Методическое пособие для центра патриотического воспитания «Дорогами родного края» (развивающая игра для детей дошкольного возраста)
Оценка 4.9

Методическое пособие для центра патриотического воспитания «Дорогами родного края» (развивающая игра для детей дошкольного возраста)

Оценка 4.9
Игры +1
doc
окружающий мир
Детсад
06.02.2019
Методическое пособие для центра патриотического воспитания  «Дорогами родного края» (развивающая игра для детей дошкольного возраста)
Методический шедевр.Методичка .doc

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД № 302 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

Методическое пособие

для центра патриотического воспитания

«Дорогами родного края»

(развивающая игра для детей дошкольного возраста)

 


Авторы:

Савина Ксения Сергеевна, старший воспитатель МДОУ «ясли-сад № 302 города Донецка»

Бурдаковская Анжела Викторовна, воспитатель МДОУ «ясли-сад № 302 города Донецка»

Рецензенты:

Сова А.В. - методист учебно-методического центра отдела образования администрации Пролетарского района города Донецка

Федотова Е.Н. –заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения «ясли-сад № 302 города Донецка»

 

 

Методическое пособие «Дорогами родного края» используется для работы с детьми дошкольного возраста и направлено на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств как гражданственность, совесть, честь, достоинство, милосердие, доброжелательность; развитие мышления, внимания, памяти, речи, умения прямого счета; приобщение ребенка к культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – это самый важный этап в становлении личности человека, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера, Развитие таких нравственных качеств, как патриотизм и гражданственность будет зависеть от выбора содержания, форм и методов психолого-педагогической работы, наполнения развивающей предметно-пространственной среды.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые становятся ему близкими и незаменимыми, вследствие чего принимаются им и присваиваются. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной Отчизны.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к малой родине и Отечеству.

Кроме того, приобщение ребенка к культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания в будущем помогут сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов. В этот период начинают развиваться также те чувства, формироваться черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение.

Поэтому, учитывая актуальность этой проблемы и требования нормативно-правовых документов образования (Закон ДНР «Об образовании», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 г., Типовое положение о дошкольных образовательных организациях, Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, воспитательно-образовательная программа  для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной») была разработана развивающая игра «Дорогами родного края». Она позволяет объединить умения воспитателя заинтересовать ребенка и в игровой форме прививать любовь к малой родине, развивать нравственные качества, гражданственность. В процессе игры дети закрепляют знания о семье и семейных ценностях, ближайшего окружения ребенка, знакомятся с историей города и страны, расширяют свои знания о растительном и животном мире, профессиях, народных промыслах  родного края, выдающихся земляках.

Основная цель развивающей игры – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национального, культурного и  природного наследия родного края.

Для достижения этой цели  выделены задачи:

1.                Образовательные:

Ø    формировать у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;

Ø    формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;

Ø    формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края;

Ø    объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

2.                Развивающие:

Ø    расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;

Ø    развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;

Ø    развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.

3.                Воспитательные:

Ø    воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;

Ø    воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;

Ø    поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования игры на занятиях по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

РАЗДЕЛ I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Проблема нравственно-патриотического воспитания не является новой. Общетеоретическое положение о высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям описывались в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания были описаны А.В. Беляевым, С.А. Козловой, Е.А. Казаевой, Э.К. Сусловой и др.

Основы патриотического воспитания отражены в современных про­граммах: «Донбасс – мой край родной», «Сердце на ладошке» (Туженкова Ю.А., Костенко Е.П.), «Воспитание маленького патриота» (Соболева Г. А., Северина И.А. и др.), « С чего начинается Родина» (Белоброва О.Г., Козлитина Н.Н. и др.), «Растим патриотов Донбасса».

Однако анализ современной педагогической литературы по данной теме показывает, что, несмотря на наличие методической литературы по проблемам нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства, отсутствуют методические пособия для дошкольных образовательных организаций с использованием краеведческого содержания. В связи с этим, возникла необходимость разработки системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, малой родине.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой пространства детей, осмысле­ния окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

РАЗДЕЛ II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРЫ

2.1. Изготовление игрового поля

Материал для изготовления игрового поля:

Ø фетр зеленого цвета – 2 отрезка по 30х40 см;

Ø фетр разноцветный – 8 отрезков по 20х30 см;

Ø самоклеющаяся бумага – 60х80 см;

Ø картон – 2 шт. по 30х40 см;

Ø двусторонний скотч;

Ø уголок пластиковый А4 – 1 шт.;

Ø текстильная застежка (липучка) лента – 2 м;

Ø детали для украшения (цветы, птички, грибочки и т.д.)

1.     На самоклеющуюся бумагу прикрепить картон.

2.     На картон прикрепить двусторонний скотч и закрепить фетр зеленого цвета.

3.      Вырезать из фетра 8 квадратов 7х7см и 8 треугольников 7х10х7см разного цвета.

4.     Вырезать 56 кругов Ø 23мм (по 7 кругов разного цвета)

5.     Вырезать стрелки для перехода хода.

6.     Вырезать из пластикового уголка 8 прямоугольников (7х5,5см)

7.     Пришить пластиковые прямоугольники с помощью большой иглы и ниток для вязания к квадратам из фетра.

8.     На текстильную застежку (липучку) прикрепить двусторонний скотч, отрезать по количеству деталей.

   

9.     Прикрепить липучки на детали, закрепить на игровом поле.

10. С помощью клеевого пистолета прикрепляем на полотно цветы, птичек, грибы.

 

2.2. Изготовление кубика

Материал для изготовления кубика:

Ø линолеум – 6 шт. 7х7см;

Ø ткань – 40х30см;

Ø фетр черного цвета;

Ø вата или поролон;

Ø липучки.

1.     Вырезать из линолеума 6 квадратов 7х7см.

  

2.     Сделать из ткани выкройку 32х9х17см

3.     Сшить квадраты из линолеума соединительным швом.

        

4.     Соединить на швейной машинке выкройку з ткани.

5.     Вставить квадраты из линолеума в ткань, набить ватой.

    

6.     Пришить 6-й квадрат к основе.

 

7.     С помощью двухстороннего скотча присоединить круги из черного фетра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III. ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Развивающая игра «Дорогами родного края» - это настольная игра-путешествие, сделанная из яркого приятного на ощупь материала. Она способствует не только развитию речи, вниманию, обогащению знаниями о родном крае, но и сенсорному развитию, а также закрепляет навыки прямого счета. Игра предназначена для детей дошкольного возраста и может использоваться на занятиях по нравстенно-патриотическому воспитанию.

В зависимости от возрастной категории домики можно убирать и добавлять, а также менять вопросы в соответствии с тематикой занятия и лексической темой.

Правила игры.

В игре могут  принимать участие  2 – 6 человек. Каждый участник выбирает себе фишку определенного цвета (матрешки в разноцветных косынках), которую ставит на поле «Старт» (начало игры). Очередность ходов определяется считалкой.

Поочередно бросая кубик, игроки продвигают свои фишки вперед на определенное очками количество ходов. Необходимо отвечать на вопросы, соответствующие блоку (Приложение № 1), а также следовать указаниям условных обозначений:

кружок с зеленым полем – перейди по стрелке вперед

кружок с желтым полем – пропусти ход

кружок с красным полем – перейди по стрелке назад

Воспитатель выбирает вопросы в соответствии с индивидуальным развитием каждого ребенка.

Если игрок не отвечает на вопрос – может воспользоваться «Электронной энциклопедией» (Приложение № 2), но остается на том же месте и пропускает ход.

Выигрывает тот участник, который первым приходит на поле «Финиш» (конец игры), получив при последнем ходе необходимое количество очков.

1-й домик  - «Я и моя семья» - цикл вопросов о себе, семье, ее членах, представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.); о взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, обязанностях ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.), представления детей о семейных традициях, о ценности семьи.

 

Задачи: расширить знания о себе и семье, углублять чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им.

2-й домик «Я среди людей» - цикл вопросов о группе, детском саде, улице, на которой живет ребенок, правилах поведения в общественных местах.

Задачи: формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада, расширять нравственно-этические представления детей.

 

3-й домик «Визитка ДНР» - цикл вопросов о символике, достояниях Донбасса.

Задачи: учить детей рассказывать о своем родном городе (районе), о его традициях, событиях, происходящих в нем; закрепить знания с флагом и гербом ДНР, мелодией гимна.

4-й домик «История Донбасса» - цикл вопросов об истории и памятных местах родного края.

Задачи: продолжать знакомить детей с историей; воспитывать гордость к защитникам Донбасса и формировать уверенность в том, как почетно быть на защите своей страны.  

5-й домик «Трудом славен человек» - цикл вопросов о труде и профессиях, о выдающихся людях, прославившихся своими трудовыми достижениями, промышлености Донбасса.

Задачи: закрепить знания детей о профессиях близких людей, подчеркивая значимость их труда; воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться; знакомить детей с передовиками производства, знаменитыми людьми в области литературы, искусства, спорта.

6-й домик «Путешествие по родному городу» - цикл вопросов о самых красивых местах родного города (района), его достопримечательностях, местах культуры и отдыха.

Задачи: расширять представления о родном крае; продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети; развивать умение любоваться красотой города.

7-й домик «Летопись народной мудрости» - цикл вопросов, посвященных литературе и искусству, писателям, поэтам, художникам Донбасса, народным промыслам, праздниками.

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями искусства и их авторами, малыми фольклорными жанрами; знакомить с праздниками (народными и государственными) как частью культуры Донбасса; объяснять, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся; развивать познавательный интерес к культуре других народов.

8-й домик «Природа родного края» - цикл вопросов о флоре и фауне родного края, явлениях неживой природы.

Задачи: продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира Донбасса, с явлениями неживой природы; формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.

Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвящённый этой стороне нравственного воспитания.

Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников. Этому способствует вовлечение детей в игровую деятельность.

Пособия и развивающие игры, изготовленные своими руками, нравятся детям. Нетрадиционные игрушки помогают воспитателям разнообразить самостоятельную деятельность ребенка в детском саду, привлечь родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Такие игры развивают тактильное и зрительное восприятия, внимание, память, воображение, речь, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Примерный перечень вопросов к игре «Дорогами родного края» для детей 4-6 лет.        

Я и моя семья

1.     Давай знакомиться

2.     Что такое семья? 

3.     Что обозначает слово «мама», «папа»?

4.     В семье могут быть только эти члены?

5.     Жалеешь ли ты своих родных? Почему?

6.     Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?

7.     Какие вы знаете пословицы о семье? 

8.     Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?

9.     Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?

10.  Какой должна быть семья?

                                                                       Я среди людей

1. На какой улице ты живешь? Какие ты знаешь улицы города?

2. Как ты добираешься до детского сада?

3. Наш детский сад, чем  занимаются  дети в детском саду?

4. Наша группа

5. Какие правила поведения ты знаешь?

6. Как вести себя в общественном транспорте?

7. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?

8. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?

9. Каким я был, каким я стану?

                                                                      Визитка ДНР

1.     Что мы Родиной зовем?

2.     Что значит быть гражданином своей страны?

3.     Происхождение названия «ДОНБАСС»?

4.     Какие вы знаете символы нашей Республики? 

5.     Что символизируют цвета нашего флага?

6.     Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб.

7.     О чем говорится в гимне?

8.     Кто является жителями Донбасса?

9.     Как еще называют наш город Донецк?

10.  Кто такой герой? Кто является героем наших дней?

 

                                               История города Донецк

1.     Основатель Донецка.

2.     Какие названия носил наш город?

3.     Чем знаменит наш город?

4.     Какие города нашей республики ты знаешь?

5.     Когда был освобожден Донецк от немецких захватчиков?

 

Трудом славен человек

1.     Что такое профессия?

2.     Кем работают твои родители?

3.     Расскажи о профессиях.

4.     Чем знаменит наш город?

5.     Люди, прославившие Донбасс.

6.     Кто такой почетный гражданин?

7.     Жители Донбасса.

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. 5

РАЗДЕЛ II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРЫ.. 6

2.1. Изготовление игрового поля. 6

2.2. Изготовление кубика. 8

РАЗДЕЛ III. ОПИСАНИЕ ИГРЫ.. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

Приложение № 1. 16

Содержание. 18

Литература. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.

2.     Государственный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. – URL: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Prikazy/326P.pdf

3.     «Донбасс – мой край родной». Воспитательно-образовательная программа  для детей дошкольного возраста. – ДИППО. – Донецк, 2015.  

4.     Закон об образовании. – URL: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/Zakony/Zakon_Ob_obrazovanii.pdf

5.     Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007.

6.     От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк : Истоки, 2015. – 223 с.

7.     http://donbassforum.net/post9796.html

8.     http://changeua.com/eti-lyudi-iskusstva-proslavili-donbas/

9.     http://www.studfiles.ru/preview/3577741/

10. http://detecddonetsk.com.ua/mainmenu/gorodon/infodon.php?idn=1

11. http://donpatriot.ru/istoria_donbassa.html

12. http://alldonetsk.com/places/parks/

13. http://www.openarium.ru/Украина/Донецк/Парки/#65848444

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Авторы: Савина Ксения Сергеевна, старший воспитатель

Авторы: Савина Ксения Сергеевна, старший воспитатель

ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст – это самый важный этап в становлении личности человека, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера,

ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст – это самый важный этап в становлении личности человека, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера,

Основная цель развивающей игры – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой

Основная цель развивающей игры – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой

РАЗДЕЛ I . НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

РАЗДЕЛ I . НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

С помощью двухстороннего скотча присоединить круги из черного фетра

С помощью двухстороннего скотча присоединить круги из черного фетра

Задачи: расширить знания о себе и семье, углублять чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им

Задачи: расширить знания о себе и семье, углублять чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им

Путешествие по родному городу» - цикл вопросов о самых красивых местах родного города (района), его достопримечательностях, местах культуры и отдыха

Путешествие по родному городу» - цикл вопросов о самых красивых местах родного города (района), его достопримечательностях, местах культуры и отдыха

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству

Приложение № 1 Примерный перечень вопросов к игре «Дорогами родного края» для детей 4-6 лет

Приложение № 1 Примерный перечень вопросов к игре «Дорогами родного края» для детей 4-6 лет

Что значит быть гражданином своей страны? 2

Что значит быть гражданином своей страны? 2

Содержание ВВЕДЕНИЕ . 3 РАЗДЕЛ

Содержание ВВЕДЕНИЕ . 3 РАЗДЕЛ

Литература 1. Алешина

Литература 1. Алешина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019