Предлагаемый методический материал представляет собой  тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
            
        
        
        
                    
                
                    МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
 «ЛУНА – СПУТНИК ЗЕМЛИ»
1. Земля и Луна – двойная планета. 
Ближайшее   к   Земле   небесное   тело   –   Луна   –   не   имеет   аналогов   среди
спутников других планет. И некоторые астрономы считают, что Земля и Луна
– двойная планета. Луна вращается вокруг Земли на сравнительно небольшом
расстоянии от нее – 384 400 км. Радиус Луны – 1738 км – лишь в 4 раза
меньше радиуса Земли. Ускорение силы тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле,
поэтому там вес земных предметов в 6 раз меньше. Луна представляет собой
твердое каменистое тело, состоит в основном из силикатных пород; плотность
3,34 г/см3. Поверхность изрыта ударными кратерами, есть следы извержения
вулканов,   лавовых   покровов  (см.   рис.   5).  На   поверхности   –   обломочный
материал, образовавшийся под воздействием единственной «внешней силы» –
падающих метеоритов, ведь там нет воздуха и, следовательно, ветров, нет
воды. В строении недр выделяют ядро, мантию и кору.
Луна вокруг оси оборачивается за 29,5 суток (земных). А вращение Луны
вокруг Земли синхронно суточному – равно 29,5 суток, и, следовательно, она
всегда   обращена   к   Земле   одной   стороной.   Поэтому   температура   на
поверхности колеблется от +130 °С в полдень до –130 °С в полночь. С Земли
мы всегда видим только одну сторону Луны.
до полнолуния
Рис. 6. Движение Луны вокруг
Земли; фазы Луны от новолуния
Луна светит отраженным солнечным светом. С
Земли она видна то полным диском, то серпом, то
совсем   невидима.   Такие   изменения   зависят   от
положения  Луны  между  Солнцем  и  Землей  (по
рис.   6   объясните   смену   фаз   Луны   за   время
оборота вокруг Земли).
Исследование Луны имеет большое значение для
познания   особенностей,   причин   и   процессов
образования и движения планет и спутников.
Современная техника исследования позволила с большей полнотой познать
тайны   ближайшего   спутника   Земли   –   Луны.   Использовались   не   только
автоматические   межпланетные   станции,   корабли,   аэрокосмические   методы
исследования,   но   и   по   ее   поверхности   прошел   советский   «Луноход1»,
который передавал информацию около 8 месяцев. Позднее на поверхности
Луны   был   оставлен   первый  след человека – американского астронавта  Нейла
Армстронга (1969 г.).
2. Луна – твердое небесное тело, имеющее ядро, мантию и кору. 
Подробно изучен лунный грунт, составлены карты всей поверхности Луны.
Установлено, что обозначенные на первых картах Луны объекты, названные
морями,   представляют   собой   обширные,   залитые   в   далеком   прошлом
базальтовой лавой сухие равнины.Луна   по   сравнению   со   спутниками   других   планет   оказывает   на
сопровождаемую   ею   планету   наибольшее   влияние.   В   частности,   силы
притяжения   Луны   и   Солнца   вызывают   периодические   колебания   уровня
океана,   атмосферы,   деформацию   твердых   масс   Земли.   При   этом
приливообразующая   сила   Луны  в   2,2   раза   больше,   чем   у   Солнца.   Эти
явления   природы   тесно   связаны   с   жизнью   и   хозяйственной   деятельностью
человека,   поэтому   взаимодействия   Земли   с   другими   небесными   телами
тщательно изучаются.
В   последние   десятилетия   вокруг   Земли   вращается   множество
искусственных спутников, имеющих большое значение в изучении Космоса.
Вопросы и задания:
1. Понаблюдайте за ночным небом при безоблачной погоде, дайте его
описание; через некоторое время снова проведите наблюдения и сделайте
вывод об изменении его вида. Что вас больше всего заинтересовало?
2. Что такое Галактика? Что называется Метагалактикой? Каково
значение современного их изучения?
3. Назовите небесные тела, входящие в Солнечную систему.
4.   Назовите   гипотезы   образования   планет.   В   чем   они   сходны   и   чем
отличаются? Каково значение каждой из них в развитии планетологии?
5.   Сравните   две   основные   группы   планет   (прием   сравнения   см.   в
Приложении 4–3), объясните главные различия.
6. По каким признакам Луну можно считать планетой?
7. Опишите: а) состояние Земли на планетной стадии; б) Луну и ее 
влияние на Землю.