Методика Эйдос-конспект на уроке литературы
Оценка 4.9

Методика Эйдос-конспект на уроке литературы

Оценка 4.9
Видео
ppt
МХК +2
7 кл
16.02.2021
Методика Эйдос-конспект на уроке литературы
поможет учителю - словеснику при подготовке к урокам
Эйдос-конспект.ppt

Эйдос-конспект

Эйдос-конспект

Эйдос-конспект

Что же такое эйдос-конспект?

Что же такое эйдос-конспект?

Что же такое эйдос-конспект?

Эйдос- (греч. éidos — вид, образ) - термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что видно», «наружность»
конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. Ожегов С.И. Словарь русского языка
Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Достоинства работы с эйдос-конспектами помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося; позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к

Достоинства работы с эйдос-конспектами помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося; позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к

Достоинства работы с эйдос-конспектами

помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося;
позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником;
требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;
развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;
для более неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит сравнивать разные точки зрения.

Виды эйдос-конспектов По форме их можно разделить на следующие: художественные (в основе - рисунок); графические (приближенные к опорным схемам-конспектам, но в основе схемы лежат образы);…

Виды эйдос-конспектов По форме их можно разделить на следующие: художественные (в основе - рисунок); графические (приближенные к опорным схемам-конспектам, но в основе схемы лежат образы);…

Виды эйдос-конспектов

По форме их можно разделить на следующие:
художественные (в основе - рисунок);
графические (приближенные к опорным схемам-конспектам, но в основе схемы лежат образы);
цветовые (в основе - цвета);
ассоциативные (рождающие собственные образы);
комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы);
цифровые (созданные на компьютере).

Художественные в основе – рисунок или фотография

Художественные в основе – рисунок или фотография

Художественные в основе – рисунок или фотография

  Тема «Небо и Земля в лирике М.Ю.Лермонтова»
 На рисунке Абдулкиной В. изображены важные для поэта образы Ангела, Демона и Паруса. Такое соединение образов отражает один из важнейших мотивов его творчества – мотив Земли и Неба.
Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова «столкновение непримиримых идей вечного сомнения» («собранье зол его стихия», «покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда») и «безусловной веры» («святой песни»).

Графические приближенные к опорным схемам- конспектам, но в основе схемы лежат образы

Графические приближенные к опорным схемам- конспектам, но в основе схемы лежат образы

Графические приближенные к опорным схемам- конспектам, но в основе схемы лежат образы

Тема «Нравственные поиски Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
ЭК  может быть построен как схема со взлётами и падениями.

Цветовые в основе - цвета Тема: «Художественный мир

Цветовые в основе - цвета Тема: «Художественный мир

Цветовые в основе - цвета

Тема: «Художественный мир Есенина»
Эйдос-конспект отражает, по Захарову А.Н., разные периоды творчества поэта, его цветовую палитру:
ранний – «бесцветный» (1910-1913 гг.) /«бесцветные дни»/,
«голубая» весна (1914-1917 гг.) /«синь, упавшая в реку»/,
«розовое» лето (1917-1919 гг.) / «свежая розовость щек»/,
«желтая» осень (1919-сер.1925 гг.) / «О, возраст осени!»/,
«черно-белая» зима (вторая половина 1925 г.) / «вся равнина покрыта … известкой» - «черный человек»/

Ассоциативные (рождающие собственные образы)

Ассоциативные (рождающие собственные образы)

Ассоциативные (рождающие собственные образы)

На ЭК Пашевич О.  нарисованы небо с плывущими по нему облаками, солнце, освещающее землю, леса, красивую березу, реку...
 Ученица поясняет: первый тревожный период, предшествующий любви, полон смутных, томительно-грустных ощущений - так похож на облака.
 Сама же истинная любовь ближе образам реки (всё время течёт, бежит, никогда не стоит на месте, но остаётся в том же русле) и солнца (светлое вечное начало, которое способно возвысить душу любящего).

Комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы)

Комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы)

Комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы)

Комбинированный эйдос-конспект Новиковой Ю.  включает авторские и ассоциативные образы. «Скука русская» - сонному оцепенению героини в начале произведения, по мнению ученицы, соответствует образ ящерицы, греющейся на солнце;
«плескалась в лунном свете» - образ бабочки.
Тихая, «как умирают крысы», смерть свекра - первое убийство, и Катерина ассоциируется с авторским образом тихой Крысы.

Структура эйдос-конспекта Эйдос-конспект состоит из 2 частей темы, цитатного материала , “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов , фотографию), - на лицевой стороне комментария…

Структура эйдос-конспекта Эйдос-конспект состоит из 2 частей темы, цитатного материала , “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов , фотографию), - на лицевой стороне комментария…

Структура эйдос-конспекта Эйдос-конспект состоит из 2 частей

темы, цитатного материала, “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов, фотографию), - на лицевой стороне
комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении) - с обратной.

Образец комментария эйдос-конспекта, проводящего литературные параллели

Образец комментария эйдос-конспекта, проводящего литературные параллели

Образец комментария эйдос-конспекта, проводящего литературные  параллели

Сравнивая цитаты из произведений наших классиков, живущих в одну эпоху («О погоде» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Коняга» М.Е.Салтыкова-Щедрина), видим общее в изображении жизни народа, понимаем, что образ измученной, избиваемой Лошади, как никакой другой образ, передает:
тяжелый каждодневный труд («надрывается лошадь-калека, непосильную ношу влача» – Н.; «часто ... надрываются ... с высоким каким-нибудь возом», «надорвала-а-сь!»- Д.; « всё нутро ... от кровавой натуги сожгло»- С.),
нищенское существование («безобразно тоща»- Н.; «маленькая, тощая ... клячонка»- Д.; « обыкновенный мужичий живот, ... узкогрудый, с выпученными ребрами и обожженными плечами»- С.),
беззащитность народа («только вздыхала глубоко и глядела»- Н.; «падает на землю, ... тяжело вздыхает и умирает»- Д.; «и пожаловаться не может»- С.)

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2021