Музыка и эмоции: как звучат чувства?

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок музыки для 1 класса на тему «Музыка и эмоции: как звучат чувства?». Цель урока — научить детей замечать, как музыка передаёт и вызывает различные эмоции. Включает игровые, творческие и аналитические задания, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости, воображения и умения выражать чувства через музыку.
Иконка файла материала 2_5325868942936273338.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»

 

 

 

 

Урок музыки

«Музыка и эмоции: как звучат чувства?»

 

 

Выполнила: студентка группы 246б

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Селезнёва Полина Дмитриевна

 

 

 

Нижний Новгород

2025 г.

Предмет: музыка

Класс: 1

Тема: Музыка и эмоции: как звучат чувства?

Цель: Формирование у учащихся умение замечать, как музыка может передавать и вызывать различные эмоции.

Задачи:

1. Образовательные:

1.     Учить различать настроение и характер в музыке.

2.     Познакомить с умением выражать свои чувства и эмоции через прослушивание и исполнение музыки.

3.     Познакомить с понятиями «эмоции» и «чувства» через музыкальные произведения.

2. Развивающие:

1.     Развивать музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

2.     Развивать умение анализировать и обсуждать свои впечатления от музыки.

3.     Развивать воображение и творческое мышление с помощью творческих заданий.

3. Воспитательные:

1.     Воспитывать интерес к музыке и уважение к чувствам других людей.

2.     Формировать доброжелательное отношение к одноклассникам в процессе совместной деятельности.

3.     Воспитывать культуру слушания музыки и обсуждения своих впечатлений.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, закрепление знаний, творческая деятельность)

Форма проведения: урок-путешествие с элементами игры и творческих заданий

Виды работы с детьми: слушание музыки, беседа, игровая деятельность

Оборудование: аудиозаписи музыкальных произведений, карточки с изображением эмоций (радость, грусть, злость, спокойствие, удивление), шумовые музыкальные инструменты (бубны, маракасы, колокольчики и др.), шаблоны ладони для рефлексии, интерактивная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивационный этап

Методы:

- Наглядный (аудиовизуальный)

- Словесный (рассказ)

- Игровой (воображаемая ситуация)

- Здравствуйте, ребята!

Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они оказались в волшебной стране звуков и эмоций.

Включается спокойная музыка («Сладкая грёза» П. Чайковского)

Рассказывает историю:

«Однажды в далёком-далёком уголке мира существовала необычная страна — страна звуков и эмоций. В этой стране не было ни слов, ни букв, но жили в ней удивительные существа: Радость, Грусть, Спокойствие, Удивление и даже маленькая Злость. Каждый из них умел говорить только на языке музыки.

Когда в стране наступало утро, первым просыпался житель по имени Радость, и тогда по всей стране разносились весёлые, звонкие звуки. Дети просыпались и улыбались, птицы пели, а деревья шелестели листьями под эту музыку.

Иногда на небе появлялись тучки, и по стране разливалась Грусть. Она тихо играла на скрипке, и все вокруг задумывались, становились спокойнее, а иногда даже вспоминали что-то важное.

А бывало, прилетал Ветер и приносил с собой Удивление. Тогда звуки становились необычными, неожиданными — и все жители замирали, слушая, что же будет дальше.

Даже маленькая Злость иногда приходила в гости, но быстро убегала, потому что музыка умела успокаивать всех.

Каждый звук в этой стране рассказывал свою историю, и каждый житель мог поделиться своими чувствами без слов — только с помощью музыки.»

 

Хотите узнать, как музыка рассказывает о наших чувствах? Давайте вместе отправимся в эту волшебную страну и узнаем, как звучат эмоции!

Слушают учителя и музыку, закрывают глаза и представляют себе волшебную страну, отвечают на вопрос учителя, выражают желание узнать больше.

Личностные: проявление интереса к теме. Познавательные: воображение и восприятие музыки. Коммуникативные: готовность к диалогу

2

Актуализация знаний

Методы:

-Словесный (беседа)

- Наглядный (карточки)

- Практический (изображение эмоций)

-Ребята, какие эмоции вы знаете? Назовите их и покажите, как они выглядят.

Далее учитель показывает карточки с изображением эмоций (радость, грусть, злость, спокойствие, удивление) и просит детей изобразить её мимикой и движениями.

Отвечают на вопросы, вспоминают и называют эмоции, показывают их мимикой и движениями.

Познавательные: актуализация знаний об эмоциях. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Личностные: эмоциональная отзывчивость

3

Постановка учебной задачи

Методы:

- Проблемный (постановка вопроса)

- Исследовательский (выдвижение гипотез

Учитель ставит перед детьми вопрос:

-Как вы думаете, можно ли по музыке понять, радуется человек или грустит? Давайте попробуем это выяснить!

Дети слушаю композиции, высказывают свои предположения, учитель записывает их на доске. (таблица)

- Итак, как вы думаете, чем мы будем занимать на нашем уроке? Какую цель мы поставим перед собой?

Итог: - Значит, наша задача — научиться слушать музыку, определять, какие эмоции она передаёт, и попробовать самим выразить свои чувства с помощью музыки и движений!

Дети внимательно слушают ставят учебную задачу, объясняют, что музыка может выражать разные чувства и эмоции. Они участвуют в беседе, игре, отвечают на вопросы.

Регулятивные: постановка цели урока. Познавательные: анализ и выдвижение гипотез. Коммуникативные: аргументация своего мнения.

4

Решение учебной задачи

Методы:

- Игровой ("Музыкальный портрет")

- Практический (создание образов)

 

Игра «Музыкальный портрет эмоций»

Учитель предлагает каждому ученику выбрать карточку с эмоцией (или придумать эмоцию самому) и попробовать «нарисовать» её с помощью движений, мимики или звуков (например, хлопков, шёпота, шуршания). Дети по очереди изображают выбранную эмоцию с помощью движений и звуков. Остальные пытаются угадать, какую эмоцию изображал их одноклассник.

Проведение физкультминутки

- Ребята, а теперь давайте превратимся в жителей волшебной страны эмоций! Будем танцевать так, как подсказывает нам музыка!

 

Блок 1 - «Радость» (15 секунд):

Звучит бодрая музыка.

Дети прыгают на месте, хлопают в ладоши, кружатся, изображают «лучики солнца» (руки вверх, тянемся).

- Покажите, как танцует Радость!

 

Блок 2 — «Грусть» (15 секунд):

Включается медленная музыка.

Дети плавно покачиваются, опускают руки вниз, изображают «падающие листья» или «тихую реку».

 

-А теперь — грустная мелодия. Двигаемся мягко, как будто нам немного грустно.

 

Блок 3 — «Удивление» (20 секунд):

Резкие, неожиданные звуки (например, стук барабана или «Танец феи Драже» из «Щелкунчика»).

Дети замирают, затем изображают удивление (руки к щекам, широкие глаза, подпрыгивание).

 

Завершение:

- Молодцы! Теперь наши эмоции проснулись, и мы готовы творить дальше.

Участвуют в игре «Музыкальный портрет эмоций». Каждый ребёнок выбирает карточку с эмоцией или придумывает свою и показывает её с помощью движений, мимики или звуков. Остальные ребята угадывают, какую эмоцию изображает их одноклассник, и объясняют, почему они так решили.

Обсуждают свои впечатления.

Участвуют в физкультминутке.

Познавательные: творческое мышление. Коммуникативные: взаимодействие в группе. Личностные: эмпатия и понимание эмоций.

5

Закрепление

Методы:

- Проектный (групповая работа)

- Творческий (сочинение мелодий)

- Практический

-А теперь давайте посмотрим, какой мелодией вы сами сможете изобразить свое настроение, используя музыкальные инструменты?

Творческое задание «Сочини мелодию»

Учитель делит класс на небольшие группы и даёт задание: придумать короткую мелодию или ритм, передающие определённую эмоцию (с помощью шумовых инструментов).

Дети в группах обсуждают, какую эмоцию они хотят выразить, придумывают и исполняют свою мелодию. Затем они объясняют, почему выбрали именно этот ритм или звук.

После проведения игр педагог задает вопросы:

-Какие эмоции вам было легче всего выразить? С какими трудностями вы столкнулись? Как музыка помогает нам понимать чувства друг друга?

Делятся на небольшие группы и выполняют творческое задание: придумывают и исполняют короткую мелодию, передающие определённую эмоцию.

Регулятивные: планирование действий. Познавательные: создание и анализ музыки. Коммуникативные: сотрудничество в группе

6

Рефлексия

Методы:

- Словесный (беседа)

- Наглядный (шаблоны)

- Аналитический

Детям раздают листы с контуром ладони. В каждом пальчике они пишут или рисуют:

 

Большой: Что нового вы узнали?

Указательный: Что было самым интересным?

Средний: Какая эмоция понравилась больше всего?

Безымянный: Что было сложно?

Мизинец: Как музыка помогает выражать чувства?

- Поделитесь своими впечатлениями: что вы запомнили, чему научились, что хотели бы сделать ещё раз? Спасибо вам за урок!

Активно участвуют в рефлексии, рисуют ладони, отвечают на вопросы учителя и делятся своими мыслями, что помогает им осознать, чему они научились, и выражают свои эмоции от урока.

Регулятивные: самооценка и рефлексия. Личностные: осознание своих эмоций. Коммуникативные: формулирование выводов

 

Таблица для этапа: постановка учебной задачи