МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
Оценка 5
Лекции +2
docx
география +2
6 кл—11 кл +1
08.08.2017
Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
влияние изотерм.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
«ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
Л е к ц и я.
Учитель. Как и всякое удовольствие, тепло не замечается людьми, если
оно имеется в изобилии, и особенно желанно при его недостатке. Поэтому
летнее тепло «не делает погоды» в географии России. Посмотрев на карту
средних температур июля, вы убедитесь, что Якутия, известная как один из
мировых «полюсов холода», получает летом почти столько же тепла, сколько
и расположенный много южнее Париж.
Будь в Евразии вечное лето, положение нашей
территории мало бы отличалось от положения стран
соседей.
Но как разительно меняется картина зимой! На карте средних температур
января в атласе мы видим, как зимний мороз словно отгораживает территорию
России от Западной Европы и Японии забором своих ледяных изотерм. По
внешнюю сторону этого «забора» – зима мягкая и воспринимается людьми
лишь как приятная перемена пейзажа: бодрящий холодок, катание на коньках
и игра в снежки. По российскую сторону – зима жестокая, она представляет
здесь вполне реальную угрозу гибели человеческого населения.
Сопоставьте карту изотерм января с политической картой Евразии, и вы
увидите, как образ гибельной зимы, взвивающейся метелями, охватывающей
землю твердыми щупальцами на многие месяцы застывающих рек и
замирающих деревьев, почти сливается с границами России.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Вслед за январскими изотермами».
Работу с таким названием можно построить в виде эвристической беседы
(проблемного изложения), поскольку учащиеся уже изучили климаты
материков, знают климатообразующие факторы, достаточно хорошо
подготовлены к пониманию процессов (явлений), формирующих климат
нашей страны.
Основные з а д а ч и р а б о т ы – систематизация знаний учащихся и
дальнейшее формирование умения искать ответы на проблемные вопросы.
По ходу обсуждения учитель на доске заполняет общую схему и делает
пояснительные рисунки, школьники слушают, рассуждают, предлагают
варианты ответов. После заполнения схемы и итогового заключения о влиянии
на климат суммы взаимодействующих факторов учитель закрывает записи,
сделанные на доске, и предлагает восьмиклассникам либо восстановить
схему, либо предложить свой рисунок, объясняющий особенности
формирования климата России. Х о д б е с е д ы
(примерный)
Учитель. Какой из факторов, определяющих климат нашей страны, на ваш
взгляд, самый главный?
Учащиеся могут назвать и широту места, и географическое положение, и
угол падения солнечных лучей. Все вышеперечисленное лучше записать в виде
цепочки:
положение относительно экватора (широта места) угол падения
солнечных лучей количество солнечной радиации (см. рис. 14 «Факторы,
влияющие на климат России»).
90°– широта точки = угол падения солнечных лучей на земную поверхность
в данной точке.
Учитель. Если количество солнечного тепла уменьшается от экватора к
полюсам, то изотермы среднегодовых температур должны располагаться
широтно, а они в России идут примерно с северозапада на юговосток.
Почему?
В учебниках есть карты средних температур января и июля. Если июльские
изотермы подтверждают широтное распределение тепла, то январские эту
закономерность явно нарушают.
– Какой фактор вносит свои поправки в климатическую картину России?
90° – 77° = 13° угол падения солнечных лучей на точке м. Челюскин –
крайней северной материковой точке России (суммарная радиация менее 70
ккал на см2 в год).
90° – 55" = 35° – угол падения солнечных лучей на 55° с. ш. (суммарная
радиация 80–90 ккал на см2 в год).
90° – 41° = 49° – угол падения солнечных лучей в районе г. Базардюзю –
крайней южной точки России (суммарная радиация более 110 ккал на см2 в
год).
Зависимость климата от географической широты
Правильнее было бы спросить: «Какие факторы...», поскольку зимой тепло
на территорию России поступает с Атлантики, и на этот процесс оказывают
влияние сразу несколько факторов:
циркуляция атмосферы,
близость/удаленность от океана, подстилающая поверхность. По мере того,
как учащиеся будут называть причины, влияющие на климат, учитель задает
контрвопросы. Учащиеся. Зимой сильное влияние на погоду оказывает Атлантический
океан и его СевероАтлантическое течение.
Так должно быть
На самом деле подругому
Ход январских изотерм в России
Так должно быть На самом деле подругому
Учитель. Чем же объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских
изотерм, хотя: 1) он более теплый по сравнению с Атлантическим; 2) теплое
тихоокеанское течение Куросио подходит значительно ближе к берегам
России, чем СевероАтлантическое течение?
Учащиеся. Воздушные массы в умеренных широтах перемещаются с
запада на восток, поэтому на территорию нашей страны приходят воздушные
массы с Атлантики, а не с Тихого океана.
Учитель. Почему же тогда летом на Дальнем Востоке ветры дуют с океана
на сушу?
Учащиеся могут вспомнить определение муссона и с помощью схемы
объяснить местную циркуляцию воздушных масс в Тихоокеанском регионе.
Учитель. Влияние Атлантики простирается на тысячи километров вплоть
до Енисея, почему же действие дальневосточного муссона ограничено?
Учащиеся указывают на горные преграды, не дающие ветрам с Тихого
океана проникать в глубь материка. Если учащиеся не вспомнят о влиянии
размеров Евразии на ее климат, то учителю надо будет обратить их внимание
на огромные размеры материка, влияющие на возникновение в его центре
зимой области повышенного давления – Азиатского максимума.
Можно задать более сложные вопросы, например: «Почему на побережье
Северного Ледовитого океана нет муссонной циркуляции?». При ответе на
этот вопрос необходимо показать влияние на климат подстилающей
поверхности.
В результате беседы на доске будет создана схема, отражающая основные
процессы, объекты и явления, влияющие на климат страны. Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на
дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного
Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь.
Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным
массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену.
Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через
которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет
крыши – ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью
циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию
воздуха.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.