МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

Оценка 5
Лекции +2
docx
география +2
6 кл—11 кл +1
08.08.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
влияние изотерм.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ» Л е к ц и я. Учитель.  Как и всякое удовольствие, тепло не замечается людьми, если оно имеется в изобилии, и особенно желанно при его недостатке. Поэтому летнее тепло «не делает погоды» в географии России. Посмотрев на карту средних температур июля, вы убедитесь, что Якутия, известная как один из мировых «полюсов холода», получает летом почти столько же тепла, сколько и расположенный много южнее Париж. Будь   в   Евразии   вечное   лето,   положение   нашей территории мало бы отличалось от положения стран­ соседей. Но как разительно меняется картина зимой! На карте средних температур января в атласе мы видим, как зимний мороз словно отгораживает территорию России от Западной Европы и Японии забором своих ледяных изотерм. По внешнюю сторону этого «забора» – зима мягкая и воспринимается людьми лишь как приятная перемена пейзажа: бодрящий холодок, катание на коньках и игра в снежки. По российскую сторону – зима жестокая, она представляет здесь вполне реальную угрозу гибели человеческого населения. Сопоставьте карту изотерм января с политической картой Евразии, и вы увидите, как образ гибельной зимы, взвивающейся метелями, охватывающей землю   твердыми   щупальцами   на   многие   месяцы   застывающих   рек   и замирающих деревьев, почти сливается с границами России. П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а «Вслед за январскими изотермами». Работу с таким названием можно построить в виде эвристической беседы (проблемного   изложения),   поскольку   учащиеся   уже   изучили   климаты материков,   знают   климатообразующие   факторы,   достаточно   хорошо подготовлены   к   пониманию   процессов   (явлений),   формирующих   климат нашей страны. Основные   з а д а ч и   р а б о т ы – систематизация знаний учащихся и дальнейшее формирование умения искать ответы на проблемные вопросы. По ходу обсуждения учитель на доске заполняет общую схему и делает пояснительные   рисунки,   школьники   слушают,   рассуждают,   предлагают варианты ответов. После заполнения схемы и итогового заключения о влиянии на климат суммы взаимодействующих факторов учитель закрывает записи, сделанные   на   доске,   и   предлагает   восьмиклассникам   либо   восстановить схему,   либо   предложить   свой   рисунок,   объясняющий   особенности формирования климата России. Х о д   б е с е д ы (примерный) Учитель. Какой из факторов, определяющих климат нашей страны, на ваш взгляд, самый главный? Учащиеся могут назвать и широту места, и географическое положение, и угол падения солнечных лучей. Все вышеперечисленное лучше записать в виде цепочки: положение относительно экватора (широта места)    угол падения солнечных лучей  количество солнечной радиации (см. рис. 14 «Факторы, влияющие на климат России»).  90°– широта точки = угол падения солнечных лучей на земную поверхность в данной точке. Учитель.  Если количество солнечного тепла уменьшается от экватора к полюсам,   то   изотермы   среднегодовых   температур   должны   располагаться широтно,   а   они   в   России   идут   примерно   с   северо­запада   на   юго­восток. Почему? В учебниках есть карты средних температур января и июля. Если июльские изотермы   подтверждают   широтное   распределение   тепла,   то   январские   эту закономерность явно нарушают. – Какой фактор вносит свои поправки в климатическую картину России? 90° – 77° = 13° угол падения солнечных лучей на точке м. Челюскин – крайней северной материковой точке России (суммарная радиация менее 70 ккал на см2 в год). 90° – 55" = 35° – угол падения солнечных лучей на 55° с. ш. (суммарная радиация 80–90 ккал на см2 в год). 90° – 41° = 49° – угол  падения  солнечных лучей в районе г. Базардюзю – крайней южной точки России (суммарная радиация более 110 ккал на см2  в год). Зависимость климата от географической широты Правильнее было бы спросить: «Какие факторы...», поскольку зимой тепло на территорию России поступает с Атлантики, и на этот процесс оказывают влияние   сразу   несколько   факторов:   циркуляция   атмосферы, близость/удаленность от океана, подстилающая поверхность. По мере того, как учащиеся будут называть причины, влияющие на климат, учитель задает контрвопросы. Учащиеся.  Зимой сильное влияние на погоду оказывает Атлантический океан и его Северо­Атлантическое течение. Так должно быть       На самом деле по­другому Ход январских изотерм в России       Так должно быть                      На самом деле по­другому Учитель. Чем же объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм, хотя: 1) он более теплый по сравнению с Атлантическим; 2) теплое тихоокеанское   течение   Куросио   подходит   значительно   ближе   к   берегам России, чем Северо­Атлантическое течение?  Учащиеся.  Воздушные   массы   в   умеренных   широтах   перемещаются   с запада на восток, поэтому на территорию нашей страны приходят воздушные массы с Атлантики, а не с Тихого океана. Учитель. Почему же тогда летом на Дальнем Востоке ветры дуют с океана на сушу? Учащиеся   могут   вспомнить   определение  муссона  и   с   помощью   схемы объяснить местную циркуляцию воздушных масс в Тихоокеанском регионе. Учитель. Влияние Атлантики простирается на тысячи километров вплоть до Енисея, почему же действие дальневосточного муссона ограничено? Учащиеся   указывают   на   горные   преграды,   не   дающие   ветрам   с   Тихого океана проникать в глубь материка. Если учащиеся не вспомнят о влиянии размеров Евразии на ее климат, то учителю надо будет обратить их внимание на   огромные   размеры   материка,   влияющие   на   возникновение   в   его   центре зимой области повышенного давления – Азиатского максимума. Можно задать более сложные вопросы, например: «Почему на побережье Северного Ледовитого океана нет муссонной циркуляции?». При ответе на этот   вопрос   необходимо   показать   влияние   на   климат   подстилающей поверхности. В результате беседы на доске будет создана схема, отражающая основные процессы, объекты и явления, влияющие на климат страны. Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного  Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь.  Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным  массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через  которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет  крыши – ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью  циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию  воздуха.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017