Дидактическое пособие для дошкольников 3-7 лет «Прогноз погоды» своими руками
экологической направленности
Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года и сезонных изменениях погоды. Я думаю в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался при изучении времён года к различным пособиям. Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Я не являюсь исключением и хочу предложить свой вариант использования такого пособия.
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Прогноз
погоды», которое сочетает в себе использование современных педагогических
технологий - наглядное моделирование и элементов лепбука.
Надеюсь, что моя разработка будет интересна
педагогам и родителям. Полифункциональность (сочетание в себе нескольких
функций) пособия предполагает возможность его использования в работе с детьми
от 3 до 7 лет.
Главной целью пособия является –
формирование и закрепление у детей знаний и представлений о временных и
сезонных изменениях в природе.
С помощью данного пособия можно решать следующие
задачи:
Обучающие:
- знакомить с характерными особенностями
следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в
связи с этим в природе;
-знакомить с правилами поведения в природе;
- развивать сенсорное восприятие, развивать
мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху
– внизу, справа – слева;
-создавать условия для ознакомления с цветом,
формой и величиной;
- расширять и активизировать словарный запас
детей по темам;
- стимулировать творческую активность детей.
Развивающие:
- развивать умение понимать простейшие взаимосвязи
в природе и делать простейшие обобщения;
- развивать устойчивый интерес к познавательной
деятельности;
- развивать диалогическую форму речи во время
рассматривания с опорой на модуль;
- развивать наглядно-образное и
наглядно-действенное мышление, память, воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение в
процессе взаимодействия со сверстниками;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру природы.
Для изготовления пособия я использовала разнообразные
материалы.
Основа пособия –телевизионный экран с
прозрачными кармашками.
Инструменты для работы –карточки, на которых наклеены
картинки и схематичные изображения – сезонные признаки и сезонные явления
природы. Карточки соответствуют временам года и разделены на условные
обозначения: «Месяц», «День недели», «Температура воздуха на улице», «Ветер»,
«Облачность», «Осадки».
Для детей младшего дошкольного возраста
использую в работе карточки:
-с обозначением температуры воздуха на улице (с
изображением градусников красного, синего, зеленого цвета);
Если красный градусник - это жарко, если синий -
холодно, зеленый - тепло, серый – прохладно или около нуля.
-с обозначением силы ветра (летящий шарик и
образ ветра);
Если сильный ветер-образ ветра, если слабый -
шарик.
-с обозначением облачности (солнышко, солнышко и
тучка, тучка );
-с обозначением осадков (снег, дождь, град);
-с обозначением явлений природы - листопад,
снегопад, мороз, гололед, оттепель, метель …
Играя с развивающим пособием, у детей вырабатываются навыки
произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного и
образного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная
координация, развивается речевое развитие, формируется навык рассказывания с опорой
на наглядность.
дидактическая игра «Прогноз погоды» включает в
себя:
-ознакомление с сезонными явлениями и
изменениями в живой и неживой природе;
-расширение и обогащение словаря детей;
-ориентирование в пространстве;
-ознакомление с цветом, формой, величиной;
-развитие связной речи посредством наглядного
моделирования;
-фиксирование своих наблюдений на модуле с
помощью схематических изображений и картинок.
Практическая значимость дидактического пособия:
-доступность;
-мобильность;
-многофункциональность (как со всей возрастной
группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной
деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную
деятельность детей);
-возможность замены учебного материала;
-использование в качестве игровой и
образовательной мотивации.
Этапы работы с пособием:
1. Подготовительный этап.
- Наблюдения во время прогулки за сезонными
изменениями в природе и природными явлениями.
- Постепенное введение и ознакомление с
изображениями на карточках и названиями явлений природы.
2. Основной этап.
- Постановка дидактической задачи
- Игровая задача определяет игровые действия
детей или ребенка
- Результат
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.