Общешкольный классный час на тему: "Выдающиеся пианисты XX века. К 100-летию со дня рождения. Неповторимый Эмиль Гилельс"
Оценка 4.8

Общешкольный классный час на тему: "Выдающиеся пианисты XX века. К 100-летию со дня рождения. Неповторимый Эмиль Гилельс"

Оценка 4.8
doc
26.01.2022
Общешкольный классный час на тему: "Выдающиеся пианисты XX века. К 100-летию со дня рождения. Неповторимый  Эмиль Гилельс"
Эмиль Гилельс.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕРНЯХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

Общешкольный классный час на тему:

 

«Выдающиеся пианисты 20-го века.

К 100-летию со дня рождения,

 «Неповторимый Эмиль Гилельс»

 

 

 

 

 

Место и время:

Концертный зал ДМШ 

2 ноября  2017 года.

 

 

 

   

          

 

 

 

 

 

 

Подготовил и провел мероприятие:

преподаватель высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

Осадчий В.П.

 

 

 

г. Черняховск

2017 г.

 

 

Эмиль Гилельс. Совсем недавно, 19 октября  2016 года, вся культурная общественность отмечала 100-летие со дня рождения этого выдающегося музыканта, пианиста, педагога. Когда С.В.Рахманинов услышал по радио как играет молодой Гилельс, - он сказал, что видит в нём своего преемника. А это высочайшая оценка для любого музыканта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он родился в Одессе, на Молдаванке, в малообеспеченной еврейской семье. Родители, несмотря на бедность, старались дать детям хорошее образование и обучать музыке. Дочь Лизу определили на скрипку к известному педагогу Петру Соломоновичу Столярскому, а маленького Милю к фортепианному педагогу – Якову Исааковичу Ткачу. После нескольких занятий педагог записал в своем дневнике: «У мальчика очень пианистичные руки и редкостный слух. Возможно страна обогатится ещё одним гениальным музыкантом.» И он не ошибся.

Миля делал большие успехи и в 13 лет уже выступил с сольным концертом. А далее был музыкальный техникум (музыкальное училище), Одесская консерватория, где он учился с 1930 по 1935 годы у Берты Михайловны Рейнгбальд. Это была яркая, красивая женщина, талантливая пианистка, которая наиболее полно раскрылась в музыкальной педагогике. У неё всегда был большой класс, много интересных учеников (Мария Гринберг, Берта Маранц и др.) и ко всем она находила свой подход. Гилельс потом вспоминал, что такого отношения и внимания он больше никогда не получал. И до конца своей жизни он считал её своим главным педагогом.

Москва, 1933 год. Первый Всероссийский конкурс музыкантов-исполнителей. Эмилю Гилельсу 16 лет. Он играет труднейшую программу и играет блестяще. По окончании выступления все члены жюри встают и аплодируют. Это была безоговорочная победа. Его везде приглашают выступать, началась бесконечная череда концертов, гастроли и учёба в консерватории. Огромная популярность и …. головокружение от успехов. Неизвестно, как бы это продолжалось далее, но однажды он прочитал рецензию, где были высказаны весьма критические суждения. Отмечалось, что молодой музыкант идёт по проторенной дорожке, стал допускать небрежности в исполнении и.т.д. Это его потрясло. Гилельс прервал все выступления и полностью погрузился в учёбу. Для него это послужило хорошим уроком на всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После окончания Одесской консерватории, по совету своего педагога Б.М. Рейнгбальд, он едет в Москву и продолжает учёбу в Школе высшего исполнительского мастерства у известного музыканта, пианиста Генриха Густавовича Нейгауза. Это было время напряженного труда и разочарований, больших побед и достижений на международном уровне. Молодой пианист много выступает, собирает полные залы, имеет огромный успех у публики — он солист Московской филармонии.

 

Интерес публики подогревала ещё и, в определённом смысле, «творческая дуэль» с другим известным пианистом, а в будущем замечательным педагогом -  Яковом Флиером. Они были друзьями, доверяли друг другу, советовались.... Свою дочь Елену, впоследствии Гилельс отдал учиться именно к Я. Флиеру. Но это было позже, а тогда, на сцене, они были соперниками. В 1936 году, на международном конкурсе пианистов в Вене, 1 премию получил Я. Флиер, а Гилельс был вторым. Но через два года, на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, Гилельс получил 1 премию, а Флиер — третью. Впереди были большие планы, новые программы, новые концерты.... Началась война. Молодой пианист много выступает перед бойцами Советской армии. В 1943 году летал в блокадный Ленинград и дал там несколько концертов. Есть замечательные документальные кадры — музыкант выступает на аэродроме перед нашими лётчиками. Прямо в поле сооружена небольшая сцена и звучит соль минорная прелюдия Рахманинова. Музыка яркая, мощная, убеждает лучше любых слов, а в небе летают военные самолёты. Потрясающее свидетельство того времени.

После войны, Эмиль Гилельс успешно гастролирует и занимается педагогической деятельностью. Он почти сорок лет преподаёт в Московской консерватории. Все ученики с большим уважением вспоминали его занятия и возможность общения с таким Мастером. У него учились: Марина Мдивани, Валерий Афанасьев, Игорь Жуков, Феликс Готлиб и другие известные музыканты.

Эмиль Григорьевич находил время и для камерной музыки. В разное время он играл с квартетом им. Бетховена, с квартетом им. Бородина, выступал со своей сестрой — Елизаветой Гилельс, а позже играл в составе легендарного трио. Какие имена! Леонид Коган (скрипка), Мстислав Ростропович (виололнчель), Эмиль Гилельс (фортепиано).

На первых четырёх международных конкурсах имени П.И.Чайковского Гилельс возглавлял жюри пианистов. Работа членов жюри на таких ответственных мероприятиях всегда находится под «прицелом» общественности и других заинтересованных лиц. Гилельс не мог кривить душой, он всегда честно и принципиально отстаивал своё мнение. Это стоило ему многих душевных сил, здоровья и нервов.

Подрастала дочь — Елена Гилельс, которая стала хорошей пианисткой. Иногда они выступали вместе. Особенным успехом пользовался двойной концерт Моцарта для оркестра и двух фортепиано. К сожалению дочь ненадолго пережила Эмиля Григорьевича и рано ушла из жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, большую часть времени и сил занимала грандиозная и уникальная концертная деятельность. Эмиль Гилельс был одним из самых востребованных советских музыкантов, играл в лучших залах мира и с лучшими оркестрами. Если говорить о стиле, особенностях его игры, то в юные годы все отмечали ошеломляющую виртуозность, напор, энтузиазм, чеканный ритм. С годами его исполнение стало приобретать новые краски, это: яркая, осмысленная и благородная звучность, безупречная техника, чувство стиля, цельность и масштабность. Духовный аристократизм!

 

Известный музыковед, теоретик, историк фортепианного искусства, Леонид Евгеньевич Гаккель писал: «Гилельс играл мудро, неторопливо и совершенно».

Валерий Афанасьев (ученик Э.Гилельса) как-то у него спросил: «В чём секрет ваших трелей?» И получил удивительный ответ: «Их надо играть сдержанно, не суетиться и слушать вибрацию воздуха.»

 

Внешне, Эмиль Григорьевич, казался очень сдержанным и даже суровым 

человеком. Он не со всеми сближался, держал дистанцию, но те люди, которые его хорошо знали, всегда отмечали эрудицию, тонкий юмор, постоянство и порядочность. С годами он отсекал всё внешнее и честно служил Музыке.

В 1981 году случился инфаркт, а через четыре года этот удивительный музыкант ушёл из жизни. 69 лет непрестанного труда, поиска и совершенствования.

Я был на трёх концертах Эмиля Гилельса. Помню, как он выходил на сцену, что он играл, как кланялся, что исполнял на «бис». Эти незабываемые впечатления останутся на всю жизнь. В дни юбилея, на телеэкранах прошёл документальный фильм «Единственный и неповторимый Эмиль Гилельс». Очень верно и точно сказано — Единственный и Неповторимый!!!

 

 

Была представлена презентация о жизненном и творческом пути великого пианиста. Прозвучали видео-записи следующих произведений:

 

1. Фрагмент фантазии Ф. Листа на темы оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».

2. Рахманинов С.В. Прелюдия соль минор, соч. 24

3. Григ Э. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, 1ч.

4. Бах-Зилоти.  Прелюдия си минор.

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Баренбойм Л.А. Творческий портрет Эмиля Гилельса. М., «Музыка», 1994.

2. Гордон Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа. М., 2007.

3. Ласкина Е. Неизвестные страницы Эмиля Гилельса. М., 2009.

4.  Нейгауз Г.Г. Избранные статьи., Москва, 1986.

5.  Музыкальная энциклопедия, т.1, изд-во «Советская энциклопедия», 1973.

6. Федорович Е.Н. Великий Гилельс. Екатеринбург, 2016.

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Эмиль Гилельс. Совсем недавно, 19 октября 2016 года, вся культурная общественность отмечала 100-летие со дня рождения этого выдающегося музыканта, пианиста, педагога

Эмиль Гилельс. Совсем недавно, 19 октября 2016 года, вся культурная общественность отмечала 100-летие со дня рождения этого выдающегося музыканта, пианиста, педагога

По окончании выступления все члены жюри встают и аплодируют

По окончании выступления все члены жюри встают и аплодируют

Потрясающее свидетельство того времени

Потрясающее свидетельство того времени

Духовный аристократизм!

Духовный аристократизм!

Была представлена презентация о жизненном и творческом пути великого пианиста

Была представлена презентация о жизненном и творческом пути великого пианиста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2022