Методическое сообщение "Роль интегрированных уроков в музыкальном и эстетическом воспитании школьников"
Оценка 4.9

Методическое сообщение "Роль интегрированных уроков в музыкальном и эстетическом воспитании школьников"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +3
docx
музыка
СCУЗ, ВУЗ
30.11.2022
Методическое сообщение "Роль интегрированных уроков в музыкальном и эстетическом воспитании школьников"
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. В данной беседе хочется поговорить о занятиях музыкой, как об интегрированном искусстве вообще.
Роль интегрированных уроков в музыкальном и эстетическом воспитании школьников 1.docx

Слайд №1

Роль интегрированных уроков в музыкальном и эстетическом воспитании школьников.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

В данной беседе хочется поговорить о занятиях музыкой, как об интегрированном искусстве вообще.

 

Слайд №2

Основной курс музыкального образования состоит из нескольких дисциплин:

ü обучение игре на том или ином музыкальном инструменте; 

ü сольфеджио; 

ü музыкальная литература;

ü хоровое пение, вокал.

 

Все эти предметы неразрывно связаны друг с другом и, более того, не могут существовать в «одиночестве».

Изучение вышеназванных дисциплин служат одной, более значимой идее, которая звучит примерно так - грамотное исполнение музыкального произведения на инструменте. Имеется в виду любой инструмент – будь то баян или саксофон, скрипка или человеческий голос. Но есть инструмент, который является стартовой точкой в музыкальном образовании любого человека. Им  является инструмент фортепиано. Ни одна музыкальная специальность не существует без специального фортепиано. На мой взгляд, урок специального фортепиано это именно тот урок, который  способствует интеграции всех дисциплин и специальностей, изучаемых в музыке.

Урок фортепиано изначально является очень сложным, так как уже с первого занятия  ученик вынужден не только пополнять, но и применять свою копилку знаний.

 

 

Слайд №3

Например, первый подход к фортепиано связан с изучением клавиатуры, где идёт распознавание:

Ø цвета (чёрные и белые клавиши),

Ø счёта (две и три чёрные клавиши),       

Ø звука (высокий, низкий, средний).

Уже на первом уроке с помощью звука можно «нарисовать» разные художественные образы. В работу вовлекаются слух и зрение, речь и логика, память и воображение, многие мышцы. Закрепляются жизненно важные понятия: слева, справа, вверх, вниз и др..

 

Слайд №4

Фортепиано вовлекает в работу 10 пальцев обеих рук, что позволяет обоим полушариям мозга развиваться одновременно. Этому способствует и тот факт, что музыкант одновременно читает ноты и играет произведение, что требует максимального напряжения и сосредоточения обоих полушарий. Пианистам свойственно мышление вперёд, опережающее движение пальцев, позволяющее развить целостное видение произведения, перспективное мышление.

Ребёнок, чаще всего впервые, знакомиться с анатомией своей руки: кисть, запястье, локоть, плечо. Проводится отдельная беседа и о пальцах руки, где выясняется

Ø что такое фаланга,

Ø где берёт начало большой палец,

Ø какой из пяти  является первым, вторым и т.д.

Слайд №5

Дальнейшие уроки на фортепиано напрямую связаны

·       с теорией музыки, так как требует знания различных музыкальных знаков и терминов

·       сольфеджио, так как музыкальный язык на фортепиано изучается горизонтально и вертикально, что способствует развитию мелодического и гармонический слуха

·       музыкальной литературой, потому что несёт информацию о композиторах, стилях, развивает воображение и творческое мышление.

·       вокалом, так как фортепиано даёт абсолютную высоту звука, что делает этот инструмент прекрасным учителем для развития голоса и слуха.

 

Существуют результаты серьёзных научных исследований, лишний раз подтверждающие тот факт, что обучение игре на фортепиано, активно способствует развитию системного мышления и навыков пространственно-временного построения своего мировоззрения. Эти способности, помогая в музыкальном образовании, очень полезны при получении знаний по всем школьным предметам, они помогают понять их суть и выстроить процесс получения знаний по простой и понятной системе. Для того, чтобы в полной мере дать оценку роли интегрированных уроков в музыкальном и эстетическом воспитании школьников, хочется проследить более подробную связь музыкальных занятий с дисциплинами, изучаемыми в средней школе. Потому как заметил великий Бетховен:

 

Слайд №6

 «Музыка – посредница  между жизнью  ума  и жизнью  чувств»  

Слайд №7

Литература

Чтобы лучше почувствовать взаимосвязь музыкальных предметов и литературы, можно рассмотреть два вопроса:

Ø что стало бы с музыкой, если бы не было литературы,

и наоборот,

Ø какие потери понесла бы литература без музыки?

 

Слайд №8

Музыка родилась из гортани человека, поэтому здесь сразу становится очевидной потеря большого пласта культурного наследия, где самым простым примером связи слова и музыки окажется песня.

Более сложные примеры – это жанры

Ø Оперы -  Слайд № 9,10

Ø Кантаты - Слайд №11, 12

 Без текста, без либретто эти жанры вообще не существовали бы.

Знакомясь с фрагментами из опер, балетов, на уроках музыкальной литературы школьники встречаются с великими образцами взаимодополнения, взаимообогащения двух искусств. Жанры симфонической музыки также обогатились за счёт использования композиторами сюжетов поэм, сказок и песенных мелодий.

Б.В.Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе воздействие «немой интонации» пластики и движений человека. Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой человеческого тела.

Наивысшей точкой взаимодействия музыки и движения является балетный спектакль.

Слайд № 13

Слайд № 14

Именно в балете содержание музыки, все средства музыкальной речи обретают тесную связь с пластическими образами, ритмом и рисунком танца.

Слайд № 15

Слайд № 16              Изобразительное искусство

 

Рассматривая связь музыкальных дисциплин с изобразительным искусством, можно выявить две точки зрения:

·       можем ли мы увидеть музыку?

·       можем ли мы услышать живопись?

     

Слайд № 17

Известно, что для многих композиторов (Бетховен, Скрябин) даже сама тональность ассоциировалась с определенным цветом.

Поэтому, наиболее  полезным и нужным было бы осуществление межпредметных связей, а именно - синхронное изучение литературы, живописи и музыки. Это  помогло бы объединять в сознании учеников разрозненные знания в единое целое.

Слайд № 18                            История

 

Музыка на уроке истории может помочь в создании особого эмоционального настроя, который  будит фантазию ученика и направляет ее соответствующими комментариями  в нужное для историка русло. Известно, что идейная глубина произведения, его социальный смысл становятся более понятными, если слушатель представляет эпоху, в которую жил и творил автор. Становится прозрачна и ясна роль автора в общественной борьбе его времени.

 

Слайд № 19

На основе исторических сюжетов создано огромное количество музыкальных произведений.

 

Слайд № 20                                   Иностранный язык

 

Знакомясь с новым произведением или песней, ученик обращает внимание на многочисленные обозначения темпов произведения, штрихов, оттенков исполнения, помогающие для раскрытия того или иного музыкального образа. А ведь известно, что вся музыкальная терминология ведется в нотном письме на итальянском языке.

 Allegro - скоро

 Moderato - умеренно

 Forte - громко

 Piano – тихо и т. д.

 Изучая большой раздел по сольфеджио – интервалы, виды интервалов, обращаешь внимание уч-ся на то, что название интервалов (прима, секунда и др.) соответствует названию латинских порядковых числительных.

«Интервал» с латинского – промежуток, расстояние.

 

 

Слайд № 21                         Математика

             

 Математика – царица наук тесным образом перекликается с предметом сольфеджио. Сольфеджио – это математика в музыке.

 

Слайд № 22

Каждая  тема в математике и сольфеджио не существует сама по себе, а  «вытекает» из предыдущей и подготавливает последующую.

 Элементарному счету подчиняются количество:

ü октав на клавиатуре

ü линеечек на нотном стане,

ü тактов и заданного размера в нём

ü фраз,

ü предложений в мелодии,

ü тонов и ступеней в интервалах и т.д.

 

Количество ступеней в гамме обозначается римскими цифрами.

По таким понятиям как цифры, количество, параллельность, промежуток, расстояние и т.д. сразу даже не определить идет здесь речь о математике или о музыкальном предмете. Абстрактное и логическое мышление как неотъемлемая часть математических действий и умозаключений, необходимы и на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов и последовательностей, при разрешении и обращении тех или иных интервалов или аккордов.

Как выясняется, музыкальное образование является настоящим подспорьем в нравственном, интеллектуальном развитии и воспитании школьников, не говоря уже о развитии эстетического вкуса!

Таким образом, можно подвести некоторые итоги по теме интегрированных занятий и их роли в музыкальном и эстетическом воспитании школьников.

 

Слайд № 23

Музыка помогает развивать у ребят абстрактное мышление, воображение, логику и память.

 

Слайд № 24

Опыт показывает, что целенаправленные занятия музыкой способствуют  развитию интеллектуальных способностей детей. Как правило, учащиеся музыкальной школы, несмотря на свою повышенную занятость, лучше усваивают материал и успевают по всем предметам.

 

Слайд № 25

У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже. Проведенные недавно в Венгрии исследования показали, что дети, ежедневно соприкасающиеся с музыкальными занятиями, делали значительно большие успехи в школе, чем дети того же возраста и тех же способностей, но не занимавшиеся музыкой.

Слайд № 26

Лучше усваивались арифметика и орфография, улучшалось поведение и даже некоторые физические данные – в частности, объем легких и подвижность грудной клетки.

 

Слайд № 27

Немаловажное значение имеет и то, что юные музыканты более организованы, инициативны, у них выше развито чувство ответственности за любую выполняемую работу. Занятия музыкой требуют от них достаточно высокой степени самоорганизации, самоконтроля, умения четко планировать время. Здесь почти никогда не встает вопрос о дисциплине, не возникает проблемы «трудных детей».

 

Слайд № 28

Таким образом, музыка представляет собой не только предмет эстетического наслаждения, но и в большей степени, чем любой другой вид искусства, влияет на идейные и моральные качества людей, формирует их нравственный облик.

 

Слайд № 29

Своими особыми, присущими только ей средствами музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение, как к искусству, так и к окружающей жизни. И чем раньше человек встретится с серьезной музыкой, тем скорее он сможет овладеть всей духовной культурой, стать всесторонне и гармонично развитой личностью.

Музыкальное воспитание является интегрированной формой эстетического воспитания, цель которого – формирование в человеке способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное. Не случайно В.Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

Задачи нашей школы искусств,  прежде всего, должны быть направлены на осведомление населения о важности музыкального воспитания. Может быть, в связи с осознанием необходимости получения музыкального образования, где урок фортепиано станет самым важным, изменится отношение родителей и, соответственно, уч-ся к посещаемости и обязательности подготовки домашнего задания.

В заключении хочется прочитать два стихотворения, написанных автором в разном возрасте. Первое в 10 лет, второе – после сорока.

Слайд № 30

Как я ненавижу музыкалку,

Хоть бы она что ли провалилась!

Как же я хочу играть в скакалку,

Хоть бы пианино развалилось!

Как я ненавижу эти ноты,

Клавиши я тоже ненавижу!

Но когда же выйду я из дома-

А музыкалка провалилась, вдруг увижу!

Слайд № 31

Как я благодарна музыкалке,

Как же я тогда не понимала…

Предали и куклы, и скакалки,

Музыка ещё не предавала.

Клавиш чёрно-белые полоски

С детства у меня перед глазами,

Оттого и жизнь идёт по нотам,

А не как обычно – полосами.

Вытирая пыль с «седого друга»,

Знаю – это он, моя закалка.

Как бы мне пришлось, наверно туго,

Если б провалилась музыкалка!

 

Виктория Юдина (поэтесса, композитор, певица, преподаватель музыки)

 


 

Слайд №1 Роль интегрированных уроков в музыкальном и эстетическом воспитании школьников

Слайд №1 Роль интегрированных уроков в музыкальном и эстетическом воспитании школьников

Слайд №3 Например, первый подход к фортепиано связан с изучением клавиатуры, где идёт распознавание: Ø цвета (чёрные и белые клавиши), Ø счёта (две и три…

Слайд №3 Например, первый подход к фортепиано связан с изучением клавиатуры, где идёт распознавание: Ø цвета (чёрные и белые клавиши), Ø счёта (две и три…

Существуют результаты серьёзных научных исследований, лишний раз подтверждающие тот факт, что обучение игре на фортепиано, активно способствует развитию системного мышления и навыков пространственно-временного построения своего…

Существуют результаты серьёзных научных исследований, лишний раз подтверждающие тот факт, что обучение игре на фортепиано, активно способствует развитию системного мышления и навыков пространственно-временного построения своего…

Более сложные примеры – это жанры Ø

Более сложные примеры – это жанры Ø

Слайд № 18

Слайд № 18

Слайд № 22 Каждая тема в математике и сольфеджио не существует сама по себе, а «вытекает» из предыдущей и подготавливает последующую

Слайд № 22 Каждая тема в математике и сольфеджио не существует сама по себе, а «вытекает» из предыдущей и подготавливает последующую

Слайд № 25 У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже

Слайд № 25 У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже

Не случайно В.Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Не случайно В.Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022