МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ»

  • Лекции
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 08.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
Иконка файла материала влияние изотерм.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ ИЗОТЕРМ НА РАССЕЛЕНИЕ» Л е к ц и я. Учитель.  Как и всякое удовольствие, тепло не замечается людьми, если оно имеется в изобилии, и особенно желанно при его недостатке. Поэтому летнее тепло «не делает погоды» в географии России. Посмотрев на карту средних температур июля, вы убедитесь, что Якутия, известная как один из мировых «полюсов холода», получает летом почти столько же тепла, сколько и расположенный много южнее Париж. Будь   в   Евразии   вечное   лето,   положение   нашей территории мало бы отличалось от положения стран­ соседей. Но как разительно меняется картина зимой! На карте средних температур января в атласе мы видим, как зимний мороз словно отгораживает территорию России от Западной Европы и Японии забором своих ледяных изотерм. По внешнюю сторону этого «забора» – зима мягкая и воспринимается людьми лишь как приятная перемена пейзажа: бодрящий холодок, катание на коньках и игра в снежки. По российскую сторону – зима жестокая, она представляет здесь вполне реальную угрозу гибели человеческого населения. Сопоставьте карту изотерм января с политической картой Евразии, и вы увидите, как образ гибельной зимы, взвивающейся метелями, охватывающей землю   твердыми   щупальцами   на   многие   месяцы   застывающих   рек   и замирающих деревьев, почти сливается с границами России. П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а «Вслед за январскими изотермами». Работу с таким названием можно построить в виде эвристической беседы (проблемного   изложения),   поскольку   учащиеся   уже   изучили   климаты материков,   знают   климатообразующие   факторы,   достаточно   хорошо подготовлены   к   пониманию   процессов   (явлений),   формирующих   климат нашей страны. Основные   з а д а ч и   р а б о т ы – систематизация знаний учащихся и дальнейшее формирование умения искать ответы на проблемные вопросы. По ходу обсуждения учитель на доске заполняет общую схему и делает пояснительные   рисунки,   школьники   слушают,   рассуждают,   предлагают варианты ответов. После заполнения схемы и итогового заключения о влиянии на климат суммы взаимодействующих факторов учитель закрывает записи, сделанные   на   доске,   и   предлагает   восьмиклассникам   либо   восстановить схему,   либо   предложить   свой   рисунок,   объясняющий   особенности формирования климата России.Х о д   б е с е д ы (примерный) Учитель. Какой из факторов, определяющих климат нашей страны, на ваш взгляд, самый главный? Учащиеся могут назвать и широту места, и географическое положение, и угол падения солнечных лучей. Все вышеперечисленное лучше записать в виде цепочки: положение относительно экватора (широта места)    угол падения солнечных лучей  количество солнечной радиации (см. рис. 14 «Факторы, влияющие на климат России»).  90°– широта точки = угол падения солнечных лучей на земную поверхность в данной точке. Учитель.  Если количество солнечного тепла уменьшается от экватора к полюсам,   то   изотермы   среднегодовых   температур   должны   располагаться широтно,   а   они   в   России   идут   примерно   с   северо­запада   на   юго­восток. Почему? В учебниках есть карты средних температур января и июля. Если июльские изотермы   подтверждают   широтное   распределение   тепла,   то   январские   эту закономерность явно нарушают. – Какой фактор вносит свои поправки в климатическую картину России? 90° – 77° = 13° угол падения солнечных лучей на точке м. Челюскин – крайней северной материковой точке России (суммарная радиация менее 70 ккал на см2 в год). 90° – 55" = 35° – угол падения солнечных лучей на 55° с. ш. (суммарная радиация 80–90 ккал на см2 в год). 90° – 41° = 49° – угол  падения  солнечных лучей в районе г. Базардюзю – крайней южной точки России (суммарная радиация более 110 ккал на см2  в год). Зависимость климата от географической широты Правильнее было бы спросить: «Какие факторы...», поскольку зимой тепло на территорию России поступает с Атлантики, и на этот процесс оказывают влияние   сразу   несколько   факторов:   циркуляция   атмосферы, близость/удаленность от океана, подстилающая поверхность. По мере того, как учащиеся будут называть причины, влияющие на климат, учитель задает контрвопросы.Учащиеся.  Зимой сильное влияние на погоду оказывает Атлантический океан и его Северо­Атлантическое течение. Так должно быть       На самом деле по­другому Ход январских изотерм в России       Так должно быть                      На самом деле по­другому Учитель. Чем же объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм, хотя: 1) он более теплый по сравнению с Атлантическим; 2) теплое тихоокеанское   течение   Куросио   подходит   значительно   ближе   к   берегам России, чем Северо­Атлантическое течение?  Учащиеся.  Воздушные   массы   в   умеренных   широтах   перемещаются   с запада на восток, поэтому на территорию нашей страны приходят воздушные массы с Атлантики, а не с Тихого океана. Учитель. Почему же тогда летом на Дальнем Востоке ветры дуют с океана на сушу? Учащиеся   могут   вспомнить   определение  муссона  и   с   помощью   схемы объяснить местную циркуляцию воздушных масс в Тихоокеанском регионе. Учитель. Влияние Атлантики простирается на тысячи километров вплоть до Енисея, почему же действие дальневосточного муссона ограничено? Учащиеся   указывают   на   горные   преграды,   не   дающие   ветрам   с   Тихого океана проникать в глубь материка. Если учащиеся не вспомнят о влиянии размеров Евразии на ее климат, то учителю надо будет обратить их внимание на   огромные   размеры   материка,   влияющие   на   возникновение   в   его   центре зимой области повышенного давления – Азиатского максимума. Можно задать более сложные вопросы, например: «Почему на побережье Северного Ледовитого океана нет муссонной циркуляции?». При ответе на этот   вопрос   необходимо   показать   влияние   на   климат   подстилающей поверхности. В результате беседы на доске будет создана схема, отражающая основные процессы, объекты и явления, влияющие на климат страны.Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного  Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь.  Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным  массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через  которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет  крыши – ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью  циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию  воздуха.

Посмотрите также