Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
Методическое пособие по выполнению
тестовых заданий
по учебной дисциплине
«Экологические основы природопользования»
Кафедра математических и
естественно- научных дисциплин
Ставрополь, 2016
Автор-составитель: преподаватель Ракчеева Наталия Александровна
Методическое пособие предназначено для обучающихся учебной дисциплине «Экологические основы природопользования».
Приведенные в данном пособии основные законы экологии позволяют сформировать у обучающихся представления об этой дисциплине как о науке, имеющей основополагающие положения, которые действуют не только в окружающей природе, но и в человеческом обществе.
Контроль в форме тестирования позволяет объять все стороны изучаемой дисциплины, улучшить условия самостоятельного ее усвоения и в короткий срок определить уровень знаний обучающихся.
Данные тестовые задания можно использовать в качестве
самоподготовки и текущего контроля, которые предназначены для выработки умений и навыков практического применения теоретических знаний.
Методическое пособие одобрено на заседании кафедры математических и естественно- научных дисциплин ГБОУ СРМК.
Рекомендовано к использованию при изучении учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях НПО и СПО.
Содержание:
I.Основы экологии
Вариант 1………………………………………………………………………….3
Вариант 2………………………………………………………………………….8
Вариант 3…………………………………………………………………………12
Вариант 4…………………………………………………………………………17
II. Движущие силы, направления и результаты эволюции
органического мира
Вариант 1…………………………………………………………………………22
Вариант 2…………………………………………………………………………28
Вариант 3…………………………………………………………………………34
Вариант 4………………………………………………………………………...39
Ответы……………………………………………………………………………40
Литература………………………………………………………………………..42
Основы экологии
Вариант 1
Задания с выбором ответа
1. Экология – наука, которая изучает:
А – закономерности наследственности и изменчивости организмов;
Б – взаимоотношения особей, популяций, сообществ между собой и со средой обитания;
В – закономерности исторического развития организмов;
Г – процессы жизнедеятельности организмов.
2. Организмы всех царств живой природы, воздействующие на обитающих в природе особей, популяции, сообщества, составляют факторы:
А – экологические;
Б – абиотические;
В – биотические;
Г – антропогенные.
3. Какой буквой на рис. 1 обозначен абиотический фактор, который обеспечивает все живое энергией?
Рис. 1
4. Фактор, снижающий способность особей к размножению, конкуренции, является:
А – абиотическим;
Б – антропогенным;
В – биотическим;
Г – ограничивающим.
5. Организованную человеком службу слежения за состоянием леса можно отнести к факторам:
А – биотическим;
Б – антропогенным;
В – абиотическим;
Г – ограничивающим.
6. В течение года в жизни растений и животных происходят сезонные явления, сигналом к наступлению которых служит изменение:
А – длины дня;
Б – влажности среды;
В – температуры среды;
Г – количества питательных веществ.
7. Приспособленность вида к жизни в разных условиях в пределах ареала обеспечивает его существование в форме:
А – отдельных особей;
Б – колоний;
В – популяций;
Г – семейств.
8. Численность популяций разных видов в природе постоянно изменяется вследствие:
А – возникновения у особей наследственных изменений;
Б – возникновения у особей модификационных изменений;
В – нарушения соотношения между рождаемостью и гибелью особей и популяции;
Г – изменения продолжительности дня в разное время года.
9. Совокупность связанных между собой видов, которые длительное время занимают определенную территорию с однородными природными условиями, представляет собой:
А – биогеоценоз;
Б – сообщество;
В – агроэкосистему;
Г – биосферу.
10. Организмы-производители, потребители и разрушители органического вещества представляют собой:
А – живую природу;
Б – основные звенья биогеоценоза;
В – биосферу;
Г – антропогенный фактор.
11. Какой буквой на рис.2 обозначен организм – производитель органического вещества?
Рис. 2
12. Какой буквой на рис. 3 обозначен организм-паразит?
Рис. 3
13. Связи между видами, в основе которых лежит последовательное извлечение материала и энергии из исходного пищевого вещества, называют:
А – экосистемой;
Б – цепями питания;
В – экологической пирамидой;
Г – круговоротом веществ.
14. В пищевую цепь (рис. 4) надо включить:
А – утку;
Б – зайца;
В – щуку;
Г – цаплю.
Рис. 4
15. Входящие в состав пищевой цепи виды существуют за счет энергии:
А – заключенной в минеральных веществах, поглощаемых растениями из почвы;
Б – солнечного света, используемого растениями в процессе фотосинтеза;
В – заключенной в органических веществах тела животных;
Г – освобождаемой организмами в процессе дыхания.
16. В соответствии с правилом экологической пирамиды в пищевой цепи от звена к звену:
А – масса органического вещества увеличивается;
Б – масса органического вещества не изменяется;
В – масса органического вещества значительно уменьшается;
Г – масса органического вещества возрастает в несколько раз.
17. Изменение видового состава, условий среды обитания в биогеоценозе служит причиной:
А – смены биогеоценоза;
Б – изменения численности популяций;
В – сезонных изменений в природе;
Г – возникновения мутаций у особей.
18. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, представляет собой:
А – гидросферу;
Б – атмосферу;
В – литосферу;
Г – биосферу.
Задания со свободным ответом
19. Чем абиотические факторы водоема отличаются от абиотических факторов наземно-воздушной среды обитания организмов?
20. В чем причины колебания численности популяции зайца-беляка?
21. Почему для елового леса характерны короткие цепи питания?
22. Каково значение круговорота веществ в природе?
23. Какова роль живого вещества в биосфере?
24. В чем причины нарушения равновесия в биосфере?
Вариант 2
Задания с выбором ответа
1. Изучением взаимоотношений особей, популяций, сообществ между собой и с факторами неживой природы занимается наука:
А – систематика;
Б – генетика;
В – селекция;
Г – экология.
2. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на отдельных особей, популяции, виды, представляют собой факторы:А – экологические;
Б – абиотические;
В – биотические;
Г – антропогенные.
3. Какой буквой на рис. 5 обозначен биотический фактор, угнетающий рост травянистой растительности и кустарников?
Рис. 5
4. Фактор, в котором организмы в природном сообществе испытывают недостаток или избыток, называют:
А – абиотическим;
Б – антропогенным;
В – биотическим;
Г – ограничивающим.
5. Загрязнение природной среды ядохимикатами, отходами промышленности, транспорта – примеры действия фактора:
А – биотического;
Б – антропогенного;
В – абиотического;
Г – ограничивающего.
6. Сигналом для сезонных ритмов в жизни организмов служит изменение:
А – температуры окружающей среды;
Б – продолжительности дня;
В – количества осадков;
Г – состава пищи.
7. Способность вида занимать большой ареал с разнообразными условиями обусловлена тем, что:
А – он состоит из ряда популяций;
Б – у его особей возникают модификационные изменения;
В – его численность очень велика;
Г – он имеет небольшую численность.
8. Постоянные изменения числа особей в популяциях называют:
А – саморегуляцией;
Б – выживаемостью;
В – индивидуальным развитием;
Г – колебанием численности.
9. Хвойный лес, длительное время занимающий определенную территорию, в пределах которой природные условия однородные, представляет собой:
А – агроэкосистему;
Б – биоценоз;
В – биогеоценоз;
Г – биосферу.
10. Основные звенья биогеоценоза – это:
А – производители, потребители и разрушители органического вещества;
Б – только производители органического вещества;
В – только производители и разрушители органического вещества;
Г – только производители и потребители органического вещества.
11. Какой буквой на рис. 6 обозначен потребитель органического вещества?
рис. 6
12. Какой буквой на рис. 6 обозначен симбиотический организм?
13. В биогеоценозе в процессе длительного исторического развития формируется множество разнообразных цепей питания, которые представляют собой связи:
А – территориальные;
Б – генетические;
В – пищевые;
Г – внутрипопуляционные.
14. Какого организма не хватает в цепи питания, изображенной на рис. 7?
А – полевка;
Б – ворона;
В – синица;
Г – сорока.
Рис. 7
15. не полное уничтожение одного вида другим, который им питается, а сокращение численности до определенного предела называют:
А – колебанием численности;
Б – саморегуляцией;
В – пищевыми связями;
Г – круговоротом веществ.
16. Закономерное сокращение массы органического вещества в цепях питания от звена к звену называют:
А – продуктивностью;
Б – круговоротом веществ;
В – правилом экологической пирамиды;
Г – саморегуляцией.
17. основу стабильности, устойчивости любого биогеоценоза составляет:
А – разнообразие видов растений, образующих органические вещества из неорганических;
Б – разнообразие абиотических факторов;
В – различные виды деятельности человека;
Г – колебания численности популяций.
18. В биосфере происходит непрерывный круговорот атомов между живой и неживой природой, который осуществляется благодаря:
А – жизнедеятельности организмов разных видов;
Б – механическому перемещению веществ в биосфере;
В – способности организмов воспроизводить себе подобных;
Г – саморегуляции в биогеоценозах.
Задания со свободным ответом
19. Чем абиотические факторы, воздействующие на выращиваемую в поле пшеницу, отличаются от абиотических факторов, воздействующих на растения луга?
20. Как влияют сезонные изменения на численность популяций птиц?
21. Почему для дубравы характерны длинные цепи питания?
22. Какова роль растений в круговороте веществ в природе?
23. Почему главная роль в преобразовании биосферы принадлежит живому веществу?
24. Почему в районах, где расположено много промышленных предприятий, гибнут леса?
Вариант 3
Задания с выбором ответа
1. Колебания численности популяций, смену биогеоценозов, изменение природной среды под влиянием деятельности человека и др. изучает наука:
А – геология;
Б – ботаника;
В – экология;
Г – агробиология.
2. Все виды деятельности человека, оказывающие воздействие на отдельных особей, популяции, биогеоценозы, называют фактором:
А – абиотическим;
Б – биотическим;
В – экологическим;
Г – антропогенным.
3. Какой буквой на рис. 8 обозначен абиотический фактор?
Рис. 8
4. Ограничивающим фактором для растений на болоте является:
А – содержание воды в почве;
Б – нехватка территории;
В – сухость атмосферы;
Г – недостаток кислорода в почве.
5. На предстоящие сезонные изменения в жизнедеятельности организмов указывает:
А – изменение поведения животных;
Б – изменение продолжительности дня;
В – чередование дня и ночи;
Г – наступление периода покоя у растений.
6. Популяцию считают формой существования вида, так как:
А – она представляет собой единицу эволюции;
Б – ее численность подвергается колебаниям;
В – ее особи обладают наибольшим родством;
Г – она обеспечивает его приспособленность к жизни в разных условиях.
7. Сохранению вида животных в популяции способствует регуляция ее численности путем:
А – выращивания культурных растений;
Б – выращивания домашних животных;
В – охраны и упорядочения промысла ряда животных;
Г – прекращения промысла животных.
8. Увеличение рождаемости белок и сокращение их гибели способствует:
А – сохранению численности;
Б – возрастанию численности;
В – сокращению численности;
Г – усилению круговорота веществ.
9. Водоем, в течение длительного времени занимающий определенную территорию и заселенный совокупностью связанных между собой видов, обитающих в относительно однородных природных условиях, называют:
А – биоценозом;
Б – агроценозом;
В – биосферой;
Г – биогеоценозом.
10. Организмы – производители, потребители и разрушители органического вещества связаны между собой:
А – пищевыми связями;
Б – происхождением от общего предка;
В – генетическими связями;
Г – сходством способа питания.
11. Значительное большинство цепей питания начинается с организмов:
А – производителей органического вещества;
Б – потребителей органического вещества первого порядка;
В – потребителей органического вещества второго порядка;
Г – разрушителей органического вещества до неорганических веществ.
12. По рис. 9 определите разрушителей органического вещества.
Рис. 9
13. Какой буквой на рис. 10 обозначен хищник?
Рис. 10
14. в пищевой цепи, изображенной на рис. 10, не хватает:
А – лисицы;
Б – лося;
В – зайца;
Г – кабана.
15. Закономерное сокращение энергии, содержащейся в органическом веществе, в цепях питания от звена к звену называют:
А – биомассой;
Б – круговоротом веществ;
В – экологической пирамидой энергии;
Г – экологической пирамидой массы.
16. Устойчивость дубравы как биогеоценоза зависит:
А – только от абиотических факторов;
Б – только от биотических факторов;
В – только от антропогенных факторов;
Г – от разнообразия видов растений, создающих органическое вещество.
17. Пищевые цепи в биогеоценозах состоят в основном из не более чем 3–5 звеньев, так как:
А – наблюдаются колебания численности популяций;
Б – в них совместно обитают различные виды;
В – в цепях питания происходят большие потери энергии от звена к звену;
Г – на них влияет хозяйственная деятельность человека.
18. Живое вещество биосферы выполняет биогеохимическую функцию в:
А – расселении биомассы на планете;
Б – круговороте веществ и потоке энергии;
В – определении границ биосферы;
Г – ноосфере.
Задания со свободным ответом
19. Какова роль антропогенных факторов в выращивании культурных растений?
20. Какова роль хищников в регуляции численности популяций растительноядных животных?
21. От чего зависит длина цепей питания в биогеоценозах?
22. Какова роль растений и животных в круговороте веществ в биосфере?
23. От чего зависит целостность и устойчивость биосферы?
24. Каковы причины смены биогеоценозов?
Вариант 4
Задания с выбором ответа
1. Деятельность организмов – производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в биогеоценозах, закономерности изменения вещества и энергии от звена к звену, причины изменений в экосистемах изучает наука:
А – систематика;
Б – генетика;
В – геология;
Г – экология.
2. Олени, лоси, зайцы поедают кустарники, обгладывают кору деревьев, поэтому данные животные по отношению к растениям являются факторами среды:
А – антропогенными;
Б – ограничивающими;
В – абиотическими;
Г – биотическими.
3. По отношению к растению, изображенному на рис. 11, клубеньковые бактерии являются фактором:
А – антропогенным;
Б – ограничивающим;
В – биотическим;
Г – абиотическим.
Рис. 11
4. Ограничивающим фактором для обитателей непроточных водоемов часто является:
А – недостаток кислорода;
Б – отсутствие хищников;
В – обилие корма;
Г – короткие цепи питания.
5. Сооружение гидроэлектростанций, преграждающих рыбам путь к нересту, относят к факторам:
А – абиотическим;
Б – биотическим;
В – антропогенным;
Г – ограничивающим.
6. Фотопериодизмом называется:
А – реакция организма на смену времен года;
Б – реакция организма на изменение продолжительности дня;
В – движение растения к свету;
Г – закрывание цветков душистого табака с наступлением рассвета.
7. Большинство видов растений и животных состоит из нескольких более мелких и однородных по своему строению и жизнедеятельности групп особей, обитающих на территории вида. Их называют:
А – стадами;
Б – популяциями;
В – колониями;
Г – семьями.
8. Зимой у белок было недостаточно корма, поэтому их рождаемость снизилась, однако затем понизилась их смертность. Вследствие этого численность популяций белок:
А – возросла;
Б – осталась без изменения;
В – сократилась;
Г – сначала резко возросла, а затем сократилась.
9. На лугу в относительно однородных природных условиях длительное время обитает комплекс связанных между собой видов травянистых растений и животных. Поэтому луг называют:
А – биогеоценозом;
Б – полем;
В – биосферой;
Г – искусственным насаждением.
10. Биогеоценоз прекратит свое существование, если в нем погибнут все:
А – организмы-разрушители;
Б – лишайники;
В – водоросли;
Г – насекомые-вредители.
11. определите, какой буквой в цепи питания на рис. 12 обозначен потребитель второго порядка?
Рис. 12
12. какой буквой на рис. 13 обозначен организм, который питается мертвыми остатками других организмов?
Рис. 13
13. В большинстве цепей питания начальное звено составляют организмы:
А – потребители первого порядка;
Б – потребители второго порядка;
В – производители;
Г – разрушители.
14. в пищевую цепь, изображенную на рис. 14, надо включить:
А – ежа;
Б – зайца;
В – белку;
– коршуна.
Рис. 14
15. От эффективности использования и превращения энергии в пищевой цепи зависит:
А – число видов в пищевой цепи;
Б – продуктивность биоценоза;
В – продуктивность агроценоза;
Г – колебание численности вида.
16. Закономерность, в соответствии с которой в пищевой цепи от звена к звену переходит в среднем около 10% энергии, называют:
А – круговоротом веществ;
Б – правилом экологической пирамиды;
В – биологической продуктивностью;
Г – саморегуляцией.
17. Процесс поддержания численности особей вида на определенном уровне называют:
А – саморегуляцией;
Б – биологическим ритмом;
В – колебанием численности;
Г – стабильностью экосистемы.
18. В процессе фотосинтеза растений и дыхания почти всех организмов осуществляется функция живого вещества:
А – окислительная;
Б – восстановительная;
В – концентрационная;
Г – поддержание газового состава атмосферы.
Задания со свободным ответом
19. В чем проявляется комплексное действие экологических факторов на организм?
20. В чем проявляется приспособленность растений леса к использованию энергии солнечного света?
21. Почему сокращение численности волков в конечном счете приводит к сокращению численности оленей?
22. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ в биосфере?
23. Каковы причины смены биогеоценозов?
24. Какие факторы вызывают нарушение равновесия в биосфере?
Движущие силы, направления и результаты эволюции органического мира
Вариант 1
Задания с выбором ответа
1. Эволюция растений и животных – это:
А – развитие организма от рождения до смерти;
Б – развитие организма с момента появления зиготы до рождения;
В – историческое развитие органического мира от примитивных до высокоорганизованных существ;
Г – изменение особей в процессе онтогенеза.
2. Учение о происхождении видов разработал:
А – Ж.Б. Ламарк;
Б – К.Линней;
В – Г.Мендель;
Г – Ч.Дарвин.
3. Рассмотрите рис. 15 и определите, какая часть тела подверглась наибольшим изменениям в процессе эволюции у вьюрков:
А – крылья;
Б – клюв;
В – ноги;
Г – форма тела.
Рис. 15
4. Наследственная изменчивость признаков организма, борьба за существование и естественный отбор – это:
А – причины разнообразия сортов растений и пород животных;
Б – результаты эволюции;
В – экологические факторы;
Г – движущие силы эволюции.
5. Выживание и оставление потомства, преимущественно с полезными в конкретных условиях наследственными изменениями, называют:
А – естественным отбором;
Б – искусственным отбором;
В – борьбой за существование;
Г – борьбой с неблагоприятными условиями.
6. Для эволюции органического мира большое значение имеет наследственная изменчивость признаков организма, так как она:
А – увеличивает разнообразие особей в популяции и повышает интенсивность отбора;
Б – увеличивает разнообразие особей в популяции и снижает эффективность отбора;
В – уменьшает разнообразие особей в популяции и ослабляет борьбу за существование;
Г – увеличивает разнообразие особей в популяции и ослабляет борьбу за существование.
7. На рис. 16 изображена форма взаимоотношения организмов:
А – внутривидовая борьба;
Б – межвидовая борьба;
В – борьба с засухой;
Г – борьба за свет.
Рис. 16
8. Популяцию считают единицей эволюции, так как:
А – это форма существования вида;
Б – у ее особей возникают мутации, благодаря размножению они накапливаются, происходит борьба за существование и естественный отбор;
В – ее особи имеют разнообразные приспособления к среде обитания;
Г – она длительное время существует на определенной территории.
9. Рассмотрите рис. 17 и определите черты приспособленности кактуса к жизни в засушливых условиях:
А – высокий рост;
Б – форма тела;
В – колючки – видоизмененные листья;
Г – поверхностная корневая система.
Рис. 17
10. Расширение ареала вида, возникновение у особей мутаций, действие борьбы за существование, естественного отбора – причины изменения генного состава у вновь возникших популяций, их биологической изоляции и появления новых видов – представляет собой:
А – ароморфоз;
Б – биологический прогресс;
В – географическое видообразование;
Г – экологическое видообразование.
11. Приспособленность клюва и конечностей большого пестрого дятла к добыванию насекомых из-под коры деревьев возникла в результате:
А – движущих сил эволюции;
Б – стремления дятла к совершенствованию;
В – упражнения клюва и ног;
Г – приспособительного характера ненаследственных изменений.
12. Крупные наследственные изменения, ведущие к общему подъему организации, повышению процессов жизнедеятельности, к освоению новых сред обитания – это:
А – идиоадаптация;
Б – дегенерация;
В – ароморфоз;
Г – биологический регресс.
13. Рассмотрите рис. 18 и определите, какое направление эволюционного процесса привело к формированию большого разнообразия видов птиц:
А – идиоадаптация;
Б – дегенерация;
В – ароморфоз;
Г – биологический регресс.
Рис. 18
14. Происхождение папоротников от древних растений, не имеющих корней и листьев, является:
А – идиоадаптацией;
Б – дегенерацией;
В – ароморфозом;
Г – биологическим регрессом.
15. Сужение ареала и сокращение численности особей вида, уменьшение числа видов, популяций, часто ведущие к вымиранию вида, – это:
А – идиоадаптация;
Б – биологический прогресс;
В – ароморфоз;
Г – биологический регресс.
16. Большое сходство зародыша человека на ранних этапах внутриутробного развития с зародышами позвоночных животных (наличие жаберных щелей, удлиненного хвостового отдела, волосяного покрова) является доказательством эволюции человека:
А – палеонтологическим;
Б – эмбриологическим;
В – анатомическим;
Г – физиологическим.
17. В основе появления человека лежат крупные эволюционные изменения в строении и функциях головного мозга, верхних конечностей, позвоночника и др., которые относят к:
А – ароморфозам;
Б – идиоадаптациям;
В – дегенерациям;
Г – биологическому прогрессу.
18. В отличие от факторов эволюции растений и животных в развитии человека большую роль играли:
А – борьба за существование;
Б – естественный отбор;
В – развитие мышления и речи;
Г – искусственный отбор.
Задания со свободным ответом
19. Почему единицей эволюции считают не особь, а популяцию?
20. Почему направляющим фактором эволюции считают естественный отбор?
21. Чем географическое видообразование отличается от экологического?
22. Почему приспособленность организмов к среде обитания нельзя считать абсолютной?
23. Почему возникновение фотосинтеза относят к крупным ароморфозам?
24. Чем факторы эволюции человека отличаются от движущих сил эволюции растений и животных?
Вариант 2
Задания с выбором ответа
1. Длительное историческое развитие органического мира от одноклеточных до высокоорганизованных растений, животных и человека – это:
А – онтогенез;
Б – эволюция;
В – биологический прогресс;
Г – биологический регресс.
2. Причины возникновения приспособлений у растений и животных к среде обитания выявил ученый:
А – Ж.Б. Ламарк;
Б – К.Линней;
В – Ч.Дарвин;
Г – Г.Мендель.
3. По рис. 19 определите, почему у разных видов вьюрков в процессе эволюции наибольшим изменениям подвергся клюв:
А – это приспособление к питанию разной пищей;
Б – клюв имел значение для выбора партнера;
В – клюв имел значение для скорости полета в открытой и закрытой местности;
Г – форма клюва указывает на способность вьюрков ловить насекомых в полете.
Рис. 19
4. Эволюция живой природы невозможна без взаимосвязанного действия:
А – пищевых связей в биогеоценозе;
Б – сезонных изменений в природе;
В – наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора;
Г – приспособленности организмов к среде обитания.
5. Сложные и разнообразные взаимоотношения особей вида, разных видов с неживой природой, оказывающие влияние на плодовитость и воспроизводство потомства, называют:
А – естественным отбором;
Б – борьбой за существование;
В – пищевыми связями;
Г – экологическими факторами.
6. В увеличении морфологического, физиологического и генетического разнообразия особей в популяции, в повышении эффективности отбора большую роль играет:
А – борьба за существование;
Б – искусственный отбор;
В – наследственная изменчивость;
Г – модификационная изменчивость.
7. Рассмотрите рис. 20 и определите, какова форма взаимоотношений этих организмов:
А – внутривидовая борьба;
Б – конкуренция за пищу;
В – межвидовая борьба;
Г – конкуренция за территорию.
Рис. 20
8. В популяции у особей возникают мутации. Благодаря размножению они передаются по наследству, мутировавшие особи борются за существование и участвуют в процессе естественного отбора. Поэтому популяции называют:
А – единицей эволюции;
Б – структурной единицей биогеоценоза;
В – структурной единицей вида;
Г – единицей систематики.
9. Рассмотрите рис. 21 и определите черты приспособленности верблюжьей колючки к жизни в засушливых условиях:
А – корневая система, уходящая глубоко в почву до грунтовых вод;
Б – хорошо развитая надземная часть растения;
В – хорошо развитая проводящая ткань в стебле;
Г – наличие у растений большого числа устьиц.
Рис. 21
10. Видообразование, в процессе которого разные популяции одного вида остаются в пределах своего ареала, но в разных экологических условиях, в которых у особей возникают мутации, идет борьба за существование, естественный отбор, что приводит к изменению генного состава популяций, называют:
А – географическим видообразованием;
Б – экологическим видообразованием;
В – биологическим прогрессом;
Г – биологическим регрессом.
11. Возникновение в процессе эволюции у ежа колючек как защитного приспособления от поедания хищниками – результат:
А – стремления ежа к совершенствованию;
Б – длительного упражнения;
В – появления многочисленных модификационных изменений;
Г – действия движущих сил эволюции.
12. Мелкие наследственные изменения, способствующие возникновению у организмов приспособлений к определенной среде обитания, но не ведущие к повышению организации организмов, представляют собой направление эволюции:
А – идиоадаптацию;
Б – ароморфоз;
В – дегенерацию;
Г – биологический регресс.
13. Рассмотрите рис. 22 и определите направление эволюции, которое способствовало появлению большого разнообразия видов насекомых:
А – ароморфоз;
Б – идиоадаптация;
В – дегенерация;
Г – биологический прогресс.
Рис. 22
14. Происхождение голосеменных, у которых на чешуйках шишки открыто развиваются семена, от древних папоротников – это:
А – дегенерация;
Б – ароморфоз;
В – идиоадаптация;
Г – видообразование.
15. Ароморфоз и идиоадаптация приводят к:
А – биологическому регрессу;
Б – биологическому прогрессу;
В – дегенерации;
Г – вымиранию видов.
16. Ряды видов, последовательно сменяющие друг друга в процессе эволюции, представляют собой:
А – переходные формы;
Б – эмбриологические доказательства;
В – филогенетические ряды;
Г – сравнительно-анатомические доказательства.
17. Объединению предков современного человека в общество, обеспечивающее коллективную защиту от зверей, охоту, воспитание детей, способствовал такой социальный фактор, как:
А – труд;
Б – большая сила;
В – способность быстро бегать;
Г – общее физическое развитие.
18. Недоразвитая гортань и ротовой аппарат древних предков человека в процессе эволюции преобразовались в речевой аппарат благодаря:
А – стремлению к самосовершенствованию;
Б – постоянному упражнению;
В – наследственной изменчивости и естественному отбору;
Г – появлению S-образного позвоночника.
Задания со свободным ответом
19. В чем проявляется связь между наследственной изменчивостью и действием естественного отбора в процессе эволюции?
20. Почему считают, что из всех форм борьбы за существование наибольшую роль в эволюции играет внутривидовая борьба?
21. В чем проявляется творческая роль естественного отбора?
22. Как могла возникнуть приспособленность у кузнечиков к жизни среди зеленой травянистой растительности?
23. Почему появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих считают ароморфозом в эволюции животного мира?
24. Почему развитие мышления и речи у предков человека относят к важным социальным факторам эволюции?
Вариант 3
Задания с выбором ответа
1. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – это:
А – экологические факторы;
Б – направление эволюции;
В – результаты эволюции;
Г – причины многообразия видов.
2. Соответствие строения органов выполняемым функциям, признаков организма среде обитания – это явление:
А – изменчивости;
Б – наследственности;
В – приспособленности;
Г – борьбы за существование.
3. Виды лютиков, изображенные на рис. 23, не скрещиваются между собой, так как:
А – имеют разную окраску;
Б – имеют разный набор хромосом;
В – различаются по форме;
Г – питаются разной пищей.
Рис. 23
4. Эффективность действия естественного отбора в природе зависит от:
А – численности популяции;
Б – разнообразия наследственных изменений в популяции;
В – разнообразия видов в природе;
Г – искусственного отбора.
5. Естественный отбор – это:
А – преимущественное выживание и оставление потомства особями с полезными в конкретных условиях обитания наследственными изменениями;
Б – характер взаимоотношений особей вида;
В – характер взаимоотношений особей разных видов;
Г – взаимоотношения особей вида с факторами неживой природы.
6. Изменчивость признаков, связанную с изменением генов и хромосом, играющую большую роль в эволюции, называют:
А – мутационной;
Б – массовой;
В – модификационной;
Г – определенной.
7. На рис. 24 изображена форма взаимоотношений организмов:
А – внутривидовая борьба;
Б – конкуренция;
В – межвидовая борьба;
Г – паразитизм.
Рис. 24
8. Неоднородность особей в популяции, насыщение ее мутациями является результатом:
А – обмена веществ;
Б – колебания численности популяции;
В – размножения особей;
Г – борьбы за существование.
9. Рассмотрите рис. 25 и определите черты приспособленности морского конька к защите от хищников:
А – сходство формы тела и окраски с растениями;
Б – небольшие размеры рыбы;
В – небольшая подвижность;
Г – большая скорость передвижения.
Рис. 25
10. Географическая изоляция разных популяций одного вида – основа для:
А – увеличения численности этих популяций;
Б – колебания численности популяций;
В – обострения борьбы за существование между ними;
Г – усиления различий между генофондами этих популяций.
11. Способность зайцев спасаться от хищников быстрым бегом, запутыванием следов возникла в результате:
А – его стремления к совершенствованию;
Б – постоянного упражнения конечностей;
В – наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора;
Г – модификационной изменчивости и искусственного отбора.
12. Крупные систематические группы – классы, типы животных (отделы растений), – как правило, возникают в процессе эволюции в результате:
А – дегенерации;
Б – ароморфозов;
В – идиоадаптаций;
Г – биологического прогресса.
13. Рассмотрите рис. 26 и определите, в результате какого направления эволюции сформировалось разнообразие видов галапагосских вьюрков:
А – идиоадаптации;
Б – ароморфозы;
В – дегенерации;
Г – биологический регресс.
Рис. 26
14. Появление у покрытосеменных растений в процессе эволюции цветка и плода – это:
А – идиоадаптация;
Б – биологический регресс;
В – ароморфоз;
Г – общая дегенерация.
15. Увеличение численности вида, расширение его ареала, ускорение процесса видообразования свидетельствует о:
А – вступлении вида на путь биологического регресса;
Б – вступлении вида на путь биологического прогресса;
В – приспособленности вида к среде обитания;
Г – вступлении вида на путь ароморфоза.
16. Сходство человека с современными человекообразными обезьянами свидетельствует о:
А – их родстве (происхождении от общего предка);
Б – их происхождении от человекообразных обезьян, похожих на современных;
В – возможности превращения человекообразных обезьян в человека;
Г – возможности возникновения у человекообразных обезьян речи.
17. Эволюция человека как биосоциального существа проходила под воздействием:
А – только биологических факторов эволюции;
Б – только социальных факторов эволюции;
В – в основном абиотических факторов среды;
Г – как биологических, так и социальных факторов.
18. Результатом длительной эволюции органического мира является:
А – приспособленность организмов к среде обитания;
Б – наследственная изменчивость организмов;
В – модификационная изменчивость организмов;
Г – географическая и экологическая изоляция популяций.
Задания со свободным ответом
19. Каково значение наследственной изменчивости в эволюции?
20. Какую роль в эволюции органического мира играет межвидовая борьба?
21. В чем проявляется взаимосвязь движущих сил эволюции?
22. Как появились у чертополоха по краям зубчиков листа колючки, защищающие его от поедания животными?
23. Почему появление у млекопитающих развитой коры больших полушарий головного мозга считают ароморфозом?
24. Каков механизм экологического видообразования?
Вариант 4
Задания с выбором ответа
1. На Земле существует около 0,5 млн видов растений и 2 млн видов животных. Причиной разнообразия видов является:
А – размножение особей;
Б – эволюция;
В – приспособленность организмов;
Г – онтогенез.
2. Сбор многочисленных научных фактов, изучение практики выведения сортов растений и пород животных способствовали созданию Ч.Дарвином:
А – учения о размножении особей;
Б – науки генетики;
В – учения о движущих силах эволюции;
Г – учения о биосфере.
3. Рассмотрите рис. 27 и определите причины возникновения различных видов вьюрков:
А – модификационная изменчивость;
Б – только мутационная изменчивость;
В – только борьба за существование;
Г – наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
Рис. 27
4. На определенном этапе образования новых видов между популяциями возникает биологическая изоляция, которая характеризуется:
А – утратой способности особей разных популяций скрещиваться;
Б – изменением численности популяций;
В – способностью особей разных популяций скрещиваться;
Г – возможностью обмена генами между разными популяциями.
5. Естественный отбор постоянно совершенствует черты приспособленности организмов к определенным условиям среды обитания, так как он:
А – действует на всю популяцию;
Б – имеет направленный характер;
В – имеет ненаправленный характер;
Г – снижает жизнеспособность особей популяции.
6. Модификационная изменчивость не играет большой роли в эволюции органического мира, потому что:
А – носит массовый характер;
Б – адекватна действию факторов среды;
В – не передается по наследству;
Г – носит ненаправленный характер.
7. Рассмотрите рис. 28 и определите характер взаимоотношений изображенных на нем организмов:
А – внутривидовая борьба;
Б – симбиоз;
В – борьба с неблагоприятными условиями;
Г – паразитизм.
Рис. 28
8. Процессы, протекающие внутри вида, в результате которых возникают новые популяции, называют:
А – ароморфозом;
Б – идиоадаптацией;
В – дегенерацией;
Г – микроэволюцией.
9. Рассмотрите рис. 29 и определите черты приспособленности злаков к опылению ветром:
А – наличие завязи;
Б – пестрая окраска цветка;
В – наличие перистого рыльца и длинных тычиночных нитей;
Г – наличие нектара и запаха.
Рис. 29
10. Для географического видообразования характерно:
А – расширение ареала, появление физических преград между популяциями;
Б – обитание отдельных групп особей в разных экологических условиях;
В – возникновение между популяциями вида экологической изоляции;
Г – возникновение мутаций, действие естественного отбора на популяцию без расширения ареала, без изоляции.
11. Способность многих животных (например, семейства псовых) различать запахи сформировалась благодаря:
А – их стремлению к самосовершенствованию;
Б – постоянному упражнению органов обоняния;
В – модификационной изменчивости и искусственному отбору;
Г – наследственной изменчивости, борьбе за существование, естественному отбору.
12. Мелкие систематические группы – виды, роды, семейства, как правило, возникают в процессе эволюции путем:
А – дегенераций;
Б – ароморфоза;
В – идиоадаптаций;
Г – биологического прогресса.
13. Рассмотрите рис. 30 и определите, в каком направлении шла эволюция лютиков, приведшая к образованию многих видов:
А – ароморфоз;
Б – идиоадаптация;
В – биологический прогресс;
Г – биологический регресс.
Рис. 30
14. Появление в процессе эволюции организмов, способных при дыхании использовать кислород, – это:
А – ароморфоз;
Б – идиоадаптация;
В – дегенерация;
Г – биологический прогресс.
15. Нерегулируемая деятельность человека, вызывающая изменение среды обитания, является причиной:
А – эволюции;
Б – снижения продуктивности сельскохозяйственных растений и животных;
В – вымирания видов;
Г – видообразования.
16. Организмы, совмещающие признаки разных систематических групп, например, классов животных (археоптерикс), представляют собой:
А – филогенетические ряды;
Б – переходные формы;
В – эмбриологические доказательства;
Г – генетические доказательства.
17. Социальные качества человека – труд, сознание, речь – не передаются по наследству, а:
А – возникают сразу после рождения ребенка;
Б – формируются в процессе воспитания и образования;
В – закладываются в зиготе в момент оплодотворения;
Г – формируются в процессе эмбрионального развития.
18. Причины различий в уровнях культуры и развития людей разных рас состоят в их:
А – биологической неравноценности;
Б – происхождении от разных предков;
В – жизни в разных общественно-экономических условиях;
Г – морфологических различиях (цвет кожи, глаз, волос, форма носа, губ).
Задания со свободным ответом
19. Почему единицей эволюции нельзя считать отдельную особь?
20. каково значение борьбы с неблагоприятными условиями для эволюции?
21. В чем сходство географического и экологического видообразования?
22. Как могла возникнуть приспособленность семян репейника к распространению животными?
23. Почему появление у животных легких и легочного типа дыхания считают ароморфозом?
24. Почему в процессе эволюции человека действие биологических факторов ослабевало, а социальных – усиливалось?
Ответы
I. Основы экологии
Вариант 1
1–Б; 2–В; 3–А; 4–Г; 5–Б; 6–А; 7–В; 8–В; 9–А; 10–Б; 11–Б; 12–В; 13–Б; 14–В; 15–Б; 16–В; 17–А; 18–Г.
Вариант 2
1–Г; 2–А; 3–В; 4–Г; 5–Б; 6–Б; 7–А; 8–Г; 9–В; 10–А; 11–Б; 12–А; 13–В; 14–А; 15–Б; 16–В; 17–А; 18–А.
Вариант 3
1–В; 2–Г; 3–Ж; 4–Г; 5–Б; 6–Г; 7–В; 8–Б; 9–Г; 10–А; 11–А; 12–Г; 13–В; 14–В; 15–В; 16–Г; 17–В; 18–Б.
Вариант 4
1–Г; 2–Г; 3–В; 4–А; 5–В; 6–Б; 7–Б; 8–Б; 9–А; 10–А; 11–Г, Д; 12–Г; 13–В; 14–Г; 15–А; 16–Б; 17–А; 18–Г.
II. Движущие силы, направления и результаты эволюции органического мира
Вариант 1
1–В; 2–Г; 3–Б; 4–Г; 5–А; 6–А; 7–Б; 8–Б; 9–В; 10–В; 11–А; 12–В; 13–А; 14–В; 15–Г; 16–Б; 17–А; 18–В.
Вариант 2
1–Б; 2–В; 3–А; 4–В; 5–Б; 6–В; 7–В; 8–А; 9–А; 10–Б; 11–Г; 12–А; 13–Б; 14–Б; 15–Б; 16–В; 17–А; 18–В.
Вариант 3
1–Г; 2–В; 3–Б; 4–Б; 5–А; 6–А; 7–Г; 8–В; 9–А; 10–Г; 11–В; 12–Б; 13–А; 14–В; 15–Б; 16–А; 17–Г; 18–А.
Вариант 4
1–Б; 2–В; 3–Г; 4–А; 5–Б; 6–В; 7–Б; 8–Г; 9–В; 10–А; 11–Г; 12–В; 13–Б; 14–А; 15–В; 16–Б; 17–Б; 18–В.
Литература:
1. Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2012.
2. Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2012.
3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.- М.: Феникс, 2012.
4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2012.
5.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, учебник для колледжей и средне - специальных учебных заведений, 5-е издание переработанное, Ростов на Дону: «Феникс», 2012.
Дополнительные источники:
1. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Высшая школа, 2013г.
2. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.- М.: Феникс,2012г.
3. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология, ученик для вузов , М. 2010г.
Журналы:
1."Экология», периодический журнал, Россия, Екатеринбург.
2. "Экология и жизнь», научно-популярный и образовательный журнал, Россия, Москва.
3.«Экология производства», ежемесячный научно-практический журнал, Россия, Москва.
4.«Экология и жизнь» периодический журнал, Россия, Москва.
Интернет-ресурсы:
Интернет-ресурс Экология, курс лекций. Форма доступа: ispu.ru
Интернет-ресурс Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-Iine версия).Форма доступа: msuee.ru.
Интернет-ресурс Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. Форма доступа: biodat.ru.- BioDat.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.