Здравствуйте, меня зовут Коток Дарья Михайловна, я работаю
учителем английского языка, но по базовому образованию, я – экономист. И
именно поэтому у меня нетривиальное видение образовательных методик и
технологий.
Я хорошо знакома с проектной технологией. С точки зрения экономиста
результатом данной работы является бизнес проект (план). Осуществимый и
прибыльный бизнес план может составить только очень хороший специалист,
после долгих и глубоких маркетинговых исследований.
Представляете каково было мое удивление, когда в авторской рабочей
программе к моему предмету я увидела уроки с темой «Работа над
проектом»? естественно я перечитала комментарии и рекомендации авторов
разработчиков УМК, которые к слову оказались очень краткими) и поняла
одно: то что отписывают авторы это не проект, как понимаю его я. Конечно,
чтото в общих чертах его напоминало, поэтому за дальнейшими
разъяснениями я обратилась к ООП утвержденной в МБОУ. Информации там
оказалось чуть больше, но тоже не достаточно, в основном она описывала
структуру и оценку проектной работы.С точки зрения реализации данной технологии на уроке иностранного языка
понятнее мне не стало. Тогда я провела сравнительный анализ всех этапов
проекта с тем, что предлагают под этим названием авторы УМК. И вот, что я
выявила:
Этапы проекта1
Постановка (выявление)
проблемы
Оценка разработанности
проблемы
Причины выбора проблемы
Постановка цели
Постановка задач
Разработка мероприятий
Ресурсы
Продукт (представление)
Критерии эффективности
Защита
Наличие в соответствии
с УМК
+
Выполняют
обучающиеся
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
10
4
Данное несоответствие объяснимо тем, что дети в начальной, да и в
основной школе в силу своего умственного развития и суммы знаний просто
не способны самостоятельно осуществлять некоторые этапы проекта, в
классическом его варианте. Но это не значит, что они не способны обучаться с
использованием проектной технологии. По мере взросления они могут
переходить к самостоятельному выполнению и других этапов.
7
1 Светенко Т.Е., Галковская И.В., Яковлева Е.Н., Стратегический менеджмент в
образовании – М.: Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, 2007. – 76 с.Не следует забывать специфические условия возникновения проектной
технологии: ведь Дж. Дьюи создавал её для взрослых и с практической
направленностью. Следовательно при реализации в школе, в рамках
конкретного предмета, она будет иметь некоторые ограничения. Так я и
пришла к выбору темы своей методической проблемы, над которой работаю
уже 3й год. А звучит она так «Организационнопедагогические особенности
реализации проектной технологии на уроках английского языка».
Я выявила следующие ограничения при реализации данной технологии
на уроках иностранного языка:
1. Невозможность самостоятельной постановки проблемы проекта. Она
всегда дается автором в рамках изученной темы.
2. Жесткое ограничение во времени выполнения и защиты проекта. В
рабочей программе на все про все выделяется только 1 урок в каждой теме.
3. Отсутствие практической направленности. В результате работы
обучающихся происходит расширение кругозора, словарного запаса и
определение собственной позиции в отношении предложенной автором темы.
4. Результатом работы над проектом может быть только плакат, буклет или
презентация.На их основании я разработала ряд организационных особенностей при
реализации проекта:
1. Эффективная работа возможна только в группах. Часто применяю
метод «Ажурная пила».
2. Готовлю текст(ы), с которым будут работать обучающиеся. У них
мало времени и недостаточный уровень знаний языка для подбора и анализа
исходного материала.
3.
Разрабатываю заготовки (упражнения),
которые помогают
обучающимся при выполнении доступных для них этапов работы над
проектом. Постепенно увеличиваю долю их самостоятельности от проекта к
проекту.
4. Стараюсь организовать проблемную ситуацию, чтобы повысить
мотивацию обучающихся.
5. Организую выставки лучших проектных работ в течение недели
посвященной гуманитарным предметам в школе.
Конечно, я понимаю, что 1 урока мало, для того чтобы дети научились
выполнять проекты полностью самостоятельно. Поэтому планирую
разработать курс внеурочной деятельности для обучающихся 7 – 9 классов
основанный на реализации проектной технологии в полном варианте. Но уже
сейчас, спустя 3 года работы я отметила, что обучающиеся хорошо усвоили
алгоритм работы над проектом:
подготовка сообщения, основанного на собственном мнении;
оформление и предъявление сообщения;
защита собственного мнения, критика противоположного мнения.Когда обучающийся усвоил последовательность действий, он ощущает
себя комфортно на уроке, организованном по проектной технологии. Он
видит результат своей деятельности, чувствует удовлетворение и уверенность
в собственных силах.
Перед отъездом я провела опрос в своей школе и предложила
обучающимся ответить (выбрать ответ) на 5 вопросов:
1. Выполняете ли вы проекты в школе?
а) Да. б) Нет.
2.
В рамках каких предметов вы выполняете проекты?
_________________
3. Вам нравиться выполнять проект?
а) Да. б) Нет.
4. Вам нравится выполнять проект
а) одному. б) в группе.
5. Назовите ваш любимый предмет. ___________________И выяснила, что 100 % опрошенных обучающихся участвуют в
проектной деятельности. Проекты они готовят по технологии, биологии,
физике и английскому языку. Странная подборка предметов, не находите?
86% опрошенных ответили, что им нравится выполнять проекты, 73 %
предпочитают выполнять проекты в группе. Английский – любимый предмет у
54% опрошенных обучающихся.
Последний факт мне было узнать особенно приятно. Я считаю, что это
во многом благодаря реализации проектной технологии на моих уроках.
Я готова ответить на ваши вопросы.
Спасибо за внимание!