Что же такое эйдос-конспект?
Эйдос- (греч. éidos — вид, образ) - термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что видно», «наружность»
конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. Ожегов С.И. Словарь русского языка
Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.
Достоинства работы с эйдос-конспектами
помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося;
позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником;
требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;
развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;
для более неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит сравнивать разные точки зрения.
Виды эйдос-конспектов
По форме их можно разделить на следующие:
художественные (в основе - рисунок);
графические (приближенные к опорным схемам-конспектам, но в основе схемы лежат образы);
цветовые (в основе - цвета);
ассоциативные (рождающие собственные образы);
комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы);
цифровые (созданные на компьютере).
Художественные в основе – рисунок или фотография
Тема «Небо и Земля в лирике М.Ю.Лермонтова»
На рисунке Абдулкиной В. изображены важные для поэта образы Ангела, Демона и Паруса. Такое соединение образов отражает один из важнейших мотивов его творчества – мотив Земли и Неба.
Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова «столкновение непримиримых идей вечного сомнения» («собранье зол его стихия», «покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда») и «безусловной веры» («святой песни»).
Графические приближенные к опорным схемам- конспектам, но в основе схемы лежат образы
Тема «Нравственные поиски Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
ЭК может быть построен как схема со взлётами и падениями.
Цветовые в основе - цвета
Тема: «Художественный мир Есенина»
Эйдос-конспект отражает, по Захарову А.Н., разные периоды творчества поэта, его цветовую палитру:
ранний – «бесцветный» (1910-1913 гг.) /«бесцветные дни»/,
«голубая» весна (1914-1917 гг.) /«синь, упавшая в реку»/,
«розовое» лето (1917-1919 гг.) / «свежая розовость щек»/,
«желтая» осень (1919-сер.1925 гг.) / «О, возраст осени!»/,
«черно-белая» зима (вторая половина 1925 г.) / «вся равнина покрыта … известкой» - «черный человек»/
Ассоциативные(рождающие собственные образы)
На ЭК Пашевич О. нарисованы небо с плывущими по нему облаками, солнце, освещающее землю, леса, красивую березу, реку...
Ученица поясняет: первый тревожный период,предшествующий любви, полон смутных, томительно-грустных ощущений - так похож на облака.
Сама же истинная любовь ближе образам реки (всё время течёт, бежит, никогда не стоит на месте, но остаётся в том же русле) и солнца (светлое вечное начало, которое способно возвысить душу любящего).
Комбинированные(сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы)
Комбинированный эйдос-конспект Новиковой Ю. включает авторские и ассоциативные образы. «Скука русская» - сонному оцепенению героини в начале произведения, по мнению ученицы, соответствует образ ящерицы, греющейся на солнце;
«плескалась в лунном свете» - образ бабочки.
Тихая, «как умирают крысы», смерть свекра - первое убийство, и Катерина ассоциируется с авторским образом тихой Крысы.
Структура эйдос-конспектаЭйдос-конспект состоит из 2 частей
темы, цитатного материала, “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов, фотографию), - на лицевой стороне
комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении) - с обратной.
Образец комментария эйдос-конспекта, проводящего литературные параллели
Сравнивая цитаты из произведений наших классиков, живущих в одну эпоху («О погоде» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Коняга» М.Е.Салтыкова-Щедрина), видим общее в изображении жизни народа, понимаем, что образ измученной, избиваемой Лошади, как никакой другой образ, передает:
тяжелый каждодневный труд («надрывается лошадь-калека, непосильную ношу влача» – Н.; «часто ... надрываются ... с высоким каким-нибудь возом», «надорвала-а-сь!»- Д.; « всё нутро ... от кровавой натуги сожгло»- С.),
нищенское существование («безобразно тоща»- Н.; «маленькая, тощая ... клячонка»- Д.; « обыкновенный мужичий живот, ... узкогрудый, с выпученными ребрами и обожженными плечами»- С.),
беззащитность народа («только вздыхала глубоко и глядела»- Н.; «падает на землю, ... тяжело вздыхает и умирает»- Д.; «и пожаловаться не может»- С.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.