Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
Урок музыки
«Музыка и эмоции: как звучат чувства?»
Выполнила: студентка группы 246б
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Селезнёва Полина Дмитриевна
Нижний Новгород
2025 г.
Предмет: музыка
Класс: 1
Тема: Музыка и эмоции: как звучат чувства?
Цель: Формирование у учащихся умение замечать, как музыка может передавать и вызывать различные эмоции.
Задачи:
1. Образовательные:
1. Учить различать настроение и характер в музыке.
2. Познакомить с умением выражать свои чувства и эмоции через прослушивание и исполнение музыки.
3. Познакомить с понятиями «эмоции» и «чувства» через музыкальные произведения.
2. Развивающие:
1. Развивать музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
2. Развивать умение анализировать и обсуждать свои впечатления от музыки.
3. Развивать воображение и творческое мышление с помощью творческих заданий.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к музыке и уважение к чувствам других людей.
2. Формировать доброжелательное отношение к одноклассникам в процессе совместной деятельности.
3. Воспитывать культуру слушания музыки и обсуждения своих впечатлений.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, закрепление знаний, творческая деятельность)
Форма проведения: урок-путешествие с элементами игры и творческих заданий
Виды работы с детьми: слушание музыки, беседа, игровая деятельность
Оборудование: аудиозаписи музыкальных произведений, карточки с изображением эмоций (радость, грусть, злость, спокойствие, удивление), шумовые музыкальные инструменты (бубны, маракасы, колокольчики и др.), шаблоны ладони для рефлексии, интерактивная доска
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
Мотивационный этап Методы: - Наглядный (аудиовизуальный) - Словесный (рассказ) - Игровой (воображаемая ситуация) |
- Здравствуйте, ребята! Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они оказались в волшебной стране звуков и эмоций. Включается спокойная музыка («Сладкая грёза» П. Чайковского) Рассказывает историю: «Однажды в далёком-далёком уголке мира существовала необычная страна — страна звуков и эмоций. В этой стране не было ни слов, ни букв, но жили в ней удивительные существа: Радость, Грусть, Спокойствие, Удивление и даже маленькая Злость. Каждый из них умел говорить только на языке музыки. Когда в стране наступало утро, первым просыпался житель по имени Радость, и тогда по всей стране разносились весёлые, звонкие звуки. Дети просыпались и улыбались, птицы пели, а деревья шелестели листьями под эту музыку. Иногда на небе появлялись тучки, и по стране разливалась Грусть. Она тихо играла на скрипке, и все вокруг задумывались, становились спокойнее, а иногда даже вспоминали что-то важное. А бывало, прилетал Ветер и приносил с собой Удивление. Тогда звуки становились необычными, неожиданными — и все жители замирали, слушая, что же будет дальше. Даже маленькая Злость иногда приходила в гости, но быстро убегала, потому что музыка умела успокаивать всех. Каждый звук в этой стране рассказывал свою историю, и каждый житель мог поделиться своими чувствами без слов — только с помощью музыки.»
Хотите узнать, как музыка рассказывает о наших чувствах? Давайте вместе отправимся в эту волшебную страну и узнаем, как звучат эмоции! |
Слушают учителя и музыку, закрывают глаза и представляют себе волшебную страну, отвечают на вопрос учителя, выражают желание узнать больше. |
Личностные: проявление интереса к теме. Познавательные: воображение и восприятие музыки. Коммуникативные: готовность к диалогу |
2 |
Актуализация знаний Методы: -Словесный (беседа) - Наглядный (карточки) - Практический (изображение эмоций) |
-Ребята, какие эмоции вы знаете? Назовите их и покажите, как они выглядят. Далее учитель показывает карточки с изображением эмоций (радость, грусть, злость, спокойствие, удивление) и просит детей изобразить её мимикой и движениями. |
Отвечают на вопросы, вспоминают и называют эмоции, показывают их мимикой и движениями. |
Познавательные: актуализация знаний об эмоциях. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Личностные: эмоциональная отзывчивость |
3 |
Постановка учебной задачи Методы: - Проблемный (постановка вопроса) - Исследовательский (выдвижение гипотез |
Учитель ставит перед детьми вопрос: -Как вы думаете, можно ли по музыке понять, радуется человек или грустит? Давайте попробуем это выяснить! Дети слушаю композиции, высказывают свои предположения, учитель записывает их на доске. (таблица) - Итак, как вы думаете, чем мы будем занимать на нашем уроке? Какую цель мы поставим перед собой? Итог: - Значит, наша задача — научиться слушать музыку, определять, какие эмоции она передаёт, и попробовать самим выразить свои чувства с помощью музыки и движений! |
Дети внимательно слушают ставят учебную задачу, объясняют, что музыка может выражать разные чувства и эмоции. Они участвуют в беседе, игре, отвечают на вопросы. |
Регулятивные: постановка цели урока. Познавательные: анализ и выдвижение гипотез. Коммуникативные: аргументация своего мнения. |
4 |
Решение учебной задачи Методы: - Игровой ("Музыкальный портрет") - Практический (создание образов)
|
Игра «Музыкальный портрет эмоций» Учитель предлагает каждому ученику выбрать карточку с эмоцией (или придумать эмоцию самому) и попробовать «нарисовать» её с помощью движений, мимики или звуков (например, хлопков, шёпота, шуршания). Дети по очереди изображают выбранную эмоцию с помощью движений и звуков. Остальные пытаются угадать, какую эмоцию изображал их одноклассник. Проведение физкультминутки - Ребята, а теперь давайте превратимся в жителей волшебной страны эмоций! Будем танцевать так, как подсказывает нам музыка!
Блок 1 - «Радость» (15 секунд): Звучит бодрая музыка. Дети прыгают на месте, хлопают в ладоши, кружатся, изображают «лучики солнца» (руки вверх, тянемся). - Покажите, как танцует Радость!
Блок 2 — «Грусть» (15 секунд): Включается медленная музыка. Дети плавно покачиваются, опускают руки вниз, изображают «падающие листья» или «тихую реку».
-А теперь — грустная мелодия. Двигаемся мягко, как будто нам немного грустно.
Блок 3 — «Удивление» (20 секунд): Резкие, неожиданные звуки (например, стук барабана или «Танец феи Драже» из «Щелкунчика»). Дети замирают, затем изображают удивление (руки к щекам, широкие глаза, подпрыгивание).
Завершение: - Молодцы! Теперь наши эмоции проснулись, и мы готовы творить дальше. |
Участвуют в игре «Музыкальный портрет эмоций». Каждый ребёнок выбирает карточку с эмоцией или придумывает свою и показывает её с помощью движений, мимики или звуков. Остальные ребята угадывают, какую эмоцию изображает их одноклассник, и объясняют, почему они так решили. Обсуждают свои впечатления. Участвуют в физкультминутке. |
Познавательные: творческое мышление. Коммуникативные: взаимодействие в группе. Личностные: эмпатия и понимание эмоций. |
5 |
Закрепление Методы: - Проектный (групповая работа) - Творческий (сочинение мелодий) - Практический |
-А теперь давайте посмотрим, какой мелодией вы сами сможете изобразить свое настроение, используя музыкальные инструменты? Творческое задание «Сочини мелодию» Учитель делит класс на небольшие группы и даёт задание: придумать короткую мелодию или ритм, передающие определённую эмоцию (с помощью шумовых инструментов). Дети в группах обсуждают, какую эмоцию они хотят выразить, придумывают и исполняют свою мелодию. Затем они объясняют, почему выбрали именно этот ритм или звук. После проведения игр педагог задает вопросы: -Какие эмоции вам было легче всего выразить? С какими трудностями вы столкнулись? Как музыка помогает нам понимать чувства друг друга? |
Делятся на небольшие группы и выполняют творческое задание: придумывают и исполняют короткую мелодию, передающие определённую эмоцию. |
Регулятивные: планирование действий. Познавательные: создание и анализ музыки. Коммуникативные: сотрудничество в группе |
6 |
Рефлексия Методы: - Словесный (беседа) - Наглядный (шаблоны) - Аналитический |
Детям раздают листы с контуром ладони. В каждом пальчике они пишут или рисуют:
Большой: Что нового вы узнали? Указательный: Что было самым интересным? Средний: Какая эмоция понравилась больше всего? Безымянный: Что было сложно? Мизинец: Как музыка помогает выражать чувства? - Поделитесь своими впечатлениями: что вы запомнили, чему научились, что хотели бы сделать ещё раз? Спасибо вам за урок! |
Активно участвуют в рефлексии, рисуют ладони, отвечают на вопросы учителя и делятся своими мыслями, что помогает им осознать, чему они научились, и выражают свои эмоции от урока. |
Регулятивные: самооценка и рефлексия. Личностные: осознание своих эмоций. Коммуникативные: формулирование выводов |
Таблица
для этапа: постановка учебной задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.