испр. и доп. — М., 2001.
13. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский
орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия
наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред.
В.В.Лопатина. — 2е изд., испр. и доп. — М., 2004.
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
15. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь
русского языка. — М.,
2005. 16. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —
М., 2004. 17. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений. — 25е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.
И.Скворцова. — М., 2006.
18. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь
русского языка. — М., 2011.
19. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской
речи. — М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический
словарь. — М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарьсправочник русского
языка / сост.
В. В. Бурцева. — М., 2006.
Электронные учебники:
Русский язык, Антонова Е.С., Воителева Т.М., 6изд. стер.изд., 2014.
2. Русский язык и культура речи, Антонова Е.С., Воителева Т.М., 13е
изд., стер.изд., 2014.
3. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник
для 11 класса, В.2г. ч.1 Сухих И.Н.
4. Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник
для 11 класса, Воителева Т.М., 1е изд., испр. изд., 2012.
Интернетресурсы
. eor
www
. it . ru / eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка —
информационносправочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме). www
«Языкознание»). www
русского языка).
. ru (энциклопедия
. ru (Этимология и история
. russkiyjazik
. ruslang
. etymolog
www
. rus
.1 september
. ru (электронная версия газеты «Русский язык»).
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
. ru
www
. uchportal
презентации,
контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические
разработки по русскому языку и литературе).
(Учительский портал.
Уроки,
. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»
www
. Ucheba
. uroki
(www
. ru)
. metodiki
www
. posobie
www
www.
itn.
. ru (Методики).
. ru (Пособия).
ru/communities.
aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть
творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского
языка и литературы). www
. prosv.
(Работы
победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства
«Просвещение»).
aspx?ob_no=12267
ru/umk/konkurs/info.
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник
грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www
. ru / EXM (Экзамены. Нормативные документы
. gramma
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Методические указания ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.