Методическое пособие по истории для второго курса спо
Оценка 4.9

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Оценка 4.9
Рабочие тетради
doc
история +1
Взрослым
19.02.2018
Методическое пособие по истории для второго курса спо
Данное методическое пособие содержит практические задания по истории России второй половины XX века. Задания могут выполняться совместно на занятиях (для закрепления материала) и самостоятельно студентами второго курса спо. Данные задания помогут с ориентироваться в данном периоде истории и сформировать понимание и значимость многих событий.
методичка история спо 2 курс.doc
Министерство образования Красноярского края КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «КРАСНОЯРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО­МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Методическое пособие по истории для второго  курса по специальности 22.02.02 «Металлургия цветных металлов» Русакова Т.А.                                                                            Красноярск­2017 1 Оглавление Оглавление.................................................................................................................................................2 1.СССР после войны..................................................................................................................................3 2.Эпоха правления Н.С.Хрущева..............................................................................................................6 .Эпоха Л.И. Брежнева..............................................................................................................................12 4.Перестройка в СССР в 1985­91гг........................................................................................................14 6.Россия на пути к рынку........................................................................................................................18  6. Становление демократической России..............................................................................................19 7.Современная Россия и мир...................................................................................................................21 Литература:..............................................................................................................................................23 2 1.СССР после войны. I. .На основе приведенных ниже документов и других источников ответьте на вопросы. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЧЛЕНА ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б), СЕКРЕТАРЯ ЦК А. А.  ЖДАНОВА НА ДИСКУССИИ ПО КНИГЕ Г. Ф. АЛЕКСАНДРОВА «ИСТОРИЯ  ЗАПАДНО­ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ». 24 ИЮНЯ 1947 Г. Почти о всех старых философах т. Александров находит случай сказать доброе слово. Чем   крупнее   буржуазный   философ,   тем   больше   фимиама   ему   преподносится.   Все   это приводит к тому, что т. Александров, возможно, сам того не подозревая, оказывается в плену   буржуазных   историков   философии,   которые   исходят   из   того,   чтобы   в   каждом философе видеть прежде всего союзника по профессии, а потом уже противника. Такие концепции, если бы они получили у нас развитие, неизбежно приведут к объективизму, к раболепию перед буржуазными философами и преувеличению их заслуг, к лишению нашей философии боевого наступательного духа. А это значило бы отход от основного принципа материализма — его направленности, его партийности. ИЗ ДОКЛАДА Л. Л. ЖДАНОВА О ЖУРНАЛАХ «ЗВЕЗДА» И «ЛЕНИНГРАД» Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко ... изображает  советских  людей  бездельниками  и уродами,  людьми  глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее   поэзии   —   поэзии   взбесившейся   барыньки,   мечущейся   между   будуаром   и   моленной. Основное у нее — это любовно­эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски,   смерти,   мистики,   обреченности...   Таков   духовный   мир   Ахматовой,   одного   из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А. А. ЖДАНОВА НА СОВЕЩАНИИ ДЕЯТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ  МУЗЫКИ В ЦК ВКП(Б). ЯНВАРЬ 1948 Г. У советских композиторов две в высшей степени ответственных задачи. Главная из них — развивать и совершенствовать советскую музыку. Другая задача состоит в том, чтобы отстаивать советскую музыку от проникновения в нее элементов буржуазного распада. Не надо   забывать,   что   СССР   является   сейчас   подлинным   хранителем   общечеловеческой музыкальной   культуры   так   же,   как   он   во   всех   других   отношениях   является   оплотом человеческой   цивилизации   и   культуры   против   буржуазного   распада   и   разложения культуры.   Надо   учитывать,   что   чуждые   буржуазные   влияния   из­за   границы   будут перекликаться   с   пережитками   капитализма   в   сознании   некоторых   представителей советской интеллигенции, выражающимися в несерьезных и диких стремлениях променять сокровищницу   советской   музыкальной   культуры   на   жалкие   лохмотья   современного буржуазного искусства. Поэтому не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким. 3 1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?  2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства  3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?  4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений генетики, кибернетики и др.?  5. Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет. II.На основе приведенных ниже документов и других источников ответьте на  вопросы. ИЗ РЕЧИ И. В. СТАЛИНА НА XIX СЪЕЗДЕ КПСС. ОКТЯБРЬ 1952 Г.  Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно­ демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от  либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой «свободы личности»...  Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия  эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан.  Знамя буржуазно­демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя  придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и  понести его вперед... Больше некому его поднять. Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их «превыше всего». Теперь не осталось и следа  от «национального принципа»... Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения,   что   это   знамя   придется   поднять   вам,   представителям   коммунистических   и демократических   партий,   и   понести   его   вперед,   если   хотите   быть   патриотами   своей страны, если хотите стать руководящей силой нации. Его некому больше поднять. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ В. М. МОЛОТОВА Сталин   рассуждал   так:   «Первая   мировая   война   вырвала   одну   страну   из капиталистического рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом». В   последние   годы   Сталин   немножно   стал   зазнаваться,   и   мне   во   внешней   политике приходилось   требовать   то,   что   Милюков   требовал   —   Дарданеллы!   Сталин:   «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут».— «А ты потребуй!» Понадобилась   нам   после   войны   Ливия.   Сталин   говорит:   «Давай,   нажимай!»... Аргументировать было трудно. На одном из заседаний совещания министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально­освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу. В то же время Азербайджан претендовал — увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать — никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме этого, потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда­то грузинское население... И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно... Но попугать — попугали крепко. 4 ИЗ ЗАПИСИ БЕСЕДЫ Ф. ЧУЕВА И В. МОЛОТОВА. ИЮНЬ 1981 Г. Рассказываю, как вместе с генералом армии И. Г. Павловским, недавним Главкомом сухопутных   войск,   был   на   Чукотке.   Там   до   сих   пор   стоят   казармы,   где   в   1946   г. располагалась 14­я десантная армия под командованием генерала Олешева. Армия имела стратегическую   задачу:   если   американцы   совершат   на   нас   атомное   нападение,   она высаживается на Аляску, идет по побережью и развивает наступление на США. Сталин поставил задачу. — Да, Аляску неплохо бы вернуть,— констатирует Молотов. — А мысли такие были? — Были, конечно,— соглашается Молотов.— Еще время, по­моему, не пришло таким задачам...   США   —   самая   удобная   страна   для   социализма.   Коммунизм   там   наступит быстрее, чем в других странах. 1. Какие изменения и международном положении СССР произошли после второй мировой войны?  2. Одни историки приписывают главную вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие — СССР, третьи— обеим сторонам. Какова ваша позиция? Аргументируйте ее.  3. Что нового появилось в отношениях КПСС и зарубежных компартий мосле окончания войны? III . Выполните схему «Альтернативы развития страны после смерти И.В. Сталина» IV . Заполните таблицу Борьба за власть после смерти И.В.Сталина этапы I этап II этап III этап Итоги  участники борьбы   5 2.Эпоха правления Н.С.Хрущева. V. Семинар по теме «Правление Н.С.Хрущева» Вопросы к семинару: 1. Борьба за власть после смерти И.В.Сталина, приход к власти Н.С.Хрущева. 2. XX  съезд КПСС : цели, итоги 3. Что означала политика «оттепели» в духовной сфере? 4. Какие процессы в общественной жизни зародилась по воздействием «оттепели»? 5. Какие задачи должна была решать реформа образования 1958г.? 6. В чем состояло противоречие «оттепели» в духовной сфере? 7. Реформы в сельском хозяйстве: цели, основные направления, итоги. 8. Реформы в промышленности : цели, основные направления, итоги. 9. Основные направления социальной политики (реформы в образовании, жилищный вопрос, оплата труда, рабочий день) 10. Новое направление во внешней политики (попытки мирного сосуществования). 11. Углубление противостояния СССР и США. 12. СССР и страны Восточной Европы. 13. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке. 14. Подведите   итоги   правления   Н.С   Хрущева   (отметьте   положительные   и отрицательные моменты). Список литературы: Обязательная литература: 1. Артемов В.В., История: учебник.­М.:Академия, 2011. 2. О.В Волобуев и др.  « Россия и мир» 2004 год. « Дрофа.». 3. Т.Г. Тугусова, В.А. Скороспелова « История Отечества» 2001 г. «Феникс». Дополнительные источники: 4. Валлерстайн И. Миро­системный анализ. Интернет­ресурс  http:www/nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller/htm 5. Всемирная история в таблицах и аннотациях. / Автор – составитель Орлова Л.Б.М.,  20104. Геосинхрония (Атлас всемирной истории) – 6. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни) 10­ 11 класс.  7. Загладин Н.В., Симония Н.А.  История (базовый уровень),10­11 клас Интернет­ресурсы: (http://lesson­history.narod.ru)  (http://it­n.ru)  8. 9. 10. (http://som.fio.ru).  11. (http://www.encyclopedia.ru)  12. (http://www.hermitaje.ru)  13. http://www.history.yar.ru(http://www.hist.msu.ru/ER 6 VI. Практическая работа Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. 1. Прочитайте приведённые документы и ответьте на поставленные вопросы. ИЗ РЕЧИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Г.М. МАЛЕНКОВА НА V СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 7 АВГУСТА 1953 Г. «До   сих   пор   у   нас   не   было   возможностей   развивать   лёгкую   и   пищевую промышленность такими же темпами, как тяжёлую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие лёгкой промышленности. Правительство   и   ЦК   партии   считают   необходимым   значительно   увеличить вложения средств на развитие сельского хозяйства и поправить в сторону значительного увеличения задания по производству предметов народного потребления; шире привлечь к производству предметов потребления машиностроительные и другие предприятия тяжёлой промышленности… Для   того   чтобы   обеспечить   крутой   подъём   производства   предметов   народного потребления, мы прежде всего должны позаботиться о дальнейшем развитии и подъёме сельского хозяйства, снабжающего население продовольствием, а лёгкую промышленность сырьём… В   этой   связи   Правительство   и   ЦК   партии   сочли   необходимым   пойти   на значительное   снижение   норм   обязательных   поставок   с   личного   подсобного   хозяйства колхозников, решили… изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет… Правительство   и   ЦК   партии   решили   также   серьёзно   поправить   и   изменить неправильное   отношение,   сложившееся   у   нас,   к   личному   подсобному   хозяйству колхозников. ИЗ ДОКЛАДА СЕКРЕТАРЯ  ЦК КПСС Н.С. ХРУЩЁВА НА ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС 3 СЕНТЯБРЯ 1953 Г. Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и совхозов в росте урожайности сельскохозяйственных культур и развитии общественного животноводства. В этих целях Совет министров СССР и Президиум ЦК партии признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофеля и овощи… Важно вместе с тем отметить, что розничные цены на продукты животноводства, картофель и овощи не повышаются, а, наоборот,   ежегодно   снижаются.     Линия   на   снижение   розничных   цен   на   предметы потребления будет проводиться и впредь. ИЗ   ДОКЛАДА   ПЕРВОГО   СЕКРЕТАРЯ   ЦК   КПСС   Н.С.   ХРУЩЁВА   НА   ХХ СЪЕЗДЕ КПСС (1956) Нашлись «мудрецы», которые начали противопоставлять лёгкую промышленность тяжёлой   индустрии,   уверяя,   что   преимущественное   развитие   тяжёлой   индустрии необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики, а теперь нам осталось только форсировать развитие лёгкой промышленности. Только неисправимые хвастуны могут закрывать глаза на то, что в экономическом отношении мы ещё не перегнали наиболее развитые капиталистические страны, что уровень 7 производства у нас пока ещё недостаточен для обеспечения зажиточной жизни всех членов общества, что в стране ещё много недостатков и неорганизованности в хозяйственном и культурном отношении. ИЗ ПРОГРАММЫ КПСС, ПРИНЯТОЙ НА XXII СЪЕЗДЕ (1961) На определённом этапе общественное хозяйство колхозов достигнет такого уровня развития,   когда   станет   возможным   за   счёт   его   ресурсов   полностью   удовлетворять потребности колхозников. На этой основе личное подсобное хозяйство постепенно себя изживёт экономически…» 1.Что общего в экономической стратегии, предложенной Г. Маленковым и Н. Хрущёвым в 1953 г.? 2.В   чём,   на   ваш   взгляд,   заключается   принципиальная   разница   в   подходах   к   развитию промышленного производства, предложенных Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущёвым? 3.В   чём   вы   видите   принципиальную   разницу   в   подходах   этих   политиков   к   развитию сельского хозяйства? 4.Есть   ли   разница   в   отношении   Г.   Маленкова   и   Н.   Хрущёва   к   личному   подсобному хозяйству крестьян? 5.За счёт каких источников Н.С. Хрущёв предлагал обеспечить крупные капиталовложения в сельское хозяйство, погасить долги колхозов государству и сохранить и даже снизить розничные цены на сельскохозяйственную продукцию? Реалистичны ли были эти проекты, если учесть ситуацию в продовольственном снабжении начала 60­х гг? Почему? 2. Проанализируйте приведённые данные и ответьте на вопросы. Рост посевных площадей под кукурузу в 1955 – 1962 гг. 1955 г. – 18 млн. га 1962 г. – 32 млн. га 1.Чем вы можете объяснить приоритетное развитие кукурузы в эти годы? 2.Какие последствия для развития сельского хозяйства имела «кукурузная кампания»? 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы. ИЗ ОБРАЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ МОСКОВСКОГО СОБРАНИЯ КОМСОМОЛЬЦЕВ И МОЛОДЁЖИ, ИЗЪЯВИВШИХ ЖЕЛАНИЕ ПОЕХАТЬ НА ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИНЫ. ЯНВАРЬ 1955 Г. Дорогие друзья! Будем   достойны   доверия   и   заботы   нашей   родной   матери   –   Коммунистической партии! Порадуем новыми успехами в борьбе за покорение миллионов гектаров целинных и залежных   земель!   Даём   нерушимое   комсомольское   слово   ЦК   партии   и   Советскому правительству – будем честно и самоотверженно трудиться на новых землях. Из воспоминаний целинника. Ясно   видятся   мне   недостатки   в   организации   грандиозной   целинной   эпопеи, неразумность   иных   решений,   непродуманность   составляющих   стратегии,   которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая   собрать   урожай   с   гигантских   площадей.   На   корню   гибли   посевы,   негде   было хранить   зерно.   Происходила   колоссальная   растрата   миллиардных   сумм,   материально­ технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что все тогдашние затраты могли бы принести большую отдачу при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход был в то время невозможен. 8 1.Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель? 2.Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном? 3.В чём вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины? 4.Согласны   ли   вы   с   утверждением   целинника   о   том,   что   «иной   подход   в   то   время невозможен»? почему?  4. Проанализируйте приведённые данные и документы, ответьте на вопросы. Темпы роста промышленного производства в СССР в 1951 – 1965 гг. 1951 – 1955 гг. – 85% 1956 – 1960 гг. – 64,3 % 1961 – 1965 гг. – 51 % Темпы роста сельскохозяйственного производства в СССР в 1951 – 1965 гг. 1951 – 1955 гг. – 20,5 % 1956 – 1960 гг. – 30% 1961 – 1965 гг. – 11% ИЗ ПРОГРАММЫ КПСС, ПРИНЯТОЙ НА XXII СЪЕЗДЕ (1961) В итоге второго десятилетия (1971­1980) будет создана материально­техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения;   советское   общество   вплотную   подойдёт   к   осуществлению   принципа распределения по потребностям, произойдёт постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество… КПСС намечает увеличить объём промышленной продукции: в течение ближайших 10 лет примерно в два с половиной раза и превзойти уровень промышленного производства США; в течение 20 лет не менее чем в 6 раз и оставить далеко позади нынешний объём промышленного производства США… Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме! ИЗ ДОКЛАДА Н.С. ХРУЩЁВА НА XXII СЪЕЗДЕ КПСС (1961) Буржуазные   критики   дружно,   словно   по   команде,   закричали:   «Программа невыполнима!» Вновь замелькали на страницах реакционных газет знакомые ещё по первым советским   пятилеткам   заклинания:   «утопия»,   «мираж»,   «иллюзия».   Может   быть,   у противников нашей Программы есть цифры, расчёты, факты? Ничего подобного. У нас в Программе   обосновано   каждое   положение.   У   них   только   крикливые   заявления.   У   нас рассчитана и доказана каждая цифра. Они боятся цифр, как чёрт ладана. У нас точный, научный   анализ   тенденций   исторического   развития.   У   них   кликушеские   заклинания, бесплодные гадания на кофейной гуще… 1. Проанализируйте данные первого ряда. Что они показывают? 2. О чём свидетельствуют факты, приведённые во втором ряде? 3. В   чём   вы   видите   объективные   и   субъективные   причины   падения   темпов   роста промышленности и сельского хозяйства в начале 60­х гг.? 4. Из чего исходило руководство КПСС, представляя Программу построения коммунизма в СССР к 1980 г.? 5. Как   вы   относитесь   к   прогнозам   западных   средств   массовой   информации   о невозможности выполнения Программы КПСС? На чём были основаны их прогнозы угасания темпов экономического роста в СССР? 5. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. ИЗ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ СССР 1962 – 1964 ГГ. 9 Статья 7. Государственная собственность есть общее достояние всех трудящихся города и деревни. В   собственности   государства   находятся   земля,   её   недра,   воды,   леса   и   другие природные   богатства,   электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, сельскохозяйственные предприятия, производимая на государственных предприятиях продукция, жилые дома, торговые, коммунальные и иные предприятия, банки, средства связи.   фабрики,   заводы,   шахты,   рудники, В собственности государства может находиться и любое другое имущество… Статья 31. Граждане имеют право на личную собственность, на трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода,   личного   потребления   и   удобства,   равно   как   право   наследования   личной собственности… Личная собственность граждан имеет потребительское назначение… Не допускается использование личной собственности для извлечения нетрудовых доходов, а также в иных противоречащих интересам общества и государства целях. 1.Как   вы   считаете,   какие   из   приведённых   ниже   положений   были   внесены   в Конституционный проект 1962 г. впервые 9 в сравнении с предыдущими Конституциями страны)? 2.Как   вы   можете   прокомментировать   отношение   собственности,   зафиксированные   в проекте Основного закона страны? 3.Как   вы   понимаете   «потребительских   характер»   личной   собственности   граждан   при социализме? 4.Можете   ли   вы   назвать   какие­либо   природные   и   экономические   объекты,   не зафиксированные в Конституции как относящиеся к государственной собственности? 5.Какова была эффективность существовавшей в СССР экономической системы? 6.Что   нужно   было   сделать,   на   ваш   взгляд,   для   повышения   эффективности   советской экономической системы? 6. Соотнесите даты и события. Даты: 1954, 1953, 1957, 1957, 1955, 1956, 1961, 1958, 1960, 1963, 1959 События:  А)Пленум ЦК КПСС по сельскому хозяйству, положивший начало смене вех в этой сфере после смерти Сталина. Б)Начало освоения целинных и залежных земель. В)Начало широкой кампании за выращивание кукурузы. Г)Утверждение шестого пятилетнего плана.  Д)Начало широкомасштабного жилищного строительства. Е)Упразднение МТС. Ж)Ликвидация отраслевой системы управления экономикой. З)Запуск первого искусственного спутника земли. И)Установление 7 часового рабочего дня. К)Денежная реформа. Первый полёт человека в космос. Л)Начало борьбы с подсобными хозяйствами крестьян. М)Начало продовольственного кризиса и массовых закупок продовольствия за границей. VII. Проверочная работа по теме «Эпоха Н.С. Хрущева» 10 I Вариант 1.На первом  этапе в борьбе за власть после смерти Сталина  участвовали: ___ 2. В ______году  Н.С.Хрущев стал  первым секретарем ЦК КПСС. 3.В    ____ году состоялся XX съезд  КПСС, на котором Н.С. Хрущев  объявил ____ 4.Реформы Н.С. Хрущева  в сельском хозяйстве заключались в : ________ 5.Реформа образования  заключалась в: 6. Основными направлениями социальной политики Хрущева были: 7. Термин «оттепель» вошел в политический лексикон благодаря_______ 8.Основные направления внешней политики при Н.С. Хрущеве_________ 9.Берлинский кризис был вызван ________ и произошел в _________году 10.В организацию Варшавского Договора вошли такие страны, как_____ 11.Карибский кризис произошел в ____ году. 12.   Установите   соответствие   между   датами   и   событиями.   Ответ   запишите   в   виде последовательности цифр. А) 1953 г. 1) ввод советских войск в Венгрию Б) 1962 г. 2) подписание перемирия в Корее В) 1956 г. 3) Берлинский кризис Г) 1955 г. 4) Карибский кризис 5) Подписание Варшавского договора 13. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.   В 1956 г. на XX съезде КПСС было обосновано положение о мирном сосуществовании социалистической   и   капиталистической   систем   как   принципе   внешней   политики, проведение которого в жизнь могло существенно улучшить отношения СССР с Западом. Какими путями осуществлялась эта политика СССР в период оттепели?  Назовите не менее трех положений.  Почему проводился именно такой внешнеполитический курс? Приведите не менее двух причин. 14.Отношение СССР при Н.С.Хрущеве к странам «третьего мира» _______ 15. Развитие науки при Н.С. Хрущеве______ II  Вариант 1. Навтором  этапе в борьбе за власть после смерти Сталина  участвовали: _____ 2. В ______году  Н.С.Хрущев стал  первым секретарем ЦК КПСС. 3. Относительная демократизация общества после XX съезда  КПСС проявилась в ___ 4.Реформы Н.С. Хрущева  в промышленности заключались в  ________________ 5. Экономическая политика Хрущева была направлена на: 6. Основными направлениями социальной политики Хрущева были: 7.Для хрущевской «оттепели» было характерно: 8.Альтернативы развития внешней политики  после смерти И.В.Сталина_______ 9.Организация Варшавского Договора была создана в __________году. 10.Карибский кризис был вызван _________ 11.Антикоммунистическая революция в ______   произошла в ___году. 1  2.Установите   соответствие   между   датами   и   событиями.   Ответ   запишите   в   виде последовательности цифр. А) 1956 г. 1) разгром «антипартийной группы» Б) 1957 г. 2) принятие Программы КПСС В) 1958 г. 3) ХХ съезд КПСС Г) 1961 г. 4) ликвидация МТС 5) Хрущёв возглавил Совет Министров 11 13.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти И. Н. Сталина в 1953 г. перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего   развития.   Значительная   часть   сталинского   руководства   выступала   за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина. Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не менее трёх направлений в различных сферах общества).  Какие причины определили  осуществление  этих направлений?  (Укажите не менее двух причин). 14.Отношение СССР при Н.С. Хрущеве к социалистическим странам  __________ 15. Развитие науки при Н.С. Хрущеве___________ .Эпоха Л.И. Брежнева VIII.   Выполните задание по теме «Эпоха Л.И. Брежнева». Внутренняя политика (заполните таблицу) Причины проведения экономической реформы 1965г. Причины Дата Направление Меры Итоги Причины неудач Дата Направление Меры Итоги Причины неудач Дата Меры         Меры I. Экономические реформы в сельском хозяйстве. II. Реформы в промышленности III. Реформа хозяйственного механизма Внешняя политика (выполните конпект­схему)    Политика разрядки это ______________________________________ Причины__________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Основные события 12 События 1968г в Чехословакии повлияли на политику советского руководства тем, что Провал политики разрядки вызван :   _______________________________  ________________________________  ________________________________  ________________________________ События в Афганистане оказали влияние на внешнее и внутреннее положение СССР  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Составьте тезисы ответа по теме «Политика разрядки : достижения и неудачи» (не менее 3х): IX. Заполните таблицу  Внешняя политика СССР в эпоху Брежнева    с   Отношение социалистическими странами с Отношение   со   странами   3го мира Отношение Западом Вопросы Основные события Причины конфликтов (если были) Итог и значение  13 4.Перестройка в СССР в 1985­91гг. X. Прочитайте документы и ответьте на вопрос  ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЕВА НА XIX ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КПСС.  1988 Г. Существующая   политическая   система   оказалась   неспособной   предохранить   нас   от нарастания   застойных   явлений   в   хозяйственной   и   социальной   жизни   в   последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все   большее   сосредоточение   хозяйственно­управленческих   функций   в   руках   партийно­ политического   руководства.   Одновременно   гипертрофировалась   роль   исполнительного аппарата.  Число   лиц,  избранных  в  различные  государственные   и общественные  органы, достигало   трети   взрослого   населения   страны,   но   при   этом   их   основная   масса   была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел. В   период   застоя   управленческий   аппарат,   разросшийся   почти   до   сотни   союзных   и восьмисот республиканских  министерств и ведомств, практически стал диктовать свою волю   и   хозяйству,   и   политике.   Именно   ведомства   и  другие   управленческие   структуры держали  в  руках исполнение  принятых  решений,  своими  действиями  или  бездействием определяли, чему быть, а чему нет. ИЗ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПЛАТФОРМЫ Л. Д. САХАРОВА. 1989 Г. 1. Ликвидация административно­командной системы и замена ее плюралистической с рыночными   регуляторами   и   конкуренцией.   Ликвидация   всевластия   министерств   и ведомств... 2.   Социальная   и   национальная   справедливость.   Защита   прав   личности.   Открытость общества. Свобода убеждений... 3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД —   МГБ,   обнародовать   данные   о   преступлениях   сталинизма   и   всех   неоправданных репрессиях... 4. Организация науки... 5. Поддержка политики разоружения и разрешения региональных конфликтов... Переход на полностью оборонную стратегическую доктрину. 6.   Конвергенция   (сближение)   социалистической   и   капиталистической   систем, сопровождающаяся встречными плюралистическими процессами в экономике, социальной 14 сфере, культуре и идеологии,— единственный путь радикального устранения опасности гибели человечества в результате термоядерной и экологической катастроф. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС И. К. ПОЛОЗКОВА — ПЕРВОГО  СЕКРЕТАРЯ ЦК КП РСФСР. 31 ЯНВАРЯ 1991 Г. Теперь   уже   ясно   всем,   что   перестройка,   задуманная   в   1985   г.   и   начатая   партией   и народом как обновление социализма... не состоялась. Так   называемым   демократам   удалось   подменить   цели   перестройки,   перехватить инициативу у нашей партии. Общество оказалось на перепутье. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем. Надо признать, КПСС не сумела вовремя разглядеть начало перерождения перестройки, позволила этому процессу набрать силу... Ни   о   какой   многопартийности   у   нас   сейчас   не   может   идти   речи.   Есть   КПСС, отстаивающая   социалистическую   перестройку,   и   есть   лидеры   немногочисленных политических   групп,   у   которых   в   конечном   счете   одно   политическое   лицо   — антикоммунизм. ИЗ ОБРАЩЕНИЯ К СОГРАЖДАНАМ ПРЕЗИДЕНТА СССР М. С. ГОРБАЧЕВА, 25  ДЕКАБРЯ 1991 Г. Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше,— труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 г. ... Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это — самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, потому что еще не научились пользоваться свободой. Тем не менее проделана работа исторической значимости: — Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей. —   Совершен   прорыв   на   пути   демократических   преобразований.   Реальными   стали свободные   выборы,   свобода   печати,   религиозные   свободы,   представительные   органы власти, многопартийность. —   Началось   движение   к   многоукладной   экономике,   утверждается   равноправие   всех форм   собственности.   В   рамках   земельной   реформы   стало   возрождаться   крестьянство; появилось фермерство, миллионы гектаров земли отдаются сельским жителям, горожанам. Узаконена   экономическая   свобода   производителя,   и   начали   набирать   силу предпринимательство, акционирование, приватизация. Поворачивая экономику к рынку, важно помнить — делается это ради человека. В это трудное время все должно быть сделано для его социальной защиты, особенно это касается стариков и детей. . Используя приведенные документы, объясните, почему существовавшая политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития. XI.  Прочитайте документы и ответьте на вопросы. 15 . ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЕВА НА ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС. 23 АПРЕЛЯ 1985 Г. Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей   нашей   работы   поставить   интенсификацию   экономики   и   ускорение   научно­ технического   прогресса,   перестроить   управление   и   планирование,   структурную   и инвестиционную   политику,   повсеместно   повысить   организованность   и   дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности. ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЕВА НА ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС. 16 ИЮНЯ 1986 Г. Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются   громоздкостью   и   неэффективностью   работы   аппарата   управления... Основную часть ответственности за решение практических вопросов должны взять на свои плечи трудовые коллективы предприятий и объединений. ИЗ «ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ УПРАВЛЕНИЯ  ЭКОНОМИКОЙ», ОДОБРЕННЫХ ИЮНЬСКИМ ПЛЕНУМОМ ЦК КПСС. 1987 Г. Суть   коренной   перестройки   управления   экономикой   страны   —   переход   от преимущественно   административных   к   экономическим   методам   руководства   на   всех уровнях,   к   управлению   интересами   и   через   интересы,   к   широкой   демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ЦК КПСС «О ПОЛОЖЕНИИ В СТРАНЕ И  ЗАДАЧАХ КПСС В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ ЭКОНОМИКИ НА РЫНОЧНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ». ОКТЯБРЬ 1990 Г. ЦК   КПСС   видит   основной   смысл   перехода   к   рынку   в   том,   чтобы   в   рамках социалистического   выбора   прежде   всего   улучшить   жизнь   людей,   обеспечить   полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективного труда... Пленум   выступает   за   разнообразие   форм   собственности,   многоукладную   экономику, формирование рыночной инфраструктуры. Поддерживая   разнообразные   формы   разгосударствления   предприятий,   ЦК   КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности. Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских   и   личных   хозяйств,   кооперативов   и   ассоциаций.   Пленум   ЦК   КПСС   не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность. ИЗ ПРОГРАММЫ «500 ДНЕЙ». ЛЕТО 1990 Г. Главная цель реформы — экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной   хозяйственной   системы,   способной   обеспечить   динамичное   развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран. 16 Человечеству не удалось создать ничего более эффективного, чем рыночная экономика. Она   создает   сильные   стимулы   к   самореализации   возможностей   человека,   повышению трудовой и хозяйственной активности, резко ускоряет научно­технический прогресс... Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и   бесхозяйственности,   порожденным   административно­командной   системой,   должны прийти   свобода   хозяйственной   деятельности   и   ответственность   каждого   гражданина   за свое   благосостояние,   напряженный   и   хорошо   организованный   труд,   вознаграждение     в соответствии с его результатами. Рыночный механизм — это единственный механизм, позволяющий соединить различные государства   и   их   экономические   системы.   Поэтому   только   переход   к   нему   позволит создать   основу   для   добровольного   объединения   суверенных   республик   в   рамках обновленного Союза. 1. Используя приведенные документы, дайте оценку основным этапам экономическою реформирования в СССР за годы перестройки.  2. Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы  3. Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?  4.   В   чем   заключается   радикальный   характер   провозглашенного   курса   на   переход   к рынку?  5. Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации? XII.    Дайте   определение   понятий:   перестройка,   гласность,   демократизация, плюрализм, путч, «парад суверенитетов». XIII . Назовите даты: ­ период перестройки; ­ авария на ЧАЭС; ­ договор о РСМД; ­ вывод советских войск из Афганистана; ­ «парад суверенитетов»; ­ августовский путч в Москве; ­ подписание Беловежского соглашения. XIV.  Используя учебную литературу ответьте на вопросы: 1) В   чём   заключалась   необходимость   политики   перестройки?   Что   надо   было перестраивать? 2) Какими   путями   предполагалось   вывести   СССР   из   экономического   кризиса? Какие   меры   предпринимались   во   второй   половине   1980­х   гг.   для   улучшения экономической ситуации и почему они не принесли успеха? 3) Охарактеризуйте новое политическое мышление как основу внешней политики СССР при Горбачёве.  Какая республика и по каким причинам вышла первой из состава СССР? 4) 5) Обладают ли государства, входящие в СНГ, суверенитетом? Перечислите эти государства. 6) Какие политические процессы и события середины 1980­х – начала 1990­х гг. явились, на ваш взгляд, наиболее значимыми для судьбы СССР? 17 7)  Относительно распада СССР существуют две основные версии. Одни историки и   политики   считают,   что   СССР   перестал   существовать   в   силу   внутренних причин. Другие подчёркивают, что на распад СССР оказали влияние главным образом США и др. западные страны. А каково ваше мнение? 8) Общество «развитого социализма» имело ряд негативных проявлений. Тем не менее значительная часть населения бывшего СССР с сожалением вспоминает о   тех   временах.   Выясните,   с   чем   это   связано.   Проведите   опрос   старшего поколения.   Каково   их   отношение   к   хрущёвской   «оттепели»,   брежневскому «застою», горбачёвской перестройке? 6. Россия на пути к рынку. XV. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: ИЗ КНИГИ Е.Т. ГАЙДАРА «ГОСУДАРСТВО И ЭВОЛЮЦИЯ»  Сегодня   мы   можем   подвести   предварительный   итог   социально­экономическим переменам последних лет. Если постараться обобщить их в виде формулы, то ее можно представить как обмен власти на собственность. Это так и совсем не так. Именно эта формула   выявляет   основное   социально­экономическое   и   политическое   противоречие нашего времени. Обмен номенклатурой власти на собственность... Звучит неприятно но если быть реалистами, если исходить из сложившегося к концу 80­х гг. соотношения сил, это   был   единственный   путь   мирного   реформирования   общества,   мирной   эволюции государства. Альтернатива ­ взрыв, гражданская война... с последующей диктатурой новой победившей номенклатуры. Россию у номенклатуры нельзя, да и не нужно отнимать силой, ее можно «выкупить». Если собственность отделяется от власти, если возникает свободный рынок, где собственность все равно будет постоянно перемещаться, подчиняясь закону конкуренции,   это   и   есть   оптимальное   решение.   Пусть   изначально   на   этом   рынке номенклатура   занимает   самые   сильные   позиции,   это   является   лишь   залогом преемственности прав собственности. Дальше свои позиции каждому владельцу придется подтверждать делом. В любом случае такой обмен власти на собственность означал бы шаг вперед   от   «империализма»   к   свободному,   открытому   рынку,   от   «азиатского   способа производства» к европейскому, означал бы конец самой номенклатуры как стабильной , пожизненной,   наследственной,   не   подвластной   законам   рынка   политико­экономической элиты. 1)В   чем   особенность   рыночных   реформ,   инициированных   Е.Т.   Гайдаром?   Как   вы думаете,   почему   Е.Т.   Гайдару   удалось   провести   столь   непопулярные   в   обществе преобразования? XVI. .Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 18 ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР «О МЕРАХ ПО ЛИБЕРАЛИЗА­ЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991  г. В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально­эконо­мическом положении в РСФСР» постановляю: 1.Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных)   цен   и   тарифов   ,складывающихся   под   влиянием   спроса   и   предложения,   на продукцию   производственно­технического   назначения,   товары   народного   потребления, работы и услуги. Государственные   закупки   сельскохозяйственной   продукции   .также   производить   по свободным (рыночным) ценам. 2.Установить со 2 января 1992 года применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный   круг   продукции   производственно­технического   назначения,   основных потребительских товаров и услуг по перечням. 3.Правительству РСФСР:  определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды   продукции   производственно­технического   назначения,   основные   потребительские товары  и  услуги,  порядок  их  регулирования;     ввести  в  действие  в  1992 году  порядок регулирования цен на продукцию предприятий­монополистов; 1)Чем можно объяснить необходимость введения свободных цен? 2) Можно ли было иным способом обеспечить переход к рынку? 3) Почему этот переход обычно называют «шоковой терапией»?   6. Становление демократической России. XVII . Прочитайте текст и ответьте на вопросы:   ИЗ   УКАЗА   ПРЕЗИДЕНТА   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ   «О   ПО   ЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ». 21   СЕНТЯБРЯ 1993   г.      В   Российской   Федерации   сложилась   политическая   ситуация,   угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально­экономических реформ, открытая и повседневно   осуществляемая   в   Верховном   Совете   обструкция   политики   всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций   исполнительной   власти   вместо   Совета   Министров   со   всей   очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть   его   руководства   открыто   пошли   на   прямое   попрание   воли   российского   народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121 Конституции РФ, итогах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю: 1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом  народных депутатов  РФ  и  Верховным  Советом  РФ. До начала  работы  нового двухпалатнго   парламента   РФ   и   принятия   им   на   себя   соответствующих   полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ... 2.Конституционной   комиссии   и   Конституционному   совещанию   представить   к   12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ... 5. Назначить выборы в Государственную думу Федерального Собрания РФ на 11 — 12 декабря 1993 года... 9.   Заседания   Съезда   народных   депутатов   РФ   не   созываются.   Полномочия   народных депутатов РФ прекращаются. 19 1)На основании приведенного документа дайте оценку ликвидации системы Советов в России. Почему это было сделано?  2)Найдите   в   дополнительной   литературе   и   ресурсах   Интернета   материал,   который отражал бы различные точки зрения в обществе на этот процесс. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: XVIII.   ИЗ КНИГИ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «РОССИЯ В ОБВАЛЕ». 1998 г. В нынешнее время вся и всякая политика движется экономикой, если не сводится к ней. Экономика   —   не   предмет   этой   работы.   Но   нельзя   не   наблюсти,   не   изумиться   даже   и простолюдину,   никакому   не   специалисту.   Ясно   же   видно,   что   Западу   нужна   Россия технологически отсталая. Мы рабски подчиняемся программе Международного Валютного Фонда — по недоумию? или сознательно отдаваясь чужому умыслу? Как можно, например, оправдать, объяснить, что по жесткому требованию МВФ мы сняли таможенные пошлины на вывоз наших нефти и газа (гоним, гоним невозобновляемые наши недра, лишая будущего себя и наших потомков), — и взамен этих огромных бюджетных потерь ждем от МВФ очередной крохотной подачки, да даже и не подачки, а ссуды под проценты. Какое еще в мире правительство хозяйничает так? В жестокий ущерб нашей экономике правительство который   год   подчиняется   стесни­   тельному,   даже   разрушительному   диктату   —   и   мы слышим   С   наших   верхов   благодарность,   что   МВФ   якобы   «помог   России   избежать трудностей».   До   неправдоподобия:   и   безоглядная   распродажа   национального   богатства сопровождается для России не ростом доходов, а ростом внешнего долга. Россия — в долговой яме. А общее взаимодействие мировой экономики таково, что отставшие обречены отставать и дальше, они уже не смогут выправиться. Через десяток лет мы спустимся на уровень африканских   стран.   Да   с   нами   уже   так   и   обращаются.   Над   ключевыми   нашими предприятиями то там, то здесь берут контроль иностранные фирмы, иногда псевдонимно. А   между   тем   даже   в   нынешних   усеченных   границах   Россия   экономически самодостаточна. И наша умолительная погоня за иностранными инвесторами истекает из нашего допоследнего душевного упадка и отчаяния. (Иностранные инвестиции допустимы и могут быть полезны тогда, когда надежно защищено отечественное производство и строг закон   о   вывозе   капиталов   или   полуфабрикатов.)   А  втягивание   наше   в   международный финансовый мир втягивает нас,  неокреплых, и в чужие финансовые кризисы, которые мы бы минули. В   экономической   сфере   мы   безоглядно   —   и   с   опасной   поспешностью   —   кинулись перенимать   западные   формы   жизни.   Но   это   и   недостижимо:   уклад   чужой   жизни невозможно скопировать, не перерождаясь болезненно: он должен органически вытекать из традиций   страны.   По   пословице:   свою   болячку   не   чужим   здоровьем   лечить.   На   путь, неотличимый от западного, Россия все равно не выйдет никогда, как бы нам ни стараться. 1.Интересы и взгляды какой категории общества конца 90­х гг.­ выражает автор? Что вы знаете об авторе?  2.В чем он видит причины того, что Россия оказалась «в обвале» в это время?  XIX. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:   ИЗ   КНИГИ   3.   БЖЕЗИНСКОГО   «ВЕЛИКАЯ   ШАХМАТНАЯ   ДОСКА. ГОСПОДСТВО АМЕРИКИ И ЕГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ» 20 Для   США   пришло   время   выработать   и   применять   комплексную,   всеобъемлющую   и долгосрочную геостратегию по отношению ко всей Евразии. Эта необходимость вытекает из   взаимодействия   двух   фундаментальных   реальностей:   Америка   в   настоящее   время является   единственной   супердержавой,   а   Евразия   —   центральной   ареной   мира. Следовательно,   изменение   в  соотношении   сил   на  Евразийском   континенте   будет   иметь решающее значение для мирового главенства Америки... [После   распада   СССР]  российской   политической   верхушке   следует   понять,  что  для России задачей первостепенной важности является модернизация собственного общества, а не   тщетные   попытки   вернуть   былой   статус   мировой   державы.   Ввиду   колоссальных размеров и неоднородности страны децентрализованная политическая система на основе рыночной экономики, скорее всего, высвободила бы творческий потенциал народа России и ее   богатые   природные   ресурсы.   В   свою   очередь,   такая,   в   большей   степени децентрализованная. Россия была бы не столь восприимчива к призывам объединиться в империю. России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной  Азии и  с Востоком, что тем самым  ускорило  бы развитие  самой  России. Каждый   из   этих   трех   членов   конфедерации   имел   бы   более   широкие   возможности   для использования  местного творческого  потенциала,  на протяжении  веков  подавлявшегося тяжелой рукой московской бюрократии. 1)Как вы относитесь к взглядам 3. Бжезинского относительно будущего России? Что означало бы такое будущее для нашей страны?  2)Для чего предлагается создание «свободной конфедерации» в России?  3)Используя   содержание   документа,   представьте   характеристику   направленности политики США в отношении России в 1990­е гг. 7.Современная Россия и мир. XX. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: . ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СО­БРАНИЮ. 2000 Г. Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них представителей. Президента России. Суть этого решения — не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской  вертикали  в территориях.  Не в перестройке  административно­ территориальных   границ,   а   в   повышении   эффективности   власти.   Не   в   ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма. Общественное   мнение   приписывает   полпредам   Президента   опасные   намерения.   Они якобы и «карающий меч», и бюрократы­посредники между центром и регионами. Между тем,   сокращая   аппараты   федеральных   служащих   на   местах,   мы   хотим   добиться   их мобильности   и   работоспособности.   Полномочные   представители,   разумеется,   будут содействовать   эффективному   решению   проблем   своих   округов.   Но   они   не   вправе вторгаться в сферу компетенции избираемых глав регионов. Опорой полпредам в работе будут только закон и данные им полномочия. Второй   наш   шаг   определяет   возможность   федерального   вмешательства   в   ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России. Сегодня в территориях государственный орган или должностное лицо может уклоняться от   исполнения   решения   суда,   признавшего   закон   или   иной   нормативный   правовой   акт 21 неконституционным   или   противоречащим   федеральному   законодательству.   Может продолжать применять акты, признанные судом недействительными.  Ведь это практика нашей жизни сплошь и рядом. Такое унижение российского суда как одной из федеральных властей, действующих на основе Конституции, нетерпимо. Вот это, собственно говоря, и есть   внешнее   проявление   того,   о   чем   я   сказал.   У   нас   государство   является   не федеративным, а децентрализованным. Федеральная власть, Президент России должны иметь правовую возможность навести здесь порядок. И руководители регионов должны иметь право влиять на местные органы власти, если они принимают неконституционные решения, попирают свободы граждан. Нам ни в коем случае нельзя ослабить властные полномочия региональной власти. Это то звено, на которое не может не опираться власть федеральная. Наш следующий шаг — реформа Совета Федерации. И это тоже движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности. 1)В чем Президент России В. В. Путин видел  главные  задачи и почему начинать нужно было именно с них?  2)Какие   меры   из     перечисленных   в   документе,   с   вашей   точки   зрения,   имели   особо важное, центральное значение и почему? XXI . Прочитайте текст и ответьте на вопросы: ИЗ   ПОСЛАНИЯ   ПРЕЗИДЕНТА   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ   В.   В.   ПУТИНА ФЕДЕРАЛЬНОМУ   СОБРАНИЮ   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ.   «РОССИИ   НАДО СТАТЬ СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПО¬СОБНОЙ». 2002 г. Мы   строим   со   всеми   государствами   мира   —   хочу   это   подчеркнуть   —   со   всеми государствами  мира  — конструктивные нормальные  отношения.  Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая   конкуренция   —   за   рынки,   за   инвестиции,   за   политическое   и   экономическое влияние.  И в борьбе, этой борьбе, России надо быть сильной и конкурентоспособной. Подчеркну, что российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично,   исходя   из   наших   возможностей   и   национальных   интересов   —   военно­ стратегических,   экономических,   политических.   А   также   с   учетом   интересов   наших партнеров, прежде всего по СНГ. Какие внешнеполитические ориентиры отражены в послании Президента России?  22 Литература: 1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об¬разования. – М.: ОИЦ «Академия»,  2) Данилов А.А. История России, 1945­2008. 11класс. Методическое пособие.   М., 2008 3) История России с древнейших времен до наших дней  / Под ред. Сахарова А. Н.. М., 2007. 4) История России: / Под ред. М.Н.Зуева. М., 1997. 5) Отечественная история. XX век / Под ред. А. В. Ушакова. М., 1996. 6) Орлов А.С. Хрестоматия по истории России.. М., 2006. 7) Орлов А.С. История России   М., 2006. 8) http://www.milrus.com/­Великая   Отечественная   война:   краткое   описание, биографии полководцев. 9) http://historyru.com/ ­История государства Российского в документах и фактах 10)  http://rushistory.stsland.ru ­История России с древнейших времен до наших дней. 11) http://www.history.ru/hist.htm ­Ресурсы WWW по истории  12) http://www.encyclopaedia­russia.ru Энциклопедия истории России. 23

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо

Методическое пособие по истории для второго курса спо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018