Методический материал для подготовки к олимпиадам по физике
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
физика
9 кл—11 кл
09.10.2018
Методика решения олимпиадных задач для учащихся старших 9, 10 и 11 классов по физике. Каждая решенная задача содержит чертежи и подробно описана. Указанны источники, откуда взяты эти задачи. Данный материал может использоваться учащимися, как самостоятельная подготовка. Учителя могут использовать для подготовки учащихся.
ДЛЯ КУРСОВ - отправить!.docx
Матвеева Светлана Геннадьевна учитель физики и математики МБОУ
«Новотимошкинской ООШ» Аксубаевского района.
№1
11 класс. Задача 7.18. Методическое пособие по физике. – М.: Авангард,
2005. – 192с.
Два конденсатора с емкостями С1 и С2 присоединены к двум источникам с
ЭДС ε1иε2 . Определить напряжение на каждом конденсаторе и разность
потенциалов между точками а и б.
Решение. Вычислим напряжение U2 на конденсаторе. Отметим, что
конденсаторы и включены последовательно, поэтому
Q1=Q2=¿U1С1=U2С2 (1)
Падение напряжения на обоих конденсаторах равно
φc−φd=ε1+ε2=U1+¿ U2 (2)
Из (1) U1=
U2C2
C1
. Подставляя это значение в (2), получим
ε
(¿¿1+ε2)
+U2=¿ε1+ε2=U2
C2+C1
C1
ε1+ε2=
U2C2
C1
=¿U2=
C2+C1
C1
¿
Рассмотрим участок бса. При перемещении единичного положительного
заряда из точки б в точку с его потенциал возрастает на ε2 , так как источник ЭДС совершает над ним положительную работу, а силы
электрического поля, наоборот, отрицательную. На участке са потенциал
снижается на величину U2 , так как поле внутри конденсатора совершает
над единичным положительным зарядом положительную работу, равную
убыли потенциала:
Аcd = φc−φd>0
Отсюда φа=φб+ε2−U2=¿φа−φб=ε2−U2,
φа−φб=ε−
C1
C1+C2
(ε1+ε2)=
ε2C1+ε2C2−ε1C1+ε1C1
C1+C2
=
ε2C2−ε1C1
C1+C2
.
Ответ: φа−φб=
ε2C2−ε1C1
C1+C2
.
№2
9 класс.
Две одинаковые электроплитки подключили к сети 220В сначала
последовательно, а потом параллельно друг к другу. Как при этом изменилась
потребляемая каждой из них и суммарная мощность?
Решение. Поскольку в обоих случаях плитки подключают к одному и тому же
напряжению, для расчета мощности удобно пользоваться формулой P=U2
При параллельном соединении полное сопротивление двух плиток R=r
2 ,
при последовательном R=2r (r сопротивление каждой плитки). Таким
образом, при смене последовательного соединения на параллельное
мощность увеличивается в 4 раза.
R .
Ответ: суммарная мощность увеличилась в 4 раза.
№3 9 класс. Всероссийская олимпиада школьников по физике. Школьный этап.
20142015 учебный год.
Мальчик хочет сделать гирлянду из пяти электрических ламп, рассчитанных
на напряжение U=100B, взяв три лампы с мощностями P1=40Вт каждая и две
лампы с мощностями Р2=60Вт каждая. Как нужно соединить лампы, чтобы
при включении в сеть с напряжением U0=200В они горели нормальным
накалом (потребляли заданную мощность)?
Решение. Лампы должны быть соединены так, чтобы на каждой падало 100В,
поэтому очевидно должно быть два последовательных участка с равными
сопротивлениями. Лампы мощностями P1=40Вт и Р2=60Вт имеют разные
сопротивления R=U2
=3
2 . Поэтому параллельное
P . Видно, что
R1
R2
соединение трех 40ваттных ламп (в 3 раза меньше, чем сопротивление одной
40ваттной лампы) будет иметь то же сопротивление, что и параллельное
соединение двух 60ваттных (в 2 раз меньше, чем сопротивление одной 60
ваттной лампы). Требование деления напряжения пополам на двух
последовательных участках выполнено.
№4
10 класс. Всероссийская олимпиада школьников по физике. Школьный этап.
20142015 учебный год.
В приведенной схеме сопротивление нагрузки R, полное сопротивление
реостата R. Входное напряжение постоянно, движок реостата посередине.
Сопротивление нагрузки увеличивают в 2 раза. Во сколько раз изменится
напряжение на нагрузке? Решение. Обозначим сопротивление нагрузки R1, чтобы использовать
результат вычислений для двух случаев. Сопротивление параллельного
участка цепи
R1R
2
R1+R
2
. Полное сопротивление
R
2 +
R1 R
2
R1+R
2
. Напряжение,
падающее на параллельном участке, и, следовательно, на нагрузке, составляет
долю полного, пропорциональную сопротивлению параллельного участка, то
Uн
Uо=
есть
R1R
2
R1+R
2
R1 R
2
R1+R
2
R
2 +
= после упрощений =
R1
2R1+R
2
.
В первом случае R1= R поэтому
Uн1
Uо =2
5 .
Во втором случае поэтому
Uо =4
Uн2
9 . Получаем
Uн1= 10
Uн2
9 .
№5
11 класс. Областная олимпиада. 1999г.
Металлический стержень может скользить без трения по параллельным
горизонтальным рельсам, находящимися на расстоянии L друг от друга.
Рельсы соединены перемычкой, имеющей сопротивление R. Система
находится в вертикальном однородном магнитном поле с индукцией B. Как будет двигаться стержень, если к нему приложить постоянную силу F?
Электрическим сопротивлением стержня и рельсов пренебречь.
Решение.
При движении стержня в нем индуцируется ЭДС ε1=BVL и возникает
индукционный ток I=
ε1
R. На стержень действует сила Ампера
FA=BIL=B2L2V
R , направленная противоположно скорости ( эта сила
напоминает силу сопротивления среды). Так как сила сопротивления (сила
Ампера) увеличивается с увеличением скорости, то через определенное время
движение стержня станет равномерным. Установившуюся скорость движения
можно найти из условия FА= F и V= FR
B2L2
.
№6
10 класс. Областная олимпиада. 1999г.
Определить сопротивление R03 разветвленной цепи. Сопротивление каждого
из девяти стержней равно 1 Ом.
Решение. Рассмотрим один способ. На основании закона сохранения заряда
для узла ∑
Ii=0 , или для разности потенциалов ∑
=0 . Используем
N
i=1
N φi−φk
Rik
i=1
симметрию задачи, обозначим потенциалы точек: для узла А1
φ0−φ1
R01
−
φ1−φ2
R12
−
φ1+φ2
R15
=0 , откуда
φ0
3
1=¿
φ¿
. Для узла А2
φ1−φ2
R12
−
φ2+φ2
R25
−
φ2+φ1
R24
−
φ2+φ0
R23
=0=¿φ2=
−1
5 φ0 .
Очевидно:
φ0+φ0
R03
=
φ0+φ2
R05
+
φ0−φ1
R01
=¿R03=15
11 Ом.
Методический материал для подготовки к олимпиадам по физике
Методический материал для подготовки к олимпиадам по физике
Методический материал для подготовки к олимпиадам по физике
Методический материал для подготовки к олимпиадам по физике
Методический материал для подготовки к олимпиадам по физике
Методический материал для подготовки к олимпиадам по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.