Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"
Оценка 4.6

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Оценка 4.6
Научные работы
doc
математика +1
3 кл
31.05.2017
Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"
Развитие информационной культуры младших школьников.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени И.А. Пришкольника с.Валдгейм» Тема: «Развитие информационной культуры младших школьников» Выполнила: учитель начальных классов МКОУ «СОШ имени И.А. Пришкольника с.Валдгейм» Попова Н.В. 2017 год 1 Содержание 1.Значение информационной культуры в современном образовании.      2.Понятие информационная  культура.                                                       3.Пути формирования информационной культуры. 4.Литература.                                2 Формирование информационной культуры младших школьников. В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в образовании. Основной задачей современной школы является – не «заставить выучить, а помочь развиться». Новая школа и новый учебный процесс обозначают необходимость внедрения новых форм  работы и предусматривают   новые   роли:   учителя   как   консультанта   и   ученика   как активного   исследователя,   широко   использующего   информационные технологии для получения необходимой информации.  Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач   школьного   образования.   Уровень   общей   культуры   человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и   частной   жизни   и   оценивается   по   активности   использования   полученных знаний.  Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, – все эти факторы  необходимость   формирования   особой   культуры   – обусловили   информационной культуры личности.      Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней  культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль  этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и  сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого  человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него  знания законов информационной среды и умения ориентироваться в  информационных потоках. В противном случае он не сможет  адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению  социальных структур, следствием которого будет значительное  увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и  3 услуг. В настоящее время существует множество определений  информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.  В  широком   смысле  под  информационной   культурой  понимают совокупность   принципов   и   реальных   механизмов,   обеспечивающих позитивное   взаимодействие   этнических   и   национальных   культур,   их соединение в общий опыт человечества. В  узком   смысле  ­   оптимальные   способы   обращения   со   знаками, данными,   информацией   и   представление   их   заинтересованному потребителю   для   решения   теоретических   и   практических   задач; механизмы   совершенствования   технических   сред   производства, хранения   и   передачи   информации;   развитие   системы   обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Один   из   ведущих   отечественных   специалистов   в   области информатизации   Э.П.   Семенюк   под   информационной   культурой понимает  информационную   компоненту   человеческой   культуры   в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе   информационных   процессов   и   существующих информационных отношений. В связи с повсеместным переходом школы в 2011 году на новые стандарты возникает вопрос: какое отражение исследуемая нами проблема получила в соответствующих документах. В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» (далее – Стандарте), который представляет собой совокупность требований, обязательных   при   реализации   основной   образовательной   программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную   аккредитацию,   названы   метапредметные   результаты освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования.  Сказано,  что   метапредметные   результаты   должны   отражать:   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа, организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с 4 коммуникативными   и   познавательными   задачами   и   технологиями   учебного предмета.  Кроме   того,   отмечается,   что   предметные   результаты   освоения   основной образовательной   программы   начального   общего   образования   с   учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные   предметы,   должны   отражать:   умение   самостоятельно   выбирать интересующую   литературу;   пользоваться   справочными   источниками   для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте   рассматривается   как   компонент   метапредметных   и   предметных результатов   образования.  В   ФГОС   говорится,   что   высокое   качество образования невозможно без высокого уровня  информационной культуры как учащихся, так и учителей и библиотекарей. Главное –  умение учащихся быстро   реагировать   на   изменения   в   информационном   мире,   критически мыслить,   искать   и   перерабатывать   необходимую   информацию.   И   все   это открывает новые возможности для работы учителя и библиотекаря. В   педагогической   среде   произошло   осознание   роли   информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования   должно   быть   не   механическое   накопление   знаний,   а  умение искать   информацию,   ориентироваться   в   многообразии   информационных ресурсов,   критически   оценивать   полученные результаты.    выбирать   нужное, Существуют   разные   пути   формирования   информационной   культуры. Наиболее   эффективный   –  чтение,   так   как   оно   осуществляется   в   системе новых   приоритетов   творческой,   социальной,   коммуникативной   активности личности   в   информационном   обществе.   С   сожалением   приходится констатировать,   что   чтение   не   популярно   среди   учащихся.   Поэтому   и возникает необходимость введения в содержание образовательных программ основ   информационной   грамотности  –   совокупности   знаний,   умений   и навыков, позволяющих самостоятельно выявить и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, образовательное и   практическое   значение,   развить   личность,   адаптировать   ее   к   жизни   в обществе. В   федеральном   компоненте   Государственного   образовательного   стандарта задачи   формирования   информационной   культуры   прослеживаются   в требованиях,  предъявляемых   к   образовательной   системе  «Информатика»: прочное, осознанное владение основами знания о процессах преобразования, 5 передачи и использования информации, раскрытия значения информационных процессов   в   формировании   современной   научной   картины   мира,   роли современных информационных технологий в развитии общества. Реализация подобных   требований   позволяет   заложить   фундамент,   на   основе   которого можно   формировать   информационную   культуру   школьника.  В пропедевтическом   курсе   информатики   (1­4   классы)   учащиеся   получают элементы   знаний   и   умений   по   работе   на   компьютере,   а   также   навыки конструирования   и   управления   объектами   (преимущественно   в   игровой форме). Полученные умения позволяют использовать компьютер на уроках математики,   языка,   изобразительного   искусства   и   музыки   для   контроля знаний, тренажа и обучения.  Но «Информатика» в начальной школе носит лишь ознакомительный характер и в полной мере не реализует формирование информационной культуры. Логика   развития   информационной   культуры   определяется   процессом обучения   школьников   на   различных   этапах   достижения   ими   уровней образованности,   и,   в   конечном   счете,  формирование   информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:  – личной потребности в усвоении основ информационной культуры;  – умения   самостоятельно   осуществлять   поиск   информации,   устранять информационный дефицит;  – способности   взаимодействовать   с   информационной   средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;  – способности создавать и использовать персональные поисковые системы;  – способности   к   восприятию   и   оценке   информации   (умения   оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению).        Одной из задач подготовки будущих граждан к жизни в информационном обществе   является   обучение   школьников   основам   информационной культуры.  Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению и   основам   информационной   культуры   личности   на   протяжении   всего периода обучения в школе. К сожалению, у нас в стране произошла подмена понятий: понятие информационной грамотности отождествили с понятием компьютерной   грамотности.   Вместе   с   тем,   в   реализуемом   в   большинстве школ   обучении   информационной   культуре   не   учитывается   тот   важный 6 компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это   умение   работать   с   различными   видами   текстов   на   разных   носителях информации.   У   нас   до   сих   пор   нет   в   школах   учителей   чтения   и информационной   культуры   (не   компьютерной   грамотности,   которая, безусловно,   совершенно   необходима   школьнику),   в   результате   чего школьники недостаточно умеют работать с информацией, а также не могут грамотно оформлять свои информационные материалы.  Информационная   культура,   с   точки   зрения   ряда   специалистов,   может быть   охарактеризована   следующим   образом.   Информационно   грамотный человек  умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.  В   одном   из   подходов,   развиваемых   специалистами   ­   зарубежными экспертами,   при   освоении   ресурсов   школьной   библиотеки   и   развитии   у школьника информационной грамотности им последовательно осваиваются ее компоненты в ряде следующих задач: ­ Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности); ­ Куда мне обратиться ? (выявление и оценка вероятностных источников); ­   Как   получить   информацию?   (поиск   и   обнаружение   конкретных ресурсов); ­ Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов); ­ Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов); ­ Что следует записать? (фиксация и сортировка информации); ­ Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка); ­ Как ее представить? (представление, коммуникация) ­ Каков результат? (оценка). Эти этапы последовательно осваиваются все, а также в их взаимоотношениях друг с другом. Обучение начинается с младших классов. Интересную мысль высказал   академик   Сергей   Иванович   Вавилов,   говоря   об   информации:   «.. .современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка..» 7 Одной из причин неудовлетворительных результатов обучения школьников в   области   информационной   культуры   является   практически   полное отсутствие   в   структуре   знаний   и   умений   технологического   компонента   ­ совокупности   знаний   и   умений,   связанных   с   ответом   на   вопрос  «Как делать?».  Между   тем,   от   школьников   требуется   уметь   самостоятельно подготовить   аннотации,   рефераты,   дайджесты,   обзоры,   доклады   и   т.п., занимающих  все большее  место в учебном процессе. При  этом  в  сознание школьника закладывается ошибочное представление о простоте деятельности по   аналитико­синтетической   переработки   информации.   Это   подтверждает исследовательская   деятельность   учащихся.   Современное   образование становится средством общего интеллектуального развития личности. Уже с первого   класса   мы   вовлекаем   детей   в   научно­исследовательскую деятельность, которая предусматривает извлечение информации из различных источников.   Чаще   всего   это   происходит   на   уроках   естествознания. Ознакомление детей с окружающим миром идёт в основном на экскурсиях, во время   наблюдений,   в   беседах,   при   проведении   различных   опытов,   чтении научно­познавательных   текстов.   Данные   умения   хорошо   формируются   при работе в процессе   проектно­исследовательской деятельности. Конечно, не все дети включаются в данную работу. Но некоторые увлекаются идеей, и уже информация   идёт   не   от   учителя,   а   от   ученика.   Главным   факторам   здесь выступает   мотивация.   Конечно,   на   этом   этапе   ведущая   роль   принадлежит учителю.   Так   работая   над   проектом   «Марс­   планета   загадок»,   отправной точкой   стала   фотография   с   поверхности   Марса,   на   которой   виднелось гигантское лицо человека.  8 Ребёнка   заинтересовал   вопрос   о существовании   жизни   на   красной планете.   Ответ   ему   приходилось искать   как   в   литературе,   так   и   в информационных   источниках.  Суть вовлечение   младших   школьников   в разработку, выполнение, презентацию проектов заключается в том, что дети, исходя из своих  интересов, вместе с учителем   выполняют   проект,   решая   какую­либо   практическую исследовательскую   задачу,   тем   самым   они   овладевают   новыми   знаниями. Работая   в   4   классе   над   подготовкой   проектной   работы   к   ученической конференции     «Земли   прекрасней   я   не   знаю»,   ученица   Петина   Валя просмотрела видеофильм «7 чудес ЕАО», где её заинтересовала информация о   произрастающем   на   территории   района   лотосе.   Далее   девочка самостоятельно изучала литературу, пользовалась интернет ресурсами.   как   учитель, организовала с работниками эколого­ просветительского центра, встречу с учителем биологии нашей школы Исановой А. П. встречу       Я,     Так   ребёнок   учился   находить   и накапливать   информацию,   отбирать необходимую,   собирать   и   сортировать, 9 оценивать работу. Одновременно в данную работу включались и другие дети класса.   Работая   над   проектом   «Забытые   меры   длины»   дети   изучали   старинные меры   длины,  рисовали   их,  представляли   их   в  виде   пословиц   и  поговорок, составляли вопросники.  Проект  Забытые меры длины  Меры длины в пословицах и  поговорках.      Два  вершка от  горшка  , а   уже  указчик.­  о молодом человеке  без опыта, но получающего других.  У неё  суббота через пятницу на два вершка вылезла ­ о неаккуратной женщине.  Не уступить ни пяди. ­ даже самой малости.  Семь пядей  во лбу.­ об умном человеке.  Уступишь на  пядень , а потеряешь на сажень.   Близок локоть, да не укусишь.­ о простом, но невыполнимом деле.  Сам с ноготок, а борода с локоток.­  чем больше борода, тем больше уважение.  Ни шагу назад!­ не отступать.  Семимильными  шагами.­ гигантскими, достижение успеха в течение короткого времени.  Каждый купец на свой аршин меряет.­ о человеке, который судит о чем­то односторонне.     Вопросник.   1.Измерь длину парты  в локтях , ладонях.  2. Какого роста была Дюймовочка? 10  3. Какого  роста был человек . про которого   говорят «от горшка два вершка»?  4.Семь футов под килем , сколько это метров ?  5.Борода с локоток  ­это сколько?  6.Вычисли: семь пядей во лбу.  Для выполнения понадобится таблица:     Сажень= 3 аршина= 7 футов+ 2м 13 см  Фут= 12 дюймов= 30 см 5мм  Аршин =71 см  Вершок  = 4 см 4 мм  Дюйм=2 см 5мм  Локоть= 16 вершков   Пядь= 5 вершков= 27­31 см  сажень вершок 11 Также основными  источниками информации  являются: наблюдение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер, общение. С   самых   первых   уроков   в   школе   ученики  наблюдают  за   каким­либо объектом. Так, например, на уроке математики, выявляя сходство и различие божьих коровок, дети замечают, что у одной из них только 5 ножек, а у других –   6.   Выясняется,   сколько   же   ножек   у   божьей   коровки,   к   какому   классу животного мира   она относится, у всех ли насекомых такое же количество ножек. Таким образом, получение информации произошло непосредственно на одном из фрагментов урока. Велика роль меж предметных связей. Так при изучении   снежинок     детям   для   ёе   создания   приходится   найти   в   тексте информацию о их появлении, форме , сочетаниях узоров. При этом ребёнок получает одновременно  много информации, а главное из её многообразия ему необходимо выбрать ту, которая поможет ему в создании своей снежинки. Также через наблюдение идёт извлечение информации при использовании   формулы, абстрактных   символов   и   графического   изображения: математические свойства, переменная в математике, условные знаки на плане и   карте,   буква   и   обозначение   звука,   состав   слова,   схемы   предложений   в русском   языке.   В   своей   работе   при   работе   с   различными   подсказками, правилами  стремлюсь научить детей выбирать самое главное в информации и представлять эту информацию в виде схемы, таблички, рисунка понятного ребёнку.   Данную   информацию   дети   собирают   в   «Правильных   тетрадях», которые находятся на столе и которыми ребёнок может воспользоваться при выполнении задания в классе и дома, а главное, что информация в ней создана им и понятна и близка только ему. Также активно в эту работу вовлекаю детей   с   творческими   способностями.   Они   рисуют   правила,   заменяют   их серией  рисунков. Приведу фрагмент урока «Порядок выполнения действий в выражениях»: ­Давайте   вспомним   правила     изученные   на   прошлом   уроке.   А   вспомнить правила   нам   поможет   сказка.   Проиллюстрировать   эту   сказку   мне   помог Широков Илья.        Я вам сказку начну рассказывать, а вы мне будете помогать. В городе «Выражений»   жили   мальчика   «+»   и   «­«   ;   и   девочки   «*»   и   «:».   Однажды мальчика ехали в школу, а девочки стояли на остановке и ждали автобуса. Что вы можете рассказать о таких выражениях?     (правило №1). Автобус 12 подошёл   к   остановке   и   девочки   зашли   в   автобус.   Мальчики   были воспитанными   детьми,   и   они   уступили   место   девочкам.   А   сейчас,   что   вы можете сказать о таком выражении?    (правило №2) На следующей остановке зашёл дедушка. В этом городе все дети были воспитанными, и они уступили место пожилому человеку. Что вы скажете об этом выражении?   (правило №3). Вот по таким правилам живут все жители города «Выражений». И мы пользуясь этими правилами будем сейчас находить значения выражений. ­Теперь приступим к выполнению второго пункта плана Правило 1 Правило 3 13 Фрагмент урока русского языка по теме «Поговорим о начальной форме глагола» ­Ребята , к нашему уроку Илья Широков по моей просьбе нарисовал  рисунок ,рассмотрите его. ­Как вы думаете ,что это за житель? ­Жители этого дома  обожает действовать. ­Почему у него необычные часы? ­А что за номер на доме? Почему у него так плохо с математикой? ­Почему у нашего человечка нет лица? ­А как же нам его отличить от других  жителей?(ть) ­Прочтите название дома этого необычного жильца? ­Кому­то  знакомо это слово .Чтобы выяснить значение   этого слова мы  обратимся за помощью к нашим экспертам. Вадим сейчас найдёт значение  слова инфинитив в толковом словаре и расскажет о нём нам. 14 Также   с   увлечением   дети   рисуют   словарные     слова   для   лёгкости   их запоминания.    Установление   причинно­следственных   связей.   Урок   математики   в   1 классе Учитель: Рассмотрите выражения: 5+4              10–2 6+4              10–3 7 + 4            10 – 4                                                                              ­Вычислите значения выражений. –   Объясните,   что   послужило   причиной   изменения   значений   выражений   в каждом   столбике   (в   первом   –   первые   слагаемые   увеличиваются   на   1, соответственно   увеличиваются   значения   сумм;   во   втором   столбике вычитаемые   увеличиваются   на   1,   соответственно   уменьшаются   значения разностей). Итак, через наблюдение учащиеся устанавливают причинно­следственные связи   в   изучаемом   явлении,   облике   предмета,   учатся   сравнивать   объекты, высказывать суждения об объекте наблюдения. При этом у детей развиваются умения   вести   рациональные   способы   хранения   информации   в   письменном виде, в графическом изображении результатов наблюдений. Не   менее   важным   источником   информации   служит  слово  как   символ понятия.   Здесь   я   чаще   всего   провожу   работу   со  словарями.   Словарь выступает как орудие познания. С его помощью учащиеся получают новые знания.   С   помощью   словаря   учащиеся   обогащают   свой   словарный   запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением тех слов, которых   не   понимают,   усваивают   грамматические   формы,   учатся 15 правильному   орфоэпическому   произношению   и   соблюдению   в   словах нормативного ударения (щавель, морковь и т.д.). Моя задача на данном этапе – научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию. Работа над словом может строиться следующим образом.  Понедельник – словарный диктант ранее изученных слов.  Вторник­ знакомство с новой группой.  Среда­работа с группами однокоренных слов к словарным словам.  Четверг­выполнение тестовых заданий.  Пятница­разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.    На уроках русского языка и чтения использую орфографический, толковый, фразеологический словари, словарь синонимов и антонимов. Очень интересна детям работа с фразеологическими словарями, т.к. информация в них кратка, понятна,  также представлена в виде красочных  и запоминающихся картинок. В   своей   работе   ежеурочно   стремлюсь   рассматривать   хоть   по   одному фразеологизму. Раскрыть смысл оборота может как учитель, так и учащиеся, предварительно подготовившись. Дети могут самостоятельно представить его в виде рисунка.  Одна нога ­ здесь, другая –там. 16 Клевать носом. Ходить на голове. Работа с фразеологическим словарём позволяет учителю показать богатство русского   языка.   Вот   примеры   упражнений,   которые   можно   предложить учащимся для наблюдения над фразеологизмами:  1. Объясните, когда так говорят:  появился на горизонте, попутного ветра, воробью по колено, зелёная  улица и др.  2. Попытайтесь объяснить смысл пословицы: За двумя зайцами  погонишься – ни одного не поймаешь.  3. Замените устойчивые словосочетания одним словом: яблоку негде  упасть, обвести вокруг пальца, при царе Горохе и др.  17 4. Какую картину вы бы нарисовали к такому выражению: ждать у моря  погоды, медведь на ухо наступил? 5.Собери рассыпавшиеся выражения:  сломя…… попутного…… ветра 6. Восстановите фразеологический оборот, замените, где можно,  фразеологизм глаголом неопределённой формы. голову        ……………..  лясы                          бить        ……………..  ворон                         точить        ……………..  пыль в глаза            ловить        ……………..  очки                           ставить        ……………..  палки в колёса         втирать        …………….  баклуши                     пускать                Организация словарной работы предполагает также и проведение наблюдений над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Например, предложено:  1. Объясните значение выделенных слов:  Весело сияет  месяц  за окном.   Третий 2.   Подберите   синонимы   к   словам:   3. Составьте пару с противоположным значением к словам:  справа, завтра, здравствуй и др. у   ворот   –   это   к   солнцу   поворот.  месяц   друг,   труд,   боец,   холод  и   др. Обращаю внимание детей на различные по происхождению группы  слов, а также   на   сопоставление   устаревших   и   сравнительно   новых   слов   в   нашем языке. Даю задания типа «Знаешь ли ты?»: 1.Знаете ли вы происхождение слова библиотека? Это слово пришло в русский язык из греческого языка, сложено   оно   из   двух   древнегреческих   частей:   библион   –   книга   и   тэке   – хранилище книг. Можете ли вы теперь, зная происхождение слова библиотека, объяснить написание первой гласной в этом слове?   2. Подумайте, какое из слов появилось в нашей речи раньше, а какое – совсем   недавно:   информатика,   арифметика,   математика,   риторика, программист, кассир.  18 В   плане   активизации   и   обогащения   словарного   запаса   у   учащихся   при изучении слов из «Словаря» часто предлагаю игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?»,   «Кто   правильнее?»,   «Кто   быстрее?»,   «Угадай   какое   слово назову».Также дети любят создавать дома , а потом диктовать друг другу словарные диктанты. Часто использую работу, когда дети выбирают слово из толкового   словаря   и   составляют   с   ним   предложение,   которое   потом зачитывают классу и при этом поясняют значение  слова.  Главная   задача   работы   со   словарём   –   не   просто   получать   голую информацию, а воспитывать высокообразованного человека, любящего родной край,   стремящегося   познать   прошлое   и   приобщиться   к   культуре   своего народа.  На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин:   русского   языка,   литературы   и   информатики,   а   также   в   ходе выполнения   самостоятельной,   научно­исследовательской   работы   учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п. Словарная работа и работа с фразеологизмами часто на уроках может  переплетаться. Приведу фрагмент урока русского языка по теме «Глагол»:  ­Сегодня мы продолжаем путешествовать по  стране «Глагол» и открывать её секреты. И как всегда мы начнём урок со странички «Почему так говорят?» В  работе над ней нам помогут сегодняшние эксперты –Сапранков Вадим,  Петина Валя (надеваю бейджики). Ученики представляет фразеологический оборот (заранее подготовленная  информация, дети  рассказывают происхождение и значение этих выражений) Бить баклуши.­ Сапранков Вадим, Показать где раки зимуют­ Петина Валя ­Молодцы ,садитесь. ­Ребята, посмотрите внимательно на эти фразеологические обороты. Какую  часть речи сейчас изучаем? ­Что вы о ней знаете? Найдите глаголы в этих выражениях. Что вы о них можете рассказать? 2Словарная работа.­ Выпишите из словарной странички первый глагол. 19 Слушать ­Образуйте от него слово по схеме ( с приставкой). ­Чем схожи и чем отличаются слова? ­Можно ли их назвать формами одного слова? Почему? ­Какая форма глагола отвечает на эти вопросы? ­Что общего? (ть) ­Это будет приметой Н.ф. ­Составьте устно предложение с этими словами . 3.Постановка цели : ­Как вы думаете , о чём мы будем сегодня говорить? ­Что нам нужно узнать и по какому плану? 1.Как называется? 2.На какие вопросы отвечает? 3.Можно ли изменить? Также применяю и следующий вид работы. Ежеурочно показываю карточку с фразеологизмом, в ходе работы выделяем новое словарное слово, находим значение фразеологизма в фразеологическом словаре, пишем его по памяти. По возможности можно нарисовать словарное слово, фразеологизм. Ни к селу , ни к городу. При царе ГОРОХЕ. Обвести вокруг пальца. Ворона в павлиньих перьях.   Прикусить язык.  Дом построить на песке.  Сгореть дотла.  Ждать у моря погоды.  Желторотый птенец.  Проглотить язык.  Ищи ветра в поле.  Жечь (свои) корабли.  Медвежья услуга.  20 .Обвести вокруг пальца.  На ухо медведь наступил. Длинный язык.   Филькина грамота.  .Ни к селу, ни к городу.  Заячья душа.  Потёмкинские деревни.  При царе Горохе.  Одна нога здесь, другая там.   Яблоку негде упасть. Наиболее значимым источником информации в начальной школе, конечно же, является   книга,   а   именно,  книжный   текст.   Книга   –   основной   источник знаний. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных ситуаций, учат разбираться и правильно их оценивать. Они рассказывают учащимся о Родине,   о   людях,   об   окружающем   мире.   Из   книг   дети   узнают   прошлое   и настоящее   человечества,   книги   обогащают   их   ум,   вооружают   стойкостью, помогают   преодолевать   трудности.  На   уроке  школьник   усваивает   учебную информацию   и   одновременно   овладевает   технологией   усвоения   этой информации,   т.е.   осуществляет   информационную   деятельность.   Учебная информация готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:  создать положительную мотивацию на уроке;    обеспечить активную работу по смысловому анализу информации;   сформировать навыки осмысления учебной информации;   обогатить словарный запас ученика;    способствовать оптимальной организации внимания;  вооружить рациональными способами запоминания.  Среди множества приёмов работы с текстом можно выделить следующие:   чтение и анализ;   выписки   определений,   основных   положений,   понятий,   выделение главной идеи;   комментированное чтение;   коллективный разбор текста;   формулирование вопросов к тексту, обобщённых выводов;   составление таблиц, схем;  21  подготовка сообщений, рефератов.  Работая в 4 классе, особое внимание   мною уделялось подготовке к мониторингу по русскому языку, где проверяется умение работать с текстом.   Так   в   своей   работе   использовала   различные   виды   тестов требующие   воспринять   информацию,   уметь ориентироваться   в   нейи   вычленить   в   ней   нужное,   что   отображает умение   работать   с   информацией,   т.е   сформированность информационной культуры.   осмыслить   её, 22 Неоценимое значение в формировании информационной культуры младшего школьника является также работа с детскими периодическими изданиями. Таким   образом,   работа   с   книгой,   текстом   развивает   у   детей   умения осуществлять библиографический поиск, давать оценку качества найденной информации, различать главное и второстепенное в тексте, выделять нужные фрагменты содержания. Так  устраиваю «Журнальные минутки», на которых дети   приносят   прочитанный   журнал     и   рассказывают   об   интересной 23 информации,   которую   узнали   из   него.   Заинтересовались   дети   работой   с «Первоклассной газетой», через  работу с которой формируется читательская грамотность,   расширяется   кругозор   детей,   реализуется   идея   «Чтение   с увлечением». Работая с такой газетой, ребёнок не только учится эффективно работать   с   информацией,   но   и   расширит   свой   кругозор,   получает удовольствие от учения. «Первоклассная газета» ­ это еженедельный листок, который раздаётся  ученикам во время или после урока. Ребёнок знакомится с материалом Газеты, изучает предложенные статьи и выполняет увлекательные задания.   Задания   предполагают   разный   формат   ответа   и   направлены   на формирование   разных   аспектов   читательской   компетентности.   Это мотивирует ученика и повышает его интерес – задания не надоедают. Вместе с газетой   ребёнок   не   только   расширит   свой   кругозор,   но   и   научится эффективно работать с информацией, приобретёт информационные умения, получит удовольствие от учения. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков.«Первоклассная газета» ­ методический инструмент для педагога. Газета предназначена для работы с учащимися 1­3 классов начальной школы. При регулярном использовании в учебном процессе помогает формировать у детей навыки работы с информацией. Задачи «Первоклассной газеты» 1. Приучает к чтению.  Систематическое изучение Газеты привьёт позитивное отношение к получению информации через печатные издания. Небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые   графическими   изображениями,   сформируют интерес ученика к чтению.  2. Расширяет   кругозор.  Газета   построена   на   базе   интересного   Выбранные   темы   Газет внепрограммного   материала. актуальны, полезны и оказывают воспитательный эффект. 3. Формирует   читательскую   грамотность.  Регулярная   работа   с Газетой   помогает   в   формировании   информационной компетентности.   Учащиеся   смогут   овладеть   приёмами эффективного   чтения   и   навыками   поиска   информации.   На вдумчивое   чтение   будут   настраивать   занимательные   задания, связанные с прочитанной информацией. 4. Реализует   идею   «Учение   с   увлечением».  Газета   содержит занимательный материал, цветные иллюстрации и задания. Она способна увлечь не только детей, но и их родителей. Работать с Газетой   детям   будет   весело   и   интересно.   Она   –   идеальное домашнее задание. 24 Какие проблемы решает «Первоклассная газета»: Стандарты второго поколения требуют от ученика начальной школы  осознанного чтения и навыков работы с информацией. Международные   тестирования,   например,   PIRLS,   исследуют   уровень сформированности читательской грамотности. Информацию о данной газете можно получить на сайтеwww.cerm.ru. При   изучении   нового   материала   учащимися   охотнее   воспринимается информация с помощью компьютерной презентации, урок становится более насыщенным, ярким, появляется возможность увеличения темпа. В отличие от традиционной   лекции,   компьютерная   имеет   большие   возможности   в привлечении  иллюстративных  материалов.  Поэтому   компьютерную   лекцию надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки. Информационные объекты,   демонстрируемые   в   ходе   урока,   –   это   изображения   (слайды), видеофрагменты.   Изображения   (слайды)   представляют   собой   фотографии, рисунки,   графики,   схемы,   диаграммы.   Видеофрагменты   –   это   фильмы, мультипликации,   которые   наглядно   показывают   зачастую   недоступные   для наблюдения процессы и явления. 25 Современные дети довольно умело пользуются компьютером. Они умеют извлекать   информацию   для   подготовки   какого­либо   сообщения,   реферата. Особенно широко  можно использовать компьютерную информацию на уроках чтения, когда рассказывают биографию писателей, сообщают о каких­либо исторических   фактах;   на   уроках   окружающего   мир   практически   по   всем изучаемым темам.  Использование ИКТ  на уроках и во внеклассной работе помогает мне развивать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, учит рационально использовать своё время. Следующим   источником   информации   является  общение.   В   процессе общения   происходит   обмен   информацией.   Важнейшим   показателем продуктивности   учения   служит   сформированность   познавательной активности   и   самостоятельности   учащихся.   Хотя,   это   остаётся   одной   из острых   проблем   в   работе   с   детьми.  Познавательная   активность  –   это потребность   в   знаниях,   умение   самостоятельно   мыслить,   способность ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свой подход к решению той или иной задачи, желание не только понять новое, но и найти  способы их добычи,   умение   выслушивать   суждение   другого   человека,   способность высказать свою точку зрения. В развитии познавательной активности младших школьников неоценимую помощь оказывают коллективные занятия: беседа, диалог, работа в парах, в группах.  Формирование   информационной   культуры   учащихся   в   четкого   образовательном   взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей.  учреждении   невозможно   без Велика   роль   родителей   в   формировании   информационной   культуры ребенка. Если они понимают значение этой культуры и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии и ребенка,   и   самих   родителей.   Так   при   подготовке   внеклассных   занятий, открытых   уроков   родители   совместно   добывают   информацию, подготавливают   совместные   номера.   Например,   при   проведении   открытого классного часа «О профессиях нужных и важных» семья Пысларь выбрала профессию   фокусник.   Для   подготовки   выступления   мама   и   сын   нашли информацию   об   этой   профессии,   подготовили   и продемонстрировали ученикам и гостям несколько фокусов. Данная работа, по словам родителей, сплотила семью, показала значимость школы в жизни ребёнка, повысило его социальный статус и самооценку, а главное обучила родителей и детей совместному поиску и обработке информации.   её   историю, Работа   с   различными   источниками   информации,   способствующими формированию   информационной   культуры   младших   школьников     может 26 реализовываться   в   каждом   классе   при   условии   соблюдения   возрастных особенностей детей и усложняется с каждым классом.      Таким образом, первые шаги в формировании информационной культуры учащихся   делаются   в   начальной   школе,   а   в   среднем   и   старшем   звене происходит закрепление, расширение полученных знаний, отработка навыков работы с текстами, вводятся новые понятия и методы работы.                                               Литература.  Байгулова Т.Г.   "Использование   информационных   технологий   во 1.  внеклассной работе по информатике в начальных классах" 2.  Светлакова К.Ю.«Создание условий для формирования информационной грамотности в начальной школе».  3.Фарафуллина В.Х.  школьников»   «Развитие   информационной   культуры   младших 4.  Полякова   Т.И.   «Чтение   как   педагогический   процесс   развития информационной культуры младших школьников». 5.  А.   Г.   Гейн   «Концепция   формирования   информационной   культуры   у учащихся общеобразовательных учреждений». 6. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной   культуры   личности   в   библиотеках   и   образовательных учреждениях: Учебно­метод. пособие — М.: «Школьная библиотека», 2002. – 288 с. 7.   Захарова   Н.И.   Внедрение   информационных   технологий   в   учебный процесс //Начальная школа. ­ 2008. ­ №1.  8.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования. ­ М., 2010. 27

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"

Методический материал "Развитие информационной культуры младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017