Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"
Оценка 4.8

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +5
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл
13.02.2017
Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"
Данный материал разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта". Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость.
методический семинар.docx
Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий у обучающихся Новые образовательные стандарты ставят перед учителем новые задачи.  На первое   место   выходит   развитие   у   обучающихся   способности   и   готовности   к непрерывному самообразованию. Исходя из этого,   Федеральный государственный образовательный   стандарт   определяет     в   качестве   главных   результатов   не предметные, а личностные и метапредметные  универсальные учебные действия.  Об этом   мы   задумались   еще   в   2012­2013   учебном   году.     На   заседании педагогического   совета   школы  было   принято   решение   о   проведении внутришкольного   эксперимента   по   оценке   качества   образования   с   помощью материалов   и   рекомендаций   международных   исследовательских   организаций.   В октябре   было   проведено     TIMSS­тестирование   обучающихся   9­х   классов,   в конце   января   —   тестирование   по   материалам   PISA  (Анализ   результатов опубликован на сайте школы в рубрике Nashe Skolkovo). Целью международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является оценка способности учащихся 15­летнего возраста   использовать   приобретенные   в   школе   знания   и   опыт   для  решения широкого   диапазона   жизненных   задач   в   различных   сферах   человеческой деятельности,   общения   и   социальных   отношений.  При   проверке   работ   мы столкнулись   с   невысоким   процентом   выполнения   заданий,   требующих объяснения решения и приведения аргументации. (Можно выпустить, дальше идет вывод, где повторяется то же самое).  Проведенное нами исследование показало, что учащиеся не умеют критически анализировать  проблему, грамотно использовать   информацию   из   различных   источников   для   обоснования   того   или иного решения, выражать свое мнение по поводу прочитанного. Стало ясно, что необходимо искать новые методы работы с детьми.  В 2014 учебном году наша школа стала пилотной по реализации программ ФГОС   ООО,   поэтому  педагогический  коллектив   начал   работать   над формированием у обучающихся универсальных учебных действий, которые соответствуют   современным   требованиями   и   критериям   в   оценке образовательных достижений. Теперь мы точно знаем, что формирование у обучающихся универсальных учебных   действий   происходит   в   процессе   повседневной   работы   на   уроках   и   во внеурочное время через реализацию метапредметного подхода.  Идея изменений: Сегодня очень часто наши дети, изучая даже один и тот же материал на   разных  учебных предметах, например, тему «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитантская дочка»  по литературе и «Пугачевский бунт» по истории, не могут сформировать в этом вопросе единое представление: для них литература   ­   одно,   а   история   –   другое.   У   школьников   нет   представления   о целостной картине мира, о единстве происходящих процессов, о закономерностях, едином алгоритме решения задач и т.д. Тем не менее, интеграция всех процессов в современном мире, возникновение комплексных проблем требуют нового подхода, новых   способов   мышления.   Увидеть   мир   в   целостности   поможет   ученику метапредметный подход в обучении. Метапредметный подход включает в себя следующее: 1.  Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями. 2. Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать  с точки зрения деятельностных единиц содержания. 3.  Это ориентация на развитие у школьников базовых способностей, таких как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения. 4. Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов.     Таким образом, формирование универсальных учебных действий является основой   для   дальнейшего   саморазвития,   самообразования   (умению  ?  учиться)   у учащихся.  Одной   из   наиболее   характерных   трудностей   обучения   является   неумение школьников извлекать информацию, организовывать самостоятельную работу. Для формирования   универсальных   учебных   действий   необходимо   учитывать,   что ученику   следует   для   себя   найти   ответы   на   следующие   вопросы:   «Чему   я   хочу научиться? Где могу использовать полученные знания?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке?», «Чему я научился на уроке?». Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях.  Учение должно быть осознанным, а сами уроки и занятия ­ интересными   и   увлекательными.   Важно   создавать   условия,   когда   дети   учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое. Только тогда, считаю, будут созданы условия   для реализации метапредметного подхода.      Возможности достижения метапредметных результатов заложены в ряде методик, подходов и технологий. В своей работе я использую следующие: ­ проектная деятельность; ­ развивающее обучение ­ технология развития критического мышления; ­ личностно­ориентированное обучение; ­ игровые технологии; ­ интерактивное обучение; ­решение компетентностных задач.      Считаю, что формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания   творческого   характера,   связанные   с   решением   компетентностных   задач, которые   мы   успешно   используем   как   на   уроках,   так   и   на   занятиях   внеурочной деятельности при решении.  Начиная с 2012 года наше методическое объединение начало работу над программами внеурочной деятельности. А с 2013 учебного года ввели в учебный процесс курс «Школа ведущего». Восстановить   целостность   видения   мира,   связь   различных   сторон   жизни, помочь ребенку преодолеть барьер между учебными предметами мы стараемся на занятиях по внеурочной деятельности,   в ходе реализации данной программы, так как все, что нас окружает, так или иначе, выражается в языковой форме. Язык лежит в основе человеческого общения. 2   слайд   Цель   программ   метапредметных   универсальных   учебных   действий   через коммуникативных  и языковых компетенций.   внеурочной   деятельности   –   формирование   развитие Особенность   программы   состоит   в   том,   что   обучающимся   предлагается решать компетентностные задачи, построенные на материале   различных учебных предметов. Остановимся над понятием компетентностная задача. Понятие компетентностные  задачи традиционно используется учителями математики, но с данным видом задач  может работать любой педагог для  развития коммуникативных и языковых  компетенций. Один из вариантов решения такого типа  задач в конечном счете  сводится  к преобразованию всей информации в словесную форму. УЧЕБНЫЕ  компетентностные задания, которые можно использовать на уроке, независимо от  этапа обучения. Структурно­содержательные характеристики компетентностных задач: 1. представляет   собой   достаточно   объемный   текст с данными   и    дополнительной информацией в виде знаково­символических моделей  (таблиц, диаграмм, схем, графиков и т. п.), географических карт,  реалистичных рисунков, фотографий и пр., имеющий сложную структуру в  виде системы преамбул и практико­ориентированных заданий; 2. характеризуется   недоопределенностью   и   «зашумленностью»   (в   тексте    представлены   не   все,  необходимые для решения, и/или избыточные  данные); 3. имеет несколько способов решения, осуществляемых в интегративной  плоскости (т. е. используются способы решения из разных предметных  областей); 4. обладает возможностью получения разных ответов, удовлетворяющих  требованию задачи, а также получения ответа в разных формах:  количественной, описательной, графической, в виде осязаемого продукта  (изделия). Целевое предназначение компетентностных задач определено тремя основными  позициями:  • формирования системы универсальных учебных действий;  • обеспечения условий для применения предметных ЗУНов в новых,  незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях;  • приобретения учащимися опыта решения задач жизненного характера. В процессе решения задач такого типа у обучающихся формируется весь спектр   универсальных   учебных   действий:  коммуникативные  (развитие   навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений),  регулятивные  (овладение   навыками   самоорганизации,   умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат),  познавательные  (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями). При планировании  урока учителю необходимо определить многое, но важно отметить, что при формировании УУД школьника в рамках изучаемой темы  особое внимание следует уделить формулированию метатемы. Темы метапредметов могут быть применены практически к любой теме по любому  предмету. Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков  они могут быть связаны: 1.«Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний); 2.«Рисунок и схема» («Секреты орфографии», «Отрасли экономики» ); 3.«Мифы   и   парадоксы»   («Путешествия»,   «Праздники»,   «Биография писателя»); 4.«Позиция   и   роль»   («Авторское   отношение   к   своему   произведению, героям», «Решение уравнений»); 5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»); 6.«Проблемы   современного   города»   («Охрана   окружающей   среды», «Транспорт»); 7.«Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Режим дня школьника»); 8.«Простое   и   сложное»   («Увлечения   моих   друзей»,   уроки   формирования грамматических   навыков,   навыков   диалогической   и   монологической   формы общения). Метатему легко раскрыть через решение компетентностных задач, решение которых   создает   для   ребенка   ситуацию   выбора,   стимулирует   его   к самостоятельному   использованию   различных   способов   выполнения   задания, заставляет анализировать способы работы других, выбирать и осваивать наиболее рациональные.  Реализация метапредметного подхода при формировании УУД в урочной и внеурочной   деятельности   учителя­предметника   способствует   совершенствованию всех видов речевой деятельности, обеспечивающих овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального общения.     Компетентностные задачи в свою очередь синтезируют полученные знания из   разных   источников   и   превращают   их   в   план   собственных   действий   или рекомендации для других. Дети учатся трансформировать информацию в устную и письменную речь, что является основой языковой и коммуникативной компетенции. Ребята учатся анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах: схематичной, цифровой, символьной..         Об   эффективности   работы     могут   свидетельствовать   результаты   которые   показывают   положительную   динамику диагностики   учащихся, формирования   УУД   школьников   в   пилотных   классах.   Стартовая   комплексная работа   показала   низкий   уровень   сформированности   коммуникативных   и регулятивных   универсальных   учебных   действий.   Средние   показатели   ниже критического   уровня.   Комплексная   работа,   проводимая   в   конце   этого   учебного года показала рост данных: в среднем учащиеся показали допустимый уровень.       Таким образом, при подведении   промежуточных итогов работы по данной теме были сделаны следующие выводы: 1. В МБОУ созданы необходимые условия реализации метапредметного подхода при формировании УУД  школьника в пилотных классах. 2. Ведется   работа   по   созданию   диагностического   инструментария мониторинга формирования УУД. (Разрабатываются комплексные метапредметные работы). 3. Метапредметный   подход   обеспечивает   переход   от   существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"

Методический семинар "Реализация метапредметного подхода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017