Гражданское общество: сущность, влияние на обеспечение национальной безопасности

  • Лекции
  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Процессы, которые протекают сегодня в Российской Федерации, как и процессы, проистекающие на мировой арене с новой остротой заставляют задумать о проблематике обеспечения национальной безопасности нашего государства.
Иконка файла материала гражданская безпаснсть.docx

КГБ ПОУ «Комсомольский – на – Амуре судомеханический техникум

имени Героя Советского Союза В.В.Орехова»

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Гражданское общество: сущность, влияние на обеспечение национальной безопасности

 

 

 

 

 

Преподаватель дисциплины «География»

Горюнова Антонина Владимировна

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре

2025г

 

Содержание

Введение

 

1

Гражданское общество как субъект национальной безопасности России

 

 

1.1 Исторический аспект гражданского  общество в системе национальной безопасности

 

 

1.2 Структура  гражданского общества в системе национальной безопасности

 

 

1.3 Функции гражданского общества в системе национальной безопасности

 

2

Теоретические основы национальной безопасности

 

 

2.1Понятие и сущность национальной безопасности

 

 

2.2Правовое регулирование в сфере обеспечения национальной безопасности

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процессы, которые протекают сегодня в Российской Федерации, как и процессы, проистекающие на мировой арене с новой остротой заставляют задумать о проблематике обеспечения национальной безопасности нашего государства. Многочисленные геополитические вызовы, с которыми столкнулась наша страна в настоящее время, заставляют общество задуматься о современной актуализации тех или иных сфер национальной безопасности, более четкого обозначения национальных приоритетов Российской Федерации. Между тем в толковом словаре Ожегова С.И под безопасностью понимается состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

В свою очередь законодательство развивает основные и базовые положения Основного закона страны. Так, термин «национальная безопасность» употребляется в Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ (далее Закон). Из ст. 1 Закона следует, что понятия «безопасность» и

«национальная безопасность» законодатель рассматривает как равнозначные.

 

Представляется, что добавлением слов «национальная» к термину

«безопасность» указывается на единство задач государства и общества. Первое проводит комплексную политику, целью которой является обеспечение:

1        соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

2        законности;

3        системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4        приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5        взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Изложенные выше направления олицетворяют «основные принципы обеспечения безопасности». Таким образом, комментируемые направления является одной из первостепенных задач государства.

В нынешних условиях международной напряженности, вопросы национальной безопасности приобретают все большую актуальность.

В этой связи правовое регулирование освещаемого вопроса должно находится в состоянии совершенствования и обновления в соответствии с новыми реалиями.


 

1 Гражданское общество как субъект национальной безопасности России

1.1Исторический аспект гражданского  общество в системе национальной безопасности

Вопрос участия гражданского общества в процессе обеспечения национальной безопасности России — один из ключевых в современной жизни россиян. Русский философ И.А. Ильин по этому поводу писал, что истинною и живою опорою государства и государственной власти всегда были те люди, те слои, те группы, которые воспринимали общественное делание как служение Родине, которые в этом служении видели долг чести и бремя ответственности, которые стремились именно служить земле, а не властвовать над нею, это организованные и дисциплинированные кадры патриотических добровольцев русского государственного тягла.

События последних лет со всей очевидностью показали, что государство и гражданское общество в России не являются антиподами. Они, напротив, едины в деле построения сильного государства и его защиты, действуют в единой связи, взаимно друг друга дополняют.

Вызовы, с которыми столкнулась Россия в XXI в. (переворот и последующий кризис на Украине, образование ДНР и ЛНР, воссоединение с Крымом, попытки международной изоляции, санкционного и антидопингового давления, борьба с международным тер в Сирии и др.) показали высшую ценность общенационального единения. Взаимопонимание, взаимопроникновение и созидательное сотрудничество государства и его народа опираются на прочную базу традиционных российских историко-культурных и морально-нравственных ценностей, которыми руководствуется в своей деятельности государство и которые хранит и воспроизводит гражданское общество (государственность, гуманизм, долг, честь, верность своему Отечеству и Родине, соборность, патриотизм, державность и др.).

Исторический опыт развития российского общества наглядно учит, что обеспечение защищенности национальных интересов Рос сии может быть достигнуто только сплочением, гражданской солидарностью, взаимной ответственностью и сотрудничеством государства и общества.

Подчеркнем, что развитое гражданское общество не может существовать без сильного демократического государства, создающего и поддерживающего, прежде всего, юридические, а также экономические, духовно-идеологические и другие основы его функционирования. Это положение подчеркивал еще великий французский философии политический мыслитель XVIII в., защитник принципа на родного суверенитета Ж.-Ж. Руссо говорил, что лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам. Государство и гражданское общество, таким образом, — неразрывные элементы системы национальной безопасности России.

Рассматривая гражданское общество как субъект национальной безопасности, отметим, что в науке нет единства в том, что включает в себя гражданское общество, каковы его сущность и функции. Сегодня в теории гражданского общества применительно к рассмотрению его как субъекта национальной безопасности можно выделить две основные интерпретации его сущности, два раз личных понимания этого понятия.

Первой, наиболее традиционной, хотя и уходящей с научной и практической сцены, является точка зрения, согласно которой «гражданское общество» появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие «гражданское общество» используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством определенного типа, в котором юридически закреплены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т.е. гражданским, обществом.

Второе толкование гражданского общества сегодня применяется наиболее часто и связано с представлением о нем как об определенной сфере общества — сфере негосударственных коммуникаций, отношений и структур. И здесь, отмечает Е. Руткевич, возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т.д.

Такой двойственный подход в теории вносит определенный дисбаланс в практический процесс обеспечения национальной безопасности России. Поэтому обратимся к истории возникновения категории «гражданское общество» и отметим, что эта категория достаточно древняя и исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждой эпохи создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, морально-нравственное благополучие, добро и справедливость.

 

1.2 Структура гражданского общества в системе национальной безопасности

Одна из сущностных особенностей гражданского общества — его правовой характер. С давних пор известно, что в правовом государстве власть должна ограничивать свои права и свободы ею же созданными законами. Пренебрежительное отношение власти к праву, стремление воспользоваться привилегиями приводят к тому, что практика власти обретает противоправный характер. Поэтому решающим фактором создания правового государства или движения к нему являются определенные успехи в построении гражданского общества, вне которого правовое государство просто невозможно. Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, процесс их созидания занимает длительное историческое время.

С точки зрения субъектности гражданского общества в системе национальной безопасности России его структурными элементами являются:

1.                 всевозможные негосударственные предприятия, создаваемые по инициативе граждан (кооперативы, общества с различными видами открытости, акционерные общества, арендные предприятия, частные фирмы, банки, товарищества и т.д.), которые способствуют развитию негосударственных социально-экономических отношений (собственность, труд, предпринимательство);

2.                 добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся общности людей, выступающие своеобразными посредниками между государством и гражданами и создающиеся для борьбы за власть или для расширения позиций тех или иных социальных групп в системе власти (к ним обычно относятся: семья, частные школы и вузы, церковь, профессиональные и другие общественные объединения, союзы, клубы, ассоциации, политические партии и др.), которые не являются органами государственного управления и остаются вне сферы его влияния;

3.                 институты прямой демократии и система самоуправления, огражденные законом от прямого вмешательства со стороны государственной власти (особую роль здесь играют органы само управления, которые на основе правовых норм и принципов их функционирования становятся центром отношений всех граждан как с институтами гражданского общества, так и с органами государственного управления);

4.                 производственная и частная жизнь людей, их традиции, обычаи, нравы, национальные и религиозные воззрения, морально-этические нормы, правила и ценности и т.д.;

5.                 негосударственные средства массовой информации, которые не только выступают рупором общественного негосударственного сознания, но и служат своеобразным связующим звеном всех структурных элементов гражданского общества, а также проводником общественного настроения (мнения) в систему государственного регулирования;

6.                 социальные образования (сословия, классы, социальные группы), использующие в своих целях такой институт, как государство. Именно поэтому в тоталитарных политических режимах превалируют государственные, а не гражданские отношения.

Одним из ярких представителей гражданского общества являются так называемые некоммерческие организации (НКО). Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая по лученной прибыли между участниками. НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

 

1.3 Функции гражданского общества в системе национальной безопасности

В современной России можно отметить следующие основные успехи функционирования гражданского общества в системе национальной безопасности.

Создание и эффективное функционирование на федеральном и региональном уровнях институтов гражданского общества В их числе можно назвать Общественную палату Российской Феде рации. Общероссийский народный фронт, общественные палаты субъектов Федерации, Общественное телевидение, негосударственные СМИ, партийную систему России, общественные советы при Президенте РФ, министерствах, службах и др.

1. Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан РФ, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

2.Общероссийский народный фронт (ОНФ) был создан по инициативе В.В. Путина. Предложение о его создании прозвучало 6 мая 2011 г. на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Волгограде. После президентских выборов 4 марта 2012 г. В.В. Путин уже в качестве главы государства провел в Ново-Огарево первую встречу с активом ОНФ. Как признался тогда В.В. Путин, изначально при создании ОНФ он исходил не столько из политических соображений, сколько руководствовался необходимостью создания широкой общественной коалиции. «Общероссийский народный фронт как раз в таковую и превратился», —подчеркнул он. На встрече с активом ОНФ Президент РФ обозначил главные за дачи движения, которые предстояло решать Общероссийскому на родному фронту, — это контроль за исполнением указов и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией.

3. Общественное телевидение России (ОТР) — российский федеральный общедоступный телеканал. Вышел в эфир 19 мая 2013 г. Основные цели и задачи ОТР: развитие гражданского общества в России; просвещение и образование; пропаганда общечеловеческих ценностей. ОТР — площадка для обсуждения самых актуальных проблем, волнующих общество, а также средство открытого и прямого взаимодействия между властью и гражданами России.

В состав объединений, организаций, движений и т.д. гражданского общества входят известные и авторитетные общественные деятели, представители культуры и искусства, правозащитники, ученые, бизнесмены, пенсионеры и другая активная часть россиян.

Формирование и адекватное функционирование институтов гражданского общества на муниципальном уровне По мнению экспертов Общественной палаты Российской Федерации, это направление стало более отчетливо проявляться в практической деятельности после реформ органов местного самоуправления и правоохранительных органов, которые привели к значительному сокращению административного аппарата и участковых уполномоченных на территории муниципальных образований.

Однако всеобъемлющее участие гражданского общества в функционировании системы национальной безопасности России на муниципальном уровне пока еще не является типичной поведенческой практикой для большинства граждан России. Наибольшая активность организаций гражданского общества районного и поселкового масштабов проявляется только в вопросах социальной сферы (здравоохранение, образование, активная старость, адаптация социально уязвимых групп населения), а также в сфере защиты окружающей среды, обеспечения прав человека и благотвори тельности при относительном равнодушии к политической и экономической сферам.

Условия функционирования современного развитого гражданского общества в системе национальной безопасности России

В политико-правовой сфере:

1.                 функционирование правового государства, характеризующееся наличием широкой политической демократии, прав на всеобщие и равные выборы, парламентское представительство, стремлением к равноправию, равной для всех свободе, соучастию в принятии политических решений;

2.                 максимальное удовлетворение демократическим государством интересов и потребностей своих граждан, обеспечение прав и свобод человека во всех сферах социальной, экономической, политической, муниципальной и личной жизни;

3.                 развитость системы местного самоуправления;

4.                 наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий права на существование гражданского общества.

В экономической сфере:

1.                 владение каждым членом гражданского общества конкретной собственностью, наличие у него права использовать и распоряжаться ею;

2.                 функционирование свободной рыночной экономики, базирующейся на ее многоукладности и способствующей развитию многообразия социальной структуры общества;

3.                 осуществление государством сильной и качественной социальной политики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей.

В духовной сфере:

1.                 достаточно высокий интеллектуальный и нравственный уровень развития личности, ее внутренняя свобода, основанная на цивилизованности общественных отношений;

2.                 приоритет таких социальных ценностей, как самостоятельность, ориентированность на созидание и т.п.;

3.                 свободно формирующееся общественное мнение и идеологический плюрализм, свобода совести;

4.                 всеобщая информированность и, прежде всего, реальное осуществление права человека на достаточно правдивую, отвечающую реальной обстановке информацию и свободу слова.

Функции гражданского общества как субъекта национальной безопасности России Сущность и структура гражданского общества позволяют выделить его функции:

1.                 обладая определенными независимыми от государства средствами и санкциями, гражданское общество заставляет человека соблюдать общепринятые нормы, участвуя, таким образом, как в персональной социализации индивида, так и в воспитании граждан социума в целом;

2.                 регулирует общественные отношения в системе: гражданин — институты гражданского общества —государство;

3.                 аккумулирует гражданские инициативы, имеющие общественное значение и направленные на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

4.                 способствует интеграции социума, формируя его духовное и нравственное единство в условиях развития цивилизованного политического, экономического и идеологического плюрализма;

5.                 проводит общественные экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

6.                 осуществляет контроль за деятельностью федеральных орга нов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

7.                 вырабатывает рекомендации органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

8.                 являясь базой общественного и государственного строя, способствует формированию органов и институтов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей системы национальной безопасности;

9.                 обеспечивает саморазвитие и самовоспитание граждан, социальных и этнических групп (общностей) на основе лучших обычаев и традиций прошлого, духовных и нравственных ценностей и достижений современной цивилизации;

10.            привлекает граждан, общественные объединения, иные не коммерческие организации и представителей средств массовой информации к анализу и обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой ин формации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработки по данным вопросам рекомендаций;

11.            защищает жизненно важные интересы личности, общества и государства от незаконного их игнорирования и ущемления, особенно со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

Взаимосвязь и взаимозависимость государства и гражданского общества в системе обеспечения национальной безопасности Ранее отмечалось, что государство и гражданское общество не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. В странах с довольно развитым гражданским обществом люди практически не ощущают не посредственного влияния своего государства на их повседневную жизнь. Государственному регулированию подлежит буквально все —от частной жизни, включая семейные отношения, регламентацию мест работы и проживания, до экономических, социальных, духовно-нравственных отношений в масштабах всего общества.

Вместе с тем существуют вполне определенные рычаги взаимодействия и взаимовлияния государства и гражданского общества. Они носят исторический характер и появляются тогда, когда определенные социальные группы (общности), классы, являющиеся по своей сути субъектами гражданского общества, для удовлетворения и защиты своих интересов создают государство. Именно оно, становясь неотъемлемым элементом системы общественных отношений, выполняет определенные регулирующие функции, дополняя, таким образом, гражданское общество и обеспечивая его прогрессивное развитие.

Оптимальные возможности для диалектического взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений и коммуникаций складываются в странах с демократическими режимами. В этих условиях гражданское общество является основой системы национальной безопасности, стабильности государства, а государство — фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества.

Со стороны демократического государства можно выделить следующие направления влияния на гражданское общество:

1.                 ведение законотворческого процесса, реализация которого позволяет обеспечить правовую защищенность граждан, их социальных и общественных объединений. Особую значимость в этом процессе имеют выработка и практическая реализация принципов, правил и норм предотвращения и урегулирования социальных конфликтов, позволяющих находить разумный компромисс между противоборствующими сторонами, в том числе и между государством и элементами гражданского общества;

2.                 предоставление государственных гарантий обеспечения свобод и прав человека в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В то же время, как показывает практика, эти нормы нередко нарушаются, поэтому одной из задач гражданского общества является осуществление постоянного контроля за исполнением государственной властью своих функции в целях доскональной реализации общепринятых международных и конституционных прав;

3.                 последовательное проведение государством в жизнь принципов политического и идеологического плюрализма, обеспечение свободы деятельности политических партий, общественных движений, ассоциаций и других добровольческих объединений граждан, равноправное предоставление им возможностей использовать государственные СМИ для защиты прав оппозиции;

4.                 проведение мероприятий по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы. Особую роль в этом играет эффективно проводимая государством социальная политика.

Свои рычаги влияния на государство имеет и гражданское общество:

1.                 возможность образовывать, нередко вопреки властвующим структурам, противовес правящей элите в виде оппозиционной элиты (контрэлиты), независимых от государства общественных объединений и массовых политических движений, средств массовой информации, групп поддержки, лоббирования или давления и др.;

2.                 преодоление отчуждения граждан, их общественных и политических объединений от государственного управления, от определения и осуществления на практике политики власти, их активное включение в процесс функционирования системы национальной безопасности России.

Гражданское общество как субъект национальной безопасности — это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Оно предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Функции гражданского общества в системе национальной безопасности России осуществляются его структурными элементами —самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями, где и формируется гражданская активная личность.

 

                                                         

Глава 2 Теоретические основы национальной безопасности

2.1.          Понятие и сущность национальной безопасности

 

Всякое понятие должно содержать в себе признаки, которые отражают сущность того или иного явления. Поэтому первоначально обратимся к термину «национальная безопасность», как основополагающего в рамках настоящего исследования понятия.

Впервые термин «национальная безопасность» был употреблен в США при присоединении к данному государству зоны Панамского канала, тогда данный шаг обосновывался интересами национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.

Как пишет по этому поводу исследователь, «в конце Второй мировой войны именно правительство США поддержало теоретические дискуссии по вопросам национальной безопасности и принятие соответствующих нормативных правовых актов. Основы обеспечения национальной безопасности США заложены в законе от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности». В. Манилов считает, что этот закон определил систему национальной безопасности как интеграцию вопросов внутренней, внешней и военной политики в интересах взвешенного подхода к проблемам использования различных военных и невоенных средств» . Стоит согласиться с заключением П.В. Шамарова о том, что понятие «национальная безопасность» «приобрело широкую известность в политологии, философии, психологии, юриспруденции и других гуманитарных науках, поскольку имеет ключевое значение для жизнедеятельности и защиты национальных интересов государства».

Кроме того, в литературе можно встретить различные подходы к раскрытию содержания национальной безопасности. Так, С.З. Павленко выявил классификацию таких подходов:


1        «защищенность или состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства;

2        отсутствие опасности, сохранность, надежность;

3        свойство или атрибут системы;

4        специфическая деятельность;

5        определенное состояние: между различными субъектами социума; способствующее наиболее полному удовлетворению потребностей социальных систем; совокупность факторов, обеспечивающих развитие государства» .

Автор П.В. Шамаров приводит в пример два подхода к пониманию национальной безопасности.

«Первый – в системе национальной безопасности (далее, «НБ») приоритет отдается безопасности личности, ее прав и свобод, т.е. человек наделяется статусом «основного субъекта безопасности – краеугольного камня государства». Иными словами, интересы личности определяются интересами общества и государства. Однако государство при таком подходе не в состоянии полностью обеспечить безопасность личности, поскольку является для нее основным источником опасности. Это традиционный (либерально-демократический) подход западного толка. Второй подход (по нашей терминологии, общественно-государственный) связан с выдвижением на первый план в системе НБ именно безопасности государства и общества. Такие взгляды более соответствуют парадигме отечественного национального характера – российские граждане на протяжении всей истории государства видели в нем своего защитника. В рамках этого подхода основное содержание НБ составляют: защита целостности страны; грамотная демографическая и экологическая политика; независимое социально- политическое и общественно-культурное самоопределение; высокий международный статус государства; продуманная геополитическая деятельность на основе экономических и иных возможностей».


Кроме того, приведенный выше автор полагает, что в настоящее время два подхода объединены и национальная безопасность «именно гражданин и общество являются основой конституционного строя России (понимаемого таким образом, как это обозначено в первой главе Конституции РФ). Соглашаясь с П.В. Шамаровым, следует отметить, что в наиболее лаконичном виде сущностную характеристику национальной безопасности стоило бы отразить следующим образом. Данное явление отражает сосуществование общества и государства в контексте поддержания мира, стабильности и целостности государства. К перечисленному в ряде случаев в литературе добавляются также экологические, социальные и культурные вопросы, демография и прочее. По мнению А.А. Стремоухова, «ключевым в понятийном комплексе «национальная безопасность» является понятие «нация». Формулировок последнего  существует  не  меньше,  чем  формулировок  самого  понятия «безопасность». Например, оно может рассматриваться в следующих значениях: как совокупность граждан государства, как совокупность представителей одного этноса». Р.Г. Абдулатипов отмечает, что «у нас не сложились иные традиции: нациями мы называли этнические образования. У нас стоит проблема выбора: нация как этнос или нация как государство».

Можно наблюдать, что предметом дискуссий по поводу определения национальной безопасности в основном является сочетание национальных и государственных интересов в вопросе обеспечения национальной безопасности.

В этой связи в литературе можно встретить позицию авторов, которые исходят из того, что необходимо выделять понятия «общественная безопасность» и «государственная безопасность» .

Так, А.А. Стремоухов и А.С. Лунгу отмечают: «чтобы уйти от неоднозначного понимания категории «национальная безопасность» некоторые исследователи предлагают использовать понятие государственная


безопасность. На наш взгляд это неправильно. Практически единственным объектом государственной безопасности является само государство, интересы которого, как известно, не всегда совпадают с интересами общества и личности. Это несовпадение интересов не признавалось в концепции государственной безопасности Советского Союза, которая декларировала полное их совпадение. Однобокость и следующая из нее деструктивность концепции государственной безопасности привели к необходимости обратиться к концепции национальной безопасности. Субъектами и объектами концепции национальной безопасности являются: личность с ее правами и свободой, общество с его материальными и духовными ценностями, государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью».

Таким образом, понятие «национальная безопасность», предполагает под ней такое состояние общества (государства), при котором оно, являясь сложной социальной системой, сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а также возможность надежной защиты своих интересов от любых внутренних и внешних воздействий, как антропогенного, так и техногенного характера. Важной  категорией,  которая  нуждается  в  разъяснении  является нация». Под ней можно понимать совокупность людей одного этноса, граждан государства, проживающих на определенной территории. Стоит отметить, что существование в нашей стране субъектов, строящихся по национальному признаку укоренило проблему соотношения «нация как этнос» и «нация как государство»

Не углубляясь в другие подходы и мнения, изложенные в литературе, предложим собственное понятие национальной безопасности, которое, как видится, следует рассматривать в узком и в широком смыслах. Первое заключается в том, что национальная безопасность заключается в обеспечении   независимости   и   стабильности 


государственной жизни. Широкий смысл может как раз и включает все ранее перечисленные вопросы: политический, экологический, демографический и другие аспекты. Кроме того, представляется, что перечень таких аспектов не следует оставить открытым. В этом смысле данный подход прослеживается в научном труде С.А. Ильминской в соавторстве в другими исследователями, согласно которому сложность такого явления как национальная безопасность связывается  с  многогранностью  современного  общества.  При  этом «сложность общественных процессов с одной стороны, позволяет использовать понятие «безопасности» в различных сферах жизнедеятельности, но с другой стороны — требует конкретизации данного состояния применительно к каждому объекту, явлению или процессу».  Данной позиции придерживается и А.А. Прохожев, который в качестве основных характеристик категории «безопасность» рассматривает ее относительность и наполняемость только в непосредственной взаимосвязи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающей действительности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации дано определение национальной безопасности, в соответствии с которым национальная безопасность Российской Федерации – «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны».

Национальные интересы Российской Федерации понимаются законодателем, как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии».


Что касается стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, они были определены, как «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации». Ключевым   понятием   для   национального   законодателя   является понятие              обеспечения национальной  безопасности. Именно от    степени успешности подобного обеспечения зависит общая эффективность работы всего             государственного     аппарата;     степень     успешности     подобного обеспечения, таким образом, может рассматриваться в качестве значимого параметра его успешного функционирования. Под обеспечением в данном случае законодатель понимает «реализацию органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических,         правовых,         военных,         социально-экономических, информационных,    организационных    и    иных    мер,    направленных   на противодействие угрозам национальной безопасности». Следующим важным термином является «угроза национальной безопасности.

Количество подобных угроз, безусловно, очень велико, но необходима и разработка общего определения, позволяющего отличать подобного рода угрозы от иных факторов общественной жизни. В качестве угрозы в данном случае рассматривается «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации».

Наконец, важным фактором является рассмотрение механизмов обеспечения национальной безопасности во всей совокупности их элементов: системным и комплексным образом. Подобного рода определение тоже носит легальный характер: «система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов».

Национальная безопасность России включает в себя:


-   экономическую безопасность. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому национальные интересы России в экономической области являются ключевыми;

-   внутриполитическую безопасность, то есть обеспечение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти, гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового пространства, поддержание правопорядка, а также нейтрализация причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

-   международную безопасность, то есть обеспечение суверенитета, упрочение влияния России на международной арене, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и объединениями государств;

-   военную безопасность, то есть защита независимости, территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства;

-   пограничную безопасность, то есть обеспечение надежной защиты государственной границы, соблюдение, установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления экономической и других видов деятельности в пограничном пространстве РФ;

-   социальную безопасность, то есть обеспечение высокого уровня жизни народа;

-   экологическую безопасность, то есть сохранение и оздоровление окружающей среды;

-   информационную безопасность.


Можно прийти к выводу, что национальная безопасность представляет собой сложное составное явление, в которое в качестве составных частей входит государственная безопасность и иные «виды безопасности», которые выделяются теоретиками и практиками государственного управления.

 

2.1 Правовое регулирование в сфере обеспечения национальной безопасности

 

В                        действующем            конституционном         тексте        сочетание            слов

«национальная безопасность» наблюдать не приходится.

Поэтому, разумным будет согласиться с С.М. Иншаковым, что в Конституции РФ слово «безопасность» употребляется всего несколько раз, между тем, «практически все статьи Основного закона прямо или косвенно имеют отношение к обеспечению национальной безопасности».

Все же, по отдельности в различных выражениях слова «национальная» и «безопасность» находят свое отражение в главном политико-правовом акте страны.

Так, термин «безопасность» употребляется вместе с такими понятиями как: «целостность государства», «оборона». Из этого следует сделать вывод, что в контексте Конституции Российской Федерации прослеживается обеспечение внешней безопасности государства, то есть защищенности его от внешней угрозы и одновременно с этим неделимости внутренней, территориальной. В то же время внимательное изучение конституционного текста позволяет выявить указание в конституционно-правовых нормах также на национальные общественные интересы в вопросе безопасности. К примеру, корень «национал» в положениях Конституции РФ употребляется в виде «национальности» как принадлежности человека к определенной нации. Кроме того, в конституционных нормах говорится об единстве народов

«многонациональном народе» (ч. 1 ст. 3); «многонациональном союзе равноправных народов» .


Таким образом, в Основном законе государства нет прямых указаний на национальную безопасность, между тем вопросы внутренней политики обеспечения безопасности олицетворяются корнем «национал», что свидетельствует о разработке и принятии мер со стороны государства по обеспечению интересов многонационального народа России, проживающего на общей единой территории. С другой стороны, безопасность предполагает и внешнюю политику государства во взаимоотношениях с другими международно-правовыми субъектами в целях обеспечения взаимного мира и недопущения неправомерного влияния на нашу страну с целью её разъединения, уничтожения и прочего.

Вместе с тем имеются и те нормы Конституции Российской Федерации, которые объединяют указанные значения и направления и говорят нам о единстве внутренней и внешней политики в области безопасности, что и охватывается словосочетанием «национальная безопасность». Приведем пример. Так, в п. «е» речь идет также о национальном развитии вместе с государственным, экономическом, экологическом, социальном и прочим развитии (п. «е» ст. 71). Наконец в п. «ж» ст. 83 в раскрытии взаимодействия главы государства и формируемого им Совета Безопасности Российской Федерации говорится о реализации полномочий последнего в части обеспечения «национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз».

«Проведенный анализ конституционных норм, в которых употребляется категория «безопасность», дал основание разделить их на группы следующим образом: во-первых, ограничение чего-либо в целях обеспечения безопасности (ограничение прав и свобод человека и гражданина, запрет на создание общественных объединений, ограничение перемещения товаров и услуг, исключение в неприкосновенности депутата


Государственной Думы и члена Совета Федерации); во-вторых, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (оборона и безопасность – в исключительном ведении Российской Федерации, общественная и экологическая безопасность – в совместном); в третьих, права и свободы человека и гражданина (труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены); в четвертых, полномочия или обязанности органов государственной власти (Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, клянется обеспечивать безопасность и целостность государства, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности)» .

Так, «впервые на официальном уровне это определение использовалось в ныне утративших юридическую силу Законе РФ 2446-1 от 5.03.1992 г.

«О безопасности» (Ст. 1 «Понятие безопасности и ее объекты») и Федеральном законе (ФЗ) от 20.02.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Позднее – в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ 13.06.1996 г. «О национальной безопасности» и первой версии Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.1997 г».

В свою очередь А.А. Стремоухов отмечает, что «в нашей стране термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24 «Об информации, информатизации и защите информации», а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности». В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства». Это определение совпадает с определением  «безопасность»  в  Законе  «О  безопасности»,  так  как


совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы».

Отсутствие термина «национальная безопасность» было исправлено принятием Указа Президента РФ от 12 мая 2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Под ней понималось такое состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, ее оборону и безопасность.

Позже термин «национальная безопасность» был раскрыт также в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». По результатам сравнительного анализа предложенных в указанных ранее указах главы государства П.В. Шамаровым был сделан следующий вывод: «более поздние их них значительно расширили понятие «национальная безопасность», включив в него такие элементы, как «независимость и государственная целостность», а также уточнило содержание словосочетания «устойчивое развитие Российской Федерации». При этом в содержание НБ была добавлена оборона государства и расширены такие виды безопасности, как государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая и безопасность личности .

В свою очередь анализ ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 390- ФЗ «О безопасности»  позволяет сделать вывод о том, что «безопасность» и «национальная безопасность» рассматривается законодателем как равнозначные понятия.

Кроме того, в Законе о безопасности раскрываются вопросы осуществления государственной политики в области обеспечения безопасности (ст. 4). Определяется, что она касается как внутренних, так и внешних вопросов политики Российской Федерации, которые решаются


посредством разрабатываемых государством мер различного толка. На главу государства возлагаются функции определения основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности государства.

Еще одним органом, деятельность которого связывается с обеспечением национальной безопасности, является Совет Безопасности Российской Федерации. Последний следует рассматривать как консультативный и совещательный орган при Президенте Российской Федерации. К таковым следует также отнести и Государственный Совет РФ, между тем, особенность первого заключается в том, что на возможность его формирования главой государства указывается в Конституции Российской Федерации. Кроме того, в ней же отмечается, что статус Совета Безопасности определяется федеральным законом. В то же время следует заметить, что данное отличие и особенность Совета Безопасности РФ было несколько размыто принятием закона о поправке в Конституцию 2020 года, поскольку были внесены определенные изменения в части статуса Государственного Совета РФ. Так, в настоящее время согласно положениям Основного закона страны последний также как и Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ. Не случайно в литературе встречаются высказывания о необходимости принятия отдельного федерального закона в целях разграничения указанных органов.

Так, согласно п. «ж» ст. 83 Конституции Российской Федерации глава государства «формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации и его статут определяется законом».

В Законе о безопасности комментируемому органу посвящается ст. 13. В ней отмечается, что «Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета


Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз» (ч. 1 ст. 13).

В свою очередь ч. 2 ст. 13 Закона дублирует положения Конституции Российской Федерации в части того, что именно Президент Российской Федерации формирует и возглавляет комментируемый орган.

В этой связи правовая основа Совета Безопасности РФ строится на положениях Конституции, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, подзаконными актами. Следует отдельно отметить Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Указ Президента РФ от 07.03.2020 № 175 «О некоторых вопросах  Совета  Безопасности  Российской  Федерации»  (вместе  с

«Положением о Совете Безопасности Российской Федерации», «Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации»).

В нем определяется, что под Советом Безопасности РФ следует рассматривать конституционный совещательный орган, осуществляющий содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны    суверенитета    Российской    Федерации,    ее    независимости    и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. Кроме того, определены также задачи и функции Совета Безопасности

Российской Федерации.

Во-первых, к ним относится обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – национальная безопасность).


Во-вторых, они включают в себя формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией.

В третьих, прогнозирование, выявление, анализ и оценку внутренних и внешних угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, других внутренних и внешних угроз, выработка мер по их нейтрализации.

В четвертых, подготовку Президенту Российской Федерации предложений:

-     о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

-     о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;

-     о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;

-     о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;

-     об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;

-     о мерах по поддержанию гражданского мира и согласия в стране, об охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

В пятых, формирование основных направлений государственной внешней и военной политики.

В шестых, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской


Федерации решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. В седьмых, оценку эффективности, разработка критериев и показателей деятельности                        федеральных   органов   исполнительной   власти   в   области

обеспечения национальной безопасности.

Функциями Совета Безопасности являются многочисленные направления его деятельности.

Во-первых, рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз, пресечения действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, призывов к таким действиям, а также касающихся организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

Во-вторых, проведение стратегической оценки на основе анализа информации:

-     о ходе реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;

-     о социально-политической и об экономической ситуации в стране;

-     о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

-     о состоянии правопорядка и законности в стране, об эффективности принимаемых мер по поддержанию гражданского мира и согласия в стране, противодействию терроризму и экстремизму;

-     о военной опасности и военной угрозе;


-     о разработке, производстве и внедрении современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения национальной безопасности;

-     о ходе реализации государственной антинаркотической политики;

-     о состоянии военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

-     о состоянии информационной безопасности Российской Федерации и о развитии информационного общества в Российской Федерации;

-     о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

-     о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности.

В третьих, разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности.

В четвертых, осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, в том числе:

-                                            оценка     эффективности      работы   по реализации                          документов стратегического планирования;

-                                                                    корректировка      документов стратегического  планирования и стратегических национальных приоритетов;

-     координация деятельности по разработке в федеральных округах документов стратегического планирования.

 

В пятых, участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

В шестых, рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;

В седьмых, подготовка проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации обороны и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности;

В восьмых, организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

В девятых, организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны и национальной безопасности, а также на осуществление правоохранительной деятельности;

Наконец, в десятых, рассмотрение ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;

Кроме того, Совет Безопасности осуществляет рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации и рассмотрение ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

 

К ведению рассматриваемой организации относится также организация научных исследований по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

В Стратегии национальной безопасности определяются следующие национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты:

-     «сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;

-     защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;

-     поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

-     развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно- психологического воздействия;

-              устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе;

-     охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата;

-              укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;

-     поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений».

Можно прийти к выводу о наличии в настоящее время в Российской Федерации отдельного правового регулирования, затрагивающего вопросы


обеспечения безопасности (или – национальной безопасности). В последние годы соответствующее законодательство очень быстро развивается и совершенствуется, что свидетельствует о появлении нового межотраслевого института. Различного рода отдельные аспекты национальной безопасности (такие, например, как безопасность военная, транспортная, экологическая, экономическая и т.д.) также закрепляются в специальных нормативно- правовых актах, регламентирующих соответствующие сферы общественных отношений.

При этом существуют и нормативные акты, которые рассматриваются понятие безопасности в целом, в частности, с этой целью государством был разработан специальный Закон.

Понятие национальной безопасности не было упомянуто законодателем в тексте Основного закона государства, но по своему содержанию Конституция Российской Федерации самым прямым и непосредственным образом направлена на обеспечение задач укрепления национальной безопасности.


      Заключение

 

Термин «безопасность» употребляется вместе с такими понятиями как: «целостность государства», «оборона». Из этого следует сделать вывод, что в контексте Конституции Российской Федерации прослеживается обеспечение внешней безопасности государства, то есть защищенность от внешней угрозы и одновременно с этим неделимости внутренней или территориальной. В то же время внимательное изучение конституционного текста позволяет выявить указание в конституционно-правовых нормах также на национальные общественные интересы в вопросе безопасности. К примеру, корень «национал» в положениях Конституции РФ употребляется в виде «национальности» как принадлежности человека к определенной нации. Кроме того, в конституционных нормах говорится о единстве народов

«многонациональном народе» (ч. 1 ст. 3); «многонациональном союзе равноправных народов» (ч. 1 ст. 68).

Вместе с тем имеются и те нормы Конституции Российской Федерации, которые объединяют указанные значения и направления и говорят нам о единстве внутренней и внешней политики в области безопасности, что и охватывается словосочетанием «национальная безопасность». Приведем пример. Так, в п. «е» речь идет также о национальном развитии вместе с государственным, экономическом, экологическом, социальном и прочим развитии (п. «е» ст. 71). Наконец в п. «ж» ст. 83 в раскрытии взаимодействия главы государства и формируемого им Совета Безопасности Российской Федерации  говорится  о  реализации  полномочий  последнего  в  части

обеспечения «национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз». Национальная безопасность России включает в себя:

3        экономическую безопасность. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому национальные интересы России в экономической области являются ключевыми;

4        внутриполитическую безопасность, то есть обеспечение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти, гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового пространства, поддержание правопорядка, а также нейтрализация причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

5        международную безопасность, то есть обеспечение суверенитета, упрочение влияния России на международной арене, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и объединениями государств;

6        военную безопасность, то есть защиту независимости, территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства;

7        пограничную безопасность, то есть обеспечение надежной защиты государственной границы, соблюдение, установленных законодательством  РФ  порядка  и  правил  осуществления


8        социальную безопасность, то есть обеспечение высокого уровня жизни народа;

9        экологическую безопасность, то есть сохранение и оздоровление окружающей среды;

10   информационную безопасность.

Таким образом, национальная безопасность есть объемная по своему составу категория, которая пронизывает внутреннюю и внешнюю политику государства, но не является однородной. Представляется, что следует говорить о национальной безопасности в сфере экономики, о национальной безопасности в сфере образования и так далее.

Еще одним органом, деятельность которого связывается с обеспечением национальной безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации. Последний следует рассматривать как консультативный  и  совещательный  орган  при  Президенте  Российской Федерации. К таковым следует также отнести и Государственный Совет РФ, между тем, особенность первого заключается в том, что на возможность его формирования главой государства указывается в Конституции Российской Федерации. Кроме того, в ней же отмечается, что статус Совета Безопасности определяется федеральным законом. В то же время следует заметить, что данное отличие и особенность СБ РФ было несколько размыты принятием закона о поправке в Конституцию 2020 года, поскольку были внесены определенные изменения в части статуса Государственного Совета РФ. Так, в настоящее время согласно положениям Основного закона страны последний также как и Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ.

В литературе можно встретить рассуждения о том, что национальная и общественная безопасность следует разграничивать. Так вот представляется, что принятие поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 путем референдума является особенным, знаковым событием, поскольку указанные категории сближаются между собой. То есть помимо соблюдения процедуры внесения поправок в конституцию соответствующий вопрос был поставлен перед единственным источником власти России ее многонациональным народом. Нельзя отрицать того факта, что данное действо только укрепило национальную безопасность России.

Национальная безопасность представляет собой сложное составное явление, в которое в качестве составных частей входит государственная безопасность и иные «виды безопасности», которые выделяются теоретиками и практиками государственного управления.

В настоящее время в Российской Федерации присутствует отдельное правовое регулирование, затрагивающее вопросы обеспечения безопасности (или – национальной безопасности). Различного рода отдельные аспекты национальной безопасности (такие, например, как безопасность военная, транспортная, экологическая, экономическая и т.д.) также закрепляются в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих соответствующие сферы общественных отношений.

При этом, существуют и нормативные акты, которые рассматриваются понятие безопасности в целом, в частности, с этой целью государством был разработан специальный Закон.

Утверждение, в соответствии с которым каждый вид ответственности требует четкого нормативного закрепления его оснований, процессуальных форм, особых принудительных мер и т.д., в полной мере относятся к конституционно-правовой ответственности органов государственной власти, дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования которой позволит исключить угрозы национальной безопасности, обусловленные нарушениями Конституции РФ и иных актов конституционного законодательства органами государственной власти.

Национальная безопасность должна восприниматься как объемная по своему составу категория, которая пронизывает внутреннюю и внешнюю политику государства, но не является однородной. В связи с этим, можно говорить как о национальной безопасности в общем, так и об отдельных разновидностях национальной безопасности применительно к различным сферам  государственного  управления. 

 

Список  используемых источников

 

1.                 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 2-ФКЗ, от 21.07.2014 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, 31, ст. 4398.

2.                 Макарейко Н. В. Проблемы нормативного правового регулирования национальной безопасности // Вестник Воронежского института МВД России. - 2019. - № 1. - С. 118-122.

3.                 Макаров В. Е. Безопасность как социальное явление // Ученые записки РГСУ. - 2009. - № 10 (73). - С. 198—201.

4.                 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822

5.                 Стратегия национальная безопасности утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно- правовая система.

6.                 Стремоухов А. А., Лунгу А. С. «Национальная безопасность»: содержание понятия // Ленинградский юридический журнал. – 2011. - №2. – С. 78-84.

7.                 Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] : Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ogegova/277095 (дата обращения: 13.12.2021).

8.                 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.

9.                 Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 (ред. 05.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. – 2009. – № 20. – ст. 2444 (документ утратил силу).

 

 

                          


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



10.            Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно-правовая система.

11.            Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // Консультант плюс: справочно-правовая система.

12.            Чапчиков С. Ю. Концептуальные основания национальной безопасности и механизм ее обеспечения: теоретико-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. Курск, 2018. – 414 с.

13.            Шамаров П.В. Национальная безопасность: содержание понятия. // Ленинградский юридический журнал. – 2011. - №2. – С. 78-84.

 

 





 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также