Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
катализ.docx
Методический материал по теме: «Катализ»
1. Гомогенный катализ
Проследить каталитическое ускорение окисления соединений марганца (II)
до марганца (VII). Окисление соединений марганца (II) до марганца (VII)
4О (в
легко наблюдать, так как ион Мn2+ практически бесцветный, а ион Мn
котором марганец имеет степень окисления +7) окрашен в фиолетово
красный цвет.
Внести в две пробирки по 34 мл раствора сульфата марганца (II) или
нитрата марганца (II) (но не хлорида марганца (II), так как хлоридионы
мешают проведению реакции) и подкислить таким же объемом 2 н. раствора
азотной кислоты. В одну из пробирок добавить одну каплю раствора нитрата
серебра и в обе пробирки по щепотке кристаллического персульфата аммония
(NH4)2S2O8. Поместить обе пробирки в стакан с водой. В какой пробирке
раньше появилось фиолетовокрасное окрашивание?
Реакция выражается уравнением:
2MnSO4 + 5(NH4)2S2O8 + 8H2O = 2HMnO4 + 5(NH4)2SO4 +7H2SО4.
Азотная кислота на реакцию не расходуется и добавляется для создания
определенной кислотности среды в начале реакции. В качестве
промежуточных быстро протекающих процессов происходит восстановление
ионов серебра ионами марганца (II) и обратное окисление серебра
персульфатом аммония. Какой ион является катализатором в данном
процессе?
2. Гетерогенный анализ
Проследить каталитическое действие разных катализаторов на реакцию
разложения пероксида водорода 2Н2О2 = 2Н2О + О2 по скорости
обесцвечивания индигокармина за счет окисления красителя выделяющимся
кислородом.
Налить в три пробирки по десять капель раствора индигокармина. В
первую пробирку добавить щепотку оксида марганца (IV) МnО2, во вторую –
столько же оксида свинца (IV) РbО2. Третью пробирку оставить в качестве
эталона.
В трех других пробирках приготовить по 3 мл 30%ного раствора
пероксида водорода и быстро перелить их в каждую из пробирок с
красителем. Встряхнуть все три пробирки. Записать, через какой промежуток
времени обесцветится краситель в каждой из трех пробирок, и сделать вывод
о сравнительном каталитическом действии катализаторов.3. Скорость гетерогенных химических реакций
а) В сухой ступке осторожно смешать (не растирая) несколько кристаллов
нитрата свинца (II) и иодида калия. Происходит ли изменение окраски?
Далее следует энергично растирать кристаллы. Что происходит?
Из пипетки добавить к смеси несколько капель воды; обратить внимание на
изменение окраски. Объяснить опыт в целом. Написать уравнение реакции.
б) Собрать прибор (рис. 1). В колбу емкостью 50 мл внести 0,2 г порошка
цинка или железа, прилить 20 мл 2 н. раствора серной кислоты. Быстро
закрыть колбу газоотводной трубкой, конец которой подвести под бюретку,
заполненную водой, и определить объем водорода, выделившегося в течение 5
мин. Опыт вести при постоянной температуре, тщательно взбалтывая смесь
реагирующих веществ.
Проделать тот же опыт, используя 0,2 г металла в виде железной стружки или
гранул цинка. Как влияет на скорость, химической реакции, протекающей в
гетерогенной среде, величина поверхности реагирующих веществ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.