Методический анализ
результатов ОГЭ
по __________физике__________________
(наименование учебного предмета)
Таблица 2‑1
Экзамен |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
|
ОГЭ |
154 |
6,8 |
175 |
7,3 |
176 |
6,8 |
ГВЭ-9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2‑2
Пол |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
|
Женский |
24 |
15,6 |
30 |
17,1 |
33 |
18,8 |
Мужской |
130 |
84,4 |
145 |
82,9 |
143 |
81,2 |
Таблица 2‑3
№ п/п |
Участники ОГЭ |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
1. |
Обучающиеся СОШ |
111 |
72,1 |
143 |
81,7 |
134 |
76,1 |
2. |
Обучающиеся лицеев |
4 |
2,6 |
2 |
1,1 |
1 |
0,6 |
3. |
Обучающиеся гимназий |
39 |
25,3 |
30 |
17,2 |
41 |
23,3 |
ВЫВОД о характере изменения количества участников ОГЭ по предмету
Т.о., из таблицы можно сделать вывод, что число участников ОГЭ по физике в целом практически на том же уровне, что и в 2023 году, но незначительно увеличилось по сравнению с предыдущими периодами. Если говорить по отдельным видам образовательных организаций, то наряду с уменьшением участников ОГЭ по физике в лицее наблюдается небольшое повышение обучающихся гимназий. Это может быть связано с тем, что растет востребованность инженерных профессий по области и в стране в целом. Выпускники более детально подходят к выбору экзамена.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОГЭ ПО ПРЕДМЕТУ
2.
1.
2.
Таблица 2‑4
Получили отметку |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
«2» |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0,6 |
«3» |
77 |
50 |
77 |
44,0 |
86 |
48,9 |
«4» |
59 |
38,3 |
73 |
41,7 |
71 |
40,3 |
«5» |
18 |
11,7 |
25 |
14,3 |
18 |
10,2 |
Таблица 2‑5
№ п/п |
АТЕ |
Всего участников |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|||
1. |
не использовались |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2‑6
№ п/п |
Участники ОГЭ |
Доля участников, получивших отметку[4] |
|||||
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
«4» и «5» |
«3», «4» и «5» |
||
1. |
Обучающиеся СОШ |
1 |
69 |
52 |
12 |
47,8 |
99,3 |
2. |
Обучающиеся лицеев |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
100 |
3. |
Обучающиеся гимназий |
0 |
16 |
19 |
6 |
61,0 |
100 |
Таблица 2‑7
№ п/п |
Название ОО |
Доля участников, получивших отметку «2» |
Доля участников, получивших отметки «4» и «5» (качество обучения) |
Доля участников, получивших отметки «3», «4» и «5» (уровень обученности) |
1. |
МОАУ «Гимназия №3» |
0 |
69,2 |
100 |
2. |
МОАУ «Гимназия №1» |
0 |
66,7 |
100 |
3. |
МОАУ «СОШ №2» |
0 |
63,6 |
100 |
Таблица 2‑8
№ п/п |
Название ОО |
Доля участников, получивших отметку «2» |
Доля участников, получивших отметки «4» и «5» (качество обучения) |
Доля участников, получивших отметки «3», «4» и «5» (уровень обученности) |
1. |
МОАУ «СОШ №15» |
0 |
20,0 |
100 |
2. |
МОАУ «СОШ №27» |
0 |
25,0 |
100 |
Проведенный анализ результатов основного государственного экзамена по физике 2024 года позволяет сделать вывод об удовлетворительном уровне образовательной подготовки по физике учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений г.Орска, поскольку более трети участников, 40,3 %, получили хорошие оценки и 10,2 % участников получили отличные оценки. Качество обучения составило 50,5% (немного ниже по сравнению с прошлым годом) а уровень обученности – 99,4%.
Анализируя результаты, полученные участниками ОГЭ по физике, можно сделать вывод о том, что учащиеся на среднем уровне знают основные закономерности, понятия, законы физики, но не всегда умело применяют их на практике. Стоит отметить, что доля учеников, получивших отметку «5», остается невелика.
Сравнивая результаты ОГЭ с прошлым годом, наблюдается небольшой спад качества обучения: уменьшается процент выпускников, получивших высокий балл, в то время как процент удовлетворительных результатов вырос, хоть и незначительно.
Структура КИМа с 2022 года значительно отличается от предыдущей, претерпела значительные изменения (3 качественных и 3 расчетных задания вместо двух в 2019 году, существенное уменьшение количества заданий с выбором ответа в виде теста, которые многие ученики решали путем «угадывания» ответа и т.п.). Как показывает опыт написания подобных работ, именно данные задания вызывают наибольшее количество затруднений у учащихся.
3.
Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).
Целью мониторинговой работы является умение комплексно применять учащимися знания, полученные во время учебы.
В контрольной работе представлены задания, проверяющие следующие группы предметных результатов:
− освоение понятийного аппарата курса физики основной школы и умение применять изученные понятия, модели, величины и законы для анализа физических явлений и процессов;
− овладение методологическими умениями (проводить измерения, исследования и ставить опыты);
− понимание принципов действия технических устройств;
− умение по работе с текстами физического содержания;
− умение решать расчётные задачи и применять полученные знания для объяснения физических явлений и процессов.
В работе всего 25 заданий, из которых 18 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развернутым ответом. Базового уровня 15 заданий, повышенного – 6 заданий и высокого уровня - 3 задания.
Распределение заданий по содержательным разделам курса физики
Раздел курса физики, включённый в экзаменационную работу |
Количество заданий |
Вся работа |
|
Механические явления |
9-14 |
Тепловые явления |
4-10 |
Электромагнитные явления |
7-14 |
Квантовые явления |
1-4 |
Итого |
25 |
Задания 3, 5 – 10 и 15 с кратким ответом в виде числа или одной цифры считались выполненными, если записанное в ответе число или цифра совпадало с верным ответом. Ответ
на каждое из таких заданий оценивался 1 баллом.
Ответ на задание 2 с кратким ответом в виде последовательности цифр оценивался 1 баллом, если верно были указаны оба элемента ответа, и 0 баллов, если были допущены одна или две ошибки.
Ответы на задания с кратким ответом 1, 4, 11 – 14, 16, 18 и 19 оценивались 2 баллами, если были верно указаны все элементы ответа; 1 баллом, если была допущена ошибка в одном из элементов ответа, и 0 баллов, если в ответе было допущено более одной ошибки. Если количество элементов в ответе было больше количества элементов в эталоне или ответ отсутствует, то ставилось 0 баллов.
Выполнение заданий с развернутым ответом 17, 20 – 25 оценивалось двумя экспертами с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за выполнение заданий с развернутым ответом 20, 21 и 22 составляло 2 балла, за выполнение заданий 17, 23 – 25 составляло 3 балла.
К каждому заданию приводилась подробная инструкция для экспертов, в которой указывалось, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального. В варианте перед каждым типом заданий предлагалась инструкция, в которой были приведены общие требования
к оформлению ответов.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы в 2023 году был 45. Участникам экзамена разрешалось пользоваться непрограммируемым калькулятором (для каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейкой. Для выполнения экспериментальных заданий использовались наборы оборудования (полный перечень материалов и оборудования был приведен в приложении 2 спецификации).
Время выполнение всей экзаменационной работы составляло 180 минут.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывался общий балл, который переводился в отметку по пятибалльной шкале.
Т.о. структура КИМ ОГЭ полностью соответствует демоверсии этого года; содержание и сложность заданий идентичны КИМ 2023 года.
Основные статистические характеристики выполнения заданий КИМ в 2024 году
Таблица 2‑9
Номер задания |
Проверяемые элементы содержания / умения |
Уровень сложности задания |
Средний процент выполнения[8] |
Процент выполнения6 по региону в
группах, |
|||
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
||||
1 |
Правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; выделять приборы для их измерения |
Б |
71,6 |
0 |
61,6 |
78,9 |
94,4 |
2 |
Различать словесную формулировку и математическое выражение закона, формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами |
Б |
75,6 |
0 |
64,0 |
84,5 |
100,0 |
3 |
Распознавать проявление изученных физических явлений, выделяя их существенные свойства/признаки |
Б |
57,4 |
0 |
47,7 |
63,4 |
77,8 |
4 |
Распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления |
Б |
47,7 |
0 |
41,9 |
47,9 |
83,3 |
5 |
Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул |
Б |
70,5 |
100 |
60,5 |
77,5 |
88,9 |
6 |
Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул
|
Б |
81,8 |
100 |
76,7 |
84,5 |
100,0 |
7 |
Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул |
Б |
76,1 |
0 |
54,7 |
95,8 |
100,0 |
8 |
Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул |
Б |
56,8 |
0 |
33,7 |
76,1 |
88,9 |
9 |
Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул |
Б |
50,0 |
0 |
32,6 |
62,0 |
83,3 |
10 |
Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул |
Б |
70,5 |
0 |
53,5 |
85,9 |
94,4 |
11 |
Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов |
Б |
26,7 |
0 |
19,8 |
28,2 |
55,6 |
12 |
Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов |
Б |
48,3 |
100 |
32,6 |
62,0 |
72,2 |
13 |
Описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы (анализ графиков, таблиц и схем) |
П |
44,3 |
0 |
24,4 |
57,7 |
88,9 |
14 |
Описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы (анализ графиков, таблиц и схем) |
П |
56,3 |
50 |
32,6 |
73,2 |
100,0 |
15 |
Проводить прямые измерения физических величин с использованием измерительных приборов, правильно составлять схемы включения прибора в экспериментальную установку, проводить серию измерений |
Б |
77,3 |
100 |
75,6 |
76,1 |
88,9 |
16 |
Анализировать отдельные этапы проведения исследования на основе его описания: делать выводы на основе описания исследования, интерпретировать результаты наблюдений и опытов |
П |
63,1 |
50 |
45,3 |
77,5 |
94,4 |
17 |
Проводить косвенные измерения физических величин, исследование зависимостей между величинами (экспериментальное задание на реальном оборудовании) |
В |
17,0 |
0 |
2,3 |
25,4 |
55,6 |
18 |
Различать явления и закономерности, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств. Приводить примеры вклада отечественных и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий |
Б |
54,0 |
0 |
40,7 |
63,4 |
77,8 |
19 |
Интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую |
Б |
47,7 |
0 |
26,7 |
62,0 |
88,9 |
20 |
Применять информацию из текста при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач. |
П |
22,7 |
0 |
11,6 |
28,2 |
55,6 |
21 |
Объяснять физические процессы и свойства тел |
П |
19,3 |
0 |
9,3 |
25,4 |
44,4 |
22 |
Объяснять физические процессы и свойства тел |
П |
18,2 |
0 |
14,0 |
18,3 |
38,9 |
23 |
Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины |
П |
22,2 |
0 |
7,0 |
26,8 |
77,8 |
24 |
Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комбинированная задача) |
В |
18,8 |
0 |
1,2 |
26,8 |
72,2 |
25 |
Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комбинированная задача) |
В |
19,9 |
0 |
3,5 |
25,4 |
66,7 |
Для достоверности представленных ниже в анализе данных не бралась во внимание группа, получившая отметку «2» (всего 1 человек).
Анализируя результаты, приведенные в таблице выше, стоит отметить линии заданий с наименьшими процентами выполнения:
- задания базового уровня (с процентом выполнения ниже 50): недостаточно усвоенными оказались задания на проверку умения
· распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление; различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления (задание 4);
· описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов (задания 11,12);
- задания повышенного уровня (с процентом выполнения ниже 15): в среднем по всем группам учащихся все задания имеют процент выполнения выше, чем 15. Отдельно можно выделить такие типы заданий, как №17 (проводить косвенные измерения физических величин, исследование зависимостей между величинами - экспериментальное задание на реальном оборудовании), №21,22 (объяснять физические процессы и свойства тел), №24,25 (решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины - комбинированная задача). Процент выполнения данных заданий не превышает 20.
Сравнивая с результатами прошлого года, можно отметить, что задания базового уровня выполнены участниками экзамена в текущем году значительно лучше, в то время как процент выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности снизился по отношению к прошлому году.
Анализ выполнения заданий на использование понятийного аппарата курса физики (№ 1-14):
Задание № 1 на умение правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; выделять приборы для их измерения выполнили 71,6% школьников. При этом все группы обучающихся (разного уровня подготовки) набрали достаточно высокий балл выполнения (выше 50%). Т.о. можно сделать вывод о том, что выпускники знают единицы измерения основных физических величин, назначение физических приборов и т.п.
Задание №2 на умение различать словесную формулировку и математическое выражение закона, формулы, связывающие данную физическую величину с другими верно выполнили 75,6%. Можно говорить об усвоении данного типа задания (верно устанавливали соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин).
Задание №3 на умение распознавать проявление изученных физических явлений, выделяя их существенные свойства/признаки выполнили 57,4% школьников. При этом группа обучающихся, получивших отметку «3», набрала 47,7%. Т.о. учителям в системе повторения на уроках стоит увеличить долю заданий по работе с текстом физического содержания (на распознавание физических законов и явлений).
Задание №4 на умение распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление; различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления допускали ошибки 52,4% выполнявших по причине того, что невнимательно читали представленный текст, вставляли пропущенные слова путем «угадывания» верного ответа, не перечитывали с целью, чтобы выяснить, получился ли логически связанный текст. При этом ошибки в основном допускала группа обучающихся, получивших отметку «3» (всего 41,9% выполнения). Т.о. также стоит рекомендовать учителям использовать тексты на распознавание явления по описанию или на основе представленного опыта.
Задания (№ 5- №10) на умение вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул с различным успехом выполнялись выпускниками, что говорит о том, что учащиеся знают далеко не все основные формулы для расчета ряда физических величин, причем в первую очередь это относится к учащимся группы «3». Хотя средний процент выполнения данных заданий достаточно высокий (от 50 до 81,8). Ошибки могут быть связаны с невнимательным прочтением задания, отсутствием перевода значений величин в одинаковую систему единиц.
Задания №11,12 на умение описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов вызвали затруднение у учащихся (процент выполнения 26,7 и 48,3 соответственно). В основном затруднения возникали у групп учеников с отметкой «3» и «4». Т.о. выпускники недостаточно хорошо умеют анализировать описываемую физическую ситуацию, не учитывают характер изменения физических величин и связь между ними. При подготовке к экзамену стоит увеличить долю заданий, в которых нужно установить характер изменения физических величин при изменении какого-либо одного параметра.
Задания №13,14 повышенного уровня сложности на умение описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы (анализ графиков, таблиц и схем) по-разному усвоены учащимися: процент выполнения задания 13 ниже 50, в то время, как задание 14 усвоено на должном уровне (56,3%). При выполнении задания необходимо проанализировать и сравнить графики зависимости температуры от полученного количества теплоты разных веществ (задание 13), либо таблицу физических величин для различных веществ или этапы проведения физического опыта (задание 14). Данные задания вызвали затруднение у группы учеников с отметкой «3», остальные хорошо справились с заданием. При ответе на задания учащиеся не выполняли соответствующих расчетов, пытались дать ответ путём угадывания верных утверждений. Стоит рекомендовать учащимся при выполнении подобных заданий перед началом ответа проанализировать представленную графическую зависимость или эксперимент, назвать все изменения, которые происходят, на основании представленного рисунка, и лишь затем выбирать верные варианты ответов на основании своего рассуждения, а не пытаться «угадать» ответ.
Анализ выполнения заданий на методологические умения (№15 - №17):
Задание №15 на умение проводить прямые измерения физических величин с использованием измерительных приборов, правильно составлять схемы включения прибора в экспериментальную установку, проводить серию измерений выполнили 77,3% школьников. Т.о. можно сделать вывод о достаточном уровне усвоения данного типа заданий.
Задание №16 на умение анализировать отдельные этапы проведения исследования на основе его описания: делать выводы на основе описания исследования, интерпретировать результаты наблюдений и опытов выполнили 63,1% школьников. При этом группы обучающихся уровня «4» и «5» успешно справились с заданием, в то время как группа уровня «3» показали низкий балл выполнения (45,3%); не выполняют полного анализа представленной таблицы, пытались дать ответ путём угадывания верных утверждений.
Задание №17 на умение проводить косвенные измерения физических величин, исследование зависимостей между величинами (экспериментальное задание на реальном оборудовании) допускали ошибки 83% выполнявших. При этом процент выполнения данного заданиями группами учеников, получивших отметку «3» и «4», очень низкий; только группа учащихся, получивших отметку «5», выполнила задание на должном уровне (процент выполнения 55,6%). Основная доля ошибок связана с тем, что выпускники забывают указать погрешность измерения при записи прямых измерений (либо неверно ее указывают), допускают ошибки при записи формулы расчета искомой величины. А также многие просто не берутся за выполнение данного задания.
Педагогам стоит уделять более пристальное внимание при подготовке учеников к выполнению данного задания (познакомить учащихся к критериями оценивания, верной записью прямых измерений с учетом погрешности и т.п.). Рекомендуется обращать внимание обучающихся на то, что с помощью физического прибора невозможно измерить значение величины, меньшее, чем цена деления на шкале. В части зависимости физических величин друг от друга, следует обращать внимание на то, что зависимость спрашивается качественная – «чем…, тем…». Слова «пропорционально», «прямая», «обратная» не являются ответами на данное задание исходя из малого массива измеряемых данных. Также при подготовке важно обратить внимание на то, какая величина является первичной, а какая вторичной в зависимости.
Анализ выполнения заданий на понимание принципа действия технических устройств (№18):
Задание №18 на умение различать явления и закономерности, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств; приводить примеры вклада отечественных и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий выполнили 54% школьников. При этом группы обучающихся «4» и «5» набрали достаточно высокий балл выполнения, а группа «3» недостаточно хорошо справились с заданием (40,7%), что говорит о том, что данная группа выпускников знают не все физические явления, лежащие в основе того или иного технического устройства.
Анализ выполнения заданий на работу с текстами физического содержания(№19-№20):
Задание №19 на умение интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую выполнили 47,7% школьников. При этом группа обучающихся уровня подготовки «3» набрала достаточно низкий балл выполнения (26,7%), остальные достойно справились с заданием.
Задание №20 на умение применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач допускали ошибки 77,3% выполнявших по причине того, что многие учащиеся невнимательно читают представленный текст, неверно интерпретируют информацию из текста, а также представляют правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или отсутствует. Лишь у группы с результатом «5» должный процент выполнения (55,6). Пути возможного преодоления затруднений: во время устного опроса добиваться развернутого ответа, учить аргументировать свои рассуждения, ссылаясь на физические явления и законы; обратить внимание учащихся на важность построения логической цепочки рассуждений на поставленный в задании вопрос; увеличить долю заданий в системе повторения, которые требуют умения отвечать на поставленный вопрос, перерабатывая информацию в тексте. Как уже указывалось выше, стоит уделять особое внимание при подготовке к экзамену заданиям по работе с текстами физического содержания. Это позволит не только лучше справляться с подобного рода заданиями, но и поспособствует развитию критического мышления и формированию естественно-научной грамотности.
Анализ выполнения заданий на умение решать качественные и расчетные задачи(№21-25:)
Задание № 21 на умение объяснять физические процессы и свойства тел на основе текста физического содержания верно выполнили лишь 19,3% школьников. Причем столь же невысокий процент выполнения у всех групп учеников. Ошибки связаны с тем, что был представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу. Либо ученики представляли корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован. А также представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
Задание № 22 на умение объяснять физические процессы и свойства тел на основе текста физического содержания, где в условии предлагается к рассмотрению конкретная ситуация и вопрос, ответ на который определяется исходя из физических условий, описывающих эту ситуацию, выполнили 18,2% школьников. При этом неуспешно справились с данным заданием учащиеся всех групп. Возможная причина указана выше. Пути преодоления данных затруднений представлены в задании №20.
Затруднения при выполнении качественных заданий может вызвать тот факт, что темы «Давление» и «Плавание тел» изучается подробно в 7 классе, а темы «Электризация» и «Тепловые процессы» - в 8 классе, циклически не повторяются до конца 9 класса. Рекомендовано предусмотреть повторение данных тем на 9 году обучения.
Задание № 23 на умение решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины, выполнили 22,2% школьников. Низкий результат показали ученики, получившие отметку «3» и «4» (процент выполнения 7,0 и 26,8 соответственно). Трудности вызывает перевод единиц в систему СИ при расчете, а также то, что учащиеся не указывают в «дано» постоянные величины, используемые при решении. Рекомендовано обратить внимание на то, что получение правильного результата зависит от учета используемых в расчете значений в системных единицах измерения.
Задания №24,25 на умение решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комбинированная задача) традиционно показали низкий процент выполнения (18,8 и 19,9%). Плохо справились группы учащихся, получивших отметку «3» (1,2 и 3,5% соответственно), а также отметку «4» (26,8 и 25,4%). Основная масса ошибок по расчетным задачам связана с отсутствием логической структуры построения решения задач, особенно последовательности решения задачи на закон сохранения энергии при наличии тепловых потерь. Также присутствуют вычислительные ошибки, часть из которых связана с тем, что учащиеся забывают перевести единицы в систему СИ. В задаче №25 на КПД типичными ошибками стали перепутанные местами полезная и затраченная работа при совершении процесса, описанного в конкретной задаче.
Что можно рекомендовать? Перед началом решения задачи проводить полный анализ условия, выделять из общего текста основные части: что известно, а что требуется определить. Увеличить долю заданий, в которых условие частично представлено в виде графика зависимости величин. Акцентировать внимание учащихся на том, что перед началом решения задач на тепловые явления важно выстраивать цепочку превращений, происходящих сданным в условии задачи веществом (телом). А также стоит учитывать потери, если о таковых идет речь в задаче (обязательно знакомить учеников с теоремой об изменении энергии, а не только с законом сохранения). Обязательно обращать внимание на наличие или отсутствие КПД установки в описании условия, а также на тип соединения приборов в цепь.
o Соотнесение результатов выполнения заданий с учебными программами, используемыми в субъекте Российской Федерации учебниками и иными особенностями региональной/муниципальной систем образования
Задания, включенные в КИМ, не выходят за рамки программы по физике 7-9 класса. Но для их выполнения требуются не только предметные и знания, но и метапредметные, а также высокий уровень функциональной грамотности. Зачастую неправильный ответ предопределен слабыми навыками работы с текстом. На сегодняшний день учебники, используемые в регионе, содержат недостаточное количество заданий, связанных с формированием функциональной грамотности.
В соответствии с ФГОС основного общего
образования обучающиеся на экзамене
по учебному предмету «Физика» должны продемонстрировать не только предметные
результаты, но и метапредметные результаты обучения, в том числе:
1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) смысловое чтение;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».
Анализируя процент выполнения заданий экзаменационной работы, можно сделать следующие выводы:
- умение
устанавливать причинно-следственные связи отражено в задании № 4, в котором
учащимся предлагалось прочитать текст и вставить пропущенные слова
(словосочетания) из предложенного списка: из семи слов надо было правильно
вставить четыре.
По результатам выполнения этого задания данное умение сформировано у 47,7 %
обучающихся, так как неверно выбрали слова к тесту в связи с незнанием
физических процессов и их изменений в каждом конкретном случае;
- умение анализировать представлено в виде физических расчетных задач; соответственно, чтобы решить физическую задачу, необходимо проанализировать условие задачи, понять, какое явление указано и какие законы и формулы нужно применить, чтобы вычислить значение физической величины. Также в задании № 13,14 ответ предполагал анализ либо таблиц, либо чертежей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, текста физического содержания и без данного умения невозможно правильно ответить на поставленные вопросы. Соответственно, исходя из таблицы, представленной выше, можно сказать о том, умение анализировать у учащихся сформировано на базовом уровне;
- навык смыслового чтения помогает правильно выполнить всю экзаменационную работу по физике, так как в каждом задании необходимо правильно прочитать, понять смысл задания, вычленить главное в тексте и только потом отвечать на поставленные вопросы. Учитывая, что не со всеми заданиями экзаменационной работы учащиеся справились успешно (в частности, задание №19), но при этом уровень обученности составил 99,6%, можно говорить о том, что данное умение сформировано на среднем уровне;
- применение научных методов познания (умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией) недостаточно развито у участников экзамена, о чем говорит низкий процент выполнения задания 17.
- навык
устной и письменной речи помогает выпускнику сформулировать ответы
на вопросы 2 части. В задании № 20 надо ответить на вопрос по тексту
физического содержания. Для этого ученику необходимо правильно рассуждать и ход
своих рассуждений грамотно выразить в развернутом ответе. Задания № 21 и 22
представляют собой качественные задачи, в которых описывается ситуация и
ставится вопрос по данной ситуации. Ученику необходимо записать правильный
ответ и представить объяснения, опираясь на знание физических процессов и
свойств тел. От того, как ученик выразит свою мысль, как опишет свои умозаключения,
насколько он владеет письменной речью и умением правильно выражать свою мысль
как вслух, так и на бумаге зависит правильность и полнота ответа. По результат
выполнения данных заданий с развернутым ответом можно сделать вывод, что
выпускники 9-х классов недостаточно владеют устной и письменной речью, не могут
грамотно сформулировать ответы.
o Перечень элементов содержания / умений, навыков, видов познавательной деятельности, освоение которых всеми школьниками региона в целом можно считать достаточным:
- комплексный анализ физических процессов (установление соответствия, выбор верных утверждений на основе заданной ситуации);
- распознавать проявления изученных физических явлений, выделяя их существенные свойства/признаки;
- вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул;
- описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов;
- распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
- правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; выделять приборы для их измерения;
- различать явления и закономерности, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств;
- анализировать отдельные этапы проведения исследования на основе его описания.
o Перечень элементов содержания / умений, навыков, видов познавательной деятельности, освоение которых всеми школьниками региона в целом, а также школьниками с разным уровнем подготовки нельзя считать достаточным.
- интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации;
- описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы (анализ графиков, таблиц и схем);
- прямые и косвенные измерения физических величин с использованием измерительных приборов;
- интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.
o Выводы о вероятных причинах затруднений и типичных ошибок обучающихся субъекта Российской Федерации.
К возможным причинам затруднений, выявленных в ходе анализа ОГЭ, можно отнести следующие:
- Отсутствие основной массы оборудования для проведения экспериментальных работ на учебных занятиях в ряде учебных заведений (многие лабораторные работы школьникам приходится изучать по описанию, видеофрагменту или демонстрационному опыту учителя). В ходе проведения лабораторных работ значения прямых измерений указываются в основном без учета погрешности измерения, поэтому у большинства учащихся отсутствует навык подобной записи значений величин.
- Малая доля заданий на учебных занятиях, связанных с работой с текстом. В результате учащиеся «теряются» в большом объёме представленной информации, не могут выделить главную мысль и установить связь между теми физическими величинами и процессами, о которых идет речь. И как следствие - слабо выработано умение выстраивать логически связанный ответ, корректно использовать физические термины, ссылаться при необходимости на физические законы.
- Много затруднений возникают при решении расчетных задач комбинированного типа (как показывает практика, с данными заданиями успешно справляются в основном учащиеся с высоким уровнем обученности):
· в задании 24 трудности возникают при записи закона сохранения энергии при наличии действия неконсервативных сил (т.е. с учетом тепловых потерь при взаимодействии двух тел);
· ошибки при решении 25 задачи обусловлены необходимостью выстроить цепочку тепловых превращений, происходящих с веществом, либо учесть тип соединения приборов в электрическую цепь (ученики «теряют» некоторые процессы при записи формулы расчета количества теплоты, неверно определяют общую мощность электрической цепи);
· допускают ряд математических ошибок, связанных с вычислением или выражением физической величины из формулы.
o Прочие выводы
Анализ результатов выполнения заданий КИМ ОГЭ по физике позволяет сделать вывод об усвоении выпускниками наиболее важных понятий и законов физики. Школьники показали владение основными законами и формулами при выполнении заданий базового уровня сложности.
Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики, первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи в цело можно считать достаточным, исходя из результатов экзамена в 2024 году.
Проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, а также понимание неизбежности погрешностей любых измерений можно считать освоенным на достаточном уровне, хотя и требующим продолжение более детального изучения теории эксперимента, его особенностей, учитывая поэтапное введение используемых комплектов оборудования в экспериментальном задании экзамена.
Анализ результатов показывает недостаточно сформированный навык работы графиками и таблицей. Другим навыком, влияющим на результат выполнения заданий, была работа с текстом. Уровень сформированных навыков в целом влияет на умение обучающегося сопоставить свои возможности и уровень требований экзамена, как для преодоления порогового балла, так и для получения высокого результат. Умение рационально распределить свои силы на экзамене, перепроверить ответ альтернативным способом – все это важно, по сути, для любого вида задания.
Очень важную роль в достижении успешной сдачи экзамена играет метапредметная подготовка. Ее роль важна как на этапе правильного выбора экзамена и адекватной оценки своих возможностей, так и в процессе подготовки и непосредственной сдачи экзамена. Для получения высоких результатов важно правильно распределить свое время на выполнение заданий, уметь чередовать виды деятельности для снятия чрезмерной усталости. Необходимо учить школьников внимательно работать с текстом, вычленять главное, четко фиксировать полный набор требований к выполнению задания, видеть нюансы формулировок близких по смыслу, но существенных для верного выполнения задания.
Раздел 4. Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета
На основании результатов анализа выполнения заданий ОГЭ определены темы школьного курса физики, успешное освоение которых может существенно повысить качество образования. Рекомендуем при разработке и корректировке тематического планирования рабочих программ по физике, при разработке контрольно-измерительных материалов внутренней системы оценки качества обратить особое внимание на достижение следующих предметных результатов:
· Правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; выделять приборы для их измерения (проводить соответствие и устанавливать причинно-следственные связи).
· Распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления.
· Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул.
· Интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации (работа с текстом).
Устранение этих недостатков невозможно без постоянной рефлексивной деятельности учителя, направленной на бескомпромиссный анализ собственной педагогической деятельности. Пока учитель не осознает, что учебный процесс, отвечающий ключевым идеям образовательного стандарта, требует от него самого создания условий для эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на достижение планируемых результатов обучения, – качество образования не изменится.
В любом случае требования образовательного стандарта являются для учителя главным ориентиром по отбору педагогических технологий, позволяющих эффективно осуществлять учебную работу в классе и создающих предпосылки для успешной подготовки к экзамену. И это, прежде всего, педагогические технологии, позволяющие полноценно организовывать самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.
Первая предпосылка эффективности учебного процесса – его грамотное планирование. На этом этапе рекомендуется:
-внимательно проанализировать учебно-тематические планы с целью сбалансировать время, отводимое на изучение разных тем. Как показывают результаты, практически по всем видам деятельности существует тенденция более высоких результатов выполнения заданий по механике, чем заданий по последующим темам при одинаковом уровне их сложности. Возможно, существующий перекос обусловлен не столько ошибками планирования, сколько несоблюдением намеченных при планировании сроков изучения тем;
- на разных этапах обучения предусмотреть время для проведения промежуточного, итогового и обобщающего повторения. При его планировании целесообразно обратить внимание на вопросы, которые изучаются точечно, не востребованы при освоении последующих тем. При выполнении экзаменационной работы учащимся очень важно выдерживать временной регламент, быстро переключаться с одной темы на другую. Это еще один нюанс, который следует иметь в виду при организации системного повторения.
При подготовке учащихся к выполнению заданий экзаменационной работы важно обращать внимание на необходимость включения в текущую работу с учащимися заданий разных типологических групп, классифицированных:
• по структуре;
• по уровню сложности (базовый и повышенный);
•по разделам курса физики («Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика»);
• по проверяемым умениям (владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики: знание и понимание смысла понятий, смысла физических величин, смысла физических законов, принципов, постулатов; умение описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов; владение основами знаний о методах научного познания; умение решать задачи различного типа и уровня сложности; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни);
• по способам представления информации (словесное описание, график, формула, таблица, рисунок, схема, диаграмма).
При этом выпускники, как правило, помнят основные законы и формулы, но затрудняются при выполнении смысловых действий, требующих понимания механизмов явлений и процессов. Например, выпускники умеют записывать условия равновесия твердых тел, но затрудняются в расстановке сил (особенно сил реакций опор) и определении значений моментов этих сил. Формально применяются условия плавания тел (через плотность) без понимания, каким образом они получаются и каковы их «границы применимости». В этой связи рекомендуется дополнить предлагаемые учащимся дидактические материалы подборками несложных качественных заданий, позволяющих проверить понимание особенностей процессов и явлений. Полезно также составление системы упражнений, направленных на тренировку выполнения отдельных шагов стандартных алгоритмов: например, для механики - определение взаимодействующих тел, расстановка сил, сложение нескольких векторов, вычисление моментов сил, написание закона сохранения импульса и энергии; для молекулярной физики и термодинамики – определение давления газа и т.п. При формировании такой системы упражнений целесообразно опираться на перечисленные выше типичные ошибки и затруднения при выполнении заданий по разным темам и разного уровня сложности.
Важным этапом подготовки ученика к экзамену должно стать использование учителем в текущей работе тех подходов к оцениванию расчётных задач, которые применяются экспертами при проверке заданий с развёрнутым ответом.
Критериальное оценивание решения задачи с развернутым ответом позволяет ученику получить 1 или 2 балла даже в случае, когда решение не доведено до конца. Необходимо поощрять школьников записывать решение задачи, даже когда оно не закончено, не проведен числовой расчет или результат вызывает сомнение.
Общепринятые алгоритмы решения физических задач подразумевают получение итоговой формулы для расчета искомой величины в общем виде. Итоговая формула, записанная в общем виде, не только облегчает проведение числового расчета, но и дает возможность провести проверку размерности искомой величины и позволяет обнаружить возможную ошибку в решении или преобразованиях. Однако на экзамене допускается решение расчётной задачи по действиям. В этом случае за счет слишком грубого округления промежуточных результатов вычислений становится возможным значимое расхождение окончательного результата с правильным числовым ответом. Поэтому целесообразно настойчиво приучать школьников пользоваться общепринятыми алгоритмами решения задач, формирующими общую методологическую культуру выпускников, а при решении задач по действиям проводить округление промежуточных результатов по правилам математики.
Обобщенные критерии оценивания расчетных задач требуют введения обозначений используемых в решении величин и четкую запись ответа с единицами измерения физической величины. Эти требования необходимо в повседневной работе соблюдать неукоснительно, доводя до автоматизма. К сожалению, эксперты отмечают, что в работах учащихся часто встречаются случаи:
- использования одной буквы при обозначении разных физических величин;
- необоснованного переобозначения физических величин в ходе решения задачи;
- записи ответа без указания единиц измерения физических величин.
Это или приводит к ошибкам, или не позволяет оценить решение высоким баллом даже при получении правильного ответа.
Одним из важнейших условий успешной сдачи экзамена в письменной форме является умение грамотно выражать свои мысли, то есть владение устной речью. Устное прочтение задачи, перечисление опорных фактов, выделение ключевых слов, выявление «главного» явления, формулирование гипотез, догадок, умозаключений с обоснованием – все это должно прозвучать в устной речи, прежде чем быть записанным. Учащиеся «не любят писать», поэтому записывать нужно только то, что нужно и важно записать в данном конкретном случае: лаконично, точно и четко. Пространное и невнятное первоначальное рассуждение или обоснование только после уточнения и коррекции приобретает черты научного изложения проблемы. Поэтому подготовка к государственной итоговой аттестации в качестве обязательного элемента должна включать в себя формирование грамотной устной речи.
Особое внимание следует обратить на обучение решению качественной задачи и его записи. Решение качественной задачи подразумевает не только формулировку правильного ответа, но и выстраивание строгой и четкой логики его обоснования. На уроках при решении качественных задач следует обязательно требовать от учеников проведения анализа условия задачи, выделения ключевых слов, выявления физических явлений, их закономерностей и законов, грамотного использования физических терминов. Полезно применять структурно-логические схемы, графики, рисунки и другие элементы наглядности для предварительной записи цепочки рассуждений при подготовке к устному или письменному ответу на вопрос задачи. Важно постоянно помогать учащимся после устного обсуждения задачи составлять лаконичную, но полную и обоснованную запись ее решения.
Как правило, в любой качественной задаче рассматривается один или несколько процессов. Решение такой задачи представляет собой доказательство, в котором присутствует несколько логических шагов. По сути, каждый логический шаг – это описание изменений физических величин (или других характеристик), происходящих в данном процессе, и обоснование этих изменений. Обязательным является указание на законы, формулы или известные свойства явлений, на основании которых были сделаны заключения о тех или иных изменениях величин или характеристик.
Анализ работ участников работы по решению качественных задач показывает, что наиболее распространенные ошибки связаны либо с пропуском части логических шагов, либо отсутствием обоснований этих шагов, то есть ссылок на законы, формулы, свойства.
Общий план решения качественных задач состоит из следующих этапов:
1. Работа с текстом задачи (внимательное чтение текста, определение значения всех терминов, встречающихся в условии, краткая запись условия и выделение вопроса)
2. Анализ условия задачи (выделение описанных явлений, процессов, свойств тел и т.п., установление взаимосвязей между ними, уточнение существующих ограничений (чем можно пренебречь)).
3. Выделение логических шагов в решении задачи.
4. Осуществление решения:
- Построение объяснения для каждого логического шага.
- Выбор и указание законов, формул и т.п. для обоснования объяснения для каждого логического шага.
5. Формулировка ответа и его проверка (по возможности).
В процессе обучения решению качественных задач целесообразно использовать «Вопросный метод». При этом для каждого логического шага (доказательства) в самом общем случае можно задавать следующие вопросы:
- Что происходит?
- Почему это происходит?
- Чем это можно подтвердить (на основании какого закона, формулы, свойства сделан этот вывод)?
Необходимо подчеркнуть также важность соблюдения единого орфографического режима. Часто при записи решения физических задач учащиеся делают большое количество лексических и орфографических ошибок, затрудняющих понимание написанного. Для подготовки учащихся к выполнению заданий, проверяющих сформированность методологических умений, рекомендуется сделать акценты на вопросы, которые приучают школьников:
• оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным;
• определять, достаточно ли экспериментальных данных для формулировки вывода;
• интерпретировать результаты опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов и теорий;
• устанавливать условия применимости физических моделей в предложенных ситуациях.
Повышение результатов при выполнении заданий такого типа возможно только при условии расширения спектра фронтального эксперимента с предпочтением лабораторных работ исследовательского характера. Формирование умений проводить измерения и опыты, интерпретировать их результаты и делать соответствующие выводы возможно только в ходе эксперимента на реальном физическом оборудовании. При этом в процессе обучения важно проводить обсуждение полученных результатов на всех этапах проведения школьного натурного физического эксперимента.
Задания на проверку методологических умений из открытого сегмента КИМ целесообразно использовать на этапе тематического или итогового контроля, так как только в этих ситуациях они позволяют достаточно быстро проверить освоение широкого спектра методологических умений. Теоретическое натаскивание учащихся на задания по методологии, не подкрепленное систематической исследовательской работой с реальным физическим оборудованием, никогда не приведет к устойчивому положительному результату.
Особое внимание необходимо уделять формированию у учащихся методологической культуры решения расчетных физических задач. Этот вид деятельности является наиболее важным для успешного продолжения образования. В экзаменационной работе проверяются умения применять физические законы и формулы, как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания. Фундамент для формирования этих умений закладывается в основной школе и постепенно надстраивается в течение всех лет изучения физики.
Задачи высокого уровня сложности часто являются задачами с нетрадиционным контекстом или задачами, в которых в явном виде не задана физическая модель. Успешное решение таких задач возможно только в том случае, если подготовка учащихся проводилась не по принципу демонстрации как можно большего числа «типовых моделей», а при условии тщательной смысловой работы с каждой задачей, направленной на обучение школьников общим методам решения задач, формирование у них основ методологической культуры. Выпускники, получившие на экзамене высокие результаты, как правило, по собственной инициативе комментируют выбор модели и уравнений для решения задачи, демонстрируя тем самым понимание физической сути описываемых в задаче явлений и процессов.
Многие ошибки выпускников при решении физической задачи обусловлены неумением грамотно проводить элементарные математические операции, связанные с преобразованием математических выражений, действиями со степенями, чтением графиков и др. Очевидно, что решение этой проблемы для учителя-физика невозможно без систематического использования на уроках упражнений, направленных на применение стандартных и необходимых математических операций в условиях физического контекста.
При подготовке к экзамену, безусловно, могут быть полезными специальные пособия, а также задания из открытого сегмента банка заданий ОГЭ. При этом количество заданий с кратким числовым ответом, заданий на соответствие, и особенно заданий на множественный выбор явно недостаточно. Тем не менее, задания с выбором ответа могут быть по-прежнему полезны в ходе подготовки к экзамену. Их можно использовать, отбросив (прикрыв) предложенные варианты ответов. После получения собственного результата с целью самоконтроля или анализа типичных ошибок к предложенным вариантам ответов можно вернуться (открыть). Очень полезной считаем процедуру самостоятельного конструирования учащимися заданий на установление соответствия или множественный выбор на основе заданий другой структуры. Это отдельная самоценная творческая работа.
Тем не менее, не следует ориентироваться исключительно на пособия для подготовки к ОГЭ в ущерб традиционным задачникам: банк КИМ регулярно пополняется именно за счет традиционных задач.
Результаты выполнения экзаменационной работы зависят не только от уровня подготовки обучающихся, но и от того, насколько адекватно и точно они следуют инструкциям, определяющим требования к записи ответов к экзаменационным заданиям.
Как известно, важную роль здесь играет привычка, сложившая в процессе обучения за многие годы. Если требования учителя к оформлению записей в контрольных и самостоятельных работах, а также при выполнении домашних заданий отличаются от требований, сформулированных в инструкциях ГИА, то учащиеся обязательно испытывают определенный дискомфорт на экзамене. Так возникают непредвиденные ситуации, дополнительные потери времени и досадные ошибки при записи ответа. В связи с этим настоятельно рекомендуется учителям придерживаться на уроках правил оформления, принятых в ГИА, а также критериального оценивания всех выполняемых обучающимися заданий, о чем уже шла речь выше.
Для методических объединений учителей физики предлагаем:
1. Продолжить работу площадки по теме «Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по физике» (качественные задачи, задачи повышенного и высокого уровней сложности).
2. Осуществить корректировку программы по вопросам подготовки обучающихся к ОГЭ с учётом:
-результатов текущего года;
-анализа типичных ошибок, обучающихся по физике при написании КР, выявленных трудных для восприятия обучающихся тем и заданий;
- изменений в КИМах на следующий учебный год.
3. Организовать проведение практических занятий, открытых уроков, обучающих семинаров с участием наиболее опытных педагогов с целью распространения лучших практик преподавания физики в школе.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ОГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ОГЭ;
- открытый банк заданий ОГЭ;
- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ;
- методические рекомендации прошлых лет.
4.
1.
2.
3.
4.
o Учителям:
- необходимость знакомить с основными требованиями, критериями оценки на основе первоисточников (документов ФИПИ), их изменениями в год сдачи экзамена;
- использование доступных средств электронного обучения в качестве тренировки при подготовке к экзамену самостоятельно;
- взаимодействие между учителями предметниками с целью повышения мотивации учащихся;
- использование навыков, полученных в рамках других учебных предметов при решении заданий ОГЭ.
Приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений – основные затруднения при решении физических задач. Важно уделять внимание самоконтролю, самопроверке при решении заданий, смысловому чтению, а также требованиям к формату письменного экзамена по физике.
Рекомендовано увеличить часы внеурочной деятельности, а также предусмотреть консультации по особенностям подготовки к ОГЭ по физике.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей:
1. Информировать, содействовать и вести учёт учителей физики по их включению в федеральные, краевые, муниципальные мероприятия методической поддержки изучения физики в 2024-2025 уч. г.
o Учителям
1. Эффективно реализовывать уровневую дифференциацию в процессе преподавания.
2. Систематически отрабатывать различные алгоритмы способов решений в различных ситуациях.
3. Формировать умения учащихся работать с материалом различной степени сложности.
4. Наряду с традиционными методами и формами проверки знаний, умений и навыков учащихся включать тестовые формы контроля, используя проверочные тесты, сравнимые с КИМами, по различной тематике заданий и включающие различные по форме задания (с выбором ответов, с краткой записью ответа, с развернутым ответом).
5. Обеспечить прочное усвоение всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне. Включать на каждом уроке задания части1 в раздаточные материалы для слабо подготовленных детей и отрабатывать эту группу задач.
6. Применять уровневую дифференциацию учащихся: различным по уровню подготовленности учащимся в ходе обучения ставить посильные учебные задачи и добиваться их выполнения с помощью различных дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов и другого), различных современных технологий (в частности, групповыми формами работы, средствами личностно – ориентированной педагогики).
7. Создать положительную мотивацию для усвоения минимума содержания на базовом уровне у всех учащихся, показывать слабым учащимся посильность задач и необходимость их выполнения. Ученики должны быть осведомлены, что они не будут положительно аттестованы, если не научатся самостоятельно выполнять задания базового уровня.
8. Продумать элементы самоконтроля и научить выпускников оценивать полученные при решении результаты.
9. Ставить специальную задачу по обучению хорошо подготовленных учащихся на повышенном уровне – предусмотреть использование различного раздаточного материала, где применяются идеи варьирования исходных данных задачи, нестандартная постановка вопроса, используются различные трактовки понятий. познакомить учащихся со стратегией выполнения работы и тематикой заданий (на решение заданий части 1 тратится около 3-5 минут, на задания части 2 от 10 до 20 минут).
10. На каждом уроке систематически повторять изученное ранее параллельно с изучением нового материала.
11. Домашние задания должны быть подобраны для каждого уровня учащихся различной степени сложности (слабых, средних и сильных).
12. Пересмотреть планирование индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ на дифференцированном уровне (1 неделя – сильная группа, 2 неделя – средняя, 3 неделя – слабые).
Таким образом, для обеспечения повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ необходимо осуществлять выбор содержания и способов обучения; повышение сложности учебного материала; поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика, родителей. Необходимо активизирующее воздействие на обучаемых, систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования и, конечно, самостоятельной подготовки обучающихся, можно рассчитывать на высокие баллы на ОГЭ.
o Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять в течение учебного года регулярный внутришкольный мониторинг уровня усвоения учебного материала по физике в 9 классах путем проведения контрольных работ в конце изучения крупных разделов курса, в том числе с применением ФГИС «Моя школа».
2. Оформить тематические стенды по ГИА-9 в рекреациях и предметных кабинетах с правилами участия выпускников: общими сведениями о структуре экзаменационной работы; общими сведениями о критериях оценивания работы; демонстрационным вариантом 2025 года; образцами бланков ответов.
3. Оперативно знакомить учащихся и их родителей с дидактическими материалами для подготовки к ГИА-9 в 2025 году.
4. Обеспечить закрепление наставников за учителями, обучающиеся которых показали низкие результаты ОГЭ 2024 по физике.
5. Организовать дополнительные занятия для учащихся, имеющих серьезные пробелы в знаниях по физике за курс основной школы.
6. Регулярно информировать родителей о результатах срезовых работ и уровне подготовки учащихся к ГИА-9 по физике.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1. Региональным и муниципальным методическим объединениям учителям физики проанализировать «Статистико-аналитический отчет о результатах ГИА по образовательным программам основного общего образования в 2024 году (физика)» и спланировать профессиональную деятельность на 2024-2025 уч.г. с учётом методических рекомендаций по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Специалисты, привлекаемые к анализу результатов ОГЭ по учебному предмету
Фамилия, имя, отчество |
Место работы, должность, ученая степень, ученое звание, принадлежность специалиста (к региональным организациям развития образования, к региональным организациям повышения квалификации работников образования, к региональной ПК по учебному предмету, пр.) |
Васюхина Любовь Ивановна |
учитель физики высшей категории МОАУ «СОШ №32» , руководитель ГМО учителей физики, председатель ТПП. |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Количество участников основного периода проведения ЕГЭ
[2] Перечень категорий ОО может быть уточнен / дополнен с учетом специфики региональной системы образования
[3] Перечень категорий ОО может быть уточнен / дополнен с учетом специфики региональной системы образования
[4] Указывается доля обучающихся от общего числа участников по предмету
[5] Рекомендуется проводить анализ в случае, если количество участников в этом ОО достаточное для получения статистически достоверных результатов для сравнения
[6] Рекомендуется проводить анализ в случае, если количество участников в этом ОО достаточное для получения статистически достоверных результатов для сравнения
[7] При формировании отчетов по иностранным языкам рекомендуется выделять отдельные подразделы по устной и по письменной частям экзамена.
[8] Вычисляется по формуле , где N – сумма первичных баллов, полученных всеми участниками группы за выполнение задания, n – количество участников в группе, m – максимальный первичный балл за задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.