МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по теме: «Глобальная численность населения и тенденции её изменения» для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) ОДБ.06 География

  • Лекции
  • docx
  • 21.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена методическая разработка открытого занятия с использованием активных и интерактивных приёмов и методов обучения (мультимедийных компьютерных технологий, игрового метода, метода рефлексии, опережающего обучения). Рекомендована для преподавателей ОДБ.06 География
Иконка файла материала занятие по географии 2025.docx

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия

по теме: «Глобальная численность населения и тенденции её изменения»

для студентов специальности

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

ОДБ.06 География

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025


Методическая разработка занятия по теме: «Глобальная численность населения и тенденции её изменения» для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Разработала Жолоб Г.И. – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж», специалист первой категории. Макеевка, - 2025.

 

 

 

 

Представлена методическая разработка открытого занятия с использованием активных и интерактивных приёмов и методов обучения (мультимедийных компьютерных технологий, игрового метода, метода рефлексии, опережающего обучения). Рекомендована для преподавателей ОДБ.06 География

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии транспортно-энергетических ГБПОУ «Макеевский транспортно-технологический колледж» и рекомендовано к утверждению.

Протокол № ___ от ________2025 г.

Председатель цикловой комиссии                                     Т.В. Шафалович


АННОТАЦИЯ

 

В методической разработке изложена методика проведения занятия по дисциплине ОДБ.06 География с использованием активных и интерактивных приёмов и методов обучения (мультимедийных компьютерных технологий, игрового метода, метода рефлексии, опережающего обучения).

На занятии используются следующие формы, методы и приемы обучения: применение таблиц, схем; выполнение мини-проекта; использование раздаточных материалов; компьютерная презентация; приемы рефлексивного обучения; сообщения студентов (творческие опережающие задания); проблемные вопросы и ситуации.

Применение проблемно-ситуативного обучения с использованием кейсов в учебном процессе способствует достижению основной цели образования – улучшению качества образования, обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.

На данном занятии студенты получают информацию из различных источников, анализируют ее  и делают единый вывод.

Сопровождение объяснения преподавателя видеоинформацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию учебного материала, увеличивает интерес к новой теме, улучшает понимание и запоминание материала.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка........................................................................................ 5

План занятия........................................................................................................ 7

Структура занятия................................................................................................ 9

Ход занятия........................................................................................................ 11

Приложения....................................................................................................... 33


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Проблемы народонаселения, то есть населения Земли, увеличиваются с каждым годом. Этим взволнованы все люди, которым не все равно, в каком состоянии находится, и будет находиться планета, на которой живут они и будут жить их дети. Поэтому специалистами всего мира – экологами, социологами, психологами, антропологами – проводится большое количество исследований, касающихся проблем народонаселения планеты.

Цель занятия – познакомить студентов с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения. В ходе занятия сформировать знания о географии населения, как об одной из главных ветвей экономической социальной географии. Выявить закономерности динамики численности, населения, совершенствовать самостоятельные навыки работы со статическим материалом. Содержание всего занятия направлено на воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.

Тема занятия актуальна, так как география населения, является одной из главных ветвей экономической и социальной географии. На сегодняшний момент, как никогда остро стоит проблема перенаселения одних стран (Индия, Китай, азиатские и восточные страны) с одновременным демографическим кризисом в других (Европа, Америка, Россия).


Обоснование темы

 

Тема «Глобальная численность населения и тенденции её изменения» соответствует рабочей программе по дисциплине ОДБ.06 География.

На занятии используются следующие формы, методы и приемы обучения: применение таблиц; использование раздаточных материалов; компьютерная презентация; приемы рефлексивного обучения; сообщения обучающихся (творческие опережающие задания); проблемные вопросы и ситуации, установление связей с другими дисциплинами.

Тема «Численность населения мира и динамика её изменения» является актуальной и важной в рамках профессионального обучения по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» по нескольким причинам:

- рост населения напрямую влияет на объем и структуру перевозок. Чем больше населения, тем выше требования к перевозкам грузов и пассажиров, развитию транспортной инфраструктуры;

- демографические изменения обусловливают географические особенности перевозочного спроса: распределение населения по регионам определяет маршруты, зоны концентрации грузов и пассажиропотоков.

Глобальные тренды и вызовы:

- увеличение численности населения в мире (по данным ООН и других источников) создает новые задачи по обеспечению устойчивого развития транспортных систем;

- изменения в демографии, такие как урбанизация, старение населения или миграционные потоки, требуют адаптации транспортных решений, что важно для будущих специалистов в области управления транспортом.

Стратегическое планирование:

- понимание динамики численности населения помогает прогнозировать рост транспортных нагрузок, разрабатывать стратегические планы развития транспортной инфраструктуры и логистики;

- это особенно важно при организации перевозок в условиях роста городского населения и необходимости профилактики перегрузок и экологических проблем.

Изучение численности населения расширяет знания о географических, экономических и социальных аспектах развития страны и мира, что является неотъемлемой частью формирования профессиональных компетенций.

Проведение занятия по данной теме способствует развитию у студентов аналитического мышления, понимания глобальных процессов и подготовки к профессиональной деятельности в условиях постоянно меняющихся демографических условий. Это позволяет не только понять текущую ситуацию, но и прогнозировать тенденции развития транспортных систем в будущем.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ι. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Группа:

ОПУТ – 2024-1/9

Специальность:

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Тема занятия:

Глобальная численность населения и тенденции её изменения.

Цель занятия:

 

Методическая

Усовершенствование методики проведения лекционных занятий с использованием активных и интерактивных приёмов и методов обучения

Дидактическая

Формирование у студентов глубокого понимания процессов, связанных с численностью и динамикой населения мира, а также осознание влияния социально-экономических факторов на демографические изменения. Изучить основные концепции теории демографического перехода и типы воспроизводства населения, включая демографический взрыв, кризис и старение населения. Анализировать демографическую политику различных стран в зависимости от их уровня социально-экономического развития и типа воспроизводства населения. Определить возрастной и половой состав населения, а также структуру занятости и этнический состав в разных странах. Исследовать религиозный состав населения, включая мировые и национальные религии, и их географическое распространение. Обсудить влияние глобализации на население мира и современные цивилизации, а также географические рубежи цивилизации Запада и Востока.

Воспитательная

Формировании у обучающихся понимания важности демографических процессов для развития общества, развитию уважительного отношения к различиям в возрастных и половых характеристиках населения, а также в осознании роли демографической политики в обеспечении благополучия и устойчивого развития государства.

Тип занятия:

Занятие совершенствования знаний, формирования умений, навыков.

Формируемые компетенции

 

Общие:

 

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и  письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

Профессиональные:

ПK 2.2. Организовывать движение транспорта, обеспечивать безопасность движения на транспорте и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.

Методическое обеспечение:

 

Методическая разработка открытого занятия, банк заданий, презентация в PowerPoint, мини-проект.

Технические средства обучения:

 

компьютер, мультимедийный проектор

Программное обеспечение

 

текстовый процессор Word, аккаунты в Google Apps, ментальная карта «х-mind», Online Test Pad

 


ΙΙ. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 

1.     Организационный этап......................................................................... 1 мин

2... Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний......... 5 мин

2.1. Ознакомление студентов с темой, учебными целями и планом занятия

2.2. Мотивация познавательной деятельности

3.   Актуализация опорных знаний.............................................................. 10 мин

4. Этап восприятия и осмысления нового учебного материала……………………………………………………............................45мин

5.   Этап закрепления новых знаний............................................................ 15 мин

5.1. Приём интерактивного обучения «Решение ситуационных заданий»

5.2. Тестирование.

6.   Подведение итогов занятия..................................................................... 3 мин

6.1. Выводы о достижении цели и задач занятия, оценивание работы студентов на занятии

6.2. Рефлексия

7.   Мотивация и инструктаж по выполнению домашнего задания.............. 1 мин

7.1. Мотивация д/з

7.2. Инструктаж по выполнению д/з


ΙΙΙ. ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1.      Организационный этап

Основная цель - организовать рабочую обстановку и настроить студентов на будущую работу. Преподаватель проверяет наличие студентов, определяет готовность студентов к восприятию материала занятия.

1) Приветствие

2) Проверка готовности студентов к занятию

3) Проверка подготовленности учебной аудитории для занятия

4) Организация внимания

 

2.      Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний

Задачи этапа: организовать познавательную деятельность обучающихся, сформировать целенаправленный характер учебной деятельности.

 

2.1. Ознакомление студентов с темой, учебными целями и планом занятия

 

Цель занятия: ознакомить студентов с понятием численности населения мира и динамикой её изменения, изучить теорию демографического перехода, рассмотреть особенности воспроизводства населения и его типы в странах с разным уровнем социально-экономического развития, анализировать явления демографического взрыва, демографического кризиса и старения населения, а также рассмотреть направления демографической политики в различных странах и особенности возрастного и полового состава мирового населения.

 

План

1. Численность населения мира.

2. Типы воспроизводства населения.

3. Демографическая политика.

 

2.2. Мотивация познавательной деятельности

Рассказ преподавателя, создание проблемной ситуации:

 

Н. Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!» - писал он. Теперь география населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие. Итак, мы выяснили, что предметами изучения науки географии – это природа, хозяйство, население. Из всего этого вытекает вывод, что знакомство с населением на занятиях экономической географии просто необходимо! С чего же начать изучение населения? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют.

На сегодняшнем занятии мы изучим численность населения мира, типы воспроизводства и демографическую политику в разных регионах мира, рассмотрим социальные вопросы, семейные традиции, разных стран, и конечно же России. А на следующем занятии мы продолжим изучение состава населения, миграции и урбанизации. Главная цель занятия – познакомиться с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения, совершенствовать самостоятельные навыки работы со статическим материалом. Изучать новую тему мы будем, работая в небольших группах, это содействует воспитанию коллективизма и сплочению вашей группы. За каждый правильный ответ вы будете получать символические баллы – жетоны. В конце занятия, определим команду- победительницу, и самых активно работающих студентов.

Какие источники информации помогут нам в работе? (Статистические материалы, атласы и т.д.)

С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? (Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.) Тема нашего занятия «Численность и воспроизводство населения» - формулируют сами студенты. Запись темы занятия в тетрадях. Задачи, которые предстоит решить, стараются сформулировать также студенты.

3. Актуализация опорных знаний студентов

Цель - закрепить и углубить знания студентов, выяснить и уточнить непонятные вопросы по пройденному разделу, приучить студентов к систематическому учебному труду, показать прикладную направленность изучения дисциплины.

Преподаватель говорит, что проверка основных моментов ранее изученного материала будет проводиться с целью установления связей между пройденным материалом и новым.

Преподаватель: География населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие. Эта тема затрагивает все отрасли географии: и хозяйства, промышленность и природу. Все вы уже знаете, 2024 год в России был объявлен Годом семьи по указу Президента РФ Владимира Путина от 22 ноября 2023 года №875. Давайте для повторения изученного проведем фронтальный опрос, а также небольшой тест.

        

         Фронтальный опрос.

         Опрос проведем методом фронтального опроса, который позволяет максимально быстро и эффективно опросить большое количество студентов. А также будет предложен небольшой тест.

 

1.      Демографическая ситуация в мире, в России, в Донецкой Народной Республике?

2.      Тенденция динамики численности населения в мире, в России, в в Донецкой Народной Республике?

3.      Какие факторы влияют на численность населения?

4.      Что такое естественный прирост населения?

5.      Что такое демографическая политика?

6.      Какая демографическая политика проводится в странах с различным естественным приростом?

7.      Какая демографическая политика проводится в России в Башкортостане?

8.      Какие факторы влияют на продолжительность жизни в мире, в России?

9.      Правы ли демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?

Тестовый опрос.

1.Укажите примерную численность населения Земного шара:

1) 3.5 млрд. человек;                              

2) 4.5-5 млрд. человек;                 

3)5.1-6.0 млрд. человек;

4) 7  млрд. человек.

2.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:

1) Китай;

2) Мексика;       

3) Индия;        

4) Бангладеш.

3.Укажите группу,  в  которую входят  только государства с   населением  более 100 млн. человек:

1) России. Эфиопия, Нигерия, Индия;       

2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;

3) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия;

4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.

 

         После того, как студенты выполнят задание, преподаватель объявляет правильные ответы.

Преподаватель: Мы вспомнили основные понятия населения мира и переходим к изучению ее динамики и изменений в численности.

4.      Этап восприятия и осмысления нового учебного материала

 

Преподаватель: Тема «Население мира» вам уже знакома из курса школьной географии и из курса обществознания и истории. Вспомните, какие термины, понятия вы знаете по нашей сегодняшней теме «Населения мира». Команды начинают отвечать по очереди, называя  по одному определению, и сами же дают определение, если команда дает не точное определение, помогают остальные команды. (Термины и определения по теме «Населения мира»: этнография, демография, демографический взрыв, демографический кризис, урбанизация, миграция, демографическая политика, естественный прирост).

Этнология (от греч. Этнос – племя, народ), то же, что этнография, - наука о происхождении народов (этносов), изучающая их характерные особенности, быт, культуру, взаимоотношения друг с другом, которые определяются этническими процессами.

Демография (от греч. Народ и графо – пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.

Демографический взрыв – резкое ускорение темпов роста населения.

Демографический кризис – резкое ухудшение развития народонаселения, обусловленное, в частности, процессом депопуляции.

Урбанизацией (от лат. Слово – город) называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие более сложных сетей и систем городов.

Миграция – перемещение населения из одной страны в другую или внутри страны.

Естественный прирост – разница между числом родившихся и умерших людей за отпределенный период времени.

Преподаватель: - Молодцы! Хорошо справились с заданием. А теперь ответьте на вопрос с чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего занятия.

Изучение новой темы, работа в отдельных группах:

Преподаватель: Население представляет собой главную производительную силу общества. Основной количественной характеристикой населения является его численность.

Численность населения мира в настоящее время составляет более 8 млрд чел. Ежегодно численность населения мира увеличивается на 90 млн. человек, причем 90% приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

А как можно узнать количественный учет и социальное благополучие населения мира? Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

Студент: - По переписи населения.

Преподаватель: - Что такое перепись?

Студент: - Сбор данных разного характера о всем населении страны за определенный период.

Преподаватель: - Какой период рекомендует ООН?

Студент: - 10 лет

Преподаватель: - В мире издавна существовал интерес к численности населения. Впервые учет численности населения проводился 4 тысячи лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было более 2 тысяч переписей. По расчетам статистиков - демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек. Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно. И составляет она 8,22 млрд. человек. Но, 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать. По прогнозам ООН, численность населения земного шара возрастет в 2 раза и достигнет более 10 млрд. человек. Уже сейчас население Индии превзошло численность населения Китая.

Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах:

 

На протяжении почти всей истории человечества рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился.

Преподаватель:  знали ли вы, что: Ежегодно в мире рождается около 140 млн. человек. Каждую секунду на свет появляются 3 человека (умирает – 2), каждую минуту – 175 человек (умирает – 100 человек), каждый час – 10400, каждые сутки – 250 тысяч новых землян. Каждую неделю на Земле появляется новая Самара или Гамбург, каждый месяц население такой страны, как Австралия или Тунис.

Преподаватель:- Однако в разных регионах планеты численность населения растет по- разному. Условно страны мира можно разделить на три группы: 1 группа – население растет медленно, 2 группа – средний рост, а в 3 группе – очень быстрый.

Преподаватель: - Рассмотрим график “Динамика численности населения мира с начала нашей эры” на стр. 62, рис. 10.

-Что бросается в глаза?

Студент: - до 17 в. население  росло медленно.

Преподаватель: - почему?

Студент: - Эпидемии, войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина.

Преподаватель: – В начале 20 в. произошло резкое увеличение численности населения. Как это называется?

Студент: - Демографический взрыв.

Преподаватель: - В странах – участниках 2-й мировой войны демографический взрыв не наблюдался. Был он небольшим и в России. Теперь рассмотрим таблицу 2 на стр.62 “Рост численности населения мира в 20в.”. Какова общая тенденция?

Студент: - Рост замедляется.

 

Регионы мира,весь мир

1990

1920

1950

1960

1980

1990

2000

2050 (прогноз)

Россия, СССР, СНГ

130

158

180

214

266

288

283

243

Зарубежная Европа

295

329

392

425

484

498

525

463

Зарубежная Азия

950

966

1392

1715

2569

3108

3585

5300

Африка

130

141

220

275

475

648

794

2000

Северная Америка

81

117

166

199

249

276

315

438

Латинская Америка

64

91

164

216

354

448

525

832

Австралия и Океания

6

9

13

16

23

26

31

47

Весь мир

1656

1811

2527

3060

4420

5292

6058

9323

Работа в группах на скорость.

Преподаватель:

Задание: Постройте график изменения численности населения регионов, объясните причины наблюдаемого процесса.

Преподаватель:

а) в каких регионах живет большая часть населения земного шара;

б) как изменилась численность населения в XX веке по отдельным регионам;

в) как будет изменяться численность населения мира и отдельных регионов по прогнозам в будущем?

Студенты отвечают по таблицу, делают вывод.

Преподаватель: Какие демографические проблемы существуют в России?

Студент: В 2010 году численность населения России оценивалась примерно в 142 млн. человек. К 2025 году она, уменьшилась до 133 млн. человек, а к 2050 году – до 117 млн. человек.

Преподаватель:  - Какие факторы влияют на численность населения России?

Студент: У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест”. Это когда падающая кривая рождаемости пересекает растущую кривую смертности...

Преподаватель:

Задание: проанализируйте график

2.      Типы воспроизводства населения.

Преподаватель: На изменение численности населения территориальной социально-экономической системы оказывают влияние два основных фактора: естественное и механическое движение населения.

Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Естественный прирост зависит от ряда факторов:

•        уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питания, условия труда и быта людей и т.п.;

•        структуру населения (половая, возрастная, брачная);

•        образ жизни (городской и сельский);

•        занятость женщин в общественном производстве;

•        национальные и религиозные традиции.

Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней.

Таким образом, можно выделить два основных типа воспроизводства населения, имеющих свои характерные особенности:

Первый тип воспроизводства населения

Второй тип воспроизводства населения

Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста Стабилизация численности населения «Старение» населения (т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения)

Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности Постоянное увеличение численности населения Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения

«Формула воспроизводства» населения
13 - 9 = 4

«Формула воспроизводства» населения
29 - 9 = 20

Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии

Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии

 

Преподаватель:  - Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства (естественного движения). Кто знает, определение этого термина?

Студент: - По воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Преподаватель: - Что такое естественный прирост?

Студент: - Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей. Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом

Р – С = ЕП, где Р – рождаемость, С – смертность

ЕП – естественный прирост.

Преподаватель: - Каким бывает естественный прирост?

Студент: - Естественный прирост положительный  (Е+), отрицательный (Е-), равен нулю (Е=0)

Преподаватель: - Уровень смертности и уровень рождаемости во многих странах зависят от социально – экономического уровня развития страны, от материальных условий жизни людей, санитарно – гигиенических условий, от развития здравоохранения, от степени занятости женщин в производстве и общественной деятельности, от уровня развития образования и культуры. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения – это биологические процессы. Какие процессы включает естественное движение населения?

Студент:- 4 процесса: рождаемость, смертность, брачность, разводимость

Преподаватель: - Какие вы знаете типы воспроизводства?

1-й тип воспроизводства населения – простой называется “Демографический кризис” или “Демографическая зима”, для него характерны: невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. (Этот способ получил распространение в экономически развитых странах Европы и Северной Америки).

Социально- экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:

-высокий уровень социально- экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей);

-высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов ( в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже);

Главной формой расселения людей  в современном мире постепенно становятся города. Согласно демографическим прогнозам, к 2009 году в мире больше половины жителей будут проживать в городах, но сегодня соотношение городского и сельского населения в разных регионах мира различно: в государствах Северной Америки городское население составляет 75%, в России – 74%, в государствах Европы – 71%, в странах Латинской Америки – 65%, а в Африке – только 30%, в Азии – 22-30% (в странах Юго-Западной Азии в городах проживает до 52%). Дети сельских жителей трудятся наравне со взрослыми, принося дополнительный доход, в условиях города возможности ребенка внести вклад в экономическое благосостояние ограниченно. В аграрных странах предполагается, что многодетные семьи обеспечат достойную старость родителей.

-изменение статуса женщин, эмасипация и появление новой системы ценностей;

-увеличение доли старших возрастов – “старение нации” (в Великобритании, Франции и др.), уменьшение возраста молодых;

- последствия войн и военных конфликтов, терроризм;

-рост цены ребенка;

-производственный травматизм; техногенные катастрофы : автомобильные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней, в дорожно- транспортных происшедствиях погибает 60 тыс. Человек; несчастные случаи;

-смертность от болезней (СПИД, рак и т.д);

-природные катастрофы.

2-й тип воспроизводства населения – расширенный называется “Демографический взрыв” или “Демографическая весна”, для него характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. (Преимущественно в странах Азии, Африки и Латинской Америки).

Социально- экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:

-низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства (развивающиеся страны);

-невысокий уровень урабанизации – 41% (в сельской местности рождаемость выше);

-своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;

Знаете ли Вы?

•        Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.

•        Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье.

•        Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком.

•        У Льва Толстого было 13 детей.

•        Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 раз твойняшек, и 4 раза по 4 близнеца в младенчестве умерло всего 2 ребенка.

•        Многодетной матерью считается и жительница Латинской Америки, у нее было 55 детей, в основном близнецы.

-        Подневольное положение женщин (учеба- работа- карьера)

-        Ранние браки;

-        Использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;

-        Запреты по планированию семьи в мусульманских странах.

Суженный тип воспроизводства характерен для стран с “нулевым” или близким к нему естественным приростом или с отрицательным приростом, т.е. такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией.

Преподаватель: - К чему ведет сокращение рождаемости?

Студент: - Понятие – депопуляция (от франц. Слова) – уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.

Среднегодовая убыль в %:

Нулевая (“Е=0)   Абсолютная (отрицательный естественный прирост  “Е –“)

В Болгарии -0,6 Латвии -0,4 Эстонии -0,3 Беларусия, Венгрия, Германия и др.

Преподаватель:  - Работа в группах. Какая команда сделает быстрее и правильно, получаете жетон. Работу выполняем, используя учебник, в конце учебника приложения № 12 и № 13 стр. 387.

Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия;

2)Индия;

3) Иордания;

4) Италия;

5) Сомали;

6) Россия;

7) Таджикистан;

8) Уганда;

9) Мадагаскар;

10) Эстония;

11)Литва;

12) Болгария.

Страны 1 типа ________________________________________________

Страны 2 типа ________________________________________________

Ответы: 1 тип воспроизводства населения : Австрия, Италия, Россия, Эстония, Литва, Болгария.

2 тип воспроизводства: Индия, Иордания, Сомали, Таджикистан, Уганда, Мадагаскар.

Преподаватель: А вы давно были в театре? Тогда я предлагаю вам принять участие в мини – спектакле.

Сценка.

Выходит демограф (с калькулятором и счетом): - Я – демограф, веду счет численности населения и естественного прироста в стране! У меня на руках «печальные» данные численности населения Белоруссии, Венгрии, Германии, Украины, Болгарии, Латвии, Эстонии… Население многих этих странах никак не увеличивается, а наоборот все уменьшается. Смертность превышает рождаемость. Если так дальше будет продолжаться. То этих стран ждет убыль населения. А это привлечет новых проблем… Ой, что делать? Как быть?  Куда катимся?...(демографический кризис, депопуляция).

Преподаватель: Появились пугающие прогнозы перенаселения Земли. Однако дальнейшая демографическая ситуация в мире опровергла пессимистические прогнозы. Уже к 80-м годам нашего столетия годовой прирост в развитых странах упал до 6%, а в развивающихся – до 20%. Что же это значит? Ответ на вопрос дает теория демографического перехода, суть которой сводится к тому, что рождаемость и смертность обусловлены не биологическими законами, а социально- экономическими условиями.

Под демографическим переходом понимают процесс последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально- экономического развития стран. Процесс демографического перехода характеризуется следующими фазами:

•        Высокая рождаемость – высокая смертность. Эту фразу занимают сейчас страны Африки – единственного региона Земли, где еще очень высоки темпы роста населения (на каждую тысячу жителей здесь рождается 40-45 человек);

•        Высокая рождаемость – снизившаяся смертность. Эту фразу занимают страны Латинской Америки и Азии. Снижение смертности объясняется успехами здравоохранения в этих странах;

•        Низкая рождаемость – низкая смертность. Эту фразу занимают США, Канада, страны Европы, Япония, Австралия, Китай, государства, входящие в СНГ.

Преподаватель: - «А сколько людей выдержит Земля?» - ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие – 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 8 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же «предпримет меры», чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотки тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тысяч человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

И еще один вариант ответа на вопрос: «Хватит ли…?» - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин «золотой миллиард» - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн. ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего- то не хватает(работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.)

Сегодня в мире голодают 650 млн.человек, а умирают от голода 35 тыс.человек ежедневно, 12 млн.человек – ежегодно. Можно подсчитать, что примерно за 3 недели, с учетом воспроизводства населения, может умереть город с численностью 1,5 млн.человек. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн.человек.

Преподаватель: А какие проблемы вызывают высокие темпы населения в мире?

Студенты: - Продовольственную – нехватка продуктов питания в некоторых регионах мира (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения.)

-Истощение земель из- за нерационального их использования.

-Сведение лесов вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню

-Загрязнение окружающей среды – результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

-Проблема нехватки воды и т.д.

Преподаватель:  - Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха? Надо пить. А хватит ли всем пресной воды? Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу? Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов? И ,наконец, хватит ли на всех жизненного пространства? И в наши дни многие страны мира стремятся управлять процессом воспроизводства, проводя демографическую политику. Кто знает, что это политика?

Студент:- Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.

Преподаватель: Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости.

Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как:

а) единовременные ссуды молодоженам;

б) пособия при рождении каждого ребенка;

в) ежемесячные пособия для детей;

г) оплачиваемые отпуска;

д) денежные выплаты и семейные пособия;

е) льготы многодетным семьям;

ж) расширение сети детских учреждений;

з) расширение имущественных прав матери и детей при распаде семьи;

и) запрет абортов (ФГР).

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости.

Пример 1. В Индии:

а) принята национальная программа планирования семьи;

б) повышен возраст вступления в брак: мужчины- 21 год, женщины – 18 лет;

в) производится массовая добровольная стерилизация населения;

г) политический девиз: «Нас двое – нам двоих».

Пример 2. В Китае:

а) создан комитет по планированию деторождения;

б) установлен поздний возраст для вступления в брак: мужчины – 22 года, женщины – 20 лет;

в) за одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно;

г) политический девиз: «Одна семья – один ребенок»;

д) запрещены браки в период учебы в институтах.

Многие эксперты считают, что благодаря эффективной политике, за последние 20 лет китайцев появится на свет на 200 млн. меньше. Суть стратегической политики Китая в области демографии: «Каждой семье – один ребенок». Кроме того стимулируются поздние браки, более позднее появление на свет потомства и увеличение интервалов между родами. Штрафы и поощрения даны на откуп местной администрации. Единственный ребенок в семье, особенно при позднем браке, дает преимущество при получении жилья; его проще устроить в детский сад, в дальнейшем ему легче будет устроиться на работу.

Интересные данные:

•        По мнению исследователей, преобладание рождаемости мальчиков связано с политикой контроля рождаемости, проводимой властями КНР. В Китае существует штраф за рождение второго ребенка. А в некоторых провинциях если первой родилась девочка, то родителям запрещается заводить детей. Из курса истории известно, что раньше топили новорожденных девочек, учитывая, что женщина продолжательница рода, опять будут дети. Эти факторы приводят к тому, что многие беременные китаянки, узнав, что ждут девочку, решаются на аборт.

•        Да, еще о детях в Китае. Как нам всем, наверное известно, в Китае можно иметь только одного ребенка (иностранцам 2, и если семья проживает в деревне и первый ребенок не мальчик, то можно попытать счастье еще 1 раз). Мальчиков там ценят! Женщина, когда рожает первого ребенка, должна подписать некий документ, где обязуется больше не рожать, только после  подписания такого документа обеими родителями первенцу дадут паспорт. Однако, если вы все же решились на второго ребенка, то за это вас не расстреляют и не посадят, просто ваш второй ребенок будет жить без паспорта, а это обречение на плохую работу, некачественное образование (никакого дополнительного иностранного языка), этот человек НИКОГДА не сможет покинуть свою страну, т.к. у него нет паспорта,  не будет и загранпаспорта. На третьего не решается никто … почти.

В связи с быстрым ростом численности населения в развивающихся странах весьма остро встают проблемы, связанные с необходимостью обеспечения людей работой, жильем и т. п.

Демографическая политика — это система мер (административных, экономических, пропагандистских и др.), направленная на регулирование процесса воспроизводства населения.

В странах с первым типом воспроизводства населения меры демографической политики направлены на повышение рождаемости. В странах второго типа — на сокращение рождаемости.

В целях стимулирования рождаемости проводятся такие мероприятия, как выплата пособий, предоставление различных льгот многодетным семьям и молодоженам, расширение сети дошкольных учреждений, половое воспитание молодежи, запрет абортов и т. п.

Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Япония. Здесь в демографической политике применялись самые радикальные как пропагандистские, так и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п.).

Преподаватель: - А какая демографическая политика у нас в России?

Студент:- В настоящее время ситуация с демографией стала внушать надежды – рождаемость потихоньку стала повышаться. Этому способствовали некоторые меры, принятые правительством РФ. Например, в 2007 году был принят закон о материнском капитале, также были приняты различные программы для поощрения рождения вторых  и третьих детей в семьях. Наряду с этим, разработаны программы стимулирования процессов усыновления русскими семьями детей из детских домов.

Преподаватель: - Верно, все эти действия нашего правительства направлены для улучшения демографических показателей в стране, и уже можно наблюдать положительные результаты.

Преподаватель:  Молодцы, ребята. Хорошо справились с вопросами, активно участвовали. По новой теме есть вопросы? Если нет вопросов, то предлагаю вам небольшой тест, для закрепления сегодняшней темы.

         5.      Этап закрепления новых знаний

                  5.1. Тестирование.

Студенты отвечают на вопросы теста. Далее обмениваются работами и проверяют их (приложение 8).

Тест

1. Численность населения мира?

А) 2500 млн. человек

Б) 6000 млн. человек

В) более 7 млрд. человек

Г) менее 7 млрд. человек

2. Численность населения России составляет... (в млн.)?

______________________

3. Выберите страны с положительным естественным приростом населения?

А) Россия

Б) Нигерия

В) Польша

Г) Индия

4. Страна, занимающая первое место по численности населения мира - это...?

______________________

5. Выберите страны, входящие в десятку крупнейших стран мира по численности населения.

А) ЮАР

Б) Индия

В) Индонезия

Г) Нигерия

6. В какой стране в структуре населения доля детей наибольшая?

А) Германия

Б) Саудовская Аравия

В) Камбоджа

Г) Канада

7. Рост городов и городского образа жизни - это...?

______________________

 

6.   Подведение итогов занятия

6.1.         Выводы о достижении цели и задач урока, оценивание работы студентов на занятии

         6.2.  Рефлексия

         Предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на занятии: для этого  на специальных листах заполняем карточку указав соответствующий смайлик.

7.      Мотивация и инструктаж по выполнению домашнего задания

         7.1. Мотивация д/з

Для того, чтобы закрепить изученный материал, необходимо еще поработать над этой темой дома. Поможет нам в этом домашнее задание.

         7.2. Инструктаж по выполнению д/з

         Проработать опорный конспект лекции. Выполнить задание из учебника.