Картотека игр и игровых упражнений для детей инвалидов с ментальными нарушениями.
Наверно, для многих из нас станет настоящим открытием тот факт, что далеко не все дети любят играть, а если быть до конца точными, то далеко не все умеют. Ребятам, которым был однажды поставлен диагноз ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития развития),как ЗПР, ОВЗ, ДЦП приходится особенно трудно даже в таких, казалось бы, приятных вопросах, как развлечения. Им сложно самостоятельно организовать для себя забаву, в которой была бы цель и сюжет, непросто взаимодействовать со своими сверстниками (они если играют, то скорее параллельно друг другу, редко пересекаясь в процессе), а создать в своем воображении интересную игровую ситуацию для многих из них и вовсе не представляется возможным. И, тем не менее, не стоит сразу опускать руки, ведь игры для детей с ТМНР важно и можно организовать, главное понять, как их лучше провести, чтобы развлечение в итоге оказалось приятным и полезным для детей.
Так чем же в первую очередь отличаются игры для детей с тяжелыми нарушением речевого или психологического развития, а также физического развития?
1. Опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как таким детям сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.
2. Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, нежели на выполнение определенных действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.
3. Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.
4. Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.
Значение музыкально – дидактических игр детей с ТМНР:
· Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.
· Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
Задачи:
•Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор
•Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
•Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
•Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской)
Применение музыкально- дидактических игр :
•в процессе пения;
•в процессе слушания музыки;
•в процессе ритмических движений;
•в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Игра «Повторяй за мной».
Цель: развитие активного произвольного внимания. Формирование умения различать и обозначать короткие и длинные гласные звуки, развитие слухового восприятия.
Содержание: дети сидят на своих стульчиках, смотрят на воспитателя, и повторяют за ним все гласные звуки, которые она прозвучит, стараясь повторить всё в точности.
Игра «Волшебный мешочек».
1.Цель: Развитие слухового внимания и восприятия музыкальных предметов.
Содержание: педагог знакомит детей с музыкальными предметами, показывает, как они звучат, а затем складывает их в мешок. С мешка издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают, с помощью какого предмета был произведён звук.
2.Цель: Учить детей различать звуки подражания животных, закрепление умения детей соотносить с игрушкой образ
Содержания: С мешка издаёт различные звуки животных, а дети отгадывают кому принадлежит этот звук и повторяют за воспитателем, протягивая гласный звук.
3.Цель: Развитие слухового внимания, памяти, умения узнавать знакомые песни.
Содержание: воспитатель проигрывает песню, дети отгадывают. Для проверки ответа из мешочка получают соответствующий предмет.
Игра «Веселые матрешки»
Цель: учить различать звуки по высоте: тихо-громко
Содержание: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие матрешки.
Игра «Тихо-громко»
1.Цель: Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания.
Содержание: У ребяток ручки хлопают,
Тихо-тихо ручки хлопают.
У ребяток ручки хлопают
Громче хлопают,
Сами хлопают.
2. Цель: познакомить детей с понятием о долгих и коротких звуках.
Содержание: Воспитатель играет на колокольчиках, когда звук длинный и громкий –звенят маленькие колокольчики, короткий и тихий – большие колокольчики.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.