Методическое сообщение на тему: «Особенности технической подготовки обучающихся в классе синтезатора»
Оценка 4.8

Методическое сообщение на тему: «Особенности технической подготовки обучающихся в классе синтезатора»

Оценка 4.8
doc
26.01.2022
Методическое сообщение на тему: «Особенности технической подготовки обучающихся  в классе синтезатора»
Техническая подготовка на синтезаторе.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕРНЯХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение на тему:

 

«Особенности технической подготовки обучающихся

в классе синтезатора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Преподаватель высшей квалификационной категории

 по классу синтезатора

Осадчий В.П.

 

 

 

 

 

г. Черняховск

2019 г.

                                             

 

 

 

Сегодня трудно представить себе музыкальную жизнь без синтезатора, без электронных инструментов. Стремительно ворвавшись в двадцатый век, синтезатор своим звучанием и потрясающими возможностями исполнить и аранжировать любую мелодию, обрёл много друзей среди детей и взрослых.

Он органично воплотил в себе достоинства фортепиано, клавесина, органа и новейшие разработки передовой мысли своих создателей – акустиков, электронных инженеров, музыкантов, техников.

 

В практике музицирования важно максимально эффективно использовать все преимущества современных электронных инструментов. Компьютерные технологии, необычайно расширяя их художественные возможности и исполнительские границы, нисколько не упрощают технику игры на этих инструментах, а делают её более многогранной и универсальной. Особенно учитывая перспективу совершенствования синтезатора и оснащения его новыми функциями. Это инструменты будущего, которое началось уже сегодня.

 

Обучение игре на клавишном синтезаторе часто кажется технически более лёгким, чем на фортепиано, но это обманчивое заблуждение, существующее среди родителей, учеников, а подчас и педагогов, мало знакомых с этим инструментом. Методика обучения игре на синтезаторе более всего близка методике фортепианной. Все ранее накопленные знания, традиции и огромный практический мировой опыт в игре на фортепиано здесь находят своё применение. Никакие педагогические принципы и творческие приёмы не отбрасываются, а лишь дополняются новыми, в соответствии с постоянно открывающимися возможностями синтезаторов.

Огромное, почти бесконечное разнообразие тембров, стилей, различные инновации (игра в интерактивном режиме с ритмическим сопровождением, игра с записью в память синтезатора и её дальнейшее использование для выработки навыков ансамблевого или полифонического исполнения, игра с дискетой в режиме «минус 1» и более, в зависимости от возможностей инструмента) открываются при работе на существующих синтезаторах.

 

Современная методика предполагает, что развитие техники игры не только желательно, но и обязательно для успешного продвижения ученика.    Исполнительская техника – это умение владеть всеми средствами выразительности, это «ремесло» в лучшем смысле этого слова, которое следует развивать и совершенствовать, не отделяя его от музыки. Высокохудожественное исполнение исключает технические погрешности, поскольку всегда предполагает совершенство и качество. Работа над техникой является  одной из верных дорог к цели, выражающей продуманную и обоснованно поставленную художественную идею.

 

 

 

Игра на синтезаторе обычно предполагает исполнение с посадкой на стуле, как на фортепиано. Но в концертной практике возможно и исполнение стоя, в зависимости от конкретной художественной задачи. Посадка должна быть удобной, с упругой опорой на ноги, для необходимого охвата всей клавиатуры, примерно на половине стула и с перспективой игры с педалью. Конечно, надо постоянно следить за правильной постановкой руки: округлые пальцы без провала суставов, ровная кисть, локти не безвольно висящие, а развёрнутые и свободно-упругие. Когда постановка руки естественна, её вес правильно распределяется сообразно данному пассажу или фразе. Движения пальцев являются результатом согласованных действий многих частей руки, предплечья и диктуются художественными намерениями исполнителя. Полная расслабленность рук и пальцев является заблуждением. Невозможно выдавать значительную энергию при исполнении и быть при этом в расслабленном состоянии.

Термины «извлечение» звука, «взятие» звука, являются более точными, чем «ударение» или «нажатие» клавиши. От этого зависит определённая культура, осознанность и правильность приёмов игры на синтезаторе. Нажимаются же (по мере необходимости) лишь имеющиеся кнопки дополнительных функций, как правило левой рукой. Но это совсем не обязательно — всё зависит от особенностей фактуры и художественных задач исполняемого произведения.

 

Большинство клавишных синтезаторов имеет более лёгкую клавиатуру, чем на фортепиано. Для начинающих юных музыкантов это совершенно бесспорное преимущество в обучении, так как детская рука и пальцы очень хорошо соответствуют упругости такой клавиатуры. Всегда стоит обращать особое внимание на аккуратное извлечение звука точно посредине клавиши, иначе очень легко цепляются соседние и получается грязная игра.

Также надо внимательно следить, чтобы пальцевая игра была без пережима на клавиатуру и без ненужной тряски кистью. Когда трясётся кисть, это означает, что зажатый палец не работает, а передаёт движение руки. Нужно постоянно развивать ощущения «пальцевой дикции», добиваясь отчётливости и в то же время мягкости звучания. Учитывать дозировку силы каждого извлекаемого звука, которая и создаёт необходимую «дикцию». Пальцы укрепляются в результате очень внимательного и сознательного ощущения их фиксации на клавиатуре при активном слуховом контроле.

Все упражнения, этюды и пьесы технического характера подбираются с учётом особенностей каждого ученика и имеющегося инструмента. В качестве упражнений на различные виды техники подходят все, применяемые в учебной практике для фортепиано. Можно создавать и использовать упражнения на материале изучаемого произведения. Такая форма тоже оправданна и интересна. Прекрасно подходят для работы этюды Е.Гнесиной, А.Гедике, К. Черни, К. Гурлитта, Ф.Бейера, Г.Беренса и других авторов. Только всегда нужно делать корректировку на более лёгкую клавиатуру синтезатора, ощущать реальную глубину клавиш и контролировать качество звука.

 

Процесс изучения гамм на синтезаторе можно сделать более интересным с помощью синхро-включения соответствующего ритма паттерна, подобранного в нужном темпе и подходящего голоса (тона). Этим достигается сразу несколько полезных моментов: ритмическая ровность игры, постоянство выбранного темпа и художественно более интересное исполнение. Можно менять ритмы на одном тоне (голосе) или разные тембры на одном ритме, а можно менять и то, и другое. Такое творческое прочтение гаммы обычно нравится детям, они это делают с удовольствием и количество переходит в качество. При этом ученику легче заметить неровность игры, так как идёт постоянный контроль ритма. Можно попросить отметить самые интересные голоса, ритмы, поискать новые их сочетания, развивая воображение и фантазию учеников.

Московский преподаватель по классу синтезатора (ДМШ имени А.Н.Скрябина) — Владимир Иванович Зеленёв, успешно применяет в своём классе игру восходящей целотоновой гаммы по всей клавиатуре инструмента. Её можно играть практически с первых занятий из-за предельной простоты и удобства исполнения в качестве полезного упражнения. Постановка руки, пальцев здесь происходит намного лучше, чем во многих других упражнениях. Потому что работают самые удобные (со 2-го по 4-й) пальцы, как самые ровные на руке. Левая рука начинает играть с нижнего фа диеза четвёртым пальцем, а правая с последующей ноты «до» - вторым. Начинающим ученикам всегда нравится играть с самого края клавиатуры, а здесь три чёрных клавиши подряд и приходится сразу держать руки правильно. На чёрных клавишах — с краю, ближе к белым, а на белых — ближе к чёрным. Каждая рука играет по три ноты, с плавным переносом кисти через октаву. Левая рука переносится сверху (над правой). Здесь отрабатывается координация рук, выравнивание ритма и динамики при передаче эстафеты звуков от руки к руке. Сразу можно работать над динамикой, добиваясь определённого звучания. Как правило, начинающие ученики такую гамму исполняют с большим удовольствием, потому что инструмент звучит сочно, красочно и необычно. Часто дети придумывают свои названия, такие как: «космическая», «подводная», «ледяная» и т.д. Полезно ещё играть на малой громкости, постепенно убирая её регулятором  и внимательно вслушиваясь в процесс исчезновения звука. Это активизирует слуховой порог ученика и обостряет его внимание. Конечно, для исполнения гамм, упражнений лучше подходят звуки с острой атакой, не растянутые во времени и темп нужно увеличивать постепенно, по мере совершенствования игры.

Начинать работу над гаммой «до мажор» целесообразно с 5-х пальцев в противоположном движении отдельно каждой рукой. Наши мизинцы, как самые чуткие и деликатные пальцы, требуют аккуратной и ровной постановки без завалов набок. Это быстрее способствует развитию ровности игры, правильному ощущению клавиатуры и умению подкладывать пальцы ( сначала третий, потом четвёртый). Такое подкладывание делать легче, так как видно клавишу на которую переходит 3-й или 4-й палец. После закрепления этих навыков, можно переходить к игре от первого пальца, то есть уже с подкладыванием его под кистью ( как бы вслепую).

 

Важность развития правильного  и ловкого подкладывания трудно переоценить — работа первого пальца это половина всей техники. После «до мажора» удобно играть «си мажор» и «ре бемоль мажор» отдельными руками и вместе. Если «до мажор» удобно играть двумя руками одинаковыми пальцами зеркально (в противоположном движении), то «си мажор» и «ре бемоль мажор» - лучшие гаммы для параллельной игры. Здесь положение кисти и первого пальца самое естественное и они легче привыкают к нужным движениям. После этого гораздо удобнее переходить к работе над остальными гаммами.

 

Как показывает практика, для хорошего исполнения различных пассажей количество их повторений требуется такое же, как и при работе над фортепианным произведением. Это связано с необходимым развитием двигательной моторики, укреплением всех нужных мышц и доведением игры до разумного автоматизма. Иногда создаётся обманчивая иллюзия лёгкости и простоты исполнения на синтезаторе. Однако любое исполнение достаточно сложного и развитого произведения не ограничивается только работой пальцев. Обязательно участвуют рука, кисть, локти, плечи, корпус. И самое главное — идёт активнейший мыслительный процесс, потому что сложность произведения, которое надо охватить сознанием и удержать в памяти ещё увеличивается, когда надо ловко, без заминки менять голоса, ритмы и другие настройки. Выработка этих навыков по управлению с панели инструмента параметрами звучания в процессе живой игры, составляет отдельную исполнительскую проблему. И все связанные с данным управлением движения следует заучивать, подобно техническим пассажам, расчленяя на простые составляющие, и соединяя впоследствии в целостные исполнительские действия.

 

В целом, сравнивая технику игры на синтезаторе с фортепианной, можно отметить как некоторые сходные черты, связанные с общностью строения клавиатуры, так и различные, определяемые природой звукового материала и технологией управления электронным инструментом.

Тем не менее, выработанные в историческом развитии фортепианной педагогики принципы формирования исполнительской техники, утверждающие важность игровых автоматизмов, свободы и разнообразия движений, а также приоритет слуховых представлений, сохраняют своё значение и при обращении к клавишному синтезатору. Ведь несомненно, что любое произведение надо исполнять ярко, красиво, интересно. Музыка должна завораживать и увлекать слушателей. С этих позиций следует и рассматривать любую работу над техникой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Литература:

 

1. Алпарова Н.Н. Универсальный синтезатор. М., Музыка, 2009.

2. Гальперина Т. Техническое развитие ученика в первые годы

                              обучения. (интернет-ресурс)

3. Зеленёв В.И.  О развитии техники игры на клавишном синтезаторе.

                            М., 2012.

4. Красильников И.М. Методика обучения на клавишном синтезаторе.

                            М., 2013.

5. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приёмы  фортепианной

                               игры. М., «Владос», 2007.

6. Чёрная М.  Электронно-музыкальные инструменты. Сп-б.,2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сегодня трудно представить себе музыкальную жизнь без синтезатора, без электронных инструментов

Сегодня трудно представить себе музыкальную жизнь без синтезатора, без электронных инструментов

Посадка должна быть удобной, с упругой опорой на ноги, для необходимого охвата всей клавиатуры, примерно на половине стула и с перспективой игры с педалью

Посадка должна быть удобной, с упругой опорой на ноги, для необходимого охвата всей клавиатуры, примерно на половине стула и с перспективой игры с педалью

Можно менять ритмы на одном тоне (голосе) или разные тембры на одном ритме, а можно менять и то, и другое

Можно менять ритмы на одном тоне (голосе) или разные тембры на одном ритме, а можно менять и то, и другое

Здесь положение кисти и первого пальца самое естественное и они легче привыкают к нужным движениям

Здесь положение кисти и первого пальца самое естественное и они легче привыкают к нужным движениям

Литература: 1. Алпарова Н

Литература: 1. Алпарова Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2022