Методическое пособие "Стань Лидером!"
Оценка 4.8

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Оценка 4.8
Домашнее обучение +5
docx
психологическая работа +2
Взрослым
26.02.2018
Методическое пособие "Стань Лидером!"
Предлагаю вашему вниманию серию специально разработанных уроков, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого. Актуальность этой проблемы объясняется отсутствием четкого определения лидера и в то же время все более возрастающим значением лидера и лидерства в современном мире. В настоящее время это слово звучит чаще и чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого термина. Таким образом, целью методического пособия стало – постараться обобщить сведения относительно лидерства в современном мире и выделить его основные характеристики и черты; раскрыть сущность понятия «команда». Объяснить значение лидерства и команды в современных условиях.методическое пособие по лидерству "Стань лидером"
методическое пособие по лидерству.docx
БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр» Номинация «Методические рекомендации»   Методическое пособие «Стань ЛИДЕРОМ!»        Раздел 9 «Разбуди в себе лидера» 10 часов по учебно-тематичекому плану авторской программы «Школа вожатого» Автор:  Князева Наталья Ивановна  педагог высшей категории                                г. Омск – г. Воплощение своих возможностей, которых мы даже не подозреваем, ведет нас к лидерству. Но так уж добра природа, что не могут быть в мире одни лидеры, диктаторы и руководители, в связи своей нерешительностью. Поэтому, тем, и приходиться управлять «остальными». Зенякин А.В. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 урок Понятие лидерство. Лидер ли ты? 2 урок Лидер и его команда 3 урок Портрет лидера 4 урок Методики выявления лидера. 5 урок Общение как форма лидерских отношений Заключение 2 Дорогой друг! Единственная роскошь, Это роскошь общения А. де Сент-Экзюпери Предлагаю   вашему   вниманию   серию   специально   разработанных   уроков,   которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого.  Актуальность   этой   проблемы   объясняется   отсутствием   четкого   определения лидера   и   в   то   же   время   все   более   возрастающим   значением   лидера   и   лидерства   в современном мире.  В настоящее время это слово звучит чаще и чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого термина. Таким   образом,   целью   методического   пособия   стало   –   постараться   обобщить сведения   относительно   лидерства   в   современном   мире   и   выделить   его   основные характеристики и черты;   раскрыть сущность понятия «команда». Объяснить значение лидерства и команды в современных условиях.                                      ФИО __________________________________________________________________________________ ГОД РОЖДЕНИЯ____________________ДОМАШНИЙ АДРЕС_________________________ ШКОЛА _________________________________________КЛАСС________________________________ ОБЪЕДИНЕНИЕ__________________________________________________________________ РУКОВДИТЕЛЬ__________________________________________________________________ 3 ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Лидерами не рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним. Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.   В общем, у каждого лидера есть свой  «почерк», своя манера,  свой стиль организации дела. Задача лидера – настроить на общие цели, расставить  всех по своим местам, помочь поверить в собственные  силы.           Ишхан Геворгян.       Сегодня ты школьник, а завтра – абитуриент, студент, выпускник. Перед тобой открываются двери новой, ещё незнакомой жизни. И наверняка придётся задуматься над вопросом «А что для меня является главным в жизни?». А главное для каждого человека ­ добиться успеха в жизни.   Для одного успех – это хорошее образование, престижная и высокооплачиваемая работа, для   другого   это   признание   среди   друзей   и   коллег,   слава,   известность,   а   для   кого­то   личное благополучие,   хороший   дом,   машина,   дача.   Чтобы   добиться   успеха,   нужно   приложить   немало усилий. Успеха можно добиться лишь в том случае, если ты будешь активным, заинтересованным, эрудированным, научишься принимать решения – станешь настоящим лидером. Человек, который сильнее, смелее, решительнее, ­ конечно, успешнее тех, кто ему во всех этих качествах уступает. Но помимо личных качеств,  необходимы специальные знания и умения. Важно осознать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: «Лидерами не рождаются – лидерами становятся»,­ сегодня не менее верна, чем когда­либо.   Если   вы   согласны   с   мыслью,   что   «лидерами   становятся»,   то   мы   должны   также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться в школе. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание, достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения начального лидерского   курса,   могут   помочь   учащимся   в   самосовершенствовании,   улучшении   своей   жизни, жизни школы и района. Как известно, ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. Общение ­ это достаточно трудный процесс, достижение взаимопонимания между людьми ­ это большое искусство, которое на высоком, цивилизованном уровне, как правило, требует приложения значительных сил.    Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для личного и   делового   общения.   Именно   в   этом   возрасте   возникают   проблемы       взаимопонимания       с родителями,     учителями,   сверстниками,   а,   следовательно,   личные   проблемы,   такие   как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. Желание,   необходимость,   но   неумение   утвердиться   в   молодежной   среде   толкают   многих подростков к преступной деятельности, где они находят приложение своих сил и возможность 4 самоутверждения,   повышения   своего   статуса   в   своих   глазах   и   в   глазах   сверстников.   На   этом возрастном   этапе   очень   важно,   где   молодой   человек   найдет   себе   применение,   где   сможет реализовать свои желания и интересы. А с чего же начинался мой путь лидера? Лидерство начинается с личных качеств лидера СЛОВАРЬ УРОК 1 ТЕМА: «Понятие лидерство. Лидер ли ты?» ПОНЯТИЙ Лидер, команада, жизнерадостность, организаторские способности, целеустремленность, активность, коммуникабельность, доброта, ответственность, ведущий за собой, душа компании, смелость, трудолюбие, уверенность в себе Формирование характеров, мировоззрения, самостоятельности Цель: молодых людей. Способствует развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни, позволяет молодому человеку раскрыть свой творческий потенциал. Задачи. Образовательные: 1 Научить пользоваться полученными знаниями на практике. 2 Овладеть умениями и навыками игровой деятельности. 3 Обучить умениям и навыкам самостоятельной работы в группе 4 Познакомиться с понятием лидера Развивающие: 1. Развивать коммуникативные, лидерские и творческие способности детей. 2. Развивать социально-активную личность. 3. Содействовать в профессиональном и жизненном самоопределении. Воспитательные: 1. Воспитание культурно-нравственного обучающегося, приобщение к общечеловеческим ценностям. 2. Создании доброжелательной атмосферы 3. Воспитание бережного отношения к окружающей среде. 4. Формирование навыков командообразования. 5. Воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, дисциплинированности. 5 Цитаты о лидерстве. своим местам, помочь поверить в собственные силы. 1.Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по 2.Лидерство начинается с личных качеств лидера 3. Лидером является тот, чей талант потрясает воображение. Задание 1 – Цвет настроения Ребята скажите, с каким настроением вы сегодня пришли к нам в гости? Вот давайте мы сейчас и узнаем. Какое у вас настроение. Перед вами цветок ромашка, выберете себе любой цвет маркеров и раскрсьте любым цветом, от одного до нескольких лепесков по вашему настроению. Посмотрите, что обозначает вами выбранный цвет Розовый – отличное, зеленый – хорошее, оранжевый – затрудняюсь сказать, желтое – плохое. Задание 2 - Пожелания Напиши, чего бы ты хотел пожелать самому себе? Задание 3 - Ты знаком с понятиями как Лидер, лидерство??? Дай свое определение лидера _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Словарь: Сергея Ивановича Ожегова. Лидер:1. Глава, руководитель политической партии, общественно- политической организации или вообще какой-нибудь группы людей. Человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе. 2. Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми на состязании. 3. Корабль, возглавляющий колону, группу судов. 6 Лидер это решительный и самоуверенный человек в среде неориентирующийся толпы. Лидер – это • Человек, находящийся в центре внимания. • Развивающий многосторонне свои качества. • Управляющий другими людьми. Задание 4 - Напишите 3 человек, кто может быть на Ваш взгляд лидером? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Задание 5 – Как ты думаешь, ты являешься лидером???? Задание 6 – Какими качествами на твой взгляд должен обладать лидер? А какие качества есть у тебя? _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Давай проверим? ТЕСТ  «ЛИДЕР»                                    ЛИДЕР - если быть, то лучшими. Тест   на   лидерство   применяется   для   выявления   лидерских   качеств   и   степени   их выраженности.   Испытуемым,   имеющим   довольно   низкие   оценки   тестирования,   целесообразно подумать   над   своими   индивидуальными   качествами,   определить   пути   развития   лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения и тренинга. Даже если вы не стремитесь стать   руководителем,   систематическая   работа   по   развитию   лидерских   способностей   не   будет напрасной, так как повысит ваше влияние на окружающих. Инструкция Вам предлагается 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его. 7 Опросник 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да; б) нет. 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение в обществе, пользуются большим уважением, чем вы? а) да; б) нет. 3. Находясь на собрании людей, равных вам по общественному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да; б) нет. 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей? а) да; б) нет. 5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого­либо, кто вам до этого возражал? а) да; б) нет. 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да; б) нет. 7. Согласны ли вы с утверждением «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»? а) да; б) нет. 8.  Испытываете   ли   вы   настоятельную   необходимость   в   советчике,   который   бы   мог направлять вашу профессиональную активность? а) да; б) нет. 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми? а) да; б) нет. 10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас? а) да; б) нет. 11.  Во   всех   обстоятельствах   (рабочее   собрание,   дружеская   компания)   стараетесь   ли   вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание? а) да; б) нет. 12.  Считаете ли вы обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление среди сверстников? а) да; б) нет. 13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да; б) нет. 14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением? а) да; б) нет. 8 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп? а) да; б) нет. 16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов: а) вы рады, если ответственность возложат на кого­то другого; б) вы умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято. 17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному? а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах; б) настоящий руководитель должен уметь управлять. 18. С кем вы предпочитаете работать, сотрудничать? а) с людьми покорными; б) с людьми строптивыми; 19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий, споров? а) да; б) нет. 20.  Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца или матери? а) да; б) нет. 21.  Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону (уговорить) тех, кто раньше с вами был не согласен? а) да; б) нет. 22.  Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение: а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе; б) вы просто полагаетесь на решение других. 23.  Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли: а) быть первым в деревне; б) быть вторым в городе. 24. Считаете ли вы себя человеком, сильно влияющим на других людей? а) да; б) нет. 25.  Может ли  неудачный прошлый опыт в  определенном вопросе заставить  вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы в данном деле? а) да; б) нет. 26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто: а) самый компетентный; б) у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понимать, входить в положение людей? а) да; б) нет. 28. Соблюдаете ли вы дисциплину? а) да; 9 б) нет. 29.  Какой   из   двух   типов   руководителей   кажется   вам   более   значительным (предпочтительным)? а) тот, который все решает сам; б) тот, который постоянно советуется. 30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия? а) коллегиальный тип; б) авторитарный тип. 31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют? а) да; б) нет. 32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу? а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет; б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд. 33. На собрании или совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведете себя? а) будете молчать; б) будете отстаивать свою точку зрения. 34.  Хотя   бы   иногда   называли   ли   вас   человеком,   который   подчиняет   и   свои,   и   чужие интересы только интересам дела? а) да; б) нет. 35. Если на вас возлагается очень большая ответственность за какое­то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги? а) да; б) нет. 36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности? а) работать под руководством хорошего руководителя; б) работать независимо. 37. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»? а) это верно; б) это неверно. 38.  Случалось   ли   вам   покупать   что­то,   в   чем   вы   не   испытывали   необходимости,   под влиянием мнения других лиц? а) да; б) нет. 39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних? а) да; б) нет. 40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями? а) трудности обескураживают, подавляют вас; б) трудности заставляют вас действовать активнее. 41. Часто ли вы делаете резкие упреки своим знакомым, когда они их заслуживают? а) да; б) нет. 42. Считаете ли вы, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни? а) да; б) нет. 10 43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете? а) ввожу изменения немедленно; б) осуществляю медленные, эволюционные изменения. 44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника? а) да; б) нет. 45. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да; б) нет. 46.  Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать что­то выдающееся? а) да; б) нет. 47. Кем (из предложенных профессий) вам в ранней юности хотелось стать? а) известным художником, композитором, поэтом, космонавтом и т.д.; б) руководителем коллектива (уважаемым, солидным человеком). 48. Какую музыку вам приятней слушать? а) торжественную, могучую; б) тихую, лирическую. 49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями? а) да; б) нет. 50. Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем у вас? а) да; б) нет. Подведите итоги. Подсчитайте количество набранных баллов, используя ключ. Найдите  сумму баллов и оцените свой результат. Оценка ответов, баллы Номера вопроса 1 1 - 2 1 - 3 - 1 4 1 - 5 1 - 6 - 1 7 1 - 8 - 1 9 - 1 Оценка ответов, баллы Номера вопроса 10 11 12 13 1 - 1 - 1 - 1 - 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 - 1 - 1 1 - - 1 - 1 - 1 - 1 1 - 1 - 1 - 1 - 1 - - 1 Варианты ответов А Б Варианты ответов А Б 11 Оценка ответов, баллы Номера вопроса 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 38 1 - 1 - 1 - - 1 - 1 1 - 1 - 1 - - 1 - 1 1 - 1 - - 1 Оценка ответов, баллы Номера вопроса 44 1 - 45 - 1 46 1 - 47 - 1 48 1 - 49 - 1 50 - 1 Варианты ответов А Б Варианты ответов А 40 41 42 43 - 1 - 1 1 - 1 - Б Степень выраженности лидерства: До 25 баллов — лидерство выражено слабо.  26—35 баллов — средняя выраженность лидерства.  36—40 баллов — лидерство выражено в сильной степени.  Свыше 40 баллов — склонность к диктату. ИНФОРМАЦИЯ Л И Д Е Р ­ В Е Д О М Ы Й ­ Передача части власти (соуправление) от вожатого к детям.  Известно, что человек учится, изменяется только в деятельности, творчестве.  Раскрытие в каждом ребенке лидерских (т.к. человек творит и учится только будучи в активной позиции), и творческих (для раскрытия и самовыражения личности) качеств.  Однако, проблема состоит в том, что:  1. Вожатый   не   уступает   место   лидера,   хотя   дети   уже   хотят   что­либо   делать   и   вести самостоятельно.  2. Дети не умеют руководить, и даже устроив "бунт стариков" и получив власть, не знают, что с ней делать. А если ведущий пустит дело на самотек, то и сделают кучу ошибок. А причина одна: их этому просто не научили и не создали условия для деятельности.  3. Случай ­ это когда 1 и 2 вместе, конфликт нарастает до скандала и т.д.  Итак, для того чтобы выйти на лидерскую позицию нужны минимум три вещи.  1. Заинтересовать   их   в   деятельности,   показав   им   "яркие"   дела   на   очень   высоком   уровне (планка дел) т.е. тот уровень, к которому они потом будут тянуться.  2. Научить их формам и содержанию дел, а также планированию. научить лидировать.  3. Уступить   им   место,   уйдя   с   лидерской   позиции   на   позицию   супервизора   (а   не самоусторониться), незаметно поддерживать, создавая "ситуацию успеха"  12 Для осуществления   этого смена (компания)  разделяется  на  четыре  зоны  (стадии),  разделенные между собой кризисами.  Начальная зона. (1­8 день). Делится на две фазы А (жесткую) и Б (мягкую).  1. Зона   жесткого   лидерства   ведущего   ­   жесткие   единые   педтребования,   задание   высокой планки отношений. Детям проще адаптироваться: они знают, что от них требуют.  2. Зона мягкого лидерства ­ организация органов самоуправления, закрепление позиции лидера предоставление детям возможностей проявить себя.  3. Зона жесткого взаимодействия ­ передача ЗУ ведомым.  4. Зона   мягкого   взаимодействия   ­   лидер­консультант,   ведомый   реализует   свой   творческий потенциал:   на   прежнем   уровне,   закрепляя   ЗУ,   на   следующем,   более   высоком   уровне, закрепляя его...  Логика развития 30­дневной смены (по дням).  1­3 день ­ оргпериод ­ жесткое лидирование. a) Знакомство с лагерем, его законами, традициями, требованиями вожатых.  б) Демонстрация возможностей лагеря и педсостава (дела вожатых).  в) Диагностика "входа" и огонек знакомств.  г) Выравнивание детей по социальному статусу, разбивка старых связей. д) Создание условий для решения детьми своих личностных проблем.  4­5 день ­ зона мягкого лидерства ­ продолжение демонстрации и закрепление позиции лидера.  а)   Система   дел   идет   по   возрастающей,   эмоциональный   уровень   поднимается.   Задание   высокой "планки отношений".  б) Предоставление детям возможности попробовать свои силы, себя.  в) Многовариантность действий и многообразие дел.  г) Решение личностных проблем.  д) Выявление лидеров, формирование микрогрупп и органов самоуправления ( ОСУ ), создание полной структуры коллектива.  8­9 день ­ зона жесткого взаимодействия, зона обучения.  а) Передача детям ЗУ.  б) Больший акцент на микрогрупповую работу, решение микрогрупповых проблем ( постановка задач, не решаемых в одиночку, на которые выделяется отдельное время ).  13­16  день.   Точка   передачи   лидерства   ­   через   совместную   работу:   подготовка   и   проведение отрядного   дела   с   равным   участием   детей   и   вожатых,   либо   создание   ситуации,   когда   дети вынуждены взять власть в свои руки.  21  день ­ жесткое взаимодействие ­ постепенная передача ОСУ всей полноты власти, выведение ОСУ в режим стажера. Позиция вожатого ­ инструктор, супервизор.  а).Продолжение обучающей программы с переходом к реализации полученных ЗУ,  13 б).Выход   на   макрогрупповой   (отрядный)   уровень,   решение   макрогрупповых   проблем,   упор   на общеотрядные дела. Внимание! Важно распределить систему выдачи ЗУ по нарастающей по всей длине смены. Иначе вы потеряете свою систему лидирования.  24­27  день   ­   мягкое   взаимодействие.   Позиция   вожатого   ­   наблюдатель­консультант.   Зона свободного творчества и самореализации детей через крупные общеотрядные дела.  а).Максимальная свобода выбора и действия.  б).Применение детьми ЗУ на практике.  с).Выход на дружину.  Лидерство и руководство Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером.   Лидерство   и   руководство   —   это   два   разных   понятия.   Руководство   концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.  Существует   различие   между   формальным   лидерством   —   когда   влияние   исходит   из официального положения вожатого в детском отряде и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.  Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки   зрения   распределения   ролей   управления   и   подчинения.   В   отличие   от   лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.  Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием подопечных, нацеливанием их на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.  Руководитель   —   это   человек,   который   направляет   деятельность   других   и   несет персональную   ответственность   за   ее   результаты.   Хороший   вожатый   вносит   порядок   и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.  Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.  14 Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего   они   по   необходимости   ориентируются   на   кем­то   установленные   цели   и   практически   не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения детей к делу.  Официально   назначенный   руководитель   обладает   преимуществами   в   завоевании лидирующих   позиций   в   группе,   поэтому   он   чаще,   чем   кто­либо   другой,   становится   лидером. Однако   необходимо   помнить,   что   быть   руководителем   не   означает   автоматически   считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.  Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подопечные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что вожатые видят себя определенной частью детского лагеря, как организации или   членами   особого   социального   института.   Лидеры   подбирают   и   держат   людей,   которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности детей, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию   эмоций   и   интуиции   и   всегда   готовы   вызвать   у   своих   последователей   сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают  уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.  Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя   на   каждое   отклонение   от   запланированного   ранее.   Лидеры   строят   свои   отношения   с подопечными   на   доверии,   мотивируя   и   вдохновляя   их.   Они   закладывают   доверие   в   основу групповой, совместной деятельности.  Используя свой опыт, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия   в   области   принятия   решений.   Они   пытаются   сузить   набор   путей   решения   проблемы. Решения   часто   принимаются   на   основе   прошлого   опыта.   Лидеры,   наоборот,   предпринимают постоянные   попытки   разработки   новых   и   неоднозначных   решений   проблемы.   А   самое   главное, после   того,   как   проблема   ими   решена,   лидеры   берут   на   себя   риск   и   бремя   выявления   новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего бонуса.  Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального   лидера.   Процесс   влияния   через   способности   и   умения   или   другие   ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из   признания   другими   личного   превосходства   лидера.   Формальное   лидерство   —   это   процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.  Формальный   лидер   имеет   поддержку   в   виде   делегированных   ему   официальных   полномочий   и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим личным качествам.  Стили лидерства и руководства  15 Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько   личными   качествами   руководителя,   сколько   его   манерой   поведения   по   отношению   к подопечным.  Выделим три ставших классическими стиля управления:  авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский); демократический (или коллегиальный);  попустительский (или либерально­анархический, или нейтральный).  Авторитарный  стиль   управления.   Для   него   характерны   жесткое   единоличное   принятие руководителем   всех   решений   («минимум   демократии»),   жесткий   постоянный   контроль   за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к ребенку как  к  личности.   Дети   должны   исполнять  лишь   то,  что  им  приказано.  При   этом  они  получают минимум информации. Интересы детей при этом во внимание не принимаются.  За   счет   постоянного   контроля   этот   стиль   управления   обеспечивает   вполне   приемлемые результаты   деятельности   по   непсихологическим   критериям.   Однако   недостатков   больше,   чем достоинств: ­ высокая вероятность ошибочных решений;  ­ подавление инициативы, творчества подопечных, замедление нововведений, застой, пассивность детей;  ­ неудовлетворенность детей своей деятельностью;  ­   неблагоприятный   психологический   климат   («подхалимы»,   «козлы   отпущения»,   интриги) обусловливает   повышенную   психологически­стрессовую   нагрузку,   вреден   для   психического   и физического здоровья.  Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из­за стремления управляющего   к   единовластию.   Этот   стиль   управления   целесообразен   и   оправдан   лишь   в критических ситуациях.  Демократический  стиль   управления.   Управленческие   решения   принимаются   на   основе обсуждения   проблемы,   учета   мнений   и   инициатив   подопечных   («максимум   демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими детьми («максимум контроля»);   руководитель   проявляет   интерес   и   доброжелательное   внимание   к   личности подопечных, учету их интересов, потребностей, особенностей.  Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность   правильных   взвешенных   решений,   высокие   результаты   деятельности,   инициативу, активность   детей,   удовлетворенность   детей   своей   деятельностью   и   членством   в   коллективе, благоприятный   психологический   климат   и   сплоченность   коллектива.   Этот   стиль   управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый ребенок может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой­либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство   группой   может   передаваться   от   одного   участника   другому.   При   этом   всячески 16 стимулируется   инициатива   со   стороны   подопечных,   в   коллективе   создается   благоприятный психологический климат.  Однако   реализация   демократического   стиля   возможна   при   высоких   интеллектуальных, организаторских, психологически­коммуникативных способностях руководителя.  Попустительский  стиль   управления   характеризуется,   с   одной   стороны,   «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся   достичь),   а   с   другой   —   «минимумом   контроля»   (даже   принятые   решения   не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).  Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс той или иной деятельности. Вследствие чего:  ­ результаты деятельности обычно низкие;  ­   дети   не   удовлетворены   своей   деятельностью,   руководителем,   психологический   климат   в коллективе неблагоприятный;  ­ нет никакого сотрудничества;  ­ разделы деятельности складываются из отдельных интересов лидеров;  ­ подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;   ­ идет расслоение на конфликтующие подгруппы.  Возможно   несовпадение   формы   и   содержания   действий   руководителя,   например   внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подопечным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем (маскировка   авторитарного   руководителя   под давно   уже   принято   единолично   «демократического»).   Стиль   лидера  отличается   гибкостью,   индивидуальным   и   ситуативным   подходом.   Он   должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально­психологических особенностей подопечных и своих личных качеств.  Типы лидеров По содержанию работы: 1. Лидер вдохновитель ( предлагает свою программу действий) 2. Лидер исполнитель (организует работу по заданной программе) По стилю руководства: 1. Авторитарный 2. Демократический 3. Смешанный По характеру деятельности 1. Универсальный (постоянно проявляет качества руководителя) 2. Ситуативный (проявляет качества руководителя только в определенных ситуациях) Формальные (официальные) – административный или общественный руководитель 17 Неформальный (неофициальный) – рядовые работники, которые в силу своих личностных качеств или деловых, получают признание коллектива. Им симпатизируют, поддерживают и подражают. Деловые (опыт, мастерство, знание) Эмоциональные (вызывают чувство симпатии, предрасполагают людей к откровенности) Позитивные (имеют беспрекословный моральный авторитет) Негативные (плохо влияют на группу и коллектив)  Слабость позиций формальных руководителей  Недостатки в организации труда, нездоровые отношения с подчиненными,  Наличие работников, для которых личные интересы, прежде всего, Наличие личности, которая влияет отрицател ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ Задание 7 – Ассоциация Напишите для чего необходимы эти предметы лидеру? Вата _________________________________________________ Коробка праздничная ____________________________________ Диск __________________________________________________ Галстук_______________________________________________ Свеча__________________________________________________ Карандаш______________________________________________ Блокнот_______________________________________________ иголка и нитка_________________________________________ календарь______________________________________________ шахматы______________________________________________ расческа_______________________________________________ колпак игровой_________________________________________ Задание 8 – А теперь подумайте и запишите те качества, которые относятся лично к вам! Что изменилось? 18 Задание 9 - Солнце лидера А как вы думаете, какими качествами должен обладать ЛИДЕР? Давайте вспомним, вы их уже сегодня называли. _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Посмотрите на Солнце – лидера всей Вселенной, без него не может существовать наша планета, так и лидер не может развиваться без команды. Посмотрите, солнышко потеряло все свои лучики и не может для нас для всех светить. Давайте, поможем солнышку-лидеру найти свои лучики с теми качествами, которые ему подходят. Жизнерадостность, организаторские способности, целеустремленность, активность, коммуникабельность, доброта, ответственность, ведущий за собой, душа компании, смелость, трудолюбие, уверенность в себе и т.д. Задание 10. Цитата о лидерах Составьте из предложенных слов высказывание о лидерстве 19 Вариант 2 лидеры не впереди оглядывайтесь Вариант 1 молчит. личность много когда много любая значит _______________________________________ _______________________________________ ВЫВОДЫ: Быть лидером, поверьте не просто. Ведь надо ребят за собою вести. Лидер зовут не за возраст. Лидер всегда впереди. _______________________________________ _____________________________________ 20 Оценка урока - Раскрась лепестки у цветка Красный – Все было отлично, я со всем справился! Зеленый - Так держать! Хорошо! Синий – Не много подтянуться! Желтый – Не справился. Все еще впереди! ДЛЯ ЗАМЕТОК _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ – Игровой блок Путаница». Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за  руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить  разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые  кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то  можно распутать.  * Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.  «Космос». Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы  полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан,  штурман, пассажир и «заяц». Итак, кто быстрее? Таблица 1. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения  Ум и логика  Инициативность  Рассудительность  Гибкость  Проницательность  Бдительность  Созидательность и  Умение заручаться поддержкой  Умение кооперироваться  Умение завоевывать  Оригинальность творчество популярность и престиж  Концептуальность  Честность  Такт и дипломатичность  Образованность  Знание дела  Речевая развитость  Любопытство и познавательность  Интуитивность  Личностная целостность  Смелость  Умение брать на себя риск и ответственность  Умение организовывать  Самоуверенность  Умение убеждать  Уравновешенность  Умение менять себя  Независимость  Умение быть надежным  Умение шутить и понимать юмор  Умение разбираться в людях  Самостоятельность  Амбициозность  Потребность в достижениях  Настойчивость и упорство  Энергичность  Властность  Работоспособность  Агрессивность  Стремление к превосходству  Обязательность  Участливость Рекомендуемая литература: «Игры на все случаи жизни» под редакцией Ивановой С.В. Всероссийского лагеря «Орленок» - 2006 г. 2. Шумаков А.С. «Игра – дело серьезное» М. – Просвещение – 2003 г. 3 . Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, М., 1995 4. «Удовольствие в игре» Народный университет №7 1983 г. 5. Шмаков С. «Игры шутки, игры минутки» М. «Просвещение» 1995 г. 6. Эрик Берн «Лидер и группа», М. «Просвещение» 2002 Урок 2 «Лидер и его команда» словарик понятий  Команда – группа людей, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.      Марти Бронштейн  Тренинг   ­  особая   разновидность   обучения   через   непосредственное «проживание»   и   осознание   возникающего   в   межличностном взаимодействии опыта.   А. Грецов Цель: Научить детей работать в группе через игру Задачи: 1. Углубить практические навыки и знания участников в проведении игровых  программ на командную работу. 1. Сформировать навыки командной работы. Цитаты 1.Лидер - убегающий от последователей. 2.Лидер - человек, безнаказанно 3.Лидер - это тот, кто первым достигнет дна ИНФОРМАЦИЯ КАРТА НАСТРОЕНИЯ _________________________________(ИМЯ) пожинающий плоды своего интеллектуального превосходства. пропасти. 1 2 3 4 5 ДОРОГОЙ ДРУГ! Каждый день - это что-то необычное, пусть эта карта сейчас помогает тебе разбираться в том, что происходит в тебе и вокруг, ну, а потом она напомнит о прошедшем... Левый квадрат - это твое настроение сегодня, как ты его оценишь? 0 - отвратительное; 1 - грустное; 2 - пустой день, тоскливо; 3 - тревожно; 4 - хорошо; 5 - великолепное! Правый квадрат - это то, что повлияло на твое настроение.  Узнал что-то  Научил чему-  Работа по  Что-то не получилось новое группам то других  Сделал что-то хорошее для друзей  Сделал что-то хорошее для других  Сделал что-то хорошее для себя;  Общение с друзьями  Нашел друга  Болезнь  Влюбился  Что-то личное ИНФОРМАЦИЯ Важный момент в работе любой группы, как бы жестко эта работа ни была структурирована ведущим, — осознание ею себя как целого, своих свойств и особенностей, места каждого участника в групповом пространстве. Иногда   осознание   группой   самой   себя   затруднено,   и   тогда   ведущий   специально разрабатывает сложные приемы и техники, помогающие участникам «увидеть» свое сообщество и свое место в нем. В ряде случаев это принципиально важно для достижения целей группы (скажем, если   стоит   задача   создания   сплоченной   команды),   и   тогда   такой   деятельности   могут   быть посвящены   многие   часы.   Однако   в   большинстве   случаев   достаточно   небольших   упражнений, проводимых регулярно. Как видим, отношения строятся на взаимовыгодной основе.  Вот несколько возможных определений команды: ­  команда   –   это   группа   из   двух   или   более   людей,   которые   регулярно   взаимодействуют   и координируют свою работу для достижения общей цели; ­  команда – это группа людей, работающих вместе над достижением конкретной бизнес цели. ­  команда – это способ построения организации с учетом реальных качеств ее сотрудников, во имя максимально эффективного достижения целей организации. ­  команда – это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе   достижения   поставленных   целей.   Организация   команды   строится   на   продуманном позиционировании   участников,   имеющих   общее   видение   ситуации   и   стратегических   целей   и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.  Таким   образом,   на   основании   вышеприведенных   определений,   можно   выделить   следующие существенные для команды признаки: итак, члены команды:  «работают вместе»;  «владеют отработанными процедурами взаимодействия»;  «продуманно позиционированы» и/или «взаимозаменяют друг друга»; «направлены на достижение общей цели» и/или «имеют общее видение ситуации». Работа   вместе.   Этот   признак   является   существенным   в   том   случае,   если   члены   группы работают именно вместе, а не рядом. Физическое присутствие «плеча товарища» создает сильное поле, «заряжает». Взаимная поддержка, если она есть, достигается много быстрее и без особых просьб со стороны нуждающегося. Но главное, это для чего все работаю. И если не очень понятно, «во имя чего», команда может превратиться в «группу заложников» ситуации, цель у которых вовсе нет общая, а просто одинаковая. Направленность   на   достижение   общей   цели.   Очевидно,   что   этот   признак   наиболее существенный,   однако   только   в   том   случае,   если   цель   находится   за   пределами   группы   (цель предприятия). Если целью группы является «узнать друг друга получше», провести совместный уик­энд, то это уже не команда, а дружеская компания. Формирование группы. Чрезвычайно важным является вопрос о принципах формирования группы. Оптимальный состав тренинговой или малой группы ­ 7­10 человек. Предпочтение отдастся гетерогенной группе с   участниками   примерно   одного   возраста.   В   этом   случае,   каждый   участник   чувствует   себя полноценным членом группы и вовлечен в действие. С увеличением численности, группа работает менее эффективно. Гетерогенность способствует большему межличностному пониманию, помогает создать репрезентативную модель общества в группе. Малая   группа   работает   наиболее   эффективно,   и   в   ней   возникают   особые   процессы, способствующие   самораскрытию   участников,   в   том   случае,   если   она   закрыта,   т.е.   в   группе постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии. Форма проведения занятия в тренинговой группе как способ специально организационного обучения весьма эффективна для личностного развития, особенно подростков. При   условии   соблюдения   определенных   норм,   человек   в   такой   группе   чувствует   себя принятым   и   активно   принимающим   других,   он   пользуется   доверием   группы   и   не   боится   не доверять.  Во  время   занятий   каждый  член  группы  окружен   вниманием   и  теплом,  сам  искренне заботиться об окружающих, помогает им и рассчитывает на их помощь. В   группе   постоянно   действует   обратная   связь,   что   позволяет   участнику   узнать   мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступая в контакт с ним. Чувствуя поддержку группы, участник таких занятий может активно экспериментировать, используя различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные несвойственные ему ранее, коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом комфорт, и защищенность. Групповые   занятия   дают   прекрасную   возможность   идентифицировать   себя   с   другими членами группы и выразить себя своими индивидуальными средствами. Опыт,   приобретенный   в   программе,   создает   определенный   социальный   «иммунитет», помогающий разрешать сложные проблемы, возникающие в межличностном и деловом общении практически у каждого человека. Умения   и   навыки,   которые   формируются   в   искусственно   созданной   социальной   среде, помогают эффективно осваивать сложности социального мира межличностных взаимоотношений. Важно остановиться на вопросе выработке групповых норм. Работа строится таким образом, что члены группы на первом занятии сами выдвигают идеи по поводу группового поведения и стиля общения,   заключают   соглашение,   которому   следуют   сами   под   руководством   и   при   помощи ведущего. Атмосфера безопасности и комфорта, необходимы каждому участнику для личностного раскрытия и познания, достигаются именно за счет этих, всеми принятых, групповых норм. Обычно это поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости. А.Н. Лутошкин выделяет следующие стадии развития коллектива:   «Песчаная россыпь» В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что­то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знакомы, или просто не решаются, а может и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, четкого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.  Группа   эта   существует   формально,   не   принося   радости   и   удовлетворения   всем,   кто   в   нее   «Мягкая   глина»  В   группе   находящейся   на   этой   ступени,   заметны   первые   усилия   по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования   старших.   Отношения   разные   –   доброжелательные,   конфликтные.   Ребята   по   своей инициативе   редко   приходят   на   помощь   друг   другу.   Существуют   замкнутые   приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего   организатора   пока   нет,   или   ему   трудно   себя   проявить,   так   как   по­настоящему   его некому поддержать.  «Мерцающий   маяк»  Формирующийся   коллектив   озабочен,   чтобы   каждый   шел   верным путем.   В   такой   группе   преобладает   желание   трудится   сообща,   помогать   друг   другу,   бывать  входит.  вместе.   В   группе   есть   на   кого   опереться.   Авторитетны   «смотрители»   маяка,   те,   кто   не   дает погаснуть  огню,  ­ организаторы,  актив.  Группа  заметно отличается   среди других  групп  своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык,   проявить   настойчивость   в   преодоление   трудностей,   не   всегда   хватает   сил   подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллектива, но и в целом в школе (организации). Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.   «Алый парус» Здесь действуют по принципу «один ­ за всех, все – за одного».  Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.  У   большинства   членов   «экипажа»   проявляется   чувство   гордости   за   свой   коллектив;   все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется,  как обстоят дела в других группах, соседних отрядах, коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор   бурям   и   ненастьям.   Не   всегда   хватает   мужества   признать   свои   ошибки   сразу,   но постепенно положение может быть исправлено.   «Горящий факел» Ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не   все.   Настоящий   коллектив   тот,   где   бескорыстно   приходят   на   помощь,   делая   все,   чтобы принести пользу людям.           Не всегда скорость движения коллектива по этой лестнице зависит от возраста его членов. В большей   степени   это   зависит   от   самого   организатора   и,     главное,   от   выбранного   им   стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.  1.  «Разящие   стрелы»    Приказывающий,   требующий     настаивающий.   Лидер   единолично принимает решения, настойчиво добивается его решения. 2. «Возвращающийся бумеранг» Советуется с участниками организуемого дела. Учитывая их мнение,   организатор   принимает   решение   и   начинает   действовать.   Однако   он   не   забывает советоваться с участниками, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого. 3.  «Снующий   челнок»  Уговаривающий,   Просящий,   компромиссный.   Такой   организатор стремится к компромиссу на любой основе,  лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех. 4.  «Плывущий плот»  Соглашающийся,   уступчивый,   не   вмешивающийся.   Эти   организаторы предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куа их вынесет.   Ниже представлена подборка упражнений, которые могут быть предложены группе и в середине и в конце дня, а также на заключительной встрече. Они не требуют длительного времени для своего проведения и дают хороший эффект. Задание 1 - НАША ГРУППА КАК... Представьте группу в виде какого­то предмета или процесса: нарисуй  Например, можно представить группу в виде  автомобиля или парохода. На первом этапе  ведущий не ограничивает желание участников  быть той или иной деталью. У автомобиля  может быть пять колес, три клаксона с  разным звучанием и ни одного руля или двигателя; у парохода — несколько труб, якорей, капитанских мостиков.  Задание 2 ­ Нарисуй фантастическое животное.  Напиши, почему ты выбрал это животное, как его зовут?  _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Задание 3 – Дай свое определениям команда и группа Группа – это  _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Команда – это  _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Различия между группами и командами. Отметь как ты думаешь что подходит? группы личная ответственность встречи для обмена информаций и мнений основная деятельность направлена на  выполнение индивидуальных заданий получение индивидуального результата определение индивидуальных функций,  обязанностей, задач забота о результатах индивидуальной  деятельности и преодоление личных  трудностей команды личная и взаимная ответственность частые встречи для дискуссий, принятия решений, разрешения проблем, планирования  основная деятельность направлена на  выполнение командных задач получение коллективного результата   определение индивидуальных функций,  обязанностей, задач для достижения  командного результата забота о результатах индивидуальной  деятельности каждого члена команды и  коллективное преодоление трудностей,  стоящих перед командой цели, задачи, подходы в работе определяются начальником цели, задачи, подходы в работе  определяются руководителем совместно с  членами команды  Задание 4 - Принципы построения команды:  Целеустремленность;  Сплоченность;  Ответственность. Добавь свои принципы Задание 6 «ПАЛОЧКИ ВОЛШЕБНЫЕ»  Как из 8 палочек сделать три ? //////// Из 12 палочек получить б квадратов, со стороной равной одной палочке. //////////// Задание 7 ­  Лидер придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву; Л___________________________________________________________________________________ _ И___________________________________________________________________________________ _Д__________________________________________________________________________________ __Е_________________________________________________________________________________ ___Р________________________________________________________________________________ ____ Задание № 8 Выбирите эксперта в группе. ________________________________________ Кто он?

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"

Методическое пособие "Стань Лидером!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018